Жанр стихотворения бессонница тютчева
Тютчев – один из самых талантливых и известных поэтов русской литературы. Поэзией он увлекся достаточно рано, однако уже тогда во всей красе проявились его навыки. Лирик был удостоен внимания и печати от самого Пушкина. Написание «Бессонницы» приходится на второй период творчества поэта-мыслителя. В это время Тютчев проявляет всю свою оригинальность, создавая лирику с признаками европейского романтизма.
«Бессонница» была написана Тютчевым ещё в 1829 году. Произведение представляет собой ночные думы лирического героя над безвозвратностью и скоротечностью времени. Сам Тютчев, на момент написания, уже имел семью, детей, работу. У него было всё для счастья, однако печальные мысли о жизни, уже прошедшей мимо него, всё равно продолжали посещать лирика. Этот период времени впоследствии поспособствует приобщению Фёдора Ивановича к Богу и вере.
Поэту были свойственны негативное и трагичное видение мира. Безысходность и конечность всего – одни из основных мыслей произведения. Тютчев всегда ощущал власть времени над самим собой.
Идея стихотворения очень схожа с произведениями Лермонтова и Пушкина на тематику времени, а именно «Пора, мой друг, пора!» и «Время сердцу быть в покое».
О времени, постепенно ускользающем, оповещает центральный образ «Бессонницы» – часы.
Произведение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки. «Бессонница» совершает цикл: начало и конец стихотворения несут в себе тему уходящего времени. Всего в стихотворении шесть строф.
В первой строфе идет описание момента, во время которого лирический герой придается размышлениям. Ночь, тишина, только изредка раздаётся стук от часов. Герой оставлен наедине с собой и своими мыслями.
Во второй строфе лирический герой говорит, что в состоянии, в котором пребывает он в данный момент, находился каждый из нас.
В следующих двух строфах поэт выражает основную мысль произведения. «Осиротелый мир», в котором человеку «природой целой» суждено начинать и заканчивать свой путь в одиночку. Когда жизнь близится к завершению, невольно задумываешься о пройденном тобою пути, в голове всплывают воспоминания «с веком и друзьями».
Далее происходит обращение к младому и старому поколению. Время идет, одна генерация сменяется другой. Лирический герой понимает, что и на смену его поколению придут другие светлые умы. Он обращается к представителям своего времени со словами «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!» – никто не бессмертен, и лирический герой это прекрасно понимает. Вскоре и от героя, и от представителей его поколения останется только память, но таков круговорот жизни и поделать с этим ничего нельзя.
Время не перестает идти, каждый раз свершая «обряд печальный». Автор хочет сказать, что время никого не ждет, поэтому каждый должен уже сейчас задуматься о том, доволен ли он своей жизнью, сделал ли он то, что планировал. Никто точно не может сказать, что ждёт человека завтра, поэтому необходимо ценить моменты жизни, пока это предоставляется возможным.
Стихотворение написано на минорном ладе. Фёдору Тютчеву максимально точно удалось передать ощущения и эмоции в момент, когда человека посещают подобные мысли.
Для полноты передачи чувств, которые испытывал герой в тёмное время суток, писатель использует множество разнообразных средств выразительности. Задействуются различные метафоры: «повесть ночи», «глухие стенанья», «осиротелый мир». Также стихотворение наполнено эпитетами: «сумрачная даль», «обряд печальный», «погребальный голос» и другие.
Источник
Фёдор Иванович Тютчев – это известный на весь мир поэт, который являлся публицистом, член-корреспондентом в академии наук в Петербурге, а также дипломатом, знающим толк в политических делах.
Родился литературный деятель в Орловской губернии в поселке под названием Овстуг. Семья автора принадлежала к старинному дворянскому роду. Изначальное образование получал в домашних условиях. Руководил курсом подготовки известный на то время поэт и переводчик по фамилии Раич. Именно он обучил Федора латыни и навевал познания в поэзии Древнего Рима. В 13 лет Тютчев без особенного труда мог перевести Горация. Первое стихотворение, переведенное автором, было опубликовано в 1819 году.
По достижению 14-летнего возраста Ф.И. Тютчев посещает Московский университет, а позже поступает в него без особенных проблем. Здесь же поэт становится членом общества любителей русского языка и особенностей его словесности.
На обучение Фёдору потребовалось 3 года. После получения диплома Тютчеву сразу же предлагают работу в государственной коллегии по иностранным делам. Устроится на такую работу помогает один из родственников. Фёдору предлагают уехать в Баварию, а именно Мюнхен, работать в качестве члена российской дипломатической миссии. Проживание за границей познакомило Фёдора со многими людьми, которые увлекались основами философии.
С самого раннего возраста автор публиковал свои стихотворения в различных изданиях. Это было весьма редко и не воспринималось всерьез мировыми критиками. В корне ситуацию изменил А. С. Пушкин. В 1836 году в руки литературного деятеля попала тетрадь с записями Тютчева. Пушкину настолько сильно понравились произведения, что он решил опубликовать и в своем журнале, именуемом «Современником». Это были первые шаги к известности.
Пребывание за границей – это отдельный этап жизни Тютчева. С ним связано очень много событий, волнующих автора и изменивших его жизнь. Именно здесь он женился. Именно здесь у него завязывается роман с Эренстиной, который стал грандиозным скандалом. Последние события привели к крушению его карьеры и заставили вернуться на родину.
Как появилось стихотворение «Бессонница»
Федор Иванович Тютчев – это великий поэт, который считается достоянием всей российской культуры. За время своего существования им было создано огромное количество произведений. Наиболее ярким из шедевров считается стих, получивший название «Бессонница».
Ф.И. Тютчев считал, что жизненный путь простого человека весьма скоротечен и достаточно утомителен для его самого. Такие мысли стали приходить к автору еще в далекой молодости, когда он был совсем юнцом. Даже при достижении взрослого возраста такие ощущения не покидали поэта.
Казалось бы, не стоит забивать такими мыслями свою голову, ведь к моменту написания произведения «Бессонница», а это была в 1829 году, Тютчев уже достиг многого. В 26-летнем возрасте Федор создал блестящую карьеру, имеющую дипломатическое направление, он зарекомендовал свою личность в разных литературных кругах с положительной стороны. Следует отметить, что печатали его в то время только под различными псевдонимами. К 26 годам Ф. И. Тютчев уже был женат и воспитывал 3-их дочерей.
В ночное время, когда повседневная жизнедеятельность отходила на второй план, у поэта возникало огромное количество непонятных для него вопросов, к примеру, «Для чего существует человек и куда он стремится?» Несмотря на то что у молодого дипломата всё складывалось хорошо, он стремился к большему, задавался философскими вопросами и искал на них ответы.
У Федора время от времени возникало своеобразное ощущение, что в его жизни ему чего-то не хватает, нет какого-то стержня, по-особенному прочной основы, которая смогла бы соединить в единое целое все его жизненные достижения и особенности – карьеру, литературное творчество, семейное благополучие, а также бытовые проблемы.
Потребовались многие года, чтобы осознать, получить ответы на интересовавшие его вопросы. Только к старости Федор Иванович воспримет веру в Бога и осознает, что только вера является надежным фундаментом, который позволяет строить определенное направление в своем жизненном пути.
Несомненно, имея хорошую карьеру, сформировав основы своего жизненного пути, Тютчев счастлив по-своему, но время от времени его навевает чувство определенной тоски и беспокойства о своей сущности. Именно в такие промежутки его душа переполняется отчаянием и навевает написание замысловатых стихов. Ярким примером является произведение «Бессонница».
Анализ стихотворения «Бессонница»
Главный образ сюжета, используемый в произведении – это настенные часы. Именно на них акцентируется внимание в строках стиха. Данное устройство как бы отмеряет жизненный путь человека и загоняет его в определенные рамки. Бой механизма имитирует пророчество. По-особенному слышен прощальный глас и напоминает человеку о том, что годы никогда не вернутся обратно. Именно бой напоминает, что скоро наступит то время, когда самому себе придется сделать отчет о прожитой жизни.
Именно в такие моменты человек сожалеет об упущенных ранее возможностях, о созданных на протяжении жизни ошибках. Человек жалеет, что когда-то обидел кого-то, а также волнуется о моментах разочарования, встречающихся на жизненном пути. Такую участь никто не сможет избежать, все люди рано или поздно придут к таким действиям. Автор произведения отмечает, что такие мысли могут возникнуть только в ночное время, только в полночь, когда однообразный бой напольных часов нарушает ночную тишину, заставляя своими действиями задуматься о том, что было позади и что ждет его в дальнейшем.
Особенности мысли в стихотворении «Бессонница»
У Федора Ивановича Тютчева не возникает особенных иллюзий по поводу его собственной жизни, она у него течет размеренно и по-особенному праздно. Автору кажется, что все, что должно было произойти, уже давно произошло и свершилось. Поэт считает, что судьба навряд ли принесет ему какие-то новые впечатления, новые открытия, он не сможет в дальнейшем постигнуть ни радость, ни печаль. Федора Ивановича Тютчева огорчает тот факт, что пришедшее новое, совсем юное поколение, будет переполнено самоуверенностью и дерзостью. Поэт не столько угнетён, сколько расстроен.
Практически каждая личность интересуется только своим жизненным путем, собственной жизнью, и не способна заметить наиболее важные моменты, которые происходят вокруг. Лишь часовой механизм, разрывающий своим боем тишину, способен напоминать о начале каждого очередного дня, как бы отбирая у старого человека еще одну частицу его жизни.
Голос боя своеобразно оплакивает людей, заставляя Тютчева переосмыслить уже присутствующие особенные цели, а также стремления. Автор старается сделать все, что было запланировано в его жизни.
Во время таких раздумий Федор Иванович не понимает и даже не догадывается, что его счастливые деньки в определенный момент будут нарушены разочарованием, а жизнь разрушится беспощадно. Очень скоро дипломат потеряет свою любимую жену и впадет в отчаяние. Забыть о трагических последствиях помогут только новые брачные отношения.
Это не все негативные факторы судьбы, с которыми в дальнейшем сталкивается поэт. С течением времени автор осознает, что же на самом деле такое – бесценный дар любви. Федор поймет, что по-настоящему любить можно практически в любом возрасте. Тютчев понимает, что нужно боготворить тех людей, которые приносят в душу как печаль, так и радость.
Только позже Тютчеву станет понятно, что определенные жизненные цели, а также достижения являются эфемерными, как и индивидуальные мечты, создаваемые в мыслях человека. Автор отмечает, что никому не будет дела до того, какой капитал сохранился у человека после его кончины. Гораздо важнее тот факт, что после себя человек оставил для потомков.
В момент написания «Бессонницы», молодой Федор Иванович Тютчев ещё не знает, что все его незабываемые стихи, переполненные благородством и возвышенностью, будут оценены потомками, полюбятся миллионам и стану настоящим достоянием русской литературы.
Источник
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
Анализ стихотворения «Бессонница» Тютчева
Федор Иванович Тютчев в произведении «Бессонница» рассуждает о метафизических предметах в духе немецкой романтической традиции.
Стихотворение написано в 1829 году. Автору его исполнилось 26 лет, он женат, счастливый отец, служит в Германии. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой (во 2 строфе) рифмовкой. Стихотворение состоит из 6 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам поэт. Впрочем, на его месте может быть любой человек. Именно поэтому Ф. Тютчев употребляет местоимение «мы», а не «я». Восклицания, риторический вопрос и многоточие подчеркивают взволнованность поэта. Невольный холодок бежит по спине современного читателя, ведь «томительная ночи повесть» для автора этих строк уже закончена. Поэт не описывает ночь, собственную комнату, какие-то личные житейские переживания. Он обращается к потаенному страху человека: язык для всех чужой и внятный. Бой часов, такой мирный, может быть и грозным, и безжалостным. Уходящее время не только покрывает забвением прошлое, но и напоминает — «как совесть» — о сделанных ошибках, преступлениях. «Среди всемирного молчанья» ночи «наша жизнь стоит пред нами, как призрак».
В 3 строфе почти отчаяние: мы природой покинуты на нас самих. В эту минуту он даже теряет веру в бессмертие души, ищет защиты не у Бога, а у природы, которая ему не отвечает. «Рок» — по античным представлениям, неотвратимая судьба. Это слово он пишет с прописной буквы. А вот слово «смерть» не названо впрямую. Не картины, а звуки – главные в этом стихотворении: язык, стенанье, глас, металла голос. Поэт на новом уровне словно обыгрывает старинный народный жанр плача. «Друзья, наше время давно забвеньем занесло!» Даже «новое, младое племя» способно понять предостережение поэта. Ведь Ф. Тютчев в эту пору и сам еще молодой человек. Мучимый бессонницей, он вдруг вглядывается в темноту ночи, где его ожидает конец. Лексика возвышенная, местами напоминает классическую оду, есть индивидуально-авторский эпитет: пророчески-прощальный. Среди прочих эпитетов: неотразимый, осиротелый, однообразный, сумрачной, погребальный. Соединение метафоры и олицетворения: металла голос (бой часов) оплакивает нас. Сравнения: как призрак, как совесть.
Ф. Тютчев передал в журнал «Галатея», издававшийся в Москве, свою «Бессонницу». Поэт сумел вдохнуть в старые образы новую жизнь, вызвать отклик в сердцах читателей любого века.
- Следующий стих → Федор Тютчев — Как океан объемлет шар земной
- Предыдущий стих → Федор Тютчев — Как ни бесилося злоречье
Читать стих поэта Федор Тютчев — Бессонница на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Стихотворение “Silentium!” подвергалось огромному количеству самых противоречивых интерпретаций и до сих пор считается самым загадочным в его творчестве. Краткий анализ “Силентиум” по плану можно использовать на уроке русской литературы в 10 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.
История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.
Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.
Композиция – трехчастная, причем сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”. Все они
Жанр – это философская лирика, которая, со свойственной Тютчеву неоднозначностью, раскрывает тему взаимопонимания людей или его отсутствия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями.
Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.
Эпитеты – “в душевной глубине”
Сравнение – “как звезды в ночи”, “мысль изреченная”, “целый мир”, “таинственно-волшебные думы”, “дневные лучи”.
История создания
О точной дате написание стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”. Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16-й строфе была допущена ошибка.
Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается еще один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку. Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в свое время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.
Тема
Посвящен стих теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.
Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие идеи, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.
Композиция
Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скрепленное общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.
Таким образом композиция “Silentium!” – трехчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.
Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет все-то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом композиция своеобразно закольцовывается.
Жанр
По жанру стихотворение является философской лирикой. Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырехстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.
Средства выразительности
Раскрыть мысль, вложенную в произведение, Тютчеву помогают разнообразные художественные средства, такие как:
- Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.
- Эпитеты – “в душевной глубине”
- Сравнение – “как звезды в ночи”, “мысль изреченная”, “целый мир”, “таинственно-волшебные думы”, “дневные лучи”.
Одна из строчек этого стихотворения – “Мысль изреченная есть ложь“- быстро стала афоризмом, а также – настоящим авторским кредо Тютчева, который считал, что только одиночество помогает поэту творить и сохранять искренность.
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Андрей Соколов
6/7
Вера Маркова
7/7
Александра Нарыкова
6/7
Лилия Зеленская
7/7
Адриан Агрест
6/7
Сергей Рыжих
6/7
Василий Воронцов
7/7
Андрей Орлов
7/7
Bert Bert
6/7
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 119.
Источник