Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет творится в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт видит то, чего обычные «рифмоплёты» не замечают. Он видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь. Большой поэт подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости того времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира, ведь оно как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете. Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник

Áûëî ýòî òàê äàâíî,
×òî áûëü¸ì ïîðîñëî…
È íèêòî òåïåðü íå ñêàæåò,
È íèêòî âàì íå ïîêàæåò
Ãäå,êîãäà è ñ êåì
È áûëà ëü îíà ñîâñåì
Ýòà èñòîðèÿ, ÷òî ñëó÷èëàñü,
Íà êàêîé ïîëÿíå ïðèêëþ÷èëàñü…
Âáëèçè ëåñà äåðåâíÿ ñòîÿëà,
Íè ìíîãî íè ìàëî â íåé ëþäåé ïðîæèâàëî…
Æèëè äðóæíî,
Ðàáîòàëè íåíàòóæíî,
Íî óïîðíî è ïîñòîÿííî,
 öåðêîâü õîäèëè ïîêàÿííî,
Çàêîíû ïðèðîäû ñîáëþäàëè
È, â îáùåì-òî, íå ãîðåâàëè.
Íî âîò îäíàæäû îäèí ìóæè÷îê
Ñõîäèë çà äðîâàìè â ñîñåäíèé ëåñîê
Ðàíî óòðîì,ñïîçàðàíêó,
È ïðèìåòèë â ëåñó îí ïîëÿíêó,
È ðåøèë ýòó ïîëÿíêó ðàçäåëàòü,
È ðåøèë ýòó ïîëÿíêó çàñåÿòü.
Ïðèø¸ë íà ïîëÿíêó ñ ñîõîé,
Âûðóáèë âåñü ñóõîñòîé,
Íà÷àë ïîëÿíó ðàâíÿòü,
Íà÷àë ïîëÿíó ïàõàòü,
Ïàøåò ñåáå,äà ðàáîòàåò,
Íå äóìàåò î äðóãèõ çàáîòàõ.

À èç ëåñà âûõîäèò ìåäâåäü,
Äà êàê íà÷àë íà ìóæèêà ðåâåòü:
«Òû ÷åãî òóò,ìóæèê,óñòðîèë,
Òû ÷åãî ìíå,ìóæèê,ïîäñòðîèë!
ß ìàëèíó çäåñü ñîáèðàþ
È âå÷åðàìè âäîëü ïîëÿíû ãóëÿþ,
À òû ìîé ìàëèííèê ðàçâîðîøèë,
Ìîå ìåñòî ëþáèìîå ïîðóøÈë!
Íå âèäàòü òåáå,ìóæèê,äîáðà,
Ïîëîìàþ òåáå äâà-òðè ðåáðà
Çà òâî¸ ïðåíåáðåæåíèå
È êî ìíå íåóâàæåíèå!»

Íî ìóæè÷îê íå ðîáêèé áûë,
Íàóò¸ê íîãè íå ïóñòèë,
Ïî÷åñàë çàòûëîê, áÎðîäó
È ãîâîðèò ìåäâåäþ-âÎðîãó:
«Íå ëîìàé ìåíÿ,ìåäâåäóøêà,
Æäóò ìåíÿ äîìà ìàëûå äåòóøêè,
Áåç ìåíÿ,êîðìèëüöà,ïðîïàäóò,
Äà è òåáå îò ýòîãî ìàëî ïîëüçû òóò.
Äàâàé ïîðåøèì ïî äðóãîìó,
Ïî óãîâîðó òàêîìó:
ß ïîñåþ íà ïîëÿíå ðåïêó,
À òû,÷òîá íå ÷åñàë áåç äåëà ðåïó,
Ïîñòîðîæèøü,ïîêà îíà ðàñò¸ò,
À êàê äåëî ïîäîéä¸ò
Óðîæàé ÿ ñîáåðó
È íà äâå ÷àñòè ïîäåëþ:
Êîðåøêè âîçüìó ñåáå,
À âåðøêè îòäàì òåáå.
È áóäåì ìû â ðàñ÷¸òå,
È áóäåì ìû â ïî÷¸òå,
È ìû îñòàíåìñÿ äðóçüÿìè
Ñ ñûòûìè ñåìüßìè!»

Ñîãëàñèëñÿ ìåäâåäü íà òàêîå äåëî
È ó îáîèõ äåëî çàêèïåëî:
Ïîêà ìóæèê ñåÿë,ïàõàë-
Ìåäâåäü â ýòî âðåìÿ â êóñòàõ îòäûõàë,
Ïîòîì âñ¸ ëåòî âîêðóã ïîëÿ êðóæèë,
Ìàëèíó åë, óðîæàé ñòîðîæèë.
Íà ñëàâó ðåïêà óðîäèëàñü,
Áîòâà çåë¸íàÿ êóñòèëàñü
È ìåäâåäü ïðåäâêóøàë â ëåñó,
Êàê áóäåò îí óãîùàòü ëèñó
Âêóñíûìè,çåë¸íûìè ëèñòàìè,
Îñûïàÿ ñåáÿ ïîõâàëàìè…

È âîò,ìóæèê,óðîæàé ñîáðàë,
Íà äâå ÷àñòè åãî ðàçîáðàë,
Ìåäâåäþ âåðøêè îòäàë,
À ñåáå êîðåøêè çàáðàë.
È ðàçîøëèñü îíè ïîäîáðó-ïîçäîðÎâó
Êàæäûé ñî ñâîèì óðîæàåì ïîðÎâíó…
Ïîïðîáîâàë ìåäâåäü ñâîè âåðøêè-
Îêàçàëèñü îíè î÷åíü ãîðüêè,
Ïîïðîáîâàë êîðåøîê ó ìóæèêà-
Ðåïà îêàçàëàñü î÷åíü ñëàäêÀ!
Ñòðàøíûì ðûêîì ìåäâåäü çàðåâåë:
«Ìóæèê,òû îáìàíóòü ìåíÿ ïîñìåë!
Òâîè êîðåøêè ñëàäåíüêè,
À ìîè âåðøêè ãàäåíüêè!
Íå õîäè êî ìíå áîëüøå â ëåñ,
À íå òî ïîïóòàåò ìåíÿ Áåñ
È ÿ òåáÿ çàëîìàþ,
È ÿ òåáÿ çàêîïàþ…»
«Ïîìèëóé,ìåäâåäü,-ìóæèê ãîâîðèò
Ðóãàòüñÿ òåáå íàø óãîâîð íå âåëèò,
Êàê äîãîâàðèâàëèñü âåñíîé,
Òàê è ïîäåëèëñÿ ÿ ñ òîáîé!
À êîëü òàêîé óðîæàé- íå âçûùè,
 äðóãîé ðàç ñâîé óãîâîð îòûùè!»

Ïîñêð¸á ìåäâåäü ìîãó÷åé ëàïîé ãðóäü
È ñëîâî ñâî¸ ìîëâèë:»Ëàäíî! Áóäü
Òàê íà ñëåäóþùèé ãîä:
×òî óðîæàé íàì ïðèíåñ¸ò
Ïîäåëèì ðîâíî- òâîè âåðøêè,
Ìîè æå áóäóò êîðåøêè!»
Íà òîì ïîëàäèëè îíè
È ðàçîøëèñÿ äî âåñíû…

Ïî âåñíå ïðèåõàë ìóæèê
Ñî ñâîåþ ñîõîé- âæèê,âæèê,
Ïîëÿíó áûñòðî ðàñïàõàë,
Âðåìåíè òåðÿòü íå ñòàë
È ïîñåÿë íà ïîëÿíå ðîæü.
«Íó,ìåäâåäü,ìåíÿ íå òðîæü,
Óðîæàé íàø ñòåðåãè,
Îò âîðîâ óáåðåãè…
À ïî îñåíè- òâîè êîðåíüÿ,
È ìîè- âåðøêîâ òâîðåíüÿ!»

Ëåòî áûñòðî ïðîëåòåëî,
Âðåìÿ îñåíè ïðèñïåëî
È ìóæèê ïðèåõàë æàòü,
Óðîæàé ñâîé ñîáèðàòü.
À ìåäâåäü óñòàë óæ æäàòü,
Åìó íàäîåëî ãîëîäàòü:
«Òû,ìóæèê,äàâàé áûñòðåå,
×òîáû ñòàë ê òåáå äîáðåå,
Óðîæàé ñâîé ñîáèðàé
È ìîþ äîëþ îòäàâàé!»
Ñëîâî ñêàçàíî-
Äåëî ñäåëàíî!
Ñîáðàë,ìóæèê,ðîæü,
Âçäîõíóë òÿæåëî:»Íó,÷òî æ!
Êàê ñ òîáîé è ãîâîðèëè,
Òâîè êîðåíüÿ îòäåëèëè,
ß ñâîè âåðøêè âçÿë,
Íà òåëåãó èõ ïîêëàë,
 äåðåâíþ ñ íèìè ÿ ïîåäó
Ãîòîâèòüñÿ ê îáåäó!
Äà è òû ñî ñâîèìè êîðåøêàìè
Èäè,ïèðóé â ëåñó ñ äðóçüÿìè,
Ìåíÿ äîáðûì ñëîâîì âñïîìèíàé
È çèìîé íå óíûâàé!»
 ñàíè ñåë- è áûë òàêîâ!
À ìåäâåäü ó êîðåøêîâ
Áèëñÿ-áèëñÿ,áèëñÿ-áèëñÿ,
Íî íèêàêîãî òîëêà íå äîáèëñÿ…

Ðàññåðäèëñÿ ìåäâåäü íà ìóæèêà,
È ñ òåõ ïîð ó íèõ âðàæäà ïîøëà,
Íå ëàäÿò ìåäâåäü ñ ìóæèêîì…
Ìîæåò ïîìèðÿòñÿ ïîòîì!!!
    À.Á.    03.02.20

Источник

– Дозволь, господин добрый, сказать мне слово. Прошу вас, братья, дайте мне первому покончить. Старше я всех вас: девяносто лет через год мне стукнет, а медведей вожу я сызмала. И во всем таборе нету зверя старше моего.

Он опустил седую курчавую голову на грудь, горько покачал ею и вытер кулаком глаза. Потом он выпрямился, поднял голову и продолжал громче и тверже прежнего:

– Потому и хочу я первый покончить. Думал я, что не доживу до такого горя, думал, и медведь мой любимый не доживет, да, видно, не судьба: своей рукой должен я убить его, кормильца своего и благодетеля. Отвяжите его, пустите на волю. Никуда не пойдет он: нам с ним, старикам, от смерти не бегать. Отвяжи его, Вася: не хочу убивать его, как скота на привязи. Не бойтесь, – сказал он зашумевшей толпе, – не тронет он никого.

Юноша отвязал огромного зверя и отвел немного от телеги. Медведь уселся на задние лапы, спустив передние вниз, и раскачивался из стороны в сторону, тяжело вздыхая и хрипя. Он был действительно очень стар; его зубы были желты, шкура порыжела и вылезла; он дружелюбно и печально смотрел на своего старого хозяина единственным маленьким глазом. Кругом была мертвая тишина. Слышно было только, как звякали о стволы и тупо стучали о пыжи шомполы заряжаемых винтовок.

– Дайте ружье, – твердо сказал старик.

Сын подал ему винтовку. Он взял ее и, прижимая к груди, начал говорить снова, обращаясь к медведю:

– Убью я тебя сейчас, Потап. Дай боже, чтоб старая рука моя не дрожала, чтобы попала тебе пуля в самое сердце. Не хочу я мучить тебя, не того ты заслужил, медведь мой старый, товарищ мой добрый. Взял я тебя маленьким медвежонком, глаз у тебя был выколот, нос от кольца гнил, болел ты и чах; я за тобой, как за сыном, ходил и жалел тебя, и вырос ты большим и сильным медведем; нет другого такого во всех таборах, что здесь собрались. И вырос ты и не забыл добра моего: между людьми у меня друга такого, как ты, не было. Ты добр и смирен был, и понятлив, и всему выучился, и не видел я зверя добрее и понятливее. Что я был без тебя? Твоею работою вся семья моя жива. Ты справил мне две тройки коней, ты мне хату на зиму выстроил. Больше еще сделал ты: сына моего от солдатчины избавил. Большая наша семья, и всех, от старого до малого младенца, ты в ней до сих пор кормил и берег. И любил я тебя крепко и не бил больно, а если виноват в чем перед тобою, прости меня, в ноги тебе кланяюсь.

Он повалился медведю в ноги. Зверь тихо и жалобно зарычал. Старик рыдал, вздрагивая всем телом.

– Бей, батюшка! – сказал ему сын. – Не рви нам сердце.

Иван поднялся. Слезы больше не текли из его глаз. Он отвел со лба упавшую на него свою седую гриву и продолжал твердым и звонким голосом:

– И вот теперь я убить тебя должен… Приказали мне, старик, застрелить тебя своей рукой; нельзя тебе больше жить на свете. Что же? Пусть бог на небе рассудит нас с ними.

Он взвел курок и твердой еще рукой прицелился в зверя, в грудь под левую лапу. И медведь понял. Из его пасти вырвался жалобный отчаянный рев; он встал на дыбы, подняв передние лапы и как будто закрывая ими себе глаза, чтобы не видеть страшного ружья. Вопль раздался между цыганами; в толпе многие плакали; старик с рыданием бросил ружье о землю и бессильно повалился на него. Сын бросился подымать его, а внук схватил ружье.

– Будет! – закричал он диким, исступленным голосом, сверкая глазами. – Довольно! Бей, братцы, один конец!

И подбежав к зверю, он приложил дуло в упор к его уху и выстрелил. Медведь рухнул безжизненной массой; только лапы его судорожно вздрогнули, и пасть раскрылась, как будто зевая. По всему табору затрещали выстрелы, заглушаемые отчаянным воем женщин и детей. Легкий ветер относил дым к реке.

– Сорвался! сорвался! – раздалось в толпе. Как стадо испуганных овец, все кинулись врассыпную. Исправник, толстый Фома Фомич, мальчишки, Леонид и Константин, барышни – все бежало в паническом страхе, натыкаясь на шатры, на повозки, падая друг на друга и крича. Ольга Павловна едва не упала в обморок, но страх придал ей сил, и она, подняв платье, бежала по лугу, не думая о беспорядке в костюме, причиненном поспешным бегством. Лошади, запряженные в ожидавшие господ экипажи, начали беситься и понеслись в разные стороны. Но опасность была вовсе не так велика. Обезумевший от ужаса зверь, не старый еще темно-бурый медведь, с обрывком цепи на шее, бежал с удивительной легкостью; перед ним все расступалось, и он мчался, как ветер, прямо к городу. Несколько цыган с ружьями бежали за ним. Попадавшиеся на улице немногие пешеходы прижимались к стенам, если не успевали спрятаться в ворота. Ставни запирались; все живое попряталось; исчезли даже собаки.

Медведь несся мимо собора, по главной улице, иногда кидаясь в сторону, как бы отыскивая себе место, куда бы спрятаться, но все было заперто. Он промчался мимо лавок, встреченный неистовым криком приказчиков, которые хотели его испугать, пролетел мимо банка, прогимназии, казармы уездной команды, на другой конец города, выбежал на дорогу на берег реки и остановился. Преследователи отстали, но скоро из улицы показалась толпа уже не одних цыган. Исправник и полковник ехали на дрожках, с ружьями в руках; цыгане и взвод солдат поспевали за ними бегом. У самых дрожек бежали Леонид и Константин.

– Вот он, вот он! – закричал исправник. – Жарь катай его!

Раздались выстрелы. Одна из пуль задела зверя; в смертельном страхе он побежал быстрее прежнего. За версту от города, вверх по Рохле, куда бежал он, находится большая водяная мельница, со всех сторон окруженная небольшим, но густым лесом; зверь направлялся туда. Но, запутавшись в рукавах реки и плотинах, он сбился с дороги; широкое пространство воды отделяло его от густой дубовой заросли, где он, может быть, мог бы найти если не спасение, то отсрочку. Но он не решился плыть. На этой стороне густо разросся странный кустарник, растущий только в южной России, так называемый люциум. Его длинные, гибкие, неветвистые стебли растут так густо, что человеку почти невозможно пройти сквозь заросль; но у корней есть щели и прогалины, в которые могут пролезать собаки, а так как они часто ходят туда спасаться от жары и понемногу расширяют проход своими боками, то в густой заросли образуется со временем целый лабиринт ходов. Туда и кинулся медведь. Мукосеи, смотревшие на него из верхнего этажа мельницы, видели это, и когда прибежала запыхавшаяся и измученная погоня, исправник приказал оцепить место, где скрылся зверь.

Несчастный забился в самую глубину кустов; рана его от пули, сидевшей у него в ляжке, сильно болела; он свернулся в комок, уткнув морду в лапы, и лежал неподвижно, оглушенный, обезумевший от страха, лишавшего его возможности защищаться. Солдаты стреляли в кусты, думая задеть его и заставить зареветь, но попасть наугад было трудно.

Его убили уже поздно вечером, выгнав из убежища огнем. Всякий, у кого было ружье, считал долгом всадить пулю в издыхающего зверя, и когда с него сняли шкуру, она никуда не годилась.

Недавно мне случилось побывать в Бельске. Город почти не изменился: только банк лопнул, да прогимназия превратилась в гимназию. Исправника сменили, дав ему за распорядительность место частного пристава в губернском городе; братья Изотовы по-прежнему кричат “гранрон” и “оребур” и бегают по городу с рассказами о самых свежих новостях; аптекарь Фома Фомич потолстел еще больше и, несмотря на то, что сделал выгодное дело, скупив медвежье сало по четырнадцати копеек, а продав его по восьми гривен фунт, что дало в целом немалую сумму, до сих пор с большим неудовольствием говорит об избиении медведей.

– Говорил я вот тогда Ольге Павловне, какой из этого Адониса конокрад выйдет… Ну, и что же? Недели не прошло – свел мою пару серых, мерзавец.

– А вы знаете, что это он? – спросил я.

– Как же не он? Ведь его судили в прошлом году за конокрадство и разбой. На каторгу пошел.

– Ах, как мне было его жаль! – грустно сказала Ольга Павловна.

Источник

Влез однажды на подводу

И с неё нырнул под воду.

8.  Хитрые вопросы

а) Как большой дом превратить в маленький?

б) Как из маленького хвостика сделать большой?

в) Можно ли превратить рыбу в человека?

9.  Четвёртое – лишнее.

а) Нож, ножка, ножовка, ножницы.

б) Носить, носовой, носик, нос.

в) Победить, бедняк, бедный, беда.

10.  Шарада.

Мой корень в ПРОСЬБЕ заключён

(в ней он озвучен и смягчён)

Приставка – в ВОПЛОЩЕНЬЕ где-то,

На целое – все ждут ответа.

Олимпиада по русскому языку №9

3 класс (1-4)

1.  Исправь текст:

«Пасадил дет ребку. Выросла ребка бальшая-пребальшая. Стал дет ребку изземли тащить».

2.  Кого хочешь выбирай:

а)Тюлень

1)  Северный олень.

2)  Морское животное с лапами-ластами.

б) Удав

1)  Ядовитая змея.

2)  Огромная змея.

в) Финик

1)  Одеколон для мужчин.

2)  Фрукт, который растёт на пальме.

г) Яхта

1)  Место, где добывают уголь.

2)  Спортивная лодка с парусом.

д) Маршрут

1)  Человек с парашютом.

2)  Путь, по которому идут.

е) Макулатура

1)  Старая бумага, из которой делают новую.

2)  Приключенческая книга.

3.  Распредели слова на три группы:

Лесник, трубка, честный, грибник, звёздный, солнце, сказка, лиса, река.

4.  Восстанови пословицу:

Слова для справок

В гостях хорошо …

Дарёному коню …

Век живи …

Поспешишь …

Лучше поздно …

чем никогда

людей насмешишь

в зубы не смотрят

а дома лучше

век учись

5.  Найди в каждой строчке лишнее слово:

а) работа, ребята, ракета, робкий

б) мы, вы, лыжи, они

в) тополь, дождь, дверь, олень

г) сердитый, мрачный, суровый, весёлый

д) бежать, прыгать, летать, быстро

6.  Соедини похожие по смыслу выражения:

Слова для справок

а) В двух шагах

б) Кот наплакал

в) Ни свет, ни заря

г) Водить за нос

д) С глазу на глаз

Чуть свет

Обвести вокруг пальца

Рукой подать

Капля в море

Один на один

7.  Выбери слова, которые соответствуют схеме. Цифры обозначают количество букв.

Крылышко, переход, подснежник, книжка, поделки, подушка, записка.

а)

Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула

б)

Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула

в)

Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула

г)

Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула

Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнулад)

Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула

е)

8.  Распредели данные слова на три группы:

Леса, сорока, голова, берёза, сказка, лиса, лодка, загадка, календарь.

9.  Поменяй местами буквы в словах так, чтобы получились названия животных:

Лапорде, гитр, еарзб, ольс, нлос

10.  Вспомни и напиши названия птиц с двумя О:

11.  Выбери правильный ответ:

а) картофель

1)  варёный

2)  варёная

б) шампунь

1)  детский

2)  детская

в) повидло

1)  вкусная

2)  вкусное

г) шоссе

1)  новое

2)  новая

Ответы к олимпиаде по русскому языку №1

3 класс (1-4)

1.  Ноль, ель, пол, куль, кот, ложь, ешь, толь.

2.  Дал и даль [ л ], [ л’ ]

Лук и люк [ л ], [ л’ ]

Флаги и фляги [ л ], [ л’ ]

3.  5 звуков

13 букв

4.  1) ПИ – РОГ

2) МИ – НА

5.  1) Колос, голос, волос.

2) Чайка, лайка, майка, зайка, гайка.

6.  1) Карп – парк

2) Кит – тик

3) Вена – Нева

4) Насос – сосна

7.  Теперь, перья, я, под, подними, поднимите, то, же, тоже, Мите, ним, дни, одни.

8.  Библиотéка, алфавúт, докумéнт, столяр, зáсуха, киломéтр, квартáл, щавéль, кóмпас, добыча.

9.  Теперь, семя, пять, мяч.

10.  Громкий – сильный

11.  в)

Ответы к олимпиаде по русскому языку №2

3 класс (1-4)

1.  1) развязка, приморский, позвонила и т. д.

2) зернышко, медовый, лесника, росла и т. д.

2.  Суффикс, союз, запятая.

3.  [т о т], [ш а л а ш]

4.  МЕЛ – МЕЛЬ

УГОЛ – УГОЛЬ

ШЕСТ – ШЕСТЬ

5.  КОСТЬ – ГОСТЬ. [ к ], [ г ]

6.  Родственные слова:

Лес, лесник, лесок, перелесок, лесной, лесистый, лесничий.

Формы слова:

Лес – лес а

Лесник, лесник ом, лесник и

7.  Корень земл.

8.  Совет.

9.  Звуков [ а ] – 12

10.  Вера, Вова.

Ответы к олимпиаде по русскому языку №3

3 класс (1-4)

1. старик

старушка

старинный

2.  День, лень – односложные

Споём, самолёт, Алёна – ё всегда ударный

3.  [ о ] – 6

[ й ] – 5

4.  Зависит от ударения.

Сто сорóк и сто сорóк будет двести сорóк. (правильно)

140 + 140 = 240 (неправильно)

5.  1) ель – йотированный е

лист – 4 звука

лист – гласный и

2)  зверь – 4 звука

лес – на конце твердый согласный

зверь – 5 букв

(Возможны варианты)

6.  Молодежь

Столовая

Якорь

7.  Роза – роса

Колос – голос

8.  Звонких согласных звуков – 12.

9.  Кошка

10.  Заревел медведь со сна

И в густом лесу,

Вздрогнув, стукнула сосна

Шишкою в лесу.

11.  Причастие.

Ответы к олимпиаде по русскому языку №4

3 класс (1-4)

1.  [ а ] – 11.

2.  Снежные, снегири, снеговикам, заснеженный, снежки, снег, снегурки.

Снежн ые – в снежн ом (форма слова)

3.  Водоворот, наводнение, водичка, водоросли, водомерка, водяной, подводный, водопровод, подводник, водолаз.

4.  Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула2)

5.  а) рояль – м. р.

б) грязь – ж. р.

в) вещь – ж. р.

г) зверь – м. р.

д) тюлень – м. р.

6.  Пять апельсинов

шесть помидоров

семь мандаринов

восемь гранат

девять дынь

десять кабачков

7.  Ножниц

времени

водорослей

8.  Шпион, дуэт, пианино, зоопарк, аист

9.  Два – дева.

10.  1) Столовая

2) Столяр

3) Сестра

4) Сосна

5) Сова

6) Стена

7) Стекло

8) Свинья

9) Снежинка

Ответы к олимпиаде по русскому языку №5

3 класс (1-4)

1.  Яйцом

Жеребёнком

Жёлудем

Учеником

Икрой (икринкой)

Водой

Мальчиком

2.  Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

3.  Век, знак.

4.  Крот, лампу, тройку, козёл, шишки, речка.

5.  «Труд – это источник всех радостей, всего лучшего в мире».

6.  Ракета

Пара

Лось

Арфа

Игра

7.  Вена, мастер

8.  ОСЕНЬ

СНЕГ

СЕНО

9.  Лётчик, тракторист, машинист, маляр, столяр, монтёр, шахтёр, кузнец,

молодец!

10.  Ягода, лейка, красивая, платье

11.  Поезд

Ответы к олимпиаде по русскому языку №6

3 класс (1-4)

3.  а) Оценка

б) Расписание

в) Завязка

4.  а) Заготовка

б) Покраска

в) Зоренька

г) Рассада

д) Заморозки

е) Подход

5.  Посидел – поседел

Слизал – слезал

Свила – свела

Полоскать – поласкать

Заколю – закалю

Примерять – примирять

Мечи – мячи.

7.  Говорите своей маме почаще: «Я тебя люблю».

8.  Нужно поместить букву «Р».

 

ШПИЦ – ШП ИЦ

БОЕЦ – Б О ЕЦ

ЧЕТА – Ч Е ТА

9.  а) Арбуз

б) Кофе

в) Лимон

10.  КАБА Н АВЕ С АМОСВА Л ИМО Н АДЕЖДА.

11.  Сýдно

Ответы к олимпиаде по русскому языку №7

3 класс (1-4)

1.  В доме бомба.

2.  а) Шакал

б) норка

в) рысь

3.  а) река

б) астра

в) сера

4.  В реке рыба, на бугре мычит корова, в конуре собака лает, на заборе поёт синичка, в коридоре играют дети, на стене висит картина, на окне узоры инея, в печурке горят дрова.

5.  а) ноги

б) пищи

в) месяце

г) ледяной

д) военным

6.  Надежда

Наташа

Наум

7.  а) Кот в сапогах.

б) Ток бьёт.

в) Кот и мышка.

г) Коля сломал лыжи.

д) Кабан – лесной зверь.

8.  а) страх

б) алмаз

в) астра

г) трава

д) атака

9.  Соня, забияка, растяпа, сластёна, зазнайка.

10  а) пахарь

б) столетие

в) диван

Ответы к олимпиаде по русскому языку №8

3 класс (1-4)

1.  Юра, друзьям, яблоками.

2.  Народ, лёд, вод, снег, лёд, брег.

3.  2 буквы, 4 звука.

4.  Любопытный слонёнок спросил, что есть крокодил за обедом. Крокодил схватил слонёнка за нос.

5.  а) журчащая речка

б) мычащая корова

в) торчащая ветка

6.  С кресла шарф

Стащил щенок…

Поволок

За уголок…

Потрепал

Со всех сторон…

И помчался

На балкон.

7.  Глагол, имя существительное

8.  а) Добавить суффикс ИК (домик)

б) Отнять суффикс ИК (хвост)

в) Можно добавить суффикс АК (рыбак)

9.  а) ножка

б) носить

в) победить

10.  Вопрос.

Ответы к олимпиаде по русскому языку №9

3 класс (1-4)

1.  Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить.

2.  а) №1

б) №2

в) №2

г) №2

д) №2

е) №1

3.  I. Лесник, река, лиса (безударные гласные)

II. Трубка, грибник, сказка (парные согласные)

III. Звёздный, солнце, честный (непроизносимые согласные)

4.  В гостях хорошо, а дома лучше.

Дарёному коню в зубы не смотрят.

Век живи, век учись.

Поспешишь – людей насмешишь.

Лучше поздно, чем никогда.

5.  а) робкий – прилагательное, остальные – существительные

б) лыжи – существительное, остальные – местоимения.

в) дверь – существительное ж. р.

г) весёлый – остальные синонимы

д) быстро – наречие, остальные глаголы

6.  а) рукой подать

б) капля в море

в) чуть свет

г) обвести вокруг пальца

д) один на один

Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнулаЗаревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула

7.  Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнулаЗаревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнулаа) переход

Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнулаб) записк а, поделк и

в) книжк а

Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнулаг) подснежник

д) крылышк о

е) подушк а

8.  I. Леса, голова, лиса (безударные гласные)

II. Сорока, берёза, календарь (словарные слова)

III.  Сказка, лодка, загадка (парные согласные)

9.  Леопард, тигр, зебра, лось, слон.

10.  Ворона, сорока, воробей, соловей, поползень.

11.  а) 1

б) 1

в) 2

г) 1

Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3

Источник