Тема жизни и смерти в лирике лермонтова сон и завещание
Урок 13. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений “Валерик”, “Завещание”, “Сон” (“В полдневный жар в долине Дагестана…”).
Цели: показать поиск лирическим «я» гармонии с миром, трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, показать символический смысл стихотворений, наполненных философскими обобщениями.
Пора уснуть последним сном, Довольно в мире пожил, Обманут жизнью был во всем И ненавидя и любя.
Ход урока.
Орг.момент.
Слово учителя.
Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, “И скучно и грустно”, “Любовь мертвеца”, “Эпитафия” (“Простосердечный сын свободы…”), “1830. Мая. 16 числа” (“Боюсь не смерти я. О нет!..”), “Могила бойца”, “Смерть” и другие могут прозвучать в начале урока, создавая настроение размышления. Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы “Героя нашего времени”, будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
Чтение стихов .
В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения “Валерик” (“Я к вам пишу: случайно! право…”), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. “С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста “Журнала военных действий” и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами “Журнала военных действий” видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения “Журнала” и строки стихотворения. <…> Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова”[6].
Вопросы и задания к стихотворению “Валерик” (1840)
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?
2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?
3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?
4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического “я” особую достоверность?
6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, “прозаической” речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл придает ему нерегулярность рифм?
9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл придает тексту ирония его финала?
10. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Лермонтова “Валерик” со стихотворением “Бородино” и с рассказом Л. Толстого “Набег”.
Вопросы и задания к стихотворению “Завещание” (1840)
1. В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение?
2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями?
3. Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для разговорной речи?
4. Докажите что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.
5. В чем отличие лирического “я” стихотворения “Завещание” от героя ранней лирики Лермонтова?
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение “Завещание” 1840 года с ранним стихотворением — переводом из Гёте — с тем же названием (“Есть место: близ тропы глухой…”). Сделайте вывод о том, как изменился облик лирического “я” в ранней и зрелой лирике.
Вопросы и задания к стихотворению “Сон” (1841)
1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?
3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который “в родимой стороне” видит его подруга?
4. В чем трагичность общения их душ?
5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение “Сон” 1841 года со стихотворением 1830–1831 года с тем же названием (“Я видел сон: прохладный гаснул день…”). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?
Итог урока.
В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим “я” гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни “в шумном граде”, ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает “чужое” сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?
Домашнее задание.
Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен…». «Выхожу один я на дорогу…», выучить одно стихотворение и анализ.
Источник
В романтическом творчестве М. Ю. Лермонтова нашла место военная тема. Интересно интерпретирована она в произведении, о котором рассказывается в статье. Изучают его в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Завещание» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.
Метафоры – «пустого сердца не жалей».
Эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно».
История создания
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
Тема
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
Композиция
Смысловая и формальная композиция стихотворения простая. Это обращение умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф, что соответствует содержанию.
Жанр
Жанр – послание, так как лирический герой адресует свои просьбы другу. В произведении есть философские и личные мотивы. Стихи написаны разностопным ямбом. Автор использовал два вида рифмовки: перекрестную АВАВ и параллельную ААВВ. В тексте представлена только мужская рифма.
Средства выразительности
Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.
В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.
Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.
Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Оля Хвостова
8/8
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 16.
Источник
Тема жизни и смерти – ведущяя в лирике Лермонтова
и своеобразно в ней преломляется.
Размышлениями о жизни и смерти проникнуты
многие стихи поэта: “И скучно и грустно”, “Любовь мертвеца”,
“Эпитафия”,”Боюсь не смерти я. О нет!.. “, “Могила бойца”,
“Смерть”, “Валерик”, “Завещание”, “Сон”.
Стихи с глубоким философским содержанием,
философскими обобщениями.
Поиск лирическрго “я” гармонии с миром оказываются тщетным:
нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного
равновесия ни в окружении природы, ни “в шумном граде”,
ни в бою.
Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого
обречены, нарастает, драматическое мироощущение
усиливается от стихотворения к стихотворению.
Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту,
а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает
“чужое” сознание, мысли и чувства иных людей.
Однако и их мироощущение полно страдания, что
позволяет думать о том, что трагичность жизни –
это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах.
Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия
смерти, неверие в бессмертие и человеческую память.
Смерть является для него как бы продолжением жизни.
Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только
засыпают навеки.
Поэтому становится возможным и общение человеческих
душ, даже если одна из них уже покинула тело.
Без ответа остается вечный вопрос бытия.
Где найти спасение души?
Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире
или навсегда покинуть его?
Для понимания стихотворения “Сон” важно то окружение,
в котором находятся оба героя:
он – один среди природы, обжигаемый палящим солнцем,
она – одна “меж юных жен, увенчанных цветами”,
ведущих “весёлый разговор”.
Ему чужда южная природа, и снится “вечерний пир
в родимой стороне”,ей – тот же пир и “весёлый разговор”.
Оба возлюбленных одиноки (“лежал один”,сидела… одна”) и
трагически разъединены, но их души направлены друг к другу.
Взор воина во сне находит его подругу, а взор девы обращён
к “знакомому трупу”.
Это мистическое общение двух душ
(“И в грустный сон душа её младая Бог знает чем
была погружена…”) пронзительно трагично: они никогда
не встретятся и обречены на одиночество хотя бы потому,
что он -“труп”,
лежащий в чужом краю, вдали от “родимой стороны”,
она же-живая и чужая среди веселых подруг на родине.
Между ними лежат не только пространственные,
временные,
но и непреодолимые сверхчеловеческие преграды-
состояния жизни и смерти, которые, однако, допускают
общение близких и навеки разлученных душ.
Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала,
взаимно отражающие судьбы и предсказания
каждого из них.
В стихотворении “Валерик” описано сражение на реке
Валерик, в котором поэт участвовал сам.
Тема: осознание хрупкости, красоты и ценности жизни
перед лицом смертельной опасности в беспощадной и
бессмысленной войне.
Жанр стихотворения можно определить как редкое сочетание
любовной и военной лирики.
Это послание-исповедь героя своей возлюбленной.
Первая и последняя части стихотворения, где поэт говорит о
своей любви, как бы обрамляют главную часть произведения
с описанием сражения.
Такой композиционный приём удачно соединяет переживания
героя и трагические события войны в единое целое.
Первая часть, хоть и обращена к любимой женщине,
совершенно лишена романтического настроения.
После пережитой кровавой бойни былые чувства
кажутся ему игрой.
Все светские развлечения остались для поэта в прошлом,
а в настоящей жизни царят уныние и хаос и он
стремится оттолкнуть от себя возлюбленную
иронией и воспоминаниями о пережитом
ужасе. Считает, что у них нет душевной близости.
Душою мы друг другу чужды…
https://otvet.mail.ru/question/64890529
Источник
Тема: Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»).
Цели:
– показать поиск лирическим «я» гармонии с миром, трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, показать символический смысл стихотворений, наполненных философскими обобщениями.
Ход урока
Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы…»), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет!..»), «Могила бойца», «Смерть». Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
Стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право…»), написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста „Журнала военных действий“ и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами „Журнала военных действий“ видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения „Журнала“ и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова»3.
III. Чтение и анализ стихотворений.
Вопросы и задания к стихотворению «Валерик»
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?
Происходит смешение жанров: в послание включаются батальные сцены
По форме «Валерик» – любовное послание, включающее и охватывающее, однако, стихотворную повесть. Первая и последняя части выдержаны в духе типичного любовного послания, в котором патетика и серьезность искреннего признания несколько снижены условностью жанра и ироничностью тона.
2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?
сложная композиция. Описанию кровопролитного сражения в нем предшествуют посвящение любимой женщине (ее имя не названо) и мирные картины жизни горцев:
В стихотворном повествовании Лермонтова описывается тревога в русском лагере, вызванная горскими конниками, прискакавшими во главе с мюридом, одетым в красную черкеску… Короткий его поединок с гребенским1 казаком.
Но уже из следующих строф стихотворения выясняется, что этот эпизод только «присказка», а главная «сказка» — впереди. И посвящена она сражению на «речке смерти» (91) — Валерике. Только находясь в самой гуще событий, мог поэт запомнить, а затем запечатлеть главные эпизоды жестокого боя, следовавшие один за другим. Его кульминацией была двухчасовая рукопашная схватка.
Завершив рассказ о том, как прошел «этот день кровавый» (91), поэт обращается к любимой женщине с кратким напутствием.
Посвящение (вступление) и послесловие, казалось бы, написаны лишь на глубоко личную тему — о любви и вынужденной разлуке. Они как бы заключают в «кольцо» главную часть стихотворения, где показаны ужасы войны, обнажена ее сущность.
3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?
4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического «я» особую достоверность?
6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл создается нерегулярностью рифм?
9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл выявляет ирония его финала?
Перерывы в военных действиях оставляют его наедине с природой, которая одновременно проста и прекрасна
Зато лежишь в густой траве,
И дремлешь под широкой тенью
Чинар иль виноградных лоз,
Кругом белеются палатки;
Казачьи тощие лошадки
Стоят рядком, повеся нос;
У медных пушек спит прислуга,
Едва дымятся фитили;
Штыки горят под солнцем юга.
В это спокойное и мерное описание внезапно вторгается война сначала сшибками удалыми, своей игрой напоминающими «трагический балет», а потом – «иными представленьями», «Каких у вас на сцене нет…» И вот тут рассказ лирического героя идет о войне, доселе нисколько не похожей на другие войны, например, на Отечественную: войну 1812 года, о которой вел рассказ солдат-артиллерист в стихотворении «Бородино».
Повествование о кровавом сражении в стихотворении «Валерик» воспринимается на фоне героического, приподнятого изображения войны (ср. описание боя в «Полтаве» Пушкина), увиденного глазами поэта-историка и государственного мыслителя, и на фоне не менее героического, но лишенного патетики и увиденного рядовым-участником («Бородино» Лермонтова) . Тут имеет значение и точка зрения рассказчика, и время рассказывания. Лирический герой находится внутри сражения и отделен от него несколькими днями. Таким образом, переживание о событии не остыло, и сейчас сражение снова встает перед глазами. Лирический герой мысленно погружен в бой.
Весь стиль и тон стихотворения резко меняется: нет иронии, нет условного книжного языка романтической лирики,
нет спокойной изобразительно-описательной речи.
Рассказ становится прерывистым, нервным,
число переносов значительно возрастает, фраза не вмещается в стих,
определение отрывается от определяемого слова,
подлежащее от сказуемого,
сказуемое от дополнения. И все это вместе создает, во-первых, впечатление уродливости происходящего, атмосферу хаоса, иррациональности, не подвластной разуму, а во-вторых, неразличимости.
Когда идет бой, людей (личностей) нет – одна сплошная масса, не понимающая, что происходит, но автоматически делающая свою кровавую работу.
Для воспроизведения картины сражения Лермонтов ввел множество глаголов действия, но носителем действия в стихотворении выступила не личность, а масса («Скликались дико голоса», «в арьергард орудья просят», «Вот ружья из кустов выносят. Вот тащат за ноги людей И кличут громко лекарей», «Вдруг с гиком кинулись на пушки»).
С этим связано и употребление слов с безличными и неопределенно-личными значениями («дело началось», «всё спряталось»),
отсутствие личных местоимений единственного или множественного числа («подходим ближе. Пустили несколько гранат; Еще подвинулись: молчат...»). Лирический герой тоже не вполне сознает, что происходит, а после боя выглядит опустошенным:
Но не нашел в душе моей
Я сожаленья, ни печали.
Люди едва ли не перестали быть людьми:
… и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.
В дальнейшем, после окончания битвы снова различимы отдельные люди и среди них лирический герой:
здесь можно увидеть солдата,
умирающего капитана,
генерала, сидящего в тени на барабане,
чеченца Галуба.
Картина войны нужна Лермонтову для того, чтобы передать ее бессмысленность, неестественность и уродливость. С этой целью ломается стих, который перестает быть мерно и плавно текущим, гармоничным и музыкальным.
Прозаически нарисованной картине войны противостоит поэтически переданная природа. Началу перестрелок и сражений дважды предшествует описание природы, выдержанное во вполне конкретной стилистике с легким налетом романтического стиля. В первом пейзаже («Зато лежишь в густой траве...») романтический стиль почти не ощущается, во втором он проявляется резче и определеннее:
Раз – это было под Гихами,
Мы проходили темный лес;
Огнем дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.
И дальше:
Над допотопными лесами
Мелькали маяки кругом;
И дым их то вился столпом,
То расстилался облаками;
И оживилися леса:
Скликались дико голоса.
Под их зелеными шатрами.
Наконец, романтическая стилистика торжествует в заключительном описании природы
Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы – и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
Легко заметить, что здесь «перенос» («и Казбек /Сверкал главой остроконечной») не ломает стих, не делает его прозаичным, а напротив, подчеркивает величественность картины, выделяя ее центр. Военным командам, военной профессиональной лексике, грубому и точному разговорному языку противопоставлены высокие и торжественные обороты речи, восходящие к традиционно романтической поэтической стилистике. И это свидетельствует о том, что Лермонтова интересует не смысл данного эпизода и не смысл русско-чеченской войны, а враждебность человека природе, себе подобным и всему мирозданию. Он не может понять, в чем заключается смысл этой враждебности, этого всеобщего, нескончаемого в истории человечества бунта, какую цель преследует этот мятеж
И с грустью тайной и сердечной:
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом много места всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
Почему человек превращает прекрасную поэзию природы и жизни в безобразную прозу войны или разрушения?
Любовное послание, включившее батальный «безыскусственный» рассказ, таким образом, наполняется серьезным философским содержанием, которое одновременно безнадежно-безысходно и иронично-саркастично («В самозабвеньи Не лучше ль кончить жизни путь? И беспробудным сном заснуть С мечтой о близком пробужденьи?»). В заключительных стихах философская романтическая ирония переведена в бытовой план: все описанное в стихотворении шутливо именуется «шалостью» «чудака», размышления которого над жизнью и смертью не стоят внимания. В лучшем случае они способны «развеселить» и не надолго занять мысль и воображение адресата послания.
В стихотворении поэт полемизирует с официозным воззрением на войну с горцами, с поверхностным, бьющим на внешние эффекты её изображением. Трагизм ситуации, по мысли Лермонтова, в том, что горские племена и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве. В конце стихотворения возникают окрашенные в тона философской медитации размышления о бессмысленности “беспрестанной и напрасной” (91) вражды, о том, что война и кровопролитие враждебны лучшему в человеке и “вечно гордой и спокойной” жизни природы
Чтобы понять в полной мере отношение Лермонтова к чеченцам, необходимо вчитаться в каждую строчку. Важны не только слова, но и умолчания. Предваряя описание жестокой схватки, поэт считает необходимым прямо заявить о своей любви к горцам:
“Люблю я цвет их желтых лиц,
Подобный цвету ноговиц,
Их шапки, рукава худые,
Их темный и лукавый взор
И их гортанный разговор.”
На всем протяжении описания боя автор ни разу никак не обозначает противника. Дав четкие географические привязки: “Из гор Ичкерии далекой / Уже в Чечню на братний зов…”, врагов в предстоящем бою он обозначает нейтральным в этническом смысле понятием – “удальцы“, а после завершения схватки – “горцы“. Нежелание Лермонтова видеть врагов в уже знакомом ему народе подтверждает применение в стихотворении этнонима – “чеченец“. Если появление этого слова в ранней лирике поэта всегда было связано с описанием боя или предстоящей стычки, то здесь, в стихотворение, описывающем бой именно с чеченцами, это слово многозначительно появляется лишь после окончания сражения и в связи с другом – “он был / кунак2 мой“.
Лермонтов явно не хотел создавать для русского читателя из чеченца “образ врага“. И скупо, но ясно давал понять, что видит будущее лишь в дружбе между русскими и чеченцами. Недаром его “кунак” носит многозначительное имя – Галуб, дающее отсылку к пушкинскому “Галубу”. Это незаконченная поэма, написанная вскоре после “Путешествия в Арзрум”. Герой поэмы, горский юноша Тазит, таинственным образом усваивает европейскую, а не горскую мораль и отказывается от кровной мести, от набегов и грабежей
В основе взгляда Пушкина и Лермонтова на кавказскую драму лежала уверенность в неизбежности включения Кавказа в общероссийский мир. Это не фатализм, это понимание логики событий. И, не сомневаясь, что “силою вещей” Кавказ обречен стать частью империи, оба великих поэта старались вникнуть в сознание горца и объяснить особенности этого сознания русскому обществу, чтобы смягчить, гуманизиpовать тяжкий для обеих сторон, но неотвратимый процесс. Пушкина и Лермонтова волновала прежде всего не степень вины того или другого народа. Они стремились не проклясть и обличить, но отыскать возможность совмещения двух глубоко чуждых миров, видя в этом единственный выход из трагических коллизий.
Источник