Вам и не снилось
«Вам и не снилось…» — советский художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза, экранизация повести Галиной Щербаковой «Вам и не снилось» (до печати в журнале «Юность» — «Роман и Юлька»).
Премьера в СССР состоялась 23 марта 1981 года. По итогам проката 1981 года картина заняла 12-е место — её посмотрело более 26 млн зрителей. Лучший фильм 1981 года по опросу журнала «Советский экран». В США премьера прошла в Нью-Йорке 5 марта 1982 года под названием «Love & Lies».
Сюжет[править | править код]
Старшеклассница Катя Шевченко (Татьяна Аксюта) переезжает в новый дом и в новой школе знакомится с одноклассником Ромой Лавочкиным (Никита Михайловский). Катя и Рома начинают встречаться, над чем сверстники по-доброму подшучивают, некоторые взрослые высмеивают, а другие относятся положительно. Мать Кати Людмила (Ирина Мирошниченко) в юности была возлюбленной отца Ромы Константина (Альберт Филозов), но отвергла его. Мать Ромы Вера (Лидия Федосеева-Шукшина) знает об этом и поэтому ревнует мужа к матери Кати и из-за этого ненавидит её, а заодно и её дочь. Она стремится всеми силами разлучить детей — переводит сына в другую школу, запрещает им встречаться, но любовь Ромы и Кати от этого не прекращается и даже становится сильней и крепче, ведь юные влюблённые не представляют себе жизни друг без друга.
Тогда Вера вынуждает Рому на долгое время уехать из Москвы в Ленинград ухаживать за больной бабушкой (Татьяна Пельтцер), которая, в свою очередь, пресекает все попытки Кати связаться с Ромой. Ребят поддерживают только одноклассники и классная руководительница Татьяна Николаевна (Елена Соловей). Ей становится известно об обмане Веры, и она сообщает правду Людмиле и её мужу Владимиру (Евгений Герасимов). Катя решает ехать в Ленинград и выяснить всё сама. А тем временем Рома, который не может понять, почему Катя не отвечает на его письма (их почтальонша (Любовь Соколова) передаёт бабушке Кати), звонит Татьяне Николаевне, но та по ошибке принимает его за Михаила (Леонид Филатов) — своего возлюбленного, с которым она в ссоре, и велит ему сюда никогда больше не звонить. Мучаясь от неизвестности, Рома случайно слышит телефонный разговор бабушки с матерью и узнаёт, что болезнь бабушки выдумана для того, чтобы их разлучить.
Шокированный предательством близких Рома запирается в своей комнате, бабушка пытается до него достучаться. Рома видит из окна, как во двор входит Катя, приехавшая в Ленинград. Он хочет выйти из комнаты, но бабушка не пускает его, пытаясь удержать от Кати и её «порочной» семьи. Рома раскрывает окно, зовя Катю, но поскальзывается на подоконнике и, сломав раму, падает вниз. Его падение смягчает снежный сугроб. Катя подбегает к нему и пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег. За ними наблюдают двое детей — мальчик и девочка.
Создатели[править | править код]
В ролях[править | править код]
Съёмочная группа[править | править код]
- Сценаристы: Галина Щербакова, Илья Фрэз
- Режиссёр: Илья Фрэз
- Оператор: Гасан Тутунов
- Художники: Виктор Власков, Александр Дихтяр
- Композитор: Алексей Рыбников
- Государственный симфонический оркестр кинематографии
- Дирижёр: Александр Петухов
История создания[править | править код]
От повести к фильму[править | править код]
До повести «Роман и Юлька» Галина Щербакова написала несколько серьёзных вещей, которые никто не хотел печатать, и тогда она решила написать лёгкую любовную историю, потому что ей показалось, что это наверняка будет беспроигрышная тема. Идею подкинул её сын-подросток. Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын-десятиклассник полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж. Оставив у неё тайное послание на балконе, он стал спускаться по этой же трубе вниз, и на середине пути она развалилась, но всё обошлось без серьёзных травм. Именно этот случай и создал у Щербаковой образ: мальчик, падающий с большой высоты из-за любви. Очень быстро она написала повесть «Роман и Юлька» и отнесла её в редакцию журнала «Юность». Когда прошло несколько месяцев, а повесть всё не печатали, Щербакова запечатала повесть в конверт от журнала «Америка» и отправила её на Студию имени Горького Сергею Герасимову. Через три дня Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась и она сделает всё возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя ещё два дня Щербакова уже разговаривала с Ильёй Фрэзом.
Перед началом съёмок Щербакова не выдержала и пошла к редактору «Юности» Борису Полевому, который сказал ей, что не может отправить повесть в печать, потому что у неё, по его мнению, очень мрачный финал. Узнав, что дело только в этом, Галина взяла с его стола рукопись, вышла из кабинета и тут же переписала последние несколько предложений. Если в изначальном варианте давалось чёткое понятие, что Рома умирает (в последнем предложении говорилось, что Юля роняет голову Роме на грудь), то теперь вышел неоднозначный конец, который можно было трактовать по-разному (Рома либо умирает, либо теряет сознание). Спустя два месяца (осенью 1979 года), уже в разгар подготовки съёмочного процесса, повесть была напечатана в журнале под редакторским названием «Вам и не снилось»[1].
Подбор актёров[править | править код]
Галина Щербакова не участвовала в подборе, но Фрэз показывал ей все пробы, которые она потом очень долгое время хранила у себя. Лидия Федосеева-Шукшина сразу дала своё согласие на съёмки. Очень долго искали исполнителей на роли Ромы и матери Кати. На роль Ромы отсмотрели тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Татьяну Аксюту, кто-то сообщил Фрэзу, что в Ленинграде есть мальчик Никита Михайловский, который, вполне возможно, очень даже подойдёт. Михайловскому к тому моменту только исполнилось шестнадцать лет. Он ещё учился в школе и у него не было никакого актёрского образования и опыта, кроме нескольких второплановых и эпизодических ролей в кино, и единственной главной роли в фильме «Дети как дети». Но на пробах он покорил всех своей естественностью, и его тут же утвердили. Татьяна Аксюта на семь лет старше Михайловского — к тому времени уже окончила театральный вуз и вышла замуж.
На роль матери Кати пробовалось множество известных актрис, в том числе для проб из Киева приезжала Ада Роговцева, но Илья Фрэз всем говорил «нет», потому что заранее утвердил на эту роль Ирину Мирошниченко, которая тогда попала в аварию и поэтому носила фиксирующий воротник на шее, и Фрэз ждал, пока она поправится.
Съёмочный процесс[править | править код]
Фильм снимался не в хронологическом порядке и почти с самого конца, поэтому актёры не всегда понимали то, что говорили по сюжету.
«Этот фильм я и люблю, и ненавижу, — призналась автор повести Галина Щербакова, — но мне до́роги месяцы воспоминаний о съёмочном процессе. Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский ещё учился в школе. Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша. Он не актёрствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».
Михайловский, хоть и имел за плечами некоторый актёрский опыт, по воспоминаниям, не мог правильно отыграть сцену с первых дублей и «раскочегаривался» только к шестому дублю, в то время как Аксюта, привыкшая играть на сцене, изображала нужные эмоции почти с первого раза и к шестому дублю уже начинала сдавать. В результате, по словам Щербаковой, почти все сцены фильма состоят из серединных дублей[2].
В сцене в парке Катя носит на голове венок из листьев. Венок не был запланирован по сценарию, но до начала съёмки сцены, пока устанавливали камеры, Татьяна Аксюта от нечего делать сплела этот венок, который всем понравился.[источник не указан 2071 день]
Места съёмок[править | править код]
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. |
Многие сцены фильма снимались на юго-западе Москвы, в окрестностях метро «Юго-Западная» и «Ясенево»[3].
Дом бабушки в Ленинграде (эпизод, где Рома опускает письмо в почтовый ящик) — это знаменитый Толстовский дом (№ 17 по улице Рубинштейна). Однако финальная сцена, где Рома лежит на земле, после того как сорвался с подоконника, снималась в Москве во дворе дома 34 на Спиридоновке.
Сцена зимой на балконе («Слепуха моя…») снималась с балкона 16-го этажа дома № 12, корпус 1 на улице 26 Бакинских Комиссаров, причём в зеркальном отражении. Из-за этого даже жители района не всегда могут определить, откуда велась съёмка. В отреставрированной версии картины этот ляп был исправлен.
Универмаг, на открытие которого идут главные герои, — это универмаг «Лейпциг» на улице Академика Варги, 8, корпус 1. Внутренние сцены с игрушечной железной дорогой снимались в том же универмаге. Возле него также снимались сцены разговора Ромы с отцом, идущим из ателье и торжественное открытие универмага с оркестром.
Школа № 780, в которой по сюжету учились герои фильма, расположена в Ясенево[3] в 13-м микрорайоне, по адресу Литовский бульвар, дом 42, корпус 2.
ул., Енисейская дом 21. Место съёмок фильма «Вам и не снилось…» (1980 года). Фотография 2016 года
Место съёмок фильма «Вам и не снилось…» 1980 года. Ул. Енисейская, дом 21. 2016 год
Место съёмок фильма «Вам и не снилось…» 1980 года. Ул. Енисейская, дом 21. 2016 год
Место съёмок фильма «Вам и не снилось…» 1980 г. Ул. Енисейская, дом 21. 2016 год
Дом, в котором живут главные герои, находится по адресу улица Енисейская, дом 21. Во дворе этого дома также снимались все сцены новоселья, встречи Людмилы Сергеевны, мамы Кати, с Костей, отцом главного героя, а также первой встречи главных героев, Кати с Ромой. Дом находится недалеко от метро «Бабушкинская», на пересечении улиц Енисейской и Менжинского.
Сцена у кафе для таксистов снималась на пересечении Скатертного и Малого Ржевского переулков в Москве. На месте самого кафе сейчас стоит новое здание, расположенное по адресу Скатертный переулок, 18.
Сцена в начале фильма на железнодорожном переезде снималась в Отрадном на пересечении Алтуфьевского шоссе (дублёр) и улицы Декабристов, напротив дома 40А по Алтуфьевскому шоссе. Сам переезд не сохранился до наших дней, как и Бескудниковская железнодорожная ветка, на которой он располагался.
Музыка[править | править код]
Музыка Рыбникова[править | править код]
Композитор Алексей Рыбников написал для фильма несколько инструментальных тем на основе песни «Последняя поэма». Некоторые композиции появлялись на различных альбомах с музыкой Рыбникова. В частности, следующие треки появились среди прочих на втором диске коллекционного издания 2005 года под названием «Музыка кино», выпущенном лейблом «Студия Алексея Рыбникова»:
- Новый дом (0:47)
- В парке (2:34)
- Роман и Катя (1:52)
- Танцы (2:15)
- Финал (2:43)
«Последняя поэма»[править | править код]
Звучащая в фильме песня «Последняя поэма» (на стихи Рабиндраната Тагора в переводе Аделины Адалис) была написана композитором Алексеем Рыбниковым ещё в 1970 году, во время работы над фильмом «Остров сокровищ», но стала известна только в 1981 году, когда вышел на экраны фильм «Вам и не снилось…» Песню исполнили Ирина Отиева и Вера Соколова.
Композитор рассказывал: «В 1970 году была написана мелодия, которую долгое время никуда не удавалось пристроить. И однажды, взяв с полки роман Рабиндраната Тагора «Последняя поэма», завершавшийся стихами в переводе поэтессы Аделины Адалис, я был поражён, насколько точно и легко ранее неизвестные мне стихи легли на эту мелодию десятилетней давности…» Однако ещё в 1973 году «Мелодия» выпустила миньон (СМ-0004107-8), содержавший эту песню, исполненную «Трио Линник» на стихи Р. Тагора.
После выхода картины песня стала популярной, вышла в финал фестиваля «Песня года — 1981», причём из двух вариантов исполнения — И. Отиевой и ВИА «Ялла» (придавшей песне восточный колорит) — с преимуществом лишь в несколько голосов из многих тысяч вышел ВИА «Ялла»[4].
Известны также варианты исполнения этой песни сёстрами Лисициан, Русланой, Варварой, Валерией, Леной Перовой c рок-группой «МультFильмы», группами «Русский размер» и «Hi-Fi».
В фильме Тренер песню акапелльно исполняют болельщики клуба «Метеор».
Критика[править | править код]
Рецензент журнала «Искусство кино» Л. Кузнецова увидела в фильме, в первую очередь, драму ложной семейственности, семейной диктатуры, псевдоматеринства, а уже затем драму молодой любви[5]. Педагог М. Ценципер посчитал, что тема фильма — не конфликт поколений, а желание старших защитить детей от заблуждений юности[6].
Награды и премии[править | править код]
- 1981 — 14-й Всесоюзный кинофестиваль (Вильнюс) по разделу фильмов для детей и юношества: Второй приз жюри — фильму «Вам и не снилось…»[7].
- 1982 — Лучший фильм 1981 года по опросу журнала «Советский экран». Исполнительница главной роли Татьяна Аксюта заняла в этом же опросе второе место в категории «лучшая актриса года», уступив Наталье Гундаревой в фильме «Однажды двадцать лет спустя»[8].
- 1982 — Почётный диплом Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов в Томаре (Португалия) актрисе Татьяне Аксюте за лучшее исполнение женской роли.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Кузнецова Л. Любовь всегда права? (рус.) // Искусство кино. — 1981. — № 7. — С. 58—71.
- Ценципер М. На вечную тему // Советский экран. — 1981. — № 9. — С. 4.
Ссылки[править | править код]
- «Вам и не снилось…» на сайте «Энциклопедия отечественного кино» (недоступная ссылка)
- Вам и не снилось в онлайн-кинотеатре ivi.ru
- Как они умерли… Никита Михайловский
- Экспортный постер фильма
- Рабиндранат Тагор. Последняя поэма
Источник
Жаль, что ушедшее не вернуть
Гневный камент!
Жаль, что современное поколение совершенно не понимает и, боюсь, никогда не поймет всей прелести нашего доброго советского кинематографа. Четкую грань между современным поколением и поколением, кому нравится этот фильм, к сожалению, провести нельзя. С обидой за Родину вынужден констатировать факт, что типичный школьник лет 15-16 (а именно столько же главным героям по сюжету) даже не согласится на просмотр, если у него будет выбор, например, между ‘Вам и не снилось’ и @#$%^&*!’№;%:?*. Вместо символьной белиберды поставьте любой голлливудский или, чего греха таить, российский ‘современный’ блокбастер и будьте уверены, что выигрыш за последним.
А что же Вы, уважаемый зритель, отдавший предпочтение Голливуду, нашли в нем? Спецэффекты, трюки, декорации, может, костюмы? Осмелюсь напомнить, что изначально кино – это актерский талант совмещенный с хорошей режиссерской работой.
Даже после N-го просмотра я твердо верю, что персонажи, сыгранные Татьяной Аксюта и Никитой Михайловским, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО учились в этой школе, действительно любили; я испытываю желание отправиться в Ленинград (простите, Санкт-Петербург) и найти там хотя бы маленький осколок стекла, разбитого при десантировании Ромки к своей любимой.
Увы, нет этого. Нет стекол, нет статуй, заколоченных на зиму досками, нет экскурсий на ‘открытие универмага’, равно, как нет и возможности понять, оценить то, что прошло и утеряно.
Теперь о радости. Радости за тех, кто видел, знает, любит и ценит этот шедевр. Уверен, что Вы, увидев подзабытое название, вспомнили свои впечатления о первом просмотре. Мало ли было мальчишек, готовых выпрыгнуть, пусть и случайно, из окна к своей любимой? Мало ли было девчонок, приехавших в другой город к любимому? Мало ли слез навернулось от великолепного сочетания последних кадров фильма и превосходной песни ‘Это любовь моя’. (На заметку, песню знают много больше, нежели кино.)
——————-
Я закончил, господа. Многое хотел бы еще сказать: о потрясающей и максимально жизненной игре Татьяны Аксюта, об актуальности темы и идеи фильма, многое… НО! Кому-то последний абзац ничего не скажет, а кому-то не скажет ничего нового. Искренне надеясь на последнее, разрешите отклоняться.
Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 299 часть.
Вам моя любовь никогда не приснится…
Вам и не снилось (я люблю этот фильм)
Есть фильмы, которые я не люблю очень сильно. Есть фильмы, которые я забываю сразу после просмотра. Есть фильмы, которые мне нравятся, но я их не пересматриваю. Есть фильмы, которые я люблю и они есть в моей большой коллекции. Есть один шедевр, который я боготворю и считаю его самым лучшим в кинематографе (Чарльз Чаплин – “Новые времена”). И есть один фильм, который живет в моем сердце, и отдам я этот фильм только самому родному человечку в моей жизни. А вам такое даже и не снилось…
Она и он слишком молоды для любви, так говорят все кроме них самих. Однажды они встретились и начали дружить. Дружба потихоньку исчезала и рождалась чистая любовь. Настоящая любовь (здравствуй Квентин), которая вам никогда не приснится. Время уничтожает все на своем пути, но настоящую любовь уничтожить невозможно. Даже если вы будете далеко друг от друга, любовь будет согревать вас.
“Наверное, я однолюб” – говорит главный герой. Он очень молодой и он любит новенькую в своем классе, а она любит его. Родители против такого выбора (у всех так), но любовь никто не сможет остановить (вы это уже читали). А перед нами, возможно, самый сильный фильм о ранней любви. Можно говорить что угодно, но этот фильм все равно останется лучшим. Таких искренних картин в кинематографе больше нет, и никогда не будет. Мне всегда становится очень плохо, когда я смотрю этот фильм, потому что он давит на мое сердце очень сильно.
Советский режиссер Илья Фрэз снял много интересных картин, но как мне кажется данный фильм стал самым ярким в его фильмографии. Вообще в СССР было много снято фильмов про школьников, но таких душераздирающих картин как “Вам и не снилось” я пожалуй не найду и даже не буду искать. Я благодарен всем тем, кто работал над съемками этого фильма и отдельное спасибо двум главным актерам – Татьяне Аксюте и Никите Михайловскому. За что им спасибо? За слезы на глазах…
Спасибо.
P.S.
Лучшая сцена в фильме – бабушка Романа (великая и неподражаемая актриса Татьяна Пельтцер) в самом конце фильма рвет и мечет, а Ромка отталкивает ее и открывает окно…
10 из 10
Ромео и Джульетта по-советски
Абсолютно замечательный, изумительный и красивый фильм, актуальный и в наше время. О нем можно говорить только в эпитетах, поскольку анализировать, в общем-то, довольно избитую тему (первой) любви как-то не очень.
Конечно, первое, что вырывается из уст после просмотра – «это сняли в Советском союзе»? Либо из-за своего безграмотного невежества, либо еще из-за каких-то причин, у меня сложился стереотип советского кинематографа, и месту лирическим историям о любви там не оказалось. А это довольно смелый фильм для своего времени, особенно в категории «детское и юношеское» кино, показывающий предрассудки людей «старшего» поколения и хорошо раскрывающий поговорку – не суй нос не в свое дело.
Конечно, только Советском союзе могли показать историю любви «на уровне», без пошлости, без секса. Какие бы не бытовали мнения на сей счет, что фильму о любви без пресловутого нельзя обойтись, мое имхо – можно, и кино получается не менее одухотворенным. Естественно в категории юношеского кино такие разговоры не уместны, это просто явный пример.
Кроме душевных прелестей, фильм мне показался интересен и своей атмосферой 80-ых. Ну и конечно тут немаленькую роль отыграл Алексей Рыбников, написал для «Вам и не снилось» не очень много, но так точно вписавшуюся в фильм замечательную музыку. От его творчества часто отдает некой нереальностью, сказочностью и грустью. Вспоминаем хотя бы знаменитую песню «Вам и не снилось», которая открывает фильм.
Ну и главный козырь тут конечно игра актеров, особенно главных. Давненько я не видел на столько, именно, реальной игры от молодых. Ради справедливости стоит заметить, что Никита Михайловский, младше своей замужней партнерши почти на 6 лет, сыграл намного лучше и чувственнее. И мне искренне жаль, что такой талант так рано ушел из жизни.
Что еще сказать в итоге, конечно же всем стоит посмотреть этот прекрасный фильм.
10 из 10
Я не люблю этот фильмВ нём много всего в одну кучу смешано:и история любви школьников, и жизнь их классной руководительницы, и жизнь родителей. Получается не очень интересно и немного скучно.
Главные герои мне не нравятся. Рома постоянно строит из себя умника, в 16 лет разговаривает как 40летний мужик(например, вы слышали раньше, как 16 летний парень говорит такие слова, как ‘мораль’, ‘однолюб’ и т.д?). Катя показалась мне какой-то неживой, больше похожей на старушку, ещё мне не понравилось, как она в начале фильма вела себя с родителями, особенно с отчимом – это просто хамство. И вообще я считаю, что между ними не было серьёзных отношений – за весь фильм ни Рома, ни Катя не поговорили ни о чём другом, кроме себя самих и своей любви (а ведь со сверстником можно обсудить, например, фильм или книгу, поговорить на разные темы).
Родители и того, и другой мне понравились – им была небезразлична связь своих детей, а это уже хорошо, и они изо всех сил старались, чтобы их дети чувствовали себя счастливо – оберегали их от любви друг к другу (и правильно, на мой взгляд, делали).
Ещё мне очень понравилась учительница – Татьяна Николаевна, такая милая, добрая женщина, а с мужчинами ей не везёт, либо попадаются всякие козлы вроде врача Миши-бабники, не способные на долгие отношения.
Есть замечательная книга с названием ‘Вам и не снилось’,которую я взахлёб читала в свое время, а есть плохой фильм ‘Вам и не снилось’, который только испортил все впечатления от книги. В общем, исходя из всего этого я ставлю
6 из 10
Берегите любовь !
Фильм о самом прекрасном чувстве – первая любовь. Сколько написано книг и снято фильмов на эту тему, но она также актуальна была, есть, будет.
Людей всегда волновало это чувство, самое первое и прекрасное, порой неподдающееся объяснению, но такое тёплое и нежное, дающее тебе крылья любви и свободы. Именно любовь заставляет совершать необдуманные поступки, идти против всего и всех, верить и надеяться, что вдвоём вам удастся преодолеть все преграды на своём пути.
Именно с этими преградами и приходится столкнуться главным героям фильма Роме и Кате. Родители не желают видеть их вместе, решая за них, родители не дают им самим выбирать и поступать, так как велит сердце. Но только настоящая любовь пройдёт все проверки на прочность. Не потеряв право отстаивать свой выбор, главные герои принимают решение быть вместе любой ценой.
Очень трогательный фильм Ильи Фрэза, так точно передавший саму жизнь и первую любовь.
Стоит помнить, что любовь хрупка как цветок и разрушить её гораздо легче, чем сохранить.
Первая любовь
Общее впечатление: Трогательная и нежная история о любви, в которую постоянно вмешиваются взрослые и не взирая на высокие чувства 2-х подростков, всячески пытаются им помешать любить друг друга. Как часто бывает, что родители в силу своего возраста, считают что важно и значимо для своего дитя? Довольно часто! Ну какая мать не желает счастья своему ребенка? Да вот только смотрят всегда родители с высоты своего полета, увы, часто решают они как учиться, на кого учиться, какую одежду выбирать, как себя вести. По сути человек рождается без выбора, за него решают, а уж потом знания плавно переходят к ребенку и уже сформированная личность (порою искаженная, воспитание дело нелегкое). В жизни случается так, что мы влюбляемся, и сердцу не прикажешь, однако, бывает и такое, что наседают родственники, которые говорят все что угодно от банального она тебе не пара до ужасных слов.
Так случилось со школьниками Романом и Катей, они тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви.
Как сказал князь Гремин «В любви все возрасты покорны». Не каждому в жизни дано понять что такое любовь, для кого-то это просто набор букв, есть вещи поважнее, как считают они: карьера, место в обществе и т.д. Именно такие люди и окружили влюбленных героев картины. Так вышло что отец Романа, когда-то был влюблен в Катину маму, и это, конечно, узнает его жена Вера. Вот отсюда и начинается все, не важно как выглядит Катя, что она любит, чем занимается, ее уже всем сердцем ненавидит мать Романа. Девочка и не виновата ни в чем, однако Вера уверенна что вся семья безобидной Кати порочна! Вера придумывает свой план, но можно ли разрушить настоящую любовь?
«Вам и не снилось» — очень трогательное, порою печальное кино о любви в целом. Здесь не только лучи первой любви, но есть и линия безответной (история матери Кати и отца Романа), история эгоистичной, в какой-то степени удобной любви (учительница), любви безоговорочной материнской. Весь этот набор раскрывает перед зрителем душещипательный рассказ, который затрагивает глубины души, и заставляет как улыбаться, так и плакать. Весь спектр эмоций, ведь в фильме столько прекрасного, несправедливого, удивительного и милого, что невозможно остаться равнодушным.
10 из 10
Фильм, конечно, сильный и запоминающийся – и в отношении режиссерской работы, визуального ряда, и игры актёров. Музыкальная тема и вовсе стала классикой (когда я впервые смотрела фильм, песню уже знала наизусть). Фильм про детей, которые ведут себя как взрослые, и про взрослых, которые во многом проявляют детскую инфантильность. Происходящее на экране занимает, юным влюбленным сильно сочувствуешь, однако…
…однако шедевром этот фильм, в отличие от ‘Школьного вальса’, назвать не получается. И вот почему, видимо. Весь фильм меня не покидало ощущение, что режиссер не оставляет зрителю выбора в отношении того, чтобы решить для себя – на чьей стороне быть, кому сопереживать. И я вовсе не про разлучниц маму и бабушку Ромы. Действительно, это две (далее нецензурное слово, которое Роман так и не смог подобрать в финале фильма). Там ситуация однозначная, мать волнует только бывшая пассия супруга и собственная ревность к ней, а отнюдь не будущее сына, а бабушке, похоже, просто ‘в кайф’ полновластно вмешиваться в чужие судьбы и ломать внуку жизнь, а заодно оказаться в центре внимания и забот. Но вот с главными героями не все так однозначно. Создатель фильма говорит нам: вот, посмотрите, это и есть Настоящая Любовь На Всю Жизнь. Нет, нет, не сомневайтесь, говорю же – это Она. В 17 лет в такое можно поверить, но взрослые зрители часто смотрят данную картину со скепсисом. Чувство Ромы зародилось на основании юношеского порыва. Мы не видим в фильме никаких предпосылок к серьезным отношениям, которые обязательно показывают в случае более зрелых людей. Понятно, что их и не может быть у двух школьников. Главные герои ещё не прошли всего того, что должны пройти в скором времени, мы не знаем, как будет развиваться ситуация. Если бы режиссер просто сказал нам ‘посмотрите, какое светлое, наивное чувство, лишённое всяческих рациональных расчетов, оглядок на будущее’ впечатление от фильма было бы сильнее. Но именно замашки на Вечную Любовь без каких-либо доказательств и делают картину несколько нереалистичной. Фильм получился не совсем про жизнь, хотя настоящая любовь в жизни, безусловно, случается.
Расстроила и сюжетная линия с учительницей. Я так и не поняла, чего же она хотела от героя Филатова. Вероятно, тот тоже этого так и не понял. На выходе все остались разочарованы. Если задумка была рассказать про женщин, для которых любимая работа важнее мужчин, то почему у Татьяны постоянно глаза на мокром месте? Или это про отношения без любви, возникающие потому что ‘уже пора по возрасту и мама настаивает’, и их единственный логичный исход?
Несмотря на некоторые моменты, этот фильм стоит увидеть. Ради того, чтобы родители ещё раз задумались, к чему приводит чрезмерное вмешательство в личную жизнь их детей. И ещё ради того, чтобы понимающе улыбнуться над эпизодом, когда больной и немощный мужчина мгновенно исцеляется и перепрыгивает через гору вещей, едва завидев вдали свою первую (единственную) любовь.
Картина бередит душу не сколько этой понятной любовью, родительскими переживаниями, а пустынными, романтически-настроенными мегаполисами, в первую очередь Москва и мельком Питер. Нет бешеной сутолоки, гонки, жажды наживы, люди смело очеловечены, настолько, что позволяют себе такую роскошь, как жить, а не выживать. Конечно, и им было трудно, но все эти бытовые перипетии, плюс современная абсолютная испорченность, ещё не смогли притупить тягу к искреннему и светлому, ведь человеческое, такое простое, счастье, ещё не было дискредитировано общими пороками.
История проста, но в тоже время болезненно-знакома. Через каток первой любви проходит каждый, этакое сомнительное счастье, которое точно подпортит кровь. Переживания взрослых понятны, слегка неадекватны, но здесь мерилом служит родительская любовь, поэтому критику в сторону. Но как показывает время, даже личный опыт, любовь всё равно права и бороться с ней бесполезно и очень опасно. Моя первая любовь – моя супруга. Да, так иногда случается и это ‘иногда’ большое счастье.
Подкупает фильм не только подростковой романтикой, но и зрелыми трудностями, где чувства переходят уже в другие стадии. Также понравилась учительница, романтическая натура, ранимая, но в тоже время принципиальная до ужаса, способная любить, но не побороть свои принципы. Удивительно, как и закономерно, её избранник такой же горе-человек, придающий огромное значение словам.
Советские картины о подростках всегда отличаются сказочной сознательностью, искренностью и завидным словарным запасом. Но это прекрасно, ведь после просмотра хочется стать лучше, чище.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, это добрая история, которая учит любить, понимать, принимать, а главное надо суметь эти качества не только сохранить, но и поделиться ими с ближним.
Всем желаю приятного просмотра!!!
После Олимпиады
Этот милый, чудный фильм является ответом на культовую в шестидесятых ленту ‘А если это любовь?’. Тогда, в далеком 1962 году двум старшеклассникам общество попросту не позволило отстоять свои отношения. Грубая мать, резкие учителя, друзья – все воедино добились того, чтобы герои стали весьма холодно относиться друг к другу, равнодушие сменило жаркую влюбленность. Но в восьмидесятых кинематографисты отвечали на вопросы, так толком и не решенные двадцатилетием ранее.
В ‘Вам и не снилось’ мы наблюдаем схожий роман. Только вот наши герои -уже совсем другие люди. Они готовы отстаивать себя, готовы бороться и принимать ответственность. Совсем другим выглядит и общество. Одноклассники совсем не оппонируют героям. Да и родители с учителями совсем не так однородны в своих оценках ситуации. И именно благодаря такому раскладу столь вопиющими выглядят ошибки некоторых ‘взрослых’, тех кому дано было стать воспитателями.
А в остальном мы получаем весьма добротный актерский состав. Наверное, самую эмоциональную роль Лидии Федосеевой. Милое экранное противостояние Ленинграда и Москвы – то, на что ребята не решаются в понятной Москве, выходит само собой в городе Петра.
Ну и еще мне понравилось то, как тонко в этом фильме прописаны персонажи родителей. Авторы весьма недвусмысленно показывают, как дети оппонируют с самых ранних лет своим воспитателям в выборе жизненного пути. И пусть этот фильм может показаться чрезмерно слащавым, романтичным. Он выражал время надежд, надежд на нечто лучшее, другое. Искренний взгляд, добрые глаза Никиты Михайловского, его пластичность – все это лишь воплощало устремления людей в то время. После Олимпиады.
7 из 10
Здесь слова излишне.
Трогательный и очень душевный фильм. В столь суетные и рутинные дни, когда порой забываешься и начинаешь деградировать в плане человечности, данный фильм просто лекарство для души. При просмотре и после просмотра, оставляет печальное и в то же время светлое чувство. Дает пищу для ума.
Смотрел данный фильм год назад, но в виду того, что не было еще тогда своего аккаунта на данном сайте, комментарий свой оставить не удалось. Сегодня, по чистой случайности, посмотрел клип на песню этого фильма длинною в 2,5 минуты, и это навело меня отыскать фильм и оставить свой отзыв. А в конце клипа даже прослезился. Настолько светлого и доброго фильма о любви, я, наверное, еще не видел.
‘Вам и не снилось’ нужно смотреть всем поколениям, как хорошо написанную гением поэму. Сюжетная линия довольно интересная. Качество фильма, для того периода, высочайшая. Актеры подобраны удачно. И все детали и город и квартиры в фильме весьма интересны. Фильм не для просмотра одного раза.
Перед просмотром не забудьте взять платочек.
Источник