В чем особенности композиции стихотворения сон лермонтова

В чем особенности композиции стихотворения сон лермонтова thumbnail

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.

Метафоры“дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • В чем особенности композиции стихотворения сон лермонтова

    Стелла Ичмелян

    7/7

  • В чем особенности композиции стихотворения сон лермонтова

    Alex Veinsis

    7/7

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 39.

Источник

Композиционно стихотворение построено довольно
сложно. Оно имеет кольцевую композицию:
сначала герой видит во сне героиню:
” …но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне”.

а затем героиня, видит странный сон-видение о нём:
“И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей”.
Композиция стихотворения образует “кольцо”,
в котором всё стягивается к фигуре мертвого воина,
к долине Дагестана.
В первой и последней строфах почти полностью
совпадают детали.
Если в первой строфе мы встречаем словосочетания
“кровь точилася” (еле-еле), “дымилась рана»”,
то во втором-“кровь лилась хладеющей струей”,
“дымясь, чернела рана”.
Лермонтов показывает сюжет произведения
два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини.
Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала,
взаимно отражающие судьбы и предсказания
каждого из них.

2.Для понимания стихотворения важно то окружение,
в котором находятся оба героя:
он – один среди природы, обжигаемый палящим солнцем,
она – одна “меж юных жен, увенчанных цветами”,
ведущих “весёлый разговор”.
Ему чужда южная природа, и снится “вечерний пир
в родимой стороне”,ей – тот же пир и “весёлый разговор”.
Оба возлюбленных одиноки (“лежал один”,сидела… одна”) и
трагически разъединены, но их души направлены друг к другу.
Взор воина во сне находит его подругу, а взор девы обращен
к “знакомому трупу”.
Это мистическое общение двух душ
(“И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем
была погружена…”) пронзительно трагично: они никогда
не встретятся и обречены на одиночество хотя бы потому,
что он -“труп”,
лежащий в чужом краю, вдали от “родимой стороны”,
она же-живая и чужая среди веселых подруг на родине.
Между ними лежат не только пространственные,
временные,
но и непреодолимые сверхчеловеческие преграды-
состояния жизни и смерти, которые, однако, допускают
общение близких и навеки разлученных душ.
Композиционно стихотворение построено довольно
сложно. Оно имеет кольцевую композицию:
сначала герой видит во сне героиню:
” …но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне”.

а затем героиня, видит странный сон-видение о нём:
“И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей”.
Композиция стихотворения образует “кольцо”,
в котором всё стягивается к фигуре мертвого воина,
к долине Дагестана.
В первой и последней строфах почти полностью
совпадают детали.
Если в первой строфе мы встречаем словосочетания
“кровь точилася” (еле-еле), “дымилась рана»”,
то во втором-“кровь лилась хладеющей струей”,
“дымясь, чернела рана”.
Лермонтов показывает сюжет произведения
два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини.
Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала,
взаимно отражающие судьбы и предсказания
каждого из них.

2.Для понимания стихотворения важно то окружение,
в котором находятся оба героя:
он – один среди природы, обжигаемый палящим солнцем,
она – одна “меж юных жен, увенчанных цветами”,
ведущих “весёлый разговор”.
Ему чужда южная природа, и снится “вечерний пир
в родимой стороне”,ей – тот же пир и “весёлый разговор”.
Оба возлюбленных одиноки (“лежал один”,сидела… одна”) и
трагически разъединены, но их души направлены друг к другу.
Взор воина во сне находит его подругу, а взор девы обращен
к “знакомому трупу”.
Это мистическое общение двух душ
(“И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем
была погружена…”) пронзительно трагично: они никогда
не встретятся и обречены на одиночество хотя бы потому,
что он -“труп”,
лежащий в чужом краю, вдали от “родимой стороны”,
она же-живая и чужа

Источник

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения М.Ю. Лермонтова «Сон» по плану. Здесь он отразит идейно-тематические особенности стихотворения, его место в творчестве поэта, а также приведет примеры средств художественной выразительности и обозначит главные черты уникального стиля автора.

История создания 

Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций  и переживаний Михаила Юрьевича. 

Пророческое стихотворение «Сон» было написано накануне его смерти — в 1841 году. В этом произведении поэт буквально пересказал свою смерть. Стихотворение было записано в блокнот, который был подарен его приятелем Владимиром Одоевским. Друг дал его, когда поэт отправлялся во вторую ссылку на Кавказ. К блокноту он дал наказание: заполнить все страницы стихотворениями и привезти обратно. К сожалению, только первое условие договора было выполнено. В этой ссылке Лермонтов был убит на горе «Машук» в июле. Эта работа, как и некоторые другие, была напечатана посмертно в 1843 году в журнале «Отечественные записки». 

Жанр, направление, размер

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление произведения «Сон» – романтизм. 

  • К чертам этого художественного метода можно отнести детальное воплощение идеального мира лирического героя. В его представлении та самая гармония с возлюбленной достигается именно благодаря духовному воссоединению, несмотря ни на что, будь это смерть или другие преграды. Любовь способна одолеть все, что угодно, она помогает героям воссоединиться. Именно сон является иллюстрацией романтической мечты лирического «я» поэта. 
  • Горная местность тоже является маркером романтизма. Ведь именно экзотический пейзаж наделяет произведение атмосферой мистики и неизвестности. Экзотика в романтизме сравнима с неведомым миром в мыслях самого героя, его иллюзией или даже призрачным воплощением.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:

В полднев/ный жар/ в доли/не да/геста/на
С свинцом/ в груди/ лежал/ недви/жим я;

Смысл названия

Название стихотворения «Сон» напрямую связано с лирическим сюжетом произведения. Сон фигурирует как в образе героя, так и его возлюбленной. Название является одним из основных элементов романтического начала стихотворения.

Сон в стихотворении Лермонтова означает не только свое прямое значение (то, что привиделось девушке), но и смерть — «мертвый сон» лирического героя. Таким образом, временный уход из реального мира — это маленькая смерть, которая переносит человека в паранормальный мир, где уже не действуют законы мироздания.

Именно в этом мире суждено в последний раз встретиться нашим героям. Сон соединяет их души и сливается воедино: она мысленно оказывается там, где он заснул мертвым сном. 

Композиция

Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части. 

  1. В первых двух строфах перед читателем раскрывается картина смерти лирического героя. Он лежит на «уступе скалы» со свежей раной от выстрела, которая продолжает «дымиться», а «кровь точиться» на пыльную землю Дагестана. Дым от раны указывает на недавнюю смерть героя. В конце этой части он погружается в «мертвый» сон. 
  2. Вторая часть обрамлена тремя строфами. Она начинается радостно с картин описания его родины, куда еще не донеслись вести о гибели героя. Это композиционный центр стихотворения. Здесь появляется образ лирической героини, его возлюбленной. Она будто чувствует неладное, ощущает грусть, которая крепко засела в ее груди. Перед читателем предстает форма повествования «сон во сне». Теперь героине снится, что случилось с ее возлюбленным. Она видит «знакомое» тело на кровавой земле в «долине Дагестана». В этот момент возлюбленные обретают крепкую духовную связь. 

Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.

Образы и символы

Как уже было сказано, экзотический  пейзаж предстает в образе скалистого Дагестана. Именно образ отдаленного места, обгороженного горами символизирует отрешенность от общества, мотив изгнания. «Уступы скал теснилися кругом», — этими строчками герой отдаляет себя от мира людей, обрекая на смерть в одиночестве. 

Образ сна героя – явный знак пророчества, которому суждено сбыться. Такой прием писатели и поэты часто используют в своих работах. При помощи снов протагонистов они раскрывают душевное состояние героя, его желание и мысли и зачастую их судьбу. 

Кроме того, в этой мрачной картине находятся и другие образы–символы, которые задают настроение и тему стихотворения.

Солнце является символом всего живого. Но, играя на антитезе, оно продолжает щедро ослеплять своими лучами мертвое тело. Тем самым показывая, что от его смерти мир не пошатнулся, ничего не поменялось. Солнце, как светило, так и продолжает. 

Образ лирического героя окрашен всеми потернами романтизма: это одинокий, отважный и отвергнутый всем миром человек, который, наконец, покинул грешную землю и ушел в идеальный мир, где есть место только любви.

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения «Сон» будут дополнены, если в этом есть необходимость, о которой стоит сообщить Многомудрому Литрекону в комментариях.

  • Работы поэта пронизывает одиночество, которое является лейтмотивом и одновременно одной из тем произведения «Сон». Описание палящего солнца, чувство отчужденности от общества за пластами гор и скал, — все это указывает на нахождение героя в Дагестане против своей воли. Скорее всего он находится в ссылке, как и сам Лермонтов.  
  • Смерть выступает основной темой произведения «Сон». Она напрямую связана с темой любви. Существуя вместе, они будто символизируют добро и зло. Первое всегда побеждает второе, но без зла мира бы не было. Именно с этой идеей примиряется герой, полностью осознавая и принимая свою смерть. 

Настроение стихотворения «Сон» задается не только внутренними переживаниями героя и героини, но и в первую очередь пейзажем. Природа в стихотворении представляет собою острые голые и такие же одинокие как сам герой скалы. Над ними возвышается солнце, выжигающее все живое. Мертвый и сухой пейзаж передает характер лирического «я» Лермонтова. Чувство обреченности и безысходности из всего букета эмоций умирает последним вместе с дымящимся телом. Этим и ознаменовывается трагический пафос стихотворения. 

Проблема одиночества человека остается неразрешенным открытым вопросом. Герой рождается и умирает совершенно один. Даже любимой нет рядом, он лишь в ее сне, но не с ней. 

Основная идея

Главная мысль в произведении «Сон» завязывается на духовной нерушимой связи двух влюбленных. Даже смерть неспособна пресечь чувство любви, простирающееся на километры. Герой умирает не на руках лирической героини, а в одиночестве. Никто еще и не знает о его гибели. Но даже при этом их таинственная интимная связь выходит за рамки понимания сущности любви. 

Смысл стихотворения «Сон» можно истолковать и по-другому: любовь и смерть сталкиваются между собой, и добро побеждает зло, ведь даже мертвый сон не смог отделить главного героя от героини. Они встречаются в последний раз, но все же искренние чувства отвоевали им право на эту встречу у самой смерти.

Средства выразительности

Поэтика произведения «Сон» богата и насыщена средствами выразительности и художественными оборотами. 

  • Эпитеты наполняю атмосферу произведения чувством одиночества  безысходности:  «полдневный жар», «хладеющей струей», «желтые вершины», «грустный сон».
  • Метафоры раскрывают душевное состояние, весь спектр эмоций героя накануне смерти. «Дымилась рана», «чернеет рана», «по капле точилась кровь», — герой будто смотрит на себя со стороны и пересказывает все то, что видит и ощущает. Скалы можно сравнить со стервятниками, которые выжидают смерти героя, чтобы навсегда забрать его без остатка: «уступы скал теснилися кругом». 

Мысль, заложенная в работе, позволяет читателю окунуться с головой в атмосферу смерти и обреченности. Вот, что будет с нами, когда закончится наш путь. Это осознание наталкивает на поиски смысла в нашем существовании. Это необходимо, чтобы не закончить так же одиноко и печально. Ведь еще не поздно все изменить, повернуть сюжетную линию нашей жизни в другую сторону, обрести счастье.

Автор: Полина Борискина

Источник

13 апреля 1841 года, перед последним возвращением Лермонтова на Кавказ, В. Ф. Одоевский подарит ему записную книжку “с тем, чтобы он возвратил её <…> всю исписанную”1. Лермонтов испишет “старую и любимую книгу” князя стихами, без которых русскую поэзию теперь представить невозможно. «Утёс» , «Листок» , «Выхожу один я на дорогу…» , «Пророк» , «Нет, не тебя так пылко я люблю…» . Среди них особняком стоит стихотворение, которое Дмитрий Мережковский назовёт “видением <…> ужасающей ясности”, а осудивший Лермонтова Владимир Соловьёв тем не менее скажет: “Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врождённый, через голову многих поколений переданный ему гений”.
Стихотворение это — «Сон» .
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом;
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.
“С свинцом в груди” — реминисценция из стихотворения «Смерть Поэта» . Она невольно сближает судьбы двух русских гениев, которых — и небезосновательно — потомки будут считать антиподами. Если «Смерть Поэта» утверждает трагический для Пушкина финал как роковую неизбежность (“Судьбы свершился приговор”), то «Сон» является последним пророчеством Лермонтова, неминуемо ведущим к зловещему воплощению. “…Поэт был действительно глубоко ранен пулею в грудь, действительно лежал на песке с открытою раной, и действительно уступы скал теснилися кругом”, — перечисляет В. Соловьёв4. Добавим ещё одно “действительно”. Обстоятельства гибели героя «Сна» (читай: Лермонтова) заставляют отбросить мысль о том, что смерть настигает его во время боя с горцами: даже смертельно раненный, он не был бы оставлен на поле сражения. Другое дело — дуэль. Тогда становится очевидной и аллюзия на последний пушкинский поединок: “Пал, оклеветанный молвой, // С свинцом в груди… ” — “С свинцом в груди лежал недвижим я… ” К слову, характеристика Дантеса (“Пустое сердце бьётся ровно, // В руке не дрогнул пистолет”) и его поступка (“Не мог понять в сей миг кровавый, // На что он руку поднимал!.. ”) без искажения проецируется на поведение убийцы Лермонтова. “Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил”, — сухо сообщает князь Васильчиков.
Но о своей предполагаемой гибели Лермонтов говорит достовернее, чем о реальной смерти своего кумира. “С свинцом в груди” в отношении Пушкина — поэтическая условность, ибо “пуля, пройдя со стороны правого бедра, поразила его в нижнюю часть живота”6. Наивно полагать, что человек, с шестнадцати лет “предузнавший” свой жребий, не знает обстоятельств смерти боготворимого им поэта. Знает. Однако слово “живот” нарушило бы интонационный строй стихотворения, лексически не совпадая с торжественным звучанием слов “невольник чести”, “пал, оклеветанный”, “жажда мести”. В отношении же своего удела Лермонтов, как всегда, предельно (хочется написать — документально) точен: “С свинцом в груди”. “Лермонтов упал, как будто его скосило на месте <…> пуля пробила сердце и лёгкие”, — свидетельствует князь Васильчиков7. “На кровати, в красной шёлковой рубашке лежал бледный, истёкший кровью Лермонтов. На груди видна была рана от прострела пулею кухенрейтерского пистолета. Грудь была прострелена на вылет, и лужа крови на простыне”, — такую картину увидит спустя несколько часов после дуэли Л. И. Тарасенко Отрешков.
“Кровавый отсвет” падает на стихи Лермонтова с юношеских лет. Как истинный поэт, он много писал о своей смерти. Она всегда представлялась ему насильственной. “Бледный, истёкший кровью” силуэт, увиденный Л. И. ТарасенкоОтрешковым, просвечивает сквозь лермонтовские стихи задолго до рокового выстрела. Парадокс лермонтовского «Сна» — в осязаемой точности воспроизведения мельчайших подробностей вспоминаемого будущего.

Источник