Тема бессонницы в литературе

Тема бессонницы в литературе thumbnail

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация по литературе: «Тема бессонницы в поэзии»

Тема бессонницы в поэзии Презентация ученицы 11 «Б» класса гимназии № 405 Ека...

Рейтинг материала:
5,0 (голосов: 1)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тема бессонницы в поэзии Презентация ученицы 11 «Б» класса гимназии № 405 Ека

Описание слайда:

Тема бессонницы в поэзии Презентация ученицы 11 «Б» класса гимназии № 405 Екатерины Куянец Учитель: Наталия Всеволодовна Дудкина Санкт-Петербург, 2015

2 слайд

Сочиняя на сон грядущий, или в его отсутствие, наши поэты использовали разны

Описание слайда:

Сочиняя на сон грядущий, или в его отсутствие, наши поэты использовали разные образы для описания бессонницы. Стараясь передать свои ощущения на бумаге, каждый из них описал бессонницу по-своему. Но несомненно интересным остается то, что такой недуг как бессонница оказался достоин внимания и оставил свой отпечаток в творчестве А.С. Пушкина, М. И. Цветаевой, А.А Ахматовой и многих других поэтов. Образ бессонницы в русской литературе имеет свою историю. Многие поэты и Золотого, и Серебряного веков, и нашего времени писали о бессоннице. В творчестве каждого её образ создается по-разному, и в то же время у них можно найти что-то общее.

3 слайд

«Звёздная ночь» - Винсент ван Гог «Звёздная ночь» (нидерл. De sterrennacht) –

Описание слайда:

«Звёздная ночь» – Винсент ван Гог «Звёздная ночь» (нидерл. De sterrennacht) – картина нидерландского художника Винсента ван Гога, написанная им в июне 1889 года. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

4 слайд

А.С.Пушкин Знакомец милый и старинный, О сон, хранитель добрый мой! Где ты? П

Описание слайда:

А.С.Пушкин Знакомец милый и старинный, О сон, хранитель добрый мой! Где ты? Под кровлею пустынной Мне ложе стелет уж покой В безмолвной тишине ночной, Приди, задуй мою лампаду, Мои мечты благослови, До утра только дай отраду Моей мучительной любви. К МОРФЕЮ. Впервые напечатано в альманахе «Полярная звезда» за 1824 г. В лицейской редакции стихотворение называлось «К сну» и начиналось пятью отброшенными впоследствии стихами и другим порядком следующих за ними стихов: В остальном тексте Пушкин только заменил эпитет «грустный» на «страшный».

5 слайд

«Ирида и Морфей» - Пьер Нарцисс Герен Герен. «Ирида и Морфей», 1811 год Бог с

Описание слайда:

«Ирида и Морфей» – Пьер Нарцисс Герен Герен. «Ирида и Морфей», 1811 год Бог сновидений, Морфей может принимать любую форму и являться людям во сне. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает. Греки почти всегда изображали его в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках, однако на некоторых памятниках искусства он представляется в образе бородатого старца с цветком мака в руке. Морфей обязан следить за снами царей и героев. Главная роль Ириды – быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и даже в преисподнюю. Зевс посылает её с кубком набрать воды из Стикса.

6 слайд

«Стихи, сочиняются ночью во время бессонницы» Мне не спится, нет огня; Всюду

Описание слайда:

«Стихи, сочиняются ночью во время бессонницы» Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздается близ меня, Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? Что ты значишь, скучный шепот? Укоризна, или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу… В стихотворении А.С. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» лирическому герою противостоит бессонница, не отпускает его. Он же старается разгадать её сущность. Выразительные, образные метафоры помогают Пушкину создать картину происходящего вокруг, а точнее – невидимого, но ощущаемого («Спящей ночи трепетанье,//Жизни мышья беготня…»). 

7 слайд

Тема бессонницы в литературе

8 слайд

Антон Дельвиг «К Морфею» Увы! ты изменил мне, Нескромный друг, Морфей! Один

Описание слайда:

Антон Дельвиг «К Морфею» Увы! ты изменил мне, Нескромный друг, Морфей! Один ты был свидетель Моих сокрытых чувств, И вздохов одиноких, И тайных сердца дум. Зачем же, как предатель, В видении ночном Святую тайну сердца Безмолвно ты открыл? <…> Дата написания: 1823 год. Стыдливость, ушла с рассветом , но ночь дала ответы на размышления автора.

9 слайд

 Михаил Врубель.&quot;Кровать&quot; из цикла этюдов &quot;Бессонница&quot;, 1905.

Описание слайда:

 Михаил Врубель.”Кровать” из цикла этюдов “Бессонница”, 1905.

10 слайд

Ф.И. Тютчев «Бессонница» Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Яз

Описание слайда:

Ф.И. Тютчев «Бессонница» Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья, Пророчески-прощальный глас? <…> Тютчев же утверждает: бессонница есть порог смерти, к которому каждый из нас рано или поздно подойдёт, а так как происходит постоянная смена времён и поколений, забвение неизбежно. Отсутствие лирического «я» и конец жизни в стихотворении Тютчева объясняется тем, что, согласно его концепции мира и человека, жизнь – это всего лишь миг, «одно мгновение».

11 слайд

А.А. Фет В полуночной тиши бессонницы моей Встают пред напряженным взором Был

Описание слайда:

А.А. Фет В полуночной тиши бессонницы моей Встают пред напряженным взором Былые божества, кумиры прежних дней, С их вызывающим укором. И снова я люблю, и снова я любим, Несусь вослед мечтам любимым, А сердце грешное томит меня своим Неправосудьем нестерпимым. <…> 3 января 1888

12 слайд

Джеймс Тимоти Глисон Джеймс Тимоти Глисон (22 ноября 1915 – 20 октября 2008)

Описание слайда:

Джеймс Тимоти Глисон Джеймс Тимоти Глисон (22 ноября 1915 – 20 октября 2008) был одним из Австралии «из выдающихся художников». Он был также поэт, критик, писатель и куратор. Он сыграл значительную роль в австралийской художественной сцене, в том числе в обслуживании на борту в Национальной галерее Австралии.

13 слайд

О. Э. Мендельштам Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел

Описание слайда:

О. Э. Мендельштам Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. <…>   Картины, возникающие в воображении лирического героя, увлекают его и наводят на размышления. На мой взгляд, автор задумывается над тем, что же является смыслом жизни. В итоге он приходит к выводу, что все в жизни подчинено любви. Бессонница – причастность к далеким событиям, ко всему мировому процессу.

14 слайд

Картина «Бессонница». Так как глаза героя закрыты, создаётся впечатление, что

Описание слайда:

Картина «Бессонница». Так как глаза героя закрыты, создаётся впечатление, что он всё-таки прибывает в состоянии сна. Неомодернизм

15 слайд

Анна Ахматова «Бессонница» Где-то кошки жалобно мяукают, Звук шагов я издали

Описание слайда:

Анна Ахматова «Бессонница» Где-то кошки жалобно мяукают, Звук шагов я издали ловлю… Хорошо твои слова баюкают: Третий месяц я от них не сплю. Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? Окна тканью белою завершены, Полумрак струится голубой… Или дальней вестью мы утешены? Отчего мне так легко с тобой?   

Читайте также:  Что принимать от бессонницы и панических атак

16 слайд

Тема бессонницы в литературе

17 слайд

М.И.Цветаева Из цикла «Бессонница» В огромном городе моем – ночь. Из дома сон

Описание слайда:

М.И.Цветаева Из цикла «Бессонница» В огромном городе моем – ночь. Из дома сонного иду – прочь. И люди думают: жена, дочь, – А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет – путь, И где-то музыка в окне – чуть. Ах, нынче ветру до зари – дуть Сквозь стенки тонкие груди – в грудь. Есть черный тополь, и в окне – свет,   Это путь одинокого человека в ночи; это необычное состояние; это мир контрастов, который открыт не каждому. Марина Цветаева сказала этими словами самое главное: она принадлежала миру «бессонницы» и была неразрывно с ним связана. Бессонница была великой силой, которая вела её по творческому пути, вдохновляла на новые стихотворения, помогала быть ближе к своей цели: донести до народа то, что переполняло её душу, дать людям понять, увидеть мир, в котором они живут. Обвела мне глаза кольцом Теневым — бессонница. 17 июля 1916. Москва

18 слайд

И звон на башне, и в руке – цвет, И шаг вот этот – никому – вслед, И тень вот

Описание слайда:

И звон на башне, и в руке – цвет, И шаг вот этот – никому – вслед, И тень вот эта, а меня – нет. Огни – как нити золотых бус, Ночного листика во рту – вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам – снюсь.   Это путь одинокого человека в ночи; это необычное состояние; это мир контрастов, который открыт не каждому. Марина Цветаева сказала этими словами самое главное: она принадлежала миру «бессонницы» и была неразрывно с ним связана. Бессонница была великой силой, которая вела её по творческому пути, вдохновляла на новые стихотворения, помогала быть ближе к своей цели: донести до народа то, что переполняло её душу, дать людям понять, увидеть мир, в котором они живут. Обвела мне глаза кольцом Теневым – бессонница. 17 июля 1916. Москва

19 слайд

«Одиночество» – Поль Дельво solitudeПоль Дельво (на французском языке:  [dɛlv

Описание слайда:

«Одиночество» – Поль Дельво solitudeПоль Дельво (на французском языке:  [dɛlvo] ; 23 сентября 1897 – 20 июля 1994 года) был бельгийский художник, связан с ссюрреализмом, известный своими картинами (обнаженные женщины).

20 слайд

Н.М.Рубцов «Бессоница» Окно, светящееся чуть. И редкий звук с ночного омута.

Описание слайда:

Н.М.Рубцов «Бессоница» Окно, светящееся чуть. И редкий звук с ночного омута. Вот есть возможность отдохнуть… Но как пустынна эта комната! Мне странно кажется, что я  Среди отжившего, минувшего, Как бы в каюте корабля, Бог весть когда и затонувшего,   Никола́й Миха́йлович Рубцо́в (3 января 1936, село Емецк, Северный край – 19 января 1971, Вологда) – русский лирический поэт.

21 слайд

Что не под этим ли окном Под запыленною картиною Меня навек затянет сном, Как

Описание слайда:

Что не под этим ли окном Под запыленною картиною Меня навек затянет сном, Как будто илом или тиною. За мыслью мысль – какой-то бред, За тенью тень – воспоминания, Реальный звук, реальный свет Едва доходят до сознания. И так раздумаешься вдруг, И так всему придашь значение, Что вместо радости – испуг, А вместо отдыха – мучение…  

22 слайд

Давид Самойлов «Бессонница» Я разлюбил себя. Тоскую От неприязни к бытию. Кля

Описание слайда:

Давид Самойлов «Бессонница» Я разлюбил себя. Тоскую От неприязни к бытию. Кляну и плоть свою людскую, И душу бренную свою. Когда-то погружался в сон Я, словно в воду, бед не чая. Теперь рассветный час встречаю, Бессонницею обнесен. Она стоит вокруг, стоглаза, И сыплет в очи горсть песка. От смутного ее рассказа. Давид Самойлов русский советский поэт, переводчик. Давид Самойлов – поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт – Википедия

23 слайд

На сердце смертная тоска. И я не сплю - не от боязни, Что утром не открою гла

Описание слайда:

На сердце смертная тоска. И я не сплю – не от боязни, Что утром не открою глаз. Лишь чувством острой неприязни К себе – встречаю ранний час.

24 слайд

Источники https://slova.org.ru/ pishi-stihi.ru ru-poetry.ru https://magazines.r

Описание слайда:

Источники https://slova.org.ru/ pishi-stihi.ru ru-poetry.ru https://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/11/su11.htm https://in-poetry.ru/topic-bessonniytsa.htmll

Тема бессонницы в литературе

Курс повышения квалификации

Тема бессонницы в литературе

Курс повышения квалификации

Тема бессонницы в литературе

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Очень красивая творческая работа по литературе «Тема бессонницы в поэзии» выполнена Екатериной Куянец, ученицей 11б класса гимназии № 405 Санкт-Петербурга, под руководством учителя Н.В. Дудкиной.

Презентация представляет собой подборку стихотворений, темой которых является бессонница, подборка стихов сопровождается произведениями живописи и графики. Работа может быть использована на уроках литературы и в дополнительном образовании.

Общая информация

Номер материала:

ДБ-154241

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Мотив сна — довольно часто встречающаяся тема в вариантах как ЕГЭ, так и ОГЭ. Толкования сновидений берут начало из фольклора и, безусловно, являются отличным подспорьем писателям и поэтам в их желании добавить еще один “слой” в свое произведение. Сны в литературе могут иметь, как минимум, три функции, поэтому, по традиции, предлагаю рассмотреть три примера из списка по кодификатору.

1. Сон Гринёва (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина)

Петруша Гринёв уже встретил Емельяна Пугачёва, но пока не узнал, кто это. Вожатый (как его поначалу называет главный герой) помог кибитке выбраться из бурана. Пока они ехали, Гринёв задремал и увидел необычный сон, которому предстоит сбыться на последующих страницах романа (или исторической повести, как еще называют “Капитанскую дочку”).

Мать Гринёва называет “мужика с черной бородою” отцом (а затем “посаженым отцом”) Петруши — в будущем у Петра Андреевича и Пугачёва выстроятся уважительные отношения, а предводитель народного восстания будет тепло, даже как-то по-отечески относиться к герою и помогать ему.

Гринёв отказывается “просить благословение у мужика”, то есть целовать ему руку в дальнейшем мы увидим, что герой не станет присягать Пугачёву (опять-таки целовать ему руку), оставаясь верным клятве, данной императрице.

Мужик из сна выхватил топор, и “комната наполнилась мертвыми телами” здесь речь идет о будущих кровавых расправах, учиненных предводителем народного бунта, в том числе убийстве родителей Маши Мироновой, свидетелем которого станет Петр Гринёв.

Вообще Пушкин очень часто “одаривал” своих героев “вещими” снами: они всегда сбываются. Иной раз пушкинское сновидение более-менее понятно и так, а иной раз без сонника не обойтись (как в случае со сном Татьяны Лариной из “Евгения Онегина”).

Читайте также:  Афобазол от бессонницы цена

2. Сон Раскольникова (“Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского)

Родиону Романовичу Раскольникову за весь роман снится несколько снов: он постоянно находится на грани между реальностью и забытьем, его лихорадит, его преследуют навязчивые мысли… Но самым ярким, на мой взгляд, является его самый первый сон (V глава первой части романа) о лошади.

Маленький (“лет семи”) Родя боится кабака с орущей и ругающейся толпой и “любит церковь и старинные в ней образа” в финале “Преступления и наказания” мы увидим Раскольникова, читающего Евангелие на каторге.

Некий молодой мужик Миколка (то же имя, что у персонажа, который “признается” в убийстве старухи-процентщицы) бьет свою тощую лошадь, которая не в силах везти толпу пьяных людей. Большинство смеется, отец Раскольникова пытается уйти и увести сына, седой старик осуждающе качает головой, но никто ничего не делает кроме маленького Роди: он бросается к лошади, пытаясь защитить ее, и сам получает удары (“один из секущих задевает его по лицу”), он плачет и заламывает маленькие ручки конечно, именно эта сцена показывает и нам, читателям, и самому Родиону Романовичу, что он добрый и жалостливый человек: если страдания и смерть животного производят на него подобное впечатление, значит, он никогда не сможет хладнокровно убить человека. Так и получается: он убивает, но страдает еще сильнее, чем в детстве при виде издевательств над лошадкой. В этой сцене мы также видим, что Раскольников натура действующая, активная, он не может сидеть сложа руки, когда кого-то угнетают (именно поэтому он и придумал свою “теорию” чтобы защитить тех, кто сам о себе позаботиться не может).

Миколке не удается с первого раза убить свою лошадь: ему приходится бросить кнут и взять оглоблю, но когда и это не “помогает”, мужик хватает железный лом (при этом один из зрителей кричит: “Топором ее, чего! Покончить с ней разом!”) здесь возникает мотив топора и мысль о том, что убить будет не так-то просто можно (и нужно) остановиться, пока не произошло непоправимое. Как мы помним, Раскольникову придется несколько раз ударить старуху-процентщицу обухом топора, прежде чем она умрет.

Таким образом, этот сон Раскольникова нужен Достоевскому затем, чтобы показать, что герой на самом деле не способен на плохой поступок, ведь подсознание раскрывает истинное положение вещей, срывает надетые маски.

3. Четвертый сон Веры Павловны (“Что делать?” Н.Г. Чернышевского)

Пожалуй, самый знаменитый сон в русской литературе, потому что его так постоянно и называют “четвертый сон Веры Павловны”, забывая, о чем были предыдущие три. Итак, перед нами еще одна функция сновидения демонстрация того, чего не может быть, утопии, мечты самого писателя. Сон представляет отличную площадку для реализации фантазий: никто не осудит ни героя, ни автора, ведь это всё приснилось!

Вера Павловна видит картины жизни женщин в разные тысячелетия, и почти всегда женщина оказывается рабыней мужчины, но потом всё меняется Чернышевский пишет о “светлом будущем”, в котором будет, наконец, возможно равноправие полов.

Люди живут во дворце, построенном из чугуна, хрусталя, стекла, а также алюминия (“Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий!”) алюминий считался “металлом будущего” и достиг расцвета к середине XX века.

Почти всё за человека делают машины (например, убирают хлеб), поэтому люди просто поют и наслаждаются жизнью, сидя в тени.

“Городов осталось меньше прежнего”: 99 из 100 предпочитают жить вне городов, в “павильонах и шатрах”, ведь “каждый может жить, как ему угодно”.

“Пять-шесть блюд” для каждого на обед, будничный вечер похож на придворный бал, когда “одежда женщин роскошна” и т.п.

Чернышевский в четвертом сне Веры Павловны показывает утопическое светлое будущее человечества таким, каким он его себе представляет (кое-что вызывало улыбку и тогда, вызывает и сейчас; многие критиковали Чернышевского еще при жизни за этот “сон”). Героиня стала лишь проводником мыслей революционера-демократа.

Таким образом, сны в произведениях никогда не бывают случайны: обращайте на них внимание и запоминайте, кому они снились, чтобы привести в качестве аргумента на экзамене по литературе.

Источник

Тема бессонности – одна из ключевых в творчестве Цветаевой. Бессонность – важнейшее свойство ее лирической героини, неотъемлемая составляющая ее духовной жизни. В философской системе Цветаевой бессонность означает “растревоженность” духа, не знающего безразличия, апатии, “сна”, в противовес равнодушию это вечный вызов всему неподвижному, оцепенелому, застывшему в своем развитии, вызов миру, “где наичернейший- сер!”, готовность к подвигу.

Наиболее ярко это понятие раскрывается в цикле “Бессонница” (1916). Здесь бессонница предстает перед читателем во множестве обликов. Неизменно одно – она “вечная спутница” лирической героини. Именно бессонница дает героине возможность уйти в свой, особый мир, отрешиться от обыденности, остаться наедине с собой, отринув тщету и суетность дня. Она помогает героине обрести новый взгляд на бытие.

Бессонница диктует героине свои законы, обязывая ее быть личностью, выступает неким катализатором развития ее индивидуальности. Остановимся на одном стихотворении из цикла – “Сегодня ночью я одна в ночи – / Бессонная, бездомная черница!” Эта самохарактеристика весьма показательна: одинокая (без спутника), бессонная (без сна), бездомная (без дома), она тем не менее не ощущает себя несчастной и обделенной. Ей ведома особая радость: “Сегодня ночью у меня ключи / От всех ворот единственной столицы!” Она чувствует себя владелицей тех сокровищ, которые недоступны другим. “Ключи от всех ворот” – здесь символ доступа к тайнам не только “единственной столицы”, но и подспудной, сокровенной жизни человеческой души.

Она счастлива тем, что город в эту пору словно принадлежит ей одной, и она призвана оберегать и хранить его сокровища, служить ему. Мотив самоотверженного, самоотреченного служения подчеркнут и словом “черница” – монахиня. Для “бездомной черницы” город – дом.

В стихотворении присутствует и важный для цветаевского творчества мотив пути. В данном случае это путь познания и самопознания. Именно бессонница побуждает героиню вступить на этот путь: “Бессонница меня толкнула в путь”. Бессонница же пробуждает и проясняет в душе героини самые высокие и светлые чувства – от восхищения красотой Кремля (“О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!”) до нежности и любви ко всему миру. Благоговение и любовь к “единственной столице” рождают любовь ко всей земле: “Сегодня ночью я целую в грудь – / Всю круглую воюющую землю!”

Таким образом, бессонница, “толкнув” героиню в путь, распахивает перед ней горизонт. Обостряя чувство причастности к святыне “нерукотворного града”, бессонница заставляет героиню с кремлевского холма мысленно окинуть взором неоглядные дали. (Вспомним строки О. Мандельштама: “На Красной площади всего круглей земля / И скат ее твердеет добровольный”.) Так возникает в душе героини стремление внести умиротворение в жизнь страдающей “воюющей земли” (“воюющей” метафорически и реально: 1916 год – третий год мировой войны).

Бессонница предельно обостряет все ощущения героини: “Вздымаются не волосы – а мех,/ И душный ветер прямо в душу дует”. Эпитет “душный” несет здесь двойную нагрузку. Во-первых, с его помощью “рифмуются” смысл и звучание соседних слов: “душный ветер” – “в душу”. Во-вторых, он подчеркивает нестерпимую, невообразимую глубину проникновения внешнего мира во внутренний. Открытость, распахнутость души героини таковы, что “ветер прямо в душу дует”. Он проникает внутрь всего существа.

Город в стихотворении не только определенная географическая точка – Москва, но и сама душа героини. Это путешествие в ночи для нее еще и путешествие по улицам и площадям своего беспредельного внутреннего мира. И поскольку, по убеждению Цветаевой, душа в ночи всегда вырастает, героиня находит в себе силы подняться над всем и всеми, а поднявшись, всех пожалеть (всех – независимо от того, счастливы они или нет): “Сегодня ночью я жалею всех, / Кого жалеют и кого целуют”.

Собственное одиночество ничуть не ожесточает героиню, не разводит ее с миром. Напротив, по мере прохождения “бессонной черницей” своего пути, по мере того, как ее душой овладевает прелесть ночи, возвышенная красота окружающего, в сердце ее возникает и крепнет столь же прекрасное сострадательное чувство любви. Причем это любовь в народном понимании – любовь-жалость. Такой путь благодаря бессоннице проходит ее душа – от примиряющего поцелуя любви всей земле до нежности ко всем людям – разным по судьбе, но единым в своей земной доле. Этот мотив примирения, мечта о гармонии возникали и раньше в цветаевской лирике. Вот строки из стихотворения 1915 года: “Я знаю правду! Все прежние правды – прочь! / Не надо людям с людьми на земле бороться!” Многим поэтам разных времен виделась картина грядущего умиротворения: “когда народы, распри позабыв,/ В счастливую семью соединятся” (Пушкин); “когда по всей планете / Пройдет вражда племен: исчезнет ложь и грусть” (Есенин). Цветаевская героиня понимает: эти времена никогда не наступят, если люди не научатся сострадать друг другу, если не проникнутся активным стремлением к деятельному добру. Ее собственная душа в способности любить вырастает до самоотречения.

Бессонность в цветаевской лирике не только свойство души, но и способ существования в мире. Об этом – десятое стихотворение цикла. Героиня, идя по ночному городу, видит в нем и других неспящих: “Вот опять окно,/ где опять не спят”. Горящее в ночи окно – знак чьей-то бессонности. Что бы ни было за ним – радость ли, горе, одиночество, счастье любви, – такое окно, подчеркивает автор, всегда знак чего-то важного в судьбах людей. Как некий сигнал в бескрайнем океане темноты, оно всегда громко звучит в ночном мраке: “Крик разлук и встреч – / Ты, окно в ночи!” “Разлуки” и “встречи”, врываясь в ровное течение жизни, диктуют свои законы, заводят свой распорядок, подчиняющийся лишь прихотливой логике расставаний и узнаваний. И это значит, что для бессонных людей не может быть и речи о тихом, безмятежном, бестревожном бытии:

Читайте также:  Средство от бессонницы состав

Нет и нет уму

Моему – покоя.

– И в моем дому

Завелось такое.

Бессонность для героини – способ не только жизненного, но и творческого существования. (Вспомним строки Пастернака: “Не спи, не спи, Художник, / Не предавайся сну”.) Об этом говорится в другом стихотворении цикла, где героиня обращается к ночи, слагая ей некий торжественно звучащий языческий гимн: “Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая / Свет – люблю тебя, зоркая ночь”. “Сосущая свет” – впитывающая свет, преображающая его. Ночь дорога ей как источник творческого вдохновения, “праматерь песен”. Ночь наделена могучей властью: в ее “длани узда четырех ветров”. Она владычествует и над обычными ветрами, и над стихиями поэзии. Себя героиня видит лишь подчиненной этой повелительнице: “Клича тебя, славословя тебя, я только / Раковина, где еще не умолк океан”.

Уподобление ночи океану вызывает ассоциацию с тютчевскими строками из стихотворения “Как океан объемлет шар земной…”: “И мы плывем, пылающею бездной / Со всех сторон окружены”. В цветаевском стихотворении ночь мыслится прежде всего как Океан Поэзии. Поэт, приобщившись к этой стихии, стремится передать шум океана, донести до других звуки гармонии – так раковина, что заключает в себе отзвук величественной мелодии морской стихии, доносит ее до того, кто захочет вслушаться. Обращение к ночи, как к океану, мы найдем и у поэта – современника Цветаевой – О. Мандельштама. В стихотворении “Раковина” он писал:

Быть может, я тебе не нужен,

Ночь; из пучины мировой,

Как раковина без жемчужин,

Я выброшен на берег твой.

Героиня стихотворения Цветаевой тоже помнит о возможности раствориться в этом океане, потонуть в ночи, слиться с ней: “Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека! / Испепели меня, черное солнце – ночь!” Она готова отречься от былых привязанностей (“Я уже нагляделась в зрачки человека!”), признав над собой владычество “праматери песен”.

Отдавая себя во власть “черному солнцу” – ночи, героиня отдает себя во власть могучей и грозной творческой стихии. И именно бессонница помогает героине сделать важнейший нравственный выбор. Это сознательный выбор в пользу непокоя, в том числе и поэтического – непрестанного горения души.

Источник