Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна словно белою косынкой принакрылася сосна

Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна словно белою косынкой принакрылася сосна thumbnail

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.

  • Следующий стих → Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
  • Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Тучи

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Сергей Есенин — Пороша на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Сергей Есенин, новое:

В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчётлив стук подкованных копыт,
Трава поблёкшая в расстеленные полы
Сбирает медь с обветренных ракит.

С…

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

На…

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,…

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся —…

За горами, за жёлтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир — незримо вращается он. Но вокруг комедиантов вращается народ и слава — таков порядок мира.

В сторону от базара и славы уходит всё великое: в стороне от базара и славы жили издавна изобретатели новых ценностей.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Сергей Есенин, самые читаемые стихотворения:

  1. Пой же, пой. На проклятой гитаре
    Пальцы пляшут твои в полукруг.
    Захлебнуться бы в этом угаре,
    Мой последний, единственный друг.

    Не гляди на её…

  2. Ты меня не любишь, не жалеешь,
    Разве я немного не красив?
    Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
    Мне на плечи руки опустив.

    Молодая, с…

  3. Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
    Перстень счастья ищущий во мгле,
    Эту жизнь живу я словно кстати,
    Заодно с другими на земле.

    И с тобой…

  4. Я усталым таким ещё не был.
    В эту серую морозь и слизь
    Мне приснилось рязанское небо
    И моя непутёвая жизнь.

    Много женщин меня любило,
    Да и сам…

  5. Ну, целуй меня, целуй,
    Хоть до крови, хоть до боли.
    Не в ладу с холодной волей
    Кипяток сердечных струй.

    Опрокинутая кружка
    Средь весёлых не…

  6. Какая ночь! Я не могу.
    Не спится мне. Такая лунность.
    Ещё как будто берегу
    В душе утраченную юность.

    Подруга охладевших лет,
    Не называй игру…

  7. Заметался пожар голубой,
    Позабылись родимые дали.
    В первый раз я запел про любовь,
    В первый раз отрекаюсь скандалить.

    Был я весь — как…

  8. Да! Теперь решено. Без возврата
    Я покинул родные поля.
    Уж не будут листвою крылатой
    Надо мною звенеть тополя.

    Низкий дом без меня ссутулится,…

  9. В этом мире я только прохожий,
    Ты махни мне весёлой рукой,
    У осеннего месяца тоже
    Свет ласкающий, тихий такой.

    В первый раз я от месяца греюсь…

  10. Я слушал её и невольно
    Оглядывал стройный лик.
    Хотелось сказать:
    «Довольно!
    Найдёмте другой язык!»

    Но почему-то, не знаю,
    Смущённо сказал…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Источник

 Пороша Есенина

Знаковым произведением периода раннего творчества Сергея Есенина считается стихотворение «Пороша», написанное поэтом в возрасте 18 лет. В 1914 году первые стихи автора только начинают публиковаться, до Олимпа славы ещё далеко, но уже видна рука мастера и каждая новая работа – это вклад в копилку новых читателей.

В данном анализе блог Stihirus24 раскроет композицию, тему и жанр стихотворения, а также уделит внимание средствам художественной выразительности, которые использовал в произведении Есенин.

Константиново против Москвы

В 1914 году Есенин переезжает в Москву, которая является полным антиподом его малой родины, села Константиново. В душе поэта есть место грусти, он скучает по рязанским просторам и тишине русской глубинки.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

В стихотворении автор противопоставляет тишину деревни шуму города, а простор губернии тесноте Москвы. В Константиново:

В Москве перекрёстки и суета улиц. На малой Родине лишь:

В столице вечный гул огромного города, суета и практически броуновское движение.  

Природа в Москве вычеркнута напрочь из картины жизни, её нет вовсе, что сурово для человека, привыкшего к простору полей. С помощью стихотворения «Пороша» автор пытается хотя бы виртуально переместиться домой и скинуть с себя бремя городского обывателя.

Тема и композиция

Основная тема стихотворения – это выражения любви к природе и малой Родине, тому месту, где ты родился и дорос от пелёнок до человека. Эти места имеют особое значения, там дорога каждая травинка, каждый кустик, каждое деревце. Пусть сейчас они и далеко в физическом плане, но они совсем рядом в сердце и не теряют ценности.

Есенин уверен, что в тяжёлые минуты бытия именно любовь к малой Родине придаст ему сил, в часы смятения и печали автору строк ничем не поможет московская суета, разве что, на время даст возможность забыться банальный, как пробка, московский кабак.

Композиция построена из четырёх строф, в каждой из которых открывается своя тема, но все они связаны единой нитью любви к природе и Родине. Сначала лирический герой едет верхом на коне по родным местам и описывает увиденное:

Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Затем внимание уделяется зимнему лесу, который

Дремлет … под сказку сна.

Третья строфа отдана на откуп образу сосны, её Есенин в лице лирического героя сравнивает со старушкой, а заканчивается стих описанием простора российской глубинки:

Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Стихотворение является хорошим примером пейзажной лирики, написанной четырёхстопным хореем при перекрёстной рифмовке (звоны – снегу – вороны – лугу). Рифмы мужские и женские.

В качестве средств выразительности в стихе использованы:

  • Сравнения (словно белою косынкой).
  • Олицетворения (дремлет лес, вороны раскричались).
  • Просторечья (оперлася, повязалася)
  • Метафоры (стелет шаль, заколдован невидимкой).
  • Эпитеты (серые вороны, белою косынкой и пр.).

С их помощью удаётся передать образ зимнего леса и простор российской глубинки даже из сдавленной судорогами улиц Москвы. Стих легко читается в школе, быстро заучивается и вдвойне рекомендован к прочтению жителям мегаполисов, которым не довелось в реале увидеть красоту турецкого пляжа русской природы.

Текст

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

1914 год

Слушаем стих

Источник

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÏÓØÊÈÍ

ÇÈÌÍßß ÄÎÐÎÃÀ

Ñêâîçü âîëíèñòûå òóìàíû
Ïðîáèðàåòñÿ ëóíà,
Íà ïå÷àëüíûå ïîëÿíû
Ëüåò ïå÷àëüíî ñâåò îíà.
Ïî äîðîãå çèìíåé, ñêó÷íîé
Òðîéêà áîðçàÿ áåæèò,
Êîëîêîëü÷èê îäíîçâó÷íûé
Óòîìèòåëüíî ãðåìèò.
×òî-òî ñëûøèòñÿ ðîäíîå
 äîëãèõ ïåñíÿõ ÿìùèêà:
Òî ðàçãóëüå óäàëîå,
Òî ñåðäå÷íàÿ òîñêà……
Íè îãíÿ, íè ÷åðíîé õàòû,
Ãëóøü è ñíåã…. Íà âñòðå÷ó ìíå
Òîëüêî âåðñòû ïîëîñàòû
Ïîïàäàþòñÿ îäíå…

ÂÎÒ ÑÅÂÅÐ, ÒÓ×È ÍÀÃÎÍßß (îòðûâîê èç ïîýìû “Åâãåíèé Îíåãèí”)

Âîò ñåâåð, òó÷è íàãîíÿÿ,
Äîõíóë, çàâûë – è âîò ñàìà
Èäåò âîëøåáíèöà-çèìà,
Ïðèøëà, ðàññûïàëàñü; êëîêàìè
Ïîâèñëà íà ñóêàõ äóáîâ,
Ëåãëà âîëíèñòûìè êîâðàìè
Ñðåäè ïîëåé âîêðóã õîëìîâ.
Áðåãà ñ íåäâèæíîþ ðåêîþ
Ñðàâíÿëà ïóõëîé ïåëåíîþ;
Áëåñíóë ìîðîç, è ðàäû ìû
Ïðîêàçàì ìàòóøêè-çèìû.
 
ÑÍÅÆÎÊ

Читайте также:  Выбирать щенка во сне к чему

ÍÈÊÎËÀÉ ÍÅÊÐÀÑÎÂ

Ñíåæîê ïîðõàåò, êðóæèòñÿ,
Íà óëèöå áåëî.
È ïðåâðàòèëèñü ëóæèöû
 õîëîäíîå ñòåêëî.

Ãäå ëåòîì ïåëè çÿáëèêè,
Ñåãîäíÿ – ïîñìîòðè! –
Êàê ðîçîâûå ÿáëîêè,
Íà âåòêàõ ñíåãèðè.

Ñíåæîê èçðåçàí ëûæàìè,
Êàê ìåë, ñêðèïó÷ è ñóõ,
È ëîâèò êîøêà ðûæàÿ
Âåñåëûõ áåëûõ ìóõ.

ÎÏßÒÜ ÇÈÌÀ

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÒÂÀÐÄÎÂÑÊÈÉ

Êðóæàñü ëåãêî è íåóìåëî,
Ñíåæèíêà ñåëà íà ñòåêëî.
Øåë íî÷üþ ñíåã ãóñòîé è áåëûé –
Îò ñíåãà â êîìíàòå ñâåòëî.
×óòü ïîðîøèò ïóøîê ëåòó÷èé,
È ñîëíöå çèìíåå âñòàåò.
Êàê êàæäûé äåíü, ïîëíåé è ëó÷øå,
Ïîëíåé è ëó÷øå íîâûé ãîä…

ÇÈÌÍÈÅ ÊÀÐÒÈÍÊÈ

Ùåíêà ïðîãóëèâàåò òåòÿ.
Ùåíîê ðàññòàëñÿ ñ ïîâîäêîì.
È âîò íà áðåþùåì ïîëåòå
Ëåòÿò âîðîíû çà ùåíêîì.
Ñâåðêàåò ñíåã…
Êàêàÿ ìàëîñòü!
Ïå÷àëü, êóäà æå òû äåâàëàñü?
 
ÂÅ×ÅÐ ÒÈÕÈÉ È ÌÎÐÎÇÍÛÉ

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ

Âå÷åð òèõèé è ìîðîçíûé.
Òîëüêî ñíåãà íåò è íåò.
Çà îêíîì âêëþ÷èëè çâåçäû,
 äîìå âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà òó÷à âûøëà
Äîì ïðèòèõ è çàìîë÷àë
Íî÷üþ êòî-òî åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè ñòó÷àë,
À ïîä óòðî â ñåðåáðèñòîé
Áåëîñíåæíîé òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé è ïóøèñòûé
Íà ìîåì ëåæàë îêíå.

ÏÎÐÎØÀ

ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ

Åäó. Òèõî. Ñëûøíû çâîíû.
Ïîä êîïûòîì íà ñíåãó,
Òîëüêî ñåðûå âîðîíû
Ðàñøóìåëèñü íà ëóãó.

Çàêîëäîâàí íåâèäèìêîé,
Äðåìëåò ëåñ ïîä ñêàçêó ñíà,
Ñëîâíî áåëîþ êîñûíêîé
Ïîäâÿçàëàñÿ ñîñíà.

Ïîíàãíóëàñü, êàê ñòàðóøêà,
Îïåðëàñÿ íà êëþêó,
À íàä ñàìîþ ìàêóøêîé
Äîëáèò äÿòåë íà ñóêó.

Ñêà÷åò êîíü, ïðîñòîðó ìíîãî,
Âàëèò ñíåã è ñòåëåò øàëü.
Áåñêîíå÷íàÿ äîðîãà
Óáåãàåò ëåíòîé âäàëü.

ÇÈÌÍÈÉ ÂÅ×ÅÐ

ÌÈÕÀÈË ÈÑÀÊÎÂÑÊÈÉ

Çà îêîøêîì â áåëîì ïîëå –
Ñóìðàê, âåòåð, ñíåãîâåé…
Òû ñèäèøü, íàâåðíî, â øêîëå,
 ñâåòëîé êîìíàòêå ñâîåé.

Çèìíèé âå÷åð êîðîòàÿ,
Íàêëîíèëàñü íàä ñòîëîì:
Òî ëè ïèøåøü, òî ëü ÷èòàåøü,
Òî ëè äóìàåøü î ÷åì.

Êîí÷åí äåíü – è â êëàññàõ ïóñòî,
 ñòàðîì äîìå òèøèíà,
È òåáå íåìíîæêî ãðóñòíî,
×òî ñåãîäíÿ òû îäíà.

Èç-çà âåòðà, èç-çà âüþãè
Îïóñòåëè âñå ïóòè,
Íå ïðèäóò ê òåáå ïîäðóãè
Âìåñòå âå÷åð ïðîâåñòè.

Çàìåëà ìåòåëü äîðîæêè, –
Ïðîáèðàòüñÿ íåëåãêî.
Íî îãîíü â òâîåì îêîøêå
Âèäåí î÷åíü äàëåêî.

ÄÅÊÀÁÐÜÑÊÎÅ ÓÒÐÎ

Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ

Íà íåáå ìåñÿö – è íî÷íàÿ
Åøå íå òðîíóëàñÿ òåíü,
Öàðèò ñåáå, íå ñîçíàâàÿ,
×òî âîò óæ âñòðåïåíóëñÿ äåíü,-

×òî õîòü ëåíèâî è íåñìåëî
Ëó÷ âîçíèêàåò çà ëó÷îì,
À íåáî òàê åùå âñåöåëî
Íî÷íûì ñèÿåò òîðæåñòâîì.

Íî íå ïðîéäåò äâóõ-òðåõ ìãíîâåíèé,
Íî÷ü èñïàðèòñÿ íàä çåìëåé,
È â ïîëíîì áëåñêå ïðîÿâëåíèé
Âäðóã íàñ îõâàòèò ìèð äíåâíîé…

 
×ÓÄÍÀß ÊÀÐÒÈÍÀ

ÀÔÀÍÀÑÈÉ ÔÅÒ

×óäíàÿ êàðòèíà,
Êàê òû ìíå ðîäíà:
Áåëàÿ ðàâíèíà,
Ïîëíàÿ ëóíà,

Ñâåò íåáåñ âûñîêèõ,
È áëåñòÿùèé ñíåã,
È ñàíåé äàëåêèõ
Îäèíîêèé áåã.
 
ÁÅШÇÀ

ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ

Áåëàÿ áåðåçà
Ïîä ìîèì îêíîì
Ïðèíàêðûëàñü ñíåãîì,
Òî÷íî ñåðåáðîì.

Íà ïóøèñòûõ âåòêàõ
Ñíåæíîþ êàéìîé
Ðàñïóñòèëèñü êèñòè
Áåëîé áàõðîìîé.

È ñòîèò áåðåçà
 ñîííîé òèøèíå,
È ãîðÿò ñíåæèíêè
 çîëîòîì îãíå.

À çàðÿ, ëåíèâî
Îáõîäÿ êðóãîì,
Îáñûïàåò âåòêè
Íîâûì ñåðåáðîì.

×ÀÐÎÄÅÉÊÎÞ ÇÈÌÎÞ

Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ

×àðîäåéêîþ Çèìîþ
Îêîëäîâàí, ëåñ ñòîèò,
È ïîä ñíåæíîé áàõðîìîþ,
Íåïîäâèæíîþ, íåìîþ,
×óäíîé æèçíüþ îí áëåñòèò.
È ñòîèò îí, îêîëäîâàí,
Íå ìåðòâåö è íå æèâîé –
Ñíîì âîëøåáíûì î÷àðîâàí,
Âåñü îïóòàí, âåñü îêîâàí
˸ãêîé öåïüþ ïóõîâîé…

Ñîëíöå çèìíåå ëè ìå÷åò
Íà íåãî ñâîé ëó÷ êîñîé –
 í¸ì íè÷òî íå çàòðåïåùåò,
Îí âåñü âñïûõíåò è çàáëåùåò
Îñëåïèòåëüíîé êðàñîé.

“ÇÈÌÀ. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà…»

 ÍÈÊÎËÀÉ ÇÀÁÎËÎÖÊÈÉ

 Çèìà. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà.
 Äåðåâüåâ ãðîìêèé òðåñê çâó÷èò, êàê êàíîíàäà.
 Ãëóáîêèé ìðàê íî÷åé âûâîäèò òåðåìà
 Ñâåðêàþùèõ ñíåãîâ íàä âûñòóïàìè ñàäà.
 Â îäåæäå êðèñòàëëè÷åñêîé ñâîåé
 Ñòîÿò äåðåâüÿ.
 Ò¸ìíûå âîðîíû,
 Ñøèáàÿ ñíåã ñ îïóùåííûõ âåòâåé,
 Øàðàõàþòñÿ, íåìîùíû è ñîííû.
 Â îòòåíêàõ ãðèôåëÿ êëóáèòñÿ âîðîõ òó÷,
 È çâ¸çäû, ïðîáèâàÿñü ïîñðåäèíå,
 Ñâîé ñèíåâàòûé äâèæóùèéñÿ ëó÷
 Åäâà âëà÷àò ïî ëåäÿíîé ïóñòûíå.
 Íî ëèøü çàðÿ ïðîðåæåò íåáîñêëîí
 È âñòàíåò ñîëíöå, êàê, ïîäîáíî ÷óäó,
 Ñâåò òûñÿ÷è îãíåé âîçíèêíåò îòîâñþäó,
 ×àñòèöàìè ñíåãîâ â ïðîñòðàíñòâî îòðàæ¸í.
 È äåâñòâåííûé ïîæàð ÿíâàðñêîãî îãíÿ
 Âäðóã óïàä¸ò íà øêîëüíûé ïàëèñàäíèê,
 È õîðû ïåòóõîâ ñâåäóò ñ óìà êóðÿòíèê,
 È çèìíèé äåíü âñïëûâ¸ò, ëèêóÿ è çâåíÿ.
 Â òàêîå óòðî ðóññêèé ÷åëîâåê,
 Êàêîå á ñ íèì íè ïðèêëþ÷èëîñü ãîðå,
 Íå ìîæåò òîñêîâàòü.
 Êîãäà íà êîñîãîðå
 Âäðóã çàñêðèïåë ïîä âàëåíêàìè ñíåã
 È áîëüøåãëàçûõ ðîçîâûõ äåòåé
 Îïÿòü ìåëüêíóëè ðàäîñòíûå ëèöà…
 

ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ

ÂËÀÄÈÌÈÐ ËÓÃÎÂÑÊÎÉ
 
Âîò è âûïàë ïåðâûé ñíåã,
ïåðâûé ñíåã,
Îí ïîêðûë äîëèíû ðåê —
ïåðâûé ñíåã.
À ðåêà òå÷¸ò ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Âñÿ ëþáîâü ìîÿ ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Ëüäîì ïîêðîåòñÿ îíà,
ïåðâûé ñíåã,
Íî íà ñâåòå åñòü âåñíà,
ïåðâûé ñíåã!
ß ïðèâåòñòâóþ òåáÿ,
ïåðâûé ñíåã,
Íå æàëåÿ, íå ñêîðáÿ,
ïåðâûé ñíåã.
Õîòü íåâåñåëî èäòè,
ïåðâûé ñíåã,
Íà ñåäîì òâî¸ì ïóòè,
ïåðâûé ñíåã.

ÙÅÍÎÊ È ÑÍÅÃ

ËÅÎÍÈÄ ÄÜßÊÎÍÎÂ

Íà ïåðâûé ñíåã âçãëÿíóë ùåíîê
È íè÷åãî ïîíÿòü íå ìîã.
— Îòêóäà ñòîëüêî áåëûõ ìóõ
Íàáèëîñü ê íàì íà äâîð?
À ìîæåò ýòî ïòè÷èé ïóõ
Ëåòèò ÷åðåç çàáîð?..
Îí ïàñòü ðàñêðûë — è ñíåãó õâàòü —
È ñòàë çàäóì÷èâî æåâàòü.
Æóåò, æóåò, íî âîò áåäà!
Íà ÿçûêå îäíà âîäà.
Ñîâñåì ñêîíôóçèëñÿ ùåíîê
È â êîíóðó îáðàòíî ëåã.
Îí áûë íå ãëóï, à ïðîñòî ìàë
È ñíåã âïåðâûå óâèäàë…

Читайте также:  Почему человек видит сны каждый день

ÏÎÄ ÓÒÐÎ

ÂËÀÄÈÌÈÐ ÎÐËÎÂ

Âå÷åð òèõèé
È ìîðîçíûé,
Òîëüêî ñíåãà
Íåò è íåò.
Çà îêíîì
Âêëþ÷èëè çâ¸çäû,
 äîìå
Âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà
Òó÷à âûøëà.
Äîì ïðèòèõ
È çàìîë÷àë.
Íî÷üþ êòî-òî
Åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè
Ñòó÷àë.
À ïîä óòðî
 ñåðåáðèñòîé,
 áåëîñíåæíîé
Òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé
È ïóøèñòûé
Íà ìî¸ì ëåæàë
Îêíå.
***

ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ

Íèêîëàé Ðóáöîâ

Àõ, êòî íå ëþáèò ïåðâûé ñíåã
 çàì¸ðçøèõ ðóñëàõ òèõèõ ðåê,
 ïîëÿõ, â ñåëåíüÿõ è â áîðó,
Ñëåãêà ãóäÿùåì íà âåòðó!

 äåðåâíå ïðàçäíóþò äîæèíêè,
È íà ãàðìîíü ëåòÿò ñíåæèíêè.
È âåñü â ñâåòÿùåìñÿ ñíåãó,
Ëîñü çàìèðàåò íà áåãó
Íà îòäàëåííîì áåðåãó.

***
ÂÑÞÄÓ ÑÍÅÃ

À. Áðîäñêèé

Âñþäó ñíåã, â ñíåãó äîìà –
Ïðèâåçëà åãî çèìà.
Ê íàì ñïåøèëà ïîñêîðåé,
Ïðèâåçëà íàì ñíåãèðåé.
Îò çàðè è äî çàðè
Ñëàâÿò çèìó ñíåãèðè.
Äåä Ìîðîç, êàê ìàëåíüêèé,
Ïëÿøåò ó çàâàëèíêè.
À ÿ òîæå ìîãó
Òàê ïëÿñàòü íà ñíåãó.

Источник

Стихотворения 1913 года

БЕРЕЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Стихотворения 1914 года

ПОРОША

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старышка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

СЕЛО

Село! В душе моей покой.

Село в Украйне дорогой,

И, полный сказок и чудес,

Кругом села зеленый лес.

Цветут сады, белеют хаты,

А на горе стоят палаты,

И перед крашеным окном

В шелковых листьях тополя,

А там все лес, и все поля,

И степь, и горы за Днепром…

И в небе темно-голубом

Сам бог витает над селом.

* * *

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

КУЗНЕЦ

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжел несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещет радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей…

Куй, кузнец, рази ударом,

Пусть с лица струится пот.

Зажигай сердца пожаром,

Прочь от горя и невзгод!

Закали свои порывы,

Преврати порывы в сталь

И лети мечтой игривой

Ты в заоблачную даль.

Там вдали, за черной тучей,

За порогом хмурых дней,

Реет солнца блеск могучий

Над равнинами полей.

Тонут пастбища и нивы

В голубом сиянье дня,

И над пашнею счастливо

Созревают зеленя.

Взвейся к солнцу с новой силой,

Загорись в его лучах.

Прочь от робости постылой,

Сбрось скорей постыдный страх.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

1914

МОЛИТВА МАТЕРИ

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, поле перед боем,

Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

А в руках застывших вражеское знамя.

И от счастья с горем вся она застыла,

Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

БОГАТЫРСКИЙ ПОСВИСТ

Грянул гром. Чашка неба расколота.

Разорвалися тучи тесные.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небесные.

Отворили ангелы окно высокое,

Видят – умирает тучка безглавая,

А с запада, как лента широкая,

Подымается заря кровавая.

Догадалися слуги божии,

Что недаром земля просыпается,

Видно, мол, немцы негожие

Войной на мужика подымаются.

Сказали ангелы солнышку:

«Разбуди поди мужика, красное,

Потрепи его за головушку,

Дескать, беда для тебя опасная».

Встал мужик, из ковша умывается,

Ласково беседует с домашней птицею,

Умывшись, в лапти наряжается

И достает сошники с палицею.

Думает мужик дорогой в кузницу:

«Проучу я харю поганую».

И на ходу со злобы тужится,

Скидает с плечей сермягу рваную.

Сделал кузнец мужику пику вострую,

И уселся мужик на клячу брыкучую.

Едет он дорогой пестрою,

Насвистывает песню могучую,

Выбирает мужик дорожку приметнее,

Едет, свистит, ухмыляется,

Видят немцы – задрожали дубы столетние,

На дубах от свиста листы валятся.

Побросали немцы шапки медные,

Испугались посвисту богатырского…

Правит Русь праздники победные,

Гудит земля от звона монастырского.

Источник