Закаливающая гимнастика после сна в детском саду картотека
Закаливающие процедуры после дневного сна.
Сентябрь
- Пробуждение (1 минута).
- Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты).
- Бег (при температуре 18 – 20 градусов, 1 минута).
- Общеразвивающие упражнения (5 минут) Комплекс 1,2.
- Упражнения с использованием бросового материала (1 минута) .
- Дыхательная гимнастика (2 минуты).
- Водные процедуры. (в умывальной комнате, 3 минуты).
1-й комплекс «Весёлый котёнок»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» – выдох, И.П., вдох (через нос).
4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши – выдох; развести ладони в стороны – вдох.
6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
2-й комплекс « Прогулка по морю»
1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.
2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.
4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
Закаливающие процедуры после дневного сна.
Октябрь.
1. Пробуждение (1 минута)
2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье»( 3 минуты)
3. Бег (3 минуты) .
4. Общеразвивающие упражнения (5 минут) .
5. Упражнения с шишками ( 1 минута) .
6. Дыхательная гимнастика «Дружно ножками шагаем! ».
7. Водные процедуры (в умывальной комнате 3 минуты) .
1-й комплекс «Прогулка в лес»
1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.
3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.
4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки за голову, вдох – подняться на носки, выдох – присесть.
6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.
2-й комплекс «Дождик»
1. И.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами. Капля первая упала – кап!
То же проделать другой рукой. И вторая прибежала – кап!
2. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.
Мы на небо посмотрели,
Капельки «кап-кап» запели,
Намочились лица.
3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.
Мы их вытирали.
4. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.
Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
5. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
6. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.
7. И,-.П.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.
Закаливающие процедуры после дневного сна.
Ноябрь
1-й комплекс «Прогулка»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
4. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.
2-й комплекс «Неболейка»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянyтьcя.
2. И.П.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
3. И.П. то же, массаж пальцев рук – от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).
4. И.П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук – от пальцев до плеча.
5. И.П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.
6. И.П: о.с., ходьба на месте с высоким подниманием колена.
Декабрь
1-й комплекс «Я на солнышке лежу»
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.
5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.
6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута – вдох, выдох.
2-й комплекс «Поездка»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую), и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и.п.
3. И.П.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.
4. И.П.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) – выдох, и.п., локти касаются пола – вдох.
5. И.П.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
6. И.П.: о.с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.
Январь
1-й комплекс «Самолет»
1. И.П.: сидя, ноги скрестить. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).
Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.
2. И.П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
3. И.п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом. Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
4. И.П.: о.с. встать на носочки и выполнять летательные движения.
Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу.
5. И.П.: о.с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
6. И.П.: о.с., быстро моргать глазами 1-2 мин.
2-й комплекс «Два брата, через дорогу живут…»
1. И.П.: сидя, ноги скрестить, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
2. И.П. то же, быстро моргать глазами 1-2 мин.
3. И.П. то же, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 мин.
4. И.П. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Снять пальцы с века, повторить 3-7 раз.
5. И.п. то же, отвести глаза вправо, влево.
6. И.П. то же, отвести глаза вверх, вниз.
Февраль
1-й комплекс «Прогулка»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
4. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.
2-й комплекс «Уголек»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и.п.
2. «Бревнышко». И.П.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.
3. «Лодочка». И.П. лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам – вдох, и.п – выдох.
4. «Шлагбаум». И.П.: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и.п. – поднять левую ногу, и.п.
5. «Божья коровка». И.П: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.
6. Ходьба на месте.
Март
1-й комплекс «Шалтай-балтай»
1. И. П.. Лежа на спине; ноги прямые. Согнуть ноги в коленях, выпрямить.
2. И. П. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, выполняя непроизвольные движения тела.
3. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.
4. И. П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поднять ноги, поболтать ими.
5. И. П. Сидя. Поднять ноги, согнутые в коленях, покачать ими.
6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.
2-й комплекс «Весёлые жуки»
1. И. П. Лежа на спине, руки, согнутые в локтях перед собой. Поочередное сгибание и разгибание ног, касаясь локтями коленей.
2. И. П. Лежа на спине, руки согнуты в локтях, ноги – в коленях. Побарахтаться, как жучок
3. И. П.. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Надуть живот, как мячик, удержать положение, не дыша, 2-3 секунды.
4. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям – поочередно к правому, левому.
5. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.
6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.
Апрель
1-й комплекс «Жук»
1. И.П.: сидя, ноги скрестить. Грозить пальцем. В группу жук к нам залетел,
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»
2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
3. Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
4. Направление рукой вниз сопровождают глазами.
Жук наш приземлился.
5. И.п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками «волчок» и встать.
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
6. Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.
Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко.
7. Поднять руки вверх, посмотреть вверх.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
8. Подняться на носки, смотреть вверх
На носочки мы привстали,
Но жучка мы не достали.
9. Хлопать в ладоши.
Хлопнем дружно,
Хлоп-хлоп-хлоп.
10. Имитировать полет жука.
Чтобы улететь не смог,
«Ж-ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж- ж-ж-ж-ж».
2-й комплекс «Прогулка»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
4. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.
Май
1-й комплекс «Весёлый котёнок»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» – выдох, И.П., вдох (через нос).
4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши – выдох; развести ладони в стороны – вдох.
6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
2-й комплекс «Я на солнышке лежу»
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.
5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.
6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута – вдох, выдох.
Литература
- «Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе» И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева. Москва «ИЛЕКСА», Ставрополь «Сервисшкола» 2001 г.
Источник
Закаливающие процедуры после дневного сна в средней группе
« Фантазеры»
Цели: Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию,
подготовить их к активной деятельности.
Задачи:
- Учить осознанному отношению к выбору закаливающей процедуры, учитывая свое самочувствие.
- Закреплять навыки проведения самомассажа рук, головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически активные точки.
- Закреплять умение осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений.
- Воспитывать интерес к закаливающим мероприятиям.
Авторы : Алямовская В.Г «Современные подходы к оздоровлению детей» (лекции). Лаптев А.П « Закаливание на здоровье». И/р.Пашкевич Н.П.
Сентябрь.
Комплекс «Зайчики и белочки».
1. Пробуждение (1 минута)
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
Ну, а мы с тобой проснулись
И проснувшись, улыбнулись.
Открывай один глазок,
Открывай другой глазок!
Будем мы с тобой сейчас
Делать потягушечки,
Лежа на подушечке.
2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)
Зайчики и белочки.
Мальчики и девочки,
Начинаем мы зарядку!
Носик вверх – это раз,
Хвостик вниз – это два,
Лапки шире – три, четыре,
Прыгнем выше – это пять
Все умеем выполнять!
3. Бег (при температуре 18 – 20 градусов, 1 минута)
4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)
«Одна лапка, другая»
И. п. – ноги слегка расставлены, руки за спину. Одну руку вперед ладонью вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой (5 раз)
«Крепкие лапки»
И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, ладони положить на колени, сказать: «Крепкие! », смотреть вперед. Вернуться в и. п. (5 раз).
«Веселые белочки»
И. п. – ноги врозь, руки полочкой перед грудью.
Выполнить по два наклона вправо – влево.
Вернуться в и. п. (5 раз) .
«Шаловливые зайчики»
И. п. – ноги слегка расставлены, руки вниз.
Восемь, десять подпрыгиваний, столько же шагов (4- 5 раз) .
5. Упражнения с использованием бросового материала (1 минута) .
Раскатывание шишек между ладонями, тыльными сторонами рук, пальцами рук.
6. Дыхательная гимнастика (2 минуты)
«Мы молодцы! ». И. п. – ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Мо-лод-цы! », вернуться в и. п. ( 5 раз) .
7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Моем шею, моем уши.
Затем вытремся мы все суше.
Октябрь.
Комплекс «Мы стараемся»
1. Пробуждение (1 минута)
Чтоб скорей проснуться,
Надо подтянуться
Тянем ручки, тянем ушки.
Ручкой облачко достали
И немного выше стали!
2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье»( 3 минуты)
Мы стараемся, мы стараемся,
Физкультурой занимаемся.
Пусть будут ручки крепкими!
Пусть будут ножки сильными!
Мы будем все здоровыми,
Веселыми, спортивными!
3. Бег (3 минуты).
4. Общеразвивающие упражнения (5 минут) .
«Крепкие руки».
И. п. – ноги слегка расставить, руки. Руки через стороны вперед. Хлопок, руки на пояс. (5 раз).
«Играют пальчики».
И. п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны. Руки вперед, пошевелить пальцами. Руки в стороны. Через 5 – 6 секунд руки опустить. (5 – 6 раз).
«Крепкие колени».
И. п. – ноги врозь, руки за спину. Наклониться вперед, ладони положить на колени, сказать: «Крепкие! », смотреть вперед (5 -6 раз) .
«Короткие и длинные ноги» И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть – «короткие ноги», встать – «длинные ноги» (5 раз) .
5. Упражнения с шишками (1 минута).
Раскатываем шишку сначала стопой правой ноги, затем левой.
6. Дыхательная гимнастика «Дружно ножками шагаем!».
И. п. – ноги слегка расставлены, руки полочкой перед грудью. Выполнить два – четыре шага на месте, развести руки в стороны, сделать вдох носом. Вернуться в и. п. Вдох ртом, губы трубочкой (5 – 6 раз, 2 минуты).
7. Водные процедуры (в умывальной комнате 3 минуты).
Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.
Ноябрь.
Комплекс «Вставать пора!».
1. Пробуждение, повороты головы влево – вправо (1 минута)
Смотри скорее, который час!
Тик – так, тик – так, тик – так!
Налево раз, направо раз!
Тик – так, тик – так, тик – так!
Бежит по рельсам паровоз,
На зарядку нас повез.
2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки:
Раз- два, раз – два!
Шагают наши ножки,
По кочкам, по камешкам…
В ямку – бух!
3. Общеразвивающие упражнения (5 минут)
«Подтягивание»
И. п. – ноги на ширине плеч, руки в замок над головой. Наклоны влево – вправо, вперед – назад ( 5 -6 раз) .
«Надеваем шапочки»
И. п. – ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседаем с упором на левую ногу, имитируем надевание тапочек. Возвращаемся в и. п. руки на пояс, левую ногу ставим на пятку. Тоже правой ногой (5-6 раз)
«Умываемся»
И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Подскоки на месте, имитируем умывание лица ( 5 -6 раз)
«На пробежку»
И. п. – стоя, ноги чуть расставлены, руки согнуты в локтях. Бег с высоко поднятыми коленями, обращаем внимание на осанку.
«Будильник»
И. п. – ноги расставлены, руки опущены. Прыжки на месте, руки в стороны: «Динь – динь» ( 5 -6 раз) .
4. Дыхательная гимнастика (1 минута).
«Устали».
И. п. – ноги шире плеч, руки опущены. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести: «Устали! » (5-6 раз) .
5. Раскатывание карандашей между ладонями (2 минуты) .
6. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты).
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем.
Крепко зубы щеткой трем.
Моем шею, моем уши,
Затем вытремся мы суше.
Декабрь.
Комплекс «Валенки, валенки!»
1. Пробуждение. (1 минута)
Солнце глянуло в кроватки,
Надо делать нам зарядку.
Одеяло мы подняли,
Сразу ножки побежали.
Раз, два, три!
Ну–ка, ножки догони!
2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)
Ваня в валенках гулял.
Прыгал, бегал и скакал.
Ваня с горочки скатился,
Валенок с ноги свалился.
Ваня крикнул: «Эй, постой!
В чем теперь пойду домой?».
3. Бег (3 минуты) .
4. Общеразвивающие упражнения (5 минут) .
«Ручками похлопаем, ножками потопаем».
И. п. – ноги слегка расставить, руки опущены. Выполнить четыре хлопка в ладоши, одновременно топая ногами; вернуться в и. п. (5 раз).
«Посмотри на валенки»
И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз, сказать: «Вижу! ». Вернуться в и. п. (5 раз).
«Нам в валенках не холодно»
И. п. – ноги слега расставить, руки вниз. Восемь – десять подпрыгиваний (легких, скачки с мягким приземлением, в чередовании с ходьбой) (4-5 раз)
5. Дыхательная гимнастика (2 минуты).
«Хорошо позанимались! »
И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднимаем руки через стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Хорошо! », вернуться в и. п. (5- 6 раз).
6. Раскатывание мячиков («снежных комочков») между ладонями (1 минута)
7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты)
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевою,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
(Ю. Тувим, перев. С. Михалкова).
Январь.
Комплекс «Елочка – елочка!»
1. Пробуждение (1 минута)
С кроваток быстро поднимайтесь,
На зарядку собирайтесь!
Будем с вами мы играть,
Бегать, прыгать и скакать!
2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)
Наша елка зелена,
И нарядна, и стройна.
Сразу тысячи огней
Ярко вспыхнули на ней.
А под елкой хоровод
И танцует, и поет.
Всех друзей и всех подруг
Приглашаем в круг.
3. Бег (1минута)
4. Общеразвивающие упражнения (5минут)
«Колючие иголочки».
И. п. ноги слегка расставлены, руки за спину. Руки вперед пошевелить пальцами, сказать: «Колючие!». Вернуться в и. п. (6 раз)
«Здоровается с нами елочка, машет нам иголочками»
И. п. – ноги врозь, руки опущены. Взмахи: Одна рука вперед, другая назад. Постепенно увеличивать амплитуду движения (6-7 раз) .
«Мы очень любим елочку»
И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в и. п. ноги не сгибать, при наклоне смотреть вперед. (6 раз)
«Спрячемся под елочкой».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. Присесть, опустить голову, руками обхватить колени, сказать: «Спрятались!» вернуться в и. п., выпрямиться. Выполнять в умеренном темпе (6 раз).
5. Дыхательная гимнастика (2 минуты)
«Смолою пахнет елочка».
И. п. ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох носом.
Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах» (5 раз)
6. Раскатывание шишек руками, между ладонями и пальцами рук (1 минута) .
7. Водные процедуры (2 минуты)
Ко мне, дети, подбегайте,
Себе мыло выбирайте!
Белое, душистое,
Пенное, гладкое,
Мойте руки с мылом –
Будет все в порядке!
Февраль.
Комплекс «Веселая физкультура»
1. Пробуждение (1 минута)
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать.
Спешите на зарядку!
Мы вас не будем ждать!
Носом глубоко дышите.
Спинку ровненько держите!
2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)
Нам весело, нам радостно,
Не холодно зимой!
Физкультурой заниматься
Не скучно нам с тобой!
Будем крепкими и смелыми,
Ловкими, умелыми,
Здоровыми, красивыми,
Умными и сильными!
3. Бег (1 минута)
4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)
«Ладони к плечам».
И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки к плечам, пальцами коснуться плеч, руки вперед, ладони вверх, голову приподнять, руки опустить. Вернуться в и. п. (6 раз).
«Наклонись и выпрямись!»
И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, руки назад – вверх, выпрямиться, посмотреть вверх, потянуться. Вернуться в и. п. (6 раз)
«Птички»
И. п. – ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, изобразить пальцами как клюёт птица, произнести: «Клюю – клюю! » вернуться в и. п. (6раз)
«Мячики»
И. п. – ноги слегка расставить, руки на пояс. Восемь – десять подпрыгиваний, столько же шагов. Прыгать легко, мягко (5 -6 раз)
5. Дыхательная гимнастика (1 минута .
«Нам весело!»
И. п. – ноги врозь, руки опущены. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «Ве–се–ло! ».
6. Упражнения с бросовым материалом (1 минута)
7. Водные процедуры (2 минуты)
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохане,
В реке, в ручейке, в океане, –
И в ванне, и в бане, всегда и везде –
Вечная слава воде!
(К. И. Чуковский).
Март
Комплекс «Очень маму я люблю!»
1. Пробуждение (1 минута)
Подул весенний ветерочек.
Раскрыл весенние цветочки.
Цветочки ото сна проснулись
И прямо к солнцу потянулись.
И в танце легком закружились
Потом листочки опустились.
2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)
Очень маму я люблю!
Ей цветочки подарю –
Разные – разные синие и красные
Сегодня праздник – мамин день.
Нам маму поздравлять не лень!
Будь, мамочка, красивой,
Здоровой и счастливой!
3. Бег. (1 минута)
4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)
«Стираем»
И. п. – ноги слегка расставить, руки сжать в кулачки перед грудью. Приседать кулачками имитируем стирку. Вернуться в и. п. (5-6 раз).
«Полоскаем»
И. п. – ноги врозь, руки опущены. Наклониться вниз, руками совершать маховые движения. Вернуться в и. п. продолжая движения руками (5 -6 раз) .
«Выжимаем»
И. п. – ноги слегка расставить, руки согнуть в локтях перед собой. Наклониться влево- вправо руками имитируем отжим белья. Вернуться в и. п. ( 6 раз).
«Сушим »
И. п. – ноги на шири не плеч, руки на уровни груди. Подпрыгнуть руки вверх. Вернуться в и. п. ( 5 -6 раз) .
«Гладим»
И. п. – ноги слегка расставить, руки у груди, одна ладонь на другой. Наклониться вперед,прямые руки перед собой. Вернуться в и. п. (5-6 раз)
5.«Дыхательная гимнастика (1 минута)»
«Нюхаем цветы» делаем глубокий вдох носом, на выдохе произнесли «а- а – ах!»
6. Упражнения с бросовым материалом (1 минута).
«Соберем крышки» собираем пальцами ног крышки в корзину.
7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты)
Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до локтей, шею, а затем насухо растираются полотенцем.
Моем, моем, трубочиста,
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
(К. Чуковский) .
Апрель
Комплекс «Животные».
1. Пробуждение (1 минута)
Под сосной, где много шишек,
Сладко спит малютка – мишка.
Мишка, глазки открывай,
День с зарядки начинай!
Сначала мишка потянулся,
Выгнул спинку и прогнулся.
2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)
Зайка – трусишка по полю бежал,
В огород забежал, морковку нашел,
Капусту нашел, сидит, грызет.
Иди прочь – хозяин идет!
3. Бег (1 минута) .
4. Общеразвивающие упражнения (5 минут).
«Слон»
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки полукольцами к ушам. 1-2 – соединить локти 3-4 – тяжелые шаги. 5-6- наклон вперед со звуком «у-у-у! »( 5 раз) .
«Лисички»
И. п. – стоя ноги вместе, руки у груди. Прыжки влево, вправо на двух ногах( 5раз)
«Питон»
И. п. – сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени, прогнуться влево, вправо, назад и вперед. Вернуться в и. п. (5 раз) .
«Тюлень»
И. п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги на ширине плеч. Повороты туловища влево и вправо (перекаты (5 раз).
5. Дыхательная гимнастика (1 минута)
«Поддувалочки».
Дуем на поддувалочки.
6. Раскатывание орехов между ладонями. (1 минута) .
7. Водные процедуры.
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
(К. Чуковский) .
Май.
Комплекс «Бабочки»
1. Пробуждение (1 минута)
Светит солнце ярко.
Стало жарко – жарко.
Бабочки проснулись,
Детки улыбнулись.
2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)
Над полянкой, над цветами
Кружит пестрый хоровод.
Это бабочки – летуньи
Ждали лета целый год.
Они пыльцу с цветов собрали.
Нектар попили, полетали,
Под лепесточки спать легли
До самой утренней зари.
3. Бег (1 минута)
4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)
«Бабочки»
И. п. – ноги слегка расставлены руки к плечам. Соединяем локти перед собой, возвращаемся в и. п. (5-6 раз) .
«Бабочка готовится к полету».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед. Прямые руки отвести назад. Вернуться в и. п. (5-6 раз) .
«Бабочка отрывается от земли».
И. п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны. Подпрыгивать, одновременно делать махи руками (5-6 раз) .
«Перелетаем с цветка на цветок»
Короткие перебежки с остановкой по сигналу на счет 3, не забывая махать крылышками (6 перебежек) .
5. Дыхательные упражнения (1 минута).
Нюхаем цветы. Делаем вдох носом, выдох ртом.
6. Раскатывание каштанов между ладонями и пальцами (1 минута) .
7. Водные процедуры (2 минуты)
Авторы : Алямовская В.Г «Современные подходы к оздоровлению детей» (лекции). Лаптев А.П « Закаливание на здоровье». Интернет ресурс Пашкевич Н.П.
Источник