Весело было слышать среди этого мертвого сна природы

Весело было слышать среди этого мертвого сна природы thumbnail

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку по теме “Безличное предложение” (8 класс)

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 КЛАСС) Подготовила Логинова Г.А. учитель русского яз...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 КЛАСС) Подготовила Логинова Г.А. учитель русского яз

Описание слайда:

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 КЛАСС) Подготовила Логинова Г.А. учитель русского языка и литературы МБОУ многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецк

2 слайд

ВЫДЕЛИТЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Дв_жения Пушкина были медлен_ы и затруднен_ы.

Описание слайда:

ВЫДЕЛИТЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Дв_жения Пушкина были медлен_ы и затруднен_ы. Ему нужно было п_ймать какую(то) тр_вожную мысль. (Не)уд_валось. Ну и бог с ней! Пушкин стремглав кинулся в долгую тьму к_ридора, ск_тился по лес_нице и выск_чил наружу. Но лиш_ выб_жав в сад, почу_ствовал он себя в безопасности. В парк_ было сыро и солн_чно. От пруда т_нуло холодом. Не чу_ствовалось даже слаб_го в_терка.

3 слайд

ВЫДЕЛИТЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Движения Пушкина были медленны и затруднены.

Описание слайда:

ВЫДЕЛИТЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Движения Пушкина были медленны и затруднены. Ему нужно было поймать какую-то тревожную мысль. Не удавалось. Ну и бог с ней! Пушкин стремглав кинулся в долгую тьму коридора, скатился по лестнице и выскочил наружу. Но лишь выбежав в сад, почувствовал он себя в безопасности. В парке было сыро и солнечно. От пруда тянуло холодом. Не чувствовалось даже слабого ветерка.

4 слайд

НАЙДИТЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ СКАЗУЕМОЕ И УКАЖИТЕ, ЧЕМ ОНО ВЫРАЖЕ

Описание слайда:

НАЙДИТЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ СКАЗУЕМОЕ И УКАЖИТЕ, ЧЕМ ОНО ВЫРАЖЕНО. Кругом было тихо, так тихо, что по жу…анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк…ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл…, и я вышел на воздух освежи…ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста…ся у меня в крепост… . 5) Он как тополь между ними – только н… расти, н… цвести ему в нашем саду.

5 слайд

НАЙДИТЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ СКАЗУЕМОЕ И УКАЖИТЕ, ЧЕМ ОНО ВЫР

Описание слайда:

НАЙДИТЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ СКАЗУЕМОЕ И УКАЖИТЕ, ЧЕМ ОНО ВЫРАЖЕНО. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости . 5) Он как тополь между ними – только ни расти, ни цвести ему в нашем саду.

6 слайд

ПОВТОРИМ. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и

Описание слайда:

ПОВТОРИМ. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? 2) Есть ли подлежащее в предложениях с безличными глаголами? 3) Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? 4) Безличные предложения – это односоставные предложения? 5) Безличные – это двусоставные предложения? 6) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?

7 слайд

ОТВЕТЫ: 1) – нет, 2) – нет, 3) – да, 4) – да, 5) – нет, 6) – нет.

Описание слайда:

ОТВЕТЫ: 1) – нет, 2) – нет, 3) – да, 4) – да, 5) – нет, 6) – нет.

Весело было слышать среди этого мертвого сна природы

Курс повышения квалификации

Весело было слышать среди этого мертвого сна природы

Курс повышения квалификации

Весело было слышать среди этого мертвого сна природы

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1686345

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок русского языка в 8 классе.

«Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Цели и задачи урока:

Обучающие:

систематизировать и обобщить знания учащихся по изученной теме «Односоставные предложения»

Развивающие:

развитие навыка определения типов односоставных предложений по значению, структурным особенностям;

умения различать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в разных стилях речи как синтаксические синонимы;

развитие умения определять роль односоставных предложений в художественных произведениях и пользоваться ими в разговорной речи;

формирование умения правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.

Воспитывающая:

содействовать развитию целеустремлённости, самостоятельности при изучении сложных тем по предмету.

Оборудование урока:

Таблицы и схема «Односоставные предложения», «Виды предложений по строению грамматической основы»;

индивидуальные карточки с тестами по пройденной теме;

приготовленные детьми предложения –примеры односоставных и двусоставных предложений;

презентация по теме «Односоставные предложения».

Ход урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

2.Словарная работа.

На доске слова с пропусками: д…ску…я, д…кл…рация, эксп…р…мент, л…б…р…тория, ид…ал.

Вставить пропущенные буквы, проверить по словарю учебника или по словарным тетрадям самих учащихся.

3.Синтаксический разбор предложения:

Эксперимент- опыт, попытка осуществить что-либо.4

(Ученица из толкового словаря диктует лексическое значение слова «эксперимент». Ученик записывает на доске, остальные – в тетрадях. Проводится синтаксический разбор предложения, определение вида сказуемого, составление схемы разбираемого предложения.

Заменить синонимичным односоставным предложением (Экспериментом называют опыт, попытку осуществить что-либо.)

Составить (устно) односоставные предложения с другими словарными словами, значения которых уже рассматривались на предыдущих уроках.

Участвовали в дискуссии по книге известного писателя о жизни подростков. Стремлюсь к идеалам добра. Нельзя проводить эксперименты над людьми…

Одно предложение записывается в тетради, подчёркивается грамматическая основа, определяется тип предложения.

4. Актуализация знаний учащихся по изученной теме.

По приготовленной презентации заслушиваются ответы учащихся : по схемам рассказ об односоставных предложениях, приводятся свои примеры. (Этот этап урока проводит подготовленный ученик, спрашивает учащихся, следит за правильностью ответов, ставит оценку ).

5.Определить тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (глагол в 1 лице, ед.ч., наст.вр.- обозначает действие говорящего – определённо – личное).

2) Изба лесничего. Медвежье царство. (подлежащее – существительное в И.п. –сообщается, что предмет(явление) существует – назывное).

3) Повеет ароматом сирени.(глагол в форме 3л., ед.ч., наст.вр.( в форме безличного)- подлежащего нет (лицо не определяется) – безличное.

4) Зимы без снега не бывает.(форма глагола быть в отрицательном предложении – безличное )

5) В Сибири не любят спешку и горячку. (глагол в форме 3 лица, мн.ч., наст.вр. – главное не лицо, а действие – неопределённо-личное)

6) Цыплят по осени считают. (глагол в форме 3лица, мн.ч., наст.вр.- это пословица имеет значение обобщённого лица – обобщённо-личное).

(Параллельно работают 3 ученика по карточкам: Определить тип односоставных предложений)

6.Подготовленные сообщения учащихся об односоставных предложениях (1группа).

1.Назывные предложения.

Выразительная ёмкость этих предложений делает их незаменимым средством , когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, от носящиеся к группе подлежащего, то есть все виды определений.

– Приведите примеры. (Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

Безветрие. Теплынь. Глубокий, но пологий овраг…Синеватая черта большой речки…)

2.Определённо-личные предложения.

В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.

Этот вид предложений часто используют в поэтических произведениях для передачи душевного состояния лирического героя.

В русском языке предложения с обращениями часто не имеют подлежащего, являясь определённо-личными.

Сфера употребления этого типа предложений обширна –разговорная речь, публицистика, научный и официально – деловой стили.

Определённо-личные предложения используются для передачи значения обобщённого лица – это не исключает указания на автора, но усиливает выразительные возможности текста.

Читайте также:  Во сне останавливается дыхание что делать

Примеры: Любишь кататься – люби и саночки возить.

От далёких и близких почты жду новогодней. Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну. Прощай, свободная стихия.

3.Неопределённо-личные предложения.

Всё внимание сосредоточено в таких предложениях на действии, а сам производитель действия не назван , так как совсем неважно, кто производил эти действия, деятель мыслится неопределённо.

Примеры:

Его везли из крепости, из Бреста. Десять суток нам дают на отдых. Тротуары заливают асфальтом.

4.Безличные предложения.

Употребляются для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего-либо в разных стилях речи.

Примеры:

Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло. У одержимых нет дороги вспять. Тянет холодом зимних дней.

7.Составить по схеме предложение.

1.[ двусост. ], u [ безличное].

8.Составить схему предложения:

Шагаю по дорожкам сада, и рядом бегает наш Полкан.

[опред.-лич. ], u [двусост.].

9.Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 231(2 часть) на с.116. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Работа по замене одного типа предложения синтаксическим синонимом.

Переделайте двусоставные предложения в односоставные. Следите за правильным выбором форм времени. Я скучаю. – Мне скучно.( односоставное, безличное).

10. Проверочная работа в форме тестов.

1вариант

1.Укажите ошибочное утверждение.

1) Односоставным называется предложение, в котором имеется только один главный член предложения.

2) Главный член определённо- личного предложения называет действие неизвестного лица.

3)Обобщённо- личное предложение обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу.

4) В безличных предложениях действие или состояние представляется как не зависящее от деятеля.

2. Укажите двусоставное предложение.

1) Его было не узнать.

2) Родные сочли бы его недостойной партией для Кити.

3) Верьте мне, Ольга Михайловна!

4) А её всё нет и нет.

3. Отметьте односоставное предложение.

1) Сударыня, ведь русским же языком вам объясняют.

2) И идут без имени святого

Все двенадцать вдаль…

3) Увидеть и услышать этого поэта было бы для меня ослепительным счастьем.

4) Надолго запомнился ему один день в конце января.

4. Укажите верную характеристику предложения Весной птицам спать долго некогда.

1) двусоставное

2) односоставное определённо- личное

3) односоставное неопределённо – личное

4) односоставное безличное

5.Найдите определённо-личное предложение.

1) Ой, не избежать мне его гнева.

2) Егорушку обогрели, напоили чаем и уложили на отдых.

3) Без веры жить нельзя.

4) К птичьему прислушиваюсь крику.

6. Найдите неопределённо-личное предложение.

1) После драки кулаками не машут (пословица).

2) Лодырю всегда нездоровится (пословица).

3) За эту провинность меня на рыбалку не пустили.

4) Нет худа без добра (пословица).

7. Найдите безличное предложение.

1) Мне стало страшно, стало как-то смутно.

2) Его душа была согрета приветом друга.

3) Умри, завистник злобный мой!

4) Пить чай долгими зимними вечерами было для нас единственным развлечением.

8.Отметьте назывное предложение.

1) Увидеть бы её!

2) На стенах – ковры.

3) А вот и река!

4) Рядом женщина под зонтиком.

2 вариант.

1.Укажите ошибочное утверждение.

1)Главный член неопределённо-личного предложения называет действие неопределённого лица.

2) Односоставное предложение, в котором нет и не может быть подлежащего, называется безличным.

3) Глагол- сказуемое в определённо-личных предложениях не нуждается в наличии подлежащего, так как значение конкретного лица передаётся личными окончаниями глагола.

4) Назывными называются односоставные предложения с главным членом подлежащим, выраженным существительным в каком-либо падеже.

2.Укажите двусоставное предложение.

1) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки.

2) Взгрустнулось как- то мне в степи однообразной.

3) В тёплое апрельское утро отдыхающие сидели в саду и слышали птиц.

4) В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо.

3. Отметьте односоставное предложение.

1) Длинна зимняя ночь в деревне!

2) В деревне ложатся рано.

3) Вошедший резко отличался красотой и силой.

4) Вот чудо совершилось!

4.Укажите верную характеристику предложения Добрые феи, мне вас так не хватает!

1) двусоставное

2) односоставное определённо-личное

3) односоставное неопределённо-личное

4) односоставное безличное

5.Укажите определённо- личное предложение.

1)Хотя бы часик поспать!

2) Люблю ваш гнев!

3)Там под горой пасут овец.

4) Голыми руками ежа не ухватишь (пословица).

6. Найдите неопределённо-личное предложение.

1) Рядом в лесу ни души.

2) Эту сову часто принимали за чучело.

3) Видишь вдали вон тот развесистый дуб?

4) Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу.

7. Какое предложение является безличным?

1) Эту новость везде обсуждают.

2) И слушаешь песни далёких сёл.

3) Около самой деревни далеко просматривались окрестности.

4) К сожалению, времени у нас не осталось.

8. Отметьте назывное предложение.

1) Осень в парках волшебна.

2) Волшебная осень парков.

3) Везде жёлтая листва.

4) А это дятел.

11.Творческая работа учащихся.

По картине, на которой изображена зимняя природа, написать мини- сочинение, используя помимо двусоставных ещё и разного типа односоставные предложения.

За то время пока ребята пишут , проверяются тесты.

Ответы:

1. 2 1. 4

2. 2 2. 3

3. 1 3. 2

4. 4 4. 4

5. 4 5. 2

6. 3 6. 2

7. 1 7. 4

8. 3 8. 4

Подводятся итоги проверочной работы, выставляются оценки: 8баллов-«5»,

6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3», 1-3баллов-«2».

Зачитываются несколько сочинений, краткий комментарий содержания и наличия односоставных предложений (комментируют ученики) 2-3оценки выставляются.

12.Подведение итогов урока.

Повторяли и обобщали знания по пройденной теме.

Учились использовать свои знания в практической работе.

Развивали устную и письменную речь.

С какой целью изучаются односоставные предложения?

Односоставные предложения помогают лаконично, без повторов слов в предложениях, образно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи

Домашняя работа:

Повторить теоретический материал по теме по схеме и таблицам,

Сочинение-миниатюру по началу Первый снег! Сколько чувств вызывает он!..

Использовать, где это целесообразно, односоставные предложения.

Программные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 8 класса после изучения темы «Односоставные предложения».

Учащиеся должны уметь:

1)производить синтаксический разбор простых двусоставных и односоставных предложений;

2)составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами;

3) пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

4) соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

Источник

Упражнение 1.

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Упражнение 2.

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.

Читайте также:  Поэт андерсон покоритель снов мультфильм 2014

По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Упражнение 3.

Спишите предложения. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро… Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Упражнение 4.

Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Упражнение 5.

Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.

1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день… (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Останемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.) 7) – Чего стоишь? – сказал он [мальчик] сумрачно. – Хочу и стою, – сказал Ваня. – Иди, откуда пришёл. (Кат.)

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

1) Шумим братец шумим…. (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной.(Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие ночи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)

Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.

1) Бездонную бочку водой н… наполн…шь. (Посл.) 2) Вас прос…т к телефону. 3) Дело словом н… замен…шь. (Посл.) 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр…гают. (П.) 5) На войне встреча…шь разных людей. (Симонов.) 6) Поулицам слона водили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос…ки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на п…кетах пишут “ваше превосходительство”.(Г.)10) Любишь ката…ся – люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)

Упражнение 8.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.

1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу…анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк…ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл…, и я вышел на воздух освежи…ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста…ся у меня в крепост… . 5) Он как тополь между ними – только н… расти, н… цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н…чего выдумать н…возможно. Недаром ему завид…вали все наездники и н… раз пытались её украсть, только н… уд…валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры…ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав…ся. 8) Когда отец возвратился, то н… дочери, н… сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска…ся ещё вёрст пять по облед…невшим скалам и топкому снегу.
(М. Ю. Лермонтов.)

Упражнение 9.

По образцам замените личные предложения безличными (письменно).

Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.
1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.

Образец:
Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.
1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо затянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.

Образец: У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.
1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У меня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.

Упражнение 10.

Прочитайте сложные (сложносочинённые) предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Обе грамматические основы в данных сложных предложениях двусоставны. Замените оба простых предложения безличными. Проанализируйте изменение стилистики высказываний.


Образец:
Повеял холодный ветер, и наступила темнота. Повеяло холодным ветром, и стало темно.
1. Дом опустел, и я загрустил. 2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины. 3. И я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб. 4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.

Упражнение 11.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).

1) Уже совсем ра…вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес…ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит… . (Кор.) 3) Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дохнул сентябрь – и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл…мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг…вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н…досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н… пришлось долго ждать.

Читайте также:  Бык гонялся за мной во сне

Упражнение 12.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день… (Н.) 2) – Отнести её вон,- проговорила изменивш…мся голосом старуха. – Скверная собач…нка! (Т.) 3) Дождик ш…л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра…чистит. (Т.) 4)Два часа ночи. Не спи…ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н… др…жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр…даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот…плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздух… тишина. (Ч.) 8) Как постел…шься, так и высп…шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь.(А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё…о проходивш…х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап…хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там к…тались с большой ледя…ой горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.)15) Эту песню н… задуш…шь, н… убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все пр…делы. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин… дня, кровельных сосул…к худосочье, ручейков бессо…ых болтовня! (Паст.) 18) Очень уж шумят у нас в классах. (Ч.) 19) В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. (Ф.) 20) Мне было весело вдохнуть в мою намученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л.) 21) Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 22) Кругом ни души. Пустынно и мёртво. (Сераф.) 23) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. (Ч.)

Тест по теме «Односоставные предложения»

1. Укажите неверное утверждение.

1) Односоставные предложения могут быть распространенными.
2) Односоставные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.
3) Назывные предложения имеют один главный член предложения – подлежащее.
4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен
для понимания смысла предложения.

2.Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение – это предложение, в котором:
1) опущено подлежащее,
2) опущено сказуемое,
3) нет второстепенных членов предложения,
4) грамматическая основа состоит из одного главного члена
предложения.

3. Какое предложение является односоставным?

1) Кругом все было тихо и спокойно.
2) Не будем подбрасывать дров в огонь.
3) В небе горела только одна маленькая звездочка.
4) Прошло около двух лет.

4. Какое предложение является односоставным?

1) Посетителей в коридоре нет.
2) Много песен сложено о любви.
3) На небе солнце большое, горячее.
4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

5. Какое предложение является односоставным определенно-личным?

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
3) Стою один среди равнины голой…
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

6. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) И нам пора опять в далекую дорогу.
3) Влажной землей из окна потянуло.
4) Им еще предстоит долго учиться.

7. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет.
3) Цыплят по осени считают.
4) Придешь завтра ко мне в гости?

8. Какое предложение является односоставным безличным?

1) Что-то нынче и вправду не топят.
2) К птичьему прислушиваюсь крику.
3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
4) За ночь сильно подморозило.

9. Какое предложение не является односоставным безличным?

1) Мне от тебя ничего не надо.
2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.
3) Этому коню цены нет.
4) Скоро можно было отправляться в путь.

10. Какое предложение является односоставным назывным (номинативным)?

1) Когда же прикажете ожидать вас?
2) Невозмутимая тишина и нестерпимый жар.
3) Сюда ездят любоваться морем и горой.
4) В здешних морях иначе плавать нельзя.

11. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1) Магазин находился совсем близко от берега. (2) У прилавка стояло всего три покупателя. (3) Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4) Меня как будто кипятком ошпарили. (5) Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу…(6) Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7) Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8) Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк. (Н.Вурдов)

12. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.

(1) Дорога шла по низменным болотистым местам. (2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3) Местами приходилось брести по колено в воде. (4) На болотистых участках всплыли жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5) Всё это очень затрудняло ходьбу. (Н.Вурдов)

13. Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней… (З.Сорокин)

14. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера. (С.Воронин)

15. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. (2) Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. (3) Приводили их шведские шкипера – неразговорчивые и честные люди. (4) Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. (К.Паустовский)

                                                       Ответы:

Источник