В чем смысл сна в главе выезд

В чем смысл сна в главе выезд thumbnail

В.К. Тредиаковский, «Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514, в редакции А.Радищева 

Сон из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева (глава «Спасская Полесть»). Путешественнику снится сон.

«Мне представилось, что я царь, шах, хан, король, бей, набоб, султан или какое-то сих названий нечто, сидящее во власти на престоле».

Здесь все атрибуты власти, военной славы: на весах, с одной стороны, закон милосердия, с другой — закон совести. Во сне он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются. С подобострастием смотрят на владыку государственные чины, в отдалении — народы.

«Иной вполголоса говорил: ʺон усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества. Другой восклицал: он обогатил государство, расширил внутреннюю и внешнюю торговлюʺ. Юношество восклицало, что ʺон правдив, закон его для всех равен, он почитает себя его первым служителемʺ».

Льются потоки восхвалений, но среди присутствующих одна женщина «являла вид презрения и негодования». Неизвестная «именует себя Прямовзорой и глазным врачом». Она заявила, что у правителя на обоих глазах бельмо, и очистила его глаза. «Ты видишь теперь, что ты был слеп, и слеп всесовершенно. Я есть Истина». И увидел правитель, что власть его жестока, подданные его ненавидят, всюду ложь, гибель; «знаки почестей, им раздаваемые, всегда доставались в удел недостойным».

Глава заканчивается словами: «Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнёшься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается».

Первоисточник «Тилемахиды» Тредиаковского

Современники Радищева в правителе не без основания увидели Екатерину II, но всё же Радищев имеет в виду не только конкретного властителя; он считает, что царская власть всегда зло.

              Чудовище из современной Тилемахиды

Эпиграфом к своей книге Радищев не случайно избрал стих из поэмы своего старшего современника В.К. Тредиаковского «Тилемахида», слегка изменив его: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй».

Огнедышащее коронованное чудовище с тремя дьявольскими шестёрками

Чудище — это екатерининское самодержавие; стих взят из того места поэмы, где рассказывается о муках, которым подвергаются в Тартаре — подземном царстве мёртвых — злые цари.

Тоже не подарок…

Сон у Радищева имеет аллегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объёмен, логичен, детален и т. д.

Во все века авторы, пусть даже лишь во сне изображающие правителей чудовищами, оказывались в тюрьме или на каторге. Радищеву это стоило длительной отсидки в Петропавловской крепости.

   Вспомните об этом в нужный момент!

Если вы нашли моё сообщение полезным для себя, пожалуйста, расскажите о нём другим людям или просто дайте на него ссылку.

Узнать больше вы всегда можете в нашей Школе писательского мастерства:  https://schoolofcreativewriting.wordpress.com/ (новый сайт)

https://book-writing.narod.ru (старый сайт)

Услуги редактирования (развивающего и стилевого) и корректуры рукописей:https://book-editing.narod.ru

Услуги наёмного писателя:  https://writerlikhachev.blogspot.com/

и   https://writerhired.wordpress.com/

Источник

Евгений Онегин. Сон Татьяны, глава 5.

Пятая глава написана в Михайловской ссылке в 1825-1826 годах.

Эпиграф ко главе – строки из баллады В.А. Жуковского “Светлана”. Героиня Жуковского – тоже девушка, страдающая от любви. Тот, кого она любит – не с ней. В этом две героини очень созвучны. Напомним строки из баллады Жуковского:

Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…

Но, в отличие от баллады Жуковского, где зловещее видение оказывается пустым сном, роман Пушкина воспринимает сновидение героини всерьез.

Наступает зима, в которую влюблена Татьяна с ее “русскою душою”, любовью к таинственным преданиям и суевериям. На святки она гадает, как и Светлана Жуковского, и ложится спать в надежде увидеть пророческий сон.

Ей снится, что она, по тонкому мостику, переходит волшебный (незамерзающий посреди снега) ручей, с помощью медведя. Медведь сопровождает ее до лачуги, в которой живет его “кум”. В том доме собрались чудища, а во главе стола сидит Онегин. Все чудища, увидев Татьяну, кричат: Моё!

Мое! – сказал Евгений грозно,

И шайка вся сокрылась вдруг;

Евгений берет Татьяну в дом и положив ее на скамью, склоняет голову ей на плечо. Тут заходит Ленский с Ольгой. Онегин хватает нож и убивает Ленского. Татьяна просыпается.

Сам Пушкин придавал огромное значение и снам, и суевериям, и всем приметам. Эти черты он передал своей героине. Пушкин, как и Татьяна, имел у себя дома сонник Мартына Задеки и постоянно его читал, анализируя свои сны.

Сон 5 главы предвосхищает события, которые вскоре произойдут на именинах Татьяны. Чудища гротескно изображают гостей. Ведь автор опишет их довольно сатирично (Пустяков, Буянов, Гвоздин, Скотинины, Петушков – говорящие фамилии).

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Также кошмарное настроение сна предсказывает огромное смятение Татьяны на предстоящих именинах, в момент, когда приедет Онегин. Приведем реальное состояние героини на своем празднике:

(…) уж готова

Бедняжка в обморок упасть;

Но воля и рассудка власть

Превозмогли.(…)

То, что они все кричат «Моё!», показывая на Татьяну, означает, что внимание девушки будет метаться между своими гостями и Евгением…

(Пошли приветы, поздравленья;

Татьяна всех благодарит).

… но будет, конечно, полностью поглощено последним, который, прокричав “Моё!”, заставил во сне скрыться всю “шайку”. Это означает, что один его нежный взгляд оживит сердце Татьяны.

Читайте также:  Застрелить во сне человека к чему

Онегин во сне девушки описывается как главарь всего страшного собрания, поскольку на предстоящем вечере он будет наиболее знатный и редкий гость, представляющий высший свет и столицу посреди простоватых провинциалов.

А медведь во времена Пушкина символизировал жениха, скорое замужество. И оно тоже произойдет с Татьяной, причем с человеком из круга Онегина (медведь во сне называет Евгения своим «кумом»). И точно, муж Татьяны окажется родственником Онегина, о чем мы узнаем позже, в главе.

То, что Евгений во сне Татьяны убивает Ленского ножом, говорит о жестоком и мстительном поведении Онегина на балу, которое станет причиной дуэли. Евгений, действительно, словно всадил другу нож в спину, начав ухаживать за Ольгой.

Специалист в науке флирта (как мы знаем из 1 главы), он без труда завладел вниманием легкомысленной, беспечной кокетки. И все это из-за своей глупой обиды на то, что на празднике оказалось многовато народу. (В этот момент мы особенно хорошо понимаем, что Онегин действительно не мог бы стать хорошим мужем. В этом он был прав, разговаривая недавно с Татьяной). Он обидчив, капризен и эгоцентричен, как ребенок.

К минуте мщенья приближаясь,

Онегин, втайне усмехаясь,

Подходит к Ольге…

Он танцует с ней и вальс, и мазурку, и даже котильон (в общем, все танцы подряд). А Ольга даже не понимает, что делает что-то не так.

Трагедия Ленского не в том, что у него плохой друг. Она в том, что он влюблен в девушку, которая не способна понять его чувств. И останься он в живых, с Ольгой он не смог бы быть счастлив. Не дуэль с Онегиным, так очень скоро случилась бы дуэль из-за Ольги с кем-нибудь другим, или просто сама жизнь с такой пустой красавицей обязательно бы сломила его тонкую натуру.

Глава заканчивается решением Ленского стреляться с недавним другом:

Две пули – больше ничего –

Вдруг разрешат судьбу его.

Источник

«Путешествие из Петербурга в Москву» — уникальное произведение в русской литературе. Эта книга представляет собой собрание очерков, написанных в разное время и на разные темы. Например, глава «Слово о Ломоносове», восхваляющая великого русского учёного и поэта, создавалась Радищевым восемь лет (1780-1788), а глава «Медное» о продаже крепостных была написана в 1785 году. В книгу также включены поэтические фрагменты (строфы оды «Вольность» и комментарии к ним в главе «Тверь»), драматические сцены (разговор двух дам в главе «Зайцево»). Всего в книге 25 глав, в которых отразились размышления автора о российской действительности: от тяжелейшей судьбы крестьян и привольной, сытой жизни помещиков и вельмож до обличения деспотической самодержавной власти, жестоких законов государства и общественных нравов.

Тематическое разнообразие книги объединяет мотив путешествия: автор-повествователь едет по русской земле, встречает разных людей и видит реальную жизнь. Этот приём позволяет Радищеву показать читателю Россию изнутри. Кроме первой главы, главы-очерки «Путешествия…» названы по городам и почтовым станциям, встречаемым на пути автора. Каждая из них посвящена определённой теме. Так, например, в главе «Яжелбицы» автор, проезжая через этот городок, видел похороны молодого человека, отец которого винил в его смерти себя. В молодости он вёл порочный образ жизни, подорвал своё здоровье, и сын его родился слабым и больным. Главной темой главы стало страстное осуждение человеческой распущенности, привычки к пьянству и других пороков. А в главе «Завидово» обличается знатный и никчёмный вельможа, которому все подобострастно прислуживают.

Тема и содержание главы, по замыслу Радищева, часто соотносятся с названием или характером описываемого места. Так, в благостном, наполненном колокольным звоном Клину автор встречает слепого старика-праведника, сказывающего народную песню про Алексея — божьего человека. В главе «Пешки» автор показывает нищету подневольных крестьян и жестокосердие и жадность помещиков, а в главе «Чёрная грязь» автор потрясён надругательством над тем, что должно быть священно, — над браком: самодурствующий господин распоряжается судьбами своих крепостных, принуждая к женитьбе людей, не любящих друг друга.

Читайте также:  Почему сны заканчиваются на самом интересном месте

Из 650 экземпляров книги, напечатанных в 1790 году Радищевым, до нашего времени дошли лишь 17. Большая часть тиража была уничтожена самим автором во время следствия, а второе издание «Путешествия…» появилось лишь в 1858 году в Лондоне, его напечатал знаменитый русский писатель Александр Иванович Герцен. Книга Радищева была настолько опасна для императорской власти, что на суде была объявлена покушением на здоровье императрицы и государственной изменой. Поэтому приговор был максимально суров — смертная казнь, и только амнистия по случаю побед в Русско-турецкой военной кампании 1790 года позволила заменить казнь на ссылку в Илимск, мрачный сибирский острог.

В 1833-1835 годах А.С. Пушкин пишет статью «Путешествие из Москвы в Петербург». Это произведение — своего рода ответ на книгу А.Н. Радищева, который выбрал путешествие в Москву как проникновение в глубину настоящей русской жизни, возвращение в древнюю столицу России. «Путешествие…» Пушкина призывает к современному взгляду на российскую действительность, признанию, что прогресс государства связан с его новой столицей — Петербургом.

О непримиримом отношении Радищева к самодержавно-крепостническому строю говорит эпиграф к книге. Он взят из поэмы выдающегося русского поэта XVIII века Василия Кирилловича Тредиаковского «Тилемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (чудовище тучное, гнусное, огромное, стозевное и лающее). Так описал трёхглавого мифологического пса Цербера Тредиаковский. Радищев превратил этот образ в символ ненавистного, нечеловеческого порядка в своей стране — России.

Анализ глав “Путешествия из Петербурга в Москву”

Основная тема главы «Любани» — бесправие крепостных помещичьих крестьян. Автор называет их помещичьими, в отличие от казённых, которые платят государству определённую сумму денег, в то время как помещичьи должны платить барину столько, сколько он назначит. Автор беседует с одним из таких крестьян, пашущим свою ниву в праздник, в воскресенье, потому что все остальные дни он должен отрабатывать барщину. У крестьянина шесть малолетних детей. Автор поражается, как крестьянин может прокормить свою семью, работая только по праздникам, на что получает простой ответ, свидетельствующий о невероятной выносливости, твёрдости и смирении крестьянина: «Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро».

Есть русская поговорка: «Работать как лошадь». По словам же крестьянина получается, что он работает не меньше, чем две лошади. Разговор с этим простым человеком открывает автору глаза. Он винит и жестокосердие помещиков, и самого себя за обращение со своим слугой, как с бесправным, низшим существом. В итоге автор осуждает закон, утверждающий бесчеловечное отношение к людям.

В начале главы «Спасская Полесть» приводится рассказ, услышанный автором на ночлеге в непогоду. Какой-то приезжий рассказывал жене историю о вельможе, главной страстью в жизни которого были «устерсы». Покупка устриц была для вельможи важнее государственных дел. На казённый счёт он отправляет курьера в Петербург и за успешное выполнение поручения — покупку устриц — представляет его к повышению в чине. Образ вельможи имел вполне реальный прототип — Г.А. Потёмкина, одного из фаворитов Екатерины II, который очень любил устрицы и ради этой прихоти готов был на эксцентричные поступки. Сатира на вельможу, на злоупотребление своим положением, пренебрежение службой и растрату государственных денег предвосхищает творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Второй эпизод в главе рассказывает о встрече автора с безвинно осуждённым человеком. Его история показывает произвол чиновников в государстве, бюрократизм и алчность суда, жертвой которых он стал, лишившись дома, имущества и денег.

В конце главы автор приводит свой сон-фантазию. Он видит себя самодержцем, которого все восхваляют и торопятся выполнить его желания и приказы, хотя, исполняя их, делают всё наоборот, да и сами приказы часто неисполнимы и бессмысленны. Так, например, он, как государь, повелевает своему военачальнику идти с многочисленным войском на завоевание далёкой и недоступной земли. Военачальник клянётся, что «слава единая имени твоего победит народы, оную землю населяющие», но на деле он и «издали не видал неприятеля». Автор-«самодержец» ослеплён своим величием и лестью придворных, он не видит настоящей действительности. Радищев прибегает к аллегории: к автору во сне является Истина в образе женщины-странницы, исполненной презрения и негодования. Она говорит ему правду и снимает пелену с его глаз. Глава заканчивается прозрением самодержца и становится поучением всем государям и российской императрице в первую очередь.

Глава «Клин» рассказывает о характере русского народа, его истинных ценностях, любви к добру, правде и милосердию. Повествование начинается с того, что слепой старик, окружённый толпой слушающих, в праздник поёт-сказывает на площади песню об Алексее божиим человеке, и всех охватывает благостное чувство умиления и восторга. Пение старика просто и безыскусно, однако он вкладывает в песню всю свою душу. Этот эпизод передаёт глубокую религиозность, единство чувств русских людей, общее ощущение святости и душевной красоты человека и его поступков, угодных Богу.

Читайте также:  Центр здорового сна в минске отзывы

Подаяния слушателей старику разнообразны, но невелики: денежки и полушки, куски и краюхи хлеба. Принимая их, певец благословлял каждого дающего. Самым желанным оказывается для старика подношение женщины, которая уже много лет по праздникам приносит ему кусок пирога. Оказывается, что старик в молодости служил в армии, командовал солдатами и однажды спас отца этой женщины от жестокого наказания. Для слепого старика этот пирог не столько вкусная еда или плата за помощь, а знак непреходящей благодарности, символ того, что добро забыть нельзя, оно не исчезает.

Восторг и умиление переполняют и автора-повествователя, он тоже хочет отблагодарить старика и получить от него благословение. Он подаёт сказителю рубль, крупную по тем временам сумму. Старик отказывается его брать, объясняя, что не сможет распорядиться такими деньгами, а кроме того, они введут в соблазн дурных людей. Что же понял автор-повествователь из объяснения старика, почему ему стало стыдно за свой подарок? Его богатое подаяние — не столько благодарность, сколько неосознанное желание купить благословение. А вот шейный платок, преподнесённый взамен рубля, оказывается выражением искренней благодарности. Он подарен с чистым сердцем и от кающейся души.

Если в главе «Любани» мы видим непосильный труд крестьянина, исключительно благодаря которому он и его семья могут выжить, то в главе «Пешки» описаны условия жизни крестьянских семей. Обращение автора к теме безысходной нищенской жизни народа начинается с эпизода, в котором крестьянский мальчик просит у автора, пьющего кофе, кусочки сахара. Обличительный пафос автора-повествователя при описании этой сцены вызван его потрясением и негодованием: крестьянские дети лишены обычных радостей, сахар является для них недосягаемым лакомством, потому что это «боярская» еда.

Радищев детально описывает убожество крестьянской избы и быта: стены в саже, пол в щелях, грязь, печь без трубы, дым, смрад… И постоянный голод. А.С. Пушкин в статье «Путешествие из Москвы в Петербург» писал по поводу главы «Пешки», что и через пятьдесят лет крестьянские избы не изменились, разве что бычьи пузыри на окнах сменили стёкла.

Картины крестьянской нищеты становятся причиной страстного и гневного авторского осуждения её виновников. Автор восклицает: «Тут видна алчность дворянства, грабёж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние». Он призывает «жестокосердного помещика» увидеть творимое им страшное зло и предупреждает, что совесть обязательно настигнет его, и он почувствует её «кару».

«Слово о Ломоносове» потребовало у Радищева едва ли не восьми лет работы, что говорит о том, какое большое значение придавал Радищев объективной оценке вклада Ломоносова в русскую культуру и науку. У памятника на могиле Ломоносова Радищев размышляет о том, что истинным памятником человеку являются его дела. Обращение к памяти Ломоносова вызвано и глубоким уважением Радищева к великому учёному, и осознанием своей личной ответственности за предпринятую грандиозную задачу — воздать Ломоносову должное через полтора десятилетия после смерти учёного в 1765 году.

Радищев прежде всего отмечает удивительный факт биографии Ломоносова, навсегда ставший примером подвижничества человека, знаменательным фактом русской истории: «Михайло Васильевич Ломоносов родился в Холмогорах… Подстрекаем науки алчбою, Ломоносов оставляет родительский дом; течёт в престольный град, приходит в обитель иноческих мусс и вмещается в число юношей, посвятивших себя учению свободных наук и слову Божию».

Радищев выстраивает «Слово о Ломоносове» таким образом, чтобы читатель не только увидел перечень дел Ломоносова, но и понял их значение и смысл. Разнообразие интересов и занятий Ломоносова: логика, математика, химия, физика, грамматика, риторика, поэзия и другие отрасли знаний — позволяет считать Ломоносова первым русским энциклопедистом. Именно эту мысль хочет донести до читателя Радищев: он высоко оценивает вклад Ломоносова в естественные науки. О поэзии Ломоносова он говорит: «В стезе российской словесности Ломоносов есть первый». В своём «Путешествии из Москвы в Петербург» Пушкин словно продолжает эту мысль Радищева: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

О роли Ломоносова, о значении его судьбы Радищев говорит: «Ты жил на славу имени российского… Творения твои да повествуют нам о том, житие твоё да скажет, почто ты славен».

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник