Тютчев ужасный сон отяготел над нами анализ
Сто пятьдесят лет назад Федор Тютчев, гениальный поэт-пророк написал стихотворение, в котором удивительным образом описывается Россия наших дней.
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому Молитвы,
В одной руке распятие и нож.
И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала!..
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова-
Все поднялось и все грозит тебе,
О край родной! – такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней..
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
На этом стихотворении хотелось бы остановиться подробнее, учитывая тот факт, что Тютчев был поэтом-пророком, Хранителем Русской Матрицы. Достаточно вспомнить его знаменитое: «Умом Россию не понять…»
О чем же это стихотворение? Оно начинается с того, что Россия, находясь в состоянии сна, «в крови до пят» бьется с «мертвецами, воскресшими для новых похорон».
Кто же эти мертвецы? С кем Россия, точнее, ее здоровая часть, та, которая и может по праву называться Россией, ведет непримиримую битву? И почему мертвецы «новые»?
Можно утверждать с большой долей вероятности, что здесь речь идет о либерализме, с кем Россия действительно ведет настоящую войну.
К тому же либерализм «новый», нью-либерализм или нео-либерализм, чей расцвет пришелся на конец 80-х начало 90 –х годов. Ярыми апологетами неолиберализма выступали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Именно эти политики и приложили немало усилий для развала СССР. И к неолиберализму у нас свои особые счеты.
Поэтому «мертвецы «новые» и воскресли для «новых похорон», Гибель неолиберализма, по пророчеству Тютчева, очевидна и приговор Истории обжалованию – не подлежит.
Строчки второго четверостишия можно отнести к ситуации, сложившейся вокруг РПЦ и ее главного Дома-молитвы – Храма Христа Спасителя. Здесь и пляски Пусси Райот, которые осквернили храм, превратив его на время в притон, и поведение высших чинов РПЦ, которые держат в одной руке распятие и нож. Нож – это дела и поступки, которыми они режут свою паству и общество: скандалы, стяжательство, приверженность мирским делам и золотому тельцу, отступление от благочестия и праведности.
Дальше описывается состояние мирового сообщества: «и целый мир, как опьяненный ложью, все виды зла, все ухищренья зла».
Опьяненный мир угрожает России, потому что царит «разврат умов и искаженье слова». Интересно, что Тютчев сказал о «разврате умов», то есть о людях, которые подверглись мировоззренческой и идеологической обработке, которым «промыли мозги», и они уже не могут мыслить самостоятельно, находясь под воздействием лживой пропаганды.
Это же пытаются сделать и в России посредством СМИ и телевидения, что мы и наблюдаем. Ежедневно и ежечасно. При этом нельзя сказать, что попытки привнести «разврат умов» на российскую почву были уж совсем бесплодными. Определенные успехи с момента «перестройки» достигнуты здесь были. Что есть, то есть.
Одной из главных опасностей Тютчев считает « искаженье слова», то есть подмену понятий, искажение смысла. Когда под видом заботы о детях вводят ювенальную юстицию; толерантность и мультикультурность оборачиваются разрушением национальных культур; защита природы превращается в эко-фашизм, а призывы к защите секс-меньшинств на деле приводят к террору со стороны этого «меньшинства». Список можно продолжать…
Тютчев бьет тревогу за Россию, потому что «все поднялось и все грозит тебе»
Последний абзац – это завещание Поэта. Его гордость за Россию, вера в нее и программа поведения русских людей в минуты жесточайшего кризиса.
О край родной! – такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней..
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
Битва России со всемирным злом будет жесточайшей, предупреждает Поэт – «такого ополченья мир не видал с первоначальных дней».
Но Тютчев понимает ПОЧЕМУ именно РОССИЯ будет биться со злом и ложью.
ВЕЛИКО ЕЕ ЗНАЧЕНЬЕ.
И оно состоит в том, о чем Тютчев говорил в другом стихотворении.”
Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью…”
Но мы попробуем спаять его любовью,-
А там увидим, что прочней…
Речь идет о двух принципах существования цивилизаций – через насилие или через любовь и справедливость.
Русская региональная цивилизация складывалась путем присоединения, вливания в нее других народов, которые привносили в нее свою культуру, своеобразие и самобытность. Цивилизационная общность народов складывается из приверженности одним ценностям и идеалам. Если у нас одни идеалы – мы принадлежим к одной Цивилизации. А Самый главный идеал людей Русской Цивилизации – справедливость.
Поэтому не случайно для Запада, когда мы находимся за границей – и украинцы и белорусы и даже жители республик Средней Азии – все – русские, так как у нас еще остались общие ценности.
И великое значение России в том, что одолев зло, она должна показать другим народам – как нужно жить. ПО СОВЕСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.
… Вернемся к стихотворению Тютчева.
Его последние строчки – программа: как вести себя Русским людям для того, чтобы победить «целый мир, опьяненный ложью», для того, чтобы проснуться от «ужасного и безобразного сна».
Эта программа – алгоритм поведения выражен в четырех словах.
МУЖАЙСЯ – словари толкуют это слово следующим образом:
Мужество – спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, душевная стойкость и смелость.
СТОЙ – мы не должны метаться из стороны в сторону и поддаваться на различные провокации: религиозные, этнические, провокации против государственных органов и органов правопорядка, поддаваться на призывы к разделению страны под лозунгами «Хватит кормить…»
Не должны, потому что иначе наше единство будет раздроблено, и у нас не будет сил для решающей борьбы.
КРЕПИСЬ – это значит не только проявлять стойкость и выдержку, но и сдерживать себя. То есть мы опять возвращаемся ко второму слову «СТОЙ». Стой и не двигайся с места, как бы не пытались тебя раскачать. Крепись! Россия, русский народ должен соединиться «скрепами» и стать неуязвимым.
И наконец последнее – ОДОЛЕЙ. Только при соблюдении всех вышеперечисленных действий: МУЖАЙСЯ, СТОЙ, КРЕПИСЬ – придет победа. ОДОЛЕНИЕ. Победа легкой не будет. Одолеть кого-то – значит, преодолеть, затратив много труда. Пересилить, овладеть, взять вверх и лишить воли противника.
Мы уже проходили это в своей Истории.
Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!
Сейчас, когда Русская цивилизации проходит критический момент в своем развития, каждый русский человек, а русским я называю человека, разделяющего ценности Русской цивилизации, то есть «русского по духу», должен осознать меру своей личной ответственности за все происходящее сегодня.
Велик мир, а отступать некуда – позади Россия!
И нужно помнить, что сто пятьдесят лет назад поэт-пророк, беззаветно верящий в Россию, воскликнул: «Велико, знать, о Русь, твое значенье!»
И мы не можем быть другими.
Мы – Россия! Мы – русские.
Источник
Сто пятьдесят лет назад Федор Тютчев, гениальный поэт-пророк написал стихотворение, в котором удивительным образом описывается Россия наших дней.
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому Молитвы,
В одной руке распятие и нож.
И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала!..
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова-
Все поднялось и все грозит тебе,
О край родной! – такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней..
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
На этом стихотворении хотелось бы остановиться подробнее, учитывая тот факт, что Тютчев был поэтом-пророком, Хранителем Русской Матрицы. Достаточно вспомнить его знаменитое: «Умом Россию не понять…»
О чем же это стихотворение? Оно начинается с того, что Россия, находясь в состоянии сна, «в крови до пят» бьется с «мертвецами, воскресшими для новых похорон».
Кто же эти мертвецы? С кем Россия, точнее, ее здоровая часть, та, которая и может по праву называться Россией, ведет непримиримую битву? И почему мертвецы «новые»?
Можно утверждать с большой долей вероятности, что здесь речь идет о либерализме, с кем Россия действительно ведет настоящую войну.
К тому же либерализм «новый», нью-либерализм или нео-либерализм, чей расцвет пришелся на конец 80-х начало 90 –х годов. Ярыми апологетами неолиберализма выступали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Именно эти политики и приложили немало усилий для развала СССР. И к неолиберализму у нас свои особые счеты.
Поэтому «мертвецы «новые» и воскресли для «новых похорон», Гибель неолиберализма, по пророчеству Тютчева, очевидна и приговор Истории обжалованию – не подлежит.
Строчки второго четверостишия можно отнести к ситуации, сложившейся вокруг РПЦ и ее главного Дома-молитвы – Храма Христа Спасителя. Здесь и пляски Пусси Райот, которые осквернили храм, превратив его на время в притон, и поведение высших чинов РПЦ, которые держат в одной руке распятие и нож. Нож – это дела и поступки, которыми они режут свою паству и общество: скандалы, стяжательство, приверженность мирским делам и золотому тельцу, отступление от благочестия и праведности.
Дальше описывается состояние мирового сообщества: «и целый мир, как опьяненный ложью, все виды зла, все ухищренья зла».
Опьяненный мир угрожает России, потому что царит «разврат умов и искаженье слова». Интересно, что Тютчев сказал о «разврате умов», то есть о людях, которые подверглись мировоззренческой и идеологической обработке, которым «промыли мозги», и они уже не могут мыслить самостоятельно, находясь под воздействием лживой пропаганды.
Это же пытаются сделать и в России посредством СМИ и телевидения, что мы и наблюдаем. Ежедневно и ежечасно. При этом нельзя сказать, что попытки привнести «разврат умов» на российскую почву были уж совсем бесплодными. Определенные успехи с момента «перестройки» достигнуты здесь были. Что есть, то есть.
Одной из главных опасностей Тютчев считает « искаженье слова», то есть подмену понятий, искажение смысла. Когда под видом заботы о детях вводят ювенальную юстицию; толерантность и мультикультурность оборачиваются разрушением национальных культур; защита природы превращается в эко-фашизм, а призывы к защите секс-меньшинств на деле приводят к террору со стороны этого «меньшинства». Список можно продолжать…
Тютчев бьет тревогу за Россию, потому что «все поднялось и все грозит тебе»
Последний абзац – это завещание Поэта. Его гордость за Россию, вера в нее и программа поведения русских людей в минуты жесточайшего кризиса.
О край родной! – такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней..
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
Битва России со всемирным злом будет жесточайшей, предупреждает Поэт – «такого ополченья мир не видал с первоначальных дней».
Но Тютчев понимает ПОЧЕМУ именно РОССИЯ будет биться со злом и ложью.
ВЕЛИКО ЕЕ ЗНАЧЕНЬЕ.
И оно состоит в том, о чем Тютчев говорил в другом стихотворении.
“Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью…”
Но мы попробуем спаять его любовью,-
А там увидим, что прочней…
Речь идет о двух принципах существования цивилизаций – через насилие или через любовь и справедливость.
Русская региональная цивилизация складывалась путем присоединения, вливания в нее других народов, которые привносили в нее свою культуру, своеобразие и самобытность. Цивилизационная общность народов складывается из приверженности одним ценностям и идеалам. Если у нас одни идеалы – мы принадлежим к одной Цивилизации. А Самый главный идеал людей Русской Цивилизации – справедливость.
Поэтому не случайно для Запада, когда мы находимся за границей – и украинцы и белорусы и даже жители республик Средней Азии – русские, так как у нас еще остались общие ценности.
И великое значение России в том, что одолев зло, она должна показать другим народам – как нужно жить. ПО СОВЕСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.
… Вернемся к стихотворению Тютчева.
Его последние строчки – программа: как вести себя Русским людям для того, чтобы победить «целый мир, опьяненный ложью», для того, чтобы проснуться от «ужасного и безобразного сна».
Эта программа – алгоритм поведения выражен в четырех словах.
МУЖАЙСЯ – словари толкуют это слово следующим образом:
Мужество – спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, душевная стойкость и смелость.
СТОЙ – мы не должны метаться из стороны в сторону и поддаваться на различные провокации: религиозные, этнические, провокации против государственных органов и органов правопорядка, поддаваться на призывы к разделению страны под лозунгами «Хватит кормить…»
Не должны, потому что иначе наше единство будет раздроблено, и у нас не будет сил для решающей борьбы.
КРЕПИСЬ – это значит не только проявлять стойкость и выдержку, но и сдерживать себя. То есть мы опять возвращаемся ко второму слову «СТОЙ». Стой и не двигайся с места, как бы не пытались тебя раскачать. Крепись! Россия, русский народ должен соединиться «скрепами» и стать неуязвимым.
И наконец последнее – ОДОЛЕЙ. Только при соблюдении всех вышеперечисленных действий: МУЖАЙСЯ, СТОЙ, КРЕПИСЬ – придет победа. ОДОЛЕНИЕ. Победа легкой не будет. Одолеть кого-то – значит, преодолеть, затратив много труда. Пересилить, овладеть, взять вверх и лишить воли противника.
Мы уже проходили это в своей Истории.
Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!
Сейчас, когда Русская цивилизация проходит критический момент в своем развитии, каждый русский человек, а русским я называю человека, разделяющего ценности Русской цивилизации, то есть «русского по духу», должен осознать меру своей личной ответственности за все происходящее сегодня.
Велик мир, а отступать некуда – позади Россия!
И нужно помнить, что сто пятьдесят лет назад поэт-пророк, беззаветно верящий в Россию, воскликнул: «Велико, знать, о Русь, твое значенье!»
И мы не можем быть другими.
Мы – Россия! Мы – русские.
Источник
Фёдор Иванович Тютчев — уникальный человек, покоривший всех, кто был причастен к его судьбе. О нём изумительно отзывались Фри́дрих Ше́ллинг и Христиа́н Ге́йне. Пушкин был поражён его стихами и сразу же напечатал их в своём «Современнике». Аксаков подтверждал, что свои гениальные изречения Тютчев никогда не повторял дважды и не обижался, когда его размышления кто-то выдавал за свои.
Как бы сказали сейчас, он был звездой светского общества. Кто близко общался с поэтом отмечают, что он напрочь был лишён какого-либо тщеславия. Будучи человеком светским, с хорошим образованием и манерами, он между тем не изменял своим принципам и не кривил душой. Всегда следовал собственной морали, сохраняя полную свободу мысли и чувства. Всегда был прост, независим и произволен.
Дипломат был истинным патриотом. Он не раз признавался, что Россия — самая большая его любовь!
Говоря на иностранных языках, общаясь на них, ведя деловую и семейную переписку, свои стихи Тютчев писал только на русском языке. Вероятно, это один из ответов на вопрос, откуда у него такой глубинный, недровый, первозданный, сохранённый в своей удивительной мощи и загадочности русский язык.
К русскому языку у лирика было особое, нежное отношение. Взять хотя бы нежелание переводить на русский язык произведения Карла Маркса. Он так и заявлял: «Кому нужно этой дряни, пусть читают на немецком».
Несмотря на то что Фёдор был отлучён делами службы от России с самой ранней молодости и прожил за границей долгих 22 года, он в водовороте высшего иностранного света всегда оставался русским. Искушаемый собственными дарованиями, молодой человек диковинным образом с лёгкостью общался в европейской среде, при случае подчёркивая свою преданность России.
К сохранению существующего строя в России дипломат относился достаточно ревностно, ко всяким революционным направлениям чрезвычайно недоверчиво. Что делает его не столько великим поэтом, сколько гениальным историком.
Стихи о Родине
Занимая одну из центральных позиций в истории русской поэзии и являясь большим патриотом, Тютчев оставил нам произведения, с яркими и бесстрашными рассуждениями о Родине и русских людях.
В простых крестьянах поэт видел то, чего не было даже в самом изысканном европейском обществе: человеколюбие, смирение, терпеливость. Всё это помноженное на доброту и отзывчивость.
Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.
Поэт сочувствовал простому народу, хотя мало знал о его простом быте. Об этом свидетельствует миниатюра «Слезы людские, о слезы людские…»
При всей любви к России публицист не боится писать с осуждением и презрением эпиграммы, как эта написанная на Николая I. Фёдор Иванович не стеснялся высказывать своё мнение о том, что обвиняет царя в военных поражениях и многочисленных бедах народа.
Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые и злые, — Все было ложь в тебе, всё призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей.
И вот уже обращение к народу на гребне антироссийского восстания в Польше, которая на тот момент входила в состав Российской империи:
Ужасный сон отяготел над нами, Ужасный, безобразный сон: В крови до пят, мы бьемся с мертвецами, Воскресшими для новых похорон. …………………………………….. О край родной! — такого ополченья Мир не видал с первоначальных дней… Велико, знать, о Русь, твое значенье! Мужайся, стой, крепись и одолей!
Пророческим можно считать стихотворение «Расцвет». Где само название уже намекает на пробуждение России от длительного, бесконечного сна, который затуманил взоры и покрыл всё мраком. Но пробуждение, а вместе с тем осознание и понимание, уже близко и неизбежно:
Ночь бесконечная прошла, И скоро светлый день настанет. Вставай же, Русь! Уж близок час! Вставай Христовой службы ради! ……………………………………………. О Русь, велик грядущий день, Вселенский день и православный!
Продолжая пророческую тему, нужно сказать, что никакого предсказания не было. Просто дипломат прекрасно ориентировался во внешней и внутренней политической ситуации и во многом имел свою точку зрения. Его четверостишие «Спиритическое предсказание» прямо говорит о сложностях политической обстановки.
Дни настают борьбы и торжества, Достигнет Русь завещанных границ, И будет старая Москва Новейшею из трех ее столиц.
Поэзия, воспевающая родной край
Стихи о родной земле полны патриотизма. Они учат доброму и светлому. Их читают малышам, чтобы развить в них чувство прекрасного, научить художественному слову, привить любовь к семье и родному городу.
Люблю тебя, мой отчий край родной, Березок перелески не густые, Речушку, что бежит там под горой, И журавлей, летящих вновь в Россию! Люблю я все: и реки, и поля, И травы эти, и леса густые! Ведь это ты, моя, моя Земля! Кусочек дорогой моей России!
Л. Ежель
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Край родной, как ты чудесен! Под горой бежит река И уносит нашу песню В сень далёкого леска. Мы с тобою породнились, Как река и берега. Предки здесь за землю бились, Защищали от врага. И пока в душе есть силы, Крепь – в руках и зоркий глаз, За тебя, край, сердцу милый, Биться будем и сейчас. На горе окопы – фронтом: До сих пор не заросли. Под горой – до горизонта Воды синие легли. Облака плывут над кручей. Где-то льётся тёплый дождь. Что быть может в мире лучше, Той земли, где ты живёшь? Нет прекраснее природы Чем в сторонке дорогой. Облака уйдут и воды. Мы останемся с тобой.
В. Тяптин
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Край родной: Краюха хлеба, Вкус парного молока, Тянет клевером из хлева И крапивою слегка. Лижет тёплыми лучами Солнце сонное лицо. Кошка выйдет из чулана, Ляжет рядом на крыльцо. Где я только в мире не был. Только нА сердце одно — Васильковый лен до неба, Добрый лес И дом родной.
Ю. Соловьев
С тоской перечитывают стихи эмигранты и люди, которые по долгу службы находятся вдали от дома. Нет, пожалуй, такого русского человека, который не перечитывал бы стихи Есенина о Родине.
Родина и природа в одном тандеме
Именно любовь к Родине, желание любоваться и воспевать её красоты, дало такое большое количество стихов о природе. Вместе с природой лирик радуется и грустит, засыпает на время зимы, и с радостью пробуждается, как только первые тёплые лучи начинают ласкать пробудившуюся землю.
Диалог души поэта и лирические настроения природы сплелись во многих произведениях Фёдора Ивановича.
Безупречный певец русской природы, лирик всегда давал подсказки в своих стихотворениях. Масса стихов, которые начинаются с описания природных явлений, открыв сердце читателя, приводят к раздумьям. Оказывается, что стих был вовсе не о восходе, звезде или радуге, а о чём-то более серьёзном.
Вот хороший пример. Стихотворение «Чёрное море». Здесь переплелись природа и политика, философия и любовь к Родине, переживания и вера — всё сплелось в едино в этом лирическом ансамбле.
…Пятнадцать лет тебя держало Насилье в западном плену; Ты не сдавалась и роптала, Но час пробил — насилье пало: Оно пошло, как ключ, ко дну.
Опять зовет и к делу нудит Родную Русь твоя волна, И к распре той, что бог рассудит, Великий Севастополь будит От заколдованного сна…
Поэтическая сила, зоркость лирика изумительна. Он не только видит предмет, с самобытной точки зрения, а отмечает все его оттенки.
Другим примером может служить стихотворение «Море и утёс», которое воспринимается как природная лирика. Оценка политической ситуации, оценка революции в Европе, где море показано как бунтующая, бушующая стихия Европы, а утёс — это твёрдая, непоколебимо стоящая Россия. Причём спасительная для этого бушующего моря.
И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв… Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой — Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой… Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она — И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна…
А. Галич «Когда я вернусь…»
Читая первые строки произведения А. Галича «Когда я вернусь» читатель предполагает, что обращение главного героя адресовано женщине – в нем заложены сильные чувства, любовь, преданность и вера. Однако на самом деле поэт обращается к своей любимой Родине.
С Россией у лирического героя связанны самые теплые воспоминания, он воспринимает ее как родной дом, в котором он может найти успокоение и счастье. Вынужденный отъезд не прерывает взаимосвязь патриота и Отечества. Не будучи увереным в том, что он вернется в родной край, лирический герой все же не прощается с Россией.
Роль патриотических стихов в воспитании
В последние годы весьма актуальным стал вопрос патриотического воспитания детей. Наше поколение, в большинстве своём, забыло об этих чувствах, и очень важно их возродить. Это обусловлено тем, что материальные ценности стали преобладать над духовными, а это искажает представления о моральных ценностях и патриотизме. Возникает острая необходимость вернуться к истокам: традициям нашего народа и его вековым корням.
Ведь чувство патриотизма не возникает ниоткуда, а начинаться оно должно в семье. Стоит только начать рассказывать увлекательный стишок, как малыш стихнет, проникшись содержанием.
Стихи о Родине русских поэтов являются очень важной составляющей развития и ключевым инструментом в формировании ценностных ориентиров. Ведь благодаря стихотворным строкам в детских сердцах начинают формироваться «правильные» чувства.
Поэтический образ Родины в лирике Ф.И. Тютчева
ЦЕЛЬ:
Обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности образа Родины в стихах Ф.И.Тютчева, основываясь на жизненные впечатления детей; продолжить работу по формированию навыков анализа стихотворений, в дальнейшем — коммуникативных навыков; способствовать нравственно — эстетическому воспитанию пятиклассников.
ОБОРУДОВАНИЕ:
репродукции пейзажей русских художников: Саврасова “Грачи прилетели” и Левитана “Март”; портрет поэта, фонограммы Вивальди “Времена года”, Шопена “Вальс-10”.
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев (1836)
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (на фоне музыки Вивальди).
Вы прослушали мелодию Вивальди “Времена года”: как вы думаете, какому времени года она посвящена, почему вы так считаете.
Явления природы, смена времен года вызывает в нас очень яркий калейдоскоп чувств. Часто настроение человека сравнивают с природными явлениями, а периоды в нашей жизни – со сменой времен года. С каким временем года вы можете сравнить этапы жизни человека? Детство (весна), молодость (лето), зрелость (осень), старость (зима). Поэтов, композиторов, художников воодушевляла и вдохновляла природа. Сегодня мы попробуем проанализировать стихи Тютчева о природе, в этом нам помогут музыка и пейзажи. Мы уже знакомы со стихами о Родине Пушкина, Лермонтова и других поэтов 19 века. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Задумайтесь над ним и к концу урока постарайтесь ответить на вопросы:
— Что отличает стихи Тютчева от стихов других русских поэтов? Как относится поэт к своей Родине?
О поэзии Тютчева сказали, что это “одно из немногих блестящих явлений русской поэзии”. Природа у Тютчева самая обычная, которую мы каждый день наблюдаем вокруг. Эта обычность заставляет нас другими глазами смотреть на нее. Что же можно сказать об отношении автора к Родине, если он с такой любовью изображает ее.
— Что же мы знаем о его жизни?
II. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА.
1. Родился поэт в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в семье родовитого помещика. Получил блестящее образование. Более двадцати лет провел он за пределами России на дипломатической службе.
Постоянно находясь в иноязычной среде, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства.
С 11 лет начал писать стихи, а в 16 – напечатали его стихотворение, в 51 же год – вышел из печати первый сборник стихотворений.
III. СТИХОТВОРЕНИЕ “ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА” (1828, 1854 гг.)
Поэты часто используют в своем творчестве мифы, их сюжеты, образы богов, например Зевса.
– Вспомним, кем является Зевс в греческих мифах?
Зевс – верховный бог древних греков, царь и отец богов и людей. Он управляет всеми небесными явлениями. Прежде всего, громом и молнией. Атрибуты Зевса: эгида (щит как знак покровительства, отсюда происходит выражение под эгидой), скипетр (жезл, украшенный драгоценными камнями, — знак власти), а также орёл.
Геба – богиня юности, дочь Зевса. Изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей (кубком) в руках. Иногда изображалась кормящей орла Зевса.
Чтение стихотворения “Весенняя гроза”
Представьте себе эту картину.
Тютчева надо “чувствовать”.
— Какие чувства вы ощущаете?
— Что произвело на вас впечатление радости?
— В каких деталях выражена она?
— Что хотел передать поэт этим стихотворением? (Простое человеческое наслаждение освежающей грозой).
Стихотворение проникнуто чувством радости, ибо весной обновляется природа и душа человека. Перед нами встают картины: “дождик брызнул”, “пыль летит”, “повисли перлы дождевые”, “солнце нити золотит”, “бежит поток”. Эта смена картин, переданных словом, позволяет увидеть грозу в движении.
Откроем учебники, ответим на эти вопросы.
Последнее четверостишие перекликается с первым: сравнение грозы с образом молодой веселой Гебы, проливающей “громокипящий кубок”, усиливает радостное чувство начала стихотворения. Обращение к древнему мифу подчеркивает мысль о вечности живой одухотворенной природы, о сочетании в ней закономерных и стихийных сил.
“Люблю грозу в начале мая”: борьба весны и зимы завершилась. Радость природы, ожидающей этого разрешения, созвучна успокоению человека, испытывающего внутреннюю борьбу, жаждущего разрешения противоречий. Автор выражает свои мысли о жизни и стихотворение становится философским, действительно тютчевским.
Раскаты грома поэт озвучивает с помощью звуков [гр], [р], [ж], [з].
IV. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР” (1828 год)
Выразительное чтение ученицей
— Какую картину летнего вечера рисует поэт? Передайте ваше впечатление от стихотворения.
— Какую роль в этом стихотворении играет олицетворение? (Природа в стихах Тютчева – живой организм, она загадочна и возвышенна.Масштаб Тютчева – космический, пространство стихотворения – все мироздание).
— Какие приемы использует поэт при описании земли и небес? (эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение).
V. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛИСТЬЯ” (1830 год) (на фоне “Вальса-10” Шопена)
Выразительное чтение учителем.
До сих пор, анализируя произведения поэта, мы подвергали анализу содержание стихотворений, но лирическое произведения хороши не только содержанием, но и формой; слушая или декламируя разные стихи, мы слышим разную “музыку”. Этим стихи отличаются от прозы. Не зря звучал вальс Шопена. Что связывает этот вальс со стихотворением Тютчева?
Стихотворение написано двустопным амфибрахием, что создает впечатление вальса, который танцуют падающие листья. Порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью – вот ключевые чувства, каким пронизано стихотворение. Жизнь листьев и хвои противопоставлена. Этим Тютчев призывал к реальной полноценной жизни.
VI. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ПЕЙЗАЖИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.
— К каким стихотворениям могли бы стать они иллюстрациями? Почему?
— Какие картины вы бы нарисовали?
— У вас у каждого свое представление о стихах.
VII. А ТЕПЕРЬ ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ НА МЕСТЕ ПОЭТА: ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ В ТЕКСТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.ТЮТЧЕВА ЭПИТЕТЫ И СРАВНИТЕ ИХ С АВТОРСКИМИ.
Запись на доске:
На севере (мрачном), на (дикой) скале Кедр (одинокий) под снегом белеет. И сладко заснул он в (инистой) мгле, И сон его вьюга лелеет.
Подведение итогов работы:
— Вы видите, сколько нам понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эти эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать из воспоминаний И.С.Аксакова: “Стихи Тютчев не писал, а только записывал. Они сами собой складывались в его голове, и он только ронял их на бумагу, на первый попавшийся листок”.
VIII. ИТОГИ УРОКА.
А теперь вернемся к этому вопросу, на который вы должны были ответить. Природа у Тютчева живая, чувствует, надо только уметь понять ее. Поэт с любовью описывает неяркую природу России, значит, любит свою Родину.
Давайте же и мы задумаемся: умеем ли мы видеть необычное в обычном, можем ли мы почувствовать волшебное дыхание живой природы, просто выйдя однажды из дома.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Выучить наизусть одно стихотворение.
- Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.
- Написать маленькое сочинение из четырех-пяти предложений с использованием образных средств языка (“Осенний дождь”, “Зимнее утро”, “В весеннем парке”.)
Источник