У девушек сон утренний так тонок значение

У девушек сон утренний так тонок значение thumbnail

«Горе от ума» Александра Грибоедова – самое уникальное произведение по количеству крылатых фраз. Многие стали жить отдельно. Люди, использующие их в речи, часто не догадываются, что цитируют классические строчки литературы.

Крылатые выражения из комедии «Горе от ума» можно часто услышать в речи, в каком значении их произносил герой текста. Что изменилось за эпохи?

Самые цитируемые выражения

«Счастливые часов не наблюдают». Фразу произносит Софья Павловна, объясняя горничной, как быстро проходят ночи рядом с любимым. Выражение не изменило своего толкования. Им характеризуют состояние людей, увлеченных друг другом. Для них время уходит на задний план, оставляя место только чувствам. Влюбленных переполняет восторг от общения, встреч и положительных эмоций. Следить за временем они не могут и не хотят.

«Ум с сердцем не в ладу». Фразу произносит Чацкий. Он объясняет ею свое состояние. Сердце влюбленного не слышит разум. Человек не способен анализировать происходящее вокруг, не замечает обмана и лживых поступков. Ослепленный чувствами, он не слышит в речи истины. Вводит себя в заблуждение, которое впоследствии становится роковой ошибкой. В современной жизни выражение находит место не только в эмоциональной сфере, описывающей чувства взаимной привязанности. Ум не помогает ослепленным своей удачей в бизнесе, в азартных играх.

«Герой не моего романа». Софья Павловна использовала фразу для объяснения того, что один из претендентов на ее руку не может быть ее возлюбленным. Сегодня выражение позволяет убрать из кавалеров тех, кто не может стать женихом по индивидуальному выбору и предпочтениям любого пола.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно». В речи Чацкого слово служить имеет прямое значение. В современном мире выражение используется гораздо шире. Служить становится синонимом работать. Многим хочется найти такую профессию, в которой не придется выполнять указания верхних ступеней власти, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Большинству хочется, чтобы оценили их знания, умения и опыт.

«День за день, нынче, как вчера». Так описывает свою жизнь Алексей Молчалин. Так характеризуют жизнь и современники, если из нее уходят интересные события, остается одна повторяющаяся каждый день рутина. Состояние безысходности слышится за словами, тоска и уныние. Из такого состояния хочется вырваться как можно быстрее.

«Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь». Фраза вложена в уста горничной Лизы. Девушка понимает опасность и любви, и немилости. Хочется избежать излишней заботы, злобы и неприязни. Любое чувство со стороны власть имущих, начальства и руководителя чаще заканчивается отрицательно для работника. Именно поэтому хочется, чтобы яркие проявления с их стороны обошли стороной.

«Кому назначено-с, не миновать судьбы». Мудрые слова произносит Лиза. Вера в предназначение и в судьбу не пропала и у современников. Событие, которое происходит в жизни, чаще отрицательное, невозможное для объяснения, сводят к проявлению сил свыше. За все несет ответственность судьба.

«Кто беден, тот тебе не пара». Речь отца Софии четко разграничивала возможности дочери выбирать будущего мужа. Казалось бы, век деления на бедных и богатых прошел. Но на самом деле, статусное положение не просто осталось, но считается одной из основных причин разводов и несостоявшихся браков. Выражение продолжает жить, расширив свое значение. Любое социальное положение, разделяющее влюбленных, можно объяснить крылатым выражением.

«А судьи кто?». Слова Чацкого звучат и поныне. Осуждения людей, не имеющих на это право, встречается так часто, что выражение считается одним из самых популярных. Слово судьи не используется в прямом значении, оно характеризует любого человека, пытающегося преподнести свое мнение, часто ошибочное, как эталон.

Все выражения по персонажам

Цитаты Чацкого:

Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож.

Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног.

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

Числом поболее, ценою подешевле.

Вот наши строгие ценители и судьи!

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Певец зимой погоды летней.

На лбу написано: Театр и Маскерад.

Но если так: ум с сердцем не в ладу.

И вот за подвиги награда!

Прошедшего житья подлейшие черты.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!

А Гильоме, француз, подбитый ветерком?

Судьба любви — играть ей в жмурки.

Цитаты Софьи:

А горе ждет из-за угла.

Счастливые часов не наблюдают.

Делить со всяким можно смех.

Мне всё равно, что за него, что в воду.

Подумаешь, как счастье своенравно!

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Герой не моего романа.

Вопросы быстрые и любопытный взгляд…

Что мне молва? Кто хочет, так и судит.

Шел в комнату, попал в другую.

Цитаты Молчанина:

Ах! злые языки страшнее пистолета.

Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри.

Свой талант у всех.

Противуречья есть, и многое не дельно.

Мы покровительство находим, где не метим.

День за день, нынче, как вчера.

Цитаты Рептилова:

Шумим, братец, шумим!

О Бейроне, ну о матерьях важных.

Не место объяснять теперь и недосуг.

Все отвергал: законы! совесть! веру!

А у меня к тебе влеченье, род недуга.

Цитаты Лизаньки:

Грех не беда, молва не хороша.

Зашла беседа ваша за ночь.

И золотой мешок, и метит в генералы.

И слышат, не хотят понять.

Кому назначено-с, не миновать судьбы.

Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь.

К лицу ль вам эти лица.

И кто влюблен — на все готов.

Она к нему, а он ко мне, А я… одна лишь я любви до смерти трушу, А как не полюбить буфетчика Петрушу!

У девушек сон утренний так тонок.

Цитаты Анфисы Хлёстовой:

Всё врут календари.

Чай, пил не по летам.

На свете дивные бывают приключенья! В его лета с ума спрыгнул!

Нет! триста! уж чужих имений мне не знать!

Цитаты Платона Михайловича:

У нас ругают. Везде, а всюду принимают.

Я правду об тебе порасскажу такую, Что хуже всякой лжи.

Крылатые фразы и афоризмы из комедии «Горе от ума», описывающие жизнь помещиков и их слуг во времена крепостного права, находят свое место в современном мире. Причем в большинстве случаев значение крылатых фраз стало шире.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Молчалина

Образ и характеристика Фамусова

Образ и характеристика Софьи

История создания комедии

Источник

Представляю сборник всех крылатых выражений по действиям 1, 2, 3 и 4, явлениям и персонажам из знаменитой комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”. В публикации краткое содержание произведения, видеоролики и аудиокнига.

Невозможно найти человека, кто не читал выдающееся произведение русской литературы – комедию Александра Грибоедова и не слышал знаменитые крылатые выражения из “Горе от ума”, которые современники писателя, после выхода книги в широкий круг читателей, разобрали на цитаты и афоризмы. Меткие изречения и фразы россияне используют как поговорки на все случаи жизни.

В публикации читатель найдёт все крылатые высказывания из комедии Грибоедова выписанные по действиям: 1, 2, 3 и 4, знаменитые выражения и цитаты по явлениям и по  персонажам – героям комедии.

Действие I

  1. “… Минуй нас пуще всех печалей.

И барский гнев, и барская любовь”. (Лиза, явление 2).

  1. “Счастливые часов не наблюдают”. (София, явление 3).
  2. “А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!” (Фамусов, явление 4).

  1. “Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца”. (Фамусов, явление 4).

  1. “Блажен, кто верует, тепло ему на свете!” (Чацкий, явление 6).
  2. “Где ж лучше?” (София) “Где нас нет”. (Чацкий, явление 6).
  3. “Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!” (Чацкий, явление 6).

  1. “А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных”. (Чацкий, явление 6).

Действие 1: явления 1-4 – видео

Действие 1: явление 5-10, действие 2: явление 1

Действие II

  1. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. (Чацкий, явление 2).
  2. “Свежо предание, а верится с трудом”. (Чацкий, явление 2).
  3. “Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед”. (Фамусов о москвичах, явление 6).

  1. “Дома новы́, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары”. (Чацкий о Москве, явление 5).

  1. “А судьи кто?” (Чацкий, явление 5).
  2. “Где́, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…” (Чацкий, явление 5).

  1. “Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?” (Чацкий, явление 5).

  1. “… злые языки страшнее пистолета!” (Молчалин, явление 11).

Действие 2: явление 2-5

Явление 6-11

Действие 2: явления 12-14, действие 3: явления 1-3

Действие III

  1. “Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…” (Чацкий, явление 1).

  1. “Чины людьми даются,

А люди могут обмануться”. (Чацкий, явление 3).

  1. “Зла, в девках целый век, уж Бог её простит”. (Княгиня, явление 8).
  2. “Ах, Франция! Нет в мире лучше края! –

Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжон! –
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…” (Чацкий, явление 22).

Действие 3: явления 4-16

Явления 17-22

Действие IV

  1. “О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? душа или язык?” (Чацкий, явление 10).

  1. “Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют –
И вот общественное мненье!” (Чацкий, явление 10).

  1. “Ах! Как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич! –
Молчалины блаженствуют на свете!” (Чацкий, явление 13).

  1. “В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…” (Фамусов, явление 14).
  2. “Муж – мальчик, муж – Слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей”. (Чацкий, явление 14).

  1. “Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…” (Чацкий, явление 14).

  1. “Вы правы́: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!” (Чацкий, явление 14)

Действие 4: явления 1-7

Явления 8-15

Все выражения по героям

Крылатые цитаты Чацкого

  • А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных (д. 1 явл. 7).
  • А Гильоме, француз, подбитый ветерком?
  • А судьи кто? (д. 2 явл. 5).
  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (д. 1 явл. 7).
  • Век нынешний и век минувший (д. 2 явл. 2).
  • Велите ж мне в огонь: пойду как на обед (д. 1 явл. 7).
  • Вот наши строгие ценители и судьи! (д. 2 явл. 5).
  • Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
  • Где возраст тот невинный (д. 1 явл. 7).
  • Где оскорбленному есть чувству уголок! (д. 4 явл. 14).
  • Деревня – летом рай (д. 3 явл. 6).
  • Есть от чего в отчаянье прийти (д. 4 явл. 4).
  • И в ком не сыщешь пятен? (д. 1 явл. 7).
  • И вот за подвиги награда!
  • И вот общественное мненье (д. 4 явл. 10).
  • И все-таки я вас без памяти люблю (д. 1 явл. 7).
  • И дым отечества нам сладок и приятен! (д. 1 явл. 7).
  • И точно начал свет глупеть (д. 2 явл. 2).
  • Карету мне, карету! (д. 4 явл. 14).
  • Куда меня закинула судьба! (д. 4 явл. 14).
  • Мечтанья с глаз долой – и спала пелена (д. 4 явл. 14).
  • Мильон терзаний (д. 3 явл. 22).
  • Мне в петлю лезть, а ей смешно (д. 3 явл. 1).
  • Молчалины блаженствуют на свете! (д. 4 явл. 13).
  • На лбу написано: Театр и Маскерад.
  • Не пожелал бы я и личному врагу (д. 3 явл. 1).
  • Но если так: ум с сердцем не в ладу.
  • Певец зимой погоды летней.
  • Пользуюсь минутой (д. 1 явл. 7).
  • Послушай! Ври, да знай же меру (д. 4 явл. 4).
  • Прошедшего житья подлейшие черты.
  • Рассудку вопреки, наперекор стихиям (д. 3 явл. 22).
  • Ругают здесь, а там благодарят (д. 3 явл. 9).
  • Свежо предание, а верится с трудом (д. 2 явл. 2).
  • Свиданья час условлен (д. 4 явл. 10).
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно (д. 2 явл. 2).
  • Спешу к вам, голову сломя (д. 1 явл. 7).
  • Судьба любви — играть ей в жмурки.
  • Сюда я больше не ездок (д. 4 явл. 14).
  • Ум с сердцем не в ладу (д. 1 явл. 7).
  • Ум, алчущий познаний (д. 2 явл. 5).
  • Числом поболее, ценою подешевле.
  • Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног (д. 1 явл. 7).
  • Я глупостей не чтец (д. 3 явл. 3).
  • Я странен; а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож. (д. 3 явл. 1).

Цитаты Софьи

  • А горе ждет из-за угла (д. 1 явл. 5).
  • Ах, батюшка, сон в руку (д. 1 явл. 10).
  • Вопросы быстрые и любопытный взгляд…
  • Герой… не моего романа (д. 3 явл. 1).
  • Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
  • Делить со всяким можно смех.
  • И глаз с меня не сводит (д. 1 явл. 5).
  • Из глубины души вздохнет (д. 1 явл. 5).
  • Кто в бедности рожден (д. 1 явл. 4).
  • Кто хочет, так и судит (д. 1 явл. 5).
  • Мне все равно, что за него, что в воду (д. 1 явл. 5).
  • Он слова умного не выговорил сроду (д. 1 явл. 5).
  • Подумаешь, как счастье своенравно!
  • С рук сойдет (д. 1 явл. 5).
  • Судьба нас будто берегла (д. 1 явл. 5).
  • Счастливые часов не наблюдают (д. 1 явл. 3).
  • Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
  • Шел в комнату, попал в другую.

Цитаты Молчанина

  • Ах, злые языки страшнее пистолета (д. 2 явл. 2).
  • В мои лета не должно сметь свое суждение иметь (д. 3 явл. 3).
  • День за день, нынче, как вчера.
  • Мы покровительство находим, где не метим.
  • Противуречья есть, и многое не дельно.
  • Свой талант у всех.
  • Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри.
  • Тут не вижу преступленья (д. 3 явл. 3).
  • Частенько там мы покровительство находим, где не метим (д. 3 явл. 3).
  • Я вам советовать не смею (д. 2 явл. 11).

Цитаты Рептилова

  • Шумим, братец, шумим!
  • О Бейроне, ну о матерьях важных.
  • Не место объяснять теперь и недосуг.
  • Все отвергал: законы! Совесть! Веру!
  • А у меня к тебе влеченье, род недуга.

Цитаты Лизаньки

  • Ах, амур проклятый! (д. 1 явл. 1).
  • Где носится? В каких краях? (д. 1 явл. 5).
  • Грех не беда, молва не хороша (д. 1 явл. 5).
  • Зашла беседа ваша за ночь.
  • И барский гнев, и барская любовь (д. 1 явл. 2).
  • И золотой мешок, и метит в генералы (д. 1 явл. 5).
  • И кто влюблен — на все готов.
  • И слышат, не хотят понять.
  • И страх их не берет! (д. 1 явл. 1).
  • К лицу ль вам эти лица.
  • Как бельмо в глазу (д. 4 явл. 11).
  • Кому назначено-с, не миновать судьбы.
  • Любовь на завтра поберег (д. 4 явл. 11).
  • Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь.
  • Нужен глаз да глаз (д. 1 явл. 1).
  • Он не в своем уме (д. 3 явл. 14).
  • Она к нему, а он ко мне, А я… одна лишь я любви до смерти трушу, А как не полюбить буфетчика Петрушу!
  • Теперь уж не до смеха (д. 1 явл. 5).
  • У девушек сон утренний так тонок (д. 1 явл. 2).

Цитаты Анфисы Хлёстовой

  • Всё врут календари.
  • Чай, пил не по летам.
  • На свете дивные бывают приключенья! В его лета с ума спрыгнул!
  • Нет! Триста! Уж чужих имений мне не знать!

Цитаты Платона Михайловича

  • У нас ругают. Везде, а всюду принимают.
  • Я правду об тебе порасскажу такую, Что хуже всякой лжи.

Крылатые высказывания полковника Скалозуба

  • Мы с нею вместе не служили (д. 2 явл. 5).
  • Мне только бы досталось в генералы (д. 2 явл. 5).
  • Жениться? Я ничуть не прочь (д. 2 явл. 5).
  • Ученостью меня не обморочишь (д. 4 явл. 5).

Крылатые фразы Павла Афанасьевича Фамусова

  • А ничего кроме проказ и ветру на уме (д. 1, явл. 2).
  • Вишь, прихоти какие завелись! (д. 1 явл. 2).
  • И в чтеньи прок-то не велик… (д. 1 явл. 2).
  • Мечусь как словно угорелый (д. 1 явл. 4).
  • Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца (д. 1 явл. 4).
  • Монашеским известен поведеньем! (д. 1 явл. 4).
  • Ужасный век (д. 1 явл. 4).
  • Дались нам эти языки! (д. 1 явл. 4).
  • Кто беден, тот тебе не пара! (д. 1 явл. 4).
  • Бывают странны сны, а наяву страннее (д. 1 явл. 4).
  • Повыкинь вздор из головы (д. 1 явл. 4).
  • Где чудеса, там мало складу (д. 1 явл. 4).
  • Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (д. 1 явл. 4).
  • Ну, выкинул ты шутку! (д. 1 явл. 9).
  • В сомненье ввел меня (д. 1 явл. 9).
  • Петрушка, вечно ты с обновкой (д. 2 явл. 1).
  • С чувством, с толком, с расстановкой (д. 2 явл. 1).
  • Учились бы, на старших глядя (д. 2 явл. 2).
  • Упал он больно, встал здорово (д. 2 явл. 2).
  • Что говорит! И говорит, как пишет! (д. 2 явл. 2).
  • Да он властей не признает! (д. 2 явл. 2).
  • На выстрел подъезжать к столицам (д. 2 явл. 2).
  • Разврата не терплю (д. 2 явл. 2).
  • Не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал (д. 2 явл. 3).
  • И завиральные идеи эти брось (д. 2 явл. 3).
  • Дай бог здоровье вам и генеральский чин (д. 2 явл. 5).
  • А батюшка, признайтесь, что едва где сыщется столица, как Москва (д. 2 явл. 5).
  • Вкус, батюшка, отменная манера (д. 2 явл. 5).
  • На все свои законы есть (д. 2 явл. 5).
  • По отцу и сыну честь (д. 2 явл. 5).
  • На всех московских есть особый отпечаток (д. 2 явл. 5).
  • А дамы? – сунься кто, попробуй, овладей (д. 2 явл. 5).
  • Дай бог терпение, ведь сам я был женат (д. 2 явл. 5).
  • Завяжи на память узелок (д. 2 явл. 5).
  • Ученье – вот чума, ученость – вот причина (д. 3 явл. 21).
  • Не в своей тарелке (д. 3 явл. 22).
  • Ба! Знакомые все лица (д. 4 явл. 14).
  • Лучшая половина (д. 4 явл. 14).

Тема “Ума” в пьесе

  • УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ – фраза Чацкого. Для него это высшая ценность.
  • УЧЕНЬЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕНОСТЬ – ВОТ ПРИЧИНА… – Фамусов уму противопоставляет устои крепостнического дворянства.
  • АХ, ЕСЛИ ЛЮБИТ КТО КОГО, ЗАЧЕМ УМА ИСКАТЬ И ЕЗДИТЬ ТАК ДАЛЕКО? – Софья с сентиментальной чувствительностью.
  • УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ – для Скалозуба главное – железная дисциплина.
  • УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ – фраза Чацкого. Его разрывают противоречия, отчуждение от людей, одиночество.
  • МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ – фраза Чацкого. Подход Чацкого к последней роковой черте, к которой его привело честное служение истине, законам разума.

Краткое содержание сатирической комедии

Аудиокнига

Публикация на материале из свободных источников Интернета.

Источник

ÄÅÉÑÒÂÈÅ I
ßÂËÅÍÈÅ 1

Ãîñòèíàÿ, â íåé áîëüøèå ÷àñû, ñïðàâà äâåðü â ñïàëüíþ Ñîôüè, îòêóäîâà ñëûøíî ôîðòîïèÿíî ñ ôëåéòîþ, êîòîðûå ïîòîì óìîëêàþò. Ëèçàíüêà ñðåäè êîìíàòû ñïèò, ñâåñèâøèñü ñ êðåñåë. (Óòðî, ÷óòü äåíü áðåçæèòñÿ.)
 
Ëèçàíüêà

(âäðóã ïðîñûïàåòñÿ, âñòàåò ñ êðåñåë, îãëÿäûâàåòñÿ)

Ñâåòàåò!.. Àõ! êàê ñêîðî íî÷ü ìèíóëà!

Â÷åðà ïðîñèëàñü ñïàòü – îòêàç.

«Æäåì äðóãà». – Íóæåí ãëàç äà ãëàç,

Íå ñïè, ïîêóäîâà íå ñêàòèøüñÿ ñî ñòóëà.

Òåïåðü âîò òîëüêî ÷òî âçäðåìíóëà,

Óæ äåíü!.. ñêàçàòü èì…

(Ñòó÷èòñÿ ê Ñîôèè.)

Ãîñïîäà,

Ýé! Ñîôüÿ Ïàâëîâíà, áåäà.

Çàøëà áåñåäà âàøà çà íî÷ü.

Âû ãëóõè? – Àëåêñåé Ñòåïàíû÷!

Ñóäàðûíÿ!.. – È ñòðàõ èõ íå áåðåò!

(Îòõîäèò îò äâåðåé.)

Íó, ãîñòü íåïðèãëàøåííûé,

Áûòü ìîæåò, áàòþøêà âîéäåò!

Ïðîøó ñëóæèòü ó áàðûøíè âëþáëåííîé!

(Îïÿòü ê äâåðÿì.)

Äà ðàñõîäèòåñü. Óòðî. – ×òî-ñ?
 
Ãîëîñ Ñîôèè
 

Êîòîðûé ÷àñ?
 
Ëèçàíüêà
 

Âñ¸ â äîìå ïîäíÿëîñü.
 
Ñîôèÿ

(èç ñâîåé êîìíàòû)

Êîòîðûé ÷àñ?
 
Ëèçàíüêà
 

Ñåäüìîé, îñüìîé, äåâÿòûé.
 
Ñîôèÿ

(îòòóäà æå)

Íåïðàâäà.
 
Ëèçàíüêà

(ïðî÷ü îò äâåðåé)

Àõ! àìóð ïðîêëÿòûé!

È ñëûøàò, íå õîòÿò ïîíÿòü,

Íó ÷òî áû ñòàâíè èì îòíÿòü?

Ïåðåâåäó ÷àñû, õîòü çíàþ: áóäåò ãîíêà,

Çàñòàâëþ èõ èãðàòü.
 

Ëåçåò íà ñòóë, ïåðåäâèãàåò ñòðåëêó, ÷àñû áüþò è èãðàþò.
ßÂËÅÍÈÅ 2

Ëèçà è Ôàìóñîâ.
 
Ëèçà
 

Àõ! áàðèí!
 
Ôàìóñîâ
 

Áàðèí, äà.

(Îñòàíàâëèâàåò ÷àñîâóþ ìóçûêó)

Âåäü ýêàÿ øàëóíüÿ òû, äåâ÷îíêà.

Íå ìîã ïðèäóìàòü ÿ, ÷òî ýòî çà áåäà!

Òî ôëåéòà ñëûøèòñÿ, òî áóäòî ôîðòîïüÿíî;

Äëÿ Ñîôüè ñëèøêîì áûëî á ðàíî??.
 
Ëèçà
 

Íåò, ñóäàðü, ÿ… ëèøü íåâçíà÷àé…
 
Ôàìóñîâ
 

Âîò òî-òî íåâçíà÷àé, çà âàìè ïðèìå÷àé;

Òàê, âåðíî, ñ óìûñëîì.

(Æìåòñÿ ê íåé è çàèãðûâàåò.)

Îé! çåëüå, áàëîâíèöà.
 
Ëèçà
 

Âû áàëîâíèê, ê ëèöó ëü âàì ýòè ëèöà!
 
Ôàìóñîâ
 

Ñêðîìíà, à íè÷åãî êðîìå

Ïðîêàç è âåòðó íà óìå.
 
Ëèçà
 

Ïóñòèòå, âåòðåíèêè ñàìè,

Îïîìíèòåñü, âû ñòàðèêè…
 
Ôàìóñîâ
 

Ïî÷òè.
 
Ëèçà
 

Íó, êòî ïðèäåò, êóäà ìû ñ âàìè?
 
Ôàìóñîâ
 

Êîìó ñþäà ïðèéòè?

Âåäü Ñîôüÿ ñïèò?
 
Ëèçà
 

Ñåé÷àñ çàïî÷èâàëà.
 
Ôàìóñîâ
 

Ñåé÷àñ! À íî÷ü?
 
Ëèçà
 

Íî÷ü öåëóþ ÷èòàëà.
 
Ôàìóñîâ
 

Âèøü, ïðèõîòè êàêèå çàâåëèñü!
 
Ëèçà
 

Âñ¸ ïî-ôðàíöóçñêè, âñëóõ, ÷èòàåò çàïåðøèñü.
 
Ôàìóñîâ
 

Ñêàæè-êà, ÷òî ãëàçà åé ïîðòèòü íå ãîäèòñÿ,

È â ÷òåíüè ïðîê-îò íå âåëèê:

Åé ñíà íåò îò ôðàíöóçñêèõ êíèã,

À ìíå îò ðóññêèõ áîëüíî ñïèòñÿ.
 
Ëèçà
 

×òî âñòàíåò, äîëîæóñü,

Èçâîëüòå æå èäòè, ðàçáóäèòå, áîþñü.
 
Ôàìóñîâ
 

×åãî áóäèòü? Ñàìà ÷àñû çàâîäèøü,

Íà âåñü êâàðòàë ñèìôîíèþ ãðåìèøü.
 
Ëèçà

(êàê ìîæíî ãðîì÷å)

Äà ïîëíîòå-ñ!
 
Ôàìóñîâ

(çàæèìàåò åé ðîò)

Ïîìèëóé, êàê êðè÷èøü.

Ñ óìà òû ñõîäèøü?
 
Ëèçà
 

Áîþñü, ÷òîáû íå âûøëî èç òîãî…
 
Ôàìóñîâ
 

×åãî?
 
Ëèçà
 

Ïîðà, ñóäàðü, âàì çíàòü, âû íå ðåáåíîê;

Ó äåâóøåê ñîí óòðåííèé òàê òîíîê;

×óòü äâåðüþ ñêðèïíåøü, ÷óòü øåïíåøü:

Âñ¸ ñëûøàò…
 
Ôàìóñîâ
 

Âñ¸ òû ëæåøü.
 
Ãîëîñ Ñîôèè
 

Ýé, Ëèçà!
 
Ôàìóñîâ

(òîðîïëèâî)

Òñ!

(Êðàäåòñÿ âîí èç êîìíàòû íà öûïî÷êàõ.)
Ëèçà
 

(îäíà)

Óøåë… Àõ! îò ãîñïîä ïîäàëåé;

Ó íèõ áåäû ñåáå íà âñÿêèé ÷àñ ãîòîâü,

Ìèíóé íàñ ïóùå âñåõ ïå÷àëåé

È áàðñêèé ãíåâ, è áàðñêàÿ ëþáîâü.
ßÂËÅÍÈÅ 3

Ëèçà, Ñîôèÿ ñî ñâå÷êîþ, çà íåé Ìîë÷àëèí.
 
Ñîôèÿ
 

×òî, Ëèçà, íà òåáÿ íàïàëî?

Øóìèøü…
 
Ëèçà
 

Êîíå÷íî, âàì ðàññòàòüñÿ òÿæåëî?

Äî ñâåòà çàïåðøèñü, è êàæåòñÿ âñ¸ ìàëî?
 
Ñîôèÿ
 

Àõ, â ñàìîì äåëå ðàññâåëî!

(Òóøèò ñâå÷ó.)

È ñâåò è ãðóñòü. Êàê áûñòðû íî÷è!
 
Ëèçà
 

Òóæèòå, çíàé, ñî ñòîðîíû íåò ìî÷è,

Ñþäà âàø áàòþøêà çàøåë, ÿ îáìåðëà;

Âåðòåëàñü ïåðåä íèì, íå ïîìíþ ÷òî âðàëà;

Íó ÷òî æå ñòàëè âû? ïîêëîí, ñóäàðü, îòâåñüòå.

Ïîäèòå, ñåðäöå íå íà ìåñòå;

Ñìîòðèòå íà ÷àñû, âçãëÿíèòå-êà â îêíî:

Âàëèò íàðîä ïî óëèöàì äàâíî;

À â äîìå ñòóê, õîäüáà, ìåòóò è óáèðàþò.
 
Ñîôèÿ
 

Ñ÷àñòëèâûå ÷àñîâ íå íàáëþäàþò.
 
Ëèçà
 

Íå íàáëþäàéòå, âàøà âëàñòü;

À ÷òî â îòâåò çà âàñ, êîíå÷íî, ìíå ïîïàñòü.
 
Ñîôèÿ

(Ìîë÷àëèíó)

Èäèòå; öåëûé äåíü åùå ïîòåðïèì ñêóêó.
 
Ëèçà
 

Áîã ñ âàìè-ñ; ïðî÷ü âîçüìèòå ðóêó.
 

Ðàçâîäèò èõ, Ìîë÷àëèí â äâåðÿõ ñòàëêèâàåòñÿ ñ Ôàìóñîâûì.
ßÂËÅÍÈÅ 4

Ñîôèÿ, Ëèçà, Ìîë÷àëèí, Ôàìóñîâ.
 
 
Ôàìóñîâ
 

×òî çà îêàçèÿ1! Ìîë÷àëèí, òû, áðàò?
 
Ìîë÷àëèí
 

ß-ñ.
 
Ôàìóñîâ
 

Çà÷åì æå çäåñü? è â ýòîò ÷àñ?

È Ñîôüÿ!.. Çäðàâñòâóé, Ñîôüÿ, ÷òî òû

Òàê ðàíî ïîäíÿëàñü! à? äëÿ êàêîé çàáîòû?

È êàê âàñ áîã íå â ïîðó âìåñòå ñâåë?
 
Ñîôèÿ
 

Îí òîëüêî ÷òî òåïåðü âîøåë.
 
Ìîë÷àëèí
 

Ñåé÷àñ ñ ïðîãóëêè.
 
Ôàìóñîâ
 

Äðóã, íåëüçÿ ëè äëÿ ïðîãóëîê

Ïîäàëüøå âûáðàòü çàêîóëîê?

À òû, ñóäàðûíÿ, ÷óòü èç ïîñòåëè ïðûã,

Ñ ìóæ÷èíîé! ñ ìîëîäûì! – Çàíÿòüå äëÿ äåâèöû!

Âñþ íî÷ü ÷èòàåò íåáûëèöû,

È âîò ïëîäû îò ýòèõ êíèã!

À âñ¸ Êóçíåöêèé ìîñò,2 è âå÷íûå ôðàíöóçû,

Îòòóäà ìîäû ê íàì, è àâòîðû, è ìóçû:

Ãóáèòåëè êàðìàíîâ è ñåðäåö!

Êîãäà èçáàâèò íàñ òâîðåö

Îò øëÿïîê èõ! ÷åïöîâ! è øïèëåê! è áóëàâîê!

È êíèæíûõ è áèñêâèòíûõ ëàâîê!..
 
Ñîôèÿ
 

Ïîçâîëüòå, áàòþøêà, êðóæèòñÿ ãîëîâà;

ß îò èñïóãè äóõ ïåðåâîæó åäâà;

Èçâîëèëè âáåæàòü âû òàê ïðîâîðíî,

Ñìåøàëàñü ÿ…
 
Ôàìóñîâ
 

Áëàãîäàðþ ïîêîðíî,

ß ñêîðî ê íèì âáåæàë!

ß ïîìåøàë! ÿ èñïóæàë!

ß, Ñîôüÿ Ïàâëîâíà, ðàññòðîåí ñàì, äåíü öåëûé

Íåò îòäûõà, ìå÷óñü êàê ñëîâíî óãîðåëûé.

Ïî äîëæíîñòè, ïî ñëóæáå õëîïîòíÿ,

Òîò ïðèñòàåò, äðóãîé, âñåì äåëî äî ìåíÿ!

Íî æäàë ëè íîâûõ ÿ õëîïîò? ÷òîá áûë îáìàíóò…
 
Ñîôèÿ

(ñêâîçü ñëåçû)

Êåì, áàòþøêà?
 
Ôàìóñîâ
 

Âîò ïîïðåêàòü ìíå ñòàíóò,

×òî áåç òîëêó âñåãäà æóðþ.

Íå ïëà÷ü, ÿ äåëî ãîâîðþ:

Óæ îá òâîåì ëè íå ðàäåëè

Îá âîñïèòàíüè! ñ êîëûáåëè!

Ìàòü óìåðëà: óìåë ÿ ïðèíàíÿòü

 ìàäàì Ðîçüå âòîðóþ ìàòü.

Ñòàðóøêó-çîëîòî â íàäçîð ê òåáå ïðèñòàâèë:

Óìíà áûëà, íðàâ òèõèé, ðåäêèõ ïðàâèë.

Îäíî íå ê ÷åñòè ñëóæèò åé:

Çà ëèøíèõ â ãîä ïÿòüñîò ðóáëåé

Ñìàíèòü ñåáÿ äðóãèìè äîïóñòèëà.

Äà íå â ìàäàìå ñèëà.

Íå íàäîáíî èíîãî îáðàçöà,

Êîãäà â ãëàçàõ ïðèìåð îòöà.

Ñìîòðè òû íà ìåíÿ: íå õâàñòàþ ñëîæåíüåì,

Îäíàêî áîäð è ñâåæ, è äîæèë äî ñåäèí;

Ñâîáîäåí, âäîâ, ñåáå ÿ ãîñïîäèí…

Ìîíàøåñêèì èçâåñòåí ïîâåäåíüåì!..
 
Ëèçà
 

Îñìåëþñü ÿ, ñóäàðü…
 
Ôàìóñîâ
 

Ìîë÷àòü!

Óæàñíûé âåê! Íå çíàåøü, ÷òî íà÷àòü!

Âñå óìóäðèëèñü íå ïî ëåòàì.

À ïóùå äî÷åðè, äà ñàìè äîáðÿêè,

Äàëèñü íàì ýòè ÿçûêè!

Áåðåì æå ïîáðîäÿã, è â äîì, è ïî áèëåòàì,3

×òîá íàøèõ äî÷åðåé âñåìó ó÷èòü, âñåìó –

È òàíöàì! è ïåíüþ! è íåæíîñòÿì! è âçäîõàì!

Êàê áóäòî â æåíû èõ ãîòîâèì ñêîìîðîõàì.

Òû, ïîñåòèòåëü, ÷òî? òû çäåñü, ñóäàðü, ê ÷åìó?

Áåçðîäíîãî ïðèãðåë è ââåë â ìîå ñåìåéñòâî,

Äàë ÷èí àñåññîðà è âçÿë â ñåêðåòàðè;

 Ìîñêâó ïåðåâåäåí ÷åðåç ìîå ñîäåéñòâî;

È áóäü íå ÿ, êîïòåë áû òû â Òâåðè.
 
Ñîôèÿ
 

ß ãíåâà âàøåãî íèêàê íå ðàñòîëêóþ.

Îí â äîìå çäåñü æèâåò, âåëèêàÿ íàïàñòü!

Øåë â êîìíàòó, ïîïàë â äðóãóþ.
 
Ôàìóñîâ
 

Ïîïàë èëè õîòåë ïîïàñòü?

Äà âìåñòå âû çà÷åì? Íåëüçÿ, ÷òîáû ñëó÷àéíî.
 
Ñîôèÿ
 

Âîò â ÷åì îäíàêî ñëó÷àé âåñü:

Êàê äàâè÷å âû ñ Ëèçîé áûëè çäåñü,

Ïåðåïóãàë ìåíÿ âàø ãîëîñ ÷ðåçâû÷àéíî,

È áðîñèëàñü ñþäà ÿ ñî âñåõ íîã…
 
Ôàìóñîâ
 

Ïîæàëóé, íà ìåíÿ âñþ ñóìàòîõó ñëîæèò.

Íå â ïîðó ãîëîñ ìîé íàäåëàë èì òðåâîã!
 
Ñîôèÿ
 

Ïî ñìóòíîì ñíå áåçäåëèöà òðåâîæèò.

Ñêàçàòü âàì ñîí: ïîéìåòå âû òîãäà.
 
Ôàìóñîâ
 

×òî çà èñòîðèÿ?
 
Ñîôèÿ
 

Âàì ðàññêàçàòü?
 
Ôàìóñîâ
 

Íó äà.

(Ñàäèòñÿ.)
Ñîôèÿ
 

Ïîçâîëüòå… âèäèòå ëü… ñíà÷àëà

Öâåòèñòûé ëóã; è ÿ èñêàëà

Òðàâó

Êàêóþ-òî, íå âñïîìíþ íàÿâó.

Âäðóã ìèëûé ÷åëîâåê, îäèí èç òåõ, êîãî ìû

Óâèäèì – áóäòî âåê çíàêîìû,

ßâèëñÿ òóò ñî ìíîé; è âêðàä÷èâ, è óìåí,

Íî ðîáîê… Çíàåòå, êòî â áåäíîñòè ðîæäåí…
 
Ôàìóñîâ
 

Àõ! ìàòóøêà, íå äîâåðøàé óäàðà!

Êòî áåäåí, òîò òåáå íå ïàðà.
 
Ñîôèÿ
 

Ïîòîì ïðîïàëî âñå: ëóãà è íåáåñà. —

Ìû â òåìíîé êîìíàòå. Äëÿ äîâåðøåíüÿ ÷óäà

Ðàñêðûëñÿ ïîë – è âû îòòóäà

Áëåäíû, êàê ñìåðòü, è äûáîì âîëîñà!

Òóò ñ ãðîìîì ðàñïàõíóëè äâåðè

Êàêèå-òî íå ëþäè è íå çâåðè

Íàñ âðîçíü – è ìó÷èëè ñèäåâøåãî ñî ìíîé.

Îí áóäòî ìíå äîðîæå âñåõ ñîêðîâèù,

Õî÷ó ê íåìó – âû òàùèòå ñ ñîáîé:

Íàñ ïðîâîæàþò ñòîí, ðåâ, õîõîò, ñâèñò ÷óäîâèù!

Îí âñëåä êðè÷èò!..

Ïðîñíóëàñü. – Êòî-òî ãîâîðèò, —

Âàø ãîëîñ áûë; ÷òî, äóìàþ, òàê ðàíî?

Áåãó ñþäà – è âàñ îáîèõ íàõîæó.
 
Ôàìóñîâ
 

Äà, äóðåí ñîí; êàê ïîãëÿæó.

Òóò âñ¸ åñòü, êîëè íåò îáìàíà:

È ÷åðòè, è ëþáîâü, è ñòðàõè, è öâåòû.

Íó, ñóäàðü ìîé, à òû?
 
Ìîë÷àëèí
 

ß ñëûøàë ãîëîñ âàø.
 
Ôàìóñîâ
 

Çàáàâíî.

Äàëñÿ èì ãîëîñ ìîé, è êàê ñåáå èñïðàâíî

Âñåì ñëûøèòñÿ, è âñåõ ñçûâàåò äî çàðè!

Íà ãîëîñ ìîé ñïåøèë, çà÷åì æå? – ãîâîðè.
 
Ìîë÷àëèí
 

Ñ áóìàãàìè-ñ.
 
Ôàìóñîâ
 

Äà! èõ íåäîñòàâàëî.

Ïîìèëóéòå, ÷òî ýòî âäðóã ïðèïàëî

Óñåðäüå ê ïèñüìåííûì äåëàì!

(Âñòàåò.)

Íó, Ñîíþøêà, òåáå ïîêîé ÿ äàì:

Áûâàþò ñòðàííû ñíû, à íàÿâó ñòðàííåå;

Èñêàëà òû ñåáå òðàâû,

Íà äðóãà íàáðåëà ñêîðåå;

Ïîâûêèíü âçäîð èç ãîëîâû;

Ãäå ÷óäåñà, òàì ìàëî ñêëàäó. —

Ïîäè-êà, ëÿã, óñíè îïÿòü.

(Ìîë÷àëèíó.)

Èäåì áóìàãè ðàçáèðàòü.
 
Ìîë÷àëèí
 

ß òîëüêî íåñ èõ äëÿ äîêëàäó,

×òî â õîä íåëüçÿ ïóñòèòü áåç ñïðàâîê, áåç èíûõ,

Ïðîòèâóðå÷üÿ åñòü, è ìíîãîå íå äåëüíî.
 
Ôàìóñîâ
 

Áîþñü, ñóäàðü, ÿ îäíîãî ñìåðòåëüíî,

×òîá ìíîæåñòâî íå íàêîïëÿëîñü èõ;

Äàé âîëþ âàì, îíî áû è çàñåëî;

À ó ìåíÿ, ÷òî äåëî, ÷òî íå äåëî,

Îáû÷àé ìîé òàêîé:

Ïîäïèñàíî, òàê ñ ïëå÷ äîëîé.
 

Óõîäèò ñ Ìîë÷àëèíûì, â äâåðÿõ ïðîïóñêàåò åãî âïåðåä.
ßÂËÅÍÈÅ 5

Ñîôèÿ, Ëèçà.
 
Ëèçà
 

Íó âîò ó ïðàçäíèêà! íó âîò âàì è ïîòåõà!

Îäíàêî íåò, òåïåðü óæ íå äî ñìåõà;

 ãëàçàõ òåìíî, è çàìåðëà äóøà;

Ãðåõ íå áåäà, ìîëâà íå õîðîøà.
 
Ñîôèÿ
 

×òî ìíå ìîëâà? Êòî õî÷åò, òàê è ñóäèò,

Äà áàòþøêà çàäóìàòüñÿ ïðèíóäèò:

Áðþçãëèâ, íåóãîìîíåí, ñêîð,

Òàêîâ âñåãäà, à ñ ýòèõ ïîð…

Òû ìîæåøü ïîñóäèòü…
 
Ëèçà
 

Ñóæó-ñ íå ïî ðàññêàçàì;

Çàïðåò îí âàñ; – äîáðî åùå ñî ìíîé;

À òî, ïîìèëóé áîã, êàê ðàçîì

Ìåíÿ, Ìîë÷àëèíà è âñåõ ñ äâîðà äîëîé.
 
Ñîôèÿ
 

Ïîäóìàåøü, êàê ñ÷àñòüå ñâîåíðàâíî!

Áûâàåò õóæå, ñ ðóê ñîéäåò;

Êîãäà æ ïå÷àëüíîå íè÷òî íà óì íåéäåò,

Çàáûëèñü ìóçûêîé, è âðåìÿ øëî òàê ïëàâíî;

Ñóäüáà íàñ áóäòî áåðåãëà;

Íè áåñïîêîéñòâà, íè ñîìíåíüÿ…

À ãîðå æäåò èç-çà óãëà.
 
Ëèçà
 

Âîò òî-òî-ñ, ìîåãî âû ãëóïîãî ñóæäåíüÿ

Íå æàëóåòå íèêîãäà:

Àí âîò áåäà.

Íà ÷òî âàì ëó÷øåãî ïðîðîêà?

Òâåðäèëà ÿ: â ëþáâè íå áóäåò â ýòîé ïðîêà

Íè âî âåêè âåêîâ.

Êàê âñå ìîñêîâñêèå, âàø áàòþøêà òàêîâ:

Æåëàë áû çÿòÿ îí ñ çâåçäàìè äà ñ ÷èíàìè,

À ïðè çâåçäàõ íå âñå áîãàòû, ìåæäó íàìè;

Íó, ðàçóìååòñÿ, ê òîìó á

È äåíüãè, ÷òîá ïîæèòü, ÷òîá ìîã äàâàòü îí áàëû;

Âîò, íàïðèìåð, ïîëêîâíèê Ñêàëîçóá:

È çîëîòîé ìåøîê, è ìåòèò â ãåíåðàëû.
 
Ñîôèÿ
 

Êóäà êàê ìèë! è âåñåëî ìíå ñòðàõ

Âûñëóøèâàòü î ôðóíòå è ðÿäàõ;

Îí ñëîâà óìíîãî íå âûãîâîðèë ñðîäó, —

Ìíå âñ¸ ðàâíî, ÷òî çà íåãî, ÷òî â âîäó.
 
Ëèçà
 

Äà-ñ, òàê ñêàçàòü, ðå÷èñò, à áîëüíî íå õèòåð;

Íî áóäü âîåííûé, áóäü îí ñòàòñêèé,

Êòî òàê ÷óâñòâèòåëåí, è âåñåë, è îñòåð,

Êàê Àëåêñàíäð Àíäðåè÷ ×àöêèé!

Íå äëÿ òîãî, ÷òîá âàñ ñìóòèòü;

Äàâíî ïðîøëî, íå âîðîòèòü,

À ïîìíèòñÿ…
 
Ñîôèÿ
 

×òî ïîìíèòñÿ? Îí ñëàâíî

Ïåðåñìåÿòü óìååò âñåõ;

Áîëòàåò, øóòèò, ìíå çàáàâíî;

Äåëèòü ñî âñÿêèì ìîæíî ñìåõ.
 
Ëèçà
 

È òîëüêî? áóäòî áû? – Ñëåçàìè îáëèâàëñÿ,

ß ïîìíþ, áåäíûé îí, êàê ñ âàìè ðàññòàâàëñÿ. —

«×òî, ñóäàðü, ïëà÷åòå? æèâèòå-êà ñìåÿñü…»

À îí â îòâåò: “Íåäàðîì, Ëèçà, ïëà÷ó:

Êîìó èçâåñòíî, ÷òî íàéäó ÿ âîðîòÿñü?

È ñêîëüêî, ìîæåò áûòü, óòðà÷ó!”

Áåäíÿæêà áóäòî çíàë, ÷òî ãîäà ÷åðåç òðè…
 
Ñîôèÿ
 

Ïîñëóøàé, âîëüíîñòè òû ëèøíåé íå áåðè.

ß î÷åíü âåòðåíî, áûòü ìîæåò, ïîñòóïèëà,

È çíàþ, è âèíþñü; íî ãäå æå èçìåíèëà?

Êîìó? ÷òîá óêîðÿòü íåâåðíîñòüþ ìîãëè.

Äà, ñ ×àöêèì, ïðàâäà, ìû âîñïèòàíû, ðîñëè;

Ïðèâû÷êà âìåñòå áûòü äåíü êàæäûé íåðàçëó÷íî

Ñâÿçàëà äåòñêîþ íàñ äðóæáîé; íî ïîòîì

Îí ñúåõàë, óæ ó íàñ åìó êàçàëîñü ñêó÷íî,

È ðåäêî ïîñåùàë íàø äîì;

Ïîòîì îïÿòü ïðèêèíóëñÿ âëþáëåííûì,

Âçûñêàòåëüíûì è îãîð÷åííûì!!.

Îñòåð, óìåí, êðàñíîðå÷èâ,

 äðóçüÿõ îñîáåííî ñ÷àñòëèâ,

Âîò îá ñåáå çàäóìàë îí âûñîêî…

Îõîòà ñòðàíñòâîâàòü íàïàëà íà íåãî,

Àõ! åñëè ëþáèò êòî êîãî,

Çà÷åì óìà èñêàòü è åçäèòü òàê äàë¸êî?
 
Ëèçà
 

Ãäå íîñèòñÿ? â êàêèõ êðàÿõ?

Ëå÷èëñÿ, ãîâîðÿò, íà êèñëûõ îí âîäàõ,

Íå îò áîëåçíè, ÷àé, îò ñêóêè, – ïîâîëüíåå.
 
Ñîôèÿ
 

È, âåðíî, ñ÷àñòëèâ òàì, ãäå ëþäè ïîñìåøíåå.

Êîãî ëþáëþ ÿ, íå òàêîâ:

Ìîë÷àëèí çà äðóãèõ ñåáÿ çàáûòü ãîòîâ,

Âðàã äåðçîñòè, – âñåãäà çàñòåí÷èâî, íåñìåëî,

Íî÷ü öåëóþ ñ êåì ìîæíî òàê ïðîâåñòü!

Ñèäèì, à íà äâîðå äàâíî óæ ïîáåëåëî,

Êàê äóìàåøü? ÷åì çàíÿòû?
 
Ëèçà
 

Áîã âåñòü,

Ñóäàðûíÿ, ìîå ëè ýòî äåëî?
 
Ñîôèÿ
 

Âîçüìåò îí ðóêó, ê ñåðäöó æìåò,

Èç ãëóáèíû äóøè âçäîõíåò,

Íè ñëîâà âîëüíîãî, è òàê âñÿ íî÷ü ïðîõîäèò,

Ðóêà ñ ðóêîé, è ãëàç ñ ìåíÿ íå ñâîäèò. —

Ñìååøüñÿ! ìîæíî ëè! ÷åì ïîâîä ïîäàëà

Òåáå ÿ ê õîõîòó òàêîìó?
 
Ëèçà
 

Ìíå-ñ?.. âàøà òåòóøêà íà óì òåïåðü ïðèøëà,

Êàê ìîëîäîé ôðàíöóç ñáåæàë ó íåé èç äîìó,

Ãîëóáóøêà! õîòåëà ñõîðîíèòü

Ñâîþ äîñàäó, íå ñóìåëà:

Çàáûëà âîëîñû ÷åðíèòü,

È ÷åðåç òðè äíè ïîñåäåëà.

(Ïðîäîëæàåò õîõîòàòü.)
Ñîôèÿ

(ñ îãîð÷åíèåì)

Âîò òàê æå îáî ìíå ïîòîì çàãîâîðÿò.
 
Ëèçà
 

Ïðîñòèòå, ïðàâî, êàê áîã ñâÿò,

Õîòåëà ÿ, ÷òîá ýòîò ñìåõ äóðàöêèé

Âàñ íåñêîëüêî ðàçâåñåëèòü ïîìîã.
 

Óõîäÿò.
ßÂËÅÍÈÅ 6

Ñîôèÿ, Ëèçà, Ñëóãà, çà íèì ×àöêèé.
 
Ñëóãà
 

Ê âàì Àëåêñàíäð Àíäðåè÷ ×àöêèé.
 

Óõîäèò.
ßÂËÅÍÈÅ 7

Ñîôèÿ, Ëèçà, ×àöêèé.
 
×àöêèé
 

×óòü ñâåò óæ íà íîãàõ! è ÿ ó âàøèõ íîã.

(Ñ æàðîì öåëóåò ðóêó.)

Íó ïîöåëóéòå æå, íå æäàëè? ãîâîðèòå!

×òî æ, ðàäè? Íåò? Â ëèöî ìíå ïîñìîòðèòå.

Óäèâëåíû? è òîëüêî? âîò ïðèåì!

Êàê áóäòî íå ïðîøëî íåäåëè;

Êàê áóäòî áû â÷åðà âäâîåì

Ìû ìî÷è íåò äðóã äðóãó íàäîåëè;

Íè íà âîëîñ ëþáâè! êóäà êàê õîðîøè!

È ìåæäó òåì, íå âñïîìíþñü, áåç äóøè,

ß ñîðîê ïÿòü ÷àñîâ, ãëàç ìèãîì íå ïðèùóðÿ,

Âåðñò áîëüøå ñåäüìèñîò ïðîíåññÿ, – âåòåð, áóðÿ;

È ðàñòåðÿëñÿ âåñü, è ïàäàë ñêîëüêî ðàç –

È âîò çà ïîäâèãè íàãðàäà!
 
Ñîôèÿ
 

Àõ! ×àöêèé, ÿ âàì î÷åíü ðàäà.
 
×àöêèé
 

Âû ðàäè? â äîáðûé ÷àñ.

Îäíàêî èñêðåííî êòî æ ðàäóåòñÿ ýòàê?

Ìíå êàæåòñÿ, òàê íàïîñëåäîê

Ëþäåé è ëîøàäåé çíîáÿ,

ß òîëüêî òåøèë ñàì ñåáÿ.
 
Ëèçà
 

Âîò, ñóäàðü, åñëè áû âû áûëè çà äâåðÿìè,

Åé-áîãó, íåò ïÿòè ìèíóò,

Êàê ïîìèíàëè âàñ ìû òóò.

Ñóäàðûíÿ, ñêàæèòå ñàìè. —
 
Ñîôèÿ
 

Âñåãäà, íå òîëüêî ÷òî òåïåðü. —

Íå ìîæåòå ìíå ñäåëàòü âû óïðåêà.

Êòî ïðîìåëüêíåò, îòâîðèò äâåðü,

Ïðîåçäîì, ñëó÷àåì, èç ÷óæà, èç äàë¸êà –