Тень несозданных созданий колыхается во сне брюсов

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова
Стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова во многом наполнены символизмом и образностью. Они не всегда понятны читателю с первого раза, в них нужно вникать, перечитывать несколько раз, чтобы полностью осознать и впитать в себя их многогранные смыслы. Для неподготовленного читателя его произведение «Творчество» может показаться бредом умалишенного человека.
«Творчество» было написано в марте 1895 года. Оно вошло в первый сборник стихотворений «Шедевры». В этом стихотворении поэт отображает сам процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. Именно эта непонятность, образность навевает на читателя ощущение безумия.
В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое – образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.
Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего. Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».
Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками, эмалевая стена создает ощущение белого, хотя имеется в виду вовсе не ее цвет, а текстура. Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.
Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на 1-м слоге, рифма перекрестная, с чередованием мужской и женской. В качестве литературных приемов используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).
Творчество иллюзорно и бесконечно, его нельзя постичь в полной мере. Иллюзорный образ растает, рассыплется на ярком свету под взором критика, не давая рассмотреть себя стороннему глазу, ибо такова его хрупкая природа.
- Следующий стих → Валерий Брюсов — В Вильно
- Предыдущий стих → Валерий Брюсов — Тайна деда
Читать стих поэта Валерий Брюсов — Творчество на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Цели урока:
- познакомить
учащихся с основными признаками символизма на примере анализа
стихотворений В. Я. Брюсова; познать тайны созданных созданий; заложить
основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными
поэтическими стилями символистов; - развивать навыки анализа
поэтического произведения, умение находить средства художественной
выразительности, определять их роль в стихотворениях.
Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ поэтических произведений В. Я. Брюсова.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Вступительное слово учителя
Наш урок мне хочется начать со следующих строк:
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Кто
мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в
психиатрической больнице», – это было мнение многих современников
автора этих строк. А написал это стихотворение Валерий Яковлевич Брюсов
– один из самых ярких представителей Серебряного века.
Думаю, вы
согласитесь, в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные
рамки. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц
обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд!!!
Или что?
Но, взглянув на картины Марка Шагала (Приложение, слайд № 2), кубические лица Пикассо (Приложение, слайд № 3), или неопределенные фигуры Врубеля (Приложение,
слайд № 4), – увидим, что само искусство было таким – абсурдным,
бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых
форм в искусстве. И в литературе В. Я. Брюсов находит свой путь –
СИМВОЛИЗМ.
Кто же такой Валерий Брюсов? (Приложение,
слайд № 5), Первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне
не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», –
писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет
читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно
пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но
философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года – он
во главе по его инициативе созданного Высшего
литературно-художественного института, где преподает историю греческой,
римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и …
историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности
исполинские. Жажда творчества неутомима.
В 1894-1895
гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в
которые включает собственные переводы французских символистов, свои
стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о
себе не только как о поэте – символисте, но и как об
организаторе-пропагандисте этого движения.
Итак, цель нашего
урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова,
определить основные черты такого литературного метода как символизм.
III. Анализ признаков символизма
1) Обратимся вновь к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется)
Задание: напишите комментарий к данному произведению, постарайтесь понять, что пытается донести до читателя автор.
Стихотворение
возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и
поэт Вл. Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну».
Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени
домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих,
как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим
лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».
Все,
казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению –
«Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну
«созданных созданий».
Задание: выпишите слова, словосочетания, обозначающие путь создания творения.
«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»
Задание: напишите вновь небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.
(Примерный
комментарий: «В полутемной комнате все преображается в ожидании
вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной,
слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир
странным, совсем не похожим на привычный»).
«Создания
искусства, – писал Брюсов, – это приотворенные двери в Вечность». Мы
подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирие. Мир –
реальный, земной, и мир – инобытия, высший, совершенный.
Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром
поэту.
2) Определив идейный замысел стихотворения, обратимся
изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает
художественные образы.
(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;
колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;
словно лопасти латаний – сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;
в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).
Поэт-теург
сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов,
оксюморонов – проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный.
В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный,
по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов».
В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов,
слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.
Второй признак: Необычное содержание облекается в необычную форму.
3) Вопрос: Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения? (анализ с разных сторон)
Третий признак: Расчет на элитарного (подготовленного) читателя.
4) Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.
Задание: Определите основную мысль стихотворения «Юному поэту», проанализировав «заветы» автора:
«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».
Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.
Второй
показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли
личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на
первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника
есть наслаждение», – напишет В. Я. Брюсов.
И третий показывает,
что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль,
преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно
Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила,
которой владеет человечество».
IV. Вывод. Подводя итог, признаки символизма можно оформить следующей логической схеме
(Приложение, слайд № 6):
V. Итоги урока.
Д/з:
сравнить стихотворения В. Брюсова «Кинжал» (1903 г.) и К.
Бальмонта «Фантазия» (1894 г.), определить особенности поэтического
мастерства поэта.
Источник
Валерий Брюсов, новое:
Была зима; лежали плотно
Снега над взрытостью полей.
Над зыбкой глубиной болотной
Скользили, выводя изгибы,
Полозья ровные саней.
Была зима; и…
Санки, в радостном разбеге,
Покатились с высоты.
Белая, на белом снеге
Предо мной смеёшься ты.
Чуть дрожат, качаясь, сосны,
С моря веет…
За полем снежным — поле снежное,
Безмерно-белые луга;
Везде — молчанье неизбежное,
Снега, снега, снега, снега!
Деревни кое-где расставлены,…
Синие, чистые дали
Между зелёных ветвей
Бело-молочными стали…
Ветер играет смелей.
Говор негромкого грома
Глухо рокочет вдали…
Всё ещё…
Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свёрнутый, запечатлённый свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг…
Любите поэзию?
Интересные цитаты
Нет, не подумай, я не льщу;
Какая мне в тебе корысть, раз ты
Одет и сыт одним весёлым нравом?
Таким не льстят.
Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.
Валерий Брюсов, самые читаемые стихотворения:
Когда торжественный Закат
Царит на дальнем небосклоне
И духи пламени хранят
Воссевшего на алом троне, —
Вещает он, воздев ладони,
Смотря, как с…Я много лгал и лицемерил,
И много сотворил я зла,
Но мне за то, что много верил,
Мои отпустятся дела.Я дорожил минутой каждой,
И каждый час…Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!Ты…
Я люблю тебя и небо, только небо и тебя,
Я живу двойной любовью, жизнью я дышу, любя.В светлом небе — бесконечность: бесконечность милых глаз….
Эта светлая ночь, эта тихая ночь,
Эти улицы, узкие, длинные!
Я спешу, я бегу, убегаю я прочь,
Прохожу тротуары пустынные.
Я не в силах восторга…В лицо мне веет ветер нежащий,
На тучах алый блеск погас,
И вновь, как в верное прибежище,
Вступаю я в вечерний час.Вот кто-то, с ласковым…
Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.Я с изумленьем, вечно новым,
Весной…Вспоминаю под жалобы скрипки,
В полусне ресторанных огней,
Ускользающий трепет улыбки —
Полудетской, желанной, твоей.С тихим вальсом, знакомо…
Звёзды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман;
Тянутся грёз вереницы,
В сердце любовь и обман.Кто-то во мраке тоскует,
Чьи-то рыданья…О, эти встречи мимолётные
На гулких улицах столиц!
О, эти взоры безотчётные,
Беседа беглая ресниц!На зыби яростной мгновенного
Мы двое — у…
Лучшая поэзия, читайте на сайте
Что стоит прочитать?
В отличие от большинства подборок записей, выпускаемых в том числе и в серии “Записные книжки”, данная содержит не столь весомое количество афоризмов…
Источник
Валерий Брюсов, новое:
Санки, в радостном разбеге,
Покатились с высоты.
Белая, на белом снеге
Предо мной смеёшься ты.
Чуть дрожат, качаясь, сосны,
С моря веет…
За полем снежным — поле снежное,
Безмерно-белые луга;
Везде — молчанье неизбежное,
Снега, снега, снега, снега!
Деревни кое-где расставлены,…
Синие, чистые дали
Между зелёных ветвей
Бело-молочными стали…
Ветер играет смелей.
Говор негромкого грома
Глухо рокочет вдали…
Всё ещё…
Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свёрнутый, запечатлённый свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг…
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй:…
Любите поэзию?
Интересные цитаты
Почему, собственно, мы проявляем гораздо больший интерес к несчастью своих ближних, нежели к счастью? Значит ли это, что человек — завистливая скотина?
Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.
Валерий Брюсов, самые читаемые стихотворения:
Когда торжественный Закат
Царит на дальнем небосклоне
И духи пламени хранят
Воссевшего на алом троне, —
Вещает он, воздев ладони,
Смотря, как с…Я много лгал и лицемерил,
И много сотворил я зла,
Но мне за то, что много верил,
Мои отпустятся дела.Я дорожил минутой каждой,
И каждый час…Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!Ты…
Я люблю тебя и небо, только небо и тебя,
Я живу двойной любовью, жизнью я дышу, любя.В светлом небе — бесконечность: бесконечность милых глаз….
Эта светлая ночь, эта тихая ночь,
Эти улицы, узкие, длинные!
Я спешу, я бегу, убегаю я прочь,
Прохожу тротуары пустынные.
Я не в силах восторга…В лицо мне веет ветер нежащий,
На тучах алый блеск погас,
И вновь, как в верное прибежище,
Вступаю я в вечерний час.Вот кто-то, с ласковым…
Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.Я с изумленьем, вечно новым,
Весной…Вспоминаю под жалобы скрипки,
В полусне ресторанных огней,
Ускользающий трепет улыбки —
Полудетской, желанной, твоей.С тихим вальсом, знакомо…
Звёзды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман;
Тянутся грёз вереницы,
В сердце любовь и обман.Кто-то во мраке тоскует,
Чьи-то рыданья…О, эти встречи мимолётные
На гулких улицах столиц!
О, эти взоры безотчётные,
Беседа беглая ресниц!На зыби яростной мгновенного
Мы двое — у…
Лучшая поэзия, читайте на сайте
Что стоит прочитать?
Жизнь — игра со многими правилами, но без рефери. Мы узнаём, как в неё играть, скорее наблюдая её, нежели справляясь в…
Источник
Биографические основы написания
Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.
Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности. Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы.
Рассматривать текст стоит, помня, что искусство прошлого столетия представляло собой своеобразный творческий эксперимент. Любой автор пытался найти что-то свое, быть непохожим на других. Касается это не только литературы, но и живописи, музыки.
Тематика и проблематика
Изучение любого произведения следует проводить по плану, рассмотрев его тему и идею. Уже первая строка поэтического текста «Тень несозданных созданий» говорит, что перед читателем не совсем обычное стихотворение. Основатель и идейный лидер символизма обращается к теме творчества, пытается разобраться в том, что именно происходит в душе творца, когда он занимается созданием собственного произведения. При анализе «Творчества» Валерия Брюсова важно отметить, что поэт активно использует зрительные и слуховые образы.
Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.
Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.
Первый образ, который рисует Брюсов, — легкая тень, едва заметная глазу. Этот образ статичен и невесом. Однако уже во второй строке поэт вводит элемент динамики, используя глагол «колыхается». Но движение очень робкое, ведь происходит оно во сне.
Чередуя пассивные и активные образы, символист создает собственный мир, в котором живет Творчество.
Использованные тропы
Основная прелесть символизма состоит во многообразии средств выразительности. Брюсов использует несколько тропов:
- Сравнения: «словно лопасти латаний», «вырастают, словно блестки».
- Эпитеты: «фиолетовые руки», «эмалевая стена», «звонко-звучной тишине», «прозрачные киоски».
- Повторы создают ритмичность звучания, а также подчеркивают значимость образа, который периодически возвращается в сознание поэта.
- Олицетворения: «трепещет тень», «колыхается тень», «звуки ластятся».
Благодаря использованию ярких красок поэту удается создать запоминающиеся образы. Основная часть речи, которую он использует, — существительные, поэтому в произведении мало действия. Гораздо более интересны Брюсову художественные образы, которые возникают в сознании творца. За счет использования перекрестной рифмы создается мелодичность звучания.
Жанр текста — программное стихотворение, которое значимо не только для анализа творческого пути Брюсова, но и для понимания поэзии символизма в целом.
Анализ образов
При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения. Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:
- Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
- Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук). Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете. Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
- Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.
Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.
Строфа / Значимые образы | Первая | Вторая | Третья | Четвертая |
Несозданные создания, во сне, эмалевая стена | Руки, чертят звуки | Прозрачные киоски, лазоревая луна | Вся строфа (за исключением третьей строки) |
Сложная образная система, использование алогичных элементов, сочетание зрительных и слуховых компонентов помогают поэту описать вдохновение.
Смена лирических героев
Отличительная черта поэзии XVIII—XIX вв. — наличие в тексте одного лирического героя, который пропускает сквозь себя происходящее и дает оценку. Брюсов же, будучи поэтическим новатором, решает отказаться от этого классического приема и вводит в текст двух лирических персонажей. Кратко процесс выглядит так:
- Повествование от третьего лица, героем является наблюдатель, который восхищается тем, как творит поэт, но не может до конца разобраться в действии. Строфы 1−3.
- Лирическим героем становится сам поэт, наслаждающийся готовым результатом, рожденным художественным текстом, который настолько сложен для восприятия, что близкие и друзьям, не говоря уже о простых читателях, будут видеть в нем что-то свое. Строфа 4.
Сначала художнику свойственно недовольство миром, который его окружает, поэтому он пытается его преобразить в своем творчестве. Постепенно серое равнодушие и разочарование сменяются гордостью и радостью, ведь в строках стихотворения скучный мир превращается в гармоничную феерию звука и цвета.
Источник