В каких стихотворениях встречается слово сон лермонтов

В каких стихотворениях встречается слово сон лермонтов thumbnail

Корюкина Шафика Исхаковна

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

Скачать:

Предварительный просмотр:

Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова

  1. В каких стихотворениях поэт использует одни и те же слова, обозначающие
    географическое название?
    (“Утёс”, “На севере диком…”: в пустыне).
  2.  В каких стихотворениях поэт использует однокоренные слова, обозначающие цвет? (“Тучи”, “Парус”, “Утёс”: “степью лазурною”, “по лазури весело играя”, “под ним струя светлей лазури…”).
  3.  Какой герой и кому “обещает полмира, а Францию себе”? (“Воздушный корабль”: император – сыну).
  4. .В каком стихотворении щит от стрел и меча  заколдован?    (“Пленный рыцарь”).
  5. Какое стихотворение вам напоминает этот предмет(Замок).   (“Узник”: “Дверь высокая с замком”).
  6. В каком произведении кто и кому собирался подарить этот предмет? (Образок).
    (“Казачья колыбельная песня”: мать – сыну).
  7. В каких стихотворениях встречается слово “богатырь”?
    (“Бородино”: “Богатыри–не вы”; “Казачья колыбельная песня”: “Богатырь ты будешь с виду…”).
  8. В каком стихотворении герой носит треугольную шляпу?     (“Воздушный корабль”: император).
  9. Что видит из окна пленный рыцарь?   (“Синее небо отсюда мне видно: // В небе играют всё вольные птицы”).
  10. Из какого произведения эти строки: “Он растерял в  пылу сраженья // Винтовку, шашку и бежит!” Кто это?(“Беглец”: Гарун).
  11. . “Я солнцем любима, цвету для него и блистаю…” Кому принадлежат эти слова?                                                                                                            (“Листок”: чинара).
  12.  В каком стихотворении 5 вопросительных предложений, расположенных друг за другом?
    (“Тучи”).
  13. Назовите одно из самых главных желаний узника. (“Я красавицу младую прежде сладко поцелую…”).
  14. “У наших ушки на макушке…” У кого именно? Назовите стихотворение.(“Бородино”: русские солдаты).
  15. Какова была последняя просьба Калашникова?(“Помолитесь сами в церкви Божей // Вы за душу грешную!”).
  16. Что слышно за дверями узнику? (“…звучно-мерными шагами // Ходит в тишине ночной// Безответный часовой”. “Узник”).
    17.    Кого сравнивает Лермонтов с “толпой угрюмою”. (Своё поколение. “Дума”).
    18.   “И маршалы зова не слышат…” Почему не слышат?
    (“Иные погибли в бою, // Другие ему изменили…”. “Воздушный корабль”).
    19.    О чём поют райские птицы?    (“Поют они песни про славу морской царь-девицы”. “Листок”).
    20.    “Ступай – достоин ты презренья” Кто и кому это говорит?   (Гаруну – его друг. “Беглец”).

21. “Ахнул дерзкий – и упал!” Кто это? (Наполеон. “Два великана”).
22. “Мне грустно…” Почему? Закончить.(“…потому что я тебя люблю” / “…потому что весело тебе”).
23. На кого роптали пальмы? “И стали три пальмы на Бога роптать…”. “Три пальмы”).
24. В каких стихотворениях встречается слово “сон”?  (“Когда волнуется желтеющая нива…”: погружает мысль  в  какой-то  смутный “Выхожу один я на дорогу…”: “Но не тем холодным сном могилы…”).
25. Какой крест висел на груди Кирибеевича?  (“На груди его широкой висел медный крест // Со святыми мощами из Киева”).
26. Где был похоронен Калашников? (“На чистом поле промеж трёх дорог: // Промеж тульской, рязанской, владимирской”).
27. Какое произведение М. Лермонтов первым издал под своим именем? (“Бородино”).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова

Данный урок является обобщающим по изучению творчества М.Ю.Лермонтова. Задания викторины позволят вспомнить самые яркие произведения Лермонтова, развить навыки групповой и индивидуальной работы учащих…

  • Мне нравится 

Источник

Викторина по творчеству М. Ю. Лермонтова.

1 тур.

    1. Где и когда родился Лермонтов?

    2. Как звали домашнего учителя Лермонтова? ( Алексей Зиновьевич – педагог, ученый, литератор).

    3. Как звали русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в Московском университете? ( В.Г. Белинский, А.И. Герцен,

Н.П. Огарев).

    1. Кому посвящены ранние юношеские стихи поэта?

  1. Я не достоин, может быть,

Твоей любви, не мне судить;

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я всегда скажу, что ты

Несправедливо поступила.

( Наташе Ивановой, девушке удивительной красоты, дочери драматурга Ф.Ф. Иванова).

  1. Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем!

( Варваре Александровне Лопухиной, она не была красавицей, но Лермонтов полюбил её).

    1. Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?

( Был арестован и переведен служить в Нижегородский драгунский полк, который находился в Закавказье. Лермонтов принимал участие в войне с горцами).

    1. Назовите первое опубликованное стихотворение. Каким псевдонимом оно было подписано?

(Стихотворение «Весна», напечатано в 1830 году в журнале «Антеней», за подписью «L»).

    1. Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем? (Стихотворение «Бородино», напечатано в журнале «Современник» в 1830 году).

    2. Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова на дуэли? (В 1881 году специальная комиссия определила примерное место дуэли поэта с Мартыновым в городе Пятигорске, на склоне горы Машук. В 1915 году здесь был установлен памятник – обелиск, автор – скульптор Б.М. Микешин).

    3. Из каких произведений эти строки:

  1. Заботой тайною хранима

Читайте также:  Стоны во время сна причины и лечение

Перед иконой золотой

Стоишь та, ветвь Ерусалима,

Святыни гордый часовой!

(«Ветка Палестины»)

  1. Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастья я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

(«Когда волнуется желтеющая нива»).

  1. Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю

(«Нет, не тебя так пылко я люблю…»)

  1. Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

(«Родина»).

    1. Кто сказал о Лермонтове: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». (Ираклий Андронников, профессор, доктор филологических наук).

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова.

2 тур.

1. В каких стихотворениях поэт использует одни и те же слова, обозначающие географическое название? («Утес», «На сервере диком…»: в пустыне).

  1. В каких стихотворениях поэт использует однокоренные слова, обозначающие цвет? («Тучи», «Парус», «Утес»: «степью лазурною», « по лазури весело играя», «под ним струя светлей лазури…»).

  2. Какой герой и кому «обещает полмира, а Францию себе»? («Воздушный корабль»: император – сыну).

  3. В каком стихотворении щит от стрел и меча заколдован? («Пленный рыцарь»).

  4. Какое стихотворение вам напоминает этот предмет? (Замок). («Узник»: «Дверь высокая с замком»).

  5. В каком произведении кто и кому собирался подарить это предмет? (Образок). («Казачья колыбельная песня»: мать – сыну).

  6. В каких стихотворениях встречается слово «Богатырь»? («Бородино»: «Богатыри – не вы»; «Казачья колыбельная песня»: «Богатырь ты будешь с виду…»).

  7. В каком стихотворении герой носит треугольную шляпу? («Воздушный корабль»: император).

  8. Что видит из окна пленный рыцарь? («Синее небо отсюда мне видно: // В небе играют все вольные птицы»).

  9. Из какого произведения эти строки: «Он растерял в пылу сраженья // винтовку, шашку и бежит!» Кто это? («Беглец»: Гарун).

  10. «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю…» Кому принадлежат эти слова? («Листок»: чинара).

  11. В каком стихотворении пять вопросительных предложений, расположены друг за другом? («Тучи»).

  12. Назовите одно из самых главных желаний узника. («Я красавицу младую прежде сладко поцелую…»).

  13. «У наших ушки на макушке…» У кого именно? Назовите стихотворение. («Бородино». Русские солдаты).

  14. Какова была последняя просьба Калашникова? («Помолитесь сами в церкви Божей// Вы за душу грешную!»).

  15. Что слышно за дверями узнику? («…звучно – мерным // Ходит в тишине ночной// Безответный часовой»).

  16. Кого сравнивает Лермонтов с «толпой угрюмою»? (Свое поколение. «Дума»).

  17. «И маршалы зова не слышат…» Почему не слышат? («Иные погибли в бою, // Другие ему изменили…». «Воздушный корабль»).

  18. О чем поют райские птицы? («Поют они песни про славу морской царь-девицы». «Листок»).

  19. «Ступай – достоин ты презрения». Кто и кому это говорит? (Гаруну – его друг. «Беглец»).

  20. «Ахнул дерзкий – и упал!» Кто это? (Наполеон. «Два великана»).

  21. «Мне грустно…» Почему? (Закончить строку). (!…Потому что я тебя люблю» «… потому что весело тебе»).

  22. На кого роптали пальмы? («И стали три пальмы на Бога роптать…». «Три пальмы»).

  23. В каких стихотворениях встречается слово «сон»? («Когда волнуется желтеющая нива…»: «И погружает мысль в какой – то смутный сон…»; «Выхожу один я на дорогу…»; «Но не тем холодным сном могилы…»).

  24. Какой крест висел на груди Кирибеевича? («На груди его широкой висел медный крест// Со святыми мощами из Киева»).

Анализ стихотворения.

План.

    1. Тема.

    2. Идея.

    3. Основной конфликт.

    4. Стихотворный размер.

    5. Особенности рифмы.

    6. Средства и приёмы художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы, градация и другие).

    7. Какие мысли и чувства вызывает стихотворение?

Задание по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова».

  1. Прочитать следующие стихотворения М. Ю. Лермонтова:

«Тучи», «Парус», «Бородино», «Воздушный корабль», « Дума», «Листок», «Два великана», «Три пальмы», «Выхожу один я на дорогу…», « Поэт», «Кинжал», «Пророк».

  1. Сделать анализ одного из стихотворений. ( По выбору.)

  2. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору).

Опережающее задание по творчеству М. Ю. Лермонтова.

Прочитать роман «Герой нашего времени» и сделать анализ стихотворения. Подготовиться к зачёту.

В зачёт включить три вида работы:

  1. Ответ на теоретический вопрос (конспект).

  2. Анализ стихотворения (на выбор).

  3. Чтение наизусть стихотворения или отрывка из романа. (Выразительное чтение по учебнику или хрестоматии.).

Читайте также:  Сон также необходим нам как пища выбери условия при которых сон будет

Вопросы и задания:

1. В чём сходство и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова?

2. Роман «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.

3. Композиция и сюжет романа «Герой нашего времени».

4. Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова.

5. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова. Что нового внес Лермонтов в эту тему?

Творческие задания:

  1. Составить кроссворд по произведениям М. Ю. Лермонтова.

  2. Написать статью для «Литературной газеты» на тему «Мой Лермонтов».

«Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова».

Цель и задачи урока:

  1. Помочь студентам раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.

  2. Способствовать формированию ОК 1, 2, 3.

  3. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: портрет поэта, учебники, тексты художественных произведений.

Методические приемы организации урока: повторение известных сведений о поэте, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника, эвристическая беседа, чтение стихотворений, составление таблицы.

Ход урока.

1 этап.

Организационный момент.

Знакомство с темой. Текущее повторение изученного в школе.

Вступительное слово преподавателя о поэте и эпохе, чтение сонета

В. Брюсова.

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил:

Но ты мечтал об ангельски

прекрасном,

Ты демонски мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам

напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

Оформление записей на доске и в тетради. Подготовка к восприятию нового материала.

Мотивы:

– борьба и протест, символ борьбы – парус

  • неволя и узничество

  • одиночество

  • земля и небо

  • скрытое лицо (маска)

Темы:

– тема поэта и поэзии

– тема Родины

  • тема природы

  • тема любви

  • тема Наполеона

2 этап.

Изучение темы. Чтение стихотворений. Эвристическая беседа.

После вступления, содержащего размышления у портрета и чтение брюсовского сонета, начинается рассказ о жизни Лермонтова, в который органически вписывается знакомство с его стихами и текстуальный анализ некоторых из них: «Три пальмы», «Пленный рыцарь», «На севере диком…». ( Стихотворения читают студенты.)

Картину детских впечатлений поэта рисуют стихотворения «Ужасная судьба отца и сына…»и «Ангел», написанные в 1831 году, в которых передаются воспоминания об отце, о песне матери. Трагические события, происходившие в детские годы, соединялись со светлыми и радостными впечатлениями. Читатель чувствует душевную тягу мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному».

С юношеских лет начинается процесс формирования представлений будущего поэта о сущности поэзии, поиски поэтического идеала. В стихотворениях «Поэт» и «Нет, а не Байрон…» отразились романтические устремления юного Лермонтова.

Раннее произведение «Поэт» связано с одноименным пушкинским, начинающимся словами «Когда не требует поэта к священной жертве Аполлон…». В нём поэтическое вдохновение предстаёт в романтическом освещении, как чудесный порыв, возникающий в ответ на призыв неба. Художник в это время поднимается над всем земным и обыденным .

– Когда речь в нём идет не только о поэте, но и о художнике, Рафаэле? Приходим к выводу: поэтическое вдохновение всегда сродни вдохновению художника в широком смысле, то есть творца.

Как выражен в стихотворении романтический настрой автора?

Какие лексические средства помогают ему отразить романтические представления о художнике-творце и свободе творчества?

В стихотворении обилие возвышенной, эмоционально приподнятой лексики, которая выражает настроение свободного художника-творца, не связанного ни с какими обязательствами, диктуемыми окружающей действительностью. Творец не должен быть зависим от общества. Пока Лермонтову еще далеко до понимания назначения поэта, чей глас «Звучал, как колокол на башне вечевой, / Во дни торжеств и бед народных».

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтов на примере судьбы Байрона как бы предугадывает будущий конфликт поэта и личности с обществом:

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Ощущается и неизбежность своего раннего трагического конца:

Я начал раньше, кончу ране,

Мой ум немного совершит.

И вместе с тем он выражает уверенность в своём избранничестве:

Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто?

Интересен образ океана, с которым сравнивается таинственная душа поэта, гонимого миром. Он символизирует романтическое видение темы поэта и поэзии.

Любовная лирика посвящена Варваре Александровне Лопухиной и Наталье Федоровне Ивановне, к которым Лермонтов испытывал глубокие сердечные чувства.

Чтение студентами и обсуждение стихотворений: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…».

Читайте также:  К чему во сне ходить голой

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» было написано в 1841 году. Это последний год жизни поэта. Стихотворение обращено к молодой девушке, дальней родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напомнила ему Варвару Александровну Лопухину. Именно о Лопухиной и вел разговор поэт («Таинственным я занят разговором»).

Огонь очей, о котором говорится в последней строке, угас от горя, от разлуки, ибо Лопухина состояла в браке с нелюбимым человеком.

Вопросы:

  1. Какое настроение владеет лирическим героем и как оно передается в стихотворении?

  2. Что вы понимаете под выражением «таинственный разговор» почему и для кого он таинственный?

  3. Какие чувства он испытывает к адресату « таинственного разговора», «подруге юных дней»?

Приемы: сопоставление и противопоставление. Внешне собеседница напоминает поэту «подругу юных дней», но «таинственный разговор» ведется с женщиной, оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства, сейчас же он вспоминает лишь «прошлое страданье», погибшую молодость, видит воображение «уста немые»», «огонь угаснувших очей». Впечатление усиливается по контрасту с настоящей собеседницей, чья краса блистает, чьи глаза и уста живые.

4. Что объединяет и различает стихотворения в передаче любовного чувства, образов любящего и любимой?

Знакомство с балладой «Три пальмы», или «Восточное сказание», как определил поэт, чрезвычайно важно для постижения внутреннего мира Лермонтова, ощущаемой им человеческой катастрофы. В балладе мы находим ситуации, сходные с теми, которые возникают и в «Демоне», и в «Мцыри», и в «Герое нашего времени». Открытая миру душа встречает на своем пути озлобление, обман, неблагодарность. Три пальмы, дождавшись осуществления своей мечты, гибнут жертвой бессмысленной жестокости. Основная мысль баллады – три гордые пальмы олицетворяют собою не только красоту природы. Это символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаждущих послужить людям, принести пользу человечеству. После долгих лет томительного ожидания счастье как будто им улыбнулось. Но тем трагичнее оказывается конечный исход – неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу.

Задание: сопоставить отдельные строки из «Трех пальм» и «И скучно, и грустно..».

В результате выделяются строки, содержащие практически одну и ту же мысль: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? / Без пользы в пустыне росли и цвели мы» («Три пальмы») и «Желанья! …Что пользы напрасно и вечно желать?» («И скучно и грустно»).

Образ пустыни у Лермонтова имеет символический, социально-философский смысл.

Ощущение одиночества, конфликт личности с окружающим обществом тесно связаны в поэзии Лермонтова с мотивами узничества, несвободы.

В стихотворении «Пленный рыцарь» выражено желание лирического героя – умереть. Почему? Попытаемся подойти к решению этого вопроса через анализ стихотворения.

Вопросы.

  1. Какие мысли и настроение владеют лирическим героем?

  2. С помощью каких приемов они переданы (эпитеты, метафоры, антитеза)? Приведите конкретные примеры из текста.

  3. Почему Пленному рыцарю и больно и стыдно?

  4. Испытывает ли герой чувство вины?

  5. В чем смысл заглавия стихотворения?

В заглавии заложены определенные противоречия. Само понятие «рыцарь» включает в себя представление о смелости, воинственности, боевых подвигах, но не понятие плена , заключения и тюрьмы.

Беседа завершается событиями дуэли и смерти поэта. Студенты читают стихотворение «Сон», в котором поэт предугадал свою гибель.

3 этап.

Закрепление учебного материала.

Оформление в тетрадях обобщающей таблицы по творчеству Лермонтова. Самостоятельная работа со статьей учебника.

4 этап.

Подведение итогов.

5 этап.

Домашнее задание:

  1. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений.

  2. Ответить на вопрос:

какие реалии жизни Лермонтова и окружающей его действительности отражены в этом стихотворении?

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области

Областное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Боровичский агропромышленный техникум»

Методические разработки и рекомендации

по теме самообразования

«Повышение качества освоения литературы»

Преподаватель: Никитина О. Н.

2014 – 2015 учебный год

Анкета на выявление восприятия предмета.

  1. Самочувствие в кабинете во время урока:

а) комфортно, хорошо;

б) есть положительные моменты, но не все;

в) скорее, здесь я одинок, тревожно.

  1. Наличие цели работы на уроках:

а) я понимаю, для чего мне нужен этот предмет;

б) учу предметы, т.к. без этого нельзя получить диплом;

в) не чувствую заинтересованности.

  1. Отношение к деятельности на уроке:

а) я доволен;

б) хотел бы внести изменения;

в) хотел бы полностью изменить работу.

  1. Активность на уроках:

а) я всегда активен;

б) активен иногда;

в) никогда не проявляю активности.

  1. Творческое самовыражение:

а) позволяю проявлять себя;

б) я открыл некоторые способности ;

в) о моих способностях никто не знает.

Результаты:

вопросы

а

б

в

1

10 баллов

2 балла

-10 баллов

2

10

2

-10

3

10

5

-10

4

20

10

-10

5

10

20

-10

Источник