Земфира бессонница смысл песни

Фото: vistanews.ru

Песня “Ариведерчи” вышла в дебютном альбоме Земфиры под названием (вот так совпадение) “Земфира”. Тогда для пиара конкретно этого трека, да и всего творчества исполнительницы был снят клип, тизер к которому впервые в отечественной музыкальной истории показывали перед выходом трека на Муз-ТВ: это знатно подогрело интерес слушателей, тем более, что лица певицы в нём не показывали для большего эффекта.

Песня считается “вечной”, а так же бытует мнение, что история, описанная в тексте трека, автобиографична – Земфира написала её о себе во время перелёта из Москвы в Уфу. Вообще, героиня этой статьи, видимо, любит писать тексты треков, находясь в полёте – например, так же, в самолёте была написана песня (вы не поверите) “Самолёт”.

Но хватит с нас лирических отступлений, вы явно пришли сюда не за этим. Перейдём к смыслу песни. Построчный анализ делать не будем – лучше я расскажу, что такого удалось найти в её тексте.

Обычно на этом этапе я говорю, что посыл трека может быть разным для разных людей, и всё такое… Сейчас это правило тоже работает, но “Ариведерчи” говорит нам не о чём-то абстрактном, в отличии, например, от “Выхода нет”, которую я тоже разбирал. Наша сегодняшняя песня рассказывает одну цельную историю. Конечно, расхождения трактовок могут иметь место и здесь, но их будет гораздо меньше. Повторюсь – мой взгляд на текст не обязательно должен быть единственно верным.

Фото: Марина Захарова/Коммерсантъ

Итак, героиня песни просыпается холодным и сырым московским утром от карканья ворон (дурной знак!). Спички промокли, закурить не получится, и Земфира (если это действительно Земфира) усмехается, – “Значит, буду дольше жить”. Девушка собирается сжечь корабли в своей гавани. Чтобы понять, что она имеет в виду, нужно заглянуть в историю – впервые так сделали жёны троянских воинов, чтобы перерезать своей армии путь к отступлению. Ни шагу назад, ну и так далее… То есть, ключевое выражение песни, горящие корабли, – это своеобразный синоним сожжённых мостов. Героиня решает поменять свою жизнь – она приехала в Москву к молодому человеку, сбежав от людей, с которыми ей “не очень”. Девушка решает, что никогда не вернётся домой, несмотря на тесноту её нового дома. Теперь она обменяет обратный билет на деньги, и даже изменит внешность: отрастит длинные волосы.
Но внезапно всё меняется, и вместо кораблей по чьей-то вине горит она сама. Героиню “Не учили в глазок посмотреть” – она распахнула двери в своё сердце, не увидев, кто за ними. Кажется, волосы девушки не успеют отрасти. Она разбивает турникет, меняет свой билет обратно. Несмотря на расставание, связь с тем, кто поджёг её, не теряется – они могут созваниваться в шесть, как раньше. Но она повзрослела, и теперь покидает Москву – “Arrivederci!” переводится с итальянского, как “До свидания!”. Не получилось “взлететь” с ним – значит, поплаваем на тех самых кораблях, вернёмся домой. Героиня переводит стрелки часов на два назад – часовой пояс меняется. На этом и заканчивается сложная и большая история, изложенная в, на первый взгляд, простом и знакомом многим с детства треке.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Кстати, разница во времени между Москвой и Уфой – те самые два часа. Это ещё раз намекает, что случай, описанный в песне, произошёл с самой Земфирой. Кто знает…

На этом с трактовкой всё, предлагаю вам ещё посмотреть клип. Кстати, даже Земфира говорила, что она “странный”. Певица неоднократно признавалась, что не понимает, что происходит на видео, с которого началось знакомство аудитории с исполнительницей. Может, поймёте вы?

Если Вам понравилось, и Вы хотите больше – ставьте лайки и подписывайтесь на GO Melody в Дзене! Отдельное “спасибо” – тем, кто поделился статьёй в социальных сетях. Это очень важно для нашего дальнейшего развития.

Источник

Одни говорят, что Земфира поет о чем-то очень близком и понятном. За это, мол, и любима. Другие полагают, что дело в невероятной искренности и беспредельной естественности Земфириного вокала. При этом никто не берется объяснить, чем именно все-таки близка им Земфира, что именно столь искренне доносит до слушателя певица, в чем ее откровение.

Банальные фразы

Земфира всегда подчеркивала, что поэтом себя не считает. “Я больше в себе уверена как музыкант, чем как стихотворец. Тем более что свои стихи стихами не считаю. Это просто фразы, они достаточно банальны, но это мое мироощущение”, – эта мысль часто проскальзывает в ее интервью. Постоянно подчеркивать, что она не поэт, а музыкант, ей приходится потому, что уж слишком часто задают ей вопросы относительно ее стихов (которые сама она предпочитает называть текстами). Тем не менее, интерес к текстовой части ее творчества всегда больше, чем к музыкальной.

Царство интонации

Но тайна не в том, какие тексты она поет. Тайна в том, как она это делает. И важна здесь не столько какая-то абстрактная искренность. Все дело в интонации, в синтаксисе. Важны ударения, оттенки, голосовые краски. По ним как раз и можно определить, что именно Земфира имеет в виду на самом деле, каков мэссидж ее творчества и в чем феномен ее успеха. Когда начинаешь прислушиваться к тому, как она интонирует – где повышает голос, где понижает, где напряжение нерва доходит до грани обрыва, а где нежность и женственность убаюкивает и обволакивает, – понимаешь, что здесь скрыто что-то непонятное, загадочное.

Прислушайтесь. Оказывается, что интонация Земфиры часто не совсем соответствует смыслу, логическому значению слов, которые она в данный момент поет. “Хочешь/ я убью тебя/ только оставлю фотки твои/ после куплю за франки очки”, – нежно и вкрадчиво поет она в песне “Синоптик”. Казалось бы, “Хочешь, я убью тебя” должно звучать угрожающе. Но нет. Интонация здесь такая, как будто мама укачивает, баюкает дочку. И – ни с того ни с сего в тот момент, когда его совсем уже не ждешь, – резкий взрыв: “Видеть никто не будет глаза/ больно не будет – обещаю”. Земфира вдруг на глазах превращается из заботливой, но уставшей мамы в непослушную дочку, которая не хочет засыпать – “Я вне закона, я синоптик”, что хочу, то и делаю, я неуправляема, как погода.

Девочка-звезда

“Я звезда!” – с этим заявлением Земфира, гордо подняв голову, идет по жизни. “Мама, ты родила звезду”, – говорила она маме в детстве. “Я звезда”, – говорила она одноклассницам в школе. “Я звезда”, – это были первые слова, которые услышали от нее московские воротилы шоу-бизнеса. “Я всегда слушаюсь маму. Она верила в то, что у меня все получится, и нисколько не удивилась, когда я подписала контракт. Только сказала: “Ну да, ты же говорила, что ты звезда”. Звезда, как и погода, – вне закона. Она не подчиняется ничьей воле.

Внутренняя мама

Мать Земфиры Флорида Хакиевна Рамазанова, судя по рассказам, – сильная и властная женщина, требовательная и уверенная в себе. Учительница. Когда Земфире исполнилось пять лет, мама отвела ее в музыкальную школу. Земфира до сих пор всегда с нежностью и благодарностью говорит о своей матери. Больше того, мама – сквозной образ Земфириных песен. Скажем прямее: любая песня Земфиры – это скрытый диалог с матерью. Если кто по наивности был уверен, что в песне “Снег” затронута лесбийская тема, должен будет неизбежно разочароваться. В этой песне Земфира ссорится со своей внутренней матерью (есть в психологии такое понятие). “Я понимаю ни к чему разговоры/ Я не хочу с тобой ссоры/ веришь/ больше знаешь”. В песне “Припевочка” (“Он твой мальчик, ты его девочка”) мама учит дочку, как вести себя с мужчинами. Песня “Земфира” – мама успокаивает дочку и, опять же, учит жизни. Песня со второго альбома “Ненавижу” – тоже история взаимоотношений Земы с мамой. Поющая Земфира транслирует слушателям то, чему ее учила в детстве мать.

Модель

Очевидно, отношения Земфиры с матерью всегда были непросты. Скорее всего мать, обладавшая сильным характером, Земфиру в детстве подавляла. Земфира выросла с чувством внутреннего протеста, агрессии, которая стала направляться на всех, с кем бы Земфира ни общалась. Замечено, что во время знакомства певица так строит разговор, чтобы смести человека с ног своей энергией, подавить его. Она как бы подходит к собеседнику со словами: “Хочешь, я убью тебя?”┘ И только потом, убив, спрашивает: “Хочешь сладких апельсинов/ хочешь вслух рассказов длинных?” Говорят, что те, кого Земфира принимает, уже никогда не будут иметь никаких проблем. Все их проблемы решит за них она.

По такой примерно схеме строятся и песни Земфиры. В них звучат как бы четыре разных голоса – четыре разных структуры, части души Земфиры. А именно: рассерженная мама, ласковая мама, послушная дочь, восстающая дочь. Земфира до сих пор переживает и выражает в своих песнях свои личные семейные проблемы. Она и сама неоднократно соглашалась, что все ее песни связаны с какими-то глубинными личными переживаниями.

Даже когда кажется, что Земфира поет о мужчине (“Прости меня моя любовь”) или о Лондоне (“Одиночка”), речь на самом деле идет об ее взаимоотношениях с матерью. Скорее всего Земфира не отдает себе в этом отчета, ведь песня рождается где-то в глубине бессознательного. Любое произведение искусства (в данном случае песня) – это как сон. Его можно растолковать. Как и во сне, там есть какие-то определенные символы и знаки. В случае с Земфирой трудность в том и заключается, что символы эти у нее находятся скорее уже не в словах, а в интонациях, с которыми она эти слова поет. В интернете тексты ее песен выложены, как правило, без единой запятой. Она, похоже, и сама их так пишет. Без запятых. Можно поставить запятую здесь, а можно там. И получится два разных смысла. Запятые (паузы) Земфира ставит, когда поет – интонируя определенным образом.

Песни Земфиры – это вечный диалог с матерью, происходящий в душе певицы (то, что открывается в ходе этого диалога, Карл Густав Юнг по аналогии с эдиповым комплексом называл комплексом Электры). Да, Земфира посредством своих песен решает для себя самой свои личные проблемы. Но эти проблемы оказываются близки в той или иной степени почти всем. Канвой для реализации дара Земфиры стали ее отношения с матерью. Отношения, заставляющие колебаться душевные струны слушателей. Вот это и есть ответ на вопрос, почему Земфира близка и понятна такому большому количеству людей.

Комментарии для элемента не найдены.

Источник

Автор Admin На чтение 4 мин. Опубликовано 26.03.2020 Обновлено 26.03.2020

Самобытная интересная певица Земфира выделяется среди других исполнителей российской эстрады. Ее треки не спутаешь ни с какими другими. В каждой композиции Земфиры рассказывается своя трогательная запоминающаяся история. Эта исполнительница не только собирает полные залы своих поклонников на концертах, но и оставляет значительный отпечаток в душе каждого слушателя. В чем же заключается скрытый смысл композиции «Бесконечность»?

В первом куплете раскрывается необычный стиль исполнительницы. Героиня рассказывает о своих чувствах и желаниях. Она хочет донести до слушателей, что ее тревожит. Лирическая героиня не думает об окружающих, об их мнениях. Ей важно ее внутреннее состояние и мироощущение. «Мне очень дорог твой взгляд». Героиня не боится признаваться в своих чувствах другому человека. Но она не кричит о любви. Она мягко и ненавязчиво намекает о своих эмоциях. «Я так боюсь не успеть». Героиня не хочет бесцельно существовать. Она мечтает внести определённый вклад в свою жизнь.

Часто ли мы задумываемся о смысле нашего существования? Иногда мы просто плывем по течению. Работа — дом — работа. Но такая схема точно не подходит лирической героине. Она делает достичь больше. В этом ей поможет человек, на которого она всегда сможет положиться. Это человек, к которому девушка испытывает чувство глубокого уважения. О любви пока говорить рано. Для героини глубокое нежное чувство стоит не на первом месте. Для неё важнее самореализация.

В припеве исполнительница говорит о лишениях. В этой жизни не все делается просто и легко. На нашем пути постоянно возникают препятствия и проблемы. Только от нас зависит, как мы будем справляться с ними. Одни люди борются до конца, не обращая внимание ни на что и ни на кого вокруг. У других не хватает мотивации, сил, желания для покорения вершин. Важно помнить, что шансы для саморазвития есть всегда. Нужно к этому стремиться и не опускать руки при первой неудачи. «Выстрелю в спину». Иногда мы поступаем не так, как ждут от нас окружающие. Все мы люди, которым свойственно совершать ошибки. Мы вращаемся в водовороте каждодневных событий, встреч, расставаний. Нам постоянно приходится делать выбор, который не каждому приходится по душе. Главное, не сломаться человеку. Очень трудно пройти весь жизненный путь с одним партнёром. «Я разгадала знак бесконечность». Для себя героиня поняла, что делает ее счастливой. Именно эту мысль она и пытается донести слушателям.

Во втором куплете исполнительница пытается открыть глаза своим поклонникам на истинную красоту природы. Кругом противопоставления. Иногда мы ходим на неинтересные фильмы, чтобы скрасить свои серые будни. А можно просто оглядеться вокруг. Нас окружает удивительная природа. «Очарованные небом глаза». Бесконечные просторы Вселенной, масштабы которой поражают. Наша жизнь быстротечна. За отведённое нам время мы должны внести определённый вклад в наше существование. Героиня не может до конца разобраться в своих чувствах и эмоциях. «Я не смогу объяснить». Для себя она сделала такие открытия, которые не поддаются логическому объяснению. Это надо прочувствовать.

Смысл песни «Бесконечность» Земфиры заключается в том, чтобы показать слушателям, насколько все люди разные. У каждого свои жизненные ценности и приоритеты. Кто-то мечтает построить головокружительную карьеру. Другие всю свою силу и энергию вкладывают в семью. Нельзя никого осуждать за его выбор. Главное, найти себя в этой жизни. Найти то, что будет заставлять вас просыпаться по утрам и уверенным шагами идти вперёд. Никакие проблемы и сложности не должны вас останавливать. Никто не разберётся в ваших мыслях лучше, чем вы сами. Каждый свой выбор нужно делать самостоятельно. Ищите своё призвание, пробуйте, рискуйте, дерзайте. Иначе вы можете замкнуться в себе и потерять всякий интерес к жизни. Не допустите этого.

Источник

“Во вторник начался сентябрь…” – так начинается песня Земфиры, о которой я сегодня и хочу рассказать поподробнее. Царевич Календарь обязывает меня это сделать. К тому же предыдущие мои статьи о творчестве этой замечательной исполнительницы понравились моей уважаемой публике. А посему – начнём!

Название, текст и предыстория

Иосиф Александрович Бродский (1940 – 1996 гг.) – советский и американский поэт, эссеист, драматург и переводчик, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах.

В сентябре 2018 года на нескольких цифровых площадках состоялась премьера долгожданной новой песни Земфиры. На тот момент со времени последнего релиза певицы, альбома “Жить в твоей голове”, прошло больше пяти лет, и слушатель изголодался по обновкам.

Справедливости ради надо сказать, что впервые новая песня была исполнена за месяц до премьеры, в июне 2018-го, на фестивале “Дикая Мята”.

В основу текста песни легли два стихотворения классика мировой литературы, поэта Иосифа Бродского “Новые стансы к Августе” и “Румянцевой победам”.

Во вторник начался сентябрь.
Дождь лил всю ночь.
Все птицы улетели прочь.
Лишь я так одинок и храбр,
что даже не смотрел им вслед.
Пустынный небосвод разрушен,
дождь стягивает просвет.
Мне юг не нужен. – “Новые стансы к Августе”, 1964 г.

Простите ж, если что не так
(без сцен, стенаний).
Благословил меня коньяк
на риск признаний.
Вы все претензии — к нему.
Нехватка хлеба,
и я зажевываю тьму.
Храни Вас небо. – “Румянцевой победам”, 1964 г.

Две эти строфы составили первый куплет песни.

Как вы, наверное, уже догадались, название композиции, “Джозеф”, происходит от англоязычного варианта имени “Иосиф”.

Музыка

Роман “Mujuice” Литвинов (14 октября 1983, Москва, Россия) — российский электронный музыкант, диджей, продюсер и исполнитель. Дизайнер-график. Участник Red Bull Music Academy 2010, фестиваля электронной музыки Sónar 2011, SXSW 2012

В одной из предыдущих статей о творчестве Земфиры я говорил, что песня “Прогулка” 2004-го года выпуска была одним из первых экспериментов певицы в области электронной музыки. Композиция “Джозеф” тоже является экспериментом. В данном случае её можно причислить к жанру электроник-рок, т.к. на ней всё-таки звучат живые инструменты.
Песня была создана Земфирой совместно с российским музыкантом, диджеем Романом Литвиновым, известным под псевдонимом Mujuice. Также в записи песни приняли участие гитарист инди-поп-группы “Обе две” Дмитрий Емельянов (в песне он исполнил партию клавишных), а также Стив Уэстон (продюсер) и Майк Хиллиер (мастеринг композиции).

Обложка, релиз и реакция

Обложка сингла

Обложка сингла

Обложка сингла

Обложка сингла

Песня была выпущена на нескольких цифровых площадках, а также в социальной сети “ВКонтакте” 4 сентября 2018 года. Над обложкой цифрового сингла работали дизайнер Гоша Рубчинский и режиссер Рената Литвинова

В общем и целом, как профессиональными критиками, так и рядовыми слушателями песня была принята неоднозначно. Кто-то ругал, кто-то хвалил. Однако большая часть рецензентов не была впечатлена вовсе. Вот как написал журналист Алексей Мажаев, о котором я уже говорил в статье о песне “Прогулка”:

Что касается самой песни, то в ней, конечно, узнаваемо звучит голос Земфиры, и в припеве есть намёки на мелодическую манеру, которая принесла ей грандиозный успех, но в целом это совершенно не то, чего ждали поклонники и хейтеры певицы. Ни в какие сборники лучших песен композиция не войдёт. И напеть её очень сложно (как и запомнить, если честно). <…> Земфира, не вызывающая сильных эмоций, Земфира, чей релиз не становится важным инфоповодом, – это для нашей сцены какая-то новая реальность, которую ещё предстоит осмыслить.

Я позволю себе не согласиться с критиками. Как по мне, “Джозеф” – одна из лучших песен Земфиры, выпущенных за последнее время. Я множество раз переслушивал её и переслушаю ещё не раз. Своей электронной простотой и глубокой меланхоличностью она поражает меня в самое сердце. Но это я… а как вам это песня? Напишите своё мнение в комментариях!

Безусловно, я ещё вернусь к творчеству Земфиры. Тему я ещё не нащупал, но вы можете мне в этом помочь – за этим тоже милости прошу в комментарии. Новая статья – уже в пути. А потому – не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

Источник

Начинаю серию публикаций о памятных и знаменитых хитах русского рока, написанных в разные годы. Одной из ярчайших композиций миллениума стала песня «Хочешь», которую явила миру на тот момент ещё молодая исполнительница Земфира Рамазанова. Композиция была выпущена в 2000-м году сначала в качестве сингла, а потом в составе второго полноформатного альбома «Прости меня, моя любовь».

Автор песни, поэт и композитор З. Т. Рамазанова, кадр из клипа “Хочешь” (2000)

На этом диске выпущено немало хитов, которые могут претендовать на звание наиболее заметных в творчестве Земфиры. Это и заглавная композиция альбома, и песня «Искала», которая стала культовой, в том числе и благодаря попаданию в саунд-трек фильма «Брат-2».

«Хочешь» – это песня о любви. На первый взгляд, кажется, что может быть проще и банальней таких хитов. В статье о хите Наутилуса «Я хочу быть с тобой» мною высказывалась спорная мысль о том, что рокеры нечасто поют о любви. С одной стороны, я тогда, конечно, погорячился. «Любовная тема» в песенной лирике настолько многогранна и необъятна, что в различных её аспектах и под различными ракурсами она неоднократно поднималась в рок хитах. Но с другой песенки о любви считаются уделом поп-музыки.

Русский рок с его исторически сформировавшейся «поэтической нагрузкой» представляется чем-то более глубоким, чем просто песнями, которые воспевают чувства между мужчиной и женщиной. Возможно, поэтому именно в русском роке родилось несколько произведений, которые можно назвать наиболее сильными песнями о любви, когда-либо написанными на русском языке. С определенными оговорками «Хочешь» Земфиры можно причислить к этому ряду.

Далеко не каждая песня, написанная молодой российской исполнительницей удостаивается литературоведческого анализа зарубежного специалиста и кавер-версии от признанного артиста старшего поколения. Уже только два этих обстоятельства позволяют считать песню как минимум заметным произведением русскоязычной музыки, иллюстрируют творческую судьбу композиции и широту её восприятия.

Статью «Хочешь?» Земфиры как гипертекст» с глубоким научным анализом поэтической составляющей произведения написал итальянский ученый-славист Массимо Маурицио. Он сопоставляет текст песни с поэзией Серебряного века и, в частности, проводит параллели с творчеством В. Брюсова. Такую серьёзную статью о российской песне в некоторых источниках называли нарочито наукообразной. К сожалению, полный текст исследования на русском языке мне найти не удалось, поэтому воздержусь от собственных комментариев, но в любом случае такой подход позволяет задуматься о Земфире как о серьёзном поэте, и в очередной раз подтверждает силу поэтической традиции русского рока.

Свой вариант исполнения песни представила народная артистка Советского Союза Людмила Марковна Гурченко. Её клип датирован 2011 годом. Творческий облик этой артистки, в особенности на позднем этапе её карьеры, противоречив. Для меня, как и для многих слушателей и зрителей Людмила Марковна, скорее персонаж из мира кинематографа, чем музыки. И тем не менее, актриса и певица многими любима, не признавать её вклад в советскую и российскую культуру было бы глупо, и внимание к песне с её стороны во многом показательно. Она представляет совсем другое поколение артистов.

У любителей творчества Земфиры и тех, кто таковыми не является, но кому песня мила именно в оригинале, версия Гурченко может вызвать вполне понятный скепсис. Вообще-то, если совсем уж придираться и скептически относится к обеим исполнительницам, то можно заявить, что «одна орет», а «вторая кривляется». Но давайте не будем столь уж категоричны. Всё же обе артистки стали в некотором роде явлениями на российской сцене. Их творческие почерки полярно различны, артистки используют разные средства выразительности, и в обоих вариантах есть драматургия и очень личная подача произведения. Автора песни Людмила Марковна назвала «гениальной девочкой, одаренной богом».

«Я млею перед талантливыми. Мне безумно нравятся люди, которые приходят со своей историей, со своим городом, со своим акцентом, я вижу за этим человека» – говорила Л. М. Гурченко о Земфире в передаче «Линия жизни» на телеканале Культура.

Включив произведение, написанное двадцатичетырехлетней девушкой, в своей репертуар, звезда советского кино явила показательный пример связи между поколениями. Она выступила от лица представителей другой эпохи, среди которых немало тех, кто далек от творчества и от понимания феномена Земфиры.

Версия Гурченко более спокойна, актриса фактически мелодекламирует, тем самым делая акцент на стихи. Однако важно, что в версии Гурченко сохранили инструментальный проигрыш, занимающий важное место в песне и добавляющий эмоциональности посылу. В этой статье я больше говорю о стихах, но ведь песня как произведение искусства рождается в сочетании слов и музыки. «Хочешь?» Земфиры в этом отношении очень показательный пример. И всё же вернемся к содержанию песни, которое на контрасте двух вариантов представляется ещё более многогранным.

Конечно, к тексту Земфиры, как и к любому другому, можно придраться. Некоторые фразы текста отдельным слушателям кажутся странными, образы резкими и вычурными, а подобные проявления любви «не совсем здоровыми». Подобные мнения мне попадались.

Соседство тем любви и смерти, проявление чувств на уровне сумасшествия и невозможности существования без близкого человека – эти мотивы узнаются в пронзительном произведении. При поиске материалов о песне мне попался один интересный пост, отлично иллюстрирующий разные трактовки песни. В заглавии стоял вопрос «К кому обращается Земфира в песне «Хочешь?». Его автор – женщина, судя по всему обычная слушательница и не поклонница творчества Земфиры. Представленные там рассуждения показались навели на определенные собственные мысли и потому я счет должным на них опереться. В начале автор представляет взгляд юной 18-летней девушки, которая задается вопросом «Какая дура может так сильно, беззаветно любить мужчину?». Возникает встречный вопрос: «А кто сказал, что эта песня о любви женщины к мужчине или наоборот»?

Во-первых, не факт что она поётся от «женского имени». Да, песня написана и исполняется женщиной, однако в тексте нет ни одного глагола женского рода. Мы почему-то привыкли делить песни на мужские и женские, хотя это – всегда условность. Гендерный аспект в данной песне не имеет абсолютно никакого значения. Близкие по творческому облику к Земфире представительницы женского русского рока Д. Арбенина и С. Сурганова, начинавшие вместе в группе «Ночные снайперы», неоднократно говорили о том, что в своих стихах поэт «не имеет пола», он может выступать как от мужского, так и от женского лица. Принципиально и резко призываю игнорировать слухи об ориентации, которые имели место в отношении всех трех рассматриваемых русских рок див, речь не о личной жизни, а в фигуре поэта. Лирическим героем стихов, написанных женщиной, вполне может быть мужчина. В конце концов, в творчестве поэтесс-классиков немало таких примеров. Белла Ахмадулина и вовсе считала, что «нет слова поэтесса, есть только поэт».

Во вторых, стоит ли понимать песню столь буквально, как обращение к возлюбленному, как песню о любви мужчины и женщины? Всё в той же публикации автор пишет о том, что с возрастом восприятие этой песни меняется и дает ещё две трактовки текста: такой безграничной любовью может быть любовь к ребенку или в принципе к родному, близкому человеку, потерять которого невыносимо страшно.

Знатокам творчества Земфиры наверняка известно, что многие её песни посвящены реальным людям. Это обстоятельство не могло не вызвать домыслов по поводу адресата песни «Хочешь?». Популярной стала версия о том, что к написанию песни Земфиру вдохновили отношения вовсе не с возлюбленным, а с близкой подругой, коей была её продюсер Анастасия Калманович. Приводится даже эпизод о том, что певица сильно болела, а подруга сидела у её постели, ухаживала за ней. Якобы, именно этот случай и породил в творческом воображении певицы образ будущего хита.

Поэзия всегда метафорична и образна, творцу свойственно гипертрофировать действительность. Даже самый незначительный жизненный эпизод может подтолкнуть к созданию глубокого и трагичного произведения, поэтому поиск конкретных историй, предшествующих появлению, не всегда корректен, а содержание песенной поэзии не следует трактовать «дословно» и «буквально». В данном случае и убийство соседей и взрыв звезд – это лишь показатель готовности сделать всё что угодно, лишь бы близкий человек остался рядом.

Всё сказанное наводит на мысли, что эта песня не о конкретном проявлении любви, а о любви как о всеобъемлющем чувстве, которое является необходимым условием человеческого существования, экзистенциальной константной, если «ругаться» умными научными словами. В органичной связи текста и музыкального сопровождения, в драматическом исполнении чувствуется ощущение нерушимой связи с человеком, потерять которого невыносимо больно. И в этом контексте опять вспоминается версия Гурченко, ведь для человека в возрасте тема потери близкого передается и ощущается совсем по-другому. Таковым её содержание воспринимается в пространстве между Земфирой и Людмилой Марковной, а пространство это, как Вы понимаете, огромно. Для Гурченко клип на песню «Хочешь» стал последним, что по-своему символично. В том же 2011 году легендарной актрисы не стало.

Людмила Марковна далеко не единственная, кто представил кавер-версию на данную композицию. Она перепевалась артистами самого разного ранга: и профессионалами, и любителями. Отмечу инструментальную версию кроссовер-дуэта «Just Play». Выпускницы консерватории переработали в духе классической музыки многие необычные для академического жанра произведения, в том числе русского и мирового рока.

Интересный видеоролик создал видеомонтажер Михаил Перегудов. В видеоклипе хит Земфиры «соткан» из фрагментов знаменитых отечественных кинофильмов. Это титаническая работа, достойная уважения, поэтому не мог не отметить.

Звучала эта песня и на вокальных проектах, в исполнении конкурсантов разных возрастов. На украинском «Голосе», кстати, она прозвучала в мужском варианте. Молодой человек тоже исполнил очень артистично и эмоционально, на грани фола.

К вопросу о разном понимании этой песни людьми разных поколений добавлю от себя. Я впервые услышал «Хочешь» лет в 10-11, как раз когда она стала хитом, и сначала подумал: «Что за дурацкая песня?», «Зачем убивать соседей?» и так далее. Но со временем смысл и система образов певицы и поэтессы Земфиры раскрылись для меня совсем иначе.

И до и после и одновременно с «Хочешь?» Земфира Рамазанова создала немало ярких хитов, многие из которых также становятся предметом рассуждения и анализа. К творчеству этой певицы относятся по-разному, кто-то склонен его слишком «примитивизировать», другие, наоборот, отыскивают скрытые смыслы. Так или иначе, Земфира и её творчество стали значимым феноменом в отечественном роке нулевых годов.

Материал носит нейтральный характер. В статье умышленно представлены разные точки зрения и различные трактовки данной песни, которые могут как совпадать, так и отличаться от восприятия её некоторыми читателями. Просьба отнестись к этому с пониманием и корректно высказывать своё мнение.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте ту музыку, которая Вам нравится и помните, что все разговоры о ней всегда субъективны.

Источник