В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке thumbnail

Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сна Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.

В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Главные герои

Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.

Другие персонажи

Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни.

Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам.

Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.

Краткое содержание

Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».

Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.

Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.

Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.

Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.

После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.

Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. В этих сказках всё совершалось само, по щучьему велению. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».

Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.

Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства».

Читайте также:  К чему во сне собираться в дорогу

Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.

Заключение

Сновидение главного героя играет большую роль в понимании его характера, раскрывает причины появления в обществе явления «обломовщины». Инертность, нежелание и неумение трудиться, душевная глухота Обломова были следствием его воспитания.

После ознакомления с кратким пересказом «Сна Обломова» рекомендуем прочесть отрывок в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

    Айдыс Айылдаа

    10/10

  • В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

    Неартем Дуров

    9/10

  • В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

    Едуард Сычёв

    9/10

  • В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

    Мария Егорова

    8/10

  • В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

    Анастасия Будакова

    10/10

  • В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

    Асиф Искендеров

    9/10

  • В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

    Залина Уруцкоева

    9/10

  • В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

    Миха Максименко

    10/10

  • В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

    Зайнаб Магомедова

    10/10

  • В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

    Kushtar Ulanbekov

    8/10

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 2384.

Источник

Ивана Александровича Гончарова часто называли “рафинированным” романистом, плохо знавшим народную жизнь. Он, в самом деле, не слишком глубоко вникал в народный быт. Однажды он признался: “Я не знаю быта, нравов крестьян… Я не владел крестьянами, не было у меня никакой деревни, земли… Простой народ, то есть крестьян, земледельцев, я видел… мимоездом: то из вагона железной дороги, то с палубы корабля”. Но откуда же тогда глубинное постижение национального характера в “Обломове”? Ведь в его Илье Обломове отраженным светом светятся главные, коренные мотивы русской волшебной сказки, былины о богатыре Илье Муромце и пр. Гончаров сам разрешает этот парадокс: “Я немало потратил красок на изображение дворовых людей, слуг… слуги, дворовые люди … – тоже “народ”… Я… воспитанный среди слуг… жил сначала дома в провинции среди многочисленной дворни… “.Очевидно, что не лакейская была для Гончарова главным источником познания фольклора. Судя по всему, главную роль сыграла здесь его няня. О ней романист упомянул в воспоминаниях “На родине”, а также в письмах к родным. Звали ее Аннушкой.
В отличие от Пушкина, автор “Обломова” не посвящал своей няне отдельных литературных произведений, но заслуживает внимания образ няни, например, в “Сне Обломова”. Здесь явно чувствуются личные впечатления автора. Няня была первым учителем героя. Няня дает маленькому Илюше сказочное, мифологическое объяснение мира, которым довольствуется сама. При этом она развивает в ребенке воображение и поэтическое мировосприятие:
– Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло? – спрашивал ребенок.
– Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет.
Можно не сомневаться, что эти перлы народного воображения и поэзии Гончаров узнал от своей няни, Аннушки. В романе он как бы вспоминает, как он “в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода”. В “Сне Обломова” указан репертуар, видимо, близкий репертуару реальной няни Гончарова: “Она повествует ему.. .об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем”. Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. Въяве видим мы и манеру Анны Михайловны рассказывать чудные народные сказки: “Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем: голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот”. Свое восприятие этих рассказов Гончаров также описывает: “Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах.. .ребенок не выдерживал: он с трепетом и визгом бросался на руки к няне; у него брызжут слезы испуга, и вместе хохочет он от радости, что он не в когтях у зверя, а на лежанке, подле няни”.
Образ няни в “Сне Обломова” абсолютно верен реальности. В “Обломове” Гончаров перечислил, очевидно, лишь малую часть исполнительского репертуара Аннушки. Несомненно, в запасе у нее было бесчисленное множество не только сказок, но и песен, поговорок, былин.

Няня И. А. Гончарова

Источник

В сне обломова гончаров называет сказку о емеле дурачке

ТОП 10:

1. Как зовут главного героя романа?

(Илья Ильич.)

2. Сколько лет главному герою?

(32-33.)

3. К какому сословию принадлежит главный герой?

(Дворянин.)

4. Есть ли у Обломова поместье? Если есть, то как оно называется? (Обло.мовка.)

5. Глаза у главного героябыли: а)голубые; б) тёмно-серые; в) карие? (Тёмно-серые.)

Читайте также:  Как убрать на лице полосы после сна

6. Назвать фамилию одного из гостей Обломова.

(Тарантьев, Алексеев, Волков, Пенкин, Судьбинский.)

7. Кто в романе является антитезой Обломову?

(Штольц.)

8. Кто он по национальности?

(Немец.)

9. Какая глазная болезнь преследовала Обломова?

(Ячмень.)

10. Какая вещь стала верным спутником Обломова?

(Халат.)

11. Чей портрет: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, …цвет лица ровный, …глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные…?» (Штольц.)

12. Как звали слугу Обломова?

(Захар.)

13. На какой улице жил Обломов?

(Гороховой.)

14. О ком сказано: «…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»?

(Обломов.)

15. Чей портрет: «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером жилете с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми, русыми с проседью бакенбардами…»?

(Захар.)

ИЗЛОЖЕНИЕ с творческим заданием по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надёжная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине, или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползёт по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок вёрст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и берёзовая роща – всё как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос, и незаметную, сну подобную смерть…

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе – грех.

Они бы и не поверили, если б сказали им, что другие как – нибудь иначе пашут, сеют, жнут, продают. Какие же страсти и волнения могли быть у них?

У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон; но всё это обходилось им дёшево, без волнений крови.

В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью.

А если кто от старости, или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после того не могли надивиться такому необыкновенному случаю…

(407 слов.)

З а д а н и е : для чего автор поместил в тексте романа главу «Сон Обломова»?

Методические рекомендации

И.А.Гончаров «Обломов»

Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа — проблемный. Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для студента могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

Читайте также:  Во сне сделали предложение выйти замуж с кольцом

История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.

В ходе лекции необходимо подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора, сделать вывод, что Обломов — «коренной народный наш тип», и указать на гоголевские традиции изображения жизни.

Лекция дает возможность увидеть социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.

На занятии необходимо показать, что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь — это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.

Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.

Два «лица» Обломова
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, «золотое сердце».   Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, «русская лень».

Н. А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду «лишних людей» и обличает «обломовщину» как общественный порок.

В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

А. В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви», называет его чудаком.

И. Ф. Анненский размышляет о созерцательном таланте Гончарова-художника.

Н. И. Злыгостаева видит Обломова в ряду «странных» людей в русской литературе: Башмачкина, Манилова, Подколесина, платоновского Юшки. Их души наполнены тихим покоем.

Дидактический материал

Вопросы и задания

  1. В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
  2. В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
  3. В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?
  4. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
  5. Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
  6. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя — легион…»?
  7. Проанализируйте «Сон Обломова». Что такое Обломовка — всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели?
  8. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?
  9. Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.
  10. Кто, по вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала — Штольц или Обломов?
  11. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
  12. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
  13. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — немец?
  14. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
  15. Что значит — «цель жизни»? Что значит — «жить просто так», «жить чтобы жить»?
  16. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
  17. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя?
  18. Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной?

19. Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца?



Источник