Жуковский сон заснув на холме луговом анализ

Жуковский сон заснув на холме луговом анализ thumbnail

Поэтический календарь

Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код…

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, 
имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или
периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы
и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи
принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются:
двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения.
Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы
и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д.
Больше о размерах

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах.
Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов.
Больше о рифмах

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк).
Больше о рифмовке

Другие стихи Василия Жуковского:
В.А.Жуковский «Сельское кладбище», В.А.Жуковский «Замок на берегу моря», В.А.Жуковский «Славянка», В.А.Жуковский «Ведая прошлое, видя грядущее, скальд вдохновенный…», В.А.Жуковский «Песня матери над колыбелью сына», В.А.Жуковский «К Ив. Ив. Дмитриеву», В.А.Жуковский «Верность до гроба», В.А.Жуковский «Людмила», В.А.Жуковский «Элевзинский праздник», В.А.Жуковский «К М.Ф.Орлову», В.А.Жуковский «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу», В.А.Жуковский «Голос с того света», В.А.Жуковский «Что такое закон?», В.А.Жуковский «К мимо пролетевшему знакомому гению», В.А.Жуковский «Ночь», В.А.Жуковский «Цветок», В.А.Жуковский «Сон (Заснув на холме луговом…)», В.А.Жуковский «Воспоминание (О милых спутниках, которые наш свет…)», В.А.Жуковский «Дружба», В.А.Жуковский «На смерть Андрея Тургенева», В.А.Жуковский «Замок смальгольм, или иванов вечер», В.А.Жуковский «Путешественник», В.А.Жуковский «Стихи, сочиненные в день моего рождения», В.А.Жуковский «На первое отречение от престола Бонапарте», В.А.Жуковский «Лесной царь», В.А.Жуковский «Песнь араба над могилою коня», В.А.Жуковский «Пловец», В.А.Жуковский «Песня(О милый друг! теперь с тобою радость!..)», В.А.Жуковский «К Филону», В.А.Жуковский «Море», В.А.Жуковский «К Гете», В.А.Жуковский «Песня (Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье…)», В.А.Жуковский «Ивиковы журавли», В.А.Жуковский «Моя богиня», В.А.Жуковский «Д.В. Давыдову», В.А.Жуковский «Весеннее чувство», В.А.Жуковский «К Филалету», В.А.Жуковский «Теснятся все к тебе во храм…», В.А.Жуковский «Там небеса и воды ясны…», В.А.Жуковский «Рыцарь Роллон», В.А.Жуковский «Вечер», В.А.Жуковский «Ночной смотр», В.А.Жуковский «Уллин и его дочь», В.А.Жуковский «Победитель», В.А.Жуковский «Три песни», В.А.Жуковский «Утешение в слезах», В.А.Жуковский «Homer», В.А.Жуковский «Стихи на новый, 1800 год», В.А.Жуковский «19 марта 1823», В.А.Жуковский «Майское утро», В.А.Жуковский «Птичка», В.А.Жуковский «К К.М.Соковниной», В.А.Жуковский «Из альбома, подаренного Ростопчиной (Пушкин)», В.А.Жуковский «Песня(Отымает наши радости…)», В.А.Жуковский «Светлана», В.А.Жуковский «Жалоба», В.А.Жуковский «Мщение», В.А.Жуковский «Певец», В.А.Жуковский «На смерть фельдмаршала графа Каменского», В.А.Жуковский «Желание», В.А.Жуковский «К портрету Гете», В.А.Жуковский «Младенец», В.А.Жуковский «Послание Элоизы к Абеляру», В.А.Жуковский «На прославителя русских героев», В.А.Жуковский «Смерть», В.А.Жуковский «Рыбак», В.А.Жуковский «Невыразимое (отрывок)», В.А.Жуковский «Царскосельский лебедь», В.А.Жуковский «Горная дорога», В.А.Жуковский «Жаворонок», В.А.Жуковский «Таинственный посетитель», В.А.Жуковский «Мотылек и цветы», В.А.Жуковский «Мечты», В.А.Жуковский «К самому себе», В.А.Жуковский «К Тибуллу», В.А.Жуковский «Жалоба пастуха», В.А.Жуковский «Привидение», В.А.Жуковский «Мальчик с пальчик», В.А.Жуковский «Я музу юную, бывало…», В.А.Жуковский «Песня (Кольцо души девицы…)», В.А.Жуковский «Взошла заря. Дыханием приятным…», В.А.Жуковский «К ней», В.А.Жуковский «Приход весны», В.А.Жуковский «Идиллия (Когда она была пастушкою простой…)», В.А.Жуковский «Песня(Минувших дней очарованье…)», В.А.Жуковский «Воспоминание (Прошли, прошли вы, дни очарованья!..)», В.А.Жуковский «Герой», В.А.Жуковский «Кто слез на хлеб свой не ронял…», В.А.Жуковский «Суд божий над епископом», В.А.Жуковский «Листок», В.А.Жуковский «Рыцарь Тогенбург», В.А.Жуковский «Гаральд», В.А.Жуковский «Песня(Мой друг, хранитель-ангел мой…)», В.А.Жуковский «Алина и Альсим», В.А.Жуковский «Эолова арфа», В.А.Жуковский «Жалоба цереры», В.А.Жуковский «Утешение», В.А.Жуковский «Мина», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.А.Жуковский «Три путника»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели…», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный…», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей…», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи…», А.Плещеев «Ночь тиха… Едва колышет…», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя…», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта…», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова…», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта…», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена…», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень…», Б.Слуцкий «Поэты ‘Правды’ и ‘Звезды’», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты…», В.Брюсов «Хорошо одному у окна…», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну…», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил…», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели…», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
рифмы к словам

Источник

Основные мотивы лирики Жуковского нашли дальнейшее продолжение в его медитативной элегии (элегии-размышлении) «Вечер» (1806) – самой известной из его ранних элегий.

Тема стихотворения – размышления лирического героя о своей судьбе; воспоминания о тех, кто был ему близок, переплетаются с поэтическими картинами природы:

Уж вечер… облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,
Поток, кустами осененный.
Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как  тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!

Сколько эпитетов поэт нашел для угасающего дня – «последний», «потухший»; глаголы – «померкнуть», «умирать», «угасать» – и все в 4 строчках, но все описание исполнено невыразимой гармонии. Удивительно яркие краски: «светлый песок», «златые холмы», «багряный блеск» – все доставляет зрителю покой и радость.

Поэтическая картина природы не только возрождает воспоминания: 

О братья! о друзья! где наш священный круг?
Где песни пламенны и музам и свободе?
Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?
Где клятвы, данные природе,
Хранить с огнем души нетленность братских уз?
И где же вы, друзья?..

А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?
но и пробуждает мысли и о собственной судьбе, о собственном поэтическом пути:
Мне рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом мирных сел, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
О песни, чистый плод невинности сердечной!
Блажен, кому дано цевницей оживлять
Часы сей жизни скоротечной.

Личное местоимение под конец заменяется словом «юноша», в воображении поэта рисуется «тихая могила», и сам поэт видит себе как бы со стороны:

Так, петь есть мой удел… но долго ль?.. Как узнать?..
Ах! Скоро, может быть, с Минваною унылой
Придет сюда Альпин в час вечера мечтать
Над тихой юноши могилой!

Но и сама картина природы не статична, она в движении, на смену мягкому вечеру приходит солнечный восход:

 Кто, в тихий утра час, когда туманный дым
 Ложится по полям и холмы облачает
 И солнце, восходя, по рощам голубым
 Спокойно блеск свой разливает,
 Спешит, восторженный, оставя сельский кров,
 В дубраве упредить пернатых пробужденье
 И, лиру соглася с свирелью пастухов,
 Поет светила возрожденье!

Настроение лирического героя меняется при первых лучах зари: «Так, петь есть мой удел… Но долго ль?» Различные лирические мотивы стихотворения не просто переплетаются, а мягко переходят один в другой, создавая единый лирический поток, раскрывающий внутренний мир лирического героя. Поэтический пейзаж (где античная филомела и русский коростель прекрасно уживаются) привлекал не просто изобразительной точностью, но и выразительностью реалистических деталей:

 Луны ущербный лик встает из-за холмов…
 О тихое небес задумчивых светило,
 Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
 Как бледно брег ты озлатило!

Читатель не просто чувствовал природу, поэтический лунный вечер был для него откровением. Жуковский передает все нюансы душевных переживаний. Тишина в «Вечере» – тишина реальная и тишина душевная. Как заметили исследователи, она станет впоследствии одним из излюбленных образов поэта. И не «угасание», «не умирание», а этот прекрасный образ тишины объединит человека и природу в элегиях Жуковского.

Читатель не мог не почувствовать удивительной музыкальности стиха («ЛуНЫ ущербНЫй Лик»; «зыбЛЕтся… бЛЕск на сумраке ЛЕсов»; «БЛЕдно БРЕг»), плавности шестистопных ямбов. «..Продолжительные переходы звуков предшествуют словам его и сопровождают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками. Бессоюзие, остановка, недомолвка – любимые обороты поэзии Жуковского», – тонко заметил Н. Полевой.

 Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:

  • Биография В.А. Жуковского
  • Начало творческого пути В.А. Жуковского. Стихотворение «Сельское кладбище»
  • Анализ элегии «Теон и Эсхин»
  • Поэт и поэзия
  • Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов»
  • «Императору Александру». Анализ
  • Лирика Жуковского. Тема любви и счастья
  • Природа в лирике Жуковского
  • Баллады Жуковского
  • Баллада «Людмила». Анализ
  • Баллада «Светлана». Анализ
  • Анализ сказки «Спящая царевна»
  • Баллада «Замок Смальгольм». Анализ
  • Анализ поэмы «Шильонский узник»
  • Поэтическое мастерство Жуковского

 Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник

  • Ответ

    Ответ дан
    bogdana271

    Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Его романтизм принято называть романтическим или элегическим. Героем многих произведений Жуковского является мечтатель, все помыслы которого устремлены в идеальный мир. Отсюда возникает противопоставление «здесь» – и «там» -бытия («Там не будет вечно здесь»). часто у Жуковского, как и других романтиков, мы встречаем мотив сна. И это закономерно, потому что с ним связано двоемирие (стихотворение «Счастие во сне») . Эти особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере элегии «Море» и баллады «Светлана» . Эти жанры, баллада и элегия, характерны для него как для романтика. Элегия – песня грустного содержания, отражающая размышления о бренности всего земного, быстротечности жизни, о несчастной любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика, неудовлетворенного реальностью. А баллада отражает другую часть романтического мышления – интерес к мистике, к фантастическому. В элегии «Море» выражена и такая особенность произведений романтиков, как склонность к символике, иносказанию. В этом стихотворении выделяются три основных символических образа: море, небо, буря. Взаимодействие между ними определяет и особенность композиции стихотворения. В котором можно выделить три части. В первой части произведения мы видим гармонию неба и моря, при этом первое выражает душу романтика, открытую всему прекрасному, в второе, то есть небо, выражает идеальный мир. Душа романтика не может существовать вне связи с этим миром. Даже эпитеты в этом стихотворении отражают эту связь: море названо лазурным, поскольку оно отражает голубизну неба: Ты чисто в присутствии чистом его… И Ты льешь его светозарной лазурью Анафора, в данном случае это повторение местоимения «ты» в начале строки, тоже выражает эту связь. Именно благодаря этой связи море названо спокойным. Впечатление гармонии, спокойствия передает и сам ритм стихотворения. Избранный Жуковским стихотворный размер (четырехстопный амфибрахий) передает это размеренное движение волн: Безмолвное море, лазурное море. Стою очарован над бездной твоей. Образ моря создается и с помощью ассонансов и аллитераций. Повторение гласных «о» и «е» и сонорных согласных «м» и «л» создает впечатление размеренного движения. Мы как будто слышим звук накатывающихся волн. Во второй части стихотворения появляется новый символический образ – буря. И сразу резко меняется настроение, оно становится тревожным, потому что небо закрывается тучами, нарушается его связь с морем, нарушается гармония. Буря символизирует смуту реальной жизни, отлучающую поэта от идеального мира, мешающую достижению гармонии. В связи с изменением настроения меняется и характер аллитерации. Теперь повторяются не сонорные согласные, а рычащее «р» , передающее драматизм происходящего: Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… В третьей части стихотворения море одерживает победу над бурей. Но возвращения изначальной гармонии не происходит, потому что все пронизано страхом перед тем, что буря может повториться. Эта внутренняя тревога передается через сочетание противоположных понятий: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него… Через символические образы в этом стихотворении автор показывает недолговечность гармонии. Реальная жизнь всегда будет мешать достижению идеала, но это не означает, что к нему не нужно стремиться. А теперь обратимся к балладе «Светлана» и посмотрим, как в ней проявляется романтическое двоемирие. Само заглавие знаменательно, оно несет в себе свет, создает определенное настроение. Отнюдь не мрачное. С самого начала автор погружает нас в сказочный мир гаданий, ворожбы, и сам ритм стихотворения соответствуют заданной теме. Раз в крещенский вечерок. Девушки гадали… Но после описания веселых гаданий в тексте появляются печальные нотки: 
    Тускло светится луна 
    В сумерках тумана – 
    Молчалива и грустна 
    Милая Светлана

  • Источник