В чем трагичность общения их душ в стихотворении сон

В чем трагичность общения их душ в стихотворении сон thumbnail

Композиционно стихотворение построено довольно
сложно. Оно имеет кольцевую композицию:
сначала герой видит во сне героиню:
” …но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне”.

а затем героиня, видит странный сон-видение о нём:
“И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей”.
Композиция стихотворения образует “кольцо”,
в котором всё стягивается к фигуре мертвого воина,
к долине Дагестана.
В первой и последней строфах почти полностью
совпадают детали.
Если в первой строфе мы встречаем словосочетания
“кровь точилася” (еле-еле), “дымилась рана»”,
то во втором-“кровь лилась хладеющей струей”,
“дымясь, чернела рана”.
Лермонтов показывает сюжет произведения
два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини.
Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала,
взаимно отражающие судьбы и предсказания
каждого из них.

2.Для понимания стихотворения важно то окружение,
в котором находятся оба героя:
он – один среди природы, обжигаемый палящим солнцем,
она – одна “меж юных жен, увенчанных цветами”,
ведущих “весёлый разговор”.
Ему чужда южная природа, и снится “вечерний пир
в родимой стороне”,ей – тот же пир и “весёлый разговор”.
Оба возлюбленных одиноки (“лежал один”,сидела… одна”) и
трагически разъединены, но их души направлены друг к другу.
Взор воина во сне находит его подругу, а взор девы обращен
к “знакомому трупу”.
Это мистическое общение двух душ
(“И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем
была погружена…”) пронзительно трагично: они никогда
не встретятся и обречены на одиночество хотя бы потому,
что он -“труп”,
лежащий в чужом краю, вдали от “родимой стороны”,
она же-живая и чужая среди веселых подруг на родине.
Между ними лежат не только пространственные,
временные,
но и непреодолимые сверхчеловеческие преграды-
состояния жизни и смерти, которые, однако, допускают
общение близких и навеки разлученных душ.
Композиционно стихотворение построено довольно
сложно. Оно имеет кольцевую композицию:
сначала герой видит во сне героиню:
” …но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне”.

а затем героиня, видит странный сон-видение о нём:
“И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей”.
Композиция стихотворения образует “кольцо”,
в котором всё стягивается к фигуре мертвого воина,
к долине Дагестана.
В первой и последней строфах почти полностью
совпадают детали.
Если в первой строфе мы встречаем словосочетания
“кровь точилася” (еле-еле), “дымилась рана»”,
то во втором-“кровь лилась хладеющей струей”,
“дымясь, чернела рана”.
Лермонтов показывает сюжет произведения
два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини.
Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала,
взаимно отражающие судьбы и предсказания
каждого из них.

2.Для понимания стихотворения важно то окружение,
в котором находятся оба героя:
он – один среди природы, обжигаемый палящим солнцем,
она – одна “меж юных жен, увенчанных цветами”,
ведущих “весёлый разговор”.
Ему чужда южная природа, и снится “вечерний пир
в родимой стороне”,ей – тот же пир и “весёлый разговор”.
Оба возлюбленных одиноки (“лежал один”,сидела… одна”) и
трагически разъединены, но их души направлены друг к другу.
Взор воина во сне находит его подругу, а взор девы обращен
к “знакомому трупу”.
Это мистическое общение двух душ
(“И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем
была погружена…”) пронзительно трагично: они никогда
не встретятся и обречены на одиночество хотя бы потому,
что он -“труп”,
лежащий в чужом краю, вдали от “родимой стороны”,
она же-живая и чужа

Источник

«СОН» («В полдневный жар в долине Дагестана…») (1841), стих. с новеллистич. сюжетом, часто встречающимся в поздних стихах Л. («Завещание», «Сосед», «Соседка», «Узник»).
Всепроникающая связь мотивов любви и смерти находит выражение в сложной сюжетной форме, построенной по принципу «порождения» — одна сюжетно-психол. ситуация (сон лирич. героя) порождает другую (сон любимой им женщины), или «вложения» — в сон одного «вкладывается», встраивается сон другого; ср. не тождественное, но аналогичное в «Стансах» («Не могу на родине томиться»): «Так, но если я не позабуду / В этом [смертном. — Ред.] сне любви печальный сон…». Б. Эйхенбаум, исследуя жанровое и композиц. своеобразие «Сна», назвал его построение «зеркальным»: «Сон героя и сон героини — это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения» [Эйхенбаум (7), с. 252); по определению В. С. Соловьева, это — «сон в кубе».

Символич. и композиц. усложненность стих. контрастирует с подчеркнутой простотой поэтич. стилистики, отсутствием метафорич. образности: все употребленные в стих. эпитеты — общепоэтические или нейтральные. Но инструментовка стиха, внутр. рифмы, ассонансы и аллитерации («В полдневный жар в долине Дагестана… лежал недвижим я… И солнце жгло их желтые вершины и жгло меня…») в сочетании с анафорами и стыками создает сложный муз. рисунок. Интонац. и муз. движение стиха соотнесено с его кольцевым построением, нередким в лирич. жанрах; здесь же оно получает принципиально новое содержание, обусловленное особой логикой развития сюжета. Первое и последнее кольцевые четверостишия принадлежат не одному, как обычно, а разным сознаниям: героя («лежал недвижим я») и героини («и снилась ей…»). Такой кольцевой повтор — один человек «узнает», воссоздает вплоть до подробностей смерть другого — сообщает особый, «разрешающий» смысл трагич. сюжету стих., заключенному не только в смерти, но в самом «наблюдении» героем баллады своего умирания: «Глубокая еще дымилась рана, / По капле кровь точилася моя». «Сон» не рождает того «леденящего душу отчаяния», о к-ром говорил В. Г. Белинский в связи с поздними стихами Л. Если герой ранней лирики Л. постоянно обращается к любимой им женщине с мольбой, заклинанием сохранить посмертное воспоминание о нем — «с требованием не столько любви, сколько памяти» — то в худож. пространстве баллады как бы сбывается и до конца уясняется живший в Л. образ идеальной любви, оказавшейся провидческой. И такая любовь, к-рую лишь в смертном сне, но успел — силой собств. прозрения — увидеть герой стих., выводит тему смерти из абсолютного, замкнутого трагизма.
Относительно происхождения «Сна» высказывались разные предположения, однако нек-рые версии не могут быть приняты ввиду хронологич. несоответствий. Одни исследователи связывают его с именем В. А. Лопухиной, другие — с Е. П. Ростопчиной; последнее, по мнению Эйхенбаума, более вероятно. Е. А. Сушкова необоснованно считала, что поводом к созданию «Сна» послужило известие о ее предполагаемом браке с А. А. Лопухиным: Л. будто бы предупреждал Сушкову, что вызовет ее жениха на дуэль… По этому случаю он написал стихотворение «Сон» (Сушкова, с. 226). Г. Градовский называет другой источник — воспоминания ген. М. Х. Шульца, к-рый рассказал Л., как он после сражения пролежал раненый целый день среди убитых, пока его не подобрали. Л. Семенов предполагал в стих. воздействие фольклора гребенских казаков, С. Шувалов — лирики Г. Гейне. Однако несомненно, что в стих. отразились и мрачные предчувствия, владевшие Л. после его последнего отъезда из Петербурга. Мотив сна о собств. смерти разрабатывался Л. еще в ранней лирике, отмеченной напряженными поисками разгадки вечной тайны бытия (ср. «Ночь. I», «Смерть» — «Ласкаемый цветущими мечтами…»). Как указывал А. Бежецкий, сюжет «Сна» был развит в стих. неизв. автора, к-рое приписывалось Л. Влияние «Сна» прослеживается в стих. Н. П. Огарева «В тиши ночной аккорд печальный…».

Читайте также:  Что значит что выпадают зубы во сне без крови

Источник

                    1. В чем особенности композиции этого стихотворения? 

13 апреля 1841 года, перед последним возвращением Лермонтова на Кавказ, В. Ф. Одоевский подарит ему записную книжку “с тем, чтобы он возвратил её <…> всю исписанную”1. Лермонтов испишет “старую и любимую книгу” князя стихами, без которых русскую поэзию теперь представить невозможно. «Утёс» , «Листок» , «Выхожу один я на дорогу…» , «Пророк» , «Нет, не тебя так пылко я люблю…» . Среди них особняком стоит стихотворение, которое Дмитрий Мережковский назовёт “видением <…> ужасающей ясности”, а осудивший Лермонтова Владимир Соловьёв тем не менее скажет: “Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врождённый, через голову многих поколений переданный ему гений”.
Стихотворение это — «Сон» .
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом;
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.
“С свинцом в груди” — реминисценция из стихотворения «Смерть Поэта» . Она невольно сближает судьбы двух русских гениев, которых — и небезосновательно — потомки будут считать антиподами. Если «Смерть Поэта» утверждает трагический для Пушкина финал как роковую неизбежность (“Судьбы свершился приговор”), то «Сон» является последним пророчеством Лермонтова, неминуемо ведущим к зловещему воплощению. “…Поэт был действительно глубоко ранен пулею в грудь, действительно лежал на песке с открытою раной, и действительно уступы скал теснилися кругом”, — перечисляет В. Соловьёв4. Добавим ещё одно “действительно”. Обстоятельства гибели героя «Сна» (читай: Лермонтова) заставляют отбросить мысль о том, что смерть настигает его во время боя с горцами: даже смертельно раненный, он не был бы оставлен на поле сражения. Другое дело — дуэль. Тогда становится очевидной и аллюзия на последний пушкинский поединок: “Пал, оклеветанный молвой, // С свинцом в груди… ” — “С свинцом в груди лежал недвижим я… ” К слову, характеристика Дантеса (“Пустое сердце бьётся ровно, // В руке не дрогнул пистолет”) и его поступка (“Не мог понять в сей миг кровавый, // На что он руку поднимал!.. ”) без искажения проецируется на поведение убийцы Лермонтова. “Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил”, — сухо сообщает князь Васильчиков.
Но о своей предполагаемой гибели Лермонтов говорит достовернее, чем о реальной смерти своего кумира. “С свинцом в груди” в отношении Пушкина — поэтическая условность, ибо “пуля, пройдя со стороны правого бедра, поразила его в нижнюю часть живота”6. Наивно полагать, что человек, с шестнадцати лет “предузнавший” свой жребий, не знает обстоятельств смерти боготворимого им поэта. Знает. Однако слово “живот” нарушило бы интонационный строй стихотворения, лексически не совпадая с торжественным звучанием слов “невольник чести”, “пал, оклеветанный”, “жажда мести”. В отношении же своего удела Лермонтов, как всегда, предельно (хочется написать — документально) точен: “С свинцом в груди”. “Лермонтов упал, как будто его скосило на месте <…> пуля пробила сердце и лёгкие”, — свидетельствует князь Васильчиков7. “На кровати, в красной шёлковой рубашке лежал бледный, истёкший кровью Лермонтов. На груди видна была рана от прострела пулею кухенрейтерского пистолета. Грудь была прострелена на вылет, и лужа крови на простыне”, — такую картину увидит спустя несколько часов после дуэли Л. И. Тарасенко Отрешков.
“Кровавый отсвет” падает на стихи Лермонтова с юношеских лет. Как истинный поэт, он много писал о своей смерти. Она всегда представлялась ему насильственной. “Бледный, истёкший кровью” силуэт, увиденный Л. И. ТарасенкоОтрешковым, просвечивает сквозь лермонтовские стихи задолго до рокового выстрела. Парадокс лермонтовского «Сна» — в осязаемой точности воспроизведения мельчайших подробностей вспоминаемого будущего.
в этом тексте если приглядется ответы на все вопросы

Читайте также:  Видеть во сне зубы свои черные

Источник

История написания

В период написания этого стихотворения Лермонтов находился в ссылке уже второй раз. Это был 1841 год. Уже к тому времени многие замечали, что его слова сбываются, но сам поэт не относился к этому серьезно. “Сон” многие считают пророческим и приписывают ему некоторый мистицизм. Бытует мнение, что Михаил Юрьевич сам напророчил свою гибель, ведь предположить, что его друг Мартынов станет его убийцей никто не мог. Перед отъездом Лермонтова его друг Одоевский подарил ему блокнот, который просил заполнять стихами. Именно в нем и было найдено это произведение после смерти поэта. Его опубликовали через два года после смерти Лермонтова в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Рис. 1. Лермонтов в ментике Лейб-гвардии Гусарского полка. Картина Петра Заболотского. 1837 год

Рис. 1. Лермонтов в ментике Лейб-гвардии Гусарского полка. Картина Петра Заболотского. 1837 год

В этом стихотворении воплотился фатализм, который был присущ поэту – он верил в неизбежность гибели и подробно описал ее детали.

Содержание стихотворения “Сон”

С первых строк стихотворения мы видим героя, который лежит в пустыне с пробитой грудью. Он одинок, ему не нравится окружающий пейзаж и он знает, что умирает. Последние минуты его сознание затягивает дымка сна, в которой он видит родные места и бал, веселых людей. На этом балу находится девушка, которая внезапно тоже засыпает и видит героя, умирающим в пустыне.

Направление, композиция, жанр и размер

Это стихотворение относят к философской, мистической и любовной лирике. В нем Михаил Юрьевич говорит не только о чувствах, но и о вечных темах: жизни, смерти, судьбе, тайне жизни после смерти и т.п. Это произведение – пятистрофное, и его можно разделить на две части. Первая – состоит из двух строф, вторая – из трех. Благодаря повторению снов лирических героев, эту композицию также называют “зеркальной”. Стихотворение написано простым размером – ямбом. Некоторые слова подчеркнуты с помощью чередования мужской и женской рифмы, а также перекрестного типа рифмовки.

Символичность и использованные образы

Герой произведения говорит о своем сне, в котором он видит себя мертвым, лежащим на песках жаркой дагестанской пустыни. Он теряет связь с миром и погружается в мир воспоминаний и грез о родных местах. Он видит вечерний мир, огни, молодых прекрасных девушек. Одна из них засыпает и видит героя, лежащего мертвым в пустыне. Также молодые влюбленные, разделенные пространством, оказываются в одном месте в последние мгновения его жизни. Они успевают лишь увидеть друг друга, прежде чем смерть окончательно разделит их. В этом стихотворении использован ряд символов:

  • Солнце – это жизнь, которая ускользает от героя, но продолжает существовать, и согревать долину. После ухода человека ничто не изменилось.
  • Свинец в груди – это пуля, которая воплощает холод могилы. Она уже пронзила грудь и по капле крови забирает жизнь героя.
  • Пустыня и скалы – это место, наполненное одиночеством, которое противопоставляется теплу и веселью бала.

В стихотворении автор использует множество художественных тропов:

  • Эпитеты – мертвый сон, юные жены, знакомый труп, вечерний пир;
  • Метафоры – дымилась рана, чернеет рана, уступы скал теснилися кругом.

Рис. 2. М. Ю. Лермонтов в вицмундире Лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет П. З. Захарова-Чеченца

Рис. 2. М. Ю. Лермонтов в вицмундире Лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет П. З. Захарова-Чеченца

Раскрытые темы и идея

В этом небольшом стихотворении Лермонтов затрагивает множество тем, которые создают полноценную красочную картину трагического события:

  • Одиночество. Герой произведения один, он находится вне общества, но держится гордо и прямо. Его смутно беспокоит лишь одна девушка, которая может тосковать по нему.
  • Смерть – это главная тема. Герой принимает ее один. Находясь в горячей точке, он ежедневно рискует собой, поэтому она не удивляет его.
  • Любовь. Лермонтов говорит об удивительной духовной близости двух людей, которая способна волшебным образом в решающий миг соединить их хотя бы мысленно.
  • Природа. Она показана очень ярко – острые скалы, сухой песок – очень красочная декорация, подчеркивающая выжженость и неприкаянность души героя и трагичность его кончины.

Важно! Основной идеей стихотворения является утверждение, что любовь оказывается превыше смерти, давая невозможную способность переноситься сознанием к любимому. Герой стихотворения умирает одиноким и непонятым, но получает возможность послать весточку дорогой женщине. Они как бы соединяются незримыми узами.

Это стихотворение необычно для Лермонтова. В этот период он писал ярко, остро и с сарказмом. Но “Сон” наполнен лиричностью и тоской, тихим трагизмом. Он использует простые слова, которые создают точную картину происходящего без прикрас. В нижепредложенном видео вы можете прослушать это произведение полностью.

Источник

Лермонтов много писал об отчужденности и тоске, городской скуке и об одиночестве. Не раз писатель ассоциировал себя с лирическим героем. Как и в стихотворении «Сон», поэт скорее пишет про себя, так как он чувствует какое-то непонятное волнение и тревогу.

История создания

М. Ю. Лермонтов, находясь второй раз в ссылке, работал над стихотворением «Сон» — это 1841 год. Когда поэт писал свои произведения, окружающие его люди замечали, что фразы и слова Лермонтова пророческие, но писатель не обращал на это внимания.

Читайте также:  Догонять поезд во сне к чему

Со стихотворением «Сон» произошла мистическая история, многие люди связывают его со скорой гибелью Лермонтова. Умер поэт в этом же году, и как будто напророчил собственную гибель. Никто и подумать не мог, что Мартынов, товарищ Михаила Юрьевича, не откажется от дуэли и доведет свое намерение до конца, убив друга за злословие.

Жанр, направление и размер

«Сон» относится к любовной и философской лирике, так как автор говорит не только о своих чувствах, но и о вечных проблемах: жизнь и смерть, тайны бытия, существование загробного мира и судьбы и т.д.

Лермонтов использует довольно распространенный и простой размер написания – ямб. Для окраски и придания некоторым словам акцента, поэт чередует женскую и мужскую рифму и использует перекрестную рифмовку.

Образы и символы

Лирический герой рассказывает сон, где видит себя со стороны уже мертвым. Он лежит в жаркой пустыне, в долине Дагестана. Теряя сознание, он погружается в миражи: пир, вечер, родимая сторона. На этом балу, который так и светится огнями, происходит разговор юных девушек о лирическом герое. Но одна дама думает о своем и не ведет с ними беседу. Героине также снится сон: пустыня, долина Дагестана и лирический герой. Он уже был мертв, в его груди дымящаяся рана. Разделенные расстоянием молодые люди очутились рядом в последний час его жизни. К сожалению, этот час близости лишь демонстрирует им весь трагизм положения. Вместе со своей жизнью, он теряет свою любимую, она же теряет его. Оба во сне видят то, чего желают — друг друга. В этой мистической зарисовке есть важные символы, которые создают настроение стихотворения.

  1. Солнце – это символ жизни, которая покидает героя, но в то же время остается после него. Он уже умер, а лучи продолжают свою созидательную работу и щедро рассыпаются золотом по долинам. От его смерти в мире ничего не изменилось, и от осознания ненужности этой жертвы читатель начинает грустить.
  2. Свинец в груди – пуля, которая убила героя. Металл ассоциируется с могильным холодом, который уже коснулся крови умершего. Так его по капле покидает жизнь, унесенная метким выстрелом.
  3. Скалы и пустыни – печальный вид, вселяющий тоску. Это одинокое место контрастирует с суетой города и бала, где люди веселы и беспечны. Этот контраст очерчивает пропасть между поэтом и обществом. Он чувствует себя выжженной пустыней, думает о смерти, а его окружение беспечно веселится вдали от него, и лишь одна душа живет в унисон с героем – его избранница.

Темы и настроение

  1. Лермонтов продолжает свою тему одиночества: лирический герой, отчужденный от общества, от мира, один покидает свой родной край с высоко поднятой головой, не оборачиваясь назад. И только лишь душа его испытывает тоску по дому, по взаимопониманию, которое было возможно лишь с одной девушкой.
  2. Смерть – основная тема стихотворения. Поэт принимает ее в одиночестве, расставляя все на свои места: один он пришел в этот мир, один он его покидает. Автор напророчил себе насильственную смерть, ведь служил в горячей точке и каждый день рисковал собой. Как видно, он ни о чем не жалеет, уходя так рано, его лишь смутно тревожит та боль, что испытывает девушка, которая, быть может, все еще ждет его.
  3. Любовь. Она предстает в виде духовной близости людей, которая связывает их даже на расстоянии. Страсть приобретает таинственную волшебную силу и погружает девушку в сон, где провидение показывает ей участь возлюбленного.
  4. Природа обрамляет смерть лирического героя, становится яркой и весьма показательной декорацией. В острых скалах, сухом песке мы видим аскетизм и бесплодность пейзажа, которые невольно выдают характер самого поэта. В его душе при жизни были те же выжженные и бесприютные земли.
  5. Настроение в стихотворении печальное, грустное. Читателю остается лишь сожалеть об утрате и сочувствовать той девушке, которая не дождется героя, даже не узнает, где можно почтить его память. Он навсегда остается заложником своей внутренней пустыни, так и не впустив в нее любовь.

Основная идея

М. Ю. Лермонтов изобразил духовную связь между людьми, которая реализуется на уровне подсознания. Посредством сна влюбленные понимают, что им больше не увидеться на этом свете. Главная мысль автора – показать, что любовь побеждает смерть, возвышается над реальностью и находит способ воплотиться, пусть даже и во сне. Лирический герой не успел соединиться с родственной душой при жизни, он погибает одиноким и непонятым, но духовная близость с женщиной, которая думает о нем на балу, выходит за рамки действительности, оставляя героине последний прощальный привет.

Смысл этих строк – утверждение романтического идеала, ведь поэты в эпоху романтизма грезили об идеальном мире, по которому остается только томиться, ибо идеал недостижим. Сон – воплощение этой вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.

Средства художественной выразительности

Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Они передают все одиночество лирического героя, и волнения его души.

Эпитеты: «полдневный жар», «желтые вершины», «грустный сон», «хладеющей струей».

Наводят одновременно страх и грусть некоторые метафоры, используемые автором: «Глубокая еще дымилась рана», «И в грустный сон душа ее младая / Бог знает чем была погружена», «Уступы скал теснилися кругом».

Автор: Виктория Арфано

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник