Комплекс физических упражнений обеспечивающий постепенный переход от сна к бодрствованию называется

Комплекс физических упражнений обеспечивающий постепенный переход от сна к бодрствованию называется thumbnail

Тест по физической культуре для учащихся 5 классов

Вариант 1 (5 класс)

К каждому из заданий А1-А2 даны варианты ответа, из которых только один правильный.

Номер этого ответа обведите кружочком

ЧАСТЬ 1

А1.Выбери правильный ответ:

А) Здоровье – это отсутствие болезней и физических недостатков у человека

Б)здоровье – это физическое , душевное и социальное благополучие человека

А2. Выбери правильный ответ:

А) Режим дня – это равномерный прием пищи в течение суток

Б)Режим дня- это ежедневная равномерная учебная деятельность в течение суток

В)Режим дня- это ежедневное правильное чередование видов деятельности в течение суток

А3. Выбери правильный ответ: утренняя гимнастика – это

А) комплекс упражнений, облегчающий переход от сна к бодрствованию

Б) комплекс упражнений для развития гибкости

В)комплекс упражнений для снятия напряжения

А4. Выбери правильный ответ: двигательные способности – это

А) Двигательные способности – это гибкость, сила, быстрота, выносливость, ловкость

Б) Двигательные способности – это гибкость, сила, быстрота, скорость, ловкость

В) Двигательные способности – это гибкость, сила, быстрота, выносливость, пластичность

А5. Выбери правильный ответ: гибкость- это

А) способность выполнять движения с большой амплитудой

Б) способность выполнять движения с маленькой амплитудой

В)способность выполнять движения с большой скоростью

А6. Выбери правильный ответ:

А) Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий

Б) Сила – это способность преодолевать внутреннее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий

В) Сила – это способность преодолевать внутреннее сопротивление или содействовать ему за счет мышечных усилий

А7. Выбери правильный ответ:

А) Быстрота – это способность совершать двигательные действия за минимальный отрезок времени

Б) Быстрота – это способность совершать двигательные действия за максимальный отрезок времени

В) Быстрота – это способность совершать танцевальные действия за минимальный отрезок времени

А8. Выбери правильный ответ:

А) Выносливость – это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Б)Выносливость – это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности с снижением ее эффективности.

В) Выносливость – это способность к быстрому выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

А9. Выбери правильный ответ:

А) Ловкость – это психические и двигательные способности, обеспечивающие правильное выполнение движений

Б) Ловкость – это психические и умственные способности, обеспечивающие правильное выполнение движений

В) Ловкость – это физические и двигательные способности, обеспечивающие правильное выполнение движений.

А10. Выбери правильный ответ:

А) Осанка – это привычная поза человека в положении стоя, сидя, во время ходьбы.

Б) Осанка – это правильная поза человека в положении стоя, сидя, во время ходьбы.

В) Осанка – это поза человека в положении стоя, сидя, во время ходьбы.

А11. Назовите 4 вида гимнастики:

А) спортивная, художественная, пластическая и аэробика

Б) спортивная, мышечная, основная и аэробика

В) спортивная, художественная, акробатика , аэробика

А12.Выбери правильный ответ:

А) Опорный прыжок – это прыжок через «козла» с опорой на руки

Б) Опорный прыжок – это прыжок через «мостик» с опорой на руки

В) Опорный прыжок – это прыжок через гимнастический снаряд с опорой на руки

А13. Выбери правильный ответ:

А) Неопорный прыжок – это прыжок без опоры на какой-нибудь снаряд

Б) Неопорный прыжок – это прыжок на двух ногах без опоры

В) Неопорный прыжок – это прыжок на скакалке без опоры

А14. Выбери правильный ответ:

А) Вис – это положение тела, при котором плечи находятся ниже точки хвата

Б) Вис – это положение тела, при котором плечи находятся выше точки хвата

В) Вис – это положение тела, при котором плечи находятся на уровне точки хвата

А15. Выбери правильный ответ:

А) Упор –это положение тела, при котором плечи находятся выше точки опоры

Б) Упор –это положение тела, при котором плечи находятся на уровне точки опоры

В) Упор –это положение тела, при котором плечи находятся ниже точки опоры

Часть 2

При выполнении заданий В1-В2 дополните пропущенное в тексте слово (фразу), которое является ключевым в данном определении (понятии). В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

В1. Олимпийская эмблема – пять переплетенных колец, обозначающих_______________

_____________________________________________________________________________

В2. Для развития различных видов выносливости необходимо выполнять двигательные действия, постепенно увеличивая их длительность до______________________________

В3.Какова техника бега на короткие дистанции с низкого старта?

  • По команде «На старт!»: тяжесть тела равномерно распределить между точками опоры: руками , стопой впереди стоящей ноги и ____________________________

______________________________________________________________________

  • По команде «Внимание!»: туловище слегка согнуть, голову несколько опустить, взгляд направить ________________________________________________________

  • По команде «Марш!»: руками , согнутыми в локтевых суставах, выполнить ______________________________________ движения

  • Во время бега по дистанции необходимо достичь своей __________________скорости и сохранять ее как можно дольше.

  • В момент пересечения финишной линии на полной скорости на последнем шаге бега выполнить _____________________________

Часть3

При выполнении задания вам необходимо заполнить по тексту задания пропущенные слова (фразы) в пяти пунктах. Ответы на эти задания следует записывать в пробелы предложенного текста с учетом последовательности действий.

С1. Техника безопасности на занятиях по плаванию?

  • До начала занятий по плаванию необходимо надеть_____________________________________________________________________

  • Во время занятий входить в воду только с ______________________________________

  • В экстренной ситуации о происшествии сообщить_______________________________

  • По окончании занятий необходимо____________________________________________

  • Назовите 2 способа плавания_________________________________________________

Вариант 2 (5 класс)

К каждому из заданий А1-А2 даны варианты ответа, из которых только один правильный.

Номер этого ответа обведите кружочком

ЧАСТЬ 1

А1.Выбери правильный ответ:

Назовите 4 вида гимнастики:

А) спортивная, художественная, пластическая и аэробика

Б) спортивная, мышечная, основная и аэробика

В) спортивная, художественная, акробатика , аэробика

А2. Выбери правильный ответ:

А) Упор –это положение тела, при котором плечи находятся выше точки опоры

Б) Упор –это положение тела, при котором плечи находятся на уровне точки опоры

В) Упор –это положение тела, при котором плечи находятся ниже точки опоры

А3. Выбери правильный ответ: двигательные способности – это

А) Двигательные способности – это гибкость, сила, быстрота, выносливость, ловкость

Б) Двигательные способности – это гибкость, сила, быстрота, скорость, ловкость

В) Двигательные способности – это гибкость, сила, быстрота, выносливость, пластичность

А4. Выбери правильный ответ:

А) Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий

Б) Сила – это способность преодолевать внутреннее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий

В) Сила – это способность преодолевать внутреннее сопротивление или содействовать ему за счет мышечных усилий

А5. Выбери правильный ответ:

А)Здоровье – это отсутствие болезней и физических недостатков у человека

Б)здоровье – это физическое , душевное и социальное благополучие человека

А6. Выбери правильный ответ:

А) Опорный прыжок – это прыжок через «козла» с опорой на руки

Б) Опорный прыжок – это прыжок через «мостик» с опорой на руки

В) Опорный прыжок – это прыжок через гимнастический снаряд с опорой на руки

А7. Выбери правильный ответ:

А) Быстрота – это способность совершать двигательные действия за минимальный отрезок времени

Б) Быстрота – это способность совершать двигательные действия за максимальный отрезок времени

В) Быстрота – это способность совершать танцевальные действия за минимальный отрезок времени

Читайте также:  Сонник онлайн толкователь снов миллера бесплатно

А8. Выбери правильный ответ: гибкость- это

А) способность выполнять движения с большой амплитудой

Б) способность выполнять движения с маленькой амплитудой

В)способность выполнять движения с большой скоростью

А9. Выбери правильный ответ:

А) Выносливость – это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Б)Выносливость – это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности с снижением ее эффективности.

В) Выносливость – это способность к быстрому выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

А10. Выбери правильный ответ: утренняя гимнастика – это

А) комплекс упражнений, облегчающий переход от сна к бодрствованию

Б) комплекс упражнений для развития гибкости

В)комплекс упражнений для снятия напряжения

А11. Выбери правильный ответ:

А) Вис – это положение тела, при котором плечи находятся ниже точки хвата

Б) Вис – это положение тела, при котором плечи находятся выше точки хвата

В) Вис – это положение тела, при котором плечи находятся на уровне точки хвата

А12.Выбери правильный ответ:

А) Ловкость – это психические и двигательные способности, обеспечивающие правильное выполнение движений

Б) Ловкость – это психические и умственные способности, обеспечивающие правильное выполнение движений

В) Ловкость – это физические и двигательные способности, обеспечивающие правильное выполнение движений.

А13. Выбери правильный ответ:

А) Неопорный прыжок – это прыжок без опоры на какой-нибудь снаряд

Б) Неопорный прыжок – это прыжок на двух ногах без опоры

В) Неопорный прыжок – это прыжок на скакалке без опоры

А14. Выбери правильный ответ:

А) Режим дня – это равномерный прием пищи в течение суток

Б)Режим дня- это ежедневная равномерная учебная деятельность в течение суток

В)Режим дня- это ежедневное правильное чередование видов деятельности в течение суток

А15. Выбери правильный ответ:

А) Осанка – это привычная поза человека в положении стоя, сидя, во время ходьбы.

Б) Осанка – это правильная поза человека в положении стоя, сидя, во время ходьбы.

В) Осанка – это поза человека в положении стоя, сидя, во время ходьбы.

Часть 2

При выполнении заданий В1-В2 дополните пропущенное в тексте слово (фразу), которое является ключевым в данном определении (понятии). В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

В1. Состязания атлетов, известные в мировой истории как Олимпийские игры, зародились в __

_____________________________________________________________________________

В2. Упражнения, направленные на развитие ловкости, достаточно быстро ведут к утомлению, поэтому их лучше выполнять до _______________________________________упражнений.

В3.Какова техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»?

3.1Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» условно делится на 4 фазы: ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

(перечислите все фазы)

3.2 Разбег нужен для того , чтобы ________________________________________________________

3.3 Необходимо выработать привычку при разбеге попадать толчковой ногой на_____________________________________________________________________________

3.4 Во время полета толчковая нога _____________________________________ и обе ноги к______________________________________________

3.5 Как только ноги коснуться песка, прыгун сгибает их в коленях, а руки, чтобы не упасть назад _____________________________________________________ _____________________________

Часть3

При выполнении задания вам необходимо заполнить по тексту задания пропущенные слова (фразы) в пяти пунктах. Ответы на эти задания следует записывать в пробелы предложенного текста с учетом последовательности действий.

С1. Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке?

1.1До начала занятий по лыжной подготовке необходимо надеть_____________________________________________________________________

1.2 Во время движения по лыжне сохранять интервал ______________________________________

  • В экстренной ситуации о происшествии сообщить_______________________________

1.4По окончании занятий необходимо убрать____________________________________________

1.5Лыжи подбираются ____________________________________________ и палки подбираются по_________________________________________________

Ключ ответов к варианту №2 5 класс

А1. в

А2.а

А3.б

А4.а

А5.б

А6.в

А7.а

А8.а

А9.а

А10.а

А11.а

А12.в

А13.а

А14.в

А15.а

В1. Древней Греции.

В2. До силовых упражнений

В3

3.1. разбег, отталкивание, полет и приземление

3.2. набрать необходимую скорость

3.3. На брусок (планку) для отталкивания

3.4.подтягивается к маховой ноге, к груди вперед

3.5.выносит вперед

С1. 1.Лыжный костюм, шапочку. ботинки лыжные, перчатки или варежки.

1.2. 3-5 м.

1.3.сообщить учителю

1.4.инвентарь

1.5.по росту (на вытянутую руку- лыжи, в подмышечную впадину -палки)

Физическая культура 5 класс

ключ ответов к варианту №1

А1.б

А2.в

А3.а

А4.а

А5.а

А6.а

А7.а

А8.а

А9.а

А10.а

А11.б

А12.в

А13.а

А14.а

А15.а

В1. Пять континентов.

В2. До наступления утомления

В3

3.1.И коленом другой ноги.

3.2. Вперед

3.3.Энергичные движения рук.

3.4 Максимальной скорости

3.5.Наклон туловища и ускорение

С1. 1Купальныу костюм, шапочку, очки.

1.2. С разрешения учителя.

1.3.сообщить учителю

1.4. Принять душ

1.5. Брасс, кроль, кроль на спине и т.п.

Источник

«Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в ДОУ»

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей

Задачи:

Оздоровительные:

 • укреплять опорно-двигательный аппарат;

• совершенствовать и развивать координацию движений;

• повысить жизненный тонус;

• укрепить иммунитет;

• тренировать терморегуляционный аппарат.

Обучающие: 

• учить детей дышать через нос;

• упражнять в плавном свободном выдохе;

• формировать умения выполнять движения по показу взрослого. Воспитательные:

• воспитывать привычку здорового образа жизни

Структура и содержание бодрящей гимнастики:

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.
Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут.
Комплекс состоит из нескольких частей:

  • разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа ,
  •  выполнение ОРУ у кроваток или дыхательная гимнастика,
  • ходьба по “тропе здоровья” (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам).

 В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.

Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна:

1. Гимнастика в постели.

2. Ходьба по «тропе здоровья».

3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

4. Массаж махровой рукавицей.

5. Дыхательная гимнастика.

 6. Упражнения для глаз.

Методика проведения гимнастики после дневного сна:

 Пока дети спят, педагог создает условия для проведения гимнастики: для контрастного закаливания детей готовит «холодную» комнату (игровую или раздевалку); температура в ней с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой. Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д.
Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-5 минут.
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.
Далее дети переходят опять в «Теплую» комнату, где выполняют , например, несколько физкультминуток или комплекс упражнений, направленный на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки. Они тоже выполняются в течении 2-3 минут.

Читайте также:  Что значит найти во сне кошелек с деньгами

Затем,  проводится индивидуальная или дифференцированная работа  с нуждающимися детьми (например, с часто болеющими). Можно организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям стопами собрать каштаны или карандаши то правой, то левой ногой). В это время другие дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой т.п.)

Формы проведения бодрящей гимнастики:

Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после сна лучше проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.

Ожидаемые результаты:

 • укрепить здоровье, иммунитет и опорно-двигательный аппарат детей;

 • повысить жизненный тонус и эмоциональное состояние;

 • развить координацию движений;

• научит дышать через нос, выполнять движения по показу воспитателя;

• будет способствовать воспитанию привычки к здоровому образу жизни.

Заключение:

Бодрящая гимнастика, как и утренняя гимнастика, является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Она обеспечивает хорошее настроение, появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.  Повышает жизненный тонус.  Вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма.

Источник

Методика проведения гимнастики после дневного сна.

Здоровье — это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции. Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья.

«Гимнастика после сна не должна быть долгой и утомительной. Главная ее задача: чтобы РЕБЕНОК проснулся в хорошем настроении».

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Задачи гимнастики:
· Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
· Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
· Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:

1 Гимнастика в постели
2 Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
3 Дыхательная гимнастика
4 Индивидуальные задания
5 Водные процедуры

 Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения,  которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.

Затем дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе  на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить  не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Для заинтересованности детей можно использовать кубики, мячи, погремушки и т.д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.
Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.  Выполнение упражнения дыхательной гимнастики «Паровоз»: руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: Чух –чух -чух… увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек.
Заканчивается гимнастика  водными процедурами (умывание).

Таким образом, данная форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. В течение года используются разные варианты гимнастики.

Общая длительность гимнастики после дневного сна  для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15  минут.

Гимнастика после сна для младшей группы

Гимнастика в младшей группе требует точного выполнения простых упражнений. Воспитатель должен подробно объяснять детям, как и что делать, помогать, если потребуется.
В комплекс полезно включать пальчиковую и дыхательную гимнастику, упражнения на растягивание, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения для профилактики осанки.

Упражнения выполняются сначала в кроватях, потом в прохладной комнате.

  • «Колобок». Малыш лежит на спине, раскинув руки в стороны. Затем необходимо сгруппироваться — подтянуть колени к груди и обхватить их руками. После этого можно вернуться в исходное положение;
  • «Велосипед». Исходное положение — лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Потом нужно поднять ноги и крутить воображаемые педали;
  • «Кошечка». Попросите малыша встать на четвереньки. 
    Первая позиция: добрая киска (прогнуть спину вниз).
    Вторая: киска сердится (выгнуть спину вверх).

В прохладной комнате дети ходят на носочках, несколько секунд бегут, потом — опять ходьба. После этого делаются упражнения, которые помогут малышам сохранить правильную осанку

  • «Журавль». Встать, руки за голову, ноги вместе. 
    Попросите ребенка поднять правую ногу и держать ее на весу. Досчитайте до семи. На счет «восемь» малыш возвращается в исходное положение. Упражнение повторяется для левой ноги;
  • «Солнышко». Встать прямо, руки вниз. 
    Руки перед собой, соединить в круг. Подняться на носочки, сложенные кругом руки поднять над головой, потянуться.
    Вернуться в исходное положение.

Гимнастика после сна для средней группы

Дети средней группы способны выполнять и более сложные упражнения. Им даже этого хочется — ведь совсем простые движения будут скучны. Комплекс должен включать пальчиковую гимнастику, дыхательную, упражнения на коврике. Упражнения должны чередоваться с паузами для отдыха.

Обычно детям очень нравятся движения, имитирующие животных и предметы:

  • «Рак». Проползти несколько шагов на четвереньках вперед. Потом назад;
  • «Мостик». Исходное положение: сесть, руки за спину. Приподняться на руках и ногах. Снова сесть;
  • «Я — машина». Легкий бег, держа руки вперед и имитируя вращение руля;
  • «Я — самолет». Легкий бег, размахивая руками, как крыльями;
  • «Я — паровоз». Легкий бег, руки попеременно сгибаются в локтях и выпрямляются перед собой.

Гимнастика после сна для старшей группы

Дети старшей группы готовы выполнять практически любые упражнения — ведь они уже достаточно хорошо владеют своим телом. Комплекс должен включать в себя упражнения на растягивание, на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, дыхательную гимнастику, закаливающие процедуры.

  • Ходьба оздоровительная для профилактики плоскостопия. Время: 2–3 минуты. 
    Ходьба на носочках (как лисички).
    Ходьба на пяточках.
    На внешней стороне стопы (как медведь).
    Высоко поднимая колени (как лось).
    Полу приседая (как ёжики).
  • Упражнения на формирование правильной осанки. Спина должна быть прямой во всех упражнениях. 
    Исходное положение — встать прямо, руки сзади сплести в замок, ноги вместе.
    Далее следуют наклоны вперед и назад, повороты туловища, приседания.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.

Читайте также:  Сонник толкование снов вши в голове

После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка, что соответствует требованиям современной ФГОС.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам  здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Одна из форм оздоровительной работы – гимнастика после сна.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Общие задачи  гимнастики:

  1. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
  2. Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
  3. Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

Во время проведения гимнастики после сна целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них положительное настроение, вселяет бодрость. Радость, помогает ритму движений. Облегчает их выполнение. Первое, что должен видеть ребёнок после сна, – улыбающееся лицо взрослого человека.  Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием.

Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах и форточках (или хорошо проветренном помещении), в течение семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.

В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

  • разминка в постели и самомассаж;
  • гимнастика игрового характера;
  • гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
  • пробежки по массажным дорожкам;
  • самостоятельная;
  • лечебно-восстановительная;
  • музыкально-ритмическая.

Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенные задания. Пробуждение детей должно происходить под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

«Весёлый зоопарк»

(Гимнастика игрового характера).

Проводится в постели.

Воспитатель: Дети отгадайте загадку.

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышатами поживиться

Любит рыжая…

1.«Хитрая лисичка». Улыбнуться как хитрая лисичка. Повторить несколько раз.

2.«Филин». И.п. – лёжа на спите, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторять четыре раза; темп медленный.

3.«Ловкие зайчата». И.п. – лёжа на спине, руки вверх над головой. Поднять ноги. Пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в и.п. Повторять пять раз; темп умеренный.

4.«Сильный слон». И.п. – лёжа на спине; ноги согнуты в коленях. 1 – 3 – имитация ходьбы. 4 – вернуться в исходное положение.(30 сек.). Темп умеренный.

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышают иммунитет.

«Лепим Буратино»

(С элементами точечного массажа).

Проводится в постели, по спокойную, медленную музыку.

(Все упражнения выполняются из и.п. лёжа на спине).

«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу с середины к вискам. Повторить три раза, темп умеренный.

«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.

«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить три раза; темп умеренный.

«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторять четыре раза; темп быстрый.

Продолжаем «Лепим уши», «Лепим руки», «Лепим руки», «Лепим ноги» и т.д.

В конце упражнения дыхательное упражнение «Молодцы». 1 – вдох. 2 – 4 – выдох. На выдохе произнести слово «мо – лод – цы». Повторить три раза; темп медленный.

В комплексы бодрящих гимнастик нужно включать упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, массаж рук и ног, пальчиковую гимнастику, и, конечно же, дыхательную гимнастику.

«Весёлые ребята».

Проводятся в постели.

«Проснулись». И.п. – лёжа на спине. Потянуться в постели всем телом. Руки над головой тянутся вверх,  носочки – вниз. Потянуться – вдох, расслабиться – выдох. Повторять пять раз; темп медленный.

«Красные ушки». И.п. –лёжа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30 – 60 с.). Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.

«Смешной живот». И.п.- лёжа на спине, руки на животе. Вдох – напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Вдох – втянуть живот. Вернуться в и.п. Повторять пять – семь раз; темп медленный. Вдох через нос, выдох через рот.

«Играем». И.п. – сидя на кровати. Взять в руки правую стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в и.п. То же проделать с левой стопой. Каждый ребёнок выполняет упражнение в индивидуальном темпе.

«Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произнесением звука [м]. При выдохе пальцами рук поочерёдно постукивать по крыльям носа.

(Дети встают с кровати и выполняют закаливающие процедуры).

Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Затем дети  встают с постели  босиком и в трусиках, они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.

 Литература:

1. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012

 2. Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.

3. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях, учебное пособие под редакцией С. А. Козловой, Москва Academia, 2002.

Источник