В мире нет ничего вожделеннее сна

Романс «Сон»
соч. 8 N 5

Жанр: романс для
голоса с фортепиано, ор. 8, № 5.

Автор  стихов: А. Плещеев.1

Время создания
романса:
октябрь 1893 года.

Посвящен: Н. Д.
Скалон.2

            С.
Рахманинов написал два романса, которые называются «Сон»: первый – тот, о
котором наш рассказ, и второй, ор. 38, № 5 – незадолго до своего отъезда из
России, в 1916 году на стихи Ф. Сологуба. Парадоксально то, что если
рассматривать оба эти романса  со стороны
содержания стихов, естественно было предположить их появление в обратном
порядке. Ранний романс, на стихи А. Плещеева, поразительным образом воссоздает
то состояние и настроение С. Рахманинова, которое было у него двадцать пять лет
спустя – накануне или даже уже в эмиграции.

СОН

(Из Гейне)

И у меня был
край родной –

    Прекрасен он!

 Там ель качалась надо мной…

    Но то был сон!

 Семья друзей жива была.

    Со всех сторон

 Звучали мне любви слова…

    Но то был сон!

            Не
часто наталкиваешься на строки другого автора, столь полно соответствующие
твоему собственному состоянию. Для сравнения, из воспоминаний Л. Д. Ростовцевой
о С. Рахманинове того времени: «В Ивановке [«край родной» – А. М.], окруженный заботой и лаской всех
близких [«Семья друзей жива была. Со всех сторон звучали мне любви слова…» – А. М.], Сережа отдыхал душой и телом. Он
как-то веселел и любил шутки, игры и проказы».3 В тех же
воспоминаниях еще, годом позже: «Лето 1895 года мы были опять все время вместе,
то есть Сатины, Сережа и наша семью прожили в любимой Ивановке. В это лето
Сережа занимал комнату в большом доме во втором этаже. У него стояло пианино, и
он, как всегда, аккуратно, по часам занимался то фортепианной игрой, то
композицией. Мне очень понравился романс «Я жду тебя», который он мне тут же
посвятил. Наташе уже был  посвящен романс
«Не пой, красавица, при  мне». Татуше –
«Сон», который он  считал  особенно 
удачным».4

            Музыка
романса создает удивительный образ нежной и хрупкой иллюзорной мечты: на фоне
тихого мерно колышущегося аккомпанемента голос выводит первую грустную фразу.
Фортепиано вторит ей, но после возгласа, полного тоски – «Но то был  сон!», фортепиано проводит истинно
рахманиновскую тему – чрезвычайно выразительно (авторская ремарка в нотах: espressivo) и страстно. Вторая строфа, начинается так же как
первая, но в ней амплитуда мелодии шире, 
и кульминация приходится на самый верхний звук романса. Фортепианная
партия необычайно чутко следует за, а лучше сказать, вместе с солистом,
составляя с ним неразрывное целое.

*

            Мотив
сна занимает особое и важное место в творчестве Рахманинова, как и вообще в
литературе рубежа XIX и XX столетий. Кажется, никто не отмечал сходства раннего «Сна» с
романсом «Островок», ор. 14, № 2, написан на стихи К. Бальмонта (из Шелли). Вот
это стихотворение:

ОСТРОВОК

Из моря
смотрит островок,

Его зеленые
уклоны

Украсил трав
густых венок,

Фиалки,
анемоны.

Над ним
сплетаются листы,

Вокруг него
чуть плещут волны.

Деревья
грустны, как мечты,

Как статуи,
безмолвны.

Здесь еле
дышит ветерок,

Сюда гроза не
долетает,

И безмятежный
островок

Все дремлет,
засыпает.

            Сходства
этих романсов очевидно, во-первых, с точки зрения содержания обоих
стихотворений (ср. их последние строки), во-вторых, с точки зрения музыки: ср.
фортепианное изложение первых тактов обоих романсов, а также метр первых
вокальных строк каждого – оказывается, первая музыкальная фраза каждого романса
вполне «ложится» на музыку второго романса; ср. также музыкальное оформление фразы «Там ель качалась на до мной…»
из «Сна» с фразой «Здесь еле дышит ветерок» из «Островка», с их схожим
мелодическим рисунком и идентичным триольным аккомпанементом. (Мы
отмечаем это как яркие черты общего музыкального стиля и языка С. Рахманинова –
элементы, позволяющие безошибочно определять рахманиновские произведения как
именно  рахманиновские и ничьи  другие.)

            В 1912 году композитор пишет романс
«Мелодия», ор. 21, № 9,  на стихи С.
Надсона:

Я б умереть хотел на крыльях
упоенья,

В ленивом полусне, навеянном
мечтой,

Без мук раскаянья, без пытки
размышленья,

Без малодушных слез прощания с
землей.

Я б умереть хотел душистою
весною,

В запущенном саду, в
благоуханный день,

Чтоб купы темных лип дремали
надо мною

И колыхалася цветущая сирень.

Чтоб рядом бы ручей таинственным
журчаньем

Немую тишину тревожил и будил,

И синий небосклон торжественным
молчаньем

Об райской вечности мне внятно
говорил.

Чтоб не молился я, не плакал,
умирая,

А сладко задремал, и чтобы
снилось мне…

Что я плыву… плыву, и что
волна немая

Беззвучно отдает меня другой
волне…

                                                                1880

            Здесь впервые у
Рахманинова тема сна соприкасается с мистическим мотивом сна-смерти,
сна-успокоения. В этом стихотворении С. Надсона, упоминаются излюбленные
рахманиновские образы: «душистая весна», «запущенный сад», «цветущая сирень»;
на слова – «и синий небосклон торжественным молчаньем о райской вечности мне
внятно говорил» – приходится «тихая кульминация» романса. Всей своей атмосферой
этот романс напоминает мягкую, таинственно-завораживающую атмосферу полотен В.
Борисова-Мусатова, в которых тишина становится зримой. Можно предположить, что
С. Рахманинову были также известны и такие строки С. Надсона (из  стихотворения без  названия «…И крики оргии и гимны ликованья»,
1882):

Порой прекрасный сон мне снится:
предо мною

Привольно стелется немая даль
полей,

И зыблются хлеба, и дремлет над
рекою

Тенистый сад, в цветах и в золоте
лучей…

            Второй романс
под названием «Сон» входит в последнее собрание романсов С. Рахманинова, ор. 38
(№ 5) – последнее, написанное в России, да и вообще последнее в его  творчестве (в эмиграции композитор романсов
не писал). Весь цикл (не только «Сон») посвящен Нине Павловне Кошиц – известной
певице, артистке театра оперы С. И. Зимина в Москве, неоднократно выступавшей в
концертах с исполнением романсом С. Рахманинова.

            В этом романсе композитор создает еще более
сложный образ: здесь стихи Ф. Сологуба выражают христианскую концепцию
«смерти-утешительницы» – она просвечивает сквозь символистские покровы поэзии
Ф. Сологуба:

     В мире нет ничего
вожделеннее сна, –

     чары есть у него, у него тишина,

Читайте также:  Сонник во сне есть сырое мясо

     у него на устах ни печаль и ни смех,

     и в бездонных очах много тайных утех.

Примечания

© Александр МАЙКАПАР

Источник

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.

Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.

Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Миру мир!

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник

Изображение взято с сайта: magiya.guru

Сны — это проявление наших подавленных желаний, эмоций и чувств. Природа сна всегда вызывала повышенный интерес и служила поводом для предположений и догадок. Рассмотрим самые интересные факты об этом явлении:
• В современном обществе все чаще требуется высокоэффективный труд, поэтому время сна заметно сокращается с 9 до 7 часов и это не предел.

• Все люди погружаясь в дрёму, видят сны. Ночью человека посещают от четырех до шести сюжетов, и они не связаны друг от друга.

• Ученые выяснили, что есть люди, которые могут смотреть на свои собственные сны как сторонние наблюдатели, при этом человек осознает, что видит сон и может управлять его содержанием. Это осознанные сновидения.

Цветные сны видят 90 процентов людей, и это в основном, молодежь. Ученые связывают это тем, что в домах практически отсутствует черно-белое телевидение. Люди, которые бросили курить, видят сны наиболее красочные, чем не курящие.

• Ограниченные сны видят лишенные зрения люди. К этим ограничениям относятся звуки, эмоции и обоняние.

• Проходит всего 5 минут как вы проснулись, а вы не помните и половины своих снов.

• Человек спит треть своей жизни, но это не так и много, по сравнению с кошками, которые спят примерно по 16 часов каждые сутки, проводя во сне 70 процентов своей жизни.

• Вы когда-нибудь «падали» при засыпании? Ощущение падения происходит тогда, когда ваш мозг уже успел уснуть, а тело ещё нет. Так бывает, когда вы чересчур утомились за день, испытали стресс или просто не спали. Мозг быстро отключается, как только вы коснулись подушки, а тело ещё не спит.

Читайте также:  Сон на взлетной полосе операция пластилин

• Иногда наоборот, люди, кажется, просыпаются, пытаются встать, но не могут двинуться. Виновники такого сонного паралича: стресс и недосыпание, такое состояние хоть и пугает до дрожи, но здоровью не вредит.

• А вот лунатизм — может представлять серьезную опасность. Когда человек бродит по дому, он может споткнуться, натворить всяких дел ночью, а когда проснётся, то ничего не вспомнит. Это потому, что его тело проснулось, а мозг не активизировался.

• Разговоры во сне в отличие от лунатизма, безобидны. Можно услышать ночью и стихи, и песни, и даже ругань. Объясняется тем, что тело уже спит, а у мышц ещё достаточно сил, чтобы отражать пережитые за день эмоции. Разговоры во сне могут длиться около 30 секунд.

• Случалось ли вам смотреть один и тот же сон? Обычно, эти сны хорошо запоминаются, так как отличаются особой красочностью и эмоциональностью. Такие сновидения имеют очень важное значение, они рассказывают о ваших незавершённых делах или указывают на важные события в действительности, на которые мы не обратили внимание. Ещё причиной может быть проблема, на которой вы слишком зациклены. Если представить эту проблемную ситуацию перед сном, то вам может присниться решение проблемы.

• Громкие звуки способны нас разбудить, а вот самые сильные запахи — нет. Мозг обрабатывает информацию, но картинка сливается со сном, поэтому спящие люди часто погибают во время пожаров.

Изображение взято с сайта: trenermozga. guru.

• Во время сновидения температура тела снижается, сердце расслабляется, понижается кровяное давление, весь организм как бы заряжается для того, чтобы начать работу на следующий день. Во время сна вырабатывается белок и коллаген, укрепляются сосуды и коже становится эластичной, омолаживается.
Именно во сне идёт обновление всех тканей организма, увеличивается поступление кислорода, выводятся токсины.

• Мало кто не летал во сне. В это время, оказывается, снижается нагрузка на межпозвоночные диски, они вытягиваются, и весь позвоночник выпрямляется.

• Мозг во время сна продолжает контролировать все процессы, которые происходят в организме, правда в более спокойном режиме. Клетки мозга обрабатывают информацию, которая была получена за день, а потом распределяют по определенным участкам мозга, как по ячейкам.

• Сон необходим для “ремонта“ накопленных за день повреждений ДНК.

• И ещё: за час ночного сна тратится 60-70 калорий, чем дольше спим, тем больше калорий сжигаем. Дефицит сна влияет на выработку гормона голода – грелина, человек перестает контролировать количество потребляемой пищи, в результате, съедает на 40% больше необходимого количества еды.

От недосыпания у человека ухудшается память, он путается в фактах и постоянно забывает очень необходимые вещи. Именно сновидения избавляют нас от ежедневных ненужных и неприятных эмоций, добавляя их к нашему опыту. Так сама эмоция становится не активна и перестаёт нас беспокоить.

Была интересной статья?

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.

Источник

Ïîïàëè íà ãëàçà ýòè ñòðî÷êè.Íå ìîã íå çàïèñàòü.Óæ î÷åíü ïîíðàâèëèñü.

Òû ìåíÿ íå ëþáèøü, íå æàëååøü,

Ðàçâå ÿ íåìíîãî íå êðàñèâ?

Íå ñìîòðÿ â ëèöî, îò ñòðàñòè ìëååøü,

Ìíå íà ïëå÷è ðóêè îïóñòèâ.

Ìîëîäàÿ, ñ ÷óâñòâåííûì îñêàëîì,

ß ñ òîáîé íå íåæåí è íå ãðóá.

Ðàññêàæè ìíå, ñêîëüêèõ òû ëàñêàëà?

Ñêîëüêî ðóê òû ïîìíèøü? Ñêîëüêî ãóá?

Çíàþ ÿ – îíè ïðîøëè, êàê òåíè,

Íå êîñíóâøèñü òâîåãî îãíÿ,

Ìíîãèì òû ñàäèëàñü íà êîëåíè,

À òåïåðü ñèäèøü âîò ó ìåíÿ.

Ïóñòü òâîè ïîëóçàêðûòû î÷è

È òû äóìàåøü î êîì-íèáóäü äðóãîì,

ß âåäü ñàì ëþáëþ òåáÿ íå î÷åíü,

Óòîïàÿ â äàëüíåì äîðîãîì.

Ýòîò ïûë íå íàçûâàé ñóäüáîþ,

Ëåãêîäóìíà âñïûëü÷èâàÿ ñâÿçü, –

Êàê ñëó÷àéíî âñòðåòèëñÿ ñ òîáîþ,

Óëûáíóñü, ñïîêîéíî ðàçîéäÿñü.

Äà è òû ïîéäåøü ñâîåé äîðîãîé

Ðàñïûëÿòü áåçðàäîñòíûå äíè,

Òîëüêî íåöåëîâàííûõ íå òðîãàé,

Òîëüêî íåãîðåâøèõ íå ìàíè.

È êîãäà ñ äðóãèì ïî ïåðåóëêó

Òû ïðîéäåøü, áîëòàÿ ïðî ëþáîâü

Ìîæåò áûòü, ÿ âûéäó íà ïðîãóëêó,

È ñ òîáîþ âñòðåòèìñÿ ìû âíîâü.

Îòâåðíóâ ê äðóãîìó áëèæå ïëå÷è

È íåìíîãî íàêëîíèâøèñü âíèç,

Òû ìíå ñêàæåøü òèõî: “Äîáðûé âå÷åð!”

ß îòâå÷ó: “Äîáðû âå÷åð, miss”.

È íè÷òî äóøè íå ïîòðåâîæèò,

È íè÷òî åå íå áðîñèò â äðîæü, –

Êòî ëþáèë, óæ òîò ëþáèòü íå ìîæåò,

Êòî ñãîðåë, òîãî íå ïîäîææåøü.

    * * *

Êàêàÿ íî÷ü! ß íå ìîãó.
Íå ñïèòñÿ ìíå. Òàêàÿ ëóííîñòü.
Åùå êàê áóäòî áåðåãó
 äóøå óòðà÷åííóþ þíîñòü.

Ïîäðóãà îõëàäåâøèõ ëåò,
Íå íàçûâàé èãðó ëþáîâüþ,
Ïóñòü ëó÷øå ýòîò ëóííûé ñâåò
Êî ìíå ñòðóèòñÿ ê èçãîëîâüþ.

Ïóñòü èñêàæåííûå ÷åðòû
Îí îáðèñîâûâàåò ñìåëî –
Âåäü ðàçëþáèòü íå ñìîæåøü òû,
Êàê ïîëþáèòü òû íå ñóìåëà.

Ëþáèòü ëèøü ìîæíî òîëüêî ðàç,
Âîò îòòîãî òû ìíå ÷óæàÿ,
×òî ëèïû òùåòíî ìàíÿò íàñ,
 ñóãðîáû íîãè ïîãðóæàÿ.

Âåäü çíàþ ÿ è çíàåøü òû,
×òî â ýòîò îòñâåò ëóííûé, ñèíèé
Íà ýòèõ ëèïàõ íå öâåòû –
Íà ýòèõ ëèïàõ ñíåã äà èíåé.

×òî îòëþáèëè ìû äàâíî,
Òû – íå ìåíÿ, à ÿ – äðóãóþ,
È íàì îáîèì âñå ðàâíî
Èãðàòü â ëþáîâü íåäîðîãóþ.

Íî âñå æ ëàñêàé è îáíèìàé
 ëóêàâîé ñòðàñòè ïîöåëóÿ,
Ïóñòü ñåðäöó âå÷íî ñíèòñÿ ìàé
È òà, ÷òî íàâñåãäà ëþáëþ ÿ.

     * * *

Íå ãëÿäè íà ìåíÿ ñ óïðåêîì,
ß ïðåçðåíüÿ ê òåáå íå òàþ.
Íå ëþáëþ ÿ òâîé âçîð ñ ïîâîëîêîé
È ëóêàâóþ êðîòîñòü òâîþ.

Äà, òû êàæåøüñÿ ìíå ðàñïðîñòåðòîé,
È, ïîæàëóé, óâèäåòü ÿ ðàä,
Êàê ëèñà, ïðèòâîðèâøèñü ìåðòâîé,
Ëîâèò âîðîíîâ è âîðîíÿò.

Íó è ÷òî æå – ëîâè, ÿ íå ñòðóøó,
Òîëüêî êàê áû òâîé ïûë íå ïîãàñ?
Íà ìîþ îõëàäåâøóþ äóøó
Íàòûêàëèñü òàêèå íå ðàç.

Íå òåáÿ ÿ ëþáëþ, äîðîãàÿ,
Òû ëèøü îòçâóê, ëèøü òîëüêî òåíü, –
Ìíå â ëèöå òâîåì ñíèòñÿ äðóãàÿ,
Ó êîòîðîé ãëàçà – ãîëóáåíü.

Ïóñòü îíà è íå âûãëÿäèò êðîòêîé
È, ïîæàëóé, íà âèä õîëîäíà,
Íî îíà âåëè÷àâîé ïîõîäêîé
Âñêîëûõíóëà ìíå äóøó äî äíà.

Âîò òàêóþ åäâà ëü îòóìàíèøü,
È íå õî÷åøü ïîéòè, äà ïîéäåøü,
Íó, à òû äàæå â ñåðäöå íå âðàíèøü
Íàïîåííóþ ëàñêîþ ëîæü.

Íî è âñå æå, òåáÿ ïðåçèðàÿ,
ß ñìóùåííî îòêðîþñü íàâåê:
Åñëè á íå áûëî àäà è ðàÿ,
Èõ áû âûäóìàë ñàì ÷åëîâåê.

Читайте также:  К чему видеть во сне свою голую грудь

     * * *

Íå æàëåþ, íå çîâó, íå ïëà÷ó,
Âñå ïðîéäåò, êàê ñ áåëûõ ÿáëîíü äûì.
Óâÿäàíüÿ çîëîòîì îõâà÷åííûé,
ß íå áóäó áîëüøå ìîëîäûì.

Òû òåïåðü íå òàê óæ áóäåøü áèòüñÿ,
Ñåðäöå, òðîíóòîå õîëîäêîì,
È ñòðàíà áåðåçîâîãî ñèòöà
Íå çàìàíèò øëÿòüñÿ áîñèêîì.

Äóõ áðîäÿæèé! Òû âñå ðåæå, ðåæå
Ðàñøåâåëèâàåøü ïëàìåíü óñò.
Î, ìîÿ óòðà÷åííàÿ ñâåæåñòü,
Áóéñòâî ãëàç è ïîëîâîäüå ÷óâñòâ!

ß òåïåðü ñêóïåå ñòàë â æåëàíüÿõ.
Æèçíü ìîÿ, èëü òû ïðèñíèëàñü ìíå?
Ñëîâíî ÿ âåñåííåé ãóëêîé ðàíüþ
Ïðîñêàêàë íà ðîçîâîì êîíå.

Âñå ìû, âñå ìû â ýòîì ìèðå òëåííû,
Òèõî ëüåòñÿ ñ êëåíîâ ëèñòüåâ ìåäü…
Áóäü æå òû âîâåê áëàãîñëîâåííî,
×òî ïðèøëî ïðîöâåñòü è óìåðåòü.

     * * *

Çàìåòàëñÿ ïîæàð ãîëóáîé,
Ïîçàáûëèñü ðîäèìûå äàëè.
 ïåðâûé ðàç ÿ çàïåë ïðî ëþáîâü,
 ïåðâûé ðàç îòðåêàþñü ñêàíäàëèòü.

Áûë ÿ âåñü – êàê çàáðîøåííûé ñàä,
Áûë íà æåíùèí è çåëèå ïàäêèé –
Ðàçîíðàâèëîñü ïèòü è ïëÿñàòü,
È òåðÿòü ñâîþ æèçíü áåç îãëÿäêè.

Ìíå áû òîëüêî ñìîòðåòü íà òåáÿ,
Âèäåòü ãëàç çëàòîêàðèé îìóò,
È, ÷òîá ïðîøëîå íå ëþáÿ,
Òû óéòè íå ñìîãëà ê äðóãîìó.

Ïîñòóïü íåæíàÿ, ëåãêèé ñòàí:
Åñëè á çíàëà òû ñåðäöåì óïîðíûì,
Êàê óìååò ëþáèò õóëèãàí,
Êàê óìååò îí áûòü ïîêîðíûì.

ß á íàâåêè çàáûë êàáàêè,
È ñòèõè áû ïèñàòü çàáðîñèë,
Òîëüêî á òîíêîé êàñàòüñÿ ðóêè
È âîëîñ òâîèõ, öâåòîì â îñåíü.

ß á íàâåêè ïîøåë çà òîáîé,
Õîòü â ñâîè, õîòü â ÷óæèå äàëè…
 ïåðâûé ðàç ÿ çàïåë ïðî ëþáîâü,
 ïåðâûé ðàç îòðåêàþñü ñêàíäàëèòü.

     * * *

Ìíå ãðóñòíî íà òåáÿ ñìîòðåòü,
Êàêàÿ áîëü, êàêàÿ æàëîñòü!
Çíàòü, òîëüêî èâîâàÿ ìåäü
Íàì â ñåíòÿáðå ñ òîáîé îñòàëàñü.

×óæèå ãóáû ðàçíåñëè
Òâîå òåïëî è òðåïåò òåëà,
Êàê áóäòî äîæäèê ìîðîñèò
Ñ äóøè, íåìíîãî îìåðòâåëîé.

Íó ÷òî æ! ß íå áîþñü åãî.
Èíàÿ ðàäîñòü ìíå îòêðûëàñü.
Âåäü íå îñòàëîñü íè÷åãî,
Êàê òîëüêî æåëòûé òëåí è ñûðîñòü.

Âåäü è ñåáÿ ÿ íå ñáåðåã
Äëÿ òèõîé æèçíè, äëÿ óëûáîê.
Òàê ìàëî ïðîéäåíî äîðîã,
Òàê ìíîãî ñäåëàíî îøèáîê!

Ñìåøíàÿ æèçíü, ñìåøíîé ðàçëàä.
Òàê áûëî è òàê áóäåò ïîñëå.
Êàê êëàäáèùå, óñåÿí ñàä
 áåðåç èçãëîäàííûå êîñòè.

Âîò òàê æå îòöâåòåì è ìû,
È îòøóìèì, êàê ãîñòè ñàäà…
Êîëü íåò öâåòîâ ñðåäè çèìû,
Òàê è ãðóñòèòü î íèõ íå íàäî.

     * * *

Âå÷åð ÷åðíûå áðîâè íàñîïèë.
×üè-òî êîíè ñòîÿò ó äâîðà.
Íå â÷åðà ëè ÿ ìîëîäîñòü ïðîïèë?
Ðàçëþáèë ëè òåáÿ íå â÷åðà?

Íå õðàïè, çàïîçäàëàÿ òðîéêà!
Íàøà æèçíü ïðîíåñëàñü áåç ñëåäà.
Ìîæåò, çàâòðà áîëüíè÷íàÿ êîéêà
Óñïîêîèò ìåíÿ íàâñåãäà.

Ìîæåò, çàâòðà ñîâñåì ïî-äðóãîìó
ß óéäó, èñöåëåííûé íàâåê,
Ñëóøàòü ïåñíè äîæäåé è ÷åðåìóõ,
×åì çäîðîâûé æèâåò ÷åëîâåê.

Ïîçàáóäó ÿ ìðà÷íûå ñèëû,
×òî òåðçàëè ìåíÿ, ãóáÿ.
Îáëèê ëàñêîâûé! Îáëèê ìèëûé!
Ëèøü îäíó íå çàáóäó òåáÿ.

Ïóñòü ÿ áóäó ëþáèòü äðóãóþ,
Íî è ñ íåþ, ñ ëþáèìîé, ñ äðóãîé,
Ðàññêàæó ïðî òåáÿ, äîðîãóþ,
×òî êîãäà-òî ÿ çâàë äîðîãîé.

Ðàññêàæó, êàê òåêëà áûëàÿ
Íàøà æèçíü, ÷òî áûëîé íå áûëà…
Ãîëîâà ëü òû ìîÿ óäàëàÿ,
Äî ÷åãî æ òû ìåíÿ äîâåëà?

     “ÑÎÁÀÊÅ ÊÀ×ÀËÎÂÀ”

Äàé, Äæèì, íà ñ÷àñòüå ëàïó ìíå,
Òàêóþ ëàïó íå âèäàë ÿ ñðîäó.
Äàâàé ñ òîáîé ïîëàåì ïðè ëóíå
Íà òèõóþ, áåñøóìíóþ ïîãîäó.
Äàé, Äæèì, íà ñ÷àñòüå ëàïó ìíå.

Ïîæàëóéñòà, ãîëóá÷èê, íå ëèæèñü.
Ïîéìè ñî ìíîé õîòü ñàìîå ïðîñòîå.
Âåäü òû íå çíàåøü, ÷òî òàêîå æèçíü,
Íå çíàåøü òû, ÷òî æèòü íà ñâåòå ñòîèò.

Õîçÿèí òâîé è ìèë, è çíàìåíèò.
È ó íåãî ãîñòåé áûâàåò â äîìå ìíîãî,
È êàæäûé, óëûáàÿñü, íîðîâèò
Òåáÿ ïî øåðñòè áàðõàòíîé ïîòðîãàòü.

Òû ïî-ñîáà÷üè äüÿâîëüñêè êðàñèâ,
Ñ òàêîþ ìèëîþ äîâåð÷èâîé ïðèÿòöåé.
È, íèêîãî íè êàïëè íå ñïðîñèâ,
Êàê ïüÿíûé äðóã òû ëåçåøü öåëîâàòüñÿ.

Ìîé ìèëûé Äæèì, ñðåäè òâîèõ ãîñòåé
Òàê ìíîãî âñÿêèõ è íåâñÿêèõ áûëî.
Íî òà, ÷òî âñåõ áåçìîëâíåé è ãðóñòíåé,
Ñþäà ñëó÷àéíî âäðóã íå çàõîäèëà?

Îíà ïðèäåò, äàþ òåáå ïîðóêó,
È áåç ìåíÿ, â åå óñòàâÿñü âçãëÿä,
Òû çà ìåíÿ ëèçíè åé íåæíî ðóêó
Çà âñå, â ÷åì áûë è íå áûë âèíîâàò.

     * * *

Íå êðèâè óëûáêó, ðóêè òåðåáÿ,
ß ëþáëþ äðóãóþ, òîëüêî íå òåáÿ.
Òû ñàìà âåäü çíàåøü, çíàåøü õîðîøî –
Íå òåáÿ ÿ âèæó, íå ê òåáå ïðèøåë.
Ïðîõîäèë ÿ ìèìî, ñåðäöó âñå ðàâíî –
Ïðîñòî çàõîòåëîñü çàãëÿíóòü â îêíî.

     * * *

Êòî ÿ? ×òî ÿ? Òîëüêî ëèøü ìå÷òàòåëü,
Ñèíü î÷åé óòðàòèâøèé âî ìãëå,
Ýòó æèçíü ïðîæèë ÿ ñëîâíî êñòàòè,
Çàîäíî ñ äðóãèìè íà çåìëå.

È ñ òîáîé öåëóþñü ïî ïðèâû÷êå,
ïîòîìó ÷òî ìíîãèõ öåëîâàë,
È, êàê áóäòî çàæèãàÿ ñïè÷êè,
Ãîâîðþ ëþáîâíûå ñëîâà.

“Äîðîãàÿ”, “ìèëàÿ”, “íàâåêè”,
À â äóøå âñåãäà îäíî è òî æ:
Åñëè òðîíóòü ñòðàñòè â ÷åëîâåêå,
Òî, êîíå÷íî, ïðàâäû íå íàéäåøü.

Îòòîãî äóøå ìîåé íå æåñòêî
Íè æåëàòü, íè òðåáîâàòü îãíÿ,
Òû, ìîÿ õîäÿ÷àÿ áåðåçêà,
Ñîçäàíà äëÿ ìíîãèõ è ìåíÿ.

Íî, âñåãäà èùà ñåáå äðóãóþ
È òîìÿñü â íåëàñêîâîì ïëåíó,
ß òåáÿ íèñêîëüêî íå ðåâíóþ,
ß òåáÿ íèñêîëüêî íå êëÿíó.

Êòî ÿ? ×òî ÿ? Òîëüêî ëèøü ìå÷òàòåëü,
Ñèíü î÷åé óòðàòèâøèé âî ìãëå.
È òåáÿ ëþáèë ÿ òîëüêî êñòàòè,
Çàîäíî ñ äðóãèìè íà çåìëå.

     * * *

Íó, öåëóé ìåíÿ, öåëóé,
Õîòü äî êðîâè, õîòü äî áîëè.
Íå â ëàäó ñ õîëîäíîé âîëåé
Êèïÿòîê ñåðäå÷íûõ ñòðóé.

Îïðîêèíóòàÿ êðóæêà
Ñðåäü âåñåëûõ íå äëÿ íàñ.
Ïîíèìàé, ìîÿ ïîäðóæêà,
Íà çåìëå æèâóò ëèøü ðàç!

Îãëÿäèñü ñïîêîéíûì âçîðîì,
Ïîñìîòðè: âî ìãëå ñûðîé
Ìåñÿö, ñëîâíî æåëòûé âîðîí,
Êðóæèò, âüåòñÿ íàä çåìëåé.

Íó, öåëóé æå! Òàê õî÷ó ÿ.
Ïåñíþ òëåí ïðîïåë è ìíå.
Âèäíî, ñìåðòü ìîþ ïî÷óÿë
Òîò, êòî âüåòñÿ â âûøèíå.

Óâÿäàþùàÿ ñèëà!
Óìèðàòü – òàê óìèðàòü!
Äî êîí÷èíû ãóáû ìèëîé
ß õîòåë áû öåëîâàòü,

×òîá âñå âðåìÿ â ñèíèõ äðåìàõ,
Íå ñòûäÿñü è íå òàÿ,
 íåæíîì øåëåñòå ÷åðåìóõ
Ðàçäàâàëîñü: “ß òâîÿ”.

È ÷òîá ñâåò íàä ïîëíîé êðóæêîé
Ëåãêîé ïåíîé íå ïîãàñ –
Ïåé è ïîé, ìîÿ ïîäðóæêà:

Àâòîð Ñåðãåé Åñåíèí

Источник