В каких стихотворениях встречается слово сон лермонтов
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова
- В каких стихотворениях поэт использует одни и те же слова, обозначающие
географическое название?
(“Утёс”, “На севере диком…”: в пустыне). - В каких стихотворениях поэт использует однокоренные слова, обозначающие цвет? (“Тучи”, “Парус”, “Утёс”: “степью лазурною”, “по лазури весело играя”, “под ним струя светлей лазури…”).
- Какой герой и кому “обещает полмира, а Францию себе”? (“Воздушный корабль”: император – сыну).
- .В каком стихотворении щит от стрел и меча заколдован? (“Пленный рыцарь”).
- Какое стихотворение вам напоминает этот предмет(Замок). (“Узник”: “Дверь высокая с замком”).
- В каком произведении кто и кому собирался подарить этот предмет? (Образок).
(“Казачья колыбельная песня”: мать – сыну). - В каких стихотворениях встречается слово “богатырь”?
(“Бородино”: “Богатыри–не вы”; “Казачья колыбельная песня”: “Богатырь ты будешь с виду…”). - В каком стихотворении герой носит треугольную шляпу? (“Воздушный корабль”: император).
- Что видит из окна пленный рыцарь? (“Синее небо отсюда мне видно: // В небе играют всё вольные птицы”).
- Из какого произведения эти строки: “Он растерял в пылу сраженья // Винтовку, шашку и бежит!” Кто это?(“Беглец”: Гарун).
- . “Я солнцем любима, цвету для него и блистаю…” Кому принадлежат эти слова? (“Листок”: чинара).
- В каком стихотворении 5 вопросительных предложений, расположенных друг за другом?
(“Тучи”). - Назовите одно из самых главных желаний узника. (“Я красавицу младую прежде сладко поцелую…”).
- “У наших ушки на макушке…” У кого именно? Назовите стихотворение.(“Бородино”: русские солдаты).
- Какова была последняя просьба Калашникова?(“Помолитесь сами в церкви Божей // Вы за душу грешную!”).
- Что слышно за дверями узнику? (“…звучно-мерными шагами // Ходит в тишине ночной// Безответный часовой”. “Узник”).
17. Кого сравнивает Лермонтов с “толпой угрюмою”. (Своё поколение. “Дума”).
18. “И маршалы зова не слышат…” Почему не слышат?
(“Иные погибли в бою, // Другие ему изменили…”. “Воздушный корабль”).
19. О чём поют райские птицы? (“Поют они песни про славу морской царь-девицы”. “Листок”).
20. “Ступай – достоин ты презренья” Кто и кому это говорит? (Гаруну – его друг. “Беглец”).
21. “Ахнул дерзкий – и упал!” Кто это? (Наполеон. “Два великана”).
22. “Мне грустно…” Почему? Закончить.(“…потому что я тебя люблю” / “…потому что весело тебе”).
23. На кого роптали пальмы? “И стали три пальмы на Бога роптать…”. “Три пальмы”).
24. В каких стихотворениях встречается слово “сон”? (“Когда волнуется желтеющая нива…”: погружает мысль в какой-то смутный “Выхожу один я на дорогу…”: “Но не тем холодным сном могилы…”).
25. Какой крест висел на груди Кирибеевича? (“На груди его широкой висел медный крест // Со святыми мощами из Киева”).
26. Где был похоронен Калашников? (“На чистом поле промеж трёх дорог: // Промеж тульской, рязанской, владимирской”).
27. Какое произведение М. Лермонтов первым издал под своим именем? (“Бородино”).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова
Данный урок является обобщающим по изучению творчества М.Ю.Лермонтова. Задания викторины позволят вспомнить самые яркие произведения Лермонтова, развить навыки групповой и индивидуальной работы учащих…
- Мне нравится
Источник
Викторина по творчеству М. Ю. Лермонтова.
1 тур.
Где и когда родился Лермонтов?
Как звали домашнего учителя Лермонтова? ( Алексей Зиновьевич – педагог, ученый, литератор).
Как звали русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в Московском университете? ( В.Г. Белинский, А.И. Герцен,
Н.П. Огарев).
Кому посвящены ранние юношеские стихи поэта?
Я не достоин, может быть,
Твоей любви, не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
( Наташе Ивановой, девушке удивительной красоты, дочери драматурга Ф.Ф. Иванова).
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
( Варваре Александровне Лопухиной, она не была красавицей, но Лермонтов полюбил её).
Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?
( Был арестован и переведен служить в Нижегородский драгунский полк, который находился в Закавказье. Лермонтов принимал участие в войне с горцами).
Назовите первое опубликованное стихотворение. Каким псевдонимом оно было подписано?
(Стихотворение «Весна», напечатано в 1830 году в журнале «Антеней», за подписью «L»).
Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем? (Стихотворение «Бородино», напечатано в журнале «Современник» в 1830 году).
Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова на дуэли? (В 1881 году специальная комиссия определила примерное место дуэли поэта с Мартыновым в городе Пятигорске, на склоне горы Машук. В 1915 году здесь был установлен памятник – обелиск, автор – скульптор Б.М. Микешин).
Из каких произведений эти строки:
Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой
Стоишь та, ветвь Ерусалима,
Святыни гордый часовой!
(«Ветка Палестины»)
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастья я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
(«Когда волнуется желтеющая нива»).
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю
(«Нет, не тебя так пылко я люблю…»)
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
(«Родина»).
Кто сказал о Лермонтове: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». (Ираклий Андронников, профессор, доктор филологических наук).
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова.
2 тур.
1. В каких стихотворениях поэт использует одни и те же слова, обозначающие географическое название? («Утес», «На сервере диком…»: в пустыне).
В каких стихотворениях поэт использует однокоренные слова, обозначающие цвет? («Тучи», «Парус», «Утес»: «степью лазурною», « по лазури весело играя», «под ним струя светлей лазури…»).
Какой герой и кому «обещает полмира, а Францию себе»? («Воздушный корабль»: император – сыну).
В каком стихотворении щит от стрел и меча заколдован? («Пленный рыцарь»).
Какое стихотворение вам напоминает этот предмет? (Замок). («Узник»: «Дверь высокая с замком»).
В каком произведении кто и кому собирался подарить это предмет? (Образок). («Казачья колыбельная песня»: мать – сыну).
В каких стихотворениях встречается слово «Богатырь»? («Бородино»: «Богатыри – не вы»; «Казачья колыбельная песня»: «Богатырь ты будешь с виду…»).
В каком стихотворении герой носит треугольную шляпу? («Воздушный корабль»: император).
Что видит из окна пленный рыцарь? («Синее небо отсюда мне видно: // В небе играют все вольные птицы»).
Из какого произведения эти строки: «Он растерял в пылу сраженья // винтовку, шашку и бежит!» Кто это? («Беглец»: Гарун).
«Я солнцем любима, цвету для него и блистаю…» Кому принадлежат эти слова? («Листок»: чинара).
В каком стихотворении пять вопросительных предложений, расположены друг за другом? («Тучи»).
Назовите одно из самых главных желаний узника. («Я красавицу младую прежде сладко поцелую…»).
«У наших ушки на макушке…» У кого именно? Назовите стихотворение. («Бородино». Русские солдаты).
Какова была последняя просьба Калашникова? («Помолитесь сами в церкви Божей// Вы за душу грешную!»).
Что слышно за дверями узнику? («…звучно – мерным // Ходит в тишине ночной// Безответный часовой»).
Кого сравнивает Лермонтов с «толпой угрюмою»? (Свое поколение. «Дума»).
«И маршалы зова не слышат…» Почему не слышат? («Иные погибли в бою, // Другие ему изменили…». «Воздушный корабль»).
О чем поют райские птицы? («Поют они песни про славу морской царь-девицы». «Листок»).
«Ступай – достоин ты презрения». Кто и кому это говорит? (Гаруну – его друг. «Беглец»).
«Ахнул дерзкий – и упал!» Кто это? (Наполеон. «Два великана»).
«Мне грустно…» Почему? (Закончить строку). (!…Потому что я тебя люблю» «… потому что весело тебе»).
На кого роптали пальмы? («И стали три пальмы на Бога роптать…». «Три пальмы»).
В каких стихотворениях встречается слово «сон»? («Когда волнуется желтеющая нива…»: «И погружает мысль в какой – то смутный сон…»; «Выхожу один я на дорогу…»; «Но не тем холодным сном могилы…»).
Какой крест висел на груди Кирибеевича? («На груди его широкой висел медный крест// Со святыми мощами из Киева»).
Анализ стихотворения.
План.
Тема.
Идея.
Основной конфликт.
Стихотворный размер.
Особенности рифмы.
Средства и приёмы художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы, градация и другие).
Какие мысли и чувства вызывает стихотворение?
Задание по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова».
Прочитать следующие стихотворения М. Ю. Лермонтова:
«Тучи», «Парус», «Бородино», «Воздушный корабль», « Дума», «Листок», «Два великана», «Три пальмы», «Выхожу один я на дорогу…», « Поэт», «Кинжал», «Пророк».
Сделать анализ одного из стихотворений. ( По выбору.)
Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору).
Опережающее задание по творчеству М. Ю. Лермонтова.
Прочитать роман «Герой нашего времени» и сделать анализ стихотворения. Подготовиться к зачёту.
В зачёт включить три вида работы:
Ответ на теоретический вопрос (конспект).
Анализ стихотворения (на выбор).
Чтение наизусть стихотворения или отрывка из романа. (Выразительное чтение по учебнику или хрестоматии.).
Вопросы и задания:
1. В чём сходство и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова?
2. Роман «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.
3. Композиция и сюжет романа «Герой нашего времени».
4. Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова.
5. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова. Что нового внес Лермонтов в эту тему?
Творческие задания:
Составить кроссворд по произведениям М. Ю. Лермонтова.
Написать статью для «Литературной газеты» на тему «Мой Лермонтов».
«Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова».
Цель и задачи урока:
Помочь студентам раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.
Способствовать формированию ОК 1, 2, 3.
Воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: портрет поэта, учебники, тексты художественных произведений.
Методические приемы организации урока: повторение известных сведений о поэте, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника, эвристическая беседа, чтение стихотворений, составление таблицы.
Ход урока.
1 этап.
Организационный момент.
Знакомство с темой. Текущее повторение изученного в школе.
Вступительное слово преподавателя о поэте и эпохе, чтение сонета
В. Брюсова.
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил:
Но ты мечтал об ангельски
прекрасном,
Ты демонски мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам
напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил.
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чём томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
Оформление записей на доске и в тетради. Подготовка к восприятию нового материала.
Мотивы:
– борьба и протест, символ борьбы – парус
неволя и узничество
одиночество
земля и небо
скрытое лицо (маска)
Темы:
– тема поэта и поэзии
– тема Родины
тема природы
тема любви
тема Наполеона
2 этап.
Изучение темы. Чтение стихотворений. Эвристическая беседа.
После вступления, содержащего размышления у портрета и чтение брюсовского сонета, начинается рассказ о жизни Лермонтова, в который органически вписывается знакомство с его стихами и текстуальный анализ некоторых из них: «Три пальмы», «Пленный рыцарь», «На севере диком…». ( Стихотворения читают студенты.)
Картину детских впечатлений поэта рисуют стихотворения «Ужасная судьба отца и сына…»и «Ангел», написанные в 1831 году, в которых передаются воспоминания об отце, о песне матери. Трагические события, происходившие в детские годы, соединялись со светлыми и радостными впечатлениями. Читатель чувствует душевную тягу мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному».
С юношеских лет начинается процесс формирования представлений будущего поэта о сущности поэзии, поиски поэтического идеала. В стихотворениях «Поэт» и «Нет, а не Байрон…» отразились романтические устремления юного Лермонтова.
Раннее произведение «Поэт» связано с одноименным пушкинским, начинающимся словами «Когда не требует поэта к священной жертве Аполлон…». В нём поэтическое вдохновение предстаёт в романтическом освещении, как чудесный порыв, возникающий в ответ на призыв неба. Художник в это время поднимается над всем земным и обыденным .
– Когда речь в нём идет не только о поэте, но и о художнике, Рафаэле? Приходим к выводу: поэтическое вдохновение всегда сродни вдохновению художника в широком смысле, то есть творца.
– Как выражен в стихотворении романтический настрой автора?
– Какие лексические средства помогают ему отразить романтические представления о художнике-творце и свободе творчества?
В стихотворении обилие возвышенной, эмоционально приподнятой лексики, которая выражает настроение свободного художника-творца, не связанного ни с какими обязательствами, диктуемыми окружающей действительностью. Творец не должен быть зависим от общества. Пока Лермонтову еще далеко до понимания назначения поэта, чей глас «Звучал, как колокол на башне вечевой, / Во дни торжеств и бед народных».
В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтов на примере судьбы Байрона как бы предугадывает будущий конфликт поэта и личности с обществом:
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Ощущается и неизбежность своего раннего трагического конца:
Я начал раньше, кончу ране,
Мой ум немного совершит.
И вместе с тем он выражает уверенность в своём избранничестве:
Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто?
Интересен образ океана, с которым сравнивается таинственная душа поэта, гонимого миром. Он символизирует романтическое видение темы поэта и поэзии.
Любовная лирика посвящена Варваре Александровне Лопухиной и Наталье Федоровне Ивановне, к которым Лермонтов испытывал глубокие сердечные чувства.
Чтение студентами и обсуждение стихотворений: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…».
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» было написано в 1841 году. Это последний год жизни поэта. Стихотворение обращено к молодой девушке, дальней родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напомнила ему Варвару Александровну Лопухину. Именно о Лопухиной и вел разговор поэт («Таинственным я занят разговором»).
Огонь очей, о котором говорится в последней строке, угас от горя, от разлуки, ибо Лопухина состояла в браке с нелюбимым человеком.
Вопросы:
Какое настроение владеет лирическим героем и как оно передается в стихотворении?
Что вы понимаете под выражением «таинственный разговор» почему и для кого он таинственный?
Какие чувства он испытывает к адресату « таинственного разговора», «подруге юных дней»?
Приемы: сопоставление и противопоставление. Внешне собеседница напоминает поэту «подругу юных дней», но «таинственный разговор» ведется с женщиной, оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства, сейчас же он вспоминает лишь «прошлое страданье», погибшую молодость, видит воображение «уста немые»», «огонь угаснувших очей». Впечатление усиливается по контрасту с настоящей собеседницей, чья краса блистает, чьи глаза и уста живые.
4. Что объединяет и различает стихотворения в передаче любовного чувства, образов любящего и любимой?
Знакомство с балладой «Три пальмы», или «Восточное сказание», как определил поэт, чрезвычайно важно для постижения внутреннего мира Лермонтова, ощущаемой им человеческой катастрофы. В балладе мы находим ситуации, сходные с теми, которые возникают и в «Демоне», и в «Мцыри», и в «Герое нашего времени». Открытая миру душа встречает на своем пути озлобление, обман, неблагодарность. Три пальмы, дождавшись осуществления своей мечты, гибнут жертвой бессмысленной жестокости. Основная мысль баллады – три гордые пальмы олицетворяют собою не только красоту природы. Это символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаждущих послужить людям, принести пользу человечеству. После долгих лет томительного ожидания счастье как будто им улыбнулось. Но тем трагичнее оказывается конечный исход – неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу.
Задание: сопоставить отдельные строки из «Трех пальм» и «И скучно, и грустно..».
В результате выделяются строки, содержащие практически одну и ту же мысль: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? / Без пользы в пустыне росли и цвели мы» («Три пальмы») и «Желанья! …Что пользы напрасно и вечно желать?» («И скучно и грустно»).
Образ пустыни у Лермонтова имеет символический, социально-философский смысл.
Ощущение одиночества, конфликт личности с окружающим обществом тесно связаны в поэзии Лермонтова с мотивами узничества, несвободы.
В стихотворении «Пленный рыцарь» выражено желание лирического героя – умереть. Почему? Попытаемся подойти к решению этого вопроса через анализ стихотворения.
Вопросы.
Какие мысли и настроение владеют лирическим героем?
С помощью каких приемов они переданы (эпитеты, метафоры, антитеза)? Приведите конкретные примеры из текста.
Почему Пленному рыцарю и больно и стыдно?
Испытывает ли герой чувство вины?
В чем смысл заглавия стихотворения?
В заглавии заложены определенные противоречия. Само понятие «рыцарь» включает в себя представление о смелости, воинственности, боевых подвигах, но не понятие плена , заключения и тюрьмы.
Беседа завершается событиями дуэли и смерти поэта. Студенты читают стихотворение «Сон», в котором поэт предугадал свою гибель.
3 этап.
Закрепление учебного материала.
Оформление в тетрадях обобщающей таблицы по творчеству Лермонтова. Самостоятельная работа со статьей учебника.
4 этап.
Подведение итогов.
5 этап.
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений.
Ответить на вопрос:
какие реалии жизни Лермонтова и окружающей его действительности отражены в этом стихотворении?
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области
Областное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Боровичский агропромышленный техникум»
Методические разработки и рекомендации
по теме самообразования
«Повышение качества освоения литературы»
Преподаватель: Никитина О. Н.
2014 – 2015 учебный год
Анкета на выявление восприятия предмета.
Самочувствие в кабинете во время урока:
а) комфортно, хорошо;
б) есть положительные моменты, но не все;
в) скорее, здесь я одинок, тревожно.
Наличие цели работы на уроках:
а) я понимаю, для чего мне нужен этот предмет;
б) учу предметы, т.к. без этого нельзя получить диплом;
в) не чувствую заинтересованности.
Отношение к деятельности на уроке:
а) я доволен;
б) хотел бы внести изменения;
в) хотел бы полностью изменить работу.
Активность на уроках:
а) я всегда активен;
б) активен иногда;
в) никогда не проявляю активности.
Творческое самовыражение:
а) позволяю проявлять себя;
б) я открыл некоторые способности ;
в) о моих способностях никто не знает.
Результаты:
вопросы
а
б
в
1
10 баллов
2 балла
-10 баллов
2
10
2
-10
3
10
5
-10
4
20
10
-10
5
10
20
-10
Источник