Тень несозданных созданий колыхается во сне анализ

Тень несозданных созданий колыхается во сне анализ thumbnail
  • Анализ стихов
  • Брюсов
  • Творчество

Являясь сторонником символизма в литературе, В.Я. Брюсов в стихотворении “Творчество” представил своеобразное видение протекания творческого процесса. Воплощение идеи происходит с помощью размытых образов, не совсем понятных читателю на первый взгляд. Они лишены динамики (“трепещит тень”, “тень колышется”, “руки полусонно чертят”).

Автор будто со стороны наблюдает за равномерностью в исполнении задуманного. Путь создания долог. Начало стихотворения представляет мысли поэта в предвкушении рождения нового, долгожданного труда как результата долгих раздумий и мечтаний.

Создавая необычные формы (“месяц обнаженный”, “звуки ластятся”, “фиолетовые руки”), творец дает знать, что он поэт своего времени – времени, когда властвуют символы. Использование своеобразной лексики (луна, ночь, тишины, тайна) происходило в момент вдохновения поэта, которое не покидает его на протяжении всего произведения. Лишь в последней строфе, чувствуя развязку, он с удовлетворением говорит о тайнах “созданных созданий”. Этот путь окутан тайной. Связано это с тем, что творческий процесс индивидуален. Каждый, кто имеет талант, имеет и право на свободу самовыражения, таит в душе загадку. Тайна раскрывается лишь тогда, когда поэт достигнет желаемого.

Композиция стихотворения необычна. Последняя строка в каждом из пяти четверостиший занимает место второй строки последующей строфы. Подобный повтор ставит акцент на фразах, которые автор выделяет на фоне остальных. Все, что вначале было тенью, призрачным, к концу стихотворения приближается к моменту истины, мысли приобретают формы, становятся реальностью.

Образы в стихотворении не выразительны. В их изображении отсутствует четкость границ, смысловая нагрузка. Это приводит к мысли о том, что процесс, в результате которого возникает творческий шедевр,также выглядит нелепо в начале пути. Сначала заметны лишь наброски будущих произведений (“лопасти латаний”, “прозрачные киоски”), которые впоследствии должны вылиться в “создание”.

Среди художественных средств особое место занимает аллитерация, насыщенная звуками (р), (с), (з). Они передают необычную атмосферу, завораживающую музыкальность.

Читая текст, не остается сомнений, что поэт описывает состояние в момент подъема сил, эмоций, в момент воодушевления. К использованным средствам, которые имеют выразительность, относятся олицетворения (“киоски вырастают”, “звуки ластятся”, “трепещет тень”), эпитеты (звонко-звучная тишина, обнаженный месяц). Они подчеркивают спутанность сознания в начале создания работы.

Направление, которого придерживался В.Я. Брюсов, дает возможность читателю додумать, предлагает свободу воображению.

Анализ стихотворения Творчество Брюсова

Валерий Брюсов был незаурядным человеком. Он был представителем символизма и развивал это течение согласно постулатам Рембо, Верлена, Маларме. Брюсов мог посвятить целое стихотворение бледным ногам. Но обычно героями произведений поэта становились сильные и также незаурядные люди. Брюсов находился под влиянием философии Ницше, и это заметно.

В стихотворении «Творчество», однако, конкретного героя нет. Повествование ведётся от лица некоего наблюдателя, отрешённого от происходящего. Он смотрит и описывает. И делает это причудливым языком, странными образами, которые, однако, образуют чёткую и ясную картину.

«Творчество» сложно описывать, как сложно описывать творческий процесс. Стихотворение воздействует больше на зрение, чем на слух. «Тень несозданных созданий колыхается во сне» – как это перевести в привычный язык? И тем не менее, образ довольно понятный. Его можно назвать причудами воображения того, кто увлечён творческим процессом.

Этот человек чертит звуки фиолетовыми руками на эмалевой стене. Здесь нельзя отождествить образ с созданием картины пальцами, потому что на стенах картины мало кто создаёт. Скорее, герой просто водит по стене руками. Почему они фиолетовые? Потому что действие происходит ночью. Посмотрите ночью на свои руки. Какого они цвета?

И тишина звонко-звучная. В ней происходит действо. Почему тишина звучит? Потому что работает воображение, память. Отсутствие звуков снаружи компенсируется наличием звуков внутри. Сознание воспроизводит свои звуковые картины, и их тоже можно назвать тенью несозданных созданий. Вот так тишина может звучать.

Из-под рук чудом вырастают прозрачные киоски, лазоревая луна. Как такое возможно? Здесь, по-видимому, описан процесс чистого творчества, божественного творчества, по недоразумению природы совершаемого человеком. Он просто водит руками по стене, и создаётся целый мир. Может, это ему только снится. Сон, где человек творит новую реальность. Язык стихотворения не опровергает эту интерпретацию.

И то, что было тенью несозданных созданий, стало тайнами созданных созданий. Творчество совершилось, и оно мило создателю. Непостижимый процесс творчества всё же можно выразить словами, что доказал Брюсов в своём произведении.

Вариант №3

Стихотворение В.Брюсова “Творчество” датировано 1-м марта 1895 года. Это яркое и резонансное творение своего времени относится к символизму – новому течению в русской литературе, “Золотой век” которой в конце XIX века сменился “Серебряным”. Это была другая, новая, свободная от условностей литература. Простые, постижимые произведения пушкинской поры уступили место сложным, загадочным и многогранным.

Так о чём же стихотворение Брюсова, сотканное из туманных и витиеватых выражений? На грани двух миров – зримого и незримого, между сном и явью происходит священнодействие, именуемое творчеством. Явления из сна и реальности переплетаются, синхронизируются. Для поэта творческий процесс начинается с колыхания теней “несозданных созданий”, с присутствия неких хаотичных звуков в пространстве, из которых впоследствии родится его детище. В то время, как “тень несозданных созданий колыхается во сне”, то в физическом мире полусонному взгляду поэта открывается “колыхание латаний на эмалевой стене”. По мере того, как шаг за шагом рождается его творение, меняется и картина реальности, где тени латаний превращаются в “фиолетовые руки”, что “чертят звуки”. Затем ощущается нарастание тона, ведь вырастающие, “словно блестки”, “прозрачные киоски”– это кульминация, заработавший с максимальной интенсивностью процесс творения. Похоже, вызвавший в своё время немало вопросов “обнажённый месяц” при лазоревой луне и есть тот абстрактный символ творения, плод, логическое завершение процесса созидания.

Читайте также:  Во сне спать с другим мужчиной

В последнем четверостишии чувствуется умиротворение и блаженство, какое наступает после проделанной работы. И звуки, уже ”прирученные”, нежно ластятся к творцу.

Несмотря на необычное содержание, “Творчество” написано в классической форме, четырёхстопным хореем и перекрёстной рифмой. Брюсов использовал много эпитетов (фиолетовые руки, звонко-звучная тишина, прозрачные киоски, месяц обнаженный), применил повторы (при лазоревой луне, на эмалевой стене), аллитерацию (звуки [з], [н]).

Примечательно, что поэт не уходит полностью в свой мистический мир, а словно держит под контролем реальный, который ограничивается эмалевой стеной и тенями на ней. “На эмалевой стене” повторяется трижды на протяжении всего стихотворения и завершает его.

Картинка к стихотворению Творчество

Творчество Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Жуковского Вечер

    На ранних этапах своего творчества В.А. Жуковский, считающийся одним из родоначальников русского романтизма, занимался переводом произведений английских и немецких поэтов. Стихотворение «Вечер», увидевшее свет в 1806 г, было

  • Анализ стихотворения Сурикова Зима 5 класс

    Стихотворение Ивана Захаровича «Зима», написанное в 1880 году, раскрывает две темы, связанные между собой – это торжественный приход зимы, вступившей в свои законные права, и описание сельской жизни.

  • Анализ стихотворения Пушкина Когда за городом задумчив я брожу

    Достаточно интересным и правдоподобным является стихотворение Пушкина “Когда за городом”. Именно оно своей идеей раскрывает положение дел в стране на тот момент. Прочитав произведение, стоит задуматься, что такое жизнь, и как будет

  • Анализ стихотворения Зима недаром злится Тютчева 5 класс

    Поэзия Федора Тютчева очень разнообразна и в то же время абсолютно неповторима. Каждая стихотворение мастера лирики наполнена глубоким философским содержанием. Это касается как любовных произведений, так и пейзажных

  • Анализ стихотворения Гумилева Память

    Змеи сбрасывают кожи, часть своего тела, чтобы обновляться. Люди же меняют не тела, а души – свои внутренние состояния год за годом. Ребёнок, подросток, юноша, взрослый, старик – один человек и в то же время разные люди.

Источник

Автор Ирина Юрманова На чтение 8 мин. Просмотров 239 Обновлено 24 августа, 2020

Анализ стихотворения «Творчество» (В.Я. Брюсов) невозможен без понимания внутреннего мира автора, знакомства с его биографией. А жизнь Брюсова была интересной и разнообразной, что неудивительно для человека с таким не дюжим талантом. Ведь Брюсов – это не только автор несколько странных и далеко не каждому понятных символистских стихотворений, но он был еще и прозаиком, драматургом, переводчиком. Брюсов активно участвовал в издании альманахов и журналов, был редактором нескольких отделов Большой советской энциклопедии. Все это говорит о том, что перед нами разносторонне развитая, творческая, увлекающаяся личность писателя. Но и все это не поможет читателю легко понять его стихотворение «Творчество», ведь при первом его прочтении не удивительно впечатление об авторе, как о душевнобольном человеке.

«Творчество» было написано Брюсовым в 1895 году, когда он учился в университете. А молодого поэта оказало большое влияние творчество французских символистов. И уже его первые произведения, созданные совсем юным писателем, были написаны в духе символизма. А это значит, что добираться до сути стихотворения читателю придется через разгадки и скрупулезную расшифровку множества символов и образов.

Но вот название стихотворения говорит само за себя, и читатель настраивается на поиск основной мысли в строках из большой и разнообразной темы поэта и поэзии. У каждого поэта она своя. У раннего Брюсова процесс творчества, на мой взгляд, кажется чем-то потусторонним, парящим над головой художника. Как будто сами рождаются слова в его потоке мыслей. И именно из этого складывается идея стихотворения о том, что искусство невозможно постичь полностью и до конца никому, даже художнику, а процесс творения сложен и порой непонятен простому обывателю. Поэтому, наверное, и анализ стихотворения не может быть легким.

«Творчество» написано четырехстопным хореем, который, как, пожалуй, больше ни в одном другом стихотворении, так активно не принимает участия в создании общего настроения загадки и тайны произведения. Необычна и композиция стихотворения. Мало того что для читателя нет в нем привычного деления на темы, ее особенность в том, что строка одного четверостишия повторяется в следующей строфе. С помощью этого создается ощущение загадочной обстановки, образы то приближаются, становясь более четкими, то отдаляются, практически исчезая из поля зрения.

Читайте также:  Видеть во сне в доме много людей

В итоге же все стихотворение, каждая его строчка, каждое слово и звук подчиняются единому смыслу – рождению поэтического произведения. Но автор передает нам этот процесс без лирического героя, а с помощью бесконечных образов и символов, как будто только позволяя лишь слегка коснуться его внутреннего мира.

Всмотримся повнимательнее в символы брюсовского «Творчества». Что же может увидеть читатель?

А читателя с первых строк встречает образ «тени несозданных созданий». Скорее всего, так автор передает нам состояние своей души вначале пути создания произведения. Он и сам еще не до конца представляет себе, во что в результате сложатся его строки, какие еще образы появятся в них. Сейчас есть только их тени, наметки, контуры, которые и служат толчком, музой.

Тень эта даже не появляется, а «колыхается» в легком движении, колеблется. У нее пока нет четкой траектории и оформленного смысла. Здесь же читатель видит и символ сна, излюбленный в среде символистов. Сон – это мечта. Во сне поэт может оторваться от грубой реальности. И именно там, в его мечтах, среди теней и образов, зарождается творчество.

Образ теней автор сравнивает с не менее странным образом «лопастей латаний». Но на самом деле латании – это пальмы, а их листья представляются огромными лопастями, которые видит автор в своем сне. Они колыхаются на стене, создавая тем самым загадочные узоры, оживающие в темноте.

Но вот во второй строфе возникает вполне уже реальный образ рук на той же эмалевой стене:

Фиолетовые руки

На эмалевой стене…

Эти строки можно понимать двояко. Так загадочные и экзотические пальмовые листья-лопасти постепенно начинают напоминать уже человеческие руки. Таким образом Брюсов проводит тонкую грань между миром мечты и реальностью, типичными для всех символистов. Именно в полумраке в состоянии дремоты способны пересекаться два противоположных конфликтующих мира.

Во второй строфе цвета и звуки сливаются воедино. Так руки «фиолетовые» от ночного света, а тишина «звонко-звучная» потому, что ночью звуки засыпают, и только в мыслях автора звучит поэзия. А может быть, это тишина настолько глухая, что еще не позволяет родиться на свет звукам и указывает нам на то, что здесь правят образы.

В третьей строфе снова встречает читатель образ обывательский и даже несколько сниженный – это образ киосков:

И прозрачные киоски…

Но наверное, каждому из нас нужно перевоплотиться и начать чувствовать так же, как автор стихотворения, чтобы увидеть киоски на месте беседок в ночном саду. И снова в этом можно заметить двоение миров. И все-таки темнота и тишина ночи проглатывают мир реальный, погружая нас все глубже в мир поэзии, таинственный и безграничный. Иначе как тогда можно объяснить появление и смешение образов киосков, вырастающих «при лазоревой луне»? Автор сравнивает их с блестками, совершенно непохожими на те образы киосков, которые мы привыкли видеть в мире земном. Вот и получается, что даже вполне бытовые предметы обретают загадочные черты. В этих же строках нельзя не заметить, как расширяется пространство стихотворения. Границы расширяются, творчеству становится тесно «на эмалевой стене», и оно стремится дальше.

В четвертой строфе все отчетливее проявляют себя звуки, становятся разнообразнее:

Звуке реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Они все такие же неопределенные и нечеткие. Звуки здесь похожи на тени, потому что так же хаотично и полусонно передвигаются в пространстве. Они бесшумно реют над землей и «ластятся» к автору. Этот глагол намекает читателям о существовании лирического героя в стихотворении, делая его создателем, творцом своего поэтического мира, в котором даже звуки подчиняются его воле.

Обращает на себя внимание и эпитет «месяц обнаженный». Я думаю, что в воображаемом мире писателя у образов нет причин скрываться за обманчивыми одеждами. Перед ним открыты все возможности поэзии. Только мастеру доступно видеть это.

Последняя строфа – это итог стихотворения, торжество поэта-демиурга, собравшего вокруг себя звуки и тени, время и пространство. Теперь все с трепетом готово подчиняться ему, а тайны раскрыты:

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне…

Так, читатель может почувствовать весь спектр эмоций поэта при создании стихотворения. Легкая тень намека на произведение вырастает к концу стихотворения в целое победоносное торжество поэта. Здесь процесс творчества у Брюсова похож на взятие крепости.

Читайте также:  Пещера забытых снов фильм смотреть онлайн

 Самым ярким средством художественной выразительности в стихотворении можно назвать цветопись и звукопись. Умело передает автор с помощью цвета и звука свое настроение и атмосферу тайны. Так стихотворение окрашено в фиолетовый, лазоревый, блестящий цвета, добавляя мистическую нотку строкам. Необычно и звуковое наполнение произведение. С одной стороны, автора окружает звенящая тишина, с другой, к концу стихотворения пространство заполняется разными звуками. Вот только читателю не понятно, какие это звуки, но, вероятно, красивые, как музыка поэзии.

Есть в стихотворении и эпитеты, делающие его более эмоциональным: «несозданные создания», «фиолетовые руки», «в звонко-звучной тишине», «прозрачные киоски», «лазоревой луне», «месяц обнаженный». Некоторые из них больше похожи на оксюморон. Так «несозданные создания» и «звонко-звучная тишина» кажутся противоречивыми, но на самом деле только усиливают очертания созданного Брюсовым воображаемого мира.

Метафоры «колыхаются во сне», «руки… чертят звуки», а также сравнения «словно лопасти латаний», «словно блестки» и олицетворения «руки чертят», «киоски… вырастают», «звуки реют… ластятся», «тайны ластятся» создают ощущение ирреальности происходящего. Но эта ирреальность проникает в наш обычный мир при помощи поэзии – проводника между двумя мирами.

Для каждого поэта творчество – это особый мир. Так, для Пастернака рождение стихов – это всегда стихийно, как порыв ветра. Для Мандельштама писать – стихи – значит, долго и упорно работать, доводя каждую строку до совершенства, оттачивая каждый звук. Для Брюсова, кажется, каждый стих проживает целую жизнь, чтобы появиться на свет.

Возможно, не каждый читатель сможет оценить творчество Брюсова, ведь для этого нужно не просто понять, а и пережить все чувства автора. Но уже если это получится, то уже будет просто невозможно не полюбить этого поэта за его удивительно прекрасные образы, которые он дарит нам.

Источник

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова

Стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова во многом наполнены символизмом и образностью. Они не всегда понятны читателю с первого раза, в них нужно вникать, перечитывать несколько раз, чтобы полностью осознать и впитать в себя их многогранные смыслы. Для неподготовленного читателя его произведение «Творчество» может показаться бредом умалишенного человека.

«Творчество» было написано в марте 1895 года. Оно вошло в первый сборник стихотворений «Шедевры». В этом стихотворении поэт отображает сам процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. Именно эта непонятность, образность навевает на читателя ощущение безумия.

В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое – образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.

Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего. Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».

Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками, эмалевая стена создает ощущение белого, хотя имеется в виду вовсе не ее цвет, а текстура. Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.

Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на 1-м слоге, рифма перекрестная, с чередованием мужской и женской. В качестве литературных приемов используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).

Творчество иллюзорно и бесконечно, его нельзя постичь в полной мере. Иллюзорный образ растает, рассыплется на ярком свету под взором критика, не давая рассмотреть себя стороннему глазу, ибо такова его хрупкая природа.

  • Следующий стих → Валерий Брюсов — В Вильно
  • Предыдущий стих → Валерий Брюсов — Тайна деда

Читать стих поэта Валерий Брюсов — Творчество на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник