Тема жизни и смерти в лирике лермонтова валерик сон

Тема жизни и смерти в лирике лермонтова валерик сон thumbnail

Урок 13. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений “Валерик”, “Завещание”, “Сон” (“В полдневный жар в долине Дагестана…”).

Цели: показать поиск лирическим «я» гармонии с миром, трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, показать символический смысл стихотворений, наполненных философскими обобщениями.

Пора уснуть последним сном, Довольно в мире пожил, Обманут жизнью был во всем И ненавидя и любя.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Слово учителя.

Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, “И скучно и грустно”, “Любовь мертвеца”, “Эпитафия” (“Простосердечный сын свободы…”), “1830. Мая. 16 числа” (“Боюсь не смерти я. О нет!..”), “Могила бойца”, “Смерть” и другие могут прозвучать в начале урока, создавая настроение размышления. Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы “Героя нашего времени”, будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.

  1. Чтение стихов .

В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения “Валерик” (“Я к вам пишу: случайно! право…”), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. “С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста “Журнала военных действий” и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами “Журнала военных действий” видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения “Журнала” и строки стихотворения. <…> Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова”[6].

Вопросы и задания к стихотворению “Валерик” (1840)

1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?

2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?

3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?

4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?

5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического “я” особую достоверность?

6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?

7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, “прозаической” речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?

8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл придает ему нерегулярность рифм?

9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл придает тексту ирония его финала?

10. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Лермонтова “Валерик” со стихотворением “Бородино” и с рассказом Л. Толстого “Набег”.

Вопросы и задания к стихотворению “Завещание” (1840)

1. В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение?

2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями?

3. Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для разговорной речи?

4. Докажите что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.

5. В чем отличие лирического “я” стихотворения “Завещание” от героя ранней лирики Лермонтова?

6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение “Завещание” 1840 года с ранним стихотворением — переводом из Гёте — с тем же названием (“Есть место: близ тропы глухой…”). Сделайте вывод о том, как изменился облик лирического “я” в ранней и зрелой лирике.

Вопросы и задания к стихотворению “Сон” (1841)

1. В чем особенности композиции этого стихотворения?

2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?

3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который “в родимой стороне” видит его подруга?

4. В чем трагичность общения их душ?

5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?

6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение “Сон” 1841 года со стихотворением 1830–1831 года с тем же названием (“Я видел сон: прохладный гаснул день…”). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?

Итог урока.

В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим “я” гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни “в шумном граде”, ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.

Читайте также:  Если ребенок стал писать во сне

В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает “чужое” сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

Домашнее задание.

Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен…». «Выхожу один я на дорогу…», выучить одно стихотворение и анализ.

Источник

Тема жизни и смерти – ведущяя в лирике Лермонтова
и своеобразно в ней преломляется.
Размышлениями о жизни и смерти проникнуты
многие стихи поэта: “И скучно и грустно”, “Любовь мертвеца”,
“Эпитафия”,”Боюсь не смерти я. О нет!.. “, “Могила бойца”,
“Смерть”, “Валерик”, “Завещание”, “Сон”.
Стихи с глубоким философским содержанием,
философскими обобщениями.
Поиск лирическрго “я” гармонии с миром оказываются тщетным:
нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного
равновесия ни в окружении природы, ни “в шумном граде”,
ни в бою.
Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого
обречены, нарастает, драматическое мироощущение
усиливается от стихотворения к стихотворению.

Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту,
а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает
“чужое” сознание, мысли и чувства иных людей.
Однако и их мироощущение полно страдания, что
позволяет думать о том, что трагичность жизни –
это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах.
Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия
смерти, неверие в бессмертие и человеческую память.
Смерть является для него как бы продолжением жизни.
Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только
засыпают навеки.
Поэтому становится возможным и общение человеческих
душ, даже если одна из них уже покинула тело.
Без ответа остается вечный вопрос бытия.
Где найти спасение души?
Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире
или навсегда покинуть его?

Для понимания стихотворения “Сон” важно то окружение,
в котором находятся оба героя:
он – один среди природы, обжигаемый палящим солнцем,
она – одна “меж юных жен, увенчанных цветами”,
ведущих “весёлый разговор”.
Ему чужда южная природа, и снится “вечерний пир
в родимой стороне”,ей – тот же пир и “весёлый разговор”.
Оба возлюбленных одиноки (“лежал один”,сидела… одна”) и
трагически разъединены, но их души направлены друг к другу.
Взор воина во сне находит его подругу, а взор девы обращён
к “знакомому трупу”.
Это мистическое общение двух душ
(“И в грустный сон душа её младая Бог знает чем
была погружена…”) пронзительно трагично: они никогда
не встретятся и обречены на одиночество хотя бы потому,
что он -“труп”,
лежащий в чужом краю, вдали от “родимой стороны”,
она же-живая и чужая среди веселых подруг на родине.
Между ними лежат не только пространственные,
временные,
но и непреодолимые сверхчеловеческие преграды-
состояния жизни и смерти, которые, однако, допускают
общение близких и навеки разлученных душ.

Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала,
взаимно отражающие судьбы и предсказания
каждого из них.

В стихотворении “Валерик” описано сражение на реке
Валерик, в котором поэт участвовал сам.

Тема: осознание хрупкости, красоты и ценности жизни
перед лицом смертельной опасности в беспощадной и
бессмысленной войне.

Жанр стихотворения можно определить как редкое сочетание
любовной и военной лирики.
Это послание-исповедь героя своей возлюбленной.

Первая и последняя части стихотворения, где поэт говорит о
своей любви, как бы обрамляют главную часть произведения
с описанием сражения.
Такой композиционный приём удачно соединяет переживания
героя и трагические события войны в единое целое.

Первая часть, хоть и обращена к любимой женщине,
совершенно лишена романтического настроения.
После пережитой кровавой бойни былые чувства
кажутся ему игрой.
Все светские развлечения остались для поэта в прошлом,
а в настоящей жизни царят уныние и хаос и он
стремится оттолкнуть от себя возлюбленную
иронией и воспоминаниями о пережитом
ужасе. Считает, что у них нет душевной близости.

Душою мы друг другу чужды…

https://otvet.mail.ru/question/64890529

Источник

Эпизоды из жизни вольнолюбивого и воинственного народа Кавказа показал поэт М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Валерик», написанном в 1840 году. Это стихотворение написано на основе наблюдений поэта над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста “Журнала военных действий” и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами “Журнала военных действий” видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и сам стиль, целые предложения “Журнала” и строки стихотворения.
Автор написал стихотворение в эпистолярном жанре для выражения своих мыслей, чувств, воспоминаний, наблюдений.
Тема этого произведения – это вечная во всей литературе тема жизни и смерти.
Этим стихотворением Лермонтов хотел показать, что в нашей жизни много тревог, забот, волнений. Как много надо успеть, узнать, услышать, открыть для себя. Автор хочет, чтобы наша земля спокойно цвела под голубым мирным небом, никогда не гремели взрывы, не звучали выстрелы, обрывающие человеческие жизни.
В «Валерике» имеются различные изобразительно-выразительные средства. Это эпитеты («широкой тенью», «тощие лошадки »), метафоры («в струях потока ») , градация ( «Как звери, молча, с грудью грудь») и т. д

Читайте также:  Успокаивающий чай для грудничков перед сном

Размер стиха – двустопный ямб, рифмовка лишена всякой упорядоченности: рифмы
то перекрестные, то охватывающие, то смежные, причем могут рифмоваться два или три
стиха без всякой регулярности
Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Стихи были жизнью, его делом, его протестом. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание; он бесконечно любит свой народ, ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого. Почти вся его жизнь связана с Кавказом. По окончании юнкерской школы Лермонтов вышел корнетом Лейб-гвардии гусарского полка и по воле судьбы попал на Кавказ, который любил с детства
В заключительных стихах философская
романтическая ирония переведена в бытовой план: все описанное в стихотворении
шутливо именуется «шалостью» «чудака», размышления которого над жизнью и смертью
не стоят внимания. В лучшем случае они способны «развеселить» и ненадолго занять
мысль и воображение адресата послания.
Сейчас наша жизнь, жизнь молодых людей нашего времени так тесно связана с Кавказом, что не читать стихи Лермонтова нельзя, особенно стихотворение «Валерик». На Кавказе особый народ, своеобразная жизнь, дух, обычаи, традиции… В колыбельных песнях матери поют мальчикам о том, как «злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», как они вырастут, «смело вденут ногу в стремя и возьмут ружье…». Они не могут иначе, это их образ жизни, закон предков. Их легенды воспевают мужество и героизм, стойкость и отвагу, выносливость и терпение.
Да, такой это народ, не прощающий обид, веками мстящий за кровь погибших предков. От деда к отцу, от отца к сыну передается кровавый завет: «Убей врага!». И идет череда убийств, идет веками, даже тысячелетиями. “Чеченский след” обнаружен при расследовании массовых убийств ни в чем не повинных людей, когда были взорваны жилые дома в Москве и Волгодонске. Захват заложников в Москве во время представления мюзикла «Норд-Ост» был произведен чеченскими террористами. Продолжится ли кровавый список? Продолжить можно до бесконечности… Но надо ли? И кому это нужно, кому выгодно?

Источник

Цели урока:

  • Пробуждение интереса учащихся к личности и творчеству Лермонтова, ознакомление с заданиями ЕГЭ по литературе;
  • Развитие навыка анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыка выразительного чтения;
  • Воспитание нравственности, эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: DVD-проигрыватель, мультимедийная проектор.

Ход урока

Урок начинается с просмотра кадров из худ. фильма «Блокпост»

I. Вступление (на фоне демонстрации фильма)

Учитель. Сейчас наша жизнь, жизнь молодых людей нашего времени так тесно связана с Кавказом, что не читать стихи Лермонтова нельзя, особенно стихотворение «Валерик». На Кавказе особый народ, своеобразная жизнь, дух, обычаи, традиции… Эпизоды из жизни этого вольнолюбивого и воинственного народа показал поэт в стихотворении «Валерик», написанном в 1840 году (завершение показа фильма).

(слайд с изображением портрета Лермонтова) В нашей мастерской мы сегодня углубим свои знания по творчеству М.Ю.Лермонтова, погрузимся в художественный мир его поэзии и определим особенности мировосприятия поэта. В этом нам будут помогать литературоведы, лингвисты и историки, в роли которых будут выступать сами ученики. К ним сегодня примкнут и программисты, составившие презентацию к уроку.

II. История создания стихотворения

Учитель: Для начала мы узнаем, какова же история создания стихотворения, какие реальные исторические факты ему предшествовали?

Историк. Стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню (слайд с изображением кавказского пейзажа). Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека.

Учитель: А что означает название стихотворения?

Лингвист. Валерик, или Вларик, – приток Сунжи, впадающей в Терек, название происходит от чеченского «валларич» – мертвый, поэтому у Лермонтова Валерик – «речка смерти».

Литературовед. Стихотворение «Валерик» впервые появилось в печати в 1843 году в альманахе «Утренняя заря». (слайд с изображением альманаха).

III. Композиция и жанр произведения

Учитель. В стихотворении при кажущейся простоте содержания сложная композиция. Описанию кровопролитного сражения в нем предшествуют посвящение любимой женщине.

Читайте также:  Тебя прошу мой сон не умолкая отдам я душу за ее глаза скачать песню бесплатно

Посвящение (вступление) и послесловие, казалось бы, написаны на глубоко личную тему — о любви и вынужденной разлуке. Они как бы заключают в «кольцо» главную часть стихотворения, где показаны ужасы войны, обнажена ее сущность.

Учитель. Какой жанр избрал Автор для выражения своих мыслей, чувств? (эпистолярный жанр)

Учитель: Начинается письмо с объяснения случайности его написания. Кому же, в действительности, было адресовано данное послание?

Литературовед. Письмо адресовано В.А.Лопухиной (слайд с изображением В.А.Лопухиной) – одной из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова.

Учитель. Отрывок из какого произведения русской литературы напоминают первые строки? («Евгений Онегин», письмо Татьяны к Онегину)

Презентация

Учитель. О чем лирический герой повествует дальше? (слайд1 с акварелью Лермонтова). (Рассказывает нам и своей возлюбленной, что он многое повидал в жизни, но признается: «…крест несу я без роптанья». Судьба забросила героя на Кавказ, где ему пришлось познакомиться с жизнью горцев. На личном опыте он постиг трудности этого простого и непритязательного бытия).

Учитель. В каких строчках автор рисует мирную картину фронтового быта на фоне дивной природы Кавказа? Какой прием использован в этом отрывке? (антитеза, мирной картине фронтового быта противопоставлена природа Кавказа)

IV. Анализ стихотворения

Учитель. Но это все-таки военный лагерь. В каких строках слышатся скрытая угроза, готовность к бою:

Попарно цепь стоит вдали;
Штыки горят под солнцем юга.

Учитель. Какой троп использован в этом отрывке? (метафора «штыки горят»)

Учитель. Чем же заняты бойцы в этот знойный полуденный час? Прочитайте отрывок. (Они вспоминают:

…Как при Ермолове ходили
В Чечню, в Аварию, к горам;

Учитель. Какое синтаксическое средство использовано в этом отрывке? (ряды однородных членов «В Чечню, в Аварию, к горам»)

Учитель. Доставалось нам при Ермолове, достается и сейчас, на том же Кавказе, в той же Чечне и Аварии. Гибнут люди, молодые, красивые, здоровые. Прошли не годы, не десятилетия — столетия, а все остается по-прежнему.

Учитель. Какой троп речи использован в строчке «…и градом пуль с вершин дерев отряд осыпан…» (гипербола)

Учитель. Как похоже на современную хронику из Чечни, репортаж с места боевых действий! Не остановиться ли и тем, и другим, не подумать ли о мирной жизни?

А Лермонтов продолжает описывать ужасные по тем временам схватки на реке Валерик, впадающей в Терек, на реке, которая, покраснев от крови убитых, несла трупы в Каспий:

… Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.

Учитель. Какой троп речи использован в этом отрывке? (сравнение «резались жестоко, как звери»)

Учитель. Сотни человеческих жизней унесла смерть. И тем не менее каждая судьба трагична, каждого бойца кто-то ждет дома, надеется, что он вернется, — ведь каждый из убитых чей-то муж, отец или сын.

… Долго он стонал,
Но все слабей и понемногу
Затих и душу отдал богу;

Учитель. Какое синтаксическое средство применил автор в этом отрывке? (градация «он шептал,…стонал,…все слабей и …затих и душу отдал богу»)

Учитель. Горечь утраты… Ведь совсем недавно этот человек шутил и смеялся, ел простую солдатскую похлебку, как и все, готовился к бою. А теперь его нет. И никогда его не будет… Найдите в стихотворении такое лексическое средство как фразеологизм, помогающий более точно выразить мысли лирического героя (душу отдал богу)

Учитель: Поэт продолжает повествование, рисуя страшную картину после боя (слайд2 с акварелью Лермонтова). Лермонтов был отличным художником. Чувства, которые испытал поэт, отражены им также на акварелях 1840 года.

И опять же все эти ужасные события происходят на фоне спокойной и величественной природы Кавказа. Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж). Зачитайте отрывок.

Учитель. Природа далека от войны, она не хочет принять жестокости, не понимает, зачем люди убивают друг друга столько веков подряд. Зачем льется кровь, гремят выстрелы, совершается богопротивное дело, в мире царствует зло? В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вывод. Действительно, как много в нашей жизни тревог, забот, волнений. Как много надо успеть, узнать, услышать, открыть для себя! Так пусть наша земля будет спокойно цвести под голубым мирным небом, пусть никогда не гремят взрывы, не звучат выстрелы, обрывающие человеческие жизни. Вероятно, об этом думал великий русский поэт М.Ю.Лермонтов, изображая в стихотворении «Валерик » кровавые сцены жестокой войны.

V. Задания для подготовки к ЕГЭ по литературе (на слайдах)

VI. Итог урока

Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.

VII. Домашнее задание

Выполнить задания с развернутым ответом в формате ЕГЭ (5-10 предложений):

  1. На какие темы откликается поэт в стихотворении «Валерик»?
  2. Каковы особенности композиции стихотворения «Валерик»?

Источник