В чем смысл сна в главе выезд

В.К. Тредиаковский, «Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514, в редакции А.Радищева
Сон из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева (глава «Спасская Полесть»). Путешественнику снится сон.
«Мне представилось, что я царь, шах, хан, король, бей, набоб, султан или какое-то сих названий нечто, сидящее во власти на престоле».
Здесь все атрибуты власти, военной славы: на весах, с одной стороны, закон милосердия, с другой — закон совести. Во сне он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются. С подобострастием смотрят на владыку государственные чины, в отдалении — народы.
«Иной вполголоса говорил: ʺон усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества. Другой восклицал: он обогатил государство, расширил внутреннюю и внешнюю торговлюʺ. Юношество восклицало, что ʺон правдив, закон его для всех равен, он почитает себя его первым служителемʺ».
Льются потоки восхвалений, но среди присутствующих одна женщина «являла вид презрения и негодования». Неизвестная «именует себя Прямовзорой и глазным врачом». Она заявила, что у правителя на обоих глазах бельмо, и очистила его глаза. «Ты видишь теперь, что ты был слеп, и слеп всесовершенно. Я есть Истина». И увидел правитель, что власть его жестока, подданные его ненавидят, всюду ложь, гибель; «знаки почестей, им раздаваемые, всегда доставались в удел недостойным».
Глава заканчивается словами: «Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнёшься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается».
Первоисточник «Тилемахиды» Тредиаковского
Современники Радищева в правителе не без основания увидели Екатерину II, но всё же Радищев имеет в виду не только конкретного властителя; он считает, что царская власть всегда зло.
Чудовище из современной Тилемахиды
Эпиграфом к своей книге Радищев не случайно избрал стих из поэмы своего старшего современника В.К. Тредиаковского «Тилемахида», слегка изменив его: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй».
Огнедышащее коронованное чудовище с тремя дьявольскими шестёрками
Чудище — это екатерининское самодержавие; стих взят из того места поэмы, где рассказывается о муках, которым подвергаются в Тартаре — подземном царстве мёртвых — злые цари.
Тоже не подарок…
Сон у Радищева имеет аллегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объёмен, логичен, детален и т. д.
Во все века авторы, пусть даже лишь во сне изображающие правителей чудовищами, оказывались в тюрьме или на каторге. Радищеву это стоило длительной отсидки в Петропавловской крепости.
Вспомните об этом в нужный момент!
Если вы нашли моё сообщение полезным для себя, пожалуйста, расскажите о нём другим людям или просто дайте на него ссылку.
Узнать больше вы всегда можете в нашей Школе писательского мастерства: https://schoolofcreativewriting.wordpress.com/ (новый сайт)
https://book-writing.narod.ru (старый сайт)
Услуги редактирования (развивающего и стилевого) и корректуры рукописей:https://book-editing.narod.ru
Услуги наёмного писателя: https://writerlikhachev.blogspot.com/
и https://writerhired.wordpress.com/
Источник
Евгений Онегин. Сон Татьяны, глава 5.
Пятая глава написана в Михайловской ссылке в 1825-1826 годах.
Эпиграф ко главе – строки из баллады В.А. Жуковского “Светлана”. Героиня Жуковского – тоже девушка, страдающая от любви. Тот, кого она любит – не с ней. В этом две героини очень созвучны. Напомним строки из баллады Жуковского:
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Но, в отличие от баллады Жуковского, где зловещее видение оказывается пустым сном, роман Пушкина воспринимает сновидение героини всерьез.
Наступает зима, в которую влюблена Татьяна с ее “русскою душою”, любовью к таинственным преданиям и суевериям. На святки она гадает, как и Светлана Жуковского, и ложится спать в надежде увидеть пророческий сон.
Ей снится, что она, по тонкому мостику, переходит волшебный (незамерзающий посреди снега) ручей, с помощью медведя. Медведь сопровождает ее до лачуги, в которой живет его “кум”. В том доме собрались чудища, а во главе стола сидит Онегин. Все чудища, увидев Татьяну, кричат: Моё!
Мое! – сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Евгений берет Татьяну в дом и положив ее на скамью, склоняет голову ей на плечо. Тут заходит Ленский с Ольгой. Онегин хватает нож и убивает Ленского. Татьяна просыпается.
Сам Пушкин придавал огромное значение и снам, и суевериям, и всем приметам. Эти черты он передал своей героине. Пушкин, как и Татьяна, имел у себя дома сонник Мартына Задеки и постоянно его читал, анализируя свои сны.
Сон 5 главы предвосхищает события, которые вскоре произойдут на именинах Татьяны. Чудища гротескно изображают гостей. Ведь автор опишет их довольно сатирично (Пустяков, Буянов, Гвоздин, Скотинины, Петушков – говорящие фамилии).
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Также кошмарное настроение сна предсказывает огромное смятение Татьяны на предстоящих именинах, в момент, когда приедет Онегин. Приведем реальное состояние героини на своем празднике:
(…) уж готова
Бедняжка в обморок упасть;
Но воля и рассудка власть
Превозмогли.(…)
То, что они все кричат «Моё!», показывая на Татьяну, означает, что внимание девушки будет метаться между своими гостями и Евгением…
(Пошли приветы, поздравленья;
Татьяна всех благодарит).
… но будет, конечно, полностью поглощено последним, который, прокричав “Моё!”, заставил во сне скрыться всю “шайку”. Это означает, что один его нежный взгляд оживит сердце Татьяны.
Онегин во сне девушки описывается как главарь всего страшного собрания, поскольку на предстоящем вечере он будет наиболее знатный и редкий гость, представляющий высший свет и столицу посреди простоватых провинциалов.
А медведь во времена Пушкина символизировал жениха, скорое замужество. И оно тоже произойдет с Татьяной, причем с человеком из круга Онегина (медведь во сне называет Евгения своим «кумом»). И точно, муж Татьяны окажется родственником Онегина, о чем мы узнаем позже, в главе.
То, что Евгений во сне Татьяны убивает Ленского ножом, говорит о жестоком и мстительном поведении Онегина на балу, которое станет причиной дуэли. Евгений, действительно, словно всадил другу нож в спину, начав ухаживать за Ольгой.
Специалист в науке флирта (как мы знаем из 1 главы), он без труда завладел вниманием легкомысленной, беспечной кокетки. И все это из-за своей глупой обиды на то, что на празднике оказалось многовато народу. (В этот момент мы особенно хорошо понимаем, что Онегин действительно не мог бы стать хорошим мужем. В этом он был прав, разговаривая недавно с Татьяной). Он обидчив, капризен и эгоцентричен, как ребенок.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге…
Он танцует с ней и вальс, и мазурку, и даже котильон (в общем, все танцы подряд). А Ольга даже не понимает, что делает что-то не так.
Трагедия Ленского не в том, что у него плохой друг. Она в том, что он влюблен в девушку, которая не способна понять его чувств. И останься он в живых, с Ольгой он не смог бы быть счастлив. Не дуэль с Онегиным, так очень скоро случилась бы дуэль из-за Ольги с кем-нибудь другим, или просто сама жизнь с такой пустой красавицей обязательно бы сломила его тонкую натуру.
Глава заканчивается решением Ленского стреляться с недавним другом:
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его.
Источник
«Путешествие из Петербурга в Москву» — уникальное произведение в русской литературе. Эта книга представляет собой собрание очерков, написанных в разное время и на разные темы. Например, глава «Слово о Ломоносове», восхваляющая великого русского учёного и поэта, создавалась Радищевым восемь лет (1780-1788), а глава «Медное» о продаже крепостных была написана в 1785 году. В книгу также включены поэтические фрагменты (строфы оды «Вольность» и комментарии к ним в главе «Тверь»), драматические сцены (разговор двух дам в главе «Зайцево»). Всего в книге 25 глав, в которых отразились размышления автора о российской действительности: от тяжелейшей судьбы крестьян и привольной, сытой жизни помещиков и вельмож до обличения деспотической самодержавной власти, жестоких законов государства и общественных нравов.
Тематическое разнообразие книги объединяет мотив путешествия: автор-повествователь едет по русской земле, встречает разных людей и видит реальную жизнь. Этот приём позволяет Радищеву показать читателю Россию изнутри. Кроме первой главы, главы-очерки «Путешествия…» названы по городам и почтовым станциям, встречаемым на пути автора. Каждая из них посвящена определённой теме. Так, например, в главе «Яжелбицы» автор, проезжая через этот городок, видел похороны молодого человека, отец которого винил в его смерти себя. В молодости он вёл порочный образ жизни, подорвал своё здоровье, и сын его родился слабым и больным. Главной темой главы стало страстное осуждение человеческой распущенности, привычки к пьянству и других пороков. А в главе «Завидово» обличается знатный и никчёмный вельможа, которому все подобострастно прислуживают.
Тема и содержание главы, по замыслу Радищева, часто соотносятся с названием или характером описываемого места. Так, в благостном, наполненном колокольным звоном Клину автор встречает слепого старика-праведника, сказывающего народную песню про Алексея — божьего человека. В главе «Пешки» автор показывает нищету подневольных крестьян и жестокосердие и жадность помещиков, а в главе «Чёрная грязь» автор потрясён надругательством над тем, что должно быть священно, — над браком: самодурствующий господин распоряжается судьбами своих крепостных, принуждая к женитьбе людей, не любящих друг друга.
Из 650 экземпляров книги, напечатанных в 1790 году Радищевым, до нашего времени дошли лишь 17. Большая часть тиража была уничтожена самим автором во время следствия, а второе издание «Путешествия…» появилось лишь в 1858 году в Лондоне, его напечатал знаменитый русский писатель Александр Иванович Герцен. Книга Радищева была настолько опасна для императорской власти, что на суде была объявлена покушением на здоровье императрицы и государственной изменой. Поэтому приговор был максимально суров — смертная казнь, и только амнистия по случаю побед в Русско-турецкой военной кампании 1790 года позволила заменить казнь на ссылку в Илимск, мрачный сибирский острог.
В 1833-1835 годах А.С. Пушкин пишет статью «Путешествие из Москвы в Петербург». Это произведение — своего рода ответ на книгу А.Н. Радищева, который выбрал путешествие в Москву как проникновение в глубину настоящей русской жизни, возвращение в древнюю столицу России. «Путешествие…» Пушкина призывает к современному взгляду на российскую действительность, признанию, что прогресс государства связан с его новой столицей — Петербургом.
О непримиримом отношении Радищева к самодержавно-крепостническому строю говорит эпиграф к книге. Он взят из поэмы выдающегося русского поэта XVIII века Василия Кирилловича Тредиаковского «Тилемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (чудовище тучное, гнусное, огромное, стозевное и лающее). Так описал трёхглавого мифологического пса Цербера Тредиаковский. Радищев превратил этот образ в символ ненавистного, нечеловеческого порядка в своей стране — России.
Анализ глав “Путешествия из Петербурга в Москву”
Основная тема главы «Любани» — бесправие крепостных помещичьих крестьян. Автор называет их помещичьими, в отличие от казённых, которые платят государству определённую сумму денег, в то время как помещичьи должны платить барину столько, сколько он назначит. Автор беседует с одним из таких крестьян, пашущим свою ниву в праздник, в воскресенье, потому что все остальные дни он должен отрабатывать барщину. У крестьянина шесть малолетних детей. Автор поражается, как крестьянин может прокормить свою семью, работая только по праздникам, на что получает простой ответ, свидетельствующий о невероятной выносливости, твёрдости и смирении крестьянина: «Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро».
Есть русская поговорка: «Работать как лошадь». По словам же крестьянина получается, что он работает не меньше, чем две лошади. Разговор с этим простым человеком открывает автору глаза. Он винит и жестокосердие помещиков, и самого себя за обращение со своим слугой, как с бесправным, низшим существом. В итоге автор осуждает закон, утверждающий бесчеловечное отношение к людям.
В начале главы «Спасская Полесть» приводится рассказ, услышанный автором на ночлеге в непогоду. Какой-то приезжий рассказывал жене историю о вельможе, главной страстью в жизни которого были «устерсы». Покупка устриц была для вельможи важнее государственных дел. На казённый счёт он отправляет курьера в Петербург и за успешное выполнение поручения — покупку устриц — представляет его к повышению в чине. Образ вельможи имел вполне реальный прототип — Г.А. Потёмкина, одного из фаворитов Екатерины II, который очень любил устрицы и ради этой прихоти готов был на эксцентричные поступки. Сатира на вельможу, на злоупотребление своим положением, пренебрежение службой и растрату государственных денег предвосхищает творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Второй эпизод в главе рассказывает о встрече автора с безвинно осуждённым человеком. Его история показывает произвол чиновников в государстве, бюрократизм и алчность суда, жертвой которых он стал, лишившись дома, имущества и денег.
В конце главы автор приводит свой сон-фантазию. Он видит себя самодержцем, которого все восхваляют и торопятся выполнить его желания и приказы, хотя, исполняя их, делают всё наоборот, да и сами приказы часто неисполнимы и бессмысленны. Так, например, он, как государь, повелевает своему военачальнику идти с многочисленным войском на завоевание далёкой и недоступной земли. Военачальник клянётся, что «слава единая имени твоего победит народы, оную землю населяющие», но на деле он и «издали не видал неприятеля». Автор-«самодержец» ослеплён своим величием и лестью придворных, он не видит настоящей действительности. Радищев прибегает к аллегории: к автору во сне является Истина в образе женщины-странницы, исполненной презрения и негодования. Она говорит ему правду и снимает пелену с его глаз. Глава заканчивается прозрением самодержца и становится поучением всем государям и российской императрице в первую очередь.
Глава «Клин» рассказывает о характере русского народа, его истинных ценностях, любви к добру, правде и милосердию. Повествование начинается с того, что слепой старик, окружённый толпой слушающих, в праздник поёт-сказывает на площади песню об Алексее божиим человеке, и всех охватывает благостное чувство умиления и восторга. Пение старика просто и безыскусно, однако он вкладывает в песню всю свою душу. Этот эпизод передаёт глубокую религиозность, единство чувств русских людей, общее ощущение святости и душевной красоты человека и его поступков, угодных Богу.
Подаяния слушателей старику разнообразны, но невелики: денежки и полушки, куски и краюхи хлеба. Принимая их, певец благословлял каждого дающего. Самым желанным оказывается для старика подношение женщины, которая уже много лет по праздникам приносит ему кусок пирога. Оказывается, что старик в молодости служил в армии, командовал солдатами и однажды спас отца этой женщины от жестокого наказания. Для слепого старика этот пирог не столько вкусная еда или плата за помощь, а знак непреходящей благодарности, символ того, что добро забыть нельзя, оно не исчезает.
Восторг и умиление переполняют и автора-повествователя, он тоже хочет отблагодарить старика и получить от него благословение. Он подаёт сказителю рубль, крупную по тем временам сумму. Старик отказывается его брать, объясняя, что не сможет распорядиться такими деньгами, а кроме того, они введут в соблазн дурных людей. Что же понял автор-повествователь из объяснения старика, почему ему стало стыдно за свой подарок? Его богатое подаяние — не столько благодарность, сколько неосознанное желание купить благословение. А вот шейный платок, преподнесённый взамен рубля, оказывается выражением искренней благодарности. Он подарен с чистым сердцем и от кающейся души.
Если в главе «Любани» мы видим непосильный труд крестьянина, исключительно благодаря которому он и его семья могут выжить, то в главе «Пешки» описаны условия жизни крестьянских семей. Обращение автора к теме безысходной нищенской жизни народа начинается с эпизода, в котором крестьянский мальчик просит у автора, пьющего кофе, кусочки сахара. Обличительный пафос автора-повествователя при описании этой сцены вызван его потрясением и негодованием: крестьянские дети лишены обычных радостей, сахар является для них недосягаемым лакомством, потому что это «боярская» еда.
Радищев детально описывает убожество крестьянской избы и быта: стены в саже, пол в щелях, грязь, печь без трубы, дым, смрад… И постоянный голод. А.С. Пушкин в статье «Путешествие из Москвы в Петербург» писал по поводу главы «Пешки», что и через пятьдесят лет крестьянские избы не изменились, разве что бычьи пузыри на окнах сменили стёкла.
Картины крестьянской нищеты становятся причиной страстного и гневного авторского осуждения её виновников. Автор восклицает: «Тут видна алчность дворянства, грабёж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние». Он призывает «жестокосердного помещика» увидеть творимое им страшное зло и предупреждает, что совесть обязательно настигнет его, и он почувствует её «кару».
«Слово о Ломоносове» потребовало у Радищева едва ли не восьми лет работы, что говорит о том, какое большое значение придавал Радищев объективной оценке вклада Ломоносова в русскую культуру и науку. У памятника на могиле Ломоносова Радищев размышляет о том, что истинным памятником человеку являются его дела. Обращение к памяти Ломоносова вызвано и глубоким уважением Радищева к великому учёному, и осознанием своей личной ответственности за предпринятую грандиозную задачу — воздать Ломоносову должное через полтора десятилетия после смерти учёного в 1765 году.
Радищев прежде всего отмечает удивительный факт биографии Ломоносова, навсегда ставший примером подвижничества человека, знаменательным фактом русской истории: «Михайло Васильевич Ломоносов родился в Холмогорах… Подстрекаем науки алчбою, Ломоносов оставляет родительский дом; течёт в престольный град, приходит в обитель иноческих мусс и вмещается в число юношей, посвятивших себя учению свободных наук и слову Божию».
Радищев выстраивает «Слово о Ломоносове» таким образом, чтобы читатель не только увидел перечень дел Ломоносова, но и понял их значение и смысл. Разнообразие интересов и занятий Ломоносова: логика, математика, химия, физика, грамматика, риторика, поэзия и другие отрасли знаний — позволяет считать Ломоносова первым русским энциклопедистом. Именно эту мысль хочет донести до читателя Радищев: он высоко оценивает вклад Ломоносова в естественные науки. О поэзии Ломоносова он говорит: «В стезе российской словесности Ломоносов есть первый». В своём «Путешествии из Москвы в Петербург» Пушкин словно продолжает эту мысль Радищева: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
О роли Ломоносова, о значении его судьбы Радищев говорит: «Ты жил на славу имени российского… Творения твои да повествуют нам о том, житие твоё да скажет, почто ты славен».
Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016
Источник