Тарковский тебе не наскучило каждому сниться анализ
Арсений Тарковский
Поэзия
Творческие дебюты отца и сына Тарковских состоялись в 1962 году. Первая книга стихов отца «Перед снегом» и выход фильма «Иваново детство» сына, получивший в 1963 году премию Венецианского кинофестиваля и принесший автору мировую известность. А потом Арсению Тарковскому пришлось пережить гонения на сына, его отъезд из страны и смерть Андрея в 1986 году на чужбине, во Франции. Замечательный поэт жил в безвестности почти 35 лет. И с годами все более очевидней становилась неразрывность кровного и духовного родства отца и сына. Арсений вспоминал, что был воспитан в преклонении перед законами человечности, уважения к личности и достоинству людей. Самым главным считал добро, идею добра во всех воплощениях.
В четверть шума я слышал, вполсвета
я видел,
но зато не унизил ни близких, ни трав,
равнодушием отчей земли не обидел.
Учащимся предлагаем индивидуальные и групповые задания.
- Используя материалы, помещенные в трехтомнике Тарковского подготовить биографический очерк о поэте.
- Проследить, как отразились в творчестве Тарковского образы и идеи «Слова о полку Игореве».
- Сравнить стихотворение Тарковского «Рифмы» со стихотворением Е. Баратынского «Рифма».
- Подумать, что новое внес Тарковский в тему поэта и поэзии.
- Проанализировать циклы стихов Тарковского «Памяти М. И. Цветаевой» и «Памяти А. А. Ахматовой».
- Сопоставить образ зеркала в одноименном фильме и в поэзии Тарковского («Зеркало» «Мосфильм» 1974)
Материал, отобранный учениками.
Арсений Александрович родился 25 июня 1907 года в городе Елизаветграде Херсонской губернии. Отец его, Александр Карлович, в молодости был народовольцем, за что сидел. А позднее отправлен в Сибирь. В ссылке вел подробные записи о жизни в Туруханском крае, о людях, о политике. Вернувшись из ссылки, женился на Марии Дмитриевне Рачковской. В семье было трое детей: дочь Александра Карловича от первого брака (первая жена умерла) и двое сыновей: Валерий и Арсений. Дети, живя в одном доме, переписывались между собой, издавали на даче рукописный журнал. Отец Арсения Александровича знал более 10 языков. Детство у Арсения было безоблачным и счастливым.
Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.
В фильме «Зеркало» с особой остротой выразилась тоска героя по детству. Брат Арсения Валерий Александрович (Валя) был убит во время гражданской войны в 1919 году. В 1924 году Арсений закончил Единую трудовую школу-семилетку, и семья переехала в Москву. В 1925 году, сдав экзамены, состоявшие из чтения собственных стихов и разговоров о литературе, он был принят на Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. Учителем для Арсения стал поэт и переводчик Георгий Шенгели, который не дал молодому поэту умереть с голоду. Шенгели уступил свое место в «Гудке» (газета). Конец 20-х – начало 30-х годов – время становления А. Тарковского как поэта. В начале творчества Тарковский был подвержен влиянию О. Мандельштама, с которым познакомился в конце 20-х годов. Влияние акмеситов сказалось во многих стихах конца 20-х – начала 30-х годов.
Все разошлись. На прощанье осталась
Оторопь желтой листвы за окном,
Вот и осталась мне самая малость
Шороха осени в доме моем.
И все же Тарковскому удалось стать самостоятельным поэтом. Творческая судьба была тяжелой. Рапповцы обвинили его в «мистицизме», из-за чего он лишился работы на радио. Русская классическая традиция – вот в чем нашел Тарковский основу для поэтического творчества. В 1946 году Тарковский решился, наконец, выпустить свою первую книгу. Ее набрали в типографии, но вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», книга была рассыпана. Удар был сильный, только в 1960 году Тарковский снова решился на издание книги. Сборник стихов «Перед снегом» – неожиданный и драгоценный подарок читателю. Самое поразительное то, что слова, которые мы произносим каждую минуту, делались в стихах неузнаваемыми, облеченными в тайну.
Я тот, кто жил во времена мои,
Но не был мной.
На фронт Тарковский ушел добровольцем в декабре 1941 года. С 1941 по 1943 год был военным корреспондентом фронтовой газеты «Боевая тревога» и участвовал в боевых действиях под Москвой, на Западном, Брянском, Втором Белорусском и Первом Прибалтийском фронтах. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной 1 степени. В декабре 1943 года был тяжело ранен, перенес ампутацию ноги и был демобилизован в 1944 году в звании капитана гвардии. У Тарковского есть жуткие стихи о войне:
…снег сошел, и ранняя весна
На цыпочки привстала и деревья
Окутала своим платком зеленым
(«Полевой госпиталь»)
Оживают искалеченные деревья, оживает душа поэта. Тема защиты родины от врагов вечная. Яркий образ ветра – один из любимых в поэзии Тарковского. Восходит к фольклору. Идет жестокая война. Тарковский обращается к «Слову о полку Игореве». В стихотворении «Тебе не наскучило каждому сниться» центральный образ Ярославны. Это монолог воина, погибшего на Каяле. Кукушка Ярославна горюет обо всех. В ее плаче бессмертны все безымянные бойцы, сложившие головы за русскую землю. И вот это уже не героиня древнерусской литературы, а любимая поэта, обернувшись кукушкой, выручает его из беды. Эта женщина – его спасение и надежда в безумстве войны. В стихотворении «Кони ржут за Сулою» – продолжена тема исторической памяти и защиты родины. Поэт верит, что Россия спасет и сохранит себя, потому что в ней таится силы, которую врагу не пересилить. Эта мысль ярко выражена в стихотворении «Земля» (1944)
К тебе, истомившись, потянутся руки
С такой наболевшей любовью объять,
Я снова пойду за Великие Луки,
Чтоб снова мне крестные муки принять.
Горькая память о войне не дает покою поэту. Тема памяти. Тема вины перед убитыми переплетается и в поэзии Тарковского в темой нравственного долга перед ними:
Мы делили
Одну судьбу. Они достойней были
И умерли, а я еще живу.
«Памяти друзей» 1945
В стихах переплетается личное и общее, горе и любовь, смерть и жизнь, война и мир. Земля – родина. Эти понятия святы для поэта, святы для каждого из нас. Отстоять родину – значит защищать свой дом, землю предков, свою культуру, самобытность. В 1966 году выходит второй сборник стихов Арсения Тарковского «Земле – земное». В него вошли стихи периода 1941-1966 годов. Любовь, время, смысл человеческой жизни, загадка творчества и судьбы поэта в этом мире – вот основные темы сборника. Цикл стихов «Памяти М.И. Цветаевой». Цветаева предстает в стихах упрямой, гордой, но несчастной и уставшей – она устала бороться с судьбой. Устала от одиночества, просто устала отстаивать любовь и талант. Здесь же продолжена тема личной утраты, смешанной с острым чувством вины, которая на совести поэта. «Я слышу, я не сплю» (1946).так случилось, что Арсению Тарковскому была подарена последняя дружеская привязанность Цветаевой, ему же посвящено последнее стихотворение. Цветаева откликнулась на стихотворение Тарковского «Стол накрыт на шестерых». В очередном сборнике Арсения Тарковского «Вестник» (вышел в 1969 году) стихотворение, ставшее эстрадным шлягером. Спокойная мудрость, грусть, сдержанность и лиризм.
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало,
На пригреве тепло,
Только этого мало.
Все, что сбыться могло, мне, как лист пятипалый,
Прямо в руку легло,
Только этого мало.
В это время Тарковский признал, что он мэтр стиха. Признание пришло ему на склоне лет. Государственная премия СССР оказалась посмертной.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло,
Только этого мало.
Самый значительный образ поэзии Тарковского – зеркало. Это предмет для поэзии традиционной. Для поэта – это возможность вернуться в прошлое, ведь молодость, творчество, любовь – вся прошедшая жизнь поэта – навсегда остались в мире зазеркалья:
Вся жизнь моя прошла и стала рядом,
Как будто вправду много лет прошло,
И мне чужим, зеленоватым взглядом
Ответило зеркальное стекло.
«Посвящение»
Зазеркальный мир – это мир сбывшихся надежд, счастливой любви. То, что порой не случается в жизни действительной, может произойти там, за гранью реальности, как в стихотворении «Первые свидания». Главное назначение зеркала – отражать окружающий мир правдиво и честно, не обманывая и не приукрашивая. Фильм «Зеркала» назван так не случайно. За кадром звучат 4 стихотворения поэта. Фильм рассказывает о доме, семье, об отце. Вглядываясь в прошлое, герой пытается осознать себя в настоящем, по-новому взглянуть на отношения с близкими людьми. И зеркало, которое никогда не лжет, примиряет его с собственной жизнью и судьбой. Для него важны понятия – личность, достоинство, дом, семья, род, традиция. Дом тоже зеркало, в котором остаются «сны», воспоминания, забытые надежды и желания. В доме вещи несут отпечаток прошлого. Дом – люди, живущие в нем, и те, которым еще только предстоит прийти сюда. Неразрывна связь времен: прошлого, настоящего, будущего. Неразрывна и связь поколений: отца и сына, деда и внука. Годы, которые поэт жил вне литературы научили его не суетиться, жить спокойно и мудро. Для него едины душа и Вселенная, как едины человек и природа.
Все на земле живет порукой круговой:
Созвездье, и земля, и человек, и птица.
«Дума»
Время, выпавшее на долю поэта было не простым. Сменялись политические авторитеты, поэтические пристрастия. Многие имена, прежде громко звучавшие, ныне прочно забыты. Но настало время тех, кто слушал время, доверял своему сердцу и таланту, не изменял высокому предназначенью поэта.
За хлеб мой насущный, за каждую
каплю воды
Спасибо скажу.
За этот пророческий, этот
бессмысленный дар,
За то, что нельзя
Ни словом, ни птичьим заклятьем
спастись от беды,
спасибо скажу.
Источник
Арсений Тарковский
Поэзия
Творческие дебюты отца и сына Тарковских состоялись в 1962 году. Первая книга стихов отца «Перед снегом» и выход фильма «Иваново детство» сына, получивший в 1963 году премию Венецианского кинофестиваля и принесший автору мировую известность. А потом Арсению Тарковскому пришлось пережить гонения на сына, его отъезд из страны и смерть Андрея в 1986 году на чужбине, во Франции. Замечательный поэт жил в безвестности почти 35 лет. И с годами все более очевидней становилась неразрывность кровного и духовного родства отца и сына. Арсений вспоминал, что был воспитан в преклонении перед законами человечности, уважения к личности и достоинству людей. Самым главным считал добро, идею добра во всех воплощениях.
В четверть шума я слышал, вполсвета
я видел,
но зато не унизил ни близких, ни трав,
равнодушием отчей земли не обидел.
Учащимся предлагаем индивидуальные и групповые задания.
Используя материалы, помещенные в трехтомнике Тарковского подготовить биографический очерк о поэте.
Проследить, как отразились в творчестве Тарковского образы и идеи «Слова о полку Игореве».
Сравнить стихотворение Тарковского «Рифмы» со стихотворением Е. Баратынского «Рифма».
Подумать, что новое внес Тарковский в тему поэта и поэзии.
Проанализировать циклы стихов Тарковского «Памяти М. И. Цветаевой» и «Памяти А. А. Ахматовой».
Сопоставить образ зеркала в одноименном фильме и в поэзии Тарковского («Зеркало» «Мосфильм» 1974)
Материал, отобранный учениками.
Арсений Александрович родился 25 июня 1907 года в городе Елизаветграде Херсонской губернии. Отец его, Александр Карлович, в молодости был народовольцем, за что сидел. А позднее отправлен в Сибирь. В ссылке вел подробные записи о жизни в Туруханском крае, о людях, о политике. Вернувшись из ссылки, женился на Марии Дмитриевне Рачковской. В семье было трое детей: дочь Александра Карловича от первого брака (первая жена умерла) и двое сыновей: Валерий и Арсений. Дети, живя в одном доме, переписывались между собой, издавали на даче рукописный журнал. Отец Арсения Александровича знал более 10 языков. Детство у Арсения было безоблачным и счастливым.
Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.
В фильме «Зеркало» с особой остротой выразилась тоска героя по детству. Брат Арсения Валерий Александрович (Валя) был убит во время гражданской войны в 1919 году. В 1924 году Арсений закончил Единую трудовую школу-семилетку, и семья переехала в Москву. В 1925 году, сдав экзамены, состоявшие из чтения собственных стихов и разговоров о литературе, он был принят на Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. Учителем для Арсения стал поэт и переводчик Георгий Шенгели, который не дал молодому поэту умереть с голоду. Шенгели уступил свое место в «Гудке» (газета). Конец 20-х – начало 30-х годов – время становления А. Тарковского как поэта. В начале творчества Тарковский был подвержен влиянию О. Мандельштама, с которым познакомился в конце 20-х годов. Влияние акмеситов сказалось во многих стихах конца 20-х – начала 30-х годов.
Все разошлись. На прощанье осталась
Оторопь желтой листвы за окном,
Вот и осталась мне самая малость
Шороха осени в доме моем.
И все же Тарковскому удалось стать самостоятельным поэтом. Творческая судьба была тяжелой. Рапповцы обвинили его в «мистицизме», из-за чего он лишился работы на радио. Русская классическая традиция – вот в чем нашел Тарковский основу для поэтического творчества. В 1946 году Тарковский решился, наконец, выпустить свою первую книгу. Ее набрали в типографии, но вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», книга была рассыпана. Удар был сильный, только в 1960 году Тарковский снова решился на издание книги. Сборник стихов «Перед снегом» – неожиданный и драгоценный подарок читателю. Самое поразительное то, что слова, которые мы произносим каждую минуту, делались в стихах неузнаваемыми, облеченными в тайну.
Я тот, кто жил во времена мои,
Но не был мной.
На фронт Тарковский ушел добровольцем в декабре 1941 года. С 1941 по 1943 год был военным корреспондентом фронтовой газеты «Боевая тревога» и участвовал в боевых действиях под Москвой, на Западном, Брянском, Втором Белорусском и Первом Прибалтийском фронтах. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной 1 степени. В декабре 1943 года был тяжело ранен, перенес ампутацию ноги и был демобилизован в 1944 году в звании капитана гвардии. У Тарковского есть жуткие стихи о войне:
…снег сошел, и ранняя весна
На цыпочки привстала и деревья
Окутала своим платком зеленым
(«Полевой госпиталь»)
Оживают искалеченные деревья, оживает душа поэта. Тема защиты родины от врагов вечная. Яркий образ ветра – один из любимых в поэзии Тарковского. Восходит к фольклору. Идет жестокая война. Тарковский обращается к «Слову о полку Игореве». В стихотворении «Тебе не наскучило каждому сниться» центральный образ Ярославны. Это монолог воина, погибшего на Каяле. Кукушка Ярославна горюет обо всех. В ее плаче бессмертны все безымянные бойцы, сложившие головы за русскую землю. И вот это уже не героиня древнерусской литературы, а любимая поэта, обернувшись кукушкой, выручает его из беды. Эта женщина – его спасение и надежда в безумстве войны. В стихотворении «Кони ржут за Сулою» – продолжена тема исторической памяти и защиты родины. Поэт верит, что Россия спасет и сохранит себя, потому что в ней таится силы, которую врагу не пересилить. Эта мысль ярко выражена в стихотворении «Земля» (1944)
К тебе, истомившись, потянутся руки
С такой наболевшей любовью объять,
Я снова пойду за Великие Луки,
Чтоб снова мне крестные муки принять.
Горькая память о войне не дает покою поэту. Тема памяти. Тема вины перед убитыми переплетается и в поэзии Тарковского в темой нравственного долга перед ними:
Мы делили
Одну судьбу. Они достойней были
И умерли, а я еще живу.
«Памяти друзей» 1945
В стихах переплетается личное и общее, горе и любовь, смерть и жизнь, война и мир. Земля – родина. Эти понятия святы для поэта, святы для каждого из нас. Отстоять родину – значит защищать свой дом, землю предков, свою культуру, самобытность. В 1966 году выходит второй сборник стихов Арсения Тарковского «Земле – земное». В него вошли стихи периода 1941-1966 годов. Любовь, время, смысл человеческой жизни, загадка творчества и судьбы поэта в этом мире – вот основные темы сборника. Цикл стихов «Памяти М.И. Цветаевой». Цветаева предстает в стихах упрямой, гордой, но несчастной и уставшей – она устала бороться с судьбой. Устала от одиночества, просто устала отстаивать любовь и талант. Здесь же продолжена тема личной утраты, смешанной с острым чувством вины, которая на совести поэта. «Я слышу, я не сплю» (1946).так случилось, что Арсению Тарковскому была подарена последняя дружеская привязанность Цветаевой, ему же посвящено последнее стихотворение. Цветаева откликнулась на стихотворение Тарковского «Стол накрыт на шестерых». В очередном сборнике Арсения Тарковского «Вестник» (вышел в 1969 году) стихотворение, ставшее эстрадным шлягером. Спокойная мудрость, грусть, сдержанность и лиризм.
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало,
На пригреве тепло,
Только этого мало.
Все, что сбыться могло, мне, как лист пятипалый,
Прямо в руку легло,
Только этого мало.
В это время Тарковский признал, что он мэтр стиха. Признание пришло ему на склоне лет. Государственная премия СССР оказалась посмертной.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло,
Только этого мало.
Самый значительный образ поэзии Тарковского – зеркало. Это предмет для поэзии традиционной. Для поэта – это возможность вернуться в прошлое, ведь молодость, творчество, любовь – вся прошедшая жизнь поэта – навсегда остались в мире зазеркалья:
Вся жизнь моя прошла и стала рядом,
Как будто вправду много лет прошло,
И мне чужим, зеленоватым взглядом
Ответило зеркальное стекло.
«Посвящение»
Зазеркальный мир – это мир сбывшихся надежд, счастливой любви. То, что порой не случается в жизни действительной, может произойти там, за гранью реальности, как в стихотворении «Первые свидания». Главное назначение зеркала – отражать окружающий мир правдиво и честно, не обманывая и не приукрашивая. Фильм «Зеркала» назван так не случайно. За кадром звучат 4 стихотворения поэта. Фильм рассказывает о доме, семье, об отце. Вглядываясь в прошлое, герой пытается осознать себя в настоящем, по-новому взглянуть на отношения с близкими людьми. И зеркало, которое никогда не лжет, примиряет его с собственной жизнью и судьбой. Для него важны понятия – личность, достоинство, дом, семья, род, традиция. Дом тоже зеркало, в котором остаются «сны», воспоминания, забытые надежды и желания. В доме вещи несут отпечаток прошлого. Дом – люди, живущие в нем, и те, которым еще только предстоит прийти сюда. Неразрывна связь времен: прошлого, настоящего, будущего. Неразрывна и связь поколений: отца и сына, деда и внука. Годы, которые поэт жил вне литературы научили его не суетиться, жить спокойно и мудро. Для него едины душа и Вселенная, как едины человек и природа.
Все на земле живет порукой круговой:
Созвездье, и земля, и человек, и птица.
«Дума»
Время, выпавшее на долю поэта было не простым. Сменялись политические авторитеты, поэтические пристрастия. Многие имена, прежде громко звучавшие, ныне прочно забыты. Но настало время тех, кто слушал время, доверял своему сердцу и таланту, не изменял высокому предназначенью поэта.
За хлеб мой насущный, за каждую
каплю воды
Спасибо скажу.
За этот пророческий, этот
бессмысленный дар,
За то, что нельзя
Ни словом, ни птичьим заклятьем
спастись от беды,
спасибо скажу.
Источник