Во сне и наяву фильм дагестанский фильм
«Во сне и наяву» — художественный фильм режиссёра Магомеда Магомедова. Молодёжная комедия с жанровыми элементами фильма-боевика, пародирующая известные кино-штампы. Снят в Дагестане, РФ, 2006 год.
История создания
«Во сне и наяву» стал первым художественным фильмом за последние 20 лет, снятым в Дагестане[1]. Над картиной работали любители вне официальных кинокомпаний. Многие члены съёмочной группы были задействованы и в качестве актёров.
Один из создателей фильма Али Велибеков так описывал процесс съёмки:[2]
Мы, снимая свой фильм, начинали с нуля, без всякой поддержки, и нуждались в любой помощи. Хотя бы аппаратурой, ведь это уже половина дела. <…> у нас в Махачкале доходная часть фильма идёт именно от проката в кинотеатрах. Грубо говоря, можно вложить в создание фильма порядка 300 тысяч рублей, а выкачать из него около двух миллионов. Правда, из-за нашей молодости и неопытности большие деньги на нас сделали большие дяди — кинопрокатчики, например. После выхода нашего фильма мы смогли лишь окупить долги. Ведь из этих двух миллионов мы получили порядка 700-800 тысяч рублей. Даже камеру и технику не смогли купить, на которые рассчитывали. Сейчас опять начинаем всё с нуля. |
Сюжет
Действие фильма происходит в наши дни в Махачкале (на это указывает, в частности, упоминание в фильме Анжи-базара, посёлка Сепараторный и пр.). Главный герой фильма — невзрачный парень-очкарик по кличке «Ботаник». У него есть единственный друг, который пытается обучить его приёмам восточных единоборств, но без особых успехов. Он также даёт Ботанику посмотреть фильм «Матрица», которым тот весьма проникается.
На Ботаника постоянно наезжает местный криминальный авторитет «Босс» со своими ребятами, пытаясь отобрать у него деньги. Во время одной из таких встреч Ботаник, представляя себя Нео, «вырубает» Босса ударом в челюсть. Они с Другом приносят его домой к Другу, где Босс приходит в себя и предлагает Ботанику работать на него. Он даёт Ботанику и Другу деньги, чтобы они прилично оделись, а также выдаёт им машину «Ока», чтобы выполнять его поручения.
Разъезжая на машине, Ботаник знакомится с симпатичной девушкой, за которой начинает ухаживать. Тем временем по предложению Рэпера, одного из людей Босса, Ботаник участвует в автомобильных гонках и получает первый приз (сто тысяч долларов). Босс требует отдать деньги ему, поскольку Ботаник работает на него, но тот отказывается и заявляет, что больше не хочет работать на Босса. Тогда Босс говорит, что объявляет Ботанику войну (эту новость даже передают по местному телевидению). Ботаник узнаёт, что девушка — это сестра Босса. Оказывается также, что Рэпер, работающий на Босса, на самом деле хочет отомстить ему за своего брата, и давно собирает на Босса компромат.
Ботаник и Босс набирают людей, чтобы сразиться в решающей битве. В один из дней обе группировки сходятся в чистом поле, начинается драка. В какой-то момент с неба падает граната и взрывом Ботаника и Босса отбрасывает на берег моря. Там они дерутся, и Ботаник побеждает. Приезжает милицейская машина, которая забирает Босса, а Рэпер отдаёт им собранный на него компромат.
В ролях
| Съёмочная группа
|
Дополнительная информация
В 2006 году фильм прошёл в кинопрокате Дагестана. Он также был выпущен на DVD с подзаголовком «Первый дагестанский художественный фильм-экшн».
Использованная музыка
- Junkie XL — War
- The Prodigy — Voodoo People
- Vanilla Ice — Ice Ice Baby’2000
- Goon — Action
- Goon — Panic
- Goon — The Bass
- Paul Mauriat — El Bimbo
- Paul Mauriat — Mummy Blue
- M.O.P. — Cold As Ice-Ego
- Mortal Combat — Scorpion Theme
- Brad Fiedel — Terminator II Theme
- MC Hammer — U Can’t Touch This
- Luis Bacalov — The Grand Duel
- Bengelis — Only You
- Zeb Roc Ski — The Battle of the Year
- Chicane feat. Bryan Adams — East Side Story
Отзывы о фильме
- Яна Сутаева:[4]
Всё-таки «очкарик» и «ботаник» – это две большие разницы. Такие же далёкие друг от друга, как мировой кинематограф и первый дагестанский экшн «Во сне и наяву»… …то, что на многочисленных баннерах обозначалось не иначе как комедийный боевик, на поверку оказалось чем-то средним между «Очень страшным кином» и «Разными песнями». С первым фильм роднит обилие цитат из нашумевших блокбастеров, со вторым — большое количество юмора в духе «Островка» и «Годекана на колёсах». …«Во сне и наяву» это как раз тот случай, когда инициатива не наказуема, а поощряема. Потому что такой фильм забабахали не околопрофессионалы и не набившие оскомину КВНщики, а простые ребята с политеха. Хоть это и не «Дневной дозор», конечно, но спасибо, что акцентом не злоупотребляли и национальностями не спекулировали. |
Примечания
Ссылки
- Трейлер фильма
- Сцена из фильма (поездка в маршрутке)
- Яна Сутаева. В грёзах (рецензия в газете «Черновик»)
Источник
«Ðо Ñне и наÑвÑ» â Ñ ÑдожеÑÑвеннÑй ÑилÑм ÑежиÑÑÑÑа Ðагомеда Ðагомедова. ÐолодÑÐ¶Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ Ñ Ð¶Ð°Ð½ÑовÑми ÑлеменÑами ÑилÑма-боевика, паÑодиÑÑÑÑÐ°Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑе кино-ÑÑампÑ. СнÑÑ Ð² ÐагеÑÑане, РФ, 2006 год.
ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÑозданиÑ[ | ]
«Ðо Ñне и наÑвÑ» ÑÑал пеÑвÑм Ñ ÑдожеÑÑвеннÑм ÑилÑмом за поÑледние 20 леÑ, ÑнÑÑÑм в ÐагеÑÑане[1]. Ðад каÑÑиной ÑабоÑали лÑбиÑели вне оÑиÑиалÑнÑÑ ÐºÐ¸Ð½Ð¾ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ð¹. Ðногие ÑÐ»ÐµÐ½Ñ ÑÑÑмоÑной гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð±Ñли задейÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð¸ в каÑеÑÑве акÑÑÑов.
Ðдин из ÑоздаÑелей ÑилÑма Ðли Ðелибеков Ñак опиÑÑвал пÑоÑеÑÑ ÑÑÑмки:[2]
ÐÑ, ÑÐ½Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ñвой ÑилÑм, наÑинали Ñ Ð½ÑлÑ, без вÑÑкой поддеÑжки, и нÑждалиÑÑ Ð² лÑбой помоÑи. ХоÑÑ Ð±Ñ Ð°Ð¿Ð¿Ð°ÑаÑÑÑой, Ð²ÐµÐ´Ñ ÑÑо Ñже половина дела. <â¦> Ñ Ð½Ð°Ñ Ð² ÐÐ°Ñ Ð°Ñкале Ð´Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÑилÑма идÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ð¾Ñ Ð¿ÑокаÑа в киноÑеаÑÑÐ°Ñ . ÐÑÑбо говоÑÑ, можно вложиÑÑ Ð² Ñоздание ÑилÑма поÑÑдка 300 ÑÑÑÑÑ ÑÑблей, а вÑкаÑаÑÑ Ð¸Ð· него около двÑÑ Ð¼Ð¸Ð»Ð»Ð¸Ð¾Ð½Ð¾Ð². ÐÑавда, из-за наÑей молодоÑÑи и неопÑÑноÑÑи болÑÑие денÑги на Ð½Ð°Ñ Ñделали болÑÑие дÑди â кинопÑокаÑÑики, напÑимеÑ. ÐоÑле вÑÑ Ð¾Ð´Ð° наÑего ÑилÑма Ð¼Ñ Ñмогли лиÑÑ Ð¾ÐºÑпиÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¸. ÐÐµÐ´Ñ Ð¸Ð· ÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð¼Ð¸Ð»Ð»Ð¸Ð¾Ð½Ð¾Ð² Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑили поÑÑдка 700-800 ÑÑÑÑÑ ÑÑблей. Ðаже камеÑÑ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÑ Ð½Ðµ Ñмогли кÑпиÑÑ, на коÑоÑÑе ÑаÑÑÑиÑÑвали. СейÑÐ°Ñ Ð¾Ð¿ÑÑÑ Ð½Ð°Ñинаем вÑÑ Ñ Ð½ÑлÑ. |
СÑжеÑ[ | ]
ÐейÑÑвие ÑилÑма пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² наÑи дни в ÐÐ°Ñ Ð°Ñкале (на ÑÑо ÑказÑваеÑ, в ÑаÑÑноÑÑи, Ñпоминание в ÑилÑме Ðнжи-базаÑа, поÑÑлка СепаÑаÑоÑнÑй и пÑ.). ÐлавнÑй геÑой ÑилÑма â невзÑаÑнÑй паÑенÑ-оÑкаÑик по клиÑке «ÐоÑаник». У него еÑÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑвеннÑй дÑÑг, коÑоÑÑй пÑÑаеÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÑиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ пÑиÑмам воÑÑоÑнÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð±Ð¾ÑÑÑв, но без оÑобÑÑ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð². Ðн Ñакже даÑÑ ÐоÑÐ°Ð½Ð¸ÐºÑ Ð¿Ð¾ÑмоÑÑеÑÑ ÑилÑм «ÐаÑÑиÑа», коÑоÑÑм ÑÐ¾Ñ Ð²ÐµÑÑма пÑоникаеÑÑÑ.
Ðа ÐоÑаника поÑÑоÑнно Ð½Ð°ÐµÐ·Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑнÑй кÑиминалÑнÑй авÑоÑиÑÐµÑ Â«ÐоÑÑ» Ñо Ñвоими ÑебÑÑами, пÑÑаÑÑÑ Ð¾ÑобÑаÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ денÑги. Ðо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð²ÑÑÑÐµÑ ÐоÑаник, пÑедÑÑавлÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ðео, «вÑÑÑбаеÑ» ÐоÑÑа ÑдаÑом в ÑелÑÑÑÑ. Ðни Ñ ÐÑÑгом пÑиноÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ домой к ÐÑÑгÑ, где ÐоÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ ÐоÑÐ°Ð½Ð¸ÐºÑ ÑабоÑаÑÑ Ð½Ð° него. Ðн даÑÑ ÐоÑÐ°Ð½Ð¸ÐºÑ Ð¸ ÐÑÑÐ³Ñ Ð´ÐµÐ½Ñги, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½Ð¸ пÑилиÑно оделиÑÑ, а Ñакже вÑдаÑÑ Ð¸Ð¼ маÑÐ¸Ð½Ñ Â«Ðка», ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð²ÑполнÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ поÑÑÑениÑ.
РазÑÐµÐ·Ð¶Ð°Ñ Ð½Ð° маÑине, ÐоÑаник знакомиÑÑÑ Ñ ÑимпаÑиÑной девÑÑкой, за коÑоÑой наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑÑ Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÑÑ. Тем вÑеменем по пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð ÑпеÑа, одного из лÑдей ÐоÑÑа, ÐоÑаник ÑÑаÑÑвÑÐµÑ Ð² авÑомобилÑнÑÑ Ð³Ð¾Ð½ÐºÐ°Ñ Ð¸ полÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÐµÑвÑй пÑиз (ÑÑо ÑÑÑÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð»Ð°Ñов). ÐоÑÑ ÑÑебÑÐµÑ Ð¾ÑдаÑÑ Ð´ÐµÐ½Ñги емÑ, поÑколÑÐºÑ ÐоÑаник ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð° него, но ÑÐ¾Ñ Ð¾ÑказÑваеÑÑÑ Ð¸ заÑвлÑеÑ, ÑÑо болÑÑе не Ñ Ð¾ÑÐµÑ ÑабоÑаÑÑ Ð½Ð° ÐоÑÑа. Тогда ÐоÑÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑ, ÑÑо обÑÑвлÑÐµÑ ÐоÑÐ°Ð½Ð¸ÐºÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ (ÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾ÑÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ пеÑедаÑÑ Ð¿Ð¾ меÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑелевидениÑ). ÐоÑаник ÑзнаÑÑ, ÑÑо девÑÑка â ÑÑо ÑеÑÑÑа ÐоÑÑа. ÐказÑваеÑÑÑ Ñакже, ÑÑо Ð ÑпеÑ, ÑабоÑаÑÑий на ÐоÑÑа, на Ñамом деле Ñ Ð¾ÑÐµÑ Ð¾ÑомÑÑиÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð·Ð° Ñвоего бÑаÑа, и давно ÑобиÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð° ÐоÑÑа компÑомаÑ.
ÐоÑаник и ÐоÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¸ÑаÑÑ Ð»Ñдей, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑазиÑÑÑÑ Ð² ÑеÑаÑÑей биÑве. Родин из дней обе гÑÑппиÑовки ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð² ÑиÑÑом поле, наÑинаеÑÑÑ Ð´Ñака. Ркакой-Ñо Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñ Ð½ÐµÐ±Ð° Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð³ÑанаÑа и взÑÑвом ÐоÑаника и ÐоÑÑа оÑбÑаÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° беÑег моÑÑ. Там они деÑÑÑÑÑ, и ÐоÑаник побеждаеÑ. ÐÑÐ¸ÐµÐ·Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¸Ð»Ð¸ÑейÑÐºÐ°Ñ Ð¼Ð°Ñина, коÑоÑÐ°Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¸ÑÐ°ÐµÑ ÐоÑÑа, а Ð ÑÐ¿ÐµÑ Ð¾ÑдаÑÑ Ð¸Ð¼ ÑобÑаннÑй на него компÑомаÑ.
Ð ÑолÑÑ [ | ]
| СÑÑмоÑÐ½Ð°Ñ Ð³ÑÑппа[ | ]
|
ÐополниÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑ[ | ]
Ð 2006 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑилÑм пÑоÑÑл в кинопÑокаÑе ÐагеÑÑана. Ðн Ñакже бÑл вÑпÑÑен на DVD Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð·Ð°Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ¾Ð¼ «ÐеÑвÑй дагеÑÑанÑкий Ñ ÑдожеÑÑвеннÑй ÑилÑм-ÑкÑн».
ÐÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¼ÑзÑка[ | ]
- Junkie XL â War
- The Prodigy â Voodoo People
- Vanilla Ice â Ice Ice Babyâ2000
- Goon â Action
- Goon â Panic
- Goon â The Bass
- Paul Mauriat â El Bimbo
- Paul Mauriat â Mummy Blue
- M.O.P. â Cold As Ice-Ego
- Mortal Combat â Scorpion Theme
- Brad Fiedel â Terminator II Theme
- MC Hammer â U Canât Touch This
- Luis Bacalov â The Grand Duel
- Bengelis â Only You
- Zeb Roc Ski â The Battle of the Year
- Chicane feat. Bryan Adams â East Side Story
ÐÑзÑÐ²Ñ Ð¾ ÑилÑме[ | ]
- Яна СÑÑаева:[4]
ÐÑÑ-Ñаки «оÑкаÑик» и «боÑаник» â ÑÑо две болÑÑие ÑазниÑÑ. Такие же далÑкие дÑÑг Ð¾Ñ Ð´ÑÑга, как миÑовой кинемаÑогÑÐ°Ñ Ð¸ пеÑвÑй дагеÑÑанÑкий ÑкÑн «Ðо Ñне и наÑвÑ»⦠â¦Ñо, ÑÑо на многоÑиÑленнÑÑ Ð±Ð°Ð½Ð½ÐµÑÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°ÑалоÑÑ Ð½Ðµ инаÑе как комедийнÑй боевик, на повеÑÐºÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¾ÑÑ Ñем-Ñо ÑÑедним Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Â«ÐÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑаÑнÑм кином» и «РазнÑми пеÑнÑми». С пеÑвÑм ÑилÑм ÑÐ¾Ð´Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ð¸Ðµ ÑиÑÐ°Ñ Ð¸Ð· наÑÑмевÑÐ¸Ñ Ð±Ð»Ð¾ÐºÐ±Ð°ÑÑеÑов, Ñо вÑоÑÑм â болÑÑое колиÑеÑÑво ÑмоÑа в дÑÑ Ðµ «ÐÑÑÑовка» и «Ðодекана на колÑÑÐ°Ñ Â». â¦Â«Ðо Ñне и наÑвÑ» ÑÑо как Ñаз ÑÐ¾Ñ ÑлÑÑай, когда иниÑиаÑива не наказÑема, а пооÑÑÑема. ÐоÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ñакой ÑилÑм Ð·Ð°Ð±Ð°Ð±Ð°Ñ Ð°Ð»Ð¸ не околопÑоÑеÑÑÐ¸Ð¾Ð½Ð°Ð»Ñ Ð¸ не набивÑие оÑÐºÐ¾Ð¼Ð¸Ð½Ñ ÐÐÐÑики, а пÑоÑÑÑе ÑебÑÑа Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑÐµÑ Ð°. ХоÑÑ ÑÑо и не «Ðневной дозоÑ», конеÑно, но ÑпаÑибо, ÑÑо акÑенÑом не злоÑпоÑÑеблÑли и наÑионалÑноÑÑÑми не ÑпекÑлиÑовали. |
ÐÑимеÑаниÑ[ | ]
СÑÑлки[ | ]
- ТÑÐµÐ¹Ð»ÐµÑ ÑилÑма
- СÑена из ÑилÑма (поездка в маÑÑÑÑÑке)
- Яна СÑÑаева. РгÑÑÐ·Ð°Ñ (ÑеÑÐµÐ½Ð·Ð¸Ñ Ð² газеÑе «ЧеÑновик»)
Источник
После провального дебюта в 1974 г. – телефильма “Эффект Ромашкина”, режиссер киностудии им. А. Довженко Роман Балаян решил снимать классику. Только что посадили режиссера той же студии Сергея Параджанова и снимать что-то авангардное, ему вряд ли бы разрешили, а опять потерпеть провала, как с “Эффектом Ромашкина”, Балаян не хотел. И он выбрал для своего следующего фильма безобидное классическое произведение А.П. Чехова “Каштанка”. Это был опять телефильм, его показали по ТВ в апреле 1976 г. Провала на этот раз не было, но и особого отклика у зрителей он не вызвал. Крепкая средняя работа с запоминающимися ролями Дурова и Табакова. Ну, так очень сложно назвать роли этих актеров, которые бы были провальными.
Следующей его картиной был также экранизация классики – рассказа “Бирюк” из цикла И.С. Тургенева “Записки охотника”. Но и этот фильм никаких лавров не завоевал, премьера состоялась в 1978 г., фильм вышел в ограниченный прокат, всего 191 копия и его посмотрело всего около 2 млн. человек.
После этого Балаян не снимал фильмов около 5 лет. От предлагаемых киностудией сюжетов на “советскую” тематику он отказывался. Его предложения не принимали. В режиссере стала копиться обида на всех и вся. И накопилось в нем желчное состояние, которое необходимо было выплеснуть. И он придумал идею сюжета, где герой считает, что все виноваты вокруг, кроме него. Хотя сам понимает, что наполовину виноват сам, потому что не реализуется. Но все равно виноваты все вокруг.
С этим сюжетом его приятель Никита Михалков посоветовал обратиться к драматургу Виктору Мережко, по сценарию которого он начал снимать “Родню”. Мережко вначале не понимал, о чем писать. Тогда Балаян сказал ему:”Напиши про меня. Все время мне снится, как будто я стою на горе высокой и потом лечу вниз. Просыпаюсь, я опять на земле: один со всеми проблемами, жена ругается, что денег нет, дети орут — кушать хотят…” И Мережко написал. Вот из этих снов Балаяна и родилось название сценария и фильма “Полеты во сне и наяву”, хотя никаких полетов то по существу в фильме и нет. Если что и есть, так это подобие гона зайца по осеннему полю с зарыванием в стог сена.
Так что это очередная экранизация снов режиссера. И очень все это напоминает реплику главного героя его дебютного фильма “Эффект Ромашкина”, об этом фильме мы писали в предыдущей статье, пенсионера Василия Ромашкина, у которого после употребления кефира возникают видения. которыми очень заинтересовались ученые. ” Эх, знаете товарищи ученые, вот иной раз как идет на меня видение, думаю – подарить бы его широким массам. А с другой стороны думаю – это какие же такие ценные у меня видения, чтобы они были полезны для общественности. Ведь я что вижу, как на свадьбе своей гулял вижу. Как прогрессивку мне начисляли вижу и другие подобные видения по бытовым вопросам.” И отсюда вопрос – а полезны ли были обществу эти видения Балаяна, которые описал Мережко?
Да, незамеченным этот фильм не прошел, “эта горестная жизнь плута” вызвала очень большой отклик у творческой интеллигенции. Правда, хитом проката 1983 года не стал, собрав скромные 6,4 млн. зрителей. А сейчас принято считать, что этот фильм “потрясающе обобщил трагедию поколения, жившего в условиях глубоко абсурдных реалий режима позднего социализма.” Вот такой глобальный фильм получился из вполне заурядной жизненной истории неудачливого и безвестного режиссера Балаяна.
А история вполне себе заурядна. Вот, к примеру, вышедший за три года до этого “Осенний марафон”, история практически один в один – все тот же неудачник по жизни Бузыкин бегает, как весенний заяц в гон, от жены к любовнице и обратно, и вновь к любовнице. Попадая при этом в различные комические ситуации от своего вранья. И Макаров, герой “Полетов”, так же носится по этому кругу и никак из него не может выпасть. Только почему- то “Осенний марафон” не стал таким культовым фильмом среди интеллигенции, а “Полеты” стали.
А все потому, что бедный, безответный, всеми затюканный, глубоко порядочный, грамотный, кстати, переводчик Бузыкин вызывает жалость. А в наглом, самоуверенном лжеце и эгоисте, уже порядком потрепанном жизнью нарциссе и бесполезном работнике Макарове интеллигенция увидела своего героя – который забил работать на “это” государство, потому что не любит и не умеет работать вообще, занят только своими личными делами, но при этом “очень обаятелен и привлекателен”, и у него такая тонкая душевная организация. В общем такой “латентный диссидент” или, как раньше это называли в русской классической литературе, “лишний человек”.
Сценарий Мережко в первоначальном виде представлял собой легкую сатирическую комедию, подобно “Осеннему марафону”. Балаян дал Мережко идею, а тот уже по своему разумению и знанию написал сценарий, при этом образ главного героя целиком писался на Никиту Михалкова.
И если бы Никита Михалков играл главную роль, то можно себе представить, что никакой “экзистенциальной социальной драмы”, как сейчас ее характеризуют критики, не было бы. А Михалков, если бы он строго по сценарию играл свою роль, создал бы очередной образ проводника Андрея из “Вокзала для двоих”.
И тогда это была бы очередная комедия в том же стиле, что “Влюблен по собственному желанию” или “Искренне Ваш…”
Но Балаяну же надо было выплеснуть из себя всю накопившуюся за годы простоя в кино желчь и жизненный негатив, поэтому фильм должен был быть не комедией, а именно драмой. А превратить комедийный материал в драму тогда могли только два актера – Станислав Любшин и Олег Янковский, находившиеся на пике своего мастерства. Балаян выбрал Янковского и не ошибся. Режиссеру надо было, чтобы Янковский сыграл человека, который не хочет “строить коммунизм”, и тот такого героя сыграл.
Это лучшая кинороль Олега Ивановича Янковского. Он сумел так сыграть этого пустого и самовлюбленного потертого жизнью нарцисса, что превратил его из сатирического персонажа в социального героя.
И в финале его даже становится жалко. Для усиления этой к нему жалости в фильм ввели молодого человека по имени Сергей в исполнении Олега Меньшикова.
Это тот, кем сам Макаров был 20 лет назад. Такой же молодой, наглый, сильный и самоуверенный победитель по жизни. И теперь настало его время, а время Макарова практически ушло. Сергей уводит у Макарова его молоденькую любовницу Алису и вдобавок побеждает его в армреслинге.
Это тот, кем сам Макаров был 20 лет назад. Такой же молодой, наглый, сильный и самоуверенный победитель по жизни. И теперь настало его время, а время Макарова практически ушло. Сергей уводит у Макарова его молоденькую любовницу Алису и вдобавок побеждает его в армреслинге.
В итоге от обиды и унижения Макаров пытается утопиться. А затем в отчаянии бегает по полю за мальчишками, падает в стог сена и пытается в него закопаться поглубже от этой своей незадачливой жизни.
Кроме Янковского в фильме надо отметить игру и Людмилы Гурченко. Она играет 43-х летнюю коллегу Макарова по техотделу Ларису Юрьевну Кузьмину, “самую неразгаданную из всех разгаданных женщин”.
Тринадцать лет назад у нее с Макаровым был роман, но она продолжает его любить. В этом фильме Гурченко играет без своих, привычных зрителю, экзальтированных штучек-дрючек. Она попыталась было режиссеру предоставить свое видение роли в привычной для нее манере, но Балаян сказал, что нужно изобразить Анук Эме. Гурченко ответила:” Поняла. Сидим-молчим.” И действительно за весь фильм она скажет только пару – тройку фраз, но как же будет выразительно ее молчание и мимика. Очень выразительно сыграно.
Вот так и мается этот “латентный диссидент”, который практически не появляется на работе, пользуясь добротой своего начальника, с кем учился в институте. Пользуется любовью Ларисы Юрьевны, которая всегда даст ему свои “Жигули” сгонять на свидание к любовнице и займет 50 рублей без отдачи. И молоденькой телефонисточке Алисе дурит голову. Все ему должны, только он, такой легкий и веселый, никому ничего не должен. Д а еще и обижается, когда ему правду в глаза кто-нибудь скажет.
Да, ужасно тяжело жилось идеалу интеллигенции в мрачную эпоху самого глухого “застоя”. Одна только и радость, что к Алиске сгонять в рабочее время, а вечером на кухне с начальником выпить мировую бутылку водки под яичницу, застой ведь, голодовка, никаких продуктов в доме у начальника, имеющего двух детей, кроме яиц нет, и спеть “Синий троллейбус” с намеком о принадлежности их к “шестидесятникам.” В сценарии они поют почему-то “Синий платочек”. Но сценарий то писался на Михалкова, ему по его уровню развития только простенький “Синий платочек” и подобает петь. А “латентный диссидент” должен петь Окуджаву, “Синий троллейбус” или “Возьмемся за руки, друзья.”
Только вот это по молодости он еще мог вот так лихо скакать по чужим огородам, а ему уже сорок. А он себя, как молоденький козлик, все ведет. И наступает ему расплата. Жена его выгоняет из дома. Вот, кстати, вопрос зачем он женился. Ему сорок, дочери 3-4 года, значит женился в 35. Поздновато. Скорее всего, он и не собирался жениться, но тут подруга ему выкатила, что беременна и не собирается избавляться от ребенка. А он, как благородный интеллигентный человек, не смог уйти в сторону.
Значит, жена его выгоняет. Молодая любовница, видя, что у него к ней никаких серьезных намерений нет, начинает крутить со своим молодым. красивым и сильным ровесником. На работе его полностью разоблачают, как наглого и бесстыдного вруна и прогульщика и только лояльность начальника пока спасает его от увольнения за прогул. Полный тупик, из которого он и не пытается выйти. Привык, что само все рассосется. “Латентные диссиденты”, так всегда и поступают, как малейшая опасность, глазки ручками прикрыли – “я в домике, меня трогать нельзя”.
А если и не рассосется, то можно утопиться. Только и это у него не получается. В итоге зарывается он стог сена и рыдает от обиды на всех. “Жил грешно и чуть не умер смешно.” В сценарии якобы подразумевалась смерть Макарова. Он отмечал день рождения на даче у Ларисы, залез высоко на дерево и стал раскачиваться на ветке. Ветка сломалась, и он упал вниз. Никто этого не заметил, кроме Ларисы. Она подошла к нему и увидела его лежащим и плачушим. Плакал, наверное, от того, что помереть и то не смог.
Вот такой это герой нашей интеллигенции, который считается, еще раз повторюсь, “потрясающе обобщил трагедию поколения, жившего в условиях глубоко абсурдных реалий режима позднего социализма.”
Кстати, Балаян сам смеялся над профессиональными литераторами и критиками, которые находили в его фильме какие экзистенциальные смыслы и фиги в кармане. В этой простенькой ленте, которой он хотел всю свою желчь и стресс, накопившиеся за пять бесцельно и без работы прожитых лет, выплеснуть на зрителя, и тем самым снять с себя напряжение. Что ему, по его признанию, и удалось.
А что же там дальше то было с этим персонажем? Полагаю, ничего. Поплакал, поплакал в стогу, замерз, да и пошел к своим гостям водочки для сугрева дернуть. Они его, как обычно, за все выходки простили. И опять пошла у него жизнь по тому же самому кругу. Как и у Бузыкина в “Осеннем марафоне”.
Только Бузыкина жалко. А этого нет. Или Вам Макарова тоже жалко?
Ну, а с началом “перестройки” эти “латентные диссиденты” очень активно включились в разрушение проклинаемого ими “совка”. Правда, добившись желаемого, сами стали первыми жертвами новой социально-экономической формации, потому как ничего по жизни не умели. Это при проклятом “тоталитаризме” можно было паразитировать и хаять строй, который этих паразитов поил и кормил, а при долгожданной “демократии” самому крутиться надо.
А в 2008 году уже в другой стране Балаян снял фильм, где тема “полетов во сне и наяву” получила свое продолжение. И там тоже играл Олег Янковский. И его герой умел уже натурально летать наяву и других этому учил. Только тут уже никто не мешал режиссеру снимать откровенную антисоветчину. Но об этом в следующей статье.
Статьи на нашем канале о других фильмах Романа Балаяна.
“Эффект Ромашкина”
“Райские птицы”
Пишите комментарии
Ставьте лайки
Подписывайтесь на наш канал
Источник