Ужасный сон отяготел над нами анализ стихотворения

Ужасный сон отяготел над нами анализ стихотворения thumbnail

Сто пятьдесят лет назад Федор Тютчев, гениальный поэт-пророк написал стихотворение, в котором удивительным образом описывается Россия наших дней.  

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому Молитвы,
В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала!..

И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова-
Все поднялось и все грозит тебе,

О край родной! – такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней..
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

На этом стихотворении хотелось бы остановиться подробнее, учитывая тот факт, что Тютчев был поэтом-пророком, Хранителем Русской Матрицы. Достаточно вспомнить его знаменитое: «Умом Россию не понять…»

О чем же это стихотворение? Оно начинается с того, что Россия, находясь в состоянии сна, «в крови до пят» бьется с «мертвецами, воскресшими для новых похорон».

Кто же эти мертвецы? С кем Россия, точнее, ее здоровая часть, та, которая и может по праву называться Россией, ведет непримиримую битву? И почему мертвецы «новые»?

Можно утверждать с большой долей вероятности, что здесь речь идет о либерализме, с кем Россия действительно ведет настоящую войну.

К тому же либерализм «новый», нью-либерализм или нео-либерализм, чей расцвет пришелся на конец 80-х начало 90 –х годов. Ярыми апологетами неолиберализма выступали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Именно эти политики и приложили немало усилий для развала СССР. И к неолиберализму у нас свои особые счеты.

Поэтому «мертвецы «новые» и воскресли для «новых похорон», Гибель неолиберализма, по пророчеству Тютчева, очевидна и приговор Истории обжалованию – не подлежит.

Строчки второго четверостишия можно отнести к ситуации, сложившейся вокруг РПЦ и ее главного Дома-молитвы – Храма Христа Спасителя. Здесь и пляски Пусси Райот, которые осквернили храм, превратив его на время в притон, и поведение высших чинов РПЦ, которые держат в одной руке распятие и нож. Нож – это дела и поступки, которыми они режут свою паству и общество: скандалы, стяжательство, приверженность мирским делам и золотому тельцу, отступление от благочестия и праведности.

Дальше описывается состояние мирового сообщества: «и целый мир, как опьяненный ложью, все виды зла, все ухищренья зла».

Опьяненный мир угрожает России, потому что царит «разврат умов и искаженье слова». Интересно, что Тютчев сказал о «разврате умов», то есть о людях, которые подверглись мировоззренческой и идеологической обработке, которым «промыли мозги», и они уже не могут мыслить самостоятельно, находясь под воздействием лживой пропаганды.

Это же пытаются сделать и в России посредством СМИ и телевидения, что мы и наблюдаем. Ежедневно и ежечасно. При этом нельзя сказать, что попытки привнести «разврат умов» на российскую почву были уж совсем бесплодными. Определенные успехи с момента «перестройки» достигнуты здесь были. Что есть, то есть.

Одной из главных опасностей Тютчев считает « искаженье слова», то есть подмену понятий, искажение смысла. Когда под видом заботы о детях вводят ювенальную юстицию; толерантность и мультикультурность оборачиваются разрушением национальных культур; защита природы превращается в эко-фашизм, а призывы к защите секс-меньшинств на деле приводят к террору со стороны этого «меньшинства». Список можно продолжать…

Тютчев бьет тревогу за Россию, потому что «все поднялось и все грозит тебе»

Последний абзац – это завещание Поэта. Его гордость за Россию, вера в нее и программа поведения русских людей в минуты жесточайшего кризиса.

О край родной! – такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней..
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

Битва России со всемирным злом будет жесточайшей, предупреждает Поэт – «такого ополченья мир не видал с первоначальных дней».

Но Тютчев понимает ПОЧЕМУ именно РОССИЯ будет биться со злом и ложью.

ВЕЛИКО ЕЕ ЗНАЧЕНЬЕ.

И оно состоит в том, о чем Тютчев говорил в другом стихотворении.

“Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью…”
Но мы попробуем спаять его любовью,-

  А там увидим, что прочней…

Речь идет о двух принципах существования цивилизаций – через насилие или через любовь и справедливость.

Русская региональная цивилизация складывалась путем присоединения, вливания в нее других народов, которые привносили в нее свою культуру, своеобразие и самобытность. Цивилизационная общность народов складывается из приверженности одним ценностям и идеалам. Если у нас одни идеалы – мы принадлежим к одной Цивилизации. А Самый главный идеал людей Русской Цивилизации – справедливость.

Поэтому не случайно для Запада, когда мы находимся за границей – и украинцы и белорусы и даже жители республик Средней Азии – русские, так как у нас еще остались общие ценности.

И великое значение России в том, что одолев зло, она должна показать другим народам – как нужно жить. ПО СОВЕСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.

… Вернемся к стихотворению Тютчева.

Его последние строчки – программа: как вести себя Русским людям для того, чтобы победить «целый мир, опьяненный ложью», для того, чтобы проснуться от «ужасного и безобразного сна».

Эта программа – алгоритм поведения выражен в четырех словах.

МУЖАЙСЯ – словари толкуют это слово следующим образом:

Мужество – спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, душевная стойкость и смелость.

СТОЙ – мы не должны метаться из стороны в сторону и поддаваться на различные провокации: религиозные, этнические, провокации против государственных органов и органов правопорядка, поддаваться на призывы к разделению страны под лозунгами «Хватит кормить…»

Читайте также:  Приснились животные во сне и что оно нападало на меня

Не должны, потому что иначе наше единство будет раздроблено, и у нас не будет сил для решающей борьбы.

КРЕПИСЬ – это значит не только проявлять стойкость и выдержку, но и сдерживать себя. То есть мы опять возвращаемся ко второму слову «СТОЙ». Стой и не двигайся с места, как бы не пытались тебя раскачать. Крепись! Россия, русский народ должен соединиться «скрепами» и стать неуязвимым.

И наконец последнее – ОДОЛЕЙ. Только при соблюдении всех вышеперечисленных действий: МУЖАЙСЯ, СТОЙ, КРЕПИСЬ – придет победа. ОДОЛЕНИЕ. Победа легкой не будет. Одолеть кого-то – значит, преодолеть, затратив много труда. Пересилить, овладеть, взять вверх и лишить воли противника.

Мы уже проходили это в своей Истории.

Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!

Сейчас, когда Русская цивилизация проходит критический момент в своем развитии, каждый русский человек, а русским я называю человека, разделяющего ценности Русской цивилизации, то есть «русского по духу», должен осознать меру своей личной ответственности за все происходящее сегодня.

Велик мир, а отступать некуда – позади Россия!

И нужно помнить, что сто пятьдесят лет назад поэт-пророк, беззаветно верящий в Россию, воскликнул: «Велико, знать, о Русь, твое значенье!»

И мы не можем быть другими.

Мы – Россия! Мы – русские.

Источник

Фёдор Иванович Тютчев — уникальный человек, покоривший всех, кто был причастен к его судьбе. О нём изумительно отзывались Фри́дрих Ше́ллинг и Христиа́н Ге́йне. Пушкин был поражён его стихами и сразу же напечатал их в своём «Современнике». Аксаков подтверждал, что свои гениальные изречения Тютчев никогда не повторял дважды и не обижался, когда его размышления кто-то выдавал за свои.
Как бы сказали сейчас, он был звездой светского общества. Кто близко общался с поэтом отмечают, что он напрочь был лишён какого-либо тщеславия. Будучи человеком светским, с хорошим образованием и манерами, он между тем не изменял своим принципам и не кривил душой. Всегда следовал собственной морали, сохраняя полную свободу мысли и чувства. Всегда был прост, независим и произволен.

Дипломат был истинным патриотом. Он не раз признавался, что Россия — самая большая его любовь!

Говоря на иностранных языках, общаясь на них, ведя деловую и семейную переписку, свои стихи Тютчев писал только на русском языке. Вероятно, это один из ответов на вопрос, откуда у него такой глубинный, недровый, первозданный, сохранённый в своей удивительной мощи и загадочности русский язык.

К русскому языку у лирика было особое, нежное отношение. Взять хотя бы нежелание переводить на русский язык произведения Карла Маркса. Он так и заявлял: «Кому нужно этой дряни, пусть читают на немецком».

Несмотря на то что Фёдор был отлучён делами службы от России с самой ранней молодости и прожил за границей долгих 22 года, он в водовороте высшего иностранного света всегда оставался русским. Искушаемый собственными дарованиями, молодой человек диковинным образом с лёгкостью общался в европейской среде, при случае подчёркивая свою преданность России.

К сохранению существующего строя в России дипломат относился достаточно ревностно, ко всяким революционным направлениям чрезвычайно недоверчиво. Что делает его не столько великим поэтом, сколько гениальным историком.

Стихи о Родине

Занимая одну из центральных позиций в истории русской поэзии и являясь большим патриотом, Тютчев оставил нам произведения, с яркими и бесстрашными рассуждениями о Родине и русских людях.
В простых крестьянах поэт видел то, чего не было даже в самом изысканном европейском обществе: человеколюбие, смирение, терпеливость. Всё это помноженное на доброту и отзывчивость.

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

Поэт сочувствовал простому народу, хотя мало знал о его простом быте. Об этом свидетельствует миниатюра «Слезы людские, о слезы людские…»

При всей любви к России публицист не боится писать с осуждением и презрением эпиграммы, как эта написанная на Николая I. Фёдор Иванович не стеснялся высказывать своё мнение о том, что обвиняет царя в военных поражениях и многочисленных бедах народа.

Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые и злые, — Все было ложь в тебе, всё призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей.

И вот уже обращение к народу на гребне антироссийского восстания в Польше, которая на тот момент входила в состав Российской империи:

Ужасный сон отяготел над нами, Ужасный, безобразный сон: В крови до пят, мы бьемся с мертвецами, Воскресшими для новых похорон. …………………………………….. О край родной! — такого ополченья Мир не видал с первоначальных дней… Велико, знать, о Русь, твое значенье! Мужайся, стой, крепись и одолей!

Пророческим можно считать стихотворение «Расцвет». Где само название уже намекает на пробуждение России от длительного, бесконечного сна, который затуманил взоры и покрыл всё мраком. Но пробуждение, а вместе с тем осознание и понимание, уже близко и неизбежно:

Ночь бесконечная прошла, И скоро светлый день настанет. Вставай же, Русь! Уж близок час! Вставай Христовой службы ради! ……………………………………………. О Русь, велик грядущий день, Вселенский день и православный!

Продолжая пророческую тему, нужно сказать, что никакого предсказания не было. Просто дипломат прекрасно ориентировался во внешней и внутренней политической ситуации и во многом имел свою точку зрения. Его четверостишие «Спиритическое предсказание» прямо говорит о сложностях политической обстановки.

Читайте также:  Заклинило шею после сна что делать в домашних условиях

Дни настают борьбы и торжества, Достигнет Русь завещанных границ, И будет старая Москва Новейшею из трех ее столиц.

«Образ родины в лирике Тютчева»

Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно сказать словами Тургенева: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”. С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева Многие из нас еще не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знакомства с его произведениями для многих он становился потом самым понятным и любимым поэтом. Многие его строки вспоминаем мы, когда хотим выразить самые сокровенные свои чувства. Даже сейчас, когда я вновь и вновь перечитываю его стихи, понимаю и поражаюсь неиссякаемому богатству русского языка. Его стихи служат лучшим доказательствам могущества слова. Во многих стихах Тютчева отражена глубокая любовь к природе, которая неразрывно связана с любовью к родине. Свою беззаветную веру в родину поэт старался прививать людям, окружавшим его в тот момент, а также и будущему поколению. Мне вспоминается небольшой, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма Тютчева к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской. Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта. Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в своем стихотворении “Весенняя гроза” он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Да, многие стихотворения Тютчева посвящены природе, любви. Это, разумеется, дает основание относить его к жрецам “чистой поэзии”, но Тютчев был также человеком своего времени. И много стихов посвятил своей родине. Из них мы узнаем, что не все в России так радует поэта, как красота родных просторов. Происходящие на родине события не были созвучны его мировоззрению. Суждения Тютчева точно характеризуют всю мерзость создавшейся в стране политической обстановки: “В России канцелярия и казарма… все движется около кнута и чина”. Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права:

Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой.

Тютчев всегда стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской “морали”, не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, “ковчегом спасения” для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь внешне. В глубине же своей она была “краем долготерпения”. Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма:

Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые, и злые, — Все было ложь в тебе, все признаки пустые: Ты был не царь, а лицедей.

Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его глубоко возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения:

Вас развратило самовластье, И меч его вис поразил, — И в неподкупном беспристрастье Сей приговор закон скрепил. Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, сохранена.

Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое значение происходящих в стране событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия — это своеобразная исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху крушения социальных устоев. Тютчев всегда стремился жить не в прошлой, а в настоящей России, и эти строки очень хорошо отражают его мысли:

Не о былом вздыхают розы И соловей в ночи поет: Благоухающие слезы Не о былом Аврора льет, — 14 страх кончины неизбежной Не свеет с древа ни листа. Их жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита.

Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту России через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к России, восхищается ее красотами. Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:

Читайте также:  Во сне укусила мышь или крыса

умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Родина и природа в одном тандеме

Именно любовь к Родине, желание любоваться и воспевать её красоты, дало такое большое количество стихов о природе. Вместе с природой лирик радуется и грустит, засыпает на время зимы, и с радостью пробуждается, как только первые тёплые лучи начинают ласкать пробудившуюся землю.
Диалог души поэта и лирические настроения природы сплелись во многих произведениях Фёдора Ивановича.

Безупречный певец русской природы, лирик всегда давал подсказки в своих стихотворениях. Масса стихов, которые начинаются с описания природных явлений, открыв сердце читателя, приводят к раздумьям. Оказывается, что стих был вовсе не о восходе, звезде или радуге, а о чём-то более серьёзном.

Вот хороший пример. Стихотворение «Чёрное море». Здесь переплелись природа и политика, философия и любовь к Родине, переживания и вера — всё сплелось в едино в этом лирическом ансамбле.

…Пятнадцать лет тебя держало Насилье в западном плену; Ты не сдавалась и роптала, Но час пробил — насилье пало: Оно пошло, как ключ, ко дну.

Опять зовет и к делу нудит Родную Русь твоя волна, И к распре той, что бог рассудит, Великий Севастополь будит От заколдованного сна…

Поэтическая сила, зоркость лирика изумительна. Он не только видит предмет, с самобытной точки зрения, а отмечает все его оттенки.

Другим примером может служить стихотворение «Море и утёс», которое воспринимается как природная лирика. Оценка политической ситуации, оценка революции в Европе, где море показано как бунтующая, бушующая стихия Европы, а утёс — это твёрдая, непоколебимо стоящая Россия. Причём спасительная для этого бушующего моря.

И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв… Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой — Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой… Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она — И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна…

Стихи о любви к Родине и патриотизме

Колышет берёзоньку ветер весенний, Весёлой капели доносится звон… Как будто читает поэму Есенин Про землю, в которую был он влюблён.

Про белые рощи и ливни косые, Про жёлтые нивы и взлёт журавлей. Любите Россию, любите Россию. Для русского сердца земли нет милей.

Нам русские песни с рождения пели. Нас ветер России в пути обнимал. Когда вся Россия надела шинели, Нередко, бывало, солдат вспоминал:

И белые рощи, и ливни косые. И мысленно детям своим завещал: Любите Россию, любите Россию – Россию, которую я защищал.

Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, Тот отдал ей сердце и душу свою. Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, О ней, о России, я песню пою.

Про белые рощи и ливни косые, Про желтые нивы и радость весны. Любите Россию, любите Россию! И будьте России навеки верны! О. Милявский

Федор Тютчев — Стихи о России и Родине

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

«Умом Россию не понять» Тютчева

Ф. И. Тютчев значительную часть своей жизни провел за границей в качестве дипломата. При этом он писал стихотворения, описывающие красоту русской природы, удивительно точно воспроизводя по памяти самые незначительные детали. Многих удивляла эта способность поэта. Ответом Тютчева можно считать небольшое философское стихотворение, написанное в 1866 г.

Стихотворение «Умом Россию не понять» очень часто цитируется. Первая строчка стала крылатым выражением для обозначения особого русского пути развития. Примечательно, что такую оценку своей стране дал опытный дипломат, прекрасно знающий европейские страны. В момент написания стиха в России прошло всего пять лет с указа об отмене крепостного права. Одновременно проводились масштабные реформы во всех основных областях общественной и государственной жизни. Российская судебная система за короткое время стала одной из самых прогрессивных и гуманных в мире. Однако самые передовые технологии и идеи соседствовали с вековым бездорожьем, нищетой и неграмотностью.

Этот контраст дает Тютчеву основание утверждать, что развитие России всегда идет по своим особым законам, которые недоступны логическому анализу европейца. Да и сами русские не понимают этих законов, отдавая все воле Божьей. На протяжении веков в России складывался уникальный национальный характер. Главная особенность русского человека – поступать не в соответствии с требованиями ума, а по велению сердца.

«В Россию можно только верить» — очень глубокая фраза, неоднократно подтвержденная всей русской историей. С момента образования Древнерусского государства наша страна была постоянным объектом нападок для разных «великих завоевателей». Нищая голодная Россия с необъятными природными ресурсами представлялась легкой добычей. Где эти завоеватели? Вроде бы уже поставленная на колени страна, ждущая последнего решительного удара, находила в себе силы и давала такой сдачи, что русские войска доходили до Парижа и Берлина. Единственным спасением русского народа была безграничная вера в свою Родину, позволяющая с голыми руками идти на танки и побеждать.

Россиян упрекают в том, что они никак не могут сформулировать свою национальную идею. Стихотворение Тютчева дает свой ответ на это. Национальная русская идея живет в душах всех россиян, она не может быть выражена в словах, а тем более в каких-то логических системах.

Источник