Восстановите композицию сна выделите основные тематические части

Восстановите композицию сна выделите основные тематические части thumbnail

ГАЛИНА

Высший разум

(1915539)

3 года назад

По композиции *Сон Обломова* является вставным эпизодом,
то есть внесюжетным элементом.
Эта глава хотя и обладает известной законченностью и
самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета.
Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.
“Сон Обломова” – своеобразная мечта Обломова, воплощение,
с его точки зрения, идеальной жизни.
Сон даёт представление об окружавшей маленького мальчика
атмосфере, описывается вся будущая жизнь главного героя.
Гончаров описал жизнь барина “от черты до черты”,показал,
как Обломов становится нравственно “мертвым”,постепенно
охладевает к жизни.
Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо.
Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда
не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы
и людям, и природе.
Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно крестьянину.
Никогда “… не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги морозами… ”.
Всё идет по календарю.
В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце,
просыпается лес.
Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий.
Горы в Обломовке – это не мрачные отвесные скалы, а плодородные
холмы.
Речка весело течет, шаля и играя своими водами.
“Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски
нарисовано”.
Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так,
а не иначе.
Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго
дивились тому, как
такое несчастье могло случиться.
В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда
не занимался
там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг, ни картин.
Всё время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании мира,
а чаще всего во сне.
Сон и еда стали важными занятиями в доме. Что приготовить на ужин,
продумывалось весь день, а готовка начиналась с обеда.
Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог противиться
возможности поспать часок-другой после обильного обеда.
Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам.
Главной своей обязанностью родители считали накормить и оградить
любимое чадо от всего опасного.
Самой неприятной повинностью был труд.
Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен.
Его естественное любопытство постепенно угасало,
он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал жизни
в гордом созерцании чужого труда.
Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране,
где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает,
а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы.
Где все делается “по щучьему велению” и “по хотению” лентяя.
Где запросто тебя женят на неслыханной красавице
Милитрисе Кирбитьевне.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали детей.
Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины
патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы, история
с письмом, кормление булочками… ) навсегда остались для Ильи
Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой.
И никакие последующие влияния – книги, университетский быт,
служба в Москве – не смогли его серьезно поколебать.

Источник

Анонимный вопрос

14 ноября 2018  · 4,7 K

Художник, иллюстратор, болею за “Арсенал”, постоянно в дороге, люблю мотоциклы…

План:

  1. «Благословенный уголок земли»

  2. Обломов в семь лет в родительском доме:

  • распорядок дня ребенка

  • восприятие окружающей действительности ребенком

  • занятия воспитанием и обучением мальчика

  1. Чудесная страна. Сказки няни.

  2. Обломов в возрасте 12-13 лет:

  • образование

  • взгляды жителей Обломовки на существование

«Сон Обломова» – это вставной и внесюжетный элемент, который нужен только для того, чтобы ярче показать характер Обломова. Автор в главе встает на место главного героя, рассказывая о «благословенном уголке земли». Он говорит таким языком, который создает ощущение деревенского быта, сказки, где все живое и одухотворенное: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, что б обнять её покрепче, с любовью», «Река бежит весело, шаля и играя».

Избы тоже похожи на сказочные, на избушки Бабы Яги: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».

Вся Обломовка пропитана ленью и довольством, люди похожи друг на друга, независимо от сословия. Показательно, что «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Читайте также:  Лежать в постели с покойником во сне

Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком, который все хочет узнать, но мать и няня не дают этого сделать. «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку — буде болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!» Свободен он был только во время дневного сна, когда все засыпали, а Илюша занимался тем, чем хотел.

Дальше он видит себя 12-13-летним мальчиком, который уже почти смирился с тем, что надо жить, как его родители. Он не хочет учиться, потому считает – незачем это делать. Его мать всегда следила, чтобы он был толст, весел и здоров, а остальное было второстепенным. И мальчик это запомнил.

Няньку в это время сменил Захар, которые одевает Илью, напоминает, что нужно умываться. В Обломовке у мальчика не осталось ни любознательности, ни резвости. Причины ясно показаны в этом моменте: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание… Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?»

Сон показывает, как проходило детство Обломова, как деятельную натуру полностью загубила забота домашних. И даже будучи взрослым он продолжает переносить свои сны в реальную жизнь

Кто виновен в разрыве отношений Ольги и Обломова?

Ищу прекрасное в жизни. Его, оказывается, так много!

Любовь хорошо, но они были слишком разными. Виновны различия их характеров: Ольга была молодой, веселой и живой, ей нужен был такой же активный спутник жизни. А Обломову было сложно за ней угнаться, у него были другие ценности. Ему больше подошла хозяйственная Пшеницына.

Прочитать ещё 1 ответ

Какие два несчастья стряслись у Обломова?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Первым несчастьем Обломова было письмо старосты, в котором сообщалось, что дела в поместье идут очень плохо, посевы засыхают и много крестьян убежало. Это требовало присутствия Обломова для решения проблем, а ему было лень. Второе несчатье то, что его выселяют из квартиры, а Обломов очень привык к ней и ему не хотелось выезжать.

Какую книгу, в которой автор рассуждает на тему интеллекта и сознания, того, как эволюция пришла к этому, вы можете посоветовать?

Вопрос следует уточнить: очевидно, речь в нем идет о том, какие именно факторы эволюции привели к тому, что у нашего вида появился разум.

  1. Если выбирать единственную книгу на русском языке, в которой этот вопрос обсуждается самым подробным способом, то это будет известный двухтомник Александра Маркова «Эволюция человека». Во второй части книги («Обезьяны, нейроны и душа») даны подробные выкладки о тех данных, которые получены в современной биологии на этот счет: зачем человеку такой большой мозг, под влиянием каких факторов он возник, какую адаптивную функцию выполнял. Здесь же намечена дискуссия о так называемой «трудной проблеме» сознания: вопросе о возникновении собственно человеческого самосознания («души»), об этом я еще напишу ниже.

  2. При этом подходить к этой – собственно биологической истории – полезно, избавившись от некоторых характерных предрассудков. У эволюции не было никакой нужды создавать наш интеллект, он не является «вершиной» эволюции и возник случайно. Целая группа гоминидов могла претендовать на наличие разума, и в какой-то момент в Евразии соседствовало сразу несколько разумных видов рода homo, самыми знаменитыми из которых (кроме нашего собственного, конечно) были неандертальцы. Наш выжил случайно, и если люди однажды погибнут, экологическая ниша двуногих хищников с маленькими зубами, но гигантским мозгом и руками, приспособленными для хватания (следовательно, изготовления инструментов) освободится. Тогда шансы появятся, например, у землероек – не каждый вид может эволюционировать в такого хищника как мы. Механизмы, стоящие за этими явленяими, отлично описаны в серии лекций антрополога Станислава Дробышевского на «Постнауке».

  3. О случайности человеческой эволюции очень убедительно пишет Гари Маркус в небольшой книге «Несовершенный человек». Он вводит понятие клуджа – объекта, собранного из разного подручного хлама, и приспособленного для решения какой-то задачи. Так вот наш мозг и наше сознание, которое многие столетия казались людям идеальным инструментом познания, – это клудж.

  4. Самая читаемая в мире книга, посвященная этому вопросу, хотя и несколько устаревшая, – это «Драконы Эдема» Карла Сагана. Саган ученый-популяризатор, который верит в прогресс и познание мира как предназначение человечества. Он предлагает дарвинистскую перспективу объяснения интеллекта и сравнивает наш мозг с нервной системой других видов, включая насекомых.

  5. Нейробиологическая перспектива проблемы представлена работой «Мозг рассказывает» Вилейанура Рамачандрана и другими его книгами («Рождение мозга» и т.п.) Этот подход скорее ориентирован не на описание генезиса сознания в ходе эволюции, но на объяснение того, как работают различные структуры нынешнего мозга и как их взаимодействие может объяснять наличие наших представлений, включая qualia – нередуцируемое субъективное переживание конкретного опыта.

  6. С философской точки зрения ключевая книга по нашему вопросу – Darwin’s Dangerous Idea Дэниела Деннета. В ней он объясняет, что общего между Дарвином и Тьюрингом (чтобы эволюция стала возможной, ей не нужно иметь смысла, цели или создателя; чтобы компьютеры могли стать разумными, они не должны иметь «внутренней разумности», обычных вычислений в рамках «машин Тьюринга» достаточно). Тем самым здесь с одной стороны за скобки выносится вопрос о тех самых qualia, а с другой бросается мост между биологической эволюцией и будущим компьютерной цивилизации, построенной вокруг искусственного интеллекта. Деннет также важен для этой темы, поскольку он был активным исследователем в рамках проекта эволюционной психологии, предполагающей, что черты нашего сознания и интеллекта можно объяснить их адаптивными функциями (например, гнев помогал социальным млекопитающим выживать в определенных условиях). И он, конечно, не верит в проблему qualia, за что получил прозвище «бостонский зомби» (не спрашивайте).

  7. Ключевая гипотеза происхождения человеческого интеллекта под давлением социальной адаптации – т.н. «макиавеллевский разум» – упоминается у Маркова, Дробышевского и Деннета. Подробно эта идея обсуждается в книге «Macachiavellian Intelligence: How Rhesus Macaques and Humans Have Conquered the World» профессора Чикагского университета Дарио Маестрипьери.

  8. Важный вклад в дискуссию о эволюционной и социальной природе интеллекта внес Ричард Докинз с его классической книгой «Эгоистичный ген» – с той ее главной, где вводится идея мемов и культурной эволюции. В своей следующей книге, «Расширенный фенотип», Докинз развивает свои идеи: оказывается, что частью эволюции нашего мозга и нашего вида может считаться не только интеллект, но и материальная культура, которую мы создаем.

  9. Заканчиваться эта история должна, конечно, на том, как могут возникнуть нечеловеческие и даже неантропоморфные формы разума, и как они будут эволюционировать в дальнейшем. Всеобъемлющего исследования на эту тему я не знаю – возможно, их пока нет в силу быстрых изменений в этой сфере и нехватки фактических данных в ситуации, когда нам приходится говорить скорее о будущем эволюции. Из переведенных на русский язык книг об искусственном интеллекте самая внятная написана философом Ником Бостромом (в русском издании так и называется – «Искусственный интеллект»). Много фантазировал о технологический сингулярности (моменте в истории, когда когнитивные способности машин превысят человеческое понимание) Рэй Курцвейл. Одна из неплохих дискуссионных статей по теме коэволюции людей и машин доступна по ссылке: https://nautil.us/issue/28/2050/dont-worry-smart-machines-will-take-us-with-them

  10. Наконец, в фантастическом романе Питера Уоттса «Ложная слепота» обсуждается не очень приятная идея: что если человеческое сознание (самосознание) вовсе не является эволюционным преимуществом, а скорее возникло как временный несовершенный инструмент управления интеллектом. Шахматной программе не нужны гнев, сомнения или страдания для того, чтобы обыграть человека в шахматы, то есть решить интеллектуальную задачу наиболее эффективным способом. Возможно, открытие, которое нам предстоит сделать, заключается в том, что иметь сознание – совсем не самая крутая штука, которую может придумать эволюция.

Читайте также:  Автокресла от 9 до 36 кг с положением для сна isofix

Прочитать ещё 5 ответов

О чем мечтает Обломов?

Обломов мечтал, что поедет в деревню, будет просыпаться рано утром, бродить по саду, поливать с садовником цветы, возвращаться домой, а там его ждала бы жена , которая зовет его к чаю, на террасе накрыт стол с самоваром, но его мечтам не суждено было сбыться.

Прочитать ещё 1 ответ

Какую роль играет эпизод “сон Обломова” в раскрытии характера главного героя романа И.А. Гончарова?

Развиваю умение играть словами

Этот отрывок демонстрирует в каких условиях и среди какого окружения рос герой. И как эти факторы в будущем отразились на нем самом.

Атмосфера в Обломовке сонная, расслабленная, медлительная. Это то место, где жители даже не знают где Москва и Петербург. Все только и заняты приготовлениями кушаний, послеобеденным сном и разговорами.

Родители излишне опекают Обломова, не дают делать ему самому что-то , тем самым отбивают самостоятельность, порывы к деятельности и интерес к миру. Это делает его изнеженным и ленивым.

Он растет в окружении людей, которыми не движут никакие цели. Где все спят, как буквальном смысле, так и в переносном. Где люди живут в своем мирке, там ничего не происходит. Дни похожие друг на друга считаются нормой.

Однообразие жизни нисколько не смущает обитателей Обломовки, им не нужна активность и совершенно чужда любознательность. Другой жизни они себе не представляют.

Взрослые не показывают ребенку мир, когда ему хочется побольше увидеть и узнать.

Живость ума, активность гибнут в этом омуте сна, взамен приходит лень, беспечность, отсутствие интереса ко всему и силы воли.

Обломов становится мечтателем, философом, потому как обстановка и наличие времени к тому располагает.

Читайте также:  Стихи к тебе во сне хочу прийти

Такая жизнь принимается как единственно верный путь и закладывается подсознательно в Обломова, в дальнейшем определяя его путь.

Источник

«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.

Структура эпизода

Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.

Детство Обломова

В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.

Обломов-подросток

Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.

Взрослый Обломов

Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.

Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анализ эпизода «Сон Обломова», указать основные моменты и значение эпизода.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Источник