Тем кто ложится спать спокойного сна цой
Сергей Янков
23 октября 2016 · 2,0 K
Очень часто эту песню любят толковать разнообразные «эзотернутые» и религиозные люди. Причем толкуют ее символы таким образом: стук копыт ночь — это указание на темные, дьявольские силы, небесный пастух… ну вы сами догадываетесь кто. Для эзотериков и христиан в этой песне видится борьба добра и зла в образе ночи.
При этом совершенно забывается о самом авторе и его отношении к ночи. «Ночь для меня — это время суток, когда исчезают все отвлекающие факторы. Кроме того, ночь наполняет меня ощущением мистики» — говорит Цой в интервью журналу «Рокси». Теперь вспомним песню «Ночь», которая также посвящена этому времени суток. «Я люблю ночь за то, что в ней меньше машин».
В песне «Спокойная ночь» и без этого совершенно ясно, что лирический герой не рассматривает ночь как олицетворение зла, ночь для него — желанное время: «Я ждал это время, и вот это время пришло. Те, кто молчал — перестали молчать». Но вырванная из контекста песни фраза «ночь сильней, ее власть велика» видится религиозным исследователям в контексте того, во что они верят.
Образ «небесного пастуха», в котором видят сложный евангельский символ, можно объяснить гораздо проще и поэтичнее ( не бдем забывать, что Цой все же не релииозный деятель, а творческий человек): это ветер, который гоняет облака, похожие на овец, по небу (некоторые считают, что это луна, но мне больше симпатичен ветер). Когда я еще не сильно понимала песни Цоя и мало знала о нем, у меня и в мыслях не возникало никаких параллелей с Евангелием, я вообще считала, что Цой подразумевает под «небесным пастухом» какое-то шаманско-корейское невидимое божество неба и ветра:)))
«Стук копыт», по моему, имеет отношение к христианским символам не непосредственно, а через художественную литературу. когда я слышу эту песню, мне представляется образ всадников и лошадей, которые скачут по небу, удаляясь от земли. И вообще, как я думаю, сама песня навеяна концовкой романа Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Мастер и Маргарита в сопровождении Воланда и его свиты отправляются в другой мир. ( отсюда и христианские символы в песнях не религиозного, но знакомого с русской литературой человека).
Разобрав самые заметные образы в этой песне, теперь можно перейти к ее сути. А суть как раз-таки вовсе ни о какой борьбе тьмы со светом. Это песня о волшебном, о том чуде, ко оторого обычные люди не замечают вокруг себя. В этой песне есть противостояние ,но вовсе не зла и добра, а лирического героя, «тех кто спасен» и «соседей». Если уж эту песню с натяжкой можно назвать «песней о добре и зле», то «зло» (а точнее, то, что не симпатично, не близко лирическому герою, то, о чем он поет со злой иронией тут как раз — это не ночь, которая сильнее (и поэтому страшащая религиозных исследователей», а обывательский мир, мир людей, который тщетно пытается бороться с властью ночи, подмять под себя великое своей мелочностью. «Соседи приходят, им слышится стук копыт, Мешает уснуть, тревожит их сон. Те, кому нечего ждать, отправляются в путь. Те, кто спасен».
То есть люди, даже поглощенные заботами и суетой, все равно чувствуют, что живут не совсем полной и интересной жизнью, чудо, которого ждал и видит лирический герой, все равно косвенно затрагивает их, но они воспринимают это не с интересом, а с раздражением: ночью все НОРМАЛЬНЫЕ люди обязаны спать!
Интересно, что сверхъестественное в данном случае происходит не само по себе. Особенность фантастики Цоя — это преимущественн действие обычных людей в фантастическом антураже, его сверхъестественное — в обыденном. Чудо здесь осуществляют точно такие же обычные люди, но стоящие по другую сторону баррикад: те, кому нечего здесь ждать, те, кого не устраивает этот «обычный мир». Они находятся не в конфронтации с ним, а пытаются убежать от него, спастись. Они убегают в ночь и таким образом открывают в себе силу и правильный путь — ведь ночь гораздо сильнее обычного мира, «мира города».
Но лирический герой Цоя, как всегда ни на чем не настаивает. Он просто рассказывает о том, что есть и предлагает выбор. «А тем, кто ложится спать, спокойного сна». Можно это понимать и как просто пожелание, но в контексте моего понимания это несколько злая усмешка: продолжайте спать, соседи, не видя чудес которые происходят у вас под носом. В таком понимании это уже не просто сон, а умственная лень и сон души.
Посоветуйте, пожалуйста, музыкальных исполнителей, чьи песни несут глубокий смысл?
Космополит, агностик, искатель.
Александр Башлачёв, Янка Дягилева, Борис Гребенщиков, Веня Д’ркин, Сплин, Юрий Наумов, Ночные Снайперы, Олег Медведев, Ольга Арефьева, Павел Кашин…
Прочитать ещё 12 ответов
Почему слушать Боуи — это признак хорошего музыкального вкуса, а АК-47 — плохого?
Музыкант, DJ, маркетолог, телеком-специалист
Таких “псевдомеломанов” очень легко определить, именно от них вы можете услышать фразу “не слушаю рэп, рэп для гопников”, “не слушаю блатняк, он для таксистов”, “не слушаю метал, он для нефоров”, “не слушаю транс, он для нариков”, “не слушаю классику, она для стариков”. Таким образом эти люди дистанцируют себя от тех людей, которые им неприятны. СМИ это всячески поддерживает.
Умному и любознательному человеку будет интересно послушать музыку любого направления, т.к. любое направление – это срез жизни определенной группы людей или определенной субкультуры.
Любая музыка имеет права на существование и своего слушателя. Если музыкант написал песню, и она искренне понравилась хотя бы одному слушателю – значит песня выполняет свою цель. Слушайте те песни, которые нравятся лично вам и находят отклик в вашей душе, не обращайте внимание на мнение других.
Прочитать ещё 25 ответов
О чем стихотворение Александра Блока — Ночь, улица, фонарь, аптека?
Стихотворение написано вскоре после первой революции. Очень многие представители интеллигенции в ней разочаровались и было много самоубийств. Особенно часто прыгали с мостов – была такая мода своеобразная. Поэтому около всех водоемов поставили так называеые аптеки – такие будки, где сидел дежурный, который должен был вытащить утопленника, если слышал всплеск. Отсюда все и происходит:
Ночь, улица, фонарь, аптека.
– человек идёт по улице и пересказывает то, что видит.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Я все будет так, исхода нет.
– передача общего угнетенного настроения.
Умрёшь, начнёшь опять сначала.
И повторится все как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
– попытка самоубийства
Аптека, улица, фонарь.
– неудавшегося самоубийцу спасают и он выходит из аптеки на улицу. Возможно, для того чтобы он совершил новый заход, потому что “повторится все, как встарь” указывает на то, что попытка была не первой. И вряд ли последней.
Прочитать ещё 6 ответов
Источник