Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин
Борис Пастернак, новое:
Зима приближается. Сызнова
Какой-нибудь угол медвежий
По прихоти неба капризного
Исчезнет в грязи непроезжей.
Домишки в озёрах очутятся.
Над…
Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает её перед…
Открыли дверь, и в кухню паром
Вкатился воздух со двора,
И всё мгновенно стало старым,
Как в детстве в те же вечера.
Сухая, тихая погода.
На…
Над банями дымятся трубы
И дыма белые бока
У выхода в платки и шубы
Запахивают облака.
Весь жар души дворы вложили
В сугробы, тропки и следки…
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во…
Любите поэзию?
Интересные цитаты
Не смерти я боюсь — я боюсь жизни. Это она, сколько себя помню, всегда казалась мне непостижимой и страшной. Полная моя неспособность в неё вписаться. Отсюда и страх перед людьми, как будто они — существа другой природы. Постоянное чувство, что между нами нет ничего общего.
Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.
Борис Пастернак, самые читаемые стихотворения:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха…Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований…Лист смородины груб и матерчат.
В доме хохот и стёкла звенят,
В нём шинкуют, и квасят, и перчат,
И гвоздики кладут в маринад.Лес забрасывает,…
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк…Любить иных — тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.Весною слышен шорох снов
И шелест…Давай ронять слова,
Как сад — янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном…Недотрога, тихоня в быту,
Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
Дай запру я твою красоту
В тёмном тереме стихотворенья.Посмотри, как преображена…
Мне далёкое время мерещится,
Дом на Стороне Петербургской.
Дочь степной небогатой помещицы,
Ты — на курсах, ты родом из Курска.Ты — мила, у…
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.Достать пролётку. За шесть гривен,…
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со…
Лучшая поэзия, читайте на сайте
Что стоит прочитать?
Роман “Пьющий время” Филиппа Делерма представляет из себя литературу потока сознания. Иначе говоря – все события, а также описания и действия…
Источник
Стихотворение «Любить иных — тяжелый крест» написано в 1931 году на фоне любви Пастернака к Зинаиде Нейгауз, которую автор сравнивает с её предшественницей Евгенией Лурье. Это были полные антиподы, тем интересен анализ строк, ведь он поможет взглянуть на женские достоинства и недостатки глазами поэта.
Тяжёлый крест Лурье
Евгения Лурье была художницей, то есть, человеком творческим до мозга костей, как и сам Пастернак. Это помогало творить, поддерживать друг друга в творческих начинаниях по первому времени, но никак не стало основой быта. Евгения была отстранена от домашних дел, как янычар от благотворительного фонда, поэтому домашние хлопоты в совместной жизни легли на плечи Бориса Леонидовича.
Как говорят в народе «руки не отвалятся» от уборки дома и готовки, но это уже мешало творить самому поэту. Получается, что он вознёс себя на алтарь Лурье и стал её придатком, обеспечивая тыл в ущерб собственному таланту. Первая строка стихотворения посвящена именно ей:
Любить иных — тяжелый крест.
О Лурье
Евгения не терпела компромиссов и не хотела не могла возложить на себя хотя бы часть домашних хлопот, что и стало причиной их расставания. Пастернак был не готов стать кухаркой для художницы, она не готова была быть домохозяйкой для поэта.
Красота без извилин Нейгауз
Совсем другой тип представляла собой Зинаида Нейгауз, которая была до банальности простой и искренней. Домашние дела не были для неё чужими, а лесть не имела места в обращении, что и подкупило Пастернака, несмотря на то, что на момент знакомства Зинаида была замужем.
Отношения стартовали и развивались, Нейгауз ушла от мужа и в СССР появилась ещё одна ячейка общества, в которой роли были расписаны согласно классическому представлению о семье.
Вторая строка стихотворения не должна быть оскорбительной для Зинаиды, ведь под словами:
А ты прекрасна без извилин
О Нейгауз
Автор понимает не тупость, а простоту любимой. Она не пытается вступать в философские споры, белое называет былым, а чёрное чёрным. Зинаиде чужды поиски истины, для неё главное любовь любимого человека и благополучие в доме. Такой микс по душе Борису Леонидовичу, поэтому союз крепок и Зинаиде даже посвящено несколько стихотворений.
По мнению Пастернака, женщине не нужен большой аналитический ум, так как это отнимает у неё женственность и прелесть, делая «мужиком в юбке». С простой женщиной жить легко, ведь бытие не засоряется лишними спорами и домыслами, что оставляет больше простора для творчества.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Как отнеслись к строкам Лурье и Нейгауз, ставшая вскоре Пастернак, история умалчивает, но думается женщины адекватно отнеслись к своей оценке. В конце концов, в стихотворении нет ничего оскорбительного, автор лишь сравнивает свою новую любовь с предыдущей без перехода на неуместные детали.
Кстати, похоронена Зинаида Пастернак (Нейгауз) в 1966 году рядом с могилой мужа в Переделкино.
Краткий анализ
Стихотворение посвящено Зинаиде Нейгауз, ставшей впоследствии женой Пастернака, и содержит небольшое сравнение преимуществ новой любви перед бывшей – Евгенией Лурье. Образ лирического героя и автора строк полностью слит, форма представления монолог-обращение.
Стих написан в жанре элегии четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (крест – извилин – секрет – равносилен). В качестве средств выразительности поэт использует сравнение, эпитеты (не большая хитрость, твой смысл бескорыстен) и метафоры (шорох снов, любить иных тяжёлый крест и др.).
Строфы легко запоминаются, не имеют скрытого между строк подтекста и мелодичны.
Текст
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.
1931
Слушаем запись
Источник
Ôåâðàëü
Ôåâðàëü. Äîñòàòü ÷åðíèë è ïëàêàòü!
Ïèñàòü î ôåâðàëå íàâçðûä,
Ïîêà ãðîõî÷óùàÿ ñëÿêîòü
Âåñíîþ ÷åðíîþ ãîðèò.
Äîñòàòü ïðîëåòêó. Çà øåñòü ãðèâåí,
×ðåç áëàãîâåñò, ÷ðåç êëèê êîëåñ,
Ïåðåíåñòèñü òóäà, ãäå ëèâåíü
Åùå øóìíåé ÷åðíèë è ñëåç.
Ãäå, êàê îáóãëåííûå ãðóøè,
Ñ äåðåâüåâ òûñÿ÷è ãðà÷åé
Ñîðâóòñÿ â ëóæè è îáðóøàò
Ñóõóþ ãðóñòü íà äíî î÷åé.
Ïîä íåé ïðîòàëèíû ÷åðíåþò,
È âåòåð êðèêàìè èçðûò,
È ÷åì ñëó÷àéíåé, òåì âåðíåå
Ñëàãàþòñÿ ñòèõè íàâçðûä.
* * *
Áûòü çíàìåíèòûì íåêðàñèâî.
Íå ýòî ïîäûìàåò ââûñü.
Íå íàäî çàâîäèòü àðõèâà,
Íàä ðóêîïèñÿìè òðÿñòèñü.
Öåëü òâîð÷åñòâà – ñàìîîòäà÷à,
À íå øóìèõà, íå óñïåõ.
Ïîçîðíî, íè÷åãî íå çíà÷à,
Áûòü ïðèò÷åé íà óñòàõ ó âñåõ.
Íî íàäî æèòü áåç ñàìîçâàíñòâà,
Òàê æèòü, ÷òîáû â êîíöå êîíöîâ
Ïðèâëå÷ü ê ñåáå ëþáîâü ïðîñòðàíñòâà,
Óñëûøàòü áóäóùåãî çîâ.
È íàäî îñòàâëÿòü ïðîáåëû
 ñóäüáå, à íå ñðåäè áóìàã,
Ìåñòà è ãëàâû æèçíè öåëîé
Îò÷åðêèâàÿ íà ïîëÿõ.
È îêóíàòüñÿ â íåèçâåñòíîñòü,
È ïðÿòàòü â íåé ñâîè øàãè,
Êàê ïðÿ÷åòñÿ â òóìàíå ìåñòíîñòü,
Êîãäà â íåé íå âèäàòü íè çãè.
Äðóãèå ïî æèâîìó ñëåäó
Ïðîéäóò òâîé ïóòü çà ïÿäüþ ïÿäü,
Íî ïîðàæåíüÿ îò ïîáåäû
Òû ñàì íå äîëæåí îòëè÷àòü.
È äîëæåí íè åäèíîé äîëüêîé
Íå îòñòóïàòüñÿ îò ëèöà,
Íî áûòü æèâûì, æèâûì è òîëüêî,
Æèâûì è òîëüêî äî êîíöà
Åäèíñòâåííûå äíè.
Íà ïðîòÿæåíüè ìíîãèõ çèì
ß ïîìíþ äíè ñîëíöåâîðîòà,
È êàæäûé áûë íåïîâòîðèì
È ïîâòîðÿëñÿ âíîâü áåç ñ÷åòà.
È öåëàÿ èõ ÷åðåäà
Ñîñòàâèëàñü ìàëî-ïîìàëó –
Òåõ äíåé åäèíñòâåííûõ, êîãäà
Íàì êàæåòñÿ, ÷òî âðåìÿ ñòàëî.
ß ïîìíþ èõ íàïåðå÷åò:
Çèìà ïîäõîäèò ê ñåðåäèíå,
Äîðîãè ìîêíóò, ñ êðûø òå÷åò,
È ñîëíöå ãðååòñÿ íà ëüäèíå.
È ëþáÿùèå, êàê âî ñíå,
Äðóã ê äðóãó òÿíóòñÿ ïîñïåøíåé,
È íà äåðåâüÿõ â âûøèíå
Ïîòåþò îò òåïëà ñêâîðåøíè.
È ïîëóñîííûì ñòðåëêàì ëåíü
Âîðî÷àòüñÿ íà öèôåðáëàòå,
È äîëüøå âåêà äëèòñÿ äåíü,
È íå êîí÷àåòñÿ îáúÿòüå
Íèêîãî íå áóäåò â äîìå.
Íèêîãî íå áóäåò â äîìå,
Êðîìå ñóìåðåê. Îäèí
Çèìíèé äåíü â ñêâîçíîì ïðîåìå
Íåçàäåðíóòûõ ãàðäèí.
Òîëüêî áåëûõ ìîêðûõ êîìüåâ
Áûñòðûé ïðîìåëüê ìàõîâîé.
Òîëüêî êðûøè, ñíåã è, êðîìå
Êðûø è ñíåãà, – íèêîãî.
È îïÿòü çà÷åðòèò èíåé,
È îïÿòü çàâåðòèò ìíîé
Ïðîøëîãîäíåå óíûíüå
È äåëà çèìû èíîé.
È îïÿòü êîëüíóò äîíûíå
Íåîòïóùåííîé âèíîé,
È îêíî ïî êðåñòîâèíå
Ñäàâèò ãîëîä äðîâÿíîé.
Íî íåæäàííî ïî ïîðòüåðå
Ïðîáåæèò âòîðæåíüÿ äðîæü.
Òèøèíó øàãàìè ìåðÿ,
Òû, êàê áóäóùíîñòü, íàéäåøü.
Òû ïîÿâèøüñÿ ó äâåðè
 ÷åì-òî áåëîì, áåç ïðè÷óä,
 ÷åì-òî âïðÿìü èç òåõ ìàòåðèé,
Èç êîòîðûõ õëîïüÿ øüþò.
 ëåñó
Ëóãà ìóòèëî æàðîì ëèëîâàòûì,
 ëåñó êëóáèëñÿ êàôåäðàëüíûé ìðàê.
×òî îñòàâàëîñü â ìèðå öåëîâàòü èì?
Îí âåñü áûë èõ, êàê âîñê íà ïàëüöàõ ìÿê.
Åñòü ñîí òàêîé, íå ñïèøü, à òîëüêî ñíèòñÿ,
×òî æàæäåøü ñíà; ÷òî äðåìëåò ÷åëîâåê,
Êîòîðîìó ñêâîçü ñîí ïàëÿò ðåñíèöû
Äâà ÷åðíûõ ñîëíöà, áüþùèõ èç ïîä âåê.
Òåêëè ëó÷è. Òåêëè æóêè ñ îòëèâîì.
Ñòåêëî ñòðåêîç ñíîâàëî ïî ùåêàì.
Áûë ïîëîí ëåñ ìåðöàíüåì êðîïîòëèâûì,
Êàê ïîä ùèïöàìè ó ÷àñîâùèêà.
Êàçàëîñü, îí óñíóë ïîä ñòóê öèôèðè,
Ìåæ òåì êàê âûøå, â òåðïêîì ÿíòàðå,
Èñïûòàííåéøèå ÷àñû â ýôèðå
Ïåðåñòàâëÿþò, ñâåðèâ ïî æàðå.
Èõ ïåðåâîäÿò, ñîòðÿñàþò èãëû
È ñåþò òåíü, è ìàþò, è ñâåðëÿò
Ìà÷òîâûé ìðàê, êîòîðûé ââûñü âîçäâèãëî,
 èñòîìó äíÿ, íà ñèíèé öèôåðáëàò
Êàçàëîñü, äðåâíîñòü ñ÷àñòüÿ îáëåòàåò.
Êàçàëîñü, ëåñ çàêàòîì ñíîâ îáúÿò.
Ñ÷àñòëèâûå ÷àñîâ íå íàáëþäàþò,
Íî òå, âäâîåì, êàçàëîñü, òîëüêî ñïÿò
* * *
Ëþáèòü èíûõ – òÿæåëûé êðåñò,
À òû ïðåêðàñíà áåç èçâèëèí,
È ïðåëåñòè òâîåé ñåêðåò
Ðàçãàäêå æèçíè ðàâíîñèëåí.
Âåñíîþ ñëûøåí øîðîõ ñíîâ
È øåëåñò íîâîñòåé è èñòèí.
Òû èç ñåìüè òàêèõ îñíîâ.
Òâîé ñìûñë, êàê âîçäóõ, áåñêîðûñòåí.
Ëåãêî ïðîñíóòüñÿ è ïðîçðåòü,
Ñëîâåñíûé ñîð èç ñåðäöà âûòðÿñòü
È æèòü, íå çàñîðÿÿñü âïðåäü,
Âñå ýòî – íå áîëüøàÿ õèòðîñòü.
Ñîñíû
 òðàâå, ìåæ äèêèõ áàëüçàìèíîâ,
Ðîìàøåê è ëåñíûõ êóïàâ,
Ëåæèì ìû, ðóêè çàïðîêèíóâ
È ê íåáó ãîëîâû çàäðàâ.
Òðàâà íà ïðîñåêå ñîñíîâîé
Íåïðîõîäèìà è ãóñòà.
Ìû ïåðåãëÿíåìñÿ è ñíîâà
Ìåíÿåì ïîçû è ìåñòà.
È âîò, áåññìåðòíûå íà âðåìÿ,
Ìû ê ëèêó ñîñåí ïðè÷òåíû
È îò áîëåçíåé, ýïèäåìèé
È ñìåðòè îñâîáîæäåíû.
Ñ íàìåðåííûì îäíîîáðàçüåì,
Êàê ìàçü, ãóñòàÿ ñèíåâà
Ëîæèòñÿ çàé÷èêàìè íàçåìü
È ïà÷êàåò íàì ðóêàâà.
Ìû äåëèì îòäûõ êðàñíîëåñüÿ,
Ïîä êîïîøåíüå ìóðàøà
Ñîñíîâîþ ñíîòâîðíîé ñìåñüþ
Ëèìîíà ñ ëàäàíîì äûøà.
È òàê íåèñòîâû íà ñèíåì
Ðàçáåãè îãíåííûõ ñòâîëîâ,
È ìû òàê äîëãî ðóê íå âûíåì
Èç-ïîä çàëîìëåííûõ ãîëîâ,
È ñòîëüêî øèðîòû âî âçîðå,
È òàê ïîêîðíû âñå èçâíå,
×òî ãäå-òî çà ñòâîëàìè ìîðå
Ìåðåùèòñÿ âñå âðåìÿ ìíå.
Òàì âîëíû âûøå ýòèõ âåòîê
È, ñâàëèâàÿñü ñ âàëóíà,
Îáðóøèâàþò ãðàä êðåâåòîê
Ñî âçáàëàìó÷åííîãî äíà.
À âå÷åðàìè çà áóêñèðîì
Íà ïðîáêàõ òÿíåòñÿ çàðÿ
È îòëèâàåò ðûáüèì æèðîì
È ìãëèñòîé äûìêîé ÿíòàðÿ.
Ñìåðêàåòñÿ, è ïîñòåïåííî
Ëóíà õîðîíèò âñå ñëåäû
Ïîä áåëîé ìàãèåé ïåíû
È ÷åðíîé ìàãèåé âîäû.
À âîëíû âñå øóìíåé è âûøå,
È ïóáëèêà íà ïîïëàâêå
Òîëïèòñÿ ó ñòîëáà ñ àôèøåé,
Íåðàçëè÷èìîé âäàëåêå.
Âåñíà
Âåñíà, ÿ ñ óëèöû, ãäå òîïîëü óäèâëåí,
Ãäå äàëü ïóãàåòñÿ, ãäå äîì óïàñòü áîèòñÿ,
Ãäå âîçäóõ ñèíü, êàê óçåëîê ñ áåëüåì
Ó âûïèñàâøåãîñÿ èç áîëüíèöû.
Ãäå âå÷åð ïóñò, êàê ïðåðâàííûé ðàññêàç,
Îñòàâëåííûé çâåçäîé áåç ïðîäîëæåíüÿ
Ê íåäîóìåíüþ òûñÿ÷ øóìíûõ ãëàç,
Áåçäîííûõ è ëèøåííûõ âûðàæåíüÿ
***
Êîãäà äî òîí÷àéøåé ìåëî÷è
Âåñü äåíü ïðåä òîáîé íà âåñó,
Ëèøü çíîéíîå ùåëêàíüå áåëî÷üå
Íå ìîëêíåò â ñìîëèñòîì ëåñó.
È ìëåÿ, è ñèëû íàêàïëèâàÿ,
Ñïèò ñòðîé ñîñíîâûõ âûñîò.
È ëåñ øåëóøèòñÿ è êàïëÿìè
Ðîíÿåò ñòðóÿùèéñÿ ïîò.
Çèìíÿÿ Íî÷ü
Ìåëî, ìåëî ïî âñåé çåìëå
Âî âñå ïðåäåëû.
Ñâå÷à ãîðåëà íà ñòîëå,
Ñâå÷à ãîðåëà.
Êàê ëåòîì ðîåì ìîøêàðà
Ëåòèò íà ïëàìÿ,
Ñëåòàëèñü õëîïüÿ ñî äâîðà
Ê îêîííîé ðàìå.
Ìåòåëü ëåïèëà íà ñòåêëå
Êðóæêè è ñòðåëû.
Ñâå÷à ãîðåëà íà ñòîëå,
Ñâå÷à ãîðåëà.
Íà îçàðåííûé ïîòîëîê
Ëîæèëèñü òåíè,
Ñêðåùåíüÿ ðóê, ñêðåùåíüÿ íîã,
Ñóäüáû ñêðåùåíüÿ.
È ïàäàëè äâà áàøìà÷êà
Ñî ñòóêîì íà ïîë.
È âîñê ñëåçàìè ñ íî÷íèêà
Íà ïëàòüå êàïàë.
È âñ¸ òåðÿëîñü â ñíåæíîé ìãëå,
Ñåäîé è áåëîé.
Ñâå÷à ãîðåëà íà ñòîëå,
Ñâå÷à ãîðåëà.
Íà ñâå÷êó äóëî èõ óãëà,
È æàð ñîáëàçíà
Âçäûìàë, êàê àíãåë, äâà êðûëà
Êðåñòîîáðàçíî.
Ìåëî âåñü ìåñÿö â ôåâðàëå,
È òî è äåëî
Ñâå÷à ãîðåëà íà ñòîëå,
Ñâå÷à ãîðåëà.
Îñåíü
ß äàë ðàçúåõàòüñÿ äîìàøíèì,
Âñå áëèçêèå äàâíî â ðàçáðîäå,
È îäèíî÷åñòâîì âñåãäàøíèì
Ïîëíî âñ¸ â ñåðäöå è ïðèðîäå.
È âîò ÿ çäåñü ñ òîáîé â ñòîðîæêå.
 ëåñó áåçëþäíî è ïóñòûííî.
Êàê â ïåñíå, ñòåæêè è äîðîæêè
Ïîçàðîñëè íàïîëîâèíó.
Òåïåðü íà íàñ îäíèõ ñ ïå÷àëüþ
Ãëÿäÿò áðåâåí÷àòûå ñòåíû.
Ìû áðàòü ïðåãðàä íå îáåùàëè,
Ìû áóäåì ãèáíóòü îòêðîâåííî.
Ìû ñÿäåì â ÷àñ è âñòàíåì â òðåòüåì,
ß ñ êíèãîþ, òû ñ âûøèâàíüåì,
È íà ðàññâåòå íå çàìåòèì,
Êàê öåëîâàòüñÿ ïåðåñòàíåì.
Åùå ïûøíåé è áåñøàáàøíåé
Øóìèòå, îñûïàéòåñü, ëèñòüÿ,
È ÷àøó ãîðå÷è â÷åðàøíåé
Ñåãîäíÿøíåé òîñêîé ïðåâûñüòå.
Ïðèâÿçàííîñòü, âëå÷åíüå, ïðåëåñòü!
Ðàññååìñÿ â ñåíòÿáðüñêîì øóìå!
Çàðîéñÿ âñÿ â îñåííèé øåëåñò!
Çàìðè èëè îïîëîóìåé!
Òû òàê æå ñáðàñûâàåøü ïëàòüå,
Êàê ðîùà ñáðàñûâàåò ëèñòüÿ,
Êîãäà òû ïàäàåøü â îáúÿòüå
 õàëàòå ñ øåëêîâîþ êèñòüþ.
Òû – áëàãî ãèáåëüíîãî øàãà,
Êîãäà æèòüå òîøíåé íåäóãà,
À êîðåíü êðàñîòû – îòâàãà,
È ýòî òÿíåò íàñ äðóã ê äðóãó.
Источник
* * *
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это – не большая хитрость.
Дата создания: 1931 г.
Анализ стихотворения Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…»
Личная жизнь Бориса Пастернака была полна мимолетных романов и увлечений. Однако лишь три женщины смогли оставить в душе поэта неизгладимый след и вызвать чувство, которое принято именовать настоящей любовью. Женился Борис Пастренак довольно поздно, в 33 года, и его первой супругой стала молодая художница Евгения Лурье. Несмотря на то, что супруги были без ума друг от друга, между ними постоянно вспыхивали ссоры. Избранница поэта оказалась дамой весьма вспыльчивой и своенравной. Плюс ко всему, она считала ниже своего достоинства заниматься обустройством быта в то время, как на мольберте ее ждала очередная незаконченная картина. Поэтому все домашние хлопоты вынужден был взять на себя глава семейства, который за несколько лет семейной жизни научился прекрасно готовить, стирать и делать уборку.
Конечно, у Бориса Пастернака и Евгении Лурье было много общего, однако поэт мечтал о семейном уюте и о том, чтобы рядом с ним всегда был обычный человек, лишенный творческих амбиций. Поэтому когда в 1929 году он был представлен супруге своего друга пианиста Генриха Нейгауза, то буквально с первых мгновений влюбился в эту скромную и милую женщину. Во время одного из визитов к другу Борис Пастернак прочел Зинаиде Нейгауз несколько своих стихов, однако она честно призналась, что ничего в них не поняла. Тогда поэт пообещал, что специально для нее будет писать более простым и доступным языком. Тогда же родились первые строчки стихотворения «Любить иных – тяжелый крест…», которые были адресованы законной супруге. Развивая эту тему и обращаясь к Зинаиде Нейгауз, Пастернак отметил: «А ты прекрасна без извилин». Поэт намекал на то, что предмет его увлечений не отличается высоким интеллектом. И именно это больше всего прельщало автора в этой женщине, которая была образцовой хозяйкой и кормила поэта превосходными обедами. В итоге случилось то, что должно было произойти: Пастернак попросту отбил Зинаиду у законного супруга, развелся с собственной женой и вновь женился на той, которая на долгие годы стала его подлинной музой.
В этой женщине поэта восхищала ее простота и безыскусность. Поэтому в своем стихотворении он отметил, что «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен». Этой фразой автор хотел подчеркнуть, что женщину красит отнюдь не ум или же природная привлекательность. Ее сила – в умении жить по законам природы и в гармонии с окружающим миром. А для этого, по мнению Пастернака, совсем необязательно быть эрудированной особой, которая способна поддержать разговор на философские или же литературные темы. Достаточно лишь быть искренней, уметь любить и жертвовать собой ради близкого человека. Обращаясь к Зинаиде Нейгауз, поэт пишет: «Твой смысл, как воздух, бескорыстен». Эта простая фраза полна восхищения и преклонения перед женщиной, которая не умеет притворяться, кокетничать и вести светские беседы, зато чиста помыслами и поступками. Пастернак отмечает, что для нее не составляет труда проснуться поутру и «словесный сор из сердца вытрясть», чтобы начать день с чистого листа, радостно и свободно, «жить, не засоряясь впредь». Именно этому удивительному качеству поэт хотел научиться у своей избранницы, и именно такой душевной чистотой, уравновешенностью и рассудительностью восхищался.
При этом автор отмечал, что любить такую женщину совсем не сложно, так как она словно бы создана для семьи. Зинаида Нейгауз стала для него идеалом жены и матери, которая покорила его сердце бескорыстной заботой о близких и стремлением всегда придти на помощь в трудную минуту.
Впрочем, трогательная привязанность к супруге не помешала Борису Пастернаку в 1946 году вновь испытать любовные муки и завести роман с сотрудницей журнала «Новый мир» Ольгой Иванской. Но даже известие о том, что его избранница ожидает ребенка, не повлияло на решение поэта сохранить собственную семью, в которой он был по-настоящему счастлив.
Автор: Пастернак
Источник