Значение слова перстами легкими как сон
толковый словарь
м. устар.
1. Палец руки.
2. перен.
Что-либо таинственное, мистическое, предопределяющее поступки, поведение, судьбу кого-либо, чего-либо.
толковый словарь ушакова
ПЕРСТ, перста, и (книжн. устар.) перста, муж.
1. Палец руки (ритор. или ирон.). «Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он.» Пушкин. «Персты, падшие на струны.» Баратынский. «Разыгранный Фрейшиц перстами робких учениц.» Пушкин. «Наш ментор – помните? колпак его, халат, перст указательный – все признаки ученья.» Грибоедов.
2. перен. Указание, мистическое предопределение. Перст судьбы.
• Один, как перст – совсем один, одинок. «Я один, как перст, в целом мире, нет у меня ни жены, ни детей, нет ни кола, ни двора.» Салтыков-Щедрин.
толковый словарь ожегова
ПЕРСТ, -а, муж. (устар.). То же, что палец (в 1 знач.; обычно о пальце на руке). П. указующий (о непререкаемости распоряжения вышестоящего лица; высок. и ирон.). Один как п. (совсем один).
| прил. перстный, -ая, -ое (стар.).
толковый словарь даля
ПЕРСТ – муж. палец, ручной или ножной; щепти мн. калуж. Перст большой, указательный, средний, четвертый и мизинец. В пермяц., вят. перстами зовут лишь четыре пальца, большой же, не перст, а палес. Перстик, персток, мизинец. Какова ручища, таковы и перстища. Не указывай на людей перстом, не указали б на тебя шестом! один, как перст. Хозяева и с перстов насытятся. Меж перстов мясо не растет. Пять перстов, а все одна рука. Богу-то с перст (свечу), а черту с пест. Спица в нось, невелика – с перст! шутл. на чохе. Перстный, относящийся до перста. Перстное строенье руки. Перстый, в Словарь Академии сложный, пятиперстый, долгоперстый и пр. Две надцатиперстая кишка, начало тонких кишок, от желудка, длиною в толщину 12-ти пальцев. Перстовой, мерою в длину перста. Перстовая рыбка. Перстень муж. перстенек, перстенишка, перстнища; кольцо на палец, со щитком или с камнем или камнями. Запечатать именным перстнем. Перстневые каменья. Перстневик, коробочка, баульчик для перстня или для перстней. Перстатицы жен., мн., ·стар. перстянки архан., сиб., пересч)атки, перчатки, наручники, пятипалые рукавчики, одежа на руки, с чехлом на каждый палец. Он в перчатках умывается, модник и щеголь, неженка. Скинь перчатки, говорят тому, кто засдается в картах. Смял его, как перчатку. Перчатку потерять – к несчастью, примета. Перчаточный мастер; – торговец; и тот и другой перчаточник, -ница. Персчатый, перстчатый, перщатый, пальчатый, с перстами, с пальцами, или с подобием их. Перстчатые лапы. Перстчатые листья. Рукавицы перщатые, ·стар. перчатки. Перчатковый, из перчатки сделанный. Перстить архан. красть, воровать, таскать тайком. Его поберегайся, от перстит!
словарь существительных
ПЕРСТ, -а́, м Устар.
Палец руки.
Он посмотрел усталым и грустным взглядом на жениха и невесту, вздохнул и, выпростав из-под ризы правую руку, благословил ею жениха и так же, но с оттенком осторожной нежности, наложил сложенные персты на склоненную голову Кити (Л. Т.).
энциклопедический словарь
ПЕРСТ -а; м.
1. Устар. Палец руки. Указующий п. (ирон.; о распоряжениях вышестоящего начальства). Один как п. (о том, кто одинок в жизни, в какой-л. деятельности).
2. О чём-л. таинственном, необъяснимом, предопределяющем судьбу. П. провидения. П. свыше.
академический словарь
-а́, м. трад.-поэт. Палец руки.
Развеселить его желая, Леила бубен свой берет; В него перстами ударяя, Лезгинку пляшет и поет. Лермонтов, Хаджи Абрек.
И называю пальцы я перстами, Над пяльцами увидев руки Тани. Наровчатов, Северные Ярославны.
◊
один как перст
о том, кто не имеет семьи, близких, кто совершенно одинок.
перст судьбы{ (или провидения, рока)}
книжн. устар.
о каком-л. событии, явлении, стечении обстоятельств и т. п., которые являются переломным, роковым моментом в чьей-л. жизни.
словарь церковнославянского языка
сущ. палец. Перст возложити на уста – замолчать, не говорить ничего (Иов. 29, 9). Перст Божий – сила Божья (Исх. 3, 19; Лук. 11, 20). (Мф. 23, 4).
словарь слов из произведений русской литературы
Перст, а, м. (трад.-поэт.).
Палец руки.
► Крестит дрожащими перстами Мечтой взволнованную грудь. // Лермонтов. Демон //; Но вот Неполный слабый перевод, С живой картины список бледный, Или разыгранный Фрейшиц Перстами робких учениц. // Пушкин. Евгений Онегин //
ОДИН, КАК ПЕРСТ.
► Бросил, бросил нас! – залепетал он [Василий Иванович], – бросил; скучно ему стало с нами. Один, как перст, теперь один! // Тургенев. Отцы и дети //.
ПЕРСТ СУДЬБЫ.
поговорки
Перст Божий. Книжн. Устар. Что-то таинственное, мистическое, предопределяющее судьбу. Из Библии. БМС 1998, 439.
Перст о перст не ударить (не колонуть). Кар., Прикам., Печ., Сиб. Неодобр. Ничего не сделать, не предпринять. СРГК 2, 403; МФС, 48; СРНГП 1, 102; СРНГ 26, 290; Мокиенко 1990, 64.
Круг перста. Перм. Очень быстро. СРНГ 15, 296.
Нет ни перста у кого. Новг. О крайней бедности, нищете. НОС 6, 53.
Одного перста не стоит чьего. Коми. Значительно уступает кому-л. Кобелева, 70.
Ни пёрстом не шевельнуть. Коми. неодобр. То же, что перст о перст не ударить. Кобелева, 71.
Перстом не задеть кого. Прикам. Не причинить кому-л. ни малейшего вреда. МФС, 38.
Вложить персты в язвы. Книжн. Устар. Не доверяя другому, самому убедиться в чём-л. на опыте. Из Евангелия. БМС 1998, 439.
Персты на волю. Яросл. Об открытой обуви, босоножках. ЯОС 7, 100.
орфографический словарь
словарь ударений
перст, перста́; мн, -ы́, -о́в
B́ сущ см. Приложение II
(трад.-поэт. палец руки)
перста́
мн.
персты́
персто́в́
Ты погибал… и он явился, с строгим взором,
Отмеченный божественным персто́м,
И признан за вождя всеобщим приговором,
И ваша жизнь слилася в нем.
М. Ю. Лермонтов, Последнее новоселье
Кто-то сядет, кто-то выгнет плечи,
Вытянет персты́.
Близок твой кому-то красный вечер,
Да не нужен ты.
С. А. Есенин, «Проплясал, проплакал дождь весенний…»
Сведения о старой норме ударения:
В поэзии можно встретить соответствующее старой норме ударение пе́рста, пе́рсту, мн. пе́рсты и т. д.:
Там чаши радости стучали по столам,
Там храбрые кругом с друзьями ликовали,
Там скальды* пели брань, и пе́рсты их летали
По пламенным струна́м**.
К. Н. Ба́тюшков, На развалинах замка в Швеции
* Скальд – древнескандинавский певец-поэт.
** Струна́м – старое ударение. Современная норма – стру́нам.
формы слов
пе́рст, персты́, перста́, персто́в, персту́, перста́м, персто́м, перста́ми, персте́, перста́х
синонимы
сущ., кол-во синонимов: 1
См. палец
как перст, один как перст…
архаизмы
морфемно-орфографический словарь
грамматический словарь
этимология
Общеславянское слово, имеющее соответствия в других индоевропейских языках.
этимологический словарь русского языка
Общесл., имеющее соответствия в других индоевр. яз.
этимологический словарь
Общеслав., имеющее соответствия в др. индоевроп. яз., (ср. латышск. pirsts «палец», др.-в.-нем. first «конек, верхний край крыши» и т. д.) Перст буквально – «то, чем заканчивается верхняя часть ладони».
род. п. -а́, народн. перёс, пе́рес, олонецк. (Шахматов, ИОРЯС 7, 1, 302), укр. перст, др.-русск. пьрстъ, ст.-слав. прьстъ δάκτυλος (Супр.), болг. пръ́ст(ът), сербохорв. пр̏ст, словен. pȓst, чеш., слвц. prst, польск. parst, в.-луж. porst.
Родственно лит. pir̃štas “палец”, лтш. pìrksts, pìrsts – то же, др.-прусск. pirsten “палец”, далее, возм., сюда же д.-в.-н. first “острие, конек крыши”, ср.-нж.-нем. vorst, лат. postis “столб”, др.-инд. pr̥ṣṭhám “хребет, вершина”, авест. раrštа- “спина”; см. Траутман, ВSW 220; Арr. Sprd. 399; Сольмсен, IF 31, 454; М.-Э. 3, 224; Бругман, IF 11, 285; Э. Леви, РВВ 32, 137; Вальде-Гофм. 2, 349. Сравнение с др.-инд. sраrc̨аs “хватка, прикосновение”, spr̥c̨áti “касается” (Зубатый, LF 27, 68) Мейе (Ét. 302) отклоняет из-за интонационных отношений. Махек (Rесhеrсhеs 59 и сл.) пытается подкрепить сближение с персь “грудь” ссылкой на то, что у некоторых народов (напр., у казахов) новорожденным дают сначала сосать безымянный палец, а не грудь; см. также Френкель, IF 54, 282. Махек (там же, 65 и сл.) приводит также параллели в виде тождественных названий для пальца и соска груди. От *pьrstъ образованы пе́рстень, укр. пе́рстiнь, ст.-слав. пръстень δακτύλιος (Остром.), сербохорв. пр̏сте̑н, словен. pŕstan, pŕsten, чеш. prsten, слвц. prsteň, польск. pierścień, полаб. parstén. [О русск. формах см. еще Соколова, Докл. и сообщ. Ин. Яз., 2, 1952, стр. 14 и сл. – Т.]
сканворды
– Отставший от жизни палец.
– Палец-указка.
– Палец как символ одиночества.
– Каждый палец древнего славянина.
– Указующий палец.
– Рассказ Агаты Кристи «… Святого Петра».
полезные сервисы
Источник
ПЕРСТ, -а́, м. Трад.-поэт. Палец руки. Развеселить его желая, Леила бубен свой берет; В него перстами ударяя, Лезгинку пляшет и поет. Лермонтов, Хаджи Абрек. И называю пальцы я перстами, Над пяльцами увидев руки Тани. Наровчатов, Северные Ярославны.
◊
Один как перст — о том, кто не имеет семьи, близких, кто совершенно одинок.
Перст судьбы (или
провидения, рока) (
книжн. устар.) — о каком-л. событии, явлении, стечении обстоятельств и т. п., которые являются переломным, роковым моментом в чьей-л. жизни.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
ПЕРСТ, а́, и (книжн. устар.) а, м. 1. Палец руки (ритор. или ирон.). Перста́ми легкими как сон моих зениц коснулся он. Пушкин. Пе́рсты, падшие на струны. Баратынский. Разыгранный Фрейшиц перста́ми робких учениц. Пушкин. Наш ментор — помните? колпак его, халат, перст указательный — все признаки ученья. Грибоедов. 2. перен. Указание, мистическое предопределение. П. судьбы. ◊
Один, как перст
— совсем один, одинок.
Я один, как перст, в целом мире, нет у меня ни жены, ни детей, нет ни кола, ни двора. Салтыков-Щедрин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
перст
1. устар. поэт. палец на руке ◆ Лев Степанович всякий вечер молился иконам, кладя земные поклоны или по крайней мере касаясь перстом до земли. Герцен, «Долг прежде всего», 1851 г. ◆ Но вдруг как бы летучие перуны // Мои персты ударились о струны. Лермонтов, «Встреча», 1829 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. таинственное указание, что-либо мистическое, предопределяющее поступки, поведение, судьбу кого-либо, чего-либо ◆ Провиденья перст незримой Бестужев-Марлинский, «Дождь», 1829 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Повсюду зрю грозящий перст судьбы К. Ф. Рылеев, «Борис Годунов», 1821–1822 г. (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова порножурнал (существительное):
Ассоциации к слову «перст»
Синонимы к слову «перст»
Предложения со словом «перст»
- Даже в совпадении начальных слогов его и её имени девочка видела указующий перст судьбы.
- Все они по воле случая, а быть может, по указующему персту судьбы жили в одном подъезде.
- Незнакомец указал перстом на второе кресло в трёх шагах от себя.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «перст»
- Но я замолчал и вскорости из города совсем выбыл, а через пять месяцев удостоился Господом Богом стать на путь твердый и благолепный, благословляя перст невидимый, мне столь явно сей путь указавший.
- Ему дано было свыше уразуметь таинства природы, слагать слова из великих букв ее, начертанных перстом Всемогущего на небесах, на каждой былинке и камне, во взорах, на челе и руках смертного.
- — Знаете ли вы, — начал он почти грозно, принагнувшись вперед на стуле, сверкая взглядом и подняв перст правой руки вверх пред собою (очевидно, не примечая этого сам), — знаете ли вы, кто теперь на всей земле единственный народ-«богоносец», грядущий обновить и спасти мир именем нового бога и кому единому даны ключи жизни и нового слова… Знаете ли вы, кто этот народ и как ему имя?
- (все
цитаты из русской классики)
Понятия со словом «перст»
Приветствие тремя перстами (серб. Поздрав са три прста) — сербское национальное приветствие одной рукой с открытыми большим, указательным и средним пальцами. Чаще всего демонстрируется правой рукой.
- (все понятия)
Источник
Значение слова перст
Словарь Ушакова
перст
перст, перста, и (книж. устар.) перста, муж.
1. Палец руки (ритор. или ирон.). «Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он.» Пушкин. «Персты, падшие на струны.» Баратынский. «Разыгранный Фрейшиц перстами робких учениц.» Пушкин. «Наш ментор – помните? колпак его, халат, перст указательный – все признаки ученья.» Грибоедов.
2. перен. Указание, мистическое предопределение. Перст судьбы.
• Один, как перст – совсем один, одинок. «Я один, как перст, в целом мире, нет у меня ни жены, ни детей, нет ни кола, ни двора.» Салтыков-Щедрин.
Фразеологический словарь русского языка
перст
Один, как перст – о том, кто не имеет семьи, близких, кто совершенно одинок
Православие. Словарь-справочник
перст
мера длины, упоминаемая в Священном Писании (см. Иер. 52, 21), равная дюйму, т.е. 2,51 см.
Фразеологический словарь (Волкова)
перст
Один, как перст – совсем один, одинок.
► Я один, как перст, в целом мире, нет у меня ни жены, ни детей, нет ни кола, ни двора. Салтыков-Щедрин.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
перст
, а, м. (трад.-поэт.).
Палец руки.
* ► Крестит дрожащими перстами Мечтой взволнованную грудь. // Лермонтов. Демон //; Но вот Неполный слабый перевод, С живой картины список бледный, Или разыгранный Фрейшиц Перстами робких учениц. // Пушкин. Евгений Онегин // *
◘ ОДИН, КАК ПЕРСТ.
* ► Бросил, бросил нас! – залепетал он [Василий Иванович], – бросил; скучно ему стало с нами. Один, как перст, теперь один! // Тургенев. Отцы и дети //. *
◘ ПЕРСТ СУДЬБЫ.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
перст
—
а) палец;
б) мера длины (толщины) (Иер.52:21), равная примерно 2 см. (см. меры)
Словарь Ожегова
перст
ПЕРСТ, а, м. (устар.). То же, что палец (в 1 знач.; обычно о пальце на руке). П. указующий (о непререкаемости распоряжения вышестоящего лица; высок. и ирон.). Один как п. (совсем один).
| прил. перстный, ая, ое (стар.).
Словарь Ефремовой
перст
- м. устар.
- Палец руки.
- перен. Что-л. таинственное, мистическое, предопределяющее поступки, поведение, судьбу кого-л., чего-л.
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову перст
Ассоциации к слову перст
- палец
Цитаты со словом перст
- Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки..
Николай Васильевич Гоголь, “Мертвые души” - На руке сна есть перст смерти..
Виктор Гюго, “Человек, который смеется” - Лично я вижу в этом перст судьбы — шли по лесу и встретили программиста..
Аркадий и Борис Стругацкие, “Понедельник начинается в субботу”
Синонимы к слову перст
- мизинец
- палец
- пальцы
- пальчик
- пальцев
Однокоренные слова к слову перст
- двенадцатиперстный
- двуперстный
- наперстник
- наперсток
- наперсточник
- наперстянка
- перстенек
- перстень
- трехперстка
- двуперстие
- двуперстый
- троеперстие
- трёхперстный
- троеперстный
Источник
В организации доминантного смыслового потока в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» главную роль играет синтаксическая семантика. Основная (сквозная) линия смысловых повторов текста – причинно-следственная. Она имплицирована на синтаксическом уровне и на уровне текстовых связей. Синтаксические структуры предложений, сочинительные соединительные либо бессоюзные, насыщены каузативной семантикой. Обратимся к тексту.
- Духовной жаждою томим,
- В пустыне мрачной я влачился, —
- И шестикрылый серафим
- На перепутье мне явился.
- Перстами легкими как сон
- Моих зениц коснулся он.
- Отверзлись вещие зеницы,
- Как у испуганной орлицы.
- Моих ушей коснулся он, —
- И их наполнил шум и звон:
- И внял я неба содроганье,
- И горний ангелов полет,
- И гад морских подводный ход,
- И дольней лозы прозябанье.
- И он к устам моим приник,
- И вырвал грешный мой язык,
- И празднословный и лукавый,
- И жало мудрыя змеи
- В уста замершие мои
- Вложил десницею кровавой.
- И он мне грудь рассек мечом,
- И сердце трепетное вынул,
- И угль, пылающий огнем,
- Во грудь отверстую водвинул.
- Как труп в пустыне я лежал,
- И бога глас ко мне воззвал:
- «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
- Исполнись волею моей,
- И, обходя моря и земли,
- Глаголом жги сердца людей».
В первом предложении (1–4 строки) сочинительная конструкция имеет несомненное результативно-следственное значение (я жаждал и он явился).
Аналогичная конструкция есть и в следующем предложении (9–10):
- Моих ушей коснулся он (действие-причина)
- И их наполнил шум и звон… (результат-следствие)
Но здесь конструкция с результативно-следственным значением многоступенчатая: будучи в принципе закрытой, она в данном случае имеет продолжение после двоеточия (11–14 строки): - И внял я неба содроганье (следствие…)
- И горний ангелов полет,
- И гад морских подводный ход
- И дольней лозы прозябанье.
Двоеточием разрушается перечислительность, которая неизбежно возникла бы из-за повторения союза «и»; с его помощью конструкция сближается с бессоюзной, опять-таки причинно-следственного значения. Эта тройственная союзно-бессоюзная структура, как кода, завершает трехзвенную цепь причин и следствий: между двумя названными конструкциями расположена еще одна, бессоюзная структура с причинно-следственным значением (5–8 строки):
- Перстами легкими, как сон,
- Моих зениц коснулся он: (действие-причина)
- Отверзлись вещие зеницы, (следствие-результат)
- Как у испуганной орлицы.
Таким образом, семантикой каузативности наполнены 14 из 30 строк стихотворения (они выделены жирным шрифтом), что заставляет и весь текст воспринимать в свете причинно-следственной обусловленности.
Вместе с тем, высокая степень актуализированности этого мотива обнажает и его незавершенность, а именно отсутствие первопричины жажды и конечной цели всех изображаемых деяний. Возникшая лакуна создает напряженность, заставляя читателя домысливать конечную цель божественного императива, приписывать стихотворению обличительный смысл, на наш взгляд, не вполне обоснованно. И действительно, утоляя терзающую человека духовную жажду, посланец небес наделил его неким сверхзнанием. Чтобы понять причинно-следственную обусловленность дальнейших действий Серафима, надо перейти на другой, семиотический уровень смысла.
Серафим – не просто ангел; он – олицетворение одновременно змеи и огня: серафимами назывались изображенные на дохристианском жертвеннике языки пламени в виде змей. С этой точки зрения следующее действие серафима логично завершает триединое деяние мудрыя змеи: утолив духовную жажду сначала знанием, а затем пониманием, змея не останавливается на этом (а ведь первоначальная цель исчерпана!) и наделяет будущего пророка еще своим мудрым жалом вместо празднословного и лукавого человеческого языка.
Но на этом оказывается исчерпанным еще один уровень смысла и приходится двигаться вглубь: во-первых, потому, что следующее действие обосновано уже не «змеиной», а «огненной» сущностью Серафима; а во-вторых, жало вообще не является органом речи – это у змеи (в отличие от пчелы) скорее орган поиска пищи. Эстетическая связь слов жажда (1) – жало (18) – жги (30) подтверждается тем, что они несут единый звуковой образ: звук ж есть еще только в одном слове из всего стихотворения – звуковой «тени» жала – вложил.
Итак, жало – для того, чтобы жалить, глаголом жечь, что функционально оправдывает замену языка жалом.
С другой стороны, чтобы понять логику следующего действия Серафима, нам придется принять и связь «жало» – «жаждать». Появление жала совершенно не мотивировано как ответ на жажду; оно не мотивировано и змеиной ипостасью Серафима: в связи с жаждой выступает на первый план его огненная сущность. Но если мудрость змеи кажется достаточно логичным ответом на духовную жажду, то появление огня требует дополнительной мотивировки. Чтобы увидеть ее, необходимо обратиться к лексико-семантическим корреляциям. Лексема «жажда» без дополнения означает «потребность в питье» и лишь с обязательным дополнением (жажда чего-л.) может означать «сильное желание, потребность в чем-л.». В данном случае отсутствие дополнения отчасти компенсируется определением духовной, но лишь отчасти: корреляция жаждою … в пустыне актуализирует значение «физическая жажда, потребность в питье». Таким образом, контекст стимулирует реализацию обеих семантических потенций, в результате чего возникает внутрисемемная смысловая оппозиция «физическое – духовное», актуализированная в целом ряде словоупотреблений:
- жажда (1) – духовная, но м.б. и физической;
- пустыня (2) – физическая или духовная?
- перепутье (4) – перекресток или выбор пути? встреча человека и Серафима;
- явился (4) – появился или привиделся?
В индивидуальном тезаурусе А.С. Пушкина известны обе пустыни – духовная (Тогда, не правда ли, в пустыне, / Вдали от суетной молвы / Я вам не нравилась…) и физическая (В пустыне чахлой и скупой, / На почве, зноем опаленной…).
Духовная сущность Серафима и его деяний заставляет весь сюжет воспринимать в регистре (фрейме) духовного. Но остается ассоциация пустыня – [зной] – жажда как импликация недостающей причины жажды, ПЕРВОПРИЧИНЫ всей цепи уже рассмотренных причин и следствий. В то же время очевиден градационный ряд
- Перстами легкими , как сон ,
- Моих зениц коснулся он… (5–6) –
- Моих ушей коснулся он… (9) –
- И вырвал грешный мой язык… (16) –
- Вложил десницею кровавой (20) –
- И он мне грудь рассек мечом (21) –
- Как труп в пустыне я лежал (25).
В этом ряду мотив физического, плотского явно нарастает. Тем самым не только подчеркивается реальность страданий человека, превращающегося в пророка, но и поддерживается семантическая линия физической жажды и ее физической причины.
Только актуализация причинно-следственной связи между зноем пустыни и жаждой лирического героя может объяснить и оправдать последнее деяние Серафима: наделив будущего пророка ОРГАНОМ жажды в виде жала, он наделяет его также и внутренним постоянным ИСТОЧНИКОМ жажды, которым должен стать угль, пылающий огнем, вместо сердца.
Благодаря ассоциации
- пустыня [зной, жар] –
- жажда –
- огонь –
- жги [вызывай жажду],
имплицирующей ЦЕЛЬ божественного императива, вся смысловая конструкция приобретает завершенность кольца. Первопричина смыкается с конечной целью, а процесс распространения духовной жажды становится бесконечным.
Смысловая глубина стихотворения «Пророк» (потенция понимания зноя, «физического» дискомфорта как первопричины духовной жажды и жжения (жги сердца) как средства достижения конечной цели – пробуждения духовной жажды многих людей) обеспечивается распределением смысловых функций между лексико-семантическим и семантико-синтаксическим уровнями, а также двойственной актуализацией словесного ряда «жажда – пустыня – явился – перепутье».
Значительную роль в смысловой структуре текста играет логическая лакуна – умолчание о первопричине и конечной цели на фоне лингвистической семантики каузативности, пронизывающей весь текст.
Изучение арсенала семантических структур, оставленных великим поэтом, может стать началом нового направления когнитивной поэтики. В стихотворениях Пушкина мы находим разнообразные модели лингвосемантической организации и способы взаимодействия ее с экстралингвистическими смыслами, различные способы смысловой компрессии. Неизменным остается принцип комплексной актуализации многокомпонентного лексического значения.
Такая актуализация не приводит к расщеплению чувственно воспринимаемого образа, не создает границ между изобразительным и когнитивным аспектами смысла текста. Недоступное пониманию неподготовленного читателя остается для него «невидимым». Поэт остался в памяти народа «легким» и «простым»; он не отпугивает глубокомыслием и не навязывает того умственного труда, который необходим для извлечения глубинного смысла текста. Литература ХХ в. не всегда обладает этой защитной легкостью; многие произведения ставят читателя перед необходимостью либо предпринять усилия для интерпретации текста, либо признать свою несостоятельность. Возникает понятие «заумь» как защитная реакция читателя, права которого на получение эстетического наслаждения, суггестивного гармонизирующего воздействия произведения словесного искусства нарушены.
В драматической истории России ХХ в., вероятно, можно усмотреть и такой аспект, как разрыв культурного континуума, произошедший в начале века. В частности, эстетическое осмысление действительности в художественной литературе и смысловая компрессия в текстах, например, И. Бунина достигают такого уровня, который абсолютно недоступен и непонятен большинству читателей и получает более или менее достойную интерпретацию только в наши дни.
Результатом возникшей ситуации явилось разделение русской литературы на две. В советской литературе приветствуется ясность, простота и доступность, а мастерство словесного искусства должно быть скрыто; будучи замеченной, виртуозность поэтического мастерства осуждается как «формализм». В литературе эмиграции и так называемой «внутренней эмиграции» тенденция углубления смысловой компрессии развивается и достигает высочайшего уровня в прозе В.В. Набокова, Е. Замятина, поэзии Б. Пастернака и И. Бродского.
*********************************
Что-то у меня ссылка не получилась, поэтому здесь:
***Впервые эти существа были упомянуты в Числ. 21:6 как seraphim nahash («огненные змеи»), которые внезапно напали на евреев в пустыне и жалили их. Создается впечатление, что речь идет о чем-то вроде огнедышащих летающих драконов. https://svardat.wordpress.com/2016/01/29/seraphim/
Источник