Воображение медитация бессознательное сон фрейд одним словом
Зигмунд Фрейд считается основоположником теории бессознательного. Несмотря на то что сознание и подсознание изучали и другие ученые, не менее знаменитые, именно Фрейда вспоминают, говоря о подсознании и связанных с ним загадках, в том числе и о сновидениях.
Фрейду принадлежит огромное количество работ по психологии человека, среди которых особенно следует отметить “Толкование сновидений”, “Я и Оно”, “Тотем и табу”, “Остроумие и отношение к бессознательному” и многие другие. Поэтому, пытаясь объяснить природу и причины эротических сновидений, обратимся к теории этого ученого.
Анализ сновидений
Согласно Фрейду, все психические процессы человека подчиняются принципу удовольствия. Мы изначально стремимся к получению удовольствия, а неудовольствие вызывает у нас отрицательные эмоции.
Однако существует несколько видов влечения. Первый вид – это эрос, то есть сексуальное влечение. Причем оно включает в себя не только половое влечение, но и влечение к жизни, стремление к продолжению рода. Однако есть и иной тип влечения – мы можем считать его ненормальным с позиции здравомыслящего человека – это влечение к смерти. Если цель сексуального влечения – продолжение жизни, то стремление к смерти ставит задачу “возвращения всех живых организмов в безжизненное состояние”. Цель его, другими словами, – восстановить прежнее состояние материи.
Фрейд изучал психологию человека и немалое внимание уделял сновидениям. Он считал, что сон – это прежде всего отражение желаний человека в его реальной жизни. Здесь следует привести следующий пример.
Занимаясь исследованием психики ребенка, ученый обратил внимание на то, что последнему снятся сны, в которых он видит исполнение своих желаний, или, наоборот, страшные кошмары. Причем сны пятилетнего ребенка зачастую носят эротический характер и связаны с влечением к собственной матери (так называемый Эдипов комплекс). Фрейд считал, что сексуальное развитие человека начинается с самого рождения, то есть с первого года жизни. Мы привыкли считать, что человек осознает свою половую принадлежность только к подростковому периоду, однако Фрейд выделял несколько фаз. Первая – оральная фаза (1-й год жизни), на этом этапе эрогенными зонами выступают слизистые оболочки рта и губ. На второй фазе – анальной, наступающей в 2-3 года, эрогенной зоной является слизистая оболочка заднего прохода. Третья фаза, фаллическая, возникает в 4-6 лет, тогда эрогенной зоной, соответственно, является фаллос. В этом возрасте у детей формируется Эдипов комплекс.
В генитальной фазе, с начала подросткового периода, начинается фаза развитой сексуальности. В этот период сексуальные желания удовлетворяются путем нормальной половой деятельности.
Изучая нервное расстройство у пятилетнего ребенка, Фрейд установил связь между снами мальчика и его фобиями. Кошмары ребенка имели следующее содержание: он боялся потерять мать, так как ему “не к кому будет приласкаться”. Наяву же отмечалась повышенная нежность к собственной матери, восприятие ее как объект эротического желания. Фрейд отмечает, что сновидение мальчика представляет собой сновидение наказания и вытеснения (то есть перехода психического сознания в бессознательное и удержания его в бессознательном); наслаждение от ласк матери претворяется в страх и содержание сна кардинально изменяется. Ребенок просыпается, прерывая сон, таким образом вытеснение побеждает механизм сновидения.
Как объясняет сновидение Зигмунд Фрейд? Мы уже говорили о том, что сновидения зависят от пережитого наяву. Кроме того, следует отметить роль раздражителей, действующих на спящего, а также душевной жизни бодрствующего человека. Сновидения имеют различные функции, к которым можно отнести психическую, биологическую и некоторые другие.
Существуют различные точки зрения на то, что представляет собой сновидение. Некоторые считают, что оно является особой психической деятельностью, проявляющейся в области памяти. Врачи склонны считать, что сновидение – это психическое проявление, возбудителями которого являются чувственные и телесные раздражители. Они могут возникать как во внешней среде, так и непосредственно в самом человеке. С этой позиции сновидение объясняется как бессвязная работа отдельных органов или групп клеток мозга, находящегося в состоянии сна.
Однако большинство людей склонно искать в снах какое-то символическое значение, считая, что это поможет предсказать будущее и разобраться в проблемах. Подобный взгляд на вещи, конечно, окутан предрассудками, однако доля истины здесь есть и с научной точки зрения. Еще задолго до Фрейда многие думали, что сны – это проявление нарушений психики человека, однако на самом деле каждый нормальный человек видит сновидения. Мало кто говорил, что иногда сны носят и эротический характер: если обычные сновидения – отклонение, так что уж говорить о сексуальных! Фрейд первым заговорил о нормальной природе сна. Кроме того, ученый заявлял, что в сновидениях всегда присутствует смысл – надо только провести тщательный анализ, чтобы выявить его. Толкование сна для каждого пациента должно быть индивидуальным – ведь люди испытывают разные эмоции и ощущения, у каждого из них разные представления и своя жизнь.
Следовательно, и сновидения должны быть разные. Поэтому в первую очередь необходимо установить, какие ассоциации возникают у человека, видящего сон.
Фрейд был убежден, что в состоянии бодрствования человек не обращает внимания ни на какие ассоциации и посторонние мысли – они все относятся к области подсознания. Во сне эти эмоции оживают и предстают в виде неясных образов и символов. Причем иногда понять, что значит тот или иной образ, и как-то связать его с действительностью бывает очень сложно. Требуются немалая фантазия и воображение, чтобы творчески осмыслить тот или иной сон.
Информация, которую получает мозг, перерабатывается следующим образом: вначале происходит концентрация различных образов, потом они искажаются, и вслед за этим формируются символы.
Полученный сновидческий образ Фрейд называл “сгущенным”. Порой трудно обнаружить связь между образом и смыслом сновидения. Например, молния символизирует бурный роман, всплеск отношений. Казалось бы, какая в этом связь? Однако, проанализировав сон, можно отметить, что молния ударяет внезапно, и понять, куда она попадет, невозможно. Точно так же человек не знает, к кому он воспылает страстью, не знает, насколько всепоглощающей она окажется. Неудивительно, что человек, которому приснился воск, во всем потакает желаниям сексуального партнера – из него, как из воска, можно “слепить” все что угодно. Как видите, разгадать сновидение довольно просто – достаточно проанализировать ваше собственное отношение к жизни и попробовать связать все события с образами, которые вам привиделись.
Довольно интересен этап символизации сновидения. Фрейд считал, что во сне происходит осуществление каких-либо желаний, в том числе и сексуальных. Эти желания проявляются очень ярко и эмоционально. К примеру, вам может присниться, что вы едите потрясающе вкусный ананас. Это означает, что вы предпочитаете получать удовольствие от секса, но редко доставляете его партнеру. Причем вы будете чувствовать вкус ананаса очень отчетливо – как будто вы едите его наяву.
Сны, которые представляют собой желания человека, Фрейд разделил на несколько групп. В первую группу входят желания инфантильного типа – обычно такие сны видят дети и подростки. Так, последним часто снятся ярко выраженные сексуальные сцены – при условии, конечно, что им это интересно. Большую часть сновидений составляют желания в замаскированном виде – они входят во вторую группу.
Третья группа снов – это вытесненные желания, однако замаскированы они плохо. Это так называемые ночные кошмары. Когда-то данное представление было желанием человека, но оно было вытеснено и превратилось в страх. Например, девушке снится сон о том, как ее насилует маньяк-убийца. Возможно, раньше она хотела побыстрее начать половую жизнь, но потом ей внушили, что это стыдно и позорно, и желание трансформировалось подобным образом.
Во всех своих толкованиях Фрейд подходил к сновидению с позиции психоанализа. Как уже говорилось ранее, сны – это личный опыт каждого человека. В дальнейшем будут перечислены некоторые символы и приведена их разгадка, однако вы можете составить для себя собственное толкование снов, проанализировав свои скрытые желания, страхи и проблемы.
© Все права защищены. Полное или частичное копирование статьи разрешается только с указанием автора и активной ссылки на наш сайт https://junona.pro
Источник
https://ria.ru/20201013/snovideniya-1579447525.html
О чем говорят кошмары. Сны по Фрейду и не только
С момента выхода знаменитой книги Зигмунда Фрейда “Толкование сновидений” прошло 120 лет. Этот труд произвел революцию не только в психологии, но и в культуре,… РИА Новости, 13.10.2020
2020-10-13T08:00
2020-10-13T08:00
2020-10-13T08:10
лучшие фильмы
фильмы 2020
кино и сериалы
что посмотреть
фильмы
психология
зигмунд фрейд
том круз
дженнифер лопес
кристофер нолан
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn22.img.ria.ru/images/152711/21/1527112180_0:3:1036:586_1400x0_80_0_0_2b4aa6ba90ffe0b4984d344d8ec7256c.jpg
<strong>МОСКВА, 13 окт — РИА Новости.</strong> С момента выхода знаменитой книги Зигмунда Фрейда “Толкование сновидений” прошло 120 лет. Этот труд произвел революцию не только в психологии, но и в культуре, ведь в нем впервые была высказана идея, что ночные видения — вовсе не мистические послания извне, а продукт нашего бессознательного. О том, как объяснить навязчивые кошмары, почему летать во сне — всегда хороший знак и какие фильмы по этой теме посмотреть, — в материале РИА Новости. Знак судьбы или крик подсознанияВспомните, что вам сегодня снилось. Скорее всего, придется напрячься. Ответ “ничего” не принимается: согласно исследованиям, в среднем за ночь человек <a href=”https://www.healthline.com/health/how-long-do-dreams-last#how-long-dreams-last” target=”_blank”>грезит</a> около двух часов и видит от четырех до шести “картин”. Однако мозг чаще всего заботливо (и быстро) их стирает. Прежде сновидения считали посланными свыше знаками судьбы: с ними отправлялись к толковательницам или проверяли значение по сонникам. Однако Зигмунд Фрейд объяснил, что дело не в божественном провидении, а, напротив, во внутреннем мире. “Книга Фрейда “Толкование сновидений” не теряет актуальности. Но вот ведь парадокс, как любой гений, он в итоге затормозил развитие психоанализа, потому что почти все уже сказал: по сей день ничего революционно нового в этой области не открыли”, — говорит кандидат психологических наук и сомнолог Алексей Мелехин. Бестселлером при этом труд Фрейда стал не сразу — первый тираж долго не раскупали. Правда, потом оценили, а издание на русском, кстати, появилось уже в 1913-м. Идея, если совсем вкратце, такая. “Во сне появляется то, что вы навытесняли в глубины подсознания в течение бодрствования. Здесь ваше настоящее “я” встречается само с собой”, — поясняет Мелехин. Фрейд использует очень яркую метафору, сравнивая это с политической цензурой: подсознание о самых потаенных страхах и желаниях вынуждено говорить намеками, потому что боится наказания.ФильмыКинематографисты быстро оценили невероятные возможности сна как средства повествования и использовали это уже в первых немых фильмах: например, в ленте “Кабинет доктора Калигари” (1920). Сон героя быстро становится одним из самых расхожих приемов, позволяющих оправдать совершенно невероятные повороты сюжета и нестыковки. В конце концов все происходящее может оказаться сном. Жанр при этом варьируется от легкой комедии (“Иван Васильевич меняет профессию”) до сложнейшего детективного триллера (“Малхолланд Драйв”), от мелодрамы с элементами детектива (испанский “Открой глаза” и его знаменитый ремейк “Ванильное небо” с Томом Крузом) до притчи (“Унесенные призраками”). После недавнего выхода в прокат “Довода” Кристофера Нолана, где режиссер исследовал феномен времени, вспоминается его другая работа — “Начало”. Картина о талантливом воре, который может проникать в чужие сны, в прокате собрала более 800 миллионов долларов и удостоилась сразу четырех “Оскаров”. На десять лет раньше героев Нолана в чужой голове оказывалась Дженнифер Лопес в роли психиатра из фильма “Клетка” (2000). Правда, из лучших побуждений — ведь она искала в голове маньяка подсказки о местонахождении его жертв.В ленте “Пиджак” (2005) с Эдриеном Броуди затронута обширная тема осознанных сновидений: потренировавшись, можно действительно управлять сюжетами ночных грез. Герой ленты мысленно отправлялся в “мир будущего”, только совершив определенный ритуал — надев смирительную рубашку и устроившись в холодном шкафу.Стефан из арт-хауса “Наука сна” — молодой человек, заблудившийся между реальностью и своими грезами, как, впрочем, и его возлюбленная, которую сыграла Шарлотта Генсбур. Своеобразные спецэффекты — вроде полиэтиленовой воды — одни зрители хвалят, другие ругают. Однако фильм совершенно точно построен по законам сновидений: порой так же необъясним и иррационален. СюжетыВ голове у каждого из нас словно сидит сценарист, который каждую ночь утверждает программу “показов”.”Сны варьируются в зависимости от актуального переживания и социокультурного контекста, в который помещен человек”, — говорит Мелехин. А также — от возраста и особенно от гендера. Так, по словам психолога, среди частых кошмаров его пациенток — непреодолимые физические препятствия (лестницы без перил, резко идущие вниз или вверх эскалаторы), нападения маньяков, конфликты с коллегами. Тогда как мужчины обычно во сне ведут боевые действия, “что отражает их страхи, а также является индикатором психологического выгорания”. Если человек очень застенчив, не любит выступать перед публикой, но ему приходится это делать, он может себе присниться на улице или в другом людном месте без одежды. Провалы на экзаменах или при ответе у доски мучают во снах совсем не бывших двоечников, а, напротив, перфекционистов, которые боятся не справиться с очередной задачей. У контрол-фриков есть и другой кошмар — езда в неуправляемом автомобиле: как невозможность взять ситуацию в свои руки. Если периодически приходится ночью спасаться от погони — какая-то проблема явно перерастает допустимые пределы. А вот увидеть во сне свою смерть — вовсе не предупреждение судьбы, а сигнал от подсознания, что нужно обнулить какое-то дело, начав все заново. Падение в пропасть может быть скрытым посланием о невозможности справиться со значительными трудностями на работе или в личной жизни. При этом просто полеты — очень хороший знак. ТолкованияОпоздание на самолет или поезд большинство именитых специалистов, включая Иэна Уоллеса (“Полный словарь сновидений”), трактуют как признак перегруженности, усталости. Однако Мелехин рассказывает, как работает над этим сюжетом по принципу свободных ассоциаций: при слове “поезд” его пациенту, молодому человеку, приходит в голову “работа”, а услышав глагол “опоздать”, он вспоминает, что недавно видел в журнале статью “Что нужно обязательно успеть до 30”. Таким образом, навязчивый кошмар может выражать его карьерные страхи или беспокойство по поводу того, что он недостаточно добился в профессии.
https://ria.ru/20200831/pamyat-1576437097.html
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn22.img.ria.ru/images/152711/21/1527112180_127:0:911:588_1400x0_80_0_0_cffd583ca778a6dc78c8e78ceadbf2cc.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
лучшие фильмы, фильмы 2020, кино и сериалы, что посмотреть , фильмы, психология, зигмунд фрейд, том круз, дженнифер лопес, кристофер нолан
08:00 13.10.2020 (обновлено: 08:10 13.10.2020)
МОСКВА, 13 окт — РИА Новости. С момента выхода знаменитой книги Зигмунда Фрейда “Толкование сновидений” прошло 120 лет. Этот труд произвел революцию не только в психологии, но и в культуре, ведь в нем впервые была высказана идея, что ночные видения — вовсе не мистические послания извне, а продукт нашего бессознательного. О том, как объяснить навязчивые кошмары, почему летать во сне — всегда хороший знак и какие фильмы по этой теме посмотреть, — в материале РИА Новости.
Знак судьбы или крик подсознания
Вспомните, что вам сегодня снилось. Скорее всего, придется напрячься. Ответ “ничего” не принимается: согласно исследованиям, в среднем за ночь человек грезит около двух часов и видит от четырех до шести “картин”. Однако мозг чаще всего заботливо (и быстро) их стирает.
Прежде сновидения считали посланными свыше знаками судьбы: с ними отправлялись к толковательницам или проверяли значение по сонникам. Однако Зигмунд Фрейд объяснил, что дело не в божественном провидении, а, напротив, во внутреннем мире.
“Книга Фрейда “Толкование сновидений” не теряет актуальности. Но вот ведь парадокс, как любой гений, он в итоге затормозил развитие психоанализа, потому что почти все уже сказал: по сей день ничего революционно нового в этой области не открыли”, — говорит кандидат психологических наук и сомнолог Алексей Мелехин.
Бестселлером при этом труд Фрейда стал не сразу — первый тираж долго не раскупали. Правда, потом оценили, а издание на русском, кстати, появилось уже в 1913-м.
Идея, если совсем вкратце, такая. “Во сне появляется то, что вы навытесняли в глубины подсознания в течение бодрствования. Здесь ваше настоящее “я” встречается само с собой”, — поясняет Мелехин. Фрейд использует очень яркую метафору, сравнивая это с политической цензурой: подсознание о самых потаенных страхах и желаниях вынуждено говорить намеками, потому что боится наказания.
“В навязчивых сновидениях психика пытается завершить гештальт: во-первых, указать на сильно задевшее вас событие, во-вторых, найти ответ на нерешенный вопрос, в-третьих, проработать сильные страхи. Наконец, так просто может выразиться эмоциональный перегрев — например, если на ночь переиграть в компьютерные игры”, — уточняет руководитель творческого объединения психологов Виктория Дубинская.
Фильмы
Кинематографисты быстро оценили невероятные возможности сна как средства повествования и использовали это уже в первых немых фильмах: например, в ленте “Кабинет доктора Калигари” (1920).
Сон героя быстро становится одним из самых расхожих приемов, позволяющих оправдать совершенно невероятные повороты сюжета и нестыковки. В конце концов все происходящее может оказаться сном.
Жанр при этом варьируется от легкой комедии (“Иван Васильевич меняет профессию”) до сложнейшего детективного триллера (“Малхолланд Драйв”), от мелодрамы с элементами детектива (испанский “Открой глаза” и его знаменитый ремейк “Ванильное небо” с Томом Крузом) до притчи (“Унесенные призраками”).
После недавнего выхода в прокат “Довода” Кристофера Нолана, где режиссер исследовал феномен времени, вспоминается его другая работа — “Начало”. Картина о талантливом воре, который может проникать в чужие сны, в прокате собрала более 800 миллионов долларов и удостоилась сразу четырех “Оскаров”.
На десять лет раньше героев Нолана в чужой голове оказывалась Дженнифер Лопес в роли психиатра из фильма “Клетка” (2000). Правда, из лучших побуждений — ведь она искала в голове маньяка подсказки о местонахождении его жертв.
В ленте “Пиджак” (2005) с Эдриеном Броуди затронута обширная тема осознанных сновидений: потренировавшись, можно действительно управлять сюжетами ночных грез. Герой ленты мысленно отправлялся в “мир будущего”, только совершив определенный ритуал — надев смирительную рубашку и устроившись в холодном шкафу.
Стефан из арт-хауса “Наука сна” — молодой человек, заблудившийся между реальностью и своими грезами, как, впрочем, и его возлюбленная, которую сыграла Шарлотта Генсбур. Своеобразные спецэффекты — вроде полиэтиленовой воды — одни зрители хвалят, другие ругают. Однако фильм совершенно точно построен по законам сновидений: порой так же необъясним и иррационален.
Сюжеты
В голове у каждого из нас словно сидит сценарист, который каждую ночь утверждает программу “показов”.
“Сны варьируются в зависимости от актуального переживания и социокультурного контекста, в который помещен человек”, — говорит Мелехин. А также — от возраста и особенно от гендера.
Так, по словам психолога, среди частых кошмаров его пациенток — непреодолимые физические препятствия (лестницы без перил, резко идущие вниз или вверх эскалаторы), нападения маньяков, конфликты с коллегами. Тогда как мужчины обычно во сне ведут боевые действия, “что отражает их страхи, а также является индикатором психологического выгорания”.
“Говорят, что если снится сон — это телеграмма от Вселенной, а если кошмар — то это повестка в суд”, — добавляет интегративный психолог Милана Кузьмина.
Если человек очень застенчив, не любит выступать перед публикой, но ему приходится это делать, он может себе присниться на улице или в другом людном месте без одежды. Провалы на экзаменах или при ответе у доски мучают во снах совсем не бывших двоечников, а, напротив, перфекционистов, которые боятся не справиться с очередной задачей.
У контрол-фриков есть и другой кошмар — езда в неуправляемом автомобиле: как невозможность взять ситуацию в свои руки. Если периодически приходится ночью спасаться от погони — какая-то проблема явно перерастает допустимые пределы. А вот увидеть во сне свою смерть — вовсе не предупреждение судьбы, а сигнал от подсознания, что нужно обнулить какое-то дело, начав все заново.
Падение в пропасть может быть скрытым посланием о невозможности справиться со значительными трудностями на работе или в личной жизни. При этом просто полеты — очень хороший знак.
“Интересно, что все в небе ведут себя по-разному: одни машут руками, как птицы, другие просто парят — как самолет. Кто-то высоко в облаках, кто-то — едва поднимаясь над землей, — говорит Виктория Дубинская. — Но важно то, что все это не приснится человеку, испытывающему стресс, замученному. Такие видения связаны с высвобождением внутренней энергии, обусловлены приливом творческих сил. Поэтому и летают во сне часто именно в детстве”.
Толкования
Опоздание на самолет или поезд большинство именитых специалистов, включая Иэна Уоллеса (“Полный словарь сновидений”), трактуют как признак перегруженности, усталости. Однако Мелехин рассказывает, как работает над этим сюжетом по принципу свободных ассоциаций: при слове “поезд” его пациенту, молодому человеку, приходит в голову “работа”, а услышав глагол “опоздать”, он вспоминает, что недавно видел в журнале статью “Что нужно обязательно успеть до 30”. Таким образом, навязчивый кошмар может выражать его карьерные страхи или беспокойство по поводу того, что он недостаточно добился в профессии.
“Работа со сном чем-то напоминает чтение художественного текста. И там и там нужно сначала воспринять предложенное, не спешить с интерпретацией и не стремиться тут же выставить оценку, — советует Алексей Мелехин. — Старайтесь вдумчиво анализировать увиденное. В конце концов, сон — это ребус, у которого может быть несколько отгадок”.
Источник