Теперь детство кажется мне далеким сном
“Над городом”
Глядя на колокольню снизу, с церковного двора, мы сами чувствовали, до чего мы еще малы, и было жутко немного, потому что облака в ясном весеннем небе медленно уходили от нас, а высокая белая колокольня, суживаясь кверху и блестя золотым крестом под облаками, медленно, плавно валились на церковный двор – и крест был похож на человечка с распростертыми руками… Потом мы вперегонки кидались к узкой двери в колокольню.
Длинная, почти отвесная лестница тотчас же за дверью терялась в темноте. В темноте, стиснутые холодными кирпичными стенами, храбро лезли мы друг за другом вперед. Свет, как мы знали, должен был открыться внезапно – и правда, скоро впереди мелькал проблеск. Еще несколько шагов, поворот – и мы в низком помещении, бледно озаренном решетчатым окном. Над головой – тяжелый накат из бревен, перекрещивающиеся в пыли и паутине балки, на полу – целые вороха известкового птичьего помета, изогнутая медная купель среди кирпичей и мусора, суздальские облупившиея иконы, кадило с оборванными цепями… Черничка-галка, с пухом в клюве, сидит на подоконнике и выжидательно косит одним глазом. Таинственно в этой старой кладовке! Но осматриваться некогда. Голоса и топот ног опередивших нас раздаются уже над нами, – звонко и весело, как всегда весной в колокольне. И, кинув несколько быстрых взглядов на мусор и балки, мы спешили по темным изломам лестниц дальше…
Вот наконец и первый пролет: сразу стало светло, просторно, в арки широко видно небо. Внизу – церковный двор, мощенный камнем, красная крыша сторожки в углу ограды и береза у железных ворот… Хорошо глядеть на все это сверху – видеть у себя под ногами верхушку березы! С высоты все кажется красивее, меньше; двор после весенних дождей стал бел, опрятен, между его высохшими плитами пробивается первая травка, а верхушка березы закудрявилась легкими, прозрачными кружевами зелени, необыкновенно нежной и свежей. И как тепло! Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света. Воробьи на березе задорно зачиликают в этом блеске, извозчик, проезжающий мимо, хлестнет лошадь, – и совсем по-летнему затрещат по мостовой колеса…
– Идите сюда! – раздается чей-то крик сверху. И, переглянувшись, мы устремляемся к гнилой и крутой лестнице во второй ярус, более узкий и как будто более зыбкий, чем первый, и снова попадаем в полутемные недра колокольни, разделенные бревенчатыми потолками. Опять грубый и беспорядочный вид балок и лестниц, мешающихся в сумраке; опять холодок и запах кирпичных стен… Всюду запустение старой башни, все велико, покрыто пылью и птичьим пометом… Лестницы, под которыми валялись кирпичи и бревна, были шатки, колени у нас дрожали, сердце учащенно билось; но в узкие окошечки возле лестницы мы видели лазурь, высоту, к которой стремились. На подоконниках, на лестницах и балках сидели сытые голуби, сизые и “жаркие”, и так как мы уже чувствовали себя в одном мире с ними, то нам было очень жаль, что они так поспешно, пугая и себя и нас, рассыпались куда попало при нашем приближении, торопливо хлопая свистящими крыльями. Это, впрочем, не мешало им тотчас же опускаться на другие лестницы и снова начинать гулкое, сердито-ласковое воркованье, топчась на одном месте с раздувающимися зобами. А в одном углу сидела на яйцах белая голубка – и с каким любопытством мы смотрели на нее сверху! Тут было совсем почти темно, только в длинное и узкое окошечко голубой лентой сияло небо…
– Васька идет! – радостно говорил кто-нибудь из нас, заглянул в это окошечко и увидав под колокольней звонаря Ваську. И тогда мы еще более ускоряли шаги, чтобы поспеть к звону. Ощущение высоты было уже очень сильно, когда мы выскакивали во второй пролет. Но нужно было сделать еще шагов тридцать, к колоколам, в третий ярус. Мельком мы заглядывали вниз – и не узнавали березы у ограды: так мала и низка стала она! Теперь даже огромный купол церкви был наравне с нами, а под ним разноцветные крыши города, сбегающего к реке, улицы и переулки меж ними, грязные дворы, сады и пустоши… Вон во дворе чиновника баба развешивает белье по веревке; вон мещанин, в жилетке и ситцевой рубахе, выходит из тесового, похожего на собачий, домика воле сарая; рядом, на почтовом дворе, лениво бродят с хомутами в руках ямщики, запрягая двух одров в тележку; а вон скучные каменные дома купца-богача близ базарной площади, на скате которой, над мелкой рекой, стоит старый, приземистый собор с синим куполом в белых звездах… Улицы пусты, – все эти мещане, купцы, старухи и молодые кружевницы сидят по своим домишкам и, должно быть, не знают, какой простор зеленых полей развертывается вокруг города; а мы вот знаем и побежим еще выше, где уже совсем жутко, особенно когда подумаешь, что приближаешься к самому шпицу колокольни, сияющей над городом своим золотым крестом…
Теперь детство кажется мне далеким сном, но до сих пор мне приятно думать, что хоть иногда поднимались мы над мещанским захолустьем, которое угнетало нас длинными днями и вечерами, хождением в училище, где гибло наше детство, полное мечтами о путешествиях, о героизме, о самоотверженной дружбе, о птицах, растениях и животных, о заветных книгах! Птицы любят высоту, – и мы стремились к ней. Матери говорили, что мы растем, когда видим во сне, что летаем, – и на колокольне мы росли, чувствовали за своими плечами крылья… Когда мы, запыхавшись, одолевали наконец последний ярус колокольни, мы видели вокруг себя только лазурь да волнистую степь. Город, как пестрый план, лежал далеко под нами, маленький и скученный, а в сердцах у нас было то, что должны испытывать на полете ласточки. В ожидании Васьки затевали мы драки, бегали друг за другом, стуча сапогами под медными шлемами колоколов, и громко кричали в них, возбуждая в меди эхо. Пробираясь по лесенке среди веревок, привязанных за колокольные языки, к главному колоколу, украшенному барельефами херувимов и надписью, какой купец отливал его, мы по очереди ударяли в края колокола: ударишь и слушаешь – и кажется, что где-то далеко идет певучий благовест к ранней обедне! И однажды, поднявшись на верхнюю ступеньку, вдруг увидал я на колоколе барельефный лик строгого и прекрасного Ангела Великого Совета и прочитал сильное и краткое веление: “Благовествуй земле радость велию…”
Как поразила меня даже в то время эта надпись! Благовествовать взбирался на колокольню дурачок Васька; но даже эта жалкая фигура не мешает мне вспоминать предвечернее время весеннего дня, ясное небо в арках колокольни и ту могучую дрожь, которой гудела вершина колокольни вместе со всеми нами, когда, после долгих раскачиваний била, Васька оглушал нас первым ударом, спугивал голубей со всех карнизов и уже весь отдавался любимому делу, утопая в звонком и непрерывном гудении меди. От этого гудения у нас верезжало в ушах, во всем теле; казалось, что вся колокольня с вершины до основания полна голосов, гула и пения. Не спуская глаз с мотающихся рук Васьки, стояли мы, охваченные восторгом перед гигантской силой звуков, замирая от захватывающей дух гордости, точно сами мы были участниками в возвышенном назначении колокола благовествовать радость. Затерявшиеся в звуках, мы как будто сами носились по воздуху вместе с их разливающимися волнами и ждали только одного – чтобы поскорее ответил своим низким басом соборный колокол и чтобы Васька, в волнении соревнования, поднялся с лестницы во весь рост и уже изо всех сил ударил звонилом. Боже, какой трезвон начинался тогда над нашим убогим местечком и как мечтал я хоть когда-нибудь побыть на месте Васьки!
Странное желание это и теперь иногда посещает меня. Отдыхая порой в городишке, где протекло мое отрочество, я вспоминаю эту чуть ли не единственную его радость – нашу колокольню. Сидя в летние вечера под окном, я слушаю зачинающийся в разных концах города, перепутывающийся и мерно дрожащий гул колоколов, и этот гул погружает меня в думы о том, как протекают тысячи тысяч наших жизней. Товарищи моих детских дней, те, которым детство сулило так много, – где они? А матери и отцы их, уже сгорбленные и пригнутые к земле страданиями и близостью смерти, плетутся с желтыми восковыми свечами в руках пред алтарь бога, который всегда казался им жестоким и карающим, требующим вечных покаянных слез и вздохов… И мне вспоминается далекое время, когда Васька так звучно и тяжко ударял в большой колокол. Я мысленно взбираюсь на колокольню и уже в свои руки беру веревку, привязанную к колокольному билу. Трудно раскачивать его, но нужно раскачивать сильнее, чтобы с первого же удара дрогнул воздух. А когда ответят другие колокола, нужно позабыться, затеряться в бурных звуках и хоть на мгновение поверить и напомнить людям, что “бог не есть бог мертвых, но живых”!
1900
Иван Бунин – Над городом, читать текст
См. также Бунин Иван – Проза (рассказы, поэмы, романы …) :
Надписи
Вечер был прекрасный, и мы опять сидели под греческим куполом беседки …
На край света
I То, что так долго всех волновало и тревожило, наконец разрешилось: В…
Источник
Èâàí Áóíèí. Íàä ãîðîäîì
Ãëÿäÿ íà êîëîêîëüíþ ñíèçó, ñ öåðêîâíîãî äâîðà, ìû ñàìè ÷óâñòâîâàëè, äî
÷åãî ìû åùå ìàëû, è áûëî æóòêî íåìíîãî, ïîòîìó ÷òî îáëàêà â ÿñíîì âåñåííåì
íåáå ìåäëåííî óõîäèëè îò íàñ, à âûñîêàÿ áåëàÿ êîëîêîëüíÿ, ñóæèâàÿñü êâåðõó è
áëåñòÿ çîëîòûì êðåñòîì ïîä îáëàêàìè, ìåäëåííî, ïëàâíî âàëèëèñü íà öåðêîâíûé
äâîð — è êðåñò áûë ïîõîæ íà ÷åëîâå÷êà ñ ðàñïðîñòåðòûìè ðóêàìè… Ïîòîì ìû
âïåðåãîíêè êèäàëèñü ê óçêîé äâåðè â êîëîêîëüíþ.
Äëèííàÿ, ïî÷òè îòâåñíàÿ ëåñòíèöà òîò÷àñ æå çà äâåðüþ òåðÿëàñü â
òåìíîòå.  òåìíîòå, ñòèñíóòûå õîëîäíûìè êèðïè÷íûìè ñòåíàìè, õðàáðî ëåçëè ìû
äðóã çà äðóãîì âïåðåä. Ñâåò, êàê ìû çíàëè, äîëæåí áûë îòêðûòüñÿ âíåçàïíî —
è ïðàâäà, ñêîðî âïåðåäè ìåëüêàë ïðîáëåñê. Åùå íåñêîëüêî øàãîâ, ïîâîðîò — è
ìû â íèçêîì ïîìåùåíèè, áëåäíî îçàðåííîì ðåøåò÷àòûì îêíîì. Íàä ãîëîâîé —
òÿæåëûé íàêàò èç áðåâåí, ïåðåêðåùèâàþùèåñÿ â ïûëè è ïàóòèíå áàëêè, íà ïîëó
— öåëûå âîðîõà èçâåñòêîâîãî ïòè÷üåãî ïîìåòà, èçîãíóòàÿ ìåäíàÿ êóïåëü ñðåäè
êèðïè÷åé è ìóñîðà, ñóçäàëüñêèå îáëóïèâøèåÿ èêîíû, êàäèëî ñ îáîðâàííûìè
öåïÿìè… ×åðíè÷êà-ãàëêà, ñ ïóõîì â êëþâå, ñèäèò íà ïîäîêîííèêå è
âûæèäàòåëüíî êîñèò îäíèì ãëàçîì. Òàèíñòâåííî â ýòîé ñòàðîé êëàäîâêå! Íî
îñìàòðèâàòüñÿ íåêîãäà. Ãîëîñà è òîïîò íîã îïåðåäèâøèõ íàñ ðàçäàþòñÿ óæå íàä
íàìè, — çâîíêî è âåñåëî, êàê âñåãäà âåñíîé â êîëîêîëüíå. È, êèíóâ íåñêîëüêî
áûñòðûõ âçãëÿäîâ íà ìóñîð è áàëêè, ìû ñïåøèëè ïî òåìíûì èçëîìàì ëåñòíèö
äàëüøå…
Âîò íàêîíåö è ïåðâûé ïðîëåò: ñðàçó ñòàëî ñâåòëî, ïðîñòîðíî, â àðêè
øèðîêî âèäíî íåáî. Âíèçó — öåðêîâíûé äâîð, ìîùåííûé êàìíåì, êðàñíàÿ êðûøà
ñòîðîæêè â óãëó îãðàäû è áåðåçà ó æåëåçíûõ âîðîò… Õîðîøî ãëÿäåòü íà âñå
ýòî ñâåðõó — âèäåòü ó ñåáÿ ïîä íîãàìè âåðõóøêó áåðåçû! Ñ âûñîòû âñå êàæåòñÿ
êðàñèâåå, ìåíüøå; äâîð ïîñëå âåñåííèõ äîæäåé ñòàë áåë, îïðÿòåí, ìåæäó åãî
âûñîõøèìè ïëèòàìè ïðîáèâàåòñÿ ïåðâàÿ òðàâêà, à âåðõóøêà áåðåçû çàêóäðÿâèëàñü
ëåãêèìè, ïðîçðà÷íûìè êðóæåâàìè çåëåíè, íåîáûêíîâåííî íåæíîé è ñâåæåé. È êàê
òåïëî! Âûéäåò ñîëíöå èç-çà îáëàêà — ÷óâñòâóåøü íà ëèöå ãîðÿ÷óþ ëàñêó ñâåòà.
Âîðîáüè íà áåðåçå çàäîðíî çà÷èëèêàþò â ýòîì áëåñêå, èçâîç÷èê, ïðîåçæàþùèé
ìèìî, õëåñòíåò ëîøàäü, — è ñîâñåì ïî-ëåòíåìó çàòðåùàò ïî ìîñòîâîé êîëåñà…
— Èäèòå ñþäà! — ðàçäàåòñÿ ÷åé-òî êðèê ñâåðõó. È, ïåðåãëÿíóâøèñü, ìû
óñòðåìëÿåìñÿ ê ãíèëîé è êðóòîé ëåñòíèöå âî âòîðîé ÿðóñ, áîëåå óçêèé è êàê
áóäòî áîëåå çûáêèé, ÷åì ïåðâûé, è ñíîâà ïîïàäàåì â ïîëóòåìíûå íåäðà
êîëîêîëüíè, ðàçäåëåííûå áðåâåí÷àòûìè ïîòîëêàìè. Îïÿòü ãðóáûé è áåñïîðÿäî÷íûé
âèä áàëîê è ëåñòíèö, ìåøàþùèõñÿ â ñóìðàêå; îïÿòü õîëîäîê è çàïàõ êèðïè÷íûõ
ñòåí… Âñþäó çàïóñòåíèå ñòàðîé áàøíè, âñå âåëèêî, ïîêðûòî ïûëüþ è ïòè÷üèì
ïîìåòîì… Ëåñòíèöû, ïîä êîòîðûìè âàëÿëèñü êèðïè÷è è áðåâíà, áûëè øàòêè,
êîëåíè ó íàñ äðîæàëè, ñåðäöå ó÷àùåííî áèëîñü; íî â óçêèå îêîøå÷êè âîçëå
ëåñòíèöû ìû âèäåëè ëàçóðü, âûñîòó, ê êîòîðîé ñòðåìèëèñü. Íà ïîäîêîííèêàõ, íà
ëåñòíèöàõ è áàëêàõ ñèäåëè ñûòûå ãîëóáè, ñèçûå è “æàðêèå”, è òàê êàê ìû óæå
÷óâñòâîâàëè ñåáÿ â îäíîì ìèðå ñ íèìè, òî íàì áûëî î÷åíü æàëü, ÷òî îíè òàê
ïîñïåøíî, ïóãàÿ è ñåáÿ è íàñ, ðàññûïàëèñü êóäà ïîïàëî ïðè íàøåì ïðèáëèæåíèè,
òîðîïëèâî õëîïàÿ ñâèñòÿùèìè êðûëüÿìè. Ýòî, âïðî÷åì, íå ìåøàëî èì òîò÷àñ æå
îïóñêàòüñÿ íà äðóãèå ëåñòíèöû è ñíîâà íà÷èíàòü ãóëêîå, ñåðäèòî-ëàñêîâîå
âîðêîâàíüå, òîï÷àñü íà îäíîì ìåñòå ñ ðàçäóâàþùèìèñÿ çîáàìè. À â îäíîì óãëó
ñèäåëà íà ÿéöàõ áåëàÿ ãîëóáêà — è ñ êàêèì ëþáîïûòñòâîì ìû ñìîòðåëè íà íåå
ñâåðõó! Òóò áûëî ñîâñåì ïî÷òè òåìíî, òîëüêî â äëèííîå è óçêîå îêîøå÷êî
ãîëóáîé ëåíòîé ñèÿëî íåáî…
— Âàñüêà èäåò! — ðàäîñòíî ãîâîðèë êòî-íèáóäü èç íàñ, çàãëÿíóë â ýòî
îêîøå÷êî è óâèäàâ ïîä êîëîêîëüíåé çâîíàðÿ Âàñüêó. È òîãäà ìû åùå áîëåå
óñêîðÿëè øàãè, ÷òîáû ïîñïåòü ê çâîíó. Îùóùåíèå âûñîòû áûëî óæå î÷åíü ñèëüíî,
êîãäà ìû âûñêàêèâàëè âî âòîðîé ïðîëåò. Íî íóæíî áûëî ñäåëàòü åùå øàãîâ
òðèäöàòü, ê êîëîêîëàì, â òðåòèé ÿðóñ. Ìåëüêîì ìû çàãëÿäûâàëè âíèç — è íå
óçíàâàëè áåðåçû ó îãðàäû: òàê ìàëà è íèçêà ñòàëà îíà! Òåïåðü äàæå îãðîìíûé
êóïîë öåðêâè áûë íàðàâíå ñ íàìè, à ïîä íèì ðàçíîöâåòíûå êðûøè ãîðîäà,
ñáåãàþùåãî ê ðåêå, óëèöû è ïåðåóëêè ìåæ íèìè, ãðÿçíûå äâîðû, ñàäû è
ïóñòîøè… Âîí âî äâîðå ÷èíîâíèêà áàáà ðàçâåøèâàåò áåëüå ïî âåðåâêå; âîí
ìåùàíèí, â æèëåòêå è ñèòöåâîé ðóáàõå, âûõîäèò èç òåñîâîãî, ïîõîæåãî íà
ñîáà÷èé, äîìèêà âîëå ñàðàÿ; ðÿäîì, íà ïî÷òîâîì äâîðå, ëåíèâî áðîäÿò ñ
õîìóòàìè â ðóêàõ ÿìùèêè, çàïðÿãàÿ äâóõ îäðîâ â òåëåæêó; à âîí ñêó÷íûå
êàìåííûå äîìà êóïöà-áîãà÷à áëèç áàçàðíîé ïëîùàäè, íà ñêàòå êîòîðîé, íàä
ìåëêîé ðåêîé, ñòîèò ñòàðûé, ïðèçåìèñòûé ñîáîð ñ ñèíèì êóïîëîì â áåëûõ
çâåçäàõ… Óëèöû ïóñòû, — âñå ýòè ìåùàíå, êóïöû, ñòàðóõè è ìîëîäûå
êðóæåâíèöû ñèäÿò ïî ñâîèì äîìèøêàì è, äîëæíî áûòü, íå çíàþò, êàêîé ïðîñòîð
çåëåíûõ ïîëåé ðàçâåðòûâàåòñÿ âîêðóã ãîðîäà; à ìû âîò çíàåì è ïîáåæèì åùå
âûøå, ãäå óæå ñîâñåì æóòêî, îñîáåííî êîãäà ïîäóìàåøü, ÷òî ïðèáëèæàåøüñÿ ê
ñàìîìó øïèöó êîëîêîëüíè, ñèÿþùåé íàä ãîðîäîì ñâîèì çîëîòûì êðåñòîì…
Òåïåðü äåòñòâî êàæåòñÿ ìíå äàëåêèì ñíîì, íî äî ñèõ ïîð ìíå ïðèÿòíî
äóìàòü, ÷òî õîòü èíîãäà ïîäíèìàëèñü ìû íàä ìåùàíñêèì çàõîëóñòüåì, êîòîðîå
óãíåòàëî íàñ äëèííûìè äíÿìè è âå÷åðàìè, õîæäåíèåì â ó÷èëèùå, ãäå ãèáëî íàøå
äåòñòâî, ïîëíîå ìå÷òàìè î ïóòåøåñòâèÿõ, î ãåðîèçìå, î ñàìîîòâåðæåííîé
äðóæáå, î ïòèöàõ, ðàñòåíèÿõ è æèâîòíûõ, î çàâåòíûõ êíèãàõ! Ïòèöû ëþáÿò
âûñîòó, — è ìû ñòðåìèëèñü ê íåé. Ìàòåðè ãîâîðèëè, ÷òî ìû ðàñòåì, êîãäà
âèäèì âî ñíå, ÷òî ëåòàåì, — è íà êîëîêîëüíå ìû ðîñëè, ÷óâñòâîâàëè çà ñâîèìè
ïëå÷àìè êðûëüÿ… Êîãäà ìû, çàïûõàâøèñü, îäîëåâàëè íàêîíåö ïîñëåäíèé ÿðóñ
êîëîêîëüíè, ìû âèäåëè âîêðóã ñåáÿ òîëüêî ëàçóðü äà âîëíèñòóþ ñòåïü. Ãîðîä,
êàê ïåñòðûé ïëàí, ëåæàë äàëåêî ïîä íàìè, ìàëåíüêèé è ñêó÷åííûé, à â ñåðäöàõ
ó íàñ áûëî òî, ÷òî äîëæíû èñïûòûâàòü íà ïîëåòå ëàñòî÷êè.  îæèäàíèè Âàñüêè
çàòåâàëè ìû äðàêè, áåãàëè äðóã çà äðóãîì, ñòó÷à ñàïîãàìè ïîä ìåäíûìè øëåìàìè
êîëîêîëîâ, è ãðîìêî êðè÷àëè â íèõ, âîçáóæäàÿ â ìåäè ýõî. Ïðîáèðàÿñü ïî
ëåñåíêå ñðåäè âåðåâîê, ïðèâÿçàííûõ çà êîëîêîëüíûå ÿçûêè, ê ãëàâíîìó
êîëîêîëó, óêðàøåííîìó áàðåëüåôàìè õåðóâèìîâ è íàäïèñüþ, êàêîé êóïåö îòëèâàë
åãî, ìû ïî î÷åðåäè óäàðÿëè â êðàÿ êîëîêîëà: óäàðèøü è ñëóøàåøü — è êàæåòñÿ,
÷òî ãäå-òî äàëåêî èäåò ïåâó÷èé áëàãîâåñò ê ðàííåé îáåäíå! È îäíàæäû,
ïîäíÿâøèñü íà âåðõíþþ ñòóïåíüêó, âäðóã óâèäàë ÿ íà êîëîêîëå áàðåëüåôíûé ëèê
ñòðîãîãî è ïðåêðàñíîãî Àíãåëà Âåëèêîãî Ñîâåòà è ïðî÷èòàë ñèëüíîå è êðàòêîå
âåëåíèå: “Áëàãîâåñòâóé çåìëå ðàäîñòü âåëèþ…”
Êàê ïîðàçèëà ìåíÿ äàæå â òî âðåìÿ ýòà íàäïèñü! Áëàãîâåñòâîâàòü
âçáèðàëñÿ íà êîëîêîëüíþ äóðà÷îê Âàñüêà; íî äàæå ýòà æàëêàÿ ôèãóðà íå ìåøàåò
ìíå âñïîìèíàòü ïðåäâå÷åðíåå âðåìÿ âåñåííåãî äíÿ, ÿñíîå íåáî â àðêàõ
êîëîêîëüíè è òó ìîãó÷óþ äðîæü, êîòîðîé ãóäåëà âåðøèíà êîëîêîëüíè âìåñòå ñî
âñåìè íàìè, êîãäà, ïîñëå äîëãèõ ðàñêà÷èâàíèé áèëà, Âàñüêà îãëóøàë íàñ ïåðâûì
óäàðîì, ñïóãèâàë ãîëóáåé ñî âñåõ êàðíèçîâ è óæå âåñü îòäàâàëñÿ ëþáèìîìó
äåëó, óòîïàÿ â çâîíêîì è íåïðåðûâíîì ãóäåíèè ìåäè. Îò ýòîãî ãóäåíèÿ ó íàñ
âåðåçæàëî â óøàõ, âî âñåì òåëå; êàçàëîñü, ÷òî âñÿ êîëîêîëüíÿ ñ âåðøèíû äî
îñíîâàíèÿ ïîëíà ãîëîñîâ, ãóëà è ïåíèÿ. Íå ñïóñêàÿ ãëàç ñ ìîòàþùèõñÿ ðóê
Âàñüêè, ñòîÿëè ìû, îõâà÷åííûå âîñòîðãîì ïåðåä ãèãàíòñêîé ñèëîé çâóêîâ,
çàìèðàÿ îò çàõâàòûâàþùåé äóõ ãîðäîñòè, òî÷íî ñàìè ìû áûëè ó÷àñòíèêàìè â
âîçâûøåííîì íàçíà÷åíèè êîëîêîëà áëàãîâåñòâîâàòü ðàäîñòü. Çàòåðÿâøèåñÿ â
çâóêàõ, ìû êàê áóäòî ñàìè íîñèëèñü ïî âîçäóõó âìåñòå ñ èõ ðàçëèâàþùèìèñÿ
âîëíàìè è æäàëè òîëüêî îäíîãî — ÷òîáû ïîñêîðåå îòâåòèë ñâîèì íèçêèì áàñîì
ñîáîðíûé êîëîêîë è ÷òîáû Âàñüêà, â âîëíåíèè ñîðåâíîâàíèÿ, ïîäíÿëñÿ ñ
ëåñòíèöû âî âåñü ðîñò è óæå èçî âñåõ ñèë óäàðèë çâîíèëîì. Áîæå, êàêîé
òðåçâîí íà÷èíàëñÿ òîãäà íàä íàøèì óáîãèì ìåñòå÷êîì è êàê ìå÷òàë ÿ õîòü
êîãäà-íèáóäü ïîáûòü íà ìåñòå Âàñüêè!
Ñòðàííîå æåëàíèå ýòî è òåïåðü èíîãäà ïîñåùàåò ìåíÿ. Îòäûõàÿ ïîðîé â
ãîðîäèøêå, ãäå ïðîòåêëî ìîå îòðî÷åñòâî, ÿ âñïîìèíàþ ýòó ÷óòü ëè íå
åäèíñòâåííóþ åãî ðàäîñòü — íàøó êîëîêîëüíþ. Ñèäÿ â ëåòíèå âå÷åðà ïîä îêíîì,
ÿ ñëóøàþ çà÷èíàþùèéñÿ â ðàçíûõ êîíöàõ ãîðîäà, ïåðåïóòûâàþùèéñÿ è ìåðíî
äðîæàùèé ãóë êîëîêîëîâ, è ýòîò ãóë ïîãðóæàåò ìåíÿ â äóìû î òîì, êàê
ïðîòåêàþò òûñÿ÷è òûñÿ÷ íàøèõ æèçíåé. Òîâàðèùè ìîèõ äåòñêèõ äíåé, òå, êîòîðûì
äåòñòâî ñóëèëî òàê ìíîãî, — ãäå îíè? À ìàòåðè è îòöû èõ, óæå ñãîðáëåííûå è
ïðèãíóòûå ê çåìëå ñòðàäàíèÿìè è áëèçîñòüþ ñìåðòè, ïëåòóòñÿ ñ æåëòûìè
âîñêîâûìè ñâå÷àìè â ðóêàõ ïðåä àëòàðü áîãà, êîòîðûé âñåãäà êàçàëñÿ èì
æåñòîêèì è êàðàþùèì, òðåáóþùèì âå÷íûõ ïîêàÿííûõ ñëåç è âçäîõîâ… È ìíå
âñïîìèíàåòñÿ äàëåêîå âðåìÿ, êîãäà Âàñüêà òàê çâó÷íî è òÿæêî óäàðÿë â áîëüøîé
êîëîêîë. ß ìûñëåííî âçáèðàþñü íà êîëîêîëüíþ è óæå â ñâîè ðóêè áåðó âåðåâêó,
ïðèâÿçàííóþ ê êîëîêîëüíîìó áèëó. Òðóäíî ðàñêà÷èâàòü åãî, íî íóæíî
ðàñêà÷èâàòü ñèëüíåå, ÷òîáû ñ ïåðâîãî æå óäàðà äðîãíóë âîçäóõ. À êîãäà
îòâåòÿò äðóãèå êîëîêîëà, íóæíî ïîçàáûòüñÿ, çàòåðÿòüñÿ â áóðíûõ çâóêàõ è õîòü
íà ìãíîâåíèå ïîâåðèòü è íàïîìíèòü ëþäÿì, ÷òî “áîã íå åñòü áîã ìåðòâûõ, íî
æèâûõ”!
1900
Ïîïóëÿðíîñòü: 4, Last-modified: Fri, 25 Feb 2005 09:32:05 GMT
Источник
Глядя на колокольню снизу, с церковного двора, мы сами чувствовали, до
чего мы еще малы, и было жутко немного, потому что облака в ясном весеннем
небе медленно уходили от нас, а высокая белая колокольня, суживаясь кверху и
блестя золотым крестом под облаками, медленно, плавно валились на церковный
двор – и крест был похож на человечка с распростертыми руками… Потом мы
вперегонки кидались к узкой двери в колокольню.
Длинная, почти отвесная лестница тотчас же за дверью терялась в
темноте. В темноте, стиснутые холодными кирпичными стенами, храбро лезли мы
друг за другом вперед. Свет, как мы знали, должен был открыться внезапно –
и правда, скоро впереди мелькал проблеск. Еще несколько шагов, поворот – и
мы в низком помещении, бледно озаренном решетчатым окном. Над головой –
тяжелый накат из бревен, перекрещивающиеся в пыли и паутине балки, на полу
– целые вороха известкового птичьего помета, изогнутая медная купель среди
кирпичей и мусора, суздальские облупившиея иконы, кадило с оборванными
цепями… Черничка-галка, с пухом в клюве, сидит на подоконнике и
выжидательно косит одним глазом. Таинственно в этой старой кладовке! Но
осматриваться некогда. Голоса и топот ног опередивших нас раздаются уже над
нами, – звонко и весело, как всегда весной в колокольне. И, кинув несколько
быстрых взглядов на мусор и балки, мы спешили по темным изломам лестниц
дальше…
Вот наконец и первый пролет: сразу стало светло, просторно, в арки
широко видно небо. Внизу – церковный двор, мощенный камнем, красная крыша
сторожки в углу ограды и береза у железных ворот… Хорошо глядеть на все
это сверху – видеть у себя под ногами верхушку березы! С высоты все кажется
красивее, меньше; двор после весенних дождей стал бел, опрятен, между его
высохшими плитами пробивается первая травка, а верхушка березы закудрявилась
легкими, прозрачными кружевами зелени, необыкновенно нежной и свежей. И как
тепло! Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света.
Воробьи на березе задорно зачиликают в этом блеске, извозчик, проезжающий
мимо, хлестнет лошадь, – и совсем по-летнему затрещат по мостовой колеса…
– Идите сюда! – раздается чей-то крик сверху. И, переглянувшись, мы
устремляемся к гнилой и крутой лестнице во второй ярус, более узкий и как
будто более зыбкий, чем первый, и снова попадаем в полутемные недра
колокольни, разделенные бревенчатыми потолками. Опять грубый и беспорядочный
вид балок и лестниц, мешающихся в сумраке; опять холодок и запах кирпичных
стен… Всюду запустение старой башни, все велико, покрыто пылью и птичьим
пометом… Лестницы, под которыми валялись кирпичи и бревна, были шатки,
колени у нас дрожали, сердце учащенно билось; но в узкие окошечки возле
лестницы мы видели лазурь, высоту, к которой стремились. На подоконниках, на
лестницах и балках сидели сытые голуби, сизые и “жаркие”, и так как мы уже
чувствовали себя в одном мире с ними, то нам было очень жаль, что они так
поспешно, пугая и себя и нас, рассыпались куда попало при нашем приближении,
торопливо хлопая свистящими крыльями. Это, впрочем, не мешало им тотчас же
опускаться на другие лестницы и снова начинать гулкое, сердито-ласковое
воркованье, топчась на одном месте с раздувающимися зобами. А в одном углу
сидела на яйцах белая голубка – и с каким любопытством мы смотрели на нее
сверху! Тут было совсем почти темно, только в длинное и узкое окошечко
голубой лентой сияло небо…
– Васька идет! – радостно говорил кто-нибудь из нас, заглянул в это
окошечко и увидав под колокольней звонаря Ваську. И тогда мы еще более
ускоряли шаги, чтобы поспеть к звону. Ощущение высоты было уже очень сильно,
когда мы выскакивали во второй пролет. Но нужно было сделать еще шагов
тридцать, к колоколам, в третий ярус. Мельком мы заглядывали вниз – и не
узнавали березы у ограды: так мала и низка стала она! Теперь даже огромный
купол церкви был наравне с нами, а под ним разноцветные крыши города,
сбегающего к реке, улицы и переулки меж ними, грязные дворы, сады и
пустоши… Вон во дворе чиновника баба развешивает белье по веревке; вон
мещанин, в жилетке и ситцевой рубахе, выходит из тесового, похожего на
собачий, домика воле сарая; рядом, на почтовом дворе, лениво бродят с
хомутами в руках ямщики, запрягая двух одров в тележку; а вон скучные
каменные дома купца-богача близ базарной площади, на скате которой, над
мелкой рекой, стоит старый, приземистый собор с синим куполом в белых
звездах… Улицы пусты, – все эти мещане, купцы, старухи и молодые
кружевницы сидят по своим домишкам и, должно быть, не знают, какой простор
зеленых полей развертывается вокруг города; а мы вот знаем и побежим еще
выше, где уже совсем жутко, особенно когда подумаешь, что приближаешься к
самому шпицу колокольни, сияющей над городом своим золотым крестом…
Теперь детство кажется мне далеким сном, но до сих пор мне приятно
думать, что хоть иногда поднимались мы над мещанским захолустьем, которое
угнетало нас длинными днями и вечерами, хождением в училище, где гибло наше
детство, полное мечтами о путешествиях, о героизме, о самоотверженной
дружбе, о птицах, растениях и животных, о заветных книгах! Птицы любят
высоту, – и мы стремились к ней. Матери говорили, что мы растем, когда
видим во сне, что летаем, – и на колокольне мы росли, чувствовали за своими
плечами крылья… Когда мы, запыхавшись, одолевали наконец последний ярус
колокольни, мы видели вокруг себя только лазурь да волнистую степь. Город,
как пестрый план, лежал далеко под нами, маленький и скученный, а в сердцах
у нас было то, что должны испытывать на полете ласточки. В ожидании Васьки
затевали мы драки, бегали друг за другом, стуча сапогами под медными шлемами
колоколов, и громко кричали в них, возбуждая в меди эхо. Пробираясь по
лесенке среди веревок, привязанных за колокольные языки, к главному
колоколу, украшенному барельефами херувимов и надписью, какой купец отливал
его, мы по очереди ударяли в края колокола: ударишь и слушаешь – и кажется,
что где-то далеко идет певучий благовест к ранней обедне! И однажды,
поднявшись на верхнюю ступеньку, вдруг увидал я на колоколе барельефный лик
строгого и прекрасного Ангела Великого Совета и прочитал сильное и краткое
веление: “Благовествуй земле радость велию…”
Как поразила меня даже в то время эта надпись! Благовествовать
взбирался на колокольню дурачок Васька; но даже эта жалкая фигура не мешает
мне вспоминать предвечернее время весеннего дня, ясное небо в арках
колокольни и ту могучую дрожь, которой гудела вершина колокольни вместе со
всеми нами, когда, после долгих раскачиваний била, Васька оглушал нас первым
ударом, спугивал голубей со всех карнизов и уже весь отдавался любимому
делу, утопая в звонком и непрерывном гудении меди. От этого гудения у нас
верезжало в ушах, во всем теле; казалось, что вся колокольня с вершины до
основания полна голосов, гула и пения. Не спуская глаз с мотающихся рук
Васьки, стояли мы, охваченные восторгом перед гигантской силой звуков,
замирая от захватывающей дух гордости, точно сами мы были участниками в
возвышенном назначении колокола благовествовать радость. Затерявшиеся в
звуках, мы как будто сами носились по воздуху вместе с их разливающимися
волнами и ждали только одного – чтобы поскорее ответил своим низким басом
соборный колокол и чтобы Васька, в волнении соревнования, поднялся с
лестницы во весь рост и уже изо всех сил ударил звонилом. Боже, какой
трезвон начинался тогда над нашим убогим местечком и как мечтал я хоть
когда-нибудь побыть на месте Васьки!
Странное желание это и теперь иногда посещает меня. Отдыхая порой в
городишке, где протекло мое отрочество, я вспоминаю эту чуть ли не
единственную его радость – нашу колокольню. Сидя в летние вечера под окном,
я слушаю зачинающийся в разных концах города, перепутывающийся и мерно
дрожащий гул колоколов, и этот гул погружает меня в думы о том, как
протекают тысячи тысяч наших жизней. Товарищи моих детских дней, те, которым
детство сулило так много, – где они? А матери и отцы их, уже сгорбленные и
пригнутые к земле страданиями и близостью смерти, плетутся с желтыми
восковыми свечами в руках пред алтарь бога, который всегда казался им
жестоким и карающим, требующим вечных покаянных слез и вздохов… И мне
вспоминается далекое время, когда Васька так звучно и тяжко ударял в большой
колокол. Я мысленно взбираюсь на колокольню и уже в свои руки беру веревку,
привязанную к колокольному билу. Трудно раскачивать его, но нужно
раскачивать сильнее, чтобы с первого же удара дрогнул воздух. А когда
ответят другие колокола, нужно позабыться, затеряться в бурных звуках и хоть
на мгновение поверить и напомнить людям, что “бог не есть бог мертвых, но
живых”!
1900
Источник