Значение сна раскольникова о замученной лошади

Значение сна раскольникова о замученной лошади thumbnail

Роль сна Раскольникова о лошади в произведении Достоевского – раскрытие внутреннего психологического состояния героя. Писатели часто используют такую форму в повествовании, чтобы подать нечто скрыто, иносказательно и более ярко.

Страхи из детства

Сон возвращает Родиона в детство – ему около 7 лет. Автор затрагивает воспоминания героя из реальной жизни: он крайне тяжело переносит плохое отношение к животным, не раз наблюдает, как люди бьют лошадей (в гневе, неистово, незаслуженно, и страшнее всего – по глазам). Во сне главный герой возвращается в детство, в беззаботный период, когда рядом с ним отец, а значит он под защитой. Однако во сне Родион не испытывает покоя и едва ли его можно назвать радостным.

Он видит пьяную компанию, которая пытается заставит лошадь ехать “вскачь”. Она маленькая и тощая. Несправедливость ситуации налицо: кобыла не в состоянии сдвинуться с места, а желающих прокатиться всё больше. Мальчику неистово больно оттого, что страдает животное, но окружающие, кажется, не замечают абсурдности ситуации: хлещут кобылу по бокам, стегают по морде и глазам. От вопиющей несправедливости у ребёнка случается истерика, он хочет спасти животное, помочь ему, но не физически, не морально не в состоянии достучаться до убийц.

Значение сна

В толковании сна исследователи творчества Ф.М.Достоевского практически однозначно сходятся во мнении, что его суть – неготовность персонажа преступить закон, проверить свою теорию в действительности. Сон говорит о том, что у Раскольникова слишком много человечности, он не готов к убийству, которое планирует совершить. Душа молодого человека слишком тонкая, он чувствителен и эмоционален. Раскольников готовится проверить свою теорию о том, что все люди делятся на “материал” и тех, кто способен преступить закон, совесть, если это необходимо.

Однако сам герой не относится ко второй категории людей. Он слишком долго доказывает самому себе, что смерть старухи-процентщицы – великое добро по отношению к тем, кто находится у неё в “кабале”. Решение принято, но Раскольников не готов к убийству, он не осознаёт всей сути задуманного. Душа персонажа сопротивляется, она борется с рассудком, именно это и подчёркивает сон о “забитой кляче”. Важно, что сновидение случается накануне задуманного убийства, оно подсказывает герою, что он не тот, кто должен “спасать мир” путём уничтожения зла собственными руками.

Провал теории

Повествование о избиении лошади настолько реалистично, что читатель невольно становится участником изображаемой ситуации. Ему также жалко животное и невыносимо от того, что невозможно остановить толпу. Автор использует много восклицательных предложений, чтобы подчеркнуть ужас, суматоху, атмосферу происходящего. А страшнее всего – общее безразличие к происходящему: никто не пытается помочь животному, лишь робкие реплики напоминают о том, что хозяин поступает не по-человечески. Кровавая расправа над животным, слезы убитой лошади – каждая деталь, увиденная глазами маленького ребёнка – это сигнал о том, что он не принимает убийство никаким образом. Сострадая животному, он собирается убить реального человека – подсознание героя противится этому. Теория Раскольникова терпит крах – он не относится к тем, кто способен убивать.

Анализ сна Раскольникова о лошади важен для понимания образа героя, его внутреннего мира и моральных качеств.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Алексей Никульников

    14/16

  • Артур Мушинский

    16/16

  • Алексей Филатов

    15/16

  • Алексей Скрипченко

    14/16

  • Любашка ***

    14/16

  • Алевтина Каткова

    15/16

  • Леонилла Заверюха

    14/16

  • Владислава Автоматова

    15/16

  • Dmitrii Marshalov

    16/16

  • Akzhol Jarylgasyn

    15/16

Источник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Сон Раскольникова о лошади

Сны, которые видит во сне человек, передают психологическое состояние самого человека. Очень много писателей используют такой прием для того, чтобы более точно и ярко описать внутреннее состояние главных или второстепенных героев. Сон о лошади, который видит Раскольников, также несет в себе нечто таинственное, что поможет понять его внутренние переживания и эмоции.

Сон возвращает Раскольникова в его детство, где ему около 7 лет. С самого детства, мальчик не переносил жестокого обращения с животными, и когда он видел, как бьют лошадей разными предметами, могут что-то засунуть в  глаза, в нем загоралась жестокая злость к этим людям. Так как сон вернул теперь уже молодого человека в детство, нельзя сказать, что он слишком счастливый в этот период своей жизни, хоть и находится под защитой своего отца, в самый беззаботный период жизни.

Любовь к животным можно увидеть в сцене, когда маленький Раскольников увидел компанию из пьяных мужчин, которые уж очень желали покататься на лошади. Лошадь была очень худая, и совсем не в состоянии сдвинуться с места, но с каждой минутой все больше и больше человек хотели именно сейчас на ней покататься.

От своей невозможности помочь бедному животному, и хоть как-то усмирить живодеров, у маленького мальчика случается истерика. Он прекрасно понимает, что ни физически, ни морально, он не может помочь лошади.

Эта сцена со сном показывает Раскольникова совсем с другой стороны. Его душа очень ранимая и эмоциональная. Он совсем не готов совершать противоправные действия, которые ему хочется спланировать и совершить. Он слишком человечен по отношению к людям. Можно смело сказать, что Раскольников хочет узнать, правдива ли его теория о людях «материалах», и людях, которые в любой ситуации могут наплевать на свою совесть и сердце, и пойти против закона.

В ситуации с забитой старушкой, которая постоянно начисляла проценты за снятие жилья, Раскольников пытается долгое время переубедить себя и свою совесть, что именно в этом действии умысел был добрый, ведь он спас тех людей, которые остались доживать свои дни в снятых комнатах.

Очень интересно, что сон-воспоминание о лошади из детства снится ночью перед тем днем, когда Раскольников совершает злодеяние. Именно этот сон показывает ему, что не он должен спасать этот мир от таких ужасных и черных людей. Кто-то другой, но точно не он, и тем более не собственными руками.

К сожалению, и детские воспоминания, и ситуация после убийства подтверждают тот факт, что Раскольников не тот человек, который переступит через свою совесть.

2 вариант

Прежде чем начать работу над анализом сна, надо понять кто же такой автор Ф.М. Достоевский. Это не просто писатель, прежде всего это очень сильный психолог, его дар дан ему с рождения. Он не просто пишет, он проникает вглубь души читателя, он заставляет переживать вместе с героем, радоваться, сопереживать, злиться. “Поэтому Достоевского называют не просто автором писателем, а писателем психологом” – говорил А.В. Луначарский.

Автор в сочинении “Преступление и наказание” показывает нам Раскольникова очень характерным парнем, он противоречив: он постоянно в сомнениях. В нем постоянно борется гордость, злость, а также холодность противопоставляется мягкости, доброте и отзывчивости к другим. Мы видим, как автор ставить персонажа в непросто сложившуюся ситуацию, когда в его душе идет борьба. Убить старуху процентщицу для него означает доказать самому себе, что он не какой то там трус, а должен это сделать, что он из тех, которым все дозволено. Из тех, кто могут, решать как будет лучше, для которых отказаться от своего намерения – признать свое ничтожество, собственную не избранность.

Сон возвращает его в детство. С самого детства Родиона воспитывали как христианина и очень чувствительного и отзывчивого мальчика, а особенностью Родиона была большая любовь к животным. И вот во сне он видит, как большая компания пьяниц плохо обращается с красивой, но очень худой лошадкой. Лошадь уже с ног валится, а желающих на ней прокатится все больше. От сильной несправедливости у Родиона случается истерика, он хочет помочь животному, но он не в состоянии достучаться к убийце.

Читайте также:  Что значит во сне видеть ворона

После сна Родиона начали мучить сомнения, кто он такой, какой он тип. Он слишком долго был уверен, что если он убьет старуху процентщицу то этим он сильно поможет тем, кто находится у неё в кабале. Раскольников не готов пойти на убийство, он не осознаёт всей сути задуманного. Он не из типа людей, которые смогут взять на себя тяжелый груз как убийство. Не только один персонаж мог задуматься, но и так же сами читатели, “или можно злом сотворить добро”. Этот сон для него стал как знак свыше, что нельзя убивать кого-то, чтобы сделать добро. Поэтому, проанализировав этот сон, мы приходим к выводу, что писатель учит нас совершать поступки благоразумно и не причинять вред другим.

Также читают:

Картинка к сочинению Сон Раскольникова о лошади

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Характеристика Соловья Разбойника из былин

    Во множестве русских былин Илья Муромец борется с несколькими противниками. И самым популярным из всех является Соловей-Разбойник, встреча с которым происходит в нескольких былинах

  • Образ и характеристика Снежной королевы в сказке Андерсена

    В сказке Андерсена «Снежная королева» одна из отрицательных героинь холодная и жестокая королева

  • Жюли Карагина в романе Война и мир сочинение образ характеристика

    Жюли Карагина играет второстепенную роль в романе-эпопеи Л.Н. Толстого Война и мир. Так как в данном романе присутствуют две семьи – Карагиных и Курагиных

  • Сочинение Праздник День пожилого человека 1 октября

    Очень правильно, я считаю, что появился день и пожилого человека. Есть женский день, мужской… День детский тоже есть – летом. А вот про день стариков я слышу впервые. Да, и название правильное – лучше, чем старик, звучит.

  • Сочинение на тему Моральные аксиомы

    На сегодняшний день немногие люди ставят на первое место воспитание в себе ценностей, таких как моральные. Одни пренебрегают их значимостью, другие вообще не подозревают об их существовании

Источник

Дом Раскольникова.
Иллюстрация
И. Глазунова

Сон Раскольникова о лошади является одним из самых трогательных эпизодов в романе “Преступление и наказание” Достоевского. 

В чем заключается смысл, значение сна Раскольникова о лошади, каково его толкование? Почему этот сон снится герою именно накануне его ужасного преступления? В этой статье мы постараемся дать ответы на эти вопросы. Также в нашей статье вы найдете краткое содержание сна Раскольникова о лошади.

Смотрите:

Взгляд К. В. Мочульского

В чем смысл сна Раскольникова о лошади? Ответ на этот вопрос попытался найти знаменитый литературный критик К. В. Мочульский: он провел анализ сна Раскольникова о лошади в своей работе “Достоевский. Жизнь и творчество” (1945 г.).

Как известно, накануне своего преступления Раскольников колеблется между добром и злом, между преступлением и милосердием. Доброта души борется в нем с его же бесчеловечными идеями. Мочульский считает, что сон Раскольникова о лошади как раз отражает эту борьбу добра и зла в его душе:

“… «натура» дает генеральный бой «безобразной мечте»…” (К .В. Мочульский)

Во сне о лошади мы видим, что молодой человек все-таки способен сострадать, что у него есть сердце:

“В сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом. Миколка бьет клячу по глазам оглоблей, приканчивает ее ломом. Герой видит себя ребенком…” (К .В. Мочульский)

Будучи ребенком, Раскольников видел своими глазами, как совершается жестокое убийство беззащитного животного. Молодой человек не хочет быть таким же безжалостным убийцей, как тот мужик Миколка из его кошмарного сна. Увидев эту печальную картину во сне, Раскольников отрекается от своего плана убийства и своей теории. Сон о лошади пробуждает в нем человечность и милосердие:

“Мистический ужас перед злодеянием охватывает его. Впервые он видит убийство не как алгебраический знак, а как пролитую кровь — и отшатывается. И он будет убивать, как Миколка… потечет кровь, липкая, теплая кровь. Раскольников отрекается от своего замысла…” (К .В. Мочульский)

В детстве Раскольников был религиозным ребенком и ходил с родителями в церковь (об этом упоминает его мать Пульхерия Александровна), но, повзрослев, он начал сомневаться в вере. По мнению Мочульского, сон о лошади воскрешает в “неверующем” Раскольникове веру с Бога:

“Сон о детстве воскрешает детскую веру, и безбожник обращается к Господу. Он рос в религиозной семье…” (К .В. Мочульский)

По словам Мочульского, после сна о лошади запутавшийся в жизни Раскольников вдруг освобождается от своих страшных планов и идей (к сожалению, это временно):

“…«Натура» выбрасывает из себя яд — мысль о преступлении. Раскольников радуется освобождению…” (К .В. Мочульский)

Сон о лошади не помогает Раскольникову полностью вернуть былую человечность: молодой человек уже находится под магнетизмом своей теории. Даже душераздирающий сон про несчастную лошадку не спасает его от страшного шага, от преступления:

“… победа добра не прочна. Идея уже проникла в подсознание и, после последней вспышки бунта, становится движущей силой, роком. Герой не управляет своей жизнью — он влеком; таинственные случаи неуклонно ведут убийцу к жертве. Случайно попадает он на Сенную и случайно узнает, что завтра в семь часов старуха будет одна…” (К .В. Мочульский)

Взгляд Н. Д. Ашхарумова

Критик Н. Д. Ашхарумов в своей работе “О романе “Преступление и наказание”” (1867 г.) также проводит анализ сна Раскольникова о лошади. По мнению Ашхарумова, сон о лошади помогает Раскольникову освободиться от своих страшных планов и отречься от задуманного, пока не поздно:

“… он уснул от утомления. Страшный сон еще мерещится ему наяву. Весь ужас того, что ему предстоит, разом обрисовался в его глазах, и он вдруг решил, что этого быть не может, что этому не бывать… Свобода от этих чар, от колдовства, обаяния, наваждения показалась ему возможна еще. Собрав последние силы, он торжественно отрекся от всего им задуманного и шел уж домой с чувством отрадного успокоения на душе…” (Н. Д. Ашхарумов)

Ашхарумов считает, что сон о лошади воплощает в себе борьбу Раскольникова с “чарами” его теории. Однако этот сон уже не спасает молодого человека от греха, от катастрофы:

“… вдруг, совершенно нечаянно, он попал на Сенную… <…> узнал, что завтра <…> старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна. Этот ничтожный сам по себе случай стал для него приговором судьбы…”

Сон о лошади исцеляет душу Раскольникова, но только на время. Когда Раскольников узнает, что старуха-процентщица Алена Ивановна завтра останется одна, он возвращается к своей идее и уже завтра совершает преступление.

Это было мнение критиков Мочульского и Ашхарумова о сне Раскольникова о лошади в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского. 

Смотрите:

Источник

В первой главе романе Достоевского «Преступление и наказание» описывается сон Раскольникова о лошади. Анализ этого сновидения кратко раскрывает внутренний мир и эмоциональное состояние Родиона. Авторы довольно часто применяют подобную форму в своих произведениях. При помощи этого приема они подают скрытую от читателя информацию более ярко и завуалированно. Стоит заметить, что герой относился к животным с большим трепетом и не терпел жестокого отношения к ним. Сновидение возвращает главного персонажа в детство, где он беззащитный и совсем маленький.

Есть персонаж — есть эмпатия

Имя, основные жизненные обстоятельства и чувства, пусть и не явно выраженные, — этот минимум уже способен высечь искру эмпатии: простое оповещение слушателя о существовании другого человеческого существа само по себе активирует сеть зеркальных нейронов.

По этой причине даже стереотипный персонаж из второсортной литературы получит свою долю нарративной эмпатии: описание не обязательно должно быть реалистичным, сойдет и довольно халтурное. Литературовед и когнитивист Патрик Колм Хоган замечает по этому поводу:

«В то время как литературные критики и профессионалы ценят романы за то, что те нарушают условности и сдвигают нормы, реакция читателей на знакомые ситуации и шаблонные сюжетные ходы активирует искреннюю эмпатию — к предсказуемым поворотам и трафаретным персонажам».

Впрочем, яркие и необычные образы действуют иначе: замедляя темп чтения, они позволяют читателю лучше прочувствовать героя, отмечают литературовед Дэвид Миалл и психолог Дон Куикен.

Читайте также:  Рыжий кот во сне к чему

Несмотря на то что схожесть читателя с литературным героем (в особенности схожесть жизненных целей) способствует отождествлению, он не обязательно должен разделять наши взгляды на жизнь или быть чем-то на нас похожим; он может быть другого возраста, пола/гендера или религиозных убеждений. Это может быть даже животное — главное, чтобы читателю поведали о том, как его зовут, как оно выглядит, какими чертами характера обладает, как себя ведет, какую роль в развитии сюжета играет и как разговаривает.

Смысл сна

При анализе сна Раскольникова многие исследователи произведений Достоевского почти однозначно полагают, что его сутью является неготовность Родиона преступить государственный закон и проверить собственную теорию на практике. Сновидение говорит о том, что у главного персонажа сильно много человечности, поэтому он морально не готов к преступлению, которое намеревается совершить.

Душа парня слишком кроткая, эмоциональная и чувствительная. Молодой человек хочет проверить личную теорию о том, что окружающие люди делятся на определенный материал. Ради этой цели он способен пойти на убийство и если необходимо, то лишиться свободы.

Сон о лошади в «Преступлении и наказании» показывает такие качества Раскольникова:

  • чувство справедливости;
  • юношеский максимализм;
  • доверчивость.

Родион относит себя к независимой от обстоятельств категории людей. Он постоянно доказывает самому себе, что гибель процентщицы является добрым делом по отношению к тем, кто долгое время находится у нее в долговой кабале.

Персонаж давно принял решение, но не готов совершить убийство. Другими словами, он не может осознать всей сути желаемого.

Душа Раскольникова пытается сопротивляться и бороться с рассудком. Этот момент и подчеркивает сновидение о забитой лошади. Очень важно, что ночные грезы приходят накануне задуманного преступления. Они подсказывают Родиону, что он вовсе не тот человек, который обязан спасти мир путем борьбы со злом своими руками.

Пусть герой действует

Вместо того чтобы описывать характер героя, позвольте ему действовать и объясните мотивы его поступков — так вы с большей вероятностью вовлечете читателя эмоционально и сподвигнете его проецировать личные переживания на персонажа.

Источник: nuvolanevicata / istockphoto.com

Пусть герой страдает

Эмпатия к вымышленным персонажам проявляется легче и быстрее, когда те переживают негативные эмоции. Сьюзан Кин замечает, что, хоть ее студенты нередко описывают единение с героем в моменты радости и наслаждения, эмпатическое сострадание трогает гораздо глубже.

«Такие горькие и тягостные переживания, как скорбь или досада, больше нуждаются в целебной силе сочувствия», — объяснял Адам Смит в «Теории нравственных чувств». С другой стороны, несчастья персонажа трогают нас потому, что мы часто переносим их на себя: текст, пробудивший затаенные страхи читателя, с головой затянет его в море эмпатии. По той же аналогии нам легче сопереживать героям, которые — как и мы — совершают ошибки.

Детские страхи героя

Сон Раскольникова о забитой кляче возвращает его в детство, где ему всего 7 лет. Достоевский в кратком содержании этого эпизода затрагивает воспоминания Родиона из реальной жизни. Герой довольно тяжело переносит плохое обращение с животными. Он часто видит, как люди избивают лошадей по глазам. В сновидении главный персонаж возвращается в беззаботный период, в котором с ним рядом находится отец, а следовательно, мальчик вроде бы защищен.

Но в снах Раскольников не испытывает чувства душевного спокойствия, поэтому их нельзя назвать очень радостными.

Родион в этой сцене наблюдает за поведением пьяной компании, которая хочет заставить коня ехать вскачь. Но животное слишком тощее и чересчур маленькое, поэтому несправедливость этой ситуации налицо. Оно не способно сдвинуться с одного места, а желающих покататься становится все больше. Ребенку очень больно от того, что кобылу хотят замучить.

Однако толпа не желает замечать абсурдности событий. Люди бьют клячу по бокам, неистово хлещут по глазам и морде. От подобной несправедливости у Раскольникова случается истерика. Мальчик хочет защитить коня и спасти его. Но он неспособен ни морально, ни физически достучаться до окружающих.

Следите за ритмом

Эмпатия обычно возрастает в середине сюжетных линий, когда проблема или загадка, стоящая перед персонажами, еще не решена, и спадает (а иногда пропадает) в моменты колебаний и метаний. Зная об этом, автор может контролировать темп и структуру повествования, чтобы повысить уровень читательской эмпатии, — например, использовать многоуровневое повествование, придать концовке силы или оставить ее слабой.

Учтите, что сложность и прерывистость текста может служить преградой сочувствию: возможность проследить причинно-следственную связь упрощает отождествление с персонажами и, следовательно, эмпатию.

Форма имеет значение

Уровень вовлеченности и сочувствия зависит от длины произведения, его соответствия жанру, прорисованности места действия, количества томов в книжной серии и темпа повествования.

Что касается авторского стиля, некоторые исследователи считают, что эстетические достоинства произведения повышают шансы возникновения эмоционального ответа и нарративной эмпатии. Другие предполагают, что чрезмерное восхищение авторским стилем отвлекает читателя, мешает его погружению в вымышленную реальность и, соответственно, сопереживанию ее обитателям.

Стихотворение в прозе как жанр

Чаще всего стихотворением в прозе называют короткие прозаические произведения, которые по своему характеру напоминают лирические стихотворения. Такие произведения проявили себя, как жанр, в европейской прозе 19 века. Главным отличием от стихотворения является отсутствие стихотворной организации речи.

Стихотворению в прозе присуща повышенная эмоциональность и бессюжетная композиция, а характер изображается лишь в одном его проявлении. Такое произведение называют именно стихотворением, потому что действительность в нем изображается со стороны субъективного переживания, а не путем изображения объективных явлений.

Стихотворению в прозе в обязательном порядке присуща специфическая лиричность и эмоциональность речи автора. Это наличие эмоциональных пауз и обилие восклицательный, вопросительных построений фраз, и своеобразная мелодичность и ритмичность слов. Примерами стихотворений в прозе являются «Маленькие поэмы в прозе» Бодлера и «Стихотворения в прозе» Тургенева.

Станьте героем сами

Согласно анализу Кин, самым безошибочным инструментом воздействия на читателя было и остается повествование от первого лица. Позиция, с которой автор имеет возможность изобразить внутренний мир и эмоциональное состояние героя, наиболее выгодная, потому что такой подход передает «подлинные» мысли героя, напрямую связывая его с читателем. Несмотря на то что повествование со стороны вызывает слабую эмпатическую реакцию, третье лицо, или «всезнающий рассказчик», также вызывает доверие и эмпатию. Такой ракурс позволяет автору перемещаться от одного героя к другому, достоверно воспроизводя их мысленные монологи через несобственно-прямую речь и создавая наиболее полную картину происходящего — прием, которым мастерски пользовался Флобер, создавая мир «Мадам Бовари».

Как использовать связь между внешним и внутренним состоянием для влияния на зрителей

11.11.201924.11.2019 Елена ЛитвиненкоPosted in Выступления на камеру и онлайн, Профессиональное саморазвитие

Хотите симпатий и доверия? Тогда вряд ли стоит руководствоваться принципом «я – такой, как есть и не хочу ни под кого подстраиваться». Придется пересмотреть свои предпочтения в одежде. Согласитесь, если вас пригласят к английской королеве, то вам придётся выглядеть так, как принято при дворе, не так ли? Кроме того, следует учитывать тот факт, что изменение внешнее — и внутреннее состояние изменяет.

Любому оратору, эксперту, тренеру, руководителю необходимо подбирать имидж соответственно той аудитории, перед которой он собирается выступать. Ведь известно, что «свой» или «чужой», в первую очередь, мы определяем глядя на внешний вид. По цвету футболки люди определяют из какой команды игрок или по форме из какой армии солдат, какую организацию представляет служащий. В соответствии с этим, человеку свойственно практически мгновенно ощущать симпатию или неприязнь.

Читайте также:  Сонник видеть себя во сне красивой

Существует два пути сменить внешний вид человека:

  1. Естественный, который происходит постепенно от внутренних перемен и изменений в образе жизни — к внешним. К примеру, с увеличением достатка, как правило, люди становятся более ухоженными, часто полнеют и меняют гардероб.
  2. Мгновенное преображение внешности, при котором изменения идут от внешнего к внутреннему образу. При этом, замечено, что со смены внешнего вида начинаются глубокие позитивные личностные изменения для подавляющего большинства людей. Изменяется не только внутреннее ощущение себя, меняются жизнь и судьба…

Мэри Кэй Эш говорила: «Если ты пока ещё не королева – притворись ею!», а значит: выгляди как королева, двигайся как королева, говори, как королева, действуй как королева и ты ею обязательно станешь.

Внешнее и внутреннее состояние связаны. Как это использовать?

Актеры меняют внешность со времён возникновения театра. Актёр в костюме нищего ведёт себя как нищий, а в костюме принца принимает осанку и манеры принца . Теперь этот эффект начали использовать и психотерапевты. Они предположили, что для нового самоощущения (а потом и для новой жизни) не годится старый костюм.

Мгновенное преображение внешности – это любимая уловка для шпионов, а также приём, который часто употребляется в повествовании детских сказок. Искусно изменив внешность, чтобы скрыть свою истинную сущность, человек неизбежно начинает двигаться иначе, говорить иначе, меняется его поведение. Если мы хотим для общения с малознакомыми людьми, как можно быстрее стать «своим», то, образно говоря, надо облачиться в «футболку их команды».

Этот эффект вы, скорее всего, наблюдали не раз, и даже ощущали на себе. Вспомните, как вы реагировали на слова кого-либо из политиков, утверждавших, что он такой же простой парень, как и вы, однако при этом одетого «с иголочки» от кутюр, с дорогущими часами на запястье. Или же вот вам абсолютно противоположный пример – презентации продукции Apple Стивом Джобсом, который отлично понимал, какую аудиторию он хочет заинтересовать. Именно для того, чтобы стать «своим», он проводил свои презентации в джинсах и свитере!

Как открывать сердца и двери, используя внешний вид?

Самая яркая история мгновенного преображения–это Золушка. Она по мановению волшебной палочки, получает в подарок от Феи полное изменение имиджа. Во-первых, её преобразили внешне (лицо, прическа, макияж). Во-вторых, длинное платье с корсетом изменило её осанку, а изящные хрустальные туфельки — походку.

Ну и, в-третьих, как водится, самое интересное: увидев своё отражение, она изменилась внутренне. К счастью, характер её остался, по-прежнему, добрым и отзывчивым, но совершенно изменилось внутреннее состояние. Ведь от внешнего вида человека часто зависит уверенность в себе, в своей привлекательности, что неизменно накладывает отпечаток его манеру поведения, а уж тем более выступление и общение.

Давайте вспомним историю Золушки. Во дворце, куда она попадает благодаря своему преображению, она легко становится «своей». Свободно общается с королём и принцем, ощущая себя среди равных. И уже потом, в общении она проявляет свои лучшие качества. Ее оценили как личность. Поэтому, её жизнь меняется кардинально.

Вы подумали, что стоит только изменить имидж и… весь мир в кармане? Увы, это не так. Золушка страстно желала попасть на бал. А чтобы изменить свою жизнь, она неустанно трудилась. Преображение внешности стало шансом, который она использовала.

Это вам тоже может быть интересно:

Упражнения на ускорение и замедление темпа речи для публичных выступлений

Упражнения для речи, чтобы управлять энергетикой во время выступления

Методы и приемы, чтобы преодолеть страх публичных выступлений

Выступление оратора без улыбки — это нереализованные возможности

Эти правила точно сработают?

Не обязательно. Эмпатия бывает непредсказуемой, проявляется от случая к случаю и не всегда совпадает с нарративными установками. Сочувствие может возникнуть не к тщательно прорисованному главному герою, а к схематически набросанному персонажу. Кин называет феномен несоответствия авторского замысла читательской эмпатии «эмпатической неточностью».

К тому же нарративную эмпатию может случайным образом усилить соответствие текста определенной исторической, культурной или общественной ситуации: контекст художественного произведения влияет на качество, силу и оттенки эмпатии.

Кин замечает, что ни один роман не в состоянии вызвать эмпатическую реакцию всех без исключения читателей. Такие особенности, как возраст, опыт, предубеждения, знания об описываемом периоде и даже качество внимания, влияют на то, как мы распознаем чужие эмоциональные состояния; на этот навык влияют и унаследованные генетические характеристики. Как отмечал Майкл Стейг, «определенные личные качества и опыт позволяют некоторым читателям оригинальнее и глубже других разбирать эмоциональный пазл литературного произведения».

Где можно учиться по теме #литература

Курс

Писательское мастерство

По мере набора

Курс

Креативный Текст

3 октября 2020 — 28 ноября 2019

Курс

Писатель и соцмедиа: писать в блог или в вечность

13 октября 2020 — 27 октября 2019

Где можно учиться по теме #мозг

Курс

Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения

По мере набора

Курс

Устройство и работа мозга

По мере набора

Курс

Признаки жизнестойкой личности

Способность принимать неизбежное, отказываться от тщетных требований

Когда мы перестаём биться головой об стену, перестаём стучаться в закрытые двери, наша злость через горевание переходит в скорбь, мы тяжело вздыхаем и… поднимая голову, начинаем искать другие выходы из ситуации.

Способность учиться на собственных ошибках и неудачах, извлекать пользу из трудностей

Сильный человек — это не тот, который никогда не падает, а тот, который падает, но после падения встаёт ещё более сильным. Тот, для кого неудача является поводом подумать, почему так произошло, а сложные обстоятельства заставляют искать неординарные решения.

Способность извлекать пользу из чужих советов и исправлений

Гибкий ум и незацикленность на том, что только собственное мнение правильно, позволяет слышать чужие советы и применять их, если своих знаний недостаточно.

Способность принимать запреты и ограничения, смиряться с тем, что не всё идёт, как хочется

Тут очень важно отметить, что это не пассивное смирение, когда мы опускаем руки и замыкаемся в себе от безысходности, а способность воспринимать запреты и ограничения всего лишь как условия задачи.

Способность справляться со стрессом, не взрываться агрессией, когда раздражён

Представьте, что что-то идёт не так, либо происходит то, что не должно происходить, либо не происходит того, что должно происходить, а мы никак не можем к этому “не так” адаптироваться, отгоревать невозможность исправить ситуацию. Тогда в человеке появляется агрессия, порыв выплеснуть злобу на происходящее в действиях, словах, мыслях. Либо, если человек очень цивилизован и у него внутри стоит запрет на проявления агрессии, то невозможность избавится от агрессивной энергии проявится в депрессии или в психосоматических заболеваниях.

Восстанавливается после жизненных травм и потерь, преодолевает умственные и физические недостатки

У человека как ни у какого другого существа на Земле есть способность восстанавливаться после тяжелейших потерь и жизненных неудач, преодолевать последствия физических и психологических травм, адаптироваться к умственным и физическим недостаткам.

Признаки личности, в которой замер процесс адаптации:

неспособен учиться на своих и чужих ошибках; неспособен извлекать выгоду из неудач; неспособен противостоять жизненным трудностям; недостаточно находчив, чтобы принимать нестандартные решения; зацикливается на том, что не работает; легко провоцируется, агрессивен, импульсивен; неспособен принимать запреты и ограничения; неспособен отпускать ситуацию; неспособен смиряться с непреодолимыми обстоятельствами; неспособен преодолевать умственные и физические недостатки

Источник