Застонал я от сна дурного и проснулся тяжко скорбя

Застонал я от сна дурного и проснулся тяжко скорбя thumbnail

Цитата сообщения elenaalex961


 

СОН

Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя;
Снилось мне – ты любишь другого,
И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все-таки умираю
Пред твоим закрытым окном.

    1918


Ангел лёг у края небосклона.
Наклонившись, удивлялся безднам.
Новый мир был синим и беззвездным.
Ад молчал, не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биение,
Хрупких рук испуг и содроганье.
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.

Николай Гумилев

Картина – Летящий ангел – художник К.Брюлов

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

                                 Н.Гумилев




Поэзия Моханга Сингха в переводе русского поэта Гумилева

Зеленые листья
Мы только листья и ничьи
Глаза красой не тронем.
Мы тихо спим среди цветов,
Сложив свои ладони.
Когда цветы в рассветный час
В букет пойдут гурьбою,
Они, быть может, вспомнят нас
И пригласят с собою.

Полевой цветок

Человеком быть прекрасно.
Все же лучше, если Бог
Дал бы мне судьбу другую,
Превратив меня в цветок
От грехов мирских далеко
Протекала б жизнь моя,
Я бы рос, смеялся солнцу,
И в молчаньи б умер я.

Щедрость

Как-то раз я одиноко
Шел через цветник,
Вдруг впились шипы в одежду-.
«Задержись на миг»,
И в лицо мне тихо шепчет
Куст багряных роз:
«Я хочу, чтоб нежный запах
Ты с собой унес».

Молчание

Соловей нарциссу молвил;
«Почему, дружок,
Ты любим на свете всеми,
Я же одинок?»
Тот ответил: «Ты не можешь
Свой унять язык,
Я же скромен и секреты
Сохранять привык».

Смех

Как ты, цветок беспечный,
Радостно расцветаешь!
В радости скрыта гибель,
Ты же о том не знаешь.
«Путник, иди отсюда
К грешным земным просторам.
Час я живу на свете.
Глух я к твоим укорам!»

Поэзия

Бог, чтоб зреть свое подобье,
Мир наполнил красотой,
А любовь, ее увидев,
Потеряла свой покой.
От любви очарований
Обезумели сердца,
Страсть забилась в них, как песня
Без начала и конца.

Мать

Мать мне всегда казалась
Деревом густолистым, —
Бог из тени от древа
Рай сотворил лучистый.
Все другие деревья
Сохнут вслед за корнями.
Это дерево вянет,
Если беда с цветами.

Дитя

Как ни склоняйся индус пред святыми местами,
Как ни гордись мусульманин пророков гробами,
Как ни диви окружающих йог чудесами,
Как ни бросай мертвецов в погребальное пламя,
Лучше ребенка на свете сокровища нет,
Люди стремятся, чтоб новый явился на свет.
Будь это нежная пери из светлого рая,
Что появляется, ясной улыбкой играя,
Или прелестница царская, в шелк увитая,
Что улыбается, нитью жемчужной блистая, —
Их красота к совершенству вовек не придет.
Если младенец, как лал, на груди не блеснет.
Если у мужа с женой загораются ссоры,
Мальчик улыбкой своей разгоняет раздоры,
Если забот повседневных несносны укоры,
Сгонит усталость, наполнит он радостью взоры.
Равным плодом никакой не похвалится сад, —
Чем он свежее, тем лучше его аромат.
С радостью все выполняют младенца желанья —
Шах и бедняк его слушают смех и рыданья,
Закон охраняет ребенка железною дланью,
Старец святой с ним играет, как с тигром и ланью.
Ясные глазки младенца светлы и нежны,
Как маяки на утесах гористой страны.
Алые губы — как книги священных преданий,
Кто не читал их — поэтом вовеки не станет.

Продавщица иголок

Я долго внимательным взглядом искал,
Где в рубище нищей скрывается лал.
Замотано пыльною тряпкой чело,
Дырявое сари на плечи легло,
Но ветер гуляет под ним без помех,
А тело мелькает в зияньи прорех,
И кажется, прелести нет никакой
В лохмотьях, прилаженных слабой рукой.
Но нет! Это след от старинных обид, —
Судьба беспощадная все сокрушит.
Не горцами выжжены эти места —
Жестокая вторглась сюда нищета…
О, как описать мне ее красоту!
Пьянею, поймав ее взгляд на лету.
А шея красавицы так хороша,
Что сразу моя замирает душа.
На шее оранжевых бус череда —
Мне кажется, слились огонь и вода.
В глазах ее чары неведомых стран,
В них вечно бушует любви океан,
Как чаша, лазурный таящая свет,
Там прелести море укрыто от бед.
Ее распустившихся кос пелена,
Как вечная полночь, густа и черна.
Псы лают. Ты, Мохан, не можешь помочь:
Ведь кажется псам, что надвинулась ночь.
Где ныне жестоко царит нищета,
Когда-то в довольстве цвела красота.

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

Источник

На этой странице читайти стихи «Сон Адама» русского поэта Николая Гумилева, написанные в 1909 году.

От плясок и песен усталый Адам
Заснул, неразумный, у Древа Познанья.
Над ним ослепительных звезд трепетанья,
Лиловые тени скользят по лугам,
И дух его сонный летит над лугами,
Внезапно настигнут зловещими снами.

Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бедер, ни плеч…
Как звери, должны они строить жилище,
Пращой и дубиной искать себе пищи.

Обитель труда и болезней… Но здесь
Впервые постиг он с подругой единство.
Подруге — блаженство и боль материнства,
И заступ — ему, чтобы вскапывать весь.
Служеньем Иному прекрасны и грубы,
Нахмурены брови и стиснуты губы.

Вот новые люди… Очерчен их рот,
Их взоры не блещут, и смех их случаен.
За вепрями сильный охотится Каин,
И Авель сбирает маслины и мед,
Но воле не служат они патриаршей:
Пал младший, и в ужасе кроется старший.

И многое видит смущенный Адам:
Он тонет душою в распутстве и неге,
Он ищет спасенья в надежном ковчеге
И строится снова, суров и упрям,
Медлительный пахарь, и воин, и всадник…
Но Бог охраняет его виноградник.

На бурный поток наложил он узду,
Бессонною мыслью постиг равновесье,
Как ястреб врезается он в поднебесье,
У косной земли отнимает руду.
Покорны и тихи, хранят ему книги
Напевы поэтов и тайны религий.

И в ночь волхвований на пышные мхи
К нему для объятий нисходят сильфиды,
К услугам его, отомщать за обиды,
И звездные духи, и духи стихий,
И к солнечным скалам из грозной пучины
Влекут его челн голубые дельфины.

Он любит забавы опасной игры —
Искать в океанах безвестные страны,
Ступать безрассудно на волчьи поляны
И видеть равнину с высокой горы,
Где с узких тропинок срываются козы
И душные, красные клонятся розы.

Он любит и скрежет стального резца,
Дробящего глыбистый мрамор для статуй,
И девственный холод зари розоватой,
И нежный овал молодого лица,
Когда на холсте под ударами кисти
Ложатся они и светлей и лучистей.

Устанет — и к небу возводит свой взор,
Слепой и кощунственный взор человека:
Там, Богом раскинут от века до века,
Мерцает над ним многозвездный шатер.
Святыми ночами, спокойный и строгий,
Он клонит колена и грезит о Боге.

Он новые мысли, как светлых гостей,
Всегда ожидает из розовой дали,
А с ними, как новые звезды, печали
Еще неизведанных дум и страстей,
Провалы в мечтаньях и ужас в искусстве,
Чтоб сердце болело от тяжких предчувствий.
И кроткая Ева, игрушка богов,
Когда-то ребенок, когда-то зарница,
Теперь для него молодая тигрица,
В зловещем мерцанье ее жемчугов,
Предвестница бури, и крови, и страсти,
И радостей злобных, и хмурых несчастий.

Так золото манит и радует взгляд,
Но в золоте темные силы таятся,
Они управляют рукой святотатца
И в братские кубки вливают свой яд.
Не в силах насытить, смеются и мучат
И стонам и крикам неистовым учат.

Он борется с нею. Коварный, как змей,
Ее он опутал сетями соблазна.
Вот Ева — блудница, лепечет бессвязно,
Вот Ева — святая, с печалью очей.
То лунная дева, то дева земная,
Но вечно и всюду чужая, чужая.

И он наконец беспредельно устал,
Устал и смеяться и плакать без цели;
Как лебеди, стаи веков пролетели,
Играли и пели, он их не слыхал;
Спокойный и строгий, на мраморных скалах,
Он молится Смерти, богине усталых:

«Узнай, Благодатная, волю мою:
На степи земные, на море земное,
На скорбное сердце мое заревое
Пролей смертоносную влагу свою.
Довольно бороться с безумьем и страхом.
Рожденный из праха, да буду я прахом!»

И медленно рея багровым хвостом,
Помчалась к земле голубая комета.
И страшно Адаму, и больно от света,
И рвет ему мозг нескончаемый гром.
Вот огненный смерч перед ним закрутился,
Он дрогнул и крикнул… и вдруг пробудился.

Направо — сверкает и пенится Тигр,
Налево — зеленые воды Евфрата,
Долина серебряным блеском объята,
Тенистые отмели манят для игр,
И Ева кричит из весеннего сада:
«Ты спал и проснулся… Я рада, я рада!»

Николай Гумилев.
Стихотворения и поэмы.
Москва: Современник, 1989.

Другие стихи Николая Гумилева

» Солнце духа

Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радостей, ни бед,
Не мечтать об огнезаром бое,
О рокочущей трубе побед….

» Сомалийский полуостров

Помню ночь и песчаную помню страну
И на небе так низко луну.
И я помню, что глаз я не мог отвести
От ее золотого пути….

» Сомнение

Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и смятена….

» Средневековье

Прошел патруль, стуча мечами,
Дурной монах прокрался к милой.
Над островерхими домами
Неведомое опочило….

» Старые усадьбы

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор….

» Старый конквистадор

Углубясь в неведомые горы,
Заблудился старый конквистадор,
В дымном небе плавали кондоры,
Нависали снежные громады….

» Судан

Ах, наверно, сегодняшним утром
Слишком громко звучат барабаны,
Крокодильей обтянуты кожей,
Слишком звонко взывают колдуньи…

Николай Гумилев

Николай Гумилев

Источник

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Я тогда влюбилась как-то очень трезво и здраво: не то что вибрации и «ах, что со мной», а просто видишь, что человек — твой, и надо брать, без него ни счастья, ни, по большому счету, жизни не будет.

Кому вот ты делаешь хуже, когда обижаешься? Обидчику? Если он тебя обидел, то ему явно пофиг на тебя. Кто остается? Лишь ты. Чувствуешь?

Любимому … я никогда не прекословлю

И злость не вымещаю на посуде.

Мы всё решим спокойно и с любовью,

Как он мне скажет, так по-моему и будет!

Я не знаю другого признака величия, как доброта.

Она нежна, как мать, и прекрасна, как любимая. И вскоре я полюбил ее. Она живет одна. Каждое утро уходит на работу. Не знаю, что у нее за работа. Да мне и неинтересно. Но мне нравится наблюдать за ней из комнаты по утрам.

Я хочу, чтобы вновь все по новой,

Я хочу, чтобы заново снова,

Чтоб любимой стать вновь из знакомой,

Чтобы дрожь от приятного слова.

Я хочу, чтоб впервые прогулка

И в кино чтобы тоже впервые,

Чтоб всю ночь с ним по переулкам,

Чтобы руки из чужих в родные.

Чтобы седце до боли сжималось

От разлуки на час или меньше,

Чтобы болью лишь это казалось,

И случалось как можно реже.

Я хочу, чтоб звонил среди ночи

И шептал, что уснуть не может,

Мол, от двух моих на ночь строчек

У него мурашки по коже…

Чтобы слушать его бесконечно,

Чтобы видеть его улыбку,

Чтоб минута с ним длилась вечность,

Я хочу без граблей и ошибок.

Я хочу, чтоб он стал моим лучшим,

Чтобы быть бесконечно счастливой,

Чтобы вместе готовить ужин,

Чтоб молчать о чем, тоже было.

Я хочу утонуть в этих чувствах,

Не боясь оказаться слабее,

Задыхаясь от страсти безумства,

Чтобы зимы с ним стали теплее.

Я хочу! И я знаю, на свете

Все мечты исполняются все же,

И на этой огромной планете,

Обо мне он мечтает тоже.

Ты веришь в Бога? Я его не видел…

Как можно верить в то, что не видал?

Ты извини, что я тебя обидел,

Ведь ты такой ответ не ожидал…

Я верю в деньги, их я видел точно…

Я верю в план, в прогноз, в карьерный рост…

Я верю в дом, что был построен прочным…

Конечно… Твой ответ довольно прост…

Ты веришь в счастье? Ты его не видел…

Но видела его душа твоя…

Прости, наверно, я тебя обидел…

Тогда у нас один – один… Ничья…

В любовь ты веришь, в дружбу? Как со зреньем???

Ведь это всё на уровне души…

А искренности светлые мгновенья?

Увидеть всё глазами не спеши…

Ты помнишь, как тогда спешил на встречу,

Но пробки… не успел на самолёт?!

Твой самолёт взорвался в тот же вечер,

Ты пил и плакал сутки напролёт…

А в тот момент, когда жена рожала,

И врач сказал: «Простите, шансов нет…»,

Ты помнишь, жизнь как слайды замелькала,

И будто навсегда померкнул свет,

Но кто-то закричал: «О, Боже, чудо…»

И крик раздался громкий малыша…

Ты прошептал: «Я в Бога верить буду”

И улыбалась искренне душа…

Есть то, чего глаза узреть не в силах,

Но сердце видит чётче и ясней…

Когда душа без фальши полюбила,

То разум возражает всё сильней…

Ссылается на боль, на опыт горький,

Включает эгоизм, большое «Я»…

Ты видел Бога каждый день и столько,

Насколько глубока душа твоя…

У каждого из нас своя дорога…

А вера и любовь важней всего…

Я не спросил тебя: «Ты видел Бога?»

Я спрашивал, поверил ли в него…

Я постараюсь больше не звонить,

Не бредить по тебе в объятьях ночи.

И больше никому не говорить,

Что нужен ты, родной, мне очень-очень.

Я постараюсь больше не писать,

И слез не лить, подумав, что другая

Готова так же жадно целовать,

В любимых мне объятьях утопая.

Я постараюсь больше не мечтать,

Ведь ты не мой, а я всегда хотела,

Чтоб каждый день и снова, и опять

Твоя улыбка душу мою грела.

Я постараюсь больше не любить.

Таких, как ты, и правда очень много.

Но знаешь… никогда ведь не забыть

Тебя… такого самого родного…

Ты далеко сегодня от меня

И пишешь о любви своей бездонной

И о тоске-разлучнице бессонной,

Точь-в-точь все то же, что пишу и я.

Ах, как мы часто слышим разговоры,

Что без разлуки счастья не сберечь.

Не будь разлук, так не было б и встреч,

А были б только споры да раздоры.

Конечно, это мудро, может статься.

И все-таки, не знаю почему,

Мне хочется, наперекор всему,

Сказать тебе: — Давай не разлучаться!

Я думаю, что ты меня поймешь:

К плечу плечо — и ни тоски, ни стужи!

А если и поссоримся — ну что ж,

Разлука все равно намного хуже!

Я бы дал своему ребенку то, что не получил сам. Вкус настоящего детства, зависящий не от количества игрушек, а от выполненных обещаний. Это чувство защищенности. Ты растешь, зная, что у тебя есть семья. Настоящая семья, которая примет твои ошибки и тем самым научит их больше не совершать. Детей ведь не воспитать какими-то определенными правилами и запретами. Они воспитываются на том, что видят, слышат вокруг себя. Особенно перед сном. По себе знаю.

Источник

Николай Степанович Гумилёв

Застонал от сна дурного
И проснулся тяжко скорбя:
Снилось мне — ты любишь другого
И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам тёмным,
Как по руслам высохших рек.

Вот, стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я всё-таки умираю
Пред твоим закрытым окном.

Произведение, написанное в 1917 г., вошло в сборник «К Синей звезде», изданный после гибели автора. Революционный год застал Гумилева в Париже, где он увлекся Еленой дю Буше. 

Елена дю Буше

«Девушка с газельими глазами» отвергла ухаживания поэта и вскоре вышла замуж за состоятельного американца. Одной из основных особенностей стихотворений парижского периода становится тема неразделенной любви к юной лирической героине, которая отождествляется с прекрасной и недосягаемой Синей звездой.

«Сон» начинается с будничного сообщения о кошмаре, мучившем душу лирического «я». Обида, которую нанес любимой счастливый соперник в воображаемом мире сна, воспринимается героем-рыцарем как настоящая и побуждает его к действию. Романтик отправляется к дому героини.

Начало пути напоминает бегство. Этот эффект усиливает сравнение с «убийцей», стремящимся поспешно скрыться «от плахи». Дорога пролегает по городским улицам, но привычный урбанистический пейзаж приобретает оригинальный фантасмагорический облик. Блеск фонарей напоминает герою «глаза зверей», а «улицы темные» — «русла высохших рек». Выразительные детали пейзажа, подкрепленные изначальной размытостью границ между сном и явью, актуализируют принцип многоликости лирического субъекта, знаковый для гумилевской поэтики. На фоне городского пейзажа возникает образ охотника, бесстрашно идущего по следу в темных джунглях.

Что видит лирический субъект в конце пути? Пространство конечного пункта, дома возлюбленной, определяют две особенности — закрытые дверь и окно. Обыденные детали приобретают иносказательный подтекст: они выражают отдаленность, неприступность и нежелание героини принять любовь своего рыцаря. Последний понимает обреченность своих чувств, но не в силах от них отречься. Мужественной личности, движимой благородными помыслами, тяжело находиться в вынужденном бездействии: герой не смеет нарушить четко обозначенные границы.

Финальные строки продолжают тему взаимопроникновения реального и воображаемого миров. В сознании героя сон уравнивается с явью, и обида, существовавшая в кошмаре, становится зримой, настоящей. В концовке обостряются противоречивые чувства героя. Желание прийти на помощь прекрасной даме и невозможность пересечь обозначенный предел порождают страдания, которые выливаются в формулу обреченности: «Я все-таки умираю».

Текст: pishi-stihi.ru

Источник