Зимняя ночь или сон в зимнюю ночь
Продолжаем наше знакомство с авторами современной военной литературы (СВЛ).
Игорь Фролов
Игорь Александрович Фролов родился 30 мая 1963 года в г. Алдане (Якутия). После окончания в 1985 году Уфимского авиационного института, в котором была военная кафедра, готовившая авиационных инженеров, получил звание лейтенанта и пошел служить в Советскую Армию офицером-двухгодичником.
Служил борттехником-воздушным стрелком военно-транспортного вертолета Ми-8 на Дальнем Востоке (на границе с Китаем) и в Афганистане (авиабаза Шинданд, провинция Герат). Налетал более 700 часов в составе экипажа, совершил около 500 боевых вылетов на территории Афганистана. Награжден орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР”, медалями.
После увольнения в запас в звании старшего лейтенанта в 1987 году работал сторожем, дворником, пытался заниматься частным предпринимательством, десять лет отдал медицине.
В 1996 году опубликовал свой первый рассказ в Литальманахе “Вечерней Уфы”, через год вышла книжка рассказов “Смотритель”. В 2001 году начал работать в еженедельнике “Истоки” – корреспондентом, ответственным секретарем, заместителем главного редактора. В 2007 году перешел в литературно-публицистический журнал “Бельские просторы”, где работает и по сей день.
Прозаик, публицист, литературный критик, литературовед. Публиковался в литературных журналах «Уральская Новь», «Урал», «Сибирские Огни», «Континент», «Новый мир», «Знамя», «Аврора», «Бельские просторы» и др. Автор книг «Бортжурнал 57-22-10», «Теория танца», «Уравнение Шекспира, или «Гамлет», которого мы не читали». Финалист и лауреат всероссийских и республиканских литературных премий (Белкина, Бунина, Казакова, Чеховский дар, Прокруст и др).
Член Союза писателей и Союза журналистов России и Башкортостана. Женат, воспитывает сына.
Представляем вашему вниманию отрывок из повести “Бортжурнал N 57-22-10. Часть первая. Союз “
СОН В ЗИМНЮЮ НОЧЬ
В наказание лейтенант Ф. был послан в наряд вне очереди ДСЧ (дежурным по стоянке части).
На разводе, к ужасу лейтенанта Ф. выяснилось, что в его наряде присутствует механик Разбердыев – в качестве ДСП (дежурного по стоянке подразделения). Но делать было нечего, и лейтенант Ф. от греха подальше назначил Разбердыева дежурным по самой дальней второй стоянке, на которой стояли законсервированные борта второй эскадрильи, в полном составе убывшей в ДРА. Потом дежурный Ф. со своим помощником, лейтенантом Л. развели бойцов по стоянкам, поболтались по аэродрому, поужинали в солдатской столовой и отправились в казарму.
Нужно сказать, что домик для ДСЧ в зимних условиях был непригоден для полноценного времяпрепровождения – печка не работала и в ее холодной, забитой газетами утробе всю ночь с отвратительным шуршанием копошились крысы, ожидая, пока жертва заснет. После нескольких кошмарных ночевок в морозном, кишащем грызунами домике, дежурные стали перебираться на ночь в казарму.
Вот и теперь, поднявшись на второй этаж, они сбросили куртки и принялись играть в бильярд, поглядывая, как в телевизоре Горбачев в Рейкьявике сдавался Рейгану. Было уютно и хорошо. В окна смотрела зимняя ночь. Вскоре лейтенант Ф., разморенный теплом, прилег на койку и задремал.
Служба шла своим чередом даже в дреме. Вот пришли ДСП с первой стоянки, подошли к койке, доложили, что стоянка сдана караулу. Вот то же самое проделали ДСП с третьей стоянки, с четвертой. Вестей со второй стоянки не было. Лейтенант Л. потряс за плечо лейтенанта Ф., сказал:
– Что-то мне это не нравится. Нужно бы узнать.
– Тебе не нравится, ты и узнавай, – пробормотал лейтенант Ф. и повернулся на другой бок.
Лейтенант Л. спустился к дежурному по части, позвонил в караулку, поднялся, разбудил лейтенанта Ф.:
– Караул не принял вторую стоянку – там два борта не опечатаны.
– Ну не знаю, – сказал, зевая, лейтенант Ф. – Может, сходишь, опечатаешь, а я уж завтра побегаю…
Лейтенант Л. чертыхнулся и ушел в ночь, через снега, на самую дальнюю вторую стоянку, которая лежала за полосой гражданского аэродрома.
Лейтенант Ф. продолжал мирно спать в теплой, шумно храпящей казарме среди криков “Мама!”, пуков и скрипов. Всегда спится особенно крепко и сладко, когда ты должен что-то сделать. А лейтенант Ф., как дежурный по стоянке части должен был шагать сейчас, преодолевая ледяной ветер, закрывшись до глаз воротником меховой куртки и матеря механика Разбердыева, который до сих пор не сдал стоянку караулу. Но дежурный спал, как Штирлиц перед Берлином…
А в это время его помощник, пересекая гражданскую ВПП, увидел, как над второй стоянкой трепещет в ночи красное зарево. Помощник рванул изо всех сил через метущую по черной полосе поземку, представляя догорающие останки вертолетов и злорадно думая, что он все же Помощник и лицо не очень ответственное.
Когда он вбежал на стоянку и затем в домик, Разбердыев осоловело сидел возле малиновой печки и подбрасывал в нее дровишки. В это время, вспыхнувшая от раскаленной трубы крыша горела ярким пламенем, и красные блики играли на боках ближайших вертолетов…
После долгой борьбы с применением мата, пинков, огнетушителя, снега, куртки Разбердыева, его же шапки, огонь был потушен. Когда явился караул, следы борьбы уже были заметены, крыша припорошена снегом, и только в домике сильно пахло мокрой гарью.
Наутро лейтенант Ф., выслушав эмоциональный рассказ лейтенанта Л., сказал, подняв палец:
– Теперь и ты знаешь механика Разбердыева.
– Сам ты Разбердыев, блядь! – ответил лейтенант Л.
“И то верно” – самокритично подумал лейтенант Ф., и, глядя на обгоревшие ресницы лейтенанта Л., расхохотался.
УЧЕНИЯ
В феврале 1986 года в округе начались крупные учения. Магдагачинский полк, приданный 13-й десантно-штурмовой бригаде, принял в них участие полным составом. Его задачей было перебросить технику и личный состав бригады к китайской границе, на аэродром под Благовещенском.
Борт ?22 готовился к учениям. Задача была поставлена простая – полет строем, поочередная посадка на полосу аэродрома назначения – вертолет катится по полосе, борттехник с правым выбегают, открывают задние створки, уазик с бойцами съезжает и сворачивает с полосы вправо (или, если смотреть по полету – влево, чтобы не попасть под хвостовой винт), створки закрывают, прыгают в вертолет, он взлетает, за ним уже катится следующий. Борттехник Ф. тренировал водителя уазика въезжать в грузовую кабину и быстро выезжать из нее. Уазик постоянно срывался с направляющих. Наконец, когда один раз все прошло удачно, борттехник решил, что навык прочно закрепился в мозжечке бойца, и прекратил тренаж.
Наступил день учений. В Ми восьмые загнали уазики с четырьмя бойцами, Ми шестые приняли на борта более тяжелую технику и десант. Полк запустился и пошел на взлет. Такого борттехник Ф. никогда не видел, и уже не увидит. В небо поднялись три эскадрильи Ми-8 и эскадрилья Ми-6 – рой под сотню машин закрыл солнце. Небо шевелилось, ползло, гудело, выло, трещало, серый саранчовый шлейф еще волок хвост по земле – взлетали один за другим крайние вертолеты. Армада, разворачиваясь на юг, начинала движение к китайской границе, и это было похоже на неумолимо собирающуюся грозу – казалось, такая сила могла спокойно переползти границу и, даже теряя машины одну за другой, дойти до Пекина в достаточном для победы количестве.
Поднявшись, двинулись. Строй растянулся на приличную дистанцию. Ми шестые шли выше, восьмерки неслись на пределе, огибая рельеф, чтобы не светиться на локаторах предполагаемого противника. Борт ?22 пилотировал капитан Божко, имевший за плечами Афган. Он откровенно наслаждался полетом – бросал машину с сопок вниз, сшибал колесами верхушки сосен, завидев “учебный” танк, заводил вертолет на боевой, имитировал пуск, бормотал “цель уничтожена!” – обиженные танкисты показывали неприличные жесты, но на всякий случай ныряли в башню. Борттехник Ф., у которого от такого полета сердце и другие внутренности прыгали от пяток до горла, конечно, тоже наслаждался, но периодически с тревогой вспоминал о своем грузе – распятом на тросах уазике с четырьмя бойцами. После очередной “атаки” по особенно крутой траектории, и с перегрузками на выходе, он услышал глухой щелчок в грузовой кабине. Потом послышались перекрывающие шум двигателей крики.
– Что они там – боятся или радуются? – сказал командир. – Выгляни, посмотри, может, обделались?
Борттехник открыл дверь в грузовую кабину. К его удивлению, бойцов в уазике не было. Выбравшись в салон, он увидел, что все четверо лежат за уазиком, упираясь ногами в стенки и в бардачки на створках, а руками – в уазик, сорвавшийся с растяжек. Лица атлантов были перекошены, тела периодически амортизировали, сжимаясь в такт изменениям тангажа.
Борттехник забежал в кабину, вкратце обрисовал ситуацию. Командир виновато вздохнул и перевел вертолет в ровный полет – авиагоризонт замер в нейтральном положении.
Сели удачно, створки открылись, уазик с четырьмя измученными бойцами выпрыгнул на полосу, свернул вправо и умчался, очумело виляя. На бегу закрыли створки, запрыгнули, взлетели.
А за ними все садились и садились вертолеты. Учения продолжались…
ТРАВА ПО ПОЯС
Перелетный полк был принят аэродромом возле ж/д станции Средне-Белой. Благоустроенных мест, конечно, всем не хватило, и большая часть машин разместилась где-то на задворках. Вертолеты гостей стояли в поле среди высокой сухой травы. В Средне-Белой царило бесснежье – поздняя сухая осень посреди февраля. После своей зимы магдагачинцам не хотелось идти в казарму. Поужинав, они вернулись к своим машинам, чтобы поиграть в футбол – скинули меховые куртки и гоняли мяч по желтым шуршащим зарослям под холодным закатным небом.
Борттехник Ф. и правак С., устав от беготни, забрались на 22-й борт и улеглись на откидных скамейках перекурить. Вечерело, прозрачное небо наливалось чернилами, пахло степью. Лейтенанты курили, слушая далекий гомон футболистов, гулкие удары по мячу…
Рядом с вертолетом послышалось шуршание травы – кто-то шел вдоль борта. Лейтенант Ф. выдохнул струю дыма в дверь, и тут же в сизом облаке появилось незнакомое лицо. Лицо было в фуражке и с подполковничьими погонами.
– Эт-то что за пожар на борту? – грозно сказал подполковник, поднимаясь по стремянке. – Кто разрешил курить на аэродроме?
Лейтенанты вскочили, борттехник Ф. бросил окурок на пол, прижал его подошвой.
– Звание, фамилия?
– Лейтенант Ф.!
– Почему курим в не отведенных для этого местах? Траву хотите поджечь, диверсанты?
– Никак нет, товарищ полковник! Виноват, больше не повторится!
– А вы? – обратился полковник к лейтенанту С. – Почему вы не остановили своего товарища? Или тоже курили?
– Никак нет! – сказал лейтенант С., вытянувшись и прижав кулаки к бедрам.
– А ну-ка…- подозрительно сказал подполковник, – покажите руки.
Лейтенант, опустив голову, протянул подполковнику кулак и нехотя разжал его.
На испачканной пеплом ладони лежал смятый окурок.
– Герой! – сказал подполковник. – В следующий раз глотай – надежнее будет. Доложите командиру экипажа, что я наложил на вас взыскание. И скажите спасибо! За ЧП на учениях знаете, что полагается?
И, спустившись по стремянке, ушел, шурша травой.
– Что за подпол? – спросил борттехник.
– Да хуй его знает, – пожал плечами правак и лизнул обожженную ладонь.
ПРОГУЛКИ С БОРТТЕХНИКОМ
В конце зимы 1986 года борт ?22 послали в командировку в город Белогорск. Вертолет потребовался для парашютной сборной авиаторов дальневосточного округа. У сборной на носу были всеармейские соревнования, но почему-то не оказалось воздушного транспорта для тренировок.
Командировка для летчиков – тихая радость. Для холостых – удаленность от начальства, утренних зарядок на морозном стадионе, построений, словом – бесконтрольность. Для семейных – все то же самое плюс удаленность от дома и полная бесконтрольность. Один экипаж, трое единомышленников, глядящих в одном направлении – где бы отдохнуть, как следует.
В принципе, командировочный экипаж обладал полной властью над теми, из-за кого прилетел сюда. Смелые и жадные парашютисты готовы прыгать сутки напролет. Но летчик может остановить их одним мановением руки:
– Смотрите, где нижний край, энтузиасты.
– Какой нижний край? Это легкая дымка, сейчас все рассеется.
– Вот когда рассеется…
А когда рассеивалось, наступал обед. А зимой после обеда и до темноты недалеко. Так и работали. Ну, иногда под яркое солнце и бодрящий морозец, в охотку разве что. И если голова не болела.
Но на второй командировочный день с утра все было по-честному. Повалил снег. Прыжки, конечно же, отбили. Экипаж даже не выезжал на аэродром.
– Третья готовность, – объявил командир. – Потаскаем кровать на спине с перерывом на обед, и если снег не перестанет, после обеда мы свободны.
Снег после обеда только усилился. Лежать надоело.
– А пойдемте-ка, прогуляемся, я познакомлю вас с городом нашей дислокации, – предложил командир.
Борттехник Ф. задержался, потому что нежился в постели. Поднявшись, он надел (следите за очередностью!) гражданскую рубашку, зимние кальсоны, джинсы, накинул меховую летную куртку и выскочил вслед за уходящими летчиками.
Командир быстро и уверенно шел сквозь мягкую метель. Конечно же, он, бывавший в этом городе не раз, вел своих лейтенантов на центральную улицу Белогорска, где находились рестораны “Томь” и “Восток”.
В один из них они и вошли. Отряхнули от снега шапки, воротники, сняли куртки, сдали их в гардероб. Борттехник задержался, получая номерки, потом подошел к зеркалу, где уже причесывались командир с праваком. Командир перевел взгляд на отражение борттехника, и выпучил глаза. Сдерживая смех, он прошипел:
– Отойди от меня, безумный китайский летчик!
Борттехник Ф. посмотрел в зеркало… Там стоял борттехник Ф. – в джинсах, из-за пояса которых торчали голубые китайские кальсоны, натянутые поверх рубашки почти до груди.
Приводя в порядок форму одежды, борттехник проворчал:
– Ты же не сказал, что мы в ресторан! Прогуляемся, прогуляемся…
НА КРАЮ
Экипаж хорошо отдохнул, и наутро все его члены чувствовали себя очень плохо. Но закосить было невозможно – погода стояла прекрасная. Все необходимые условия – солнце, мороз и синее небо – были в наличии. Экипаж притащился на аэродром, и прыжки начались.
Прыгуны загрузились, вертолет по-самолетному оторвался от полосы и пошел в набор. Когда набрали необходимую высоту, командир, страдальчески морщась, сказал:
– Я бы сейчас без парашюта выбросился. Зря мы вчера погоду сломали. На землю хочу. Пусть вываливают, и мы сразу вниз.
Борттехник отстегнул парашют, развернулся лицом в грузовой салон. Выпускающий подкорректировал курс, вышли в заданную точку, прыгуны повалили из вертолета. Выпускающий махнул борттехнику рукой и лег грудью на поток.
В пустом салоне гулял морозный ветер трех тысяч. Нужно было закрывать дверь. Борттехника тошнило. Поискал глазами свой страховочный пояс и нашел его. Пояс болтался на тросе для вытяжных фалов там, куда его отодвинули парашютисты – в самом конце салона. “Скоты”, – процедил борттехник и встал.
Он сразу понял, что до страховочного пояса ему сегодня не добраться. Если же нацепить парашют, то один случайный толчок висящего под слабыми коленями твердого ранца способен в настоящий момент свалить с ног. Выпадать ни с парашютом, ни без оного борттехник не хотел. Уцепившись правой рукой за проем входа в кабину, мелкими приставными шажками он начал двигаться к двери, в проеме которой трепетало бездонное небо.
Борттехник уже почти дотянулся до дверной ручки…
И тут вертолет вошел в левый разворот с хорошим креном – командир торопился вниз. Вектор силы тяжести, приложенный к наклонной плоскости, естественно, расщепился на компоненты – и самая горизонтальная из них схватила больного и слабого борттехника, как волк ягненка, и толкнула к открытой двери. Когти его правой руки, царапнув металл, сорвались, подледеневшие подошвы его унтов заскользили по металлическому полу. Борттехник успел схватиться левой рукой за ручку двери, поймал полусогнутой правой рукой обрез дверного проема, и уперся обеими руками, сопротивляясь выволакивающей его силе.
Его лицо уже высунулось в небо, щеки его трепал тугой воздух. Он увидел далеко внизу белую небритую землю, над которой скользила “этажерка” из разноцветных куполов. Борттехник направил всю вспыхнувшую волю к жизни в непослушные мышцы, и начал отжиматься, толкая спиной давящий призрачный груз.
Но тут вертолет вышел из виража.
Вся нечеловеческая мощь, сосредоточенная в дрожащих руках борттехника, оставшись без противовеса, швырнула его назад, спиной на скамейку…
Когда борттехник вернулся в кабину, сил ругаться не было. Он глотнул воды, закурил и сказал тихим голосом:
– Вы чуть меня не потеряли.
– И так хреново, а тебе всё шуточки, – сказал командир, борясь с автопилотом. – Потеряешь такого, как же.
* * *
С творчеством Игоря Фролова можно ознакомиться на сайтах ArtOfWar, Okopka.
Из серии “Авторы современной военной литературы” читайте:
Схрон
Старик и мина
Подснежники
Источник
«Сне́жная любо́вь, и́ли Сон в зи́мнюю ночь» — украинский комедийный мелодраматический телевизионный художественный фильм режиссёра Оксаны Байрак, снятый в 2003 году. Повествует о романтической любви двух поколений в предновогодний час.
Премьера картины состоялась 1 января 2003 года на украинском телеканале «Интер».
Сюжет
Сюжет фильма разворачивается в канун Нового года, когда журналистке Оксане по поручению главного редактора Ореста Орлова) приходится взять интервью у известного русского хоккеиста Дениса Кравцова (Филиппов, Игорь Анатольевич), который до этого играл в Канаде, а теперь будет работать тренером сборной команды России по хоккею.
Выясняется, что Оксана и Денис давно знакомы. До того, как он уехал по контракту в Канаду десять лет назад, они были вместе. Теперь, по воле случая, Денис живёт в квартире напротив и дочь Оксаны Ляля даже не подозревает, кем он ей приходится, общается с ним просто, как с соседом и другом. Но в канун Нового года часто случаются чудеса, и находится место любви и открытию сокровенных тайн…
В ролях
- Анастасия Зюркалова — Ляля, дочь Оксаны и Дениса
- Лидия Вележева — Ксения (Оксана) Олеговна Задорожная, мать Ляли, дочь Олега Константиновича и Ольги Михайловны, невеста Дениса, журналистка
- Игорь Филиппов — Денис Кравцов, отец Ляли, жених Оксаны, хоккеист
- Любовь Полищук — Ольга Михайловна, мать Оксаны, бабушка Ляли, бывшая жена Олега Константиновича, врач-гинеколог
- Валентин Гафт — Олег Константинович, отец Оксаны, дедушка Ляли, бывший муж Ольги Михайловны, композитор
- Алла Масленникова — Оля, подруга Оксаны, редактор и новая возлюбленная Олега Константиновича
- Арнис Лицитис — Евгений Георгиевич («Джек-потрошитель», «вице-дедушка»), второй муж Ольги Михайловны, отчим Оксаны, врач-патологоанатом
- Олег Масленников — Орест Орлов, шеф Оксаны и её бывший любовник
- Анна Шевцова — Айрин Смит, представительница клуба и бывшая любовница Дениса
- Боксёр Бек — пёс Джери
- Анатолий Дяченко — Серов, пресс-атташе Федерации хоккея
- Неонила Белецкая — мать Дениса, бабушка Ляли
- Валентин Шестопалов — бригадир грузчиков
- Александр Кальницкий — Миша, фотокорреспондент
- Сергей Сипливый — Слава, спортивный комментатор
Напишите отзыв о статье “Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь”
Примечания
Ссылки
- [www.ruskino.ru/mov/99 Фильм «Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь» (Украина, 2003 год). Описание фильма, актёры и роли.] // ruskino.ru
Отрывок, характеризующий Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Источник