Три раза уже ты мне снился мальчишка

Песни наших дворов. Это сейчас все сидят в он-лайн, общаясь друг с другом при помощи пальца на экране смартфона. Сбросил ссылку на понравившуюся песню, в ответ получил картинку с пальчиком вверх или вниз. Доступен любой фильм и любое музыкальное произведение. Но нет живого общения или, как сейчас модно говорить, непосредственной коммуникации, в связи с чем и, тоже модное словечко, социализация человека страдает.

Да и дворов то таких, где пацанва с примкнувшими к ним самым смелыми чувихами могла бы собраться вечерком после школы, потравить анекдоты и попеть под что-нибудь раздолбанную семиструнку какую-нибудь “шизгару” или “когда фонарики качаются шальные”, уже нет. Не говоря уже о подоконниках в подъездах.

Были среди этих песен и настоящие народные, вроде “я помню тот Ванинский порт” и “идут на север этапы длинные”. И уже “новоделы” типа высоцкой “Нинки”, бардовские – “вечер бродит по лесным дорожкам” и “солнышко лесное, военные, туристские. При том никто не знал их авторов, слова записывались в тетрадки и отдавались для переписки только самым лучшим друзьям. А аккорды разучивались на слух. Да любая такая песня влегкую шла под простейший перебор и гитарный бой на трех дворовых аккордах.

Вот так в народе стихийно и распространялся этот жанр “дворовой песни”. Но некоторые песни пришли в дворы с экранов кинотеатров. И сочинили их профессиональные композиторы и поэты.

В 1972 г. на экраны страны вышел новый двухсерийный фильм Владимира Басова “Возвращение к жизни”. Фильм был снят по мотивам автобиографического романа эстонского писателя Ахто Леви “Записки Серого волка”. Автор романа человек с очень непростой судьбой. Мальчишкой вывезен немцами в Германию во время войны, потом вернулся в СССР, из фильтрационного пункта сбежал, был пойман и посажен в сибирский лагерь. Оттуда тоже бежал, добрался до Эстонии, там попал к “лесным братьям”. От них попал к уголовникам, много лет пробыл в местах лишения свободы. Роман начал писать в заключении.

Фильм, вызвал большой интерес зрителей, но со временем был как-то забыт. Ведь Басов снял его сразу после фильма “Щит и меч” и перед “Опасным поворотом” и “Днями Турбиных”. И осталась от фильма в памяти только бесподобная стилизация под “блатняк” композитора В. Баснера и поэта М. Матусовского “Корешок мой Сенечка и я”. Песня сразу же приобрела огромную популярность и среди дворовой пацанвы, и в криминальной среде. Исполнил ее в фильме незабвенный Борис Сичкин. Кто о нем не знал, да еще и забыл, может почитать у нас вот тути тут.

“Воры есть?”- кричит при входе на зону вор в исполнении колоритнейшего Владимира Яббарова. Он играл Володю-сектанта в чухраевском фильме “Жили-были старик со старухой. Вновь прибывший “воровской” этап проверяет не “сучья” ли зона. Время суровое, послевоенное, по зонам идет “сучья война”. “Есть!”- весело отвечают.

В фильме этот шлягер звучит не в полном объеме. Вот его полная редакция в исполнении Аркадия Сержича.

А в 1966 г. дворовый фольклор обогатился сразу двумя песнями из фильма “Республика ШКИД” . Фильма, сделавшего знаменитым режиссера Геннадия Полоку, и ставшего его визитной карточкой. Самой популярной его картиной. В немалой степени своей популярностью фильм обязан двум песням композитора Сергей Слонимского, написанным на текст одного из авторов повести “Республика ШКИД” Леонида Пантелеева. Первая, заглавная песня фильма “По приютам я с детства скитался.” Леонид Пантелеев, сам бывший беспризорник и воспитанник “ШКИДы”. Вот как воспоминаниям С. Слонимского эта песня создавалась

Он (Пантелеев — С.К.) вспомнил лишь одну строчку: «По приютам я с детства скитался, не имея родного угла. Ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила…», а дальше забыл. Я сказал: «Попробую сочинить мелодию. Если она вам понравится, вы напишете мне ещё два куплета, не понравится — я отказываюсь писать музыку». Но мелодию я подобрал достаточно быстро…
…Когда я спел песню, то Пантелеев вдруг заплакал: «Это та самая мелодия, которую я забыл!» Конечно, не та самая, но значит — попал.

А вторая песня- знаменитая, “жалистная” “У кошки четыре ноги” , исполнялась малолетним вором Костей “Мамочкой”, попавшим в “ШКИДу”. Играл “Мамочку” 15-ти летний Саша Кавалеров, как он сам себя тогдашнего характеризовал – ” вполне нормальный ленинградский малолетний хулиган, не бандит”. Потому и образ “Мамочки” получился таким достоверным, и после выхода фильма на просторах СССР вот такие мелкие и наглые “нормальные хулиганы, не бандиты”, стали получать погоняло “Мамочка”. Кстати, и первую песню беспризорника поет Саша Кавалеров.

А уже в нашем веке появился расширенный вариант этой песни.

Через два с половиной года, в 1969 г. во дворах стали петь “Нейлоновое сердце” из кинофильма “Мужской разговор”, режиссера Игоря Шатрова. Этот режиссер через два года снимет “Минуту молчания” по завершающей трилогию о “Кроше” повести “Неизвестный солдат”, где Саша Кавалеров играет Кроша и является первым исполнителем песни “За того парня”, тоже ставшей одним из хитов советской песни. А потом Шатров снимет телефильм “И это все о нем…”, где тоже играл и пел “Не надо бояться” Саша Кавалеров.

И в “Мужском разговоре” Саша Кавалеров играет и поет “Нейлоновое сердце”, которое потом будут петь во дворах. Песню написал Ян Френкель на стихи И. Шаферана. Вот ролик с этой песней, а следом за ней там же и другая замечательная песня из этого фильма “Три раза уже ты мне снился мальчишка”.

А еще в том же 1969 г. вышел фильм режиссера Г. Натансона “Еще раз про любовь”, откуда во дворы соскочил “Солнечный зайчик”. В фильме песня исполнялась Татьяной Дорониной. Простой, но со смыслом текст, простая мелодия – все это способствовало, чтобы под простой гитарный перебор песню запели во дворах, подъездах, пионерлагерях. Особенно девчонки.

С этой песней связана некоторая загадка. Многие считают, что ее автором является Новелла Матвеева. Однако, на самом деле авторами являются композитор А. Флярковский и поэт Р. Рождественский. Об этом даже указано в тирах фильма. Но в народе упорно ходят слухи, что, так как творчество Новеллы Матвеевой во время выхода фильма находилось под полузапретом властей, она отметилась в качестве “подписанта” некоторых писем с критикой политики советских властей, то этот “Солнечный зайчик” вышел под “прикрытием” Флярковского и Рождественского. Но никаких подтверждений авторства Матвеевой не имеется. У нее есть стихи про “солнечный зайчик, но совсем другие.

Солнечный зайчик
Памяти С.Я. Маршака

Я зайчик солнечный,
снующий
По занавескам в тишине
Живой,
По-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.

На грядке стрельчатого лука,
Который ночью ждал зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я и говорю…

А песня Флярковского и Рождественского стала очень популярной.

Продолжение во второй части.

Часть вторая

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.

.

Источник