Андрей белый бессонница анализ

Андрей белый бессонница анализ thumbnail

1. «На горах»: свободное стремление к солнцу

На горах

Горы в брачных венцах.
Я в восторге, я молод.
У меня на горах
очистительный холод.

Вот ко мне на утес
притащился горбун седовласый.
Мне в подарок принес
из подземных теплиц ананасы.

Он в малиново-ярком плясал,
прославляя лазурь.
Бородою взметал
вихрь метельно-серебряных бурь.

Голосил
низким басом.
В небеса запустил
ананасом.

И, дугу описав,
озаряя окрестность,
ананас ниспадал, просияв,
в неизвестность,

золотую росу
излучая столбами червонца.
Говорили внизу:
«Это – диск пламезарного солнца»…

Низвергались, звеня,
омывали утесы
золотые фонтаны огня –
хрусталя
заалевшего росы.

Я в бокалы вина нацедил
и, подкравшися боком,
горбуна окатил
светопенным потоком.
(1903 год)

Стихотворение «На горах» входит в первый сборник Белого «Золото в лазури» (1904). Позднее поэт довольно резко отзывался о стихах этого сборника: «Если бы я мог собрать иные из моих книг стихов, я бы их сжег… Особенно беспокоило меня “Золото в лазури” нищенской формой стихов… нечеткость ритмов, безвкусие образов, натянутость рифм». Именно поэтому, подготавливая в 1930-х сборник своих лучших стихотворений, Белый переделывал многие произведения. Как бы то ни было, первая книга поэта оказала огромное влияние на до- и послереволюционную поэзию.

«На горах» – яркий пример того, как Белый начал разрабатывать в своей лирике форму свободного стиха. Первое, что замечаешь при чтении этого стихотворения, – меняющийся ритм. Крайне чуткий к мелодике стиха, Белый даже в пределах одной строфы мог экспериментировать с ритмом: «Бородою взметал / вихрь метельно-серебряных бурь». Обращает на себя внимание интонационное и графическое выделение слов или фраз: «Голосил / низким басом, / В небеса запустил / ананасом». Впоследствии этот прием будет активно использовать В. Маяковский – в своей знаменитой «лесенке».

Кстати о Маяковском: «Ведь вот лучше Белого я все-таки не могу написать. Он про свое весело – в небеса запустил ананасом» (из «Автобиографии», 1922). Действительно, образ эстетствующего символиста, с которым обыкновенно ассоциируется фигура Белого, расходится с образом лирического героя стихотворения. Он ироничен и дерзок и не церемонится с ананасом – символом солнца, а позволяет горбуну запускать его в небеса. «Я в восторге и молод» – таков лирический герой Белого времен «Золота в лазури».

В этом стихотворении встречается всё заявленное в названии сборника – и золото, и лазурь («прославляя лазурь», «золотая роса», «золотые фонтаны огня»). Кажущиеся, на первый взгляд, импрессионистическими, образы не лишены символического, а иногда и мистического налета. Сюжет об аргонавтах и образы, с ним связанные, постоянно напоминают об устремленности героя Белого к солнцу – к иной действительности: «Говорили внизу / “Это – диск пламезарного солнца…”». В конце концов, что такое символ? – «знак иного мира в этом мире».

2. «Веселье на Руси»: в своем пиру похмелье

Как несли за флягой флягу –
Пили огненную влагу.

Д’накачался –
Я.
Д’наплясался –
Я.

Дьякон, писарь, поп, дьячок
Повалили на лужок.

Эх –
Людям грех!
Эх – курам смех!

Трепаком-паком размашисто пошли: –
Трепаком, душа, – ходи-валяй-вали:

Трепака да на лугах,
Да на межах, да во лесах –

Да обрабатывай!

По дороге ноги-ноженьки туды-сюды пошли,
Да по дороженьке вали-вали-вали —

Да притопатывай!

Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть – наплевать:
Наплевать да растоптать:
Веселиться, пить да жрать.

Гомилетика, каноника –
Раздувай-дувай-дувай, моя гармоника!

Дьякон пляшет –
                        – Дьякон, дьякон –
Рясой машет –
                       – Дьякон, дьякон –

Что такое, дьякон, смерть?

– «Что такое? То и это:
Носом – в лужу, пяткой – в твердь»…
…………………………………………..
Раскидалась в ветре, – пляшет –
Полевая жердь: –

Веткой хлюпающей машет
Прямо в твердь.

Бирюзовою волною
Нежит твердь.

Над страной моей родною
Встала Смерть.
(1906 год)

От золотого и лазурного первого сборника мы переходим к сборнику «Пепел» (1909). И его название, и посвящение Н.А. Некрасову наталкивают на мысль о том, что он окрашен совсем иными цветами… Причиной тому – революция 1905 года, которая вынудила Белого вернуться с символистских небес на бренную землю. В предисловии к сборнику поэт постулирует следующее: «Жемчужная заря не выше кабака, потому что и то и другое в художественном изображении – символы некоей реальности И потому-то действительность всегда выше искусства; и потому-то художник – прежде всего человек».

«Веселье на Руси» помещено в первый раздел сборника – «Россия», который, по сути, представляет собой панораму жизни страны в этот нелегкий период перемен – наступающих и наступивших. В этом стихотворении мистические и символистские искания до времени оставлены Белым; внимание поэта сконцентрировано на трагедии страны и народа.

Читайте также:  Бессонница при ишемии мозга

Белый активно задействует фольклорные мотивы, привлекает образы героев из поэзии Некрасова (дьякон, поп и т.д.) Обращение к традиции народной песни порождает ломаный, «рваный» ритм, благодаря чему стих становится еще более свободным. Создается атмосфера дикой пляски, а судя по последним строкам – и вовсе danse macabre: «Над страной моей родною / Встала Смерть». Через 12 лет (магия цифр) подобная ритмика появится в другом страшном произведении – в поэме А. Блока «Двенадцать».

По мысли Ц. Вольпе, в «Веселье на Руси» поэт вновь проявляет себя как новатор: «Белый впервые применил прием фонетической записи интонации, впоследствии широко применявшийся футуристами (особенно Маяковским)». Стоит отметить, что эти эксперименты продолжил и конструктивист А. Чичерин, для которого фонетическая составляющая «конструкции» была основополагающей.

3. «Ночь и утро»: урна для пепла

Ночь и утро

Мгновеньями текут века.
Мгновеньями утонут в Лете.
И вызвездилась в ночь тоска
Мятущихся тысячелетий.

Глухобезмолвная земля,
Мне непокорная доныне, –
Отныне принимаю я
Благовестительство пустыни!

Тоскою сжатые уста
Взорвите, словеса святые,
Ты – утренняя красота,
Вы – горние краи златые!

Вот там заискрились, восстав, –
Там, над дубровою поющей –
Алмазами летящих глав
В твердь убегающие кущи.
(1908 год)

Белый уходит от бытописательства и смелых экспериментов и создает «Урну» (1909) – сборник, противоположный «Пеплу» и по тематике, и по работе с формой. В «Урне» поэт обращается к философии, «к классическому стиху пушкинской эпохи» (большинство стихотворений этого сборника написано ямбом, возможности которого Белый исследует не только на практике, но и в своих теоретических работах). В предисловии отражена авторская концепция книги: «В “Урне” я собрал стихотворения, объединенные общностью настроений; лейтмотив книги – раздумье о бренности человеческого естества с его настроениями и порывами, и думаю, что не случайно все стихотворения этого цикла вылились в ямбах, этой наиболее удобной и разнообразной в ритмическом отношении форме».

«Ночь и утро» включено в раздел «Думы». Оно, в отличие от многих других стихотворений сборника, не отягощено сухими философскими терминами (над использованием которых Белый, кстати, часто иронизирует, осознавая, что они все-таки не дают ключа к пониманию этого мира). В нем герой собирает «последний пепел: пепел хотя и возвышенного до символизма разочарования в жизни, но всё еще разочарования». Желание очиститься от этого пепла, стремление выйти из «ночи» порождает надежду на достижение настоящего, истинного (идеализм, свойственный Белому) – утра: «Тоскою сжатые уста / Взорвите, словеса святые, / Ты – утренняя красота, / Вы – горние краи златые!». Осмысливая прошлое в философском ключе, поэт хочет расстаться с ним, надеясь, что оно «утонет в Лете».

4. «Голос прошлого»: возвращение Вечной Женственности

Голос прошлого

1

В веках я спал… Но я ждал, о Невеста, –

Север моя!

                 Я встал

                 Из подземных

                 Зал:

                 Спасти –

                 Тебя,

                 Тебя!

Мы рыцари дальних стран: я – рог,

Гудящий из тьмы…

                 В сырой,

                 В дождевой

                 Туман –

                 Несемся

                 На север –

                 Мы.

На крутые груди коней кидается

Чахлый куст…

                 Как ливень,

                 Потоки

                 Дней, –

                 Как буря,

                 Глаголы

                 Уст!

Плащ – семицветием звезд слетает

В туман: с плеча…

                   Тяжелый,

                   Червонный

                   Крест –

                   Рукоять

                   Моего

                   Меча.

Его в пустые края вознесла

Стальная рука.

                   Секли

                   Мечей

                   Лезвия –

                   Не ветер:

                   Года,

                   Века!

2

Тебя

С востока

Мы –

Идем

Встречать

В туман:

Верю, – блеснешь из тьмы, рыцарь

Далеких стран:

Слышу

Топот

Коней…

Зарей

Багрянеет

Куст…

Слетает из бледных дней призыв

Гремящих уст.

Тяжел

Железный

Крест…

Тяжела

Рукоять

Меча…

В туман окрестных мест дымись,

Моя свеча!

Верю, –

В года,

В века, –

В пустые

Эти

Края

Твоя стальная рука несет

Удар копья.

(1911 год)

Поиски нового идеала приводят Белого к созданию сборника «Королевна и рыцари» (1919). Импульсом для его создания можно считать встречу поэта со своей первой женой, художницей Асей Тургеневой.

В «Голосе прошлого» явно видны черты, характерные для поэтики символизма: обращение к Средневековью, мотив служения Прекрасной Даме, идея Вечной Женственности. Возлюбленная у символистов почти никогда не имеет ничего общего с «земной» женщиной, это всегда – идея, путь «за грань». Именно с этой ситуацией мы сталкиваемся в стихотворении: «Невеста» – недосягаемый образ, своеобразный «повод» для того, чтобы рыцарь мог начать поиски неведомого: «В веках я спал… Но я ждал, о Невеста, – / Север моя! // Я встал / Из подземных / Зал…».

Лирический герой вновь ищет подлинное бытие не «на земле», не в реальности, а где-то за ее пределами. Отсюда – трепетное ожидание рыцаря с востока: «Верю, – блеснешь из тьмы, рыцарь / Далеких стран: // Слышу / Топот / Коней…».

Читайте также:  Бессонница может привести к смерти

В «Голосе прошлого» Белый экспериментирует с графикой стиха: если позволить себе пофантазировать, то в первой части расположение строф напоминает меч, опущенный вниз, а во второй, наоборот, – меч, который поднят. Однако главной причиной подобной строфической организации текста является попытка поэта реализовать «ритмический жест» – подъемы и спады интонации (измеряемые, как правило, строфами), которые помогают передать не буквальный, а скрытый, символический смысл слов. Такая творческая установка связана с религиозно-мистическими и антропософскими воззрениями Белого; по мнению А.В. Лаврова, «биение вселенского ритма сказывается в ритмических пульсациях поэтического текста, и Белый считает необходимым уловить и воплотить эту динамику наиболее наглядным образом, в нестандартном графическом воспроизведении стихотворных строк».

5. «Асе»: небесное в земном

Асе

Уже бледней в настенных тенях
Свечей стекающих игра.
Ты, цепенея на коленях,
В неизреченном – до утра.

Теплом из сердца вырастая,
Тобой, как солнцем облечен,
Тобою солнечно блистая
В Тебе, перед Тобою – Он.

Ты – отдана небесным негам
Иной, безвременной весны:
Лазурью, пурпуром и снегом
Твои черты осветлены.

Ты вся как ландыш, легкий, чистый,
Улыбки милой луч разлит.
Смех бархатистый, смех лучистый
И – воздух розовый ланит.

О, да! никто не понимает,
Что выражает твой наряд,
Что будит, тайно открывает
Твой брошенный, блаженный взгляд.

Любви неизреченной знанье
Во влажных, ласковых глазах;
Весны безвременной сиянье
В алмазно-зреющих слезах.

Лазурным утром в снеге талом
Живой алмазник засветлей;
Но для тебя в алмазе малом
Блистает алым солнцем – Он.
(1916 год)

Стихотворение включено в сборник «Звезда. Новые стихи» (1919, 1922), в который вошли стихотворения 1914 – 1918 годов. В книге просматривается влияние антропософии – философского учения о духовной природе человека и мира, основанного Р. Штейнером (с ним Белый познакомился в 1912 году).

Послание «Асе» хорошо тем, что чуждо сухим антропософским нагромождениям, которые встречаются в некоторых стихотворениях «Звезды». Тем не менее отношения лирического героя с возлюбленной интерпретируются не без оглядки на антропософию: это не столько история любви героев, сколько духовное, вселенское единение. Героиня предстает в образе Жены, которая «облекает» героя в солнце (вновь солнечный свет из «Золота в лазури»). Местоимения («Ты», «Он») даны с заглавной буквы, что также позволяет нам говорить о персонажах как о неких сверхсуществах.

В то же время стихотворение проникнуто чистой исповедальностью. Чувства героя раскрываются через ряд, казалось бы, простых, но очень органичных и нежных описаний возлюбленной: «Ты вся как ландыш, легкий, чистый, / Улыбки милой луч разлит. / Смех бархатистый, смех лучистый / И – воздух розовый ланит». По наблюдениям Т.Ю. Хмельницкой, в стихотворениях, похожих на данное послание, звучит «интонация Пушкина», и Белый «прорывается к подлинной поэзии».

6. «Бессонница»: одинокий герой на распутье

Бессонница

Мы – безотчетные: безличною
Судьбой
Плодим
Великие вопросы;
И – безотличные – привычною
Гурьбой
Прозрачно
Носимся, как дым
От папиросы.
Невзрачно
Сложимся под пологом окна,
Над Майей месячной, над брошенною брызнью, –
Всего на миг один –
                               – (А ночь длинна –
                                   Длинна!) –
Всего на миг один:
Сияющею жизнью.
Тень, тихий чернодум, выходит
Из угла,
Забродит
Мороком ответов;
Заводит –
Шорохи…
Мутительная мгла
Являет ворохи
Разбросанных предметов.

Из ниши смотрит шкаф: и там немой арап.
Тишайше строится насмешливою рожей…
Но время бросило свой безразличный крап.
Во всех различиях – все то же, то же, то же.
И вот – стоят они, и вот – глядят они,
Как дозирающие очи,
Мои,
Сомнением
Испорченные
Дни,
Мои
Томлением
Искорченные
Ночи…
(1921 год)

В 1921 году происходит окончательный разрыв между Белым и Асей Тургеневой. На это же время приходится и кризис антропософских убеждений Белого, и некое разочарование в ранее чтимом Р. Штейнере. Переживания и размышления Белого, связанные с этими событиями, нашли отражение в сборнике «После разлуки» (1922). «Бессонница» – одно из ярких стихотворений этой книги, в котором герой остается один на один с тоской и безысходностью и как будто исповедуется перед читателем.

Первые строки представляют нам героя, находящегося на некоем распутье. Похожая ситуация уже встречалась в стихотворениях «Урны», однако в том сборнике чувствовалась надежда на обретение ориентира; в «Бессоннице» же эта надежда как будто потеряна. Вновь – так много вопросов и так мало ответов: «Мы – безотчетные: безличною / Судьбой / Плодим / Великие вопросы». Не зря в тексте есть упоминание о «Майя» – «энергии, одновременно скрывающей истинную природу мира и помогающей этому миру проявиться во всем своем многообразии» (сохраняется религиозно-мистическая устремленность Белого). Эта сокрытость и порождает потерянность героя. Пессимистические настроения усугубляются и цветовой палитрой: здесь уже ни лазури, ни золота, только постоянно подчеркиваемая чернота («ночь», «чернодум», «мгла», «арап»).

Читайте также:  Бессонница что делать смотреть

В последнем прижизненно изданном сборнике Белый не оставляет экспериментов в области ритмики и строфики. Мелодика очень важна для поэта, и он подчеркивает ее графическим оформлением стиха (неоднородность строф, интонационно-ритмические выделения слов в отдельные строки). Слово теперь не только носитель семантики – оно, с точки зрения «перекодируется в звукоритмическую единицу».

Можно заметить некую перекличку между «Бессонницей» и поэмой С. Есенина «Черный человек» (1923): обнажается некая темная, инфернальная сторона героя, вынуждающая его встретиться со своими страхами и тайными переживаниями. И эта «сторона» персонифицирована:

Из ниши смотрит шкаф: и там немой арап.
Тишайше строится насмешливою рожей… (А. Белый)

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх (С. Есенин)

Источник

Андрей Белый

«Отчаянье»

(3. Н. Гиппиус)

Довольно: не жди, не надейся —

Рассейся, мой бедный народ!

В пространство пади и разбейся

За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.

Позволь же, о родина мать,

В сырое, в пустое раздолье,

В раздолье твое прорыдать —

Туда, на равнине горбатой, —

Где стая зеленых дубов

Волнуется купой подъятой,

В косматый свинец облаков,

Где по полю Оторопь рыщет,

Восстав сухоруким кустом,

И ветер пронзительно свищет

Ветвистым своим лоскутом,

Где в душу мне смотрят из ночи,

Поднявшись над сетью бугров,

Жестокие, желтые очи

Безумных твоих кабаков, —

Туда, — где смертей и болезней

Лихая прошла колея, —

Исчезни в пространство, исчезни,

Россия, Россия моя!

Дата написания: 1908 год

Анализ стихотворения Андрея Белого «Отчаянье»

Стихотворением «Отчаянье» открывается раздел «Россия» в сборнике «Пепел». Андрей Белый написал его в июле 1908 года в имении Серебряный Колодезь. Как гласит эпиграф, это стихотворение посвящено Зинаиде Николаевне Гиппиус, которая была близким другом поэта и вместе с мужем, Дмитрием Сергеевичем Мережковским, фактически опекала его, когда тот восстанавливался после тяжёлой болезни.

Произведение состоит из шести четверостиший. Рифма в них перекрёстная, а размер – амфибрахий. Лирический герой – это сам поэт, который обращается то к народу своей страны, то непосредственно к Родине.

В первой же строфе автор произносит, казалось бы, ужасные слова по отношению к населению страны: «пади и разбейся», «рассейся». Он даже усиливает их градацией «не жди, не надейся». Подобные речи обращены и к Родине. Поэт восклицает: «Исчезни, Россия…». Создаётся впечатление, что он ненавидит Россию и желает зла народу, представителем которого сам и является.

Однако это совсем не так. На самом деле, автор жалеет и Россию, и русских, но по-своему. Дело в том, что Андрей Белый, как и многие другие поэты его поколения, был очень внимателен и чуток. Он замечал, как нелегко живётся простым крестьянам и рабочим, как трудно приходится солдатам. Что уж там, в промежутке между революциями, в этот период неопределённости даже представителям интеллигенции и дворянства жилось трудно. Большинство людей на глазах теряло почву под ногами, не знало, как жить дальше и что предпринимать.

Это время в стихотворении изображается с помощью мрачных, пронзительных эпитетов. Жизнь людей поэт называет «мучительными годами», «лихой колеёй». Не забыто им и тяжёлое прошлое простых русских. Для него автор применяет метафору «века нищеты и безволья», указывая на период господства крепостного права. Состояние неопределённости и отсутствия надежд на спокойное будущее поэт и вовсе делает живым существом, используя приём персонификация. Оно предстаёт в виде чудовища по имени Оторопь, страшный облик которого видится в очертании кустов, а блеск глаз – в каждом светящемся окне.

Даже по описанию пейзажа становится ясно, что Родина поэта в беде. Для отчего дома автор применяет не менее пугающие эпитет. Русские равнины больше не просторные и ровные, а «горбатые»; облака не бегут весело по небу белыми барашками, а медленно ползут, нависая «косматым свинцом». Даже древние дубы не кажутся гордыми существами, а толпой диких животных.

Ясно, что поэт не желает своей стране такой горькой судьбы. Он не хочет, чтобы она прозябала в бедности и страдании, поэтому умоляет Родину исчезнуть и попасть туда, где все беды миновали.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник