Великий прадед на коне стоит у замка в вечном сне

Великий прадед на коне стоит у замка в вечном сне thumbnail
Загадка памятника Петру Великому. Питер. Около Инженерного замка[Mar. 18th, 2008|12:30 pm]

Монументальная пропаганда


«Гордо от замка ступает
Медный породистый конь.
Грозно монарх восседает,
Блещет во взоре огонь»

«Прадеду Правнук» и год установки – 1800. Больше никаких надписей. И одна большая загадка! Сразу скажу: это не факт, просто мнение. Так что не бейте 😉

В детстве думал, что все знают эту загадочную фишку. Потом на многие годы забыл про неё. Недавно был несказанно удивлён. Выросло целое поколение даже не слышавших об этом. Даже Википедия ничего не говорит. Читающей публике известна она, благодаря трудам Синдаловского. Думал, что знатоки города уж конечно знают сию тайну. Ан, нет! Столкнулся с незнанием, поэтому расскажу… Кто знает эту фишку, не обижайтесь за повтор! Может быть и свои версии приведёте…

Итак. 

Павел приказал установить памятник Петру I перед входом в замок. И надпись придумал. Сам, правда, полюбовался на него недолго – через 40 дней был убит. Знал ли он одну особенность памятника или нет, не знаю. А то, что большинство искусствоведов, пишущих о памятниках нашего города этого не видят и не знают – странно…

Зато очень часто говорят о таинственном знаке: число букв в надписи на фронтоне равно годам, прожитым Павлом.

Краткая справка:

История этого конного монумента насчитывала к тому времени уже несколько десятилетий. Памятник своему отцу хотела установить еще Елизавета Петровна, и по ее приказу Растрелли – старший, который много работал над бюстами и статуями Петра Великого, создал новый конный памятник великому российскому императору. Скульптор провел все подготовительные стадии для отливки монумента, но умер, не закончив работу. Дело отца продолжил сын Франческо Растрелли, в то время уже известный архитектор. Он планировал установить памятник Петру I на Дворцовой площади после окончания строительства Зимнего дворца. Но Елизавета умерла, к работе Растрелли все потеряли интерес, а Екатерине II уже готовая скульптура и вовсе не понравилась, и для работы над новым памятником Петру она пригласила французского скульптора Фальконе. О забытой статуе Петра вспомнил лишь Павел, он и приказал установить монумент перед Михайловским замком.

А теперь внимательно смотрим на коня. Отходим подальше, наезжаем объективом… Смотрим на переднюю левую ногу коня… Видите? Это не конская нога! Там не копыто! Это – женская ножка…

Когда поднимите свою упавшую челюсть, броситесь искать разгадку.

Единственное, что я смог найти, различные рассказы про коня Императора:

«Известно, что на протяжении долгих лет Петру I верно служил конь, носивший, как ни странно, женское имя Лизетта. Впервые Петр I увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой, у маркитантов — мелких торговцев, сопровождавших армию в походах. С первого же взгляда конь пленил царя. Петр I тут же выменял его па свою лошадь, дав небольшую придачу.

С той поры Петр I редко расставался с этим конем, который оказался на редкость выносливым: он пробегал в день по полутораста верст “без всякого при том себе вреда и надсады” 23, хотя нес всадника ростом более двух метров.

А случалось, что, когда Петр сидел в палатке или на открытом воздухе за столом среди своих офицеров, Лизетта подходила к шумной компании и охотно пила и ела то, чем ее угощали с царского стола.

На Лизетте император совершил Персидский поход, был в сражении на реке Прут, в знаменитой Полтавской баталии. А после победы Петр I верхом на Лизетте принимал в Москве триумф фельдмаршалов Б. П. Шереметева и А. Д. Меншикова.

Когда лошадь пала, чучело ее 19 августа 1741 года поступило в кунсткамеру — первый музей Петербурга — в том же убранстве, какое было на ней при Петре I: седло из темно-зеленого бархата с золотой вышивкой и золотой же бахромой; под седлом (и поверх потника) надет для украшения матерчатый чепрак из такого же зеленого бархата и тоже с золотой вышивкой и бахромой по краю. Железные стремена висели низко, напоминая о высоком росте хозяина.

Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук СССР»


Чучело покажу:

Связь коня с именем Лизетта и женской ножкой проследить можно. Если учесть, что он – конь, ситуация становится не очень ясной. Для сексуальных меньшинств – ясной, для остальных не очень…

Честно говоря, ответа я не знаю.
Под Петром не реальная Лизетта, она была мельче и не такая представительная. Аллегорическая фигура. Кто-то говорит, что это шутка скульптора, есть версия, что это мелкая месть, что автору ничего не заплатили. Есть красивая версия, что это ножка возлюбленной скульптора… Реалисты прямо говорят – обман зрения, там реальное копыто и нога конская. Ответа нет у меня.

И ещё одной загадкой больше в любимом городе!

***


Ещё небольшое дополнение. Для любителей мистики и примет.

Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важнейшие эпизоды Северной войны – битвы при Гангуте и под Полтавой. Их созданием руководил М. И. Козловский. Внимательно обойдите постамент и приглядитесь к барельефу, изображающему Гангутскую битву. Видите отполированную до блеска пятку одного из моряков? Это потому, что тысячи туристов прикасаются к ней в надежде, что их мечта исполнится. Мне в голову никакая морская мечта не приходит, кроме того, чтоб не утонуть 😉

В мистическом мире петербургского городского фольклора этот памятник занимает значительное место. Время от времени он “оживает”. Существует городское поверье. Если пристально вглядеться в него белой ночью ровно в три часа, то можно заметить, как он шевелится.

Белые ночи уже скоро. Три часа ночи… Сходим? 

Comments:

лошадь Лизетта и собака Лизетта, странно, что, в таком разе, быкодав носит иное имя

Лизетта – конь, однако…

Это не дамская ножка, это нога, под тяжестью всадника чрезмерно согнутая в путовом суставе. Вот и превратилась лохматая бабка в венский каблучок 🙂

И коленный сустав тоже стал стройным и не лошадиным под тяжестью всадника..;)

Не все умеют лепить лошадей…

Да уж! Растрелли… они все такие…;))

Ещё раз посмотрела внимательно. На человеческую ногу это похоже ещё меньше, чем на конскую. Хотя если учесть идеал лошади той эпохи… я картинку видела, как должна выглядеть правильная лошадь – такого мутанта и в Чернобыле не выведешь 🙂

Экая Вы, право! Почти все видят и верят… Только обсуждают толщину ляжки женской ножки. Достойная тема ;)))

User nktv1tl referenced to your post from Иллюзия Петра saying: […] коня… Видите? Это не конская нога! Там не копыто! Это – женская ножка… Источник […]

User starmidgard referenced to your post from Иллюзия Петра saying: […] коня… Видите? Это не конская нога! Там не копыто! Это – женская ножка… Источник […]

Источник

Знаменитый памятник Петру I — первая конная статуя в России.

027

Памятник с надписью «Прадеду Правнук 1800» хранит в себе несколько удивительных загадок: и в цифрах, и в истории создания скульптуры.

76528900_large__MG_2107

Модель памятника была выполнена еще при жизни Петра в 1716-1724 годах скульптором К. Б. Растрелли, затем работы были остановлены. Памятник своему отцу хотела установить Елизавета Петровна, по ее приказу Растрелли, который много работал над бюстами и статуями Петра Великого, создал новый конный памятник. Он провел все подготовительные работы для отливки монумента, но умер, не успев закончить работу. Дело отца продолжил его сын Франческо Растрелли. Отливка скульптуры произошла только в 1745-1747 годах. Он планировал установить памятник Петру I на Дворцовой площади после окончания строительства Зимнего дворца. Но Елизавета умерла и к работе Растрелли потеряли интерес, поэтому памятник был убран в амбар Литейного двора на Васильевском острове, где простоял несколько десятков лет.

000008

Затем Екатерина II пригласила французского скульптора Э.М.Фальконе для работы над новым памятником. Екатерине II памятник не нравился, и она подарила его своему фавориту Г.Потемкину.

attach

О забытой статуе Петра вспомнил лишь Павел I, он и приказал установить монумент перед Михайловским (Инженерным) замком. Торжественное открытие бронзового конного монумента состоялось в 1800 году. Петр I изображен в одежде римского цезаря: на голове — лавровый венок, в правой руке — жезл маршала, на плечах — роскошная мантия с двуглавыми орлами. На поясе полководца-победителя — тяжелый меч с рукояткой в виде львиной головы, а на ногах — римские сандалии. Мощный конь выглядит торжественно, как будто гордясь царственным седоком. Пышный хвост коня тянется до самой земли. Массивный четырехгранный постамент из светлого мрамора украшают два бронзовых барельефа: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте».

76vBH5ZVqko

Правда, Павел полюбовался на него недолго — через 40 дней он был убит. А знал ли он одну особенность памятника или нет — не известно.

attach (1)

Но есть у этого памятника одна особенность, любимая всеми. Итак, внимательно смотрим:
Конь под Петром прекрасен, благороден, с изогнутой круто шеей, пышным хвостом, мощными ногами. Стройный жеребец персидской породы по имени Лизетта. И чепрак у него с крупными кистями, и сбруя с подвесками, и уздечка в драгоценностях. Сам с царственной осанкой. Под стать императору, увенчанному лавровым венком и с маршальским жезлом. Слиты они в один художественный образ, целостный и величественный.

98704609_large_0_74805_f664df56_XL

Отходим дальше, смотрим на переднюю левую ногу коня и видим: это женская ножка, причем в туфельке.

55108_or

Выдвигались различные теории этого странного явления. Известно, что на протяжении долгих лет Петру I верно служил конь, носивший женское имя Лизетта (говорят, в честь дочки). Впервые Петр I увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой, у мелких торговцев. С первого же взгляда конь пленил царя. Петр I тут же выменял его на свою лошадь.

km_petr1_lizetta

С той поры Петр I редко расставался с этим конем, который оказался на редкость выносливым: он пробегал в день по полутораста верст «без всякого при том себе вреда и надсады». Случалось, что, когда Петр сидел в палатке или на открытом воздухе за столом среди своих офицеров, Лизетта подходила к шумной компании и охотно пила и ела то, чем ее угощали с царского стола.  На Лизетте император совершил Персидский поход, был в сражении на реке Прут, в знаменитой Полтавской баталии. А после победы Петр I верхом на Лизетте принимал в Москве триумф фельдмаршалов Б. П. Шереметева и А. Д. Меншикова.

loshad-petra-pervogo

Когда лошадь пала, ее чучело 19 августа 1741 года поступило в кунсткамеру — первый музей Петербурга — в том же убранстве, какое было на ней при Петре I: седло из темно-зеленого бархата с золотой вышивкой и золотой же бахромой; под седлом (и поверх потника) надет для украшения матерчатый чепрак из такого же зеленого бархата и тоже с золотой вышивкой и бахромой по краю. Железные стремена висели низко, напоминая о высоком росте хозяина. Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук.

Lizetta-b

И все-таки версия не совсем верна. Связь коня с именем Лизетта и женской ножкой проследить можно. Но если учесть, что это конь, то ситуация становится более чем странной.
Кто-то считает, что это шутка скульптора или мелкая месть, потому что автору ничего не заплатили. Но есть и романтичная версия, что это ножка возлюбленной скульптора. Реалисты утверждают, что это обман зрения, там реальное копыто и нога конская.
Какой версии верить — решать вам. Но одной загадкой в любимом всеми Санкт-Петербурге стало больше.

030.2._SPb._Pamyatni

И небольшое дополнение для любителей мистики и примет:
Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важные эпизоды Северной войны — битвы при Гангуте и под Полтавой.
Если приглядеться к барельефу, изображающему Гангутскую битву, то можно увидеть отполированную до блеска пятку одного из моряков. Это потому, что тысячи туристов прикасаются к ней в надежде, что их мечта исполнится.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В мистическом мире петербургского городского фольклора этот памятник занимает значительное место. Существует городская легенда — если пристально вглядеться в него белой ночью ровно в три часа, то можно заметить, как он шевелится.

744031_original

Источник

Перед южным фасадом Михайловского замка в Санкт-Петербурге на высоком постаменте установлен памятник основателю города – Петру I. Немногие знают, что у этого монумента есть особенности, делающие его необычным.

Во-первых, это первый памятник Петру I и самый старый конный монумент в России. Он был отлит в 1747 году (за 31 год до отливки знаменитого “Медного Всадника” на Сенатской площади) по модели итальянского скульптора Бартоломео Растрелли. Ваятель приехал в Петербург по приглашению самого Петра и начал работу над памятником в 1716 году, сделал прижизненный гипсовый слепок с головы монарха, а затем и модель памятника.

Проект памятника

Пётр, как гласит легенда, внёс правки в проект и Бартоломео Растрелли исполнил новую модель. То есть, модель этого памятника видел сам Пётр I. Но император скончался. Его преемники о памятнике не особо думали. Только когда на престол взошла дочь Петра Елизавета, вопрос о памятнике встал снова. Сын скульптора, любимейший архитектор императрицы Франческо Растрелли, завершил отливку конной статуи. Были предложения установить монумент в Полтаве или в Кронштадте, или у здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове, или на Дворцовой площади. Но по какой-то причине императрице Елизавете статуя не понравилась. Екатерина II тоже её отвергла и приказала создать новый монумент (Медный Всадник). Всю вторую половину XVIII века она простояла в деревянном сарае Литейного двора на берегу Невы. Вообще, это сам по себе уникальный случай, ведь бронзовый памятник стоил больших денег.

Когда в 1796 году к власти пришёл Павел I, он велел построить себе новую резиденцию, получившую название в честь архангела Михаила – Михайловский замок. Павел велел установить перед главным фасадом замка эту конную статую Петра I. Поэтому и дата на постаменте – дата установки – 1800 год. Через 53 года после отливки. Столько лет прожил и сам Пётр I, столько же лет его скульптура ожидала установки.

Уникальный памятник Петру I

Вот тут стоит снова вернуться к Медному Всаднику – первому установленному в стране конному монументу и памятнику Петру I. Он был установлен по воле императрицы Екатерины II в 1782 году, а на постаменте была сделана надпись из четырёх слов: «Петру Первому – Екатерина Вторая».

Медный Всадник

Павел же делает надпись на памятнике Петру у замка максимально лаконичной и подчёркивает своё кровное родство с великим предком: «Прадеду – Правнук». Мать Павла Екатерина II, как известно, была чистокровной немкой.

Уникальный памятник Петру I

Вот тут мы обратимся к самому памятнику. Петр изображён полководцем-триумфатором, эдаким римским цезарем, властным и грозным. На голове у него лавровый венок – символ славы. В правой руке – жезл полководца. Горностаевая мантия – символ чистоты и власти – ниспадает на меч, на рукояти которого изображение льва. Вместо седла — покрывало, украшенное кистями. Конь выступает величаво и торжественно.

Уникальный памятник Петру I

Здесь хорошо видна горностаевая мантия и рукоятка меча в виде головы льва.

На постаменте два барельефа с эпизодами двух важнейших сражений Северной войны, которую вёл Пётр I со Швецией. Справа – главная сухопутная битва всей войны – Полтавская. На переднем плане виден Пётр, шпагой указывающий на бегущих шведов и уносимого на носилках шведского короля Карла XII. Рядом с Петром А. Меншиков. В небе трубят славу русским войскам гении победы и виден Рак – зодиакальный знак июня (27 июня 1709 г. произошла битва). Туристы уверены, что надо обязательно тереть на счастье копыто лошади Петра и его ботинок. Но не все знают, где тут Пётр, поэтому просто натирают до блеска все выступающие части медного барельефа – копыта лошадей и ботинки Петра и Меншикова. Этим, правда, портят памятник.

Барельеф “Полтавская битва”

Уникальный памятник Петру I

На втором барельефе изображено главное морское сражение Северной войны – битва при Гангуте (ныне – полуостров Ханко в Финляндии). Наверху опять гении победы и уже зодиакальный знак Льва (битва произошла 27 июля 1714 года). Пётр изображён слева на флагманском корабле, а справа русские моряки на борту пленного шведского корабля поднимают флаг России. Но это туристы просто не замечают, потому что взгляд привлекает очередные натёртые части барельефа – из моря в лодку вытаскивают моряка. Считается, что надо потереть ему пятку, как бы помочь забраться в лодку, чтобы не утонуть в предстоящем путешествии по воде. Да и студенты иногда трут, чтобы не «тонуть» в ответах на предстоящем экзамене. Скоро пятки не останется. Теперь ещё и пятую точку моряка начали натирать.

Барельеф “Гангутское сражение”

Почти стёртая пятка моряка

Ещё одна особенность – двуглавый орёл на постаменте. На него практически никто не обращает внимания, мол, обычный герб Российской империи. А вот если вы присмотритесь, то увидите, что на груди орла под щитом с изображением Георгия Победоносца виден восьмиконечный мальтийский крест. Дело в том, что православный император Павел был великим магистром католического Мальтийского ордена. Поэтому с 1798 по 1801 годы герб России имел такой вид. Кстати, такой же герб можно увидеть и во фронтоне Монетного двора в Петропавловской крепости.

Мальтийский крест на гербе России.

И напоследок ещё одна особенность этого памятника. Если встать по левую руку от Петра в нескольких метрах от памятника, то можно заметить, что с определённого ракурса левая передняя нога коня не очень похожа на конскую. Скорее она напоминает тонкую женскую ножку в туфле с каблуком.

Уникальный памятник Петру I

Уникальный памятник Петру I

Кто-то утверждал, что это была месть скульптора за то, что ему не заплатили за работу (на самом деле заплатили, но не сразу, а через 9 лет). Некоторые считают, что таким образом скульптор изобразил ножку своей возлюбленной. На мой взгляд, сомнительный комплимент. Но если отойти от памятника ещё подальше, то можно заметить, что это не туфля и не каблук, а обычное копыто. И никакой мистики.

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, если вам было интересно.

Источник

Конь с человеческой ногой.

Вроде бы всем известная формальная достопримечательность – Петр I на коне, у Михайловского замка. Модель памятника была изготовлена еще при жизни Петра, скульптором Растрелли, сам монумент долго пылился по подвалам и лишь при Павле I был установлен на свое нынешнее место. Казалось бы, памятник как памятник. Однако, если выбрать определенный ракурс и внимательно посмотреть на ноги коня, окажется, что одна из его ног – человеческая! Что это? Чей-то недосмотр? Месть скульптора? Просто такая своеобразная шутка?

Адрес: ул. Садовая, д. 2.

Будем разбираться в этой тайне….

История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век.

В самый плодотворный период своего правления Петр I, бросив взгляд на пройденный путь и осознавая, какие великие дела он совершил для своей страны, решил увековечить свою память. После одержанной победы в Полтавском сражении он задумал воздвигнуть на данном месте каменную пирамиду с личным изображением в полный рост и на коне, которая будет отлита из желтой меди. Однако тот период был для государства довольно тяжелым, и ему пришлось отложить осуществление своей задумки на неопределенный срок.

В 1716 году в Петербург прибыл великий скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли. Он был приглашен для создания монумента Петра I. Около двух лет он трудился над изготовлением глиняной модели коня для памятника. А вот для воссоздания точной копии лица императора Растрелли снял с его лица гипсовую маску, наподобие знаменитых венецианских.

Кстати, с ее (маски) помощью также был сделан восковой бюст Петра. По замыслу великого императора на монументе должна была быть надпись. За ее сочинение взялась целая бригада, состоящая из сотрудников и студентов Парижской королевской академии. Текст должен был быть на латинском языке. Он и украшает сегодня Памятник Петру перед Михайловским замком.

Великий император был очень воодушевлен тем, что скоро он сможет увековечить себя, воздвигнув первый в России конный монумент. Однажды он посетил мастерскую, где трудился Растрелли, и дал ему несколько очень ценных и дельных советов. Это было в 1719 году, Северная война подходила к концу, а Российская империя должна была стать в ней победительницей.

А это означало, что новый памятник должен был заключать в себе триумф как всей России, так и ее императора. Через 5 лет была готова новая восковая модель памятника. Многие критики считали, что этот монумент перегружен различными деталями. Однако не надо забывать, что он относится к эпохе барокко, отличительной чертой которой была склонность к чрезмерности и роскоши.

Первоначально Памятник Петру I имел следующий вид. Могучий конь, на котором восседает император. У ног коня лежит змея – символ зависти. В дальнейшем ее перенесли к Медному всаднику. Монумент также состоял из шести аллегорических фигур – добродетелей, статуи Невы, купидонов, земной сферы. При жизни Петра для памятника было выбрано другое место – старая Сенатская площадь на Васильевском острове. Петру очень понравился замысел Растрелли. Однако статую пока не спешили отливать из бронзы.

После смерти Петра I в 1725 году, около 10 лет его наследники и не вспоминали о памятнике. Кстати, плату из государственной казны за свой труд Б. Растрелли получил лишь в 1734 году. Еще около 7 лет после этого памятник пылился в амбаре, но когда к власти пришла дочь Великого императора Елизавета, она решила еще раз напомнить своим подданным, чьей дочерью является.

Императрица хотела воздвигнуть его перед Зимним дворцом. Однако, осмотрев монумент, она пришли к заключению, что он больше не соответствует вкусам нового времени, и его нужно доработать. Естественно, это было поручено уже стареющему Бартоломео. В итоге памятник представлял собой только образ императора-триумфатора без каких-либо барельефов и аллегорий.

В 1743 году, после осмотра и одобрения модели Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к изготовлению большой скульптуры. Работа над ней была завершена в 1744. Так сложилась судьба – ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника, он не был установлен.
В этом же 1744 году Карло Бартоломео Растрелли умирает в Петербурге, и отливку статуи Петра в бронзе по восковым моделям отца осуществляет уже его сын Франческо три года спустя. Императрица Екатерина II оценила памятник и сочла его недостойным великого монарха, после чего Растрелли младший был отстранен от дел, а Екатерина заказала новый памятник Петру вместо «неудачного» труда Растрелли.

За работу над памятником великому царю взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился знаменитый на весь мир «Медный всадник», а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но опять же, установлен не был. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую предка и повелел воздвигнуть ее в Кронштадте.

Спустя некоторое время Павел меняет свое решение и отдает приказ о перевозке и установке памятника в Петербург, и с 1800 года по сей день, он стоит у фасада Михайловского замка на площади Коннетабля. Павел также приказал сделать на постаменте надпись – «Прадеду Правнук 1800», явно перекликающуюся с надписью «Петру I Екатерина II Лета 1782» на гром-камне «Медного всадника».

Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)– фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) – бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы.

На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.

Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.

Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. В глаза бросается то, насколько отполированы выступающие части барельефов – копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка – не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня – это принесет удачу.

Оригинал взят у kohama_natalia в Тайна памятника Петру I у Михайловского замка.

ПыСы: К сожалению автор поста так и не раскрыл тайну “человеческой ноги” у скульптуры коня. ) Может быть кто прояснит эту историю ?!

Источник

Читайте также:  Сны со среды на четверг о бывшем