Тема стихотворения бессонница гомер

Тема стихотворения бессонница гомер thumbnail

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….

История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты«тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение«как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Тема

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Тема стихотворения бессонница гомер

    Lilnait Student

    7/8

  • Тема стихотворения бессонница гомер

    Кристина Смирнова

    6/8

  • Тема стихотворения бессонница гомер

    Efim Pomozov

    5/8

  • Тема стихотворения бессонница гомер

    Молодой Коммунист

    8/8

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 23.

Источник

Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Предпосылки написания стихотворения

Осип Мандельштам учился на историко-филологическом факультете, но учебу не завершил. Тем не менее этот период остался в его памяти навсегда и в дальнейшем отразился в его творчестве. Студенты факультета полностью изучали «Илиаду», которая впоследствии стала основой для создания стихотворения.

 Мандельштам в молодости

Еще во время учебы Мандельштам увлекся поэзией, и однажды его творения были замечены известными писателями. В 1915 году Мандельштам был в гостях у М. Волошина в Коктебеле, и именно здесь он создал анализируемое стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Друзья и родные писателя, всегда находившиеся рядом, говорили, что на написание произведения его натолкнул обломок старинного судна, который он увидел, находясь в гостях.

Античная литература в те времена повлияла на многих знаменитых поэтов. Осип Мандельштам использовал этот жанр, для того чтобы помочь читателям понять, что такое вечная любовь. Например, в одном из своих поэтических творений он использует образ Кассандры — троянской прорицательницы. Это стихотворение было посвящено Анне Ахматовой.

Жанр произведения

Автор описывает экзистенциальные проблемы, поэтому по жанру стихотворение считается элегией. Чтобы тема была полностью раскрыта и понятна каждому читателю, поэт использует различные средства выразительности, такие как:

  • метафоры;
  • эпитеты;
  • сравнения.

Жанр стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Поэт не использует выдуманных образов и заумных фраз. Последние строки содержат описание сильного ветра и шторма, это говорит о неравнодушном отношении автора к морю.

Тема и проблематика

Произведение написано от первого лица, и по этой причине при анализе стиха «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» читатель может с легкостью следить за ходом мыслей лирика. Первый катрен развивает завязку сюжетной линии, начинающийся с того что у героя Мандельштама бессонница. Анализ стихотворения говорит о факте, связанным с учебой поэта: студенты его факультета считали, что от бессонницы помогает чтение списка кораблей.

Читает произведение Мандельштама

Поэтому герой, который не смог погрузиться в сон, обратился к этому средству. Он начинает представлять «сей длинный выводок, сей журавлиный поезд, стремящийся в даль». На самом деле в воображении лирика это состав из кораблей, которые плывут по бушующему морю.

После того как он достиг середины, начались размышления о причинах возникновения Троянской войны. Он считал, что «ахейские мужи» воевали не за саму Трою, а сердце прекрасной Елены.

В последней части поэт выражает уверенность в том, что «все движется любовью». Он бы дальше размышлял об этом, но прерывается, потому что не знает ответы на большинство вопросов, но, как показывает анализ, у Мандельштама в «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» риторические вопросы дают возможность задуматься каждому читателю, о чем размышлял сам автор.

Композиция состоит из монолога и рассуждений самого героя и делится на три основные части:

  1. Рассказ о бессоннице и неспокойных ночах.
  2. Обращение к «ахейским мужам».
  3. Мысли о прекрасном чувстве.

Произведение Мандельштама написано в трех катренах, которые соответствуют смысловой структуре всего текста.

У этого произведения есть общие черты со стихотворением Николая Языкова «Бессонница». Оба поэта пытаются через свои творения рассказать, что любовь может сподвигнуть человека на любой необдуманный поступок. Мандельштам доказывает, что миром правит любовь и все, что происходит на планете, связано только с ней. Это произведение благодаря поднятым в нем философским вопросам стало очень популярным у читателей, текст послужил основой для песни, стихотворение нередко читают с большой сцены.

Источник

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Анализ стихотворения «Бессоница» (Мандельштам О.Э.)

Анализ стихотворения “Бессоница” (Мандельштам О.Э.) отсылает нас в далекие античные времена, которые увлекали молодого поэта. Мандельштам учился на историко-филологическом факультете. И хоть поэт так и не окончил его, все-таки образование оказало влияние на его, особенно раннее, творчество.

Красной нитью через поэзию одного из самых загадочных и скрытных поэтов Серебряного века проходила тема поиска слова. Ему нужно было такое слово, которым бы он смог выразить свои мысли. Потому, наверное, Мандельштам оставил символизм и в более зрелом возрасте примкнул к акмеистам. Именно акмеизм, по его мнению, с помощью использования в большом количестве средств художественной изобразительности помогал выразить мысли и чувства через слова в полной мере. В стихотворении “Бесоница, Гомер, тугие паруса” удивительным образом уживается акмеизм и достаточно яркие образы и символы. Но и романтизм, к которому часто обращался Мандельштам в начале своего творческого пути, тоже оказал на настроение и тему этого произведения.

В 1915 году Мандельштам отдыхал в Коктебеле у своего друга М. Волошина. Скорее всего, звезды сошлись так, что суждено было появиться такому стихотворению. Ведь Мандельштам отлично знал античную литературу, а романтика Черного моря и влюбленность вдохновили поэта создать из банального счета кораблей “Илиады”, который считался отличным способом борьбы с бессонницей у студентов историко-филологического факультета, целое философское стихотворение.

В стихотворении пересекаются темы Троянской войны и любви. Через обращение к предкам Мандельштам пытается найти свой ответ на вечный вопрос. К сожалению, прямого ответа Мандельштам не находит, но это и понятно: история Троянской войны говорит сама за себя. А влюбленный молодой человек утверждается окончательно в том, что любовь — стихийное и всепоглощающее чувство, которое стоит того, чтобы отдать за нее жизнь и не только свою. Этот вывод можно считать идеей стихотворения.

Структура стихотворения полностью совпадает с композиционным делением его на части: каждая строфа — это следующая часть произведения. Более того, оно настолько логично выстроено, что главная мысль развивается постепенно сначала через обращение лирического героя к Гомеру из-за бессонницы, которое плавно переходит к обращению к “ахейским мужам” в поисках ответа на его вопрос. От внутреннего диалога лирический герой переходит в монолог-рассуждение в третьей части. В ней мы читаем о его размышлениях о любви.

Стихотворение достаточно грустное и философское, поэтому его можно отнести к жанру элегии.

Итак, лирического героя мучает бессонница, и он, как обычно это всегда и бывало, начинает счет кораблей. Но досчитать он успел только до середины и прервался размышлением о событии, которое вынудило натянуть туго паруса и отправиться журавлиным поездом на войну. Корабли он называет длинным выводком, они выстраиваются подобно журавлиному клину. Конечно, Мандельштам знал, что именно так и выстраивались суда во времена до нашей эры.

Первая строка представлена короткими неполными именными предложениями. Их функция заключается в том, чтобы ярче передать настроение ночи, тишины, мучающих мыслей лирического героя. Они, как образы, вырастают в воображении читателя один за другим в той последовательности, в которой возникли в мыслях лирического героя. К тому же, номинативные предложения призваны обездвижить действительность, поэтому и как будто зависает бессонница в воздухе, возникает образ Гомера и стоят корабли в ожидании долгого пути.

Во второй строфе появляется еще больше необычных загадочных образов: цари с божественной пеной на голове, Елена, Троя. Лирический герой задает вопрос “ахейским мужам”, но как будто заранее знает ответ на него. Об этом говорят его же рассуждения во второй части:

Куда плывете вы? Когда бы не Елена…

Елена является истиной причиной развязанной войны. Автор не верит ни секунды в то, что им нужна была Троя:

Что Троя вам одна, аxейские мужи?

Здесь Троя отвоевывается будто бы походя, становится всего лишь причиной. Но настоящая война ведется из-за любви. Только любовь толкает людей на убийство друг друга.

«Божественная пена» на головах царей — признак божественного предназначения их на земле. Но и в этом содержится отсыл к Афродите — богине любви. Это она вышла из морской пены. Пена — это еще и символ влюбленности. Так что головы даже полубогов покрыты ей: всем движет любовь в этом мире. Лирический герой преклоняется перед царями, но все-таки и уличает их в лукавстве и нечестности даже себе самим. Они величественны и непоколебимы в своей власти, но любовь сильнее всего. Мандельштам и сам был влюблен в момент написания стихотворения, поэтому ему близки были и настроения Ахейцев.

В третьей части лирический герой подытоживает свои догадки о всепоглощающей силе любви. Они становятся явными для него:

И море, и Гомер — все движимо любовью.

Теперь уже у него нет сомнений в том, что любовь – это и есть сама жизнь, она движет всем и всеми в этом мире.

Но он задается риторическим вопросом, на который сам находит ответ:

Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит…

Гомер замолчал в этом немом споре с лирическим героем. Море же “витийствуя, шумит”. Витийствует — значит, вещает лирическому герою свою правду. Но какая эта правда? Думаю, об этом можно догадаться из последней строки:

И с тяжким грохотом подxодит к изголовью.

Море шумит и ласкает мысли лирического героя, и можно предположить, что под его шум и витийства он засыпает, наконец, найдя ответ на свой вопрос, а точнее, удостоверяется в своих домыслах.

Характерно и то, что море здесь черное. Это прилагательное напоминает нам о месте, где было написано стихотворение. Возможно, и Черное море, рядом с которым был автор, убаюкало его мысли. Ведь и у него есть своя пена любви.

Многое из лирики Мандельштама замечательно потому, что в стихотворениях тесно переплетаются символизм и акмеизм, что делает их необыкновенно музыкальными и красивыми по содержанию и форме. Так получилось и с данным стихотворением. Все символы относятся к древнегреческой поэме. Большое значение здесь имеет образ Елены, ведь именно ее выбрал Парис как самую прекрасную женщину в мире. И, пожалуй, она заслуживала того, чтобы Ахейцы развязали из-за нее войну за Трою. Символ божественной пены Афродиты также символизирует любовь. Даже символ вереницы кораблей, готовящихся к походу, символизирует любовь, ведь бессонница из-за этого чувства заставила пересчитывать их лирического героя.

Но, пожалуй, самое большое значение имеет символ спора Гомера и моря. Гомер был человеком, которым двигал разум. Но даже разум умолкает, когда такая вольная стихия, как море, шумит о любви. Море же здесь является и связующим звеном между прошлым и настоящим поэта. Оно и здесь, рядом с ним, витийствует о любви. Поэтому бессмысленно искать другой ответ.

Достаточно богато стихотворение и средствами художественной выразительности. Так, эпитеты “тугие паруса”, “чужие рубежи”, “божественная пена”, “море черное”, “с тяжким грохотм” переносят нас в далекое прошлое и создают прекрасные картины морской стихии. Метафорами “поезд журавлиный”, “журавлиный клин” создаются образы кораблей, идущих на войну.

С помощью олицетворения “витийствуя” море становится живым организмом, живущим многие тысячи лет на планете. Оттого оно, наверное, оказывается мудрее гениального Гомера и знает все тайны человеческой любви.

Стихотворение “Бессоница, Гомер, тугие паруса” сложно понять и прочувствовать, если не знаешь истории. Но к прошлому обращались многие поэты и писатели в своих поисках ответов на вечные вопросы, не найдя их в сегодняшнем дне. Возможно, прошлое всегда романтизировалось, и казалось, что там вся правда жизни. Но, увы, и оно не даст точных ответов, особенно в таких вопросах как любовь. Вот и лирический герой Мандельштама засыпает только тогда, когда море “с тяжким грохотом подходит к изголовью”, успокаивая его, говоря о любви. Снова стихия оказывается мудрее человека, и в очередной раз поэзия доказывает идею песчинки в космосе, которой является человек.

Тема стихотворения не новая: о любви писали многие и еще будут писать вновь и вновь. И вновь будет каждый из нас искать свою истину. И наверное, нужно пережить бессонницу и получить ответ от стихии, чтобы понять: любовь была и будет главным чувством в жизни человека. Только она способна на поистине великие поступки. Но она может не только спасти, но и покорить целые города, разрушить, подтолкнуть на страшные поступки.

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Тема

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Как появилось стихотворение «Бессонница»

Федор Иванович Тютчев – это великий поэт, который считается достоянием всей российской культуры. За время своего существования им было создано огромное количество произведений. Наиболее ярким из шедевров считается стих, получивший название «Бессонница».

Ф.И. Тютчев считал, что жизненный путь простого человека весьма скоротечен и достаточно утомителен для его самого. Такие мысли стали приходить к автору еще в далекой молодости, когда он был совсем юнцом. Даже при достижении взрослого возраста такие ощущения не покидали поэта.

Казалось бы, не стоит забивать такими мыслями свою голову, ведь к моменту написания произведения «Бессонница», а это была в 1829 году, Тютчев уже достиг многого. В 26-летнем возрасте Федор создал блестящую карьеру, имеющую дипломатическое направление, он зарекомендовал свою личность в разных литературных кругах с положительной стороны. Следует отметить, что печатали его в то время только под различными псевдонимами. К 26 годам Ф. И. Тютчев уже был женат и воспитывал 3-их дочерей.

В ночное время, когда повседневная жизнедеятельность отходила на второй план, у поэта возникало огромное количество непонятных для него вопросов, к примеру, «Для чего существует человек и куда он стремится?» Несмотря на то что у молодого дипломата всё складывалось хорошо, он стремился к большему, задавался философскими вопросами и искал на них ответы.

У Федора время от времени возникало своеобразное ощущение, что в его жизни ему чего-то не хватает, нет какого-то стержня, по-особенному прочной основы, которая смогла бы соединить в единое целое все его жизненные достижения и особенности – карьеру, литературное творчество, семейное благополучие, а также бытовые проблемы.

Потребовались многие года, чтобы осознать, получить ответы на интересовавшие его вопросы. Только к старости Федор Иванович воспримет веру в Бога и осознает, что только вера является надежным фундаментом, который позволяет строить определенное направление в своем жизненном пути.

Несомненно, имея хорошую карьеру, сформировав основы своего жизненного пути, Тютчев счастлив по-своему, но время от времени его навевает чувство определенной тоски и беспокойства о своей сущности. Именно в такие промежутки его душа переполняется отчаянием и навевает написание замысловатых стихов. Ярким примером является произведение «Бессонница».

Источник