Святые отцы о снах и сновидениях

Каждый человек видит сны. Некоторые люди пытаются истолковывать увиденное, искать определенный смысл, знаки. Однако Православная Церковь считает сонники ложной литературой. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как православным людям относиться к снам.
«Снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения…».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«…Здесь нужны внимание и рассуждение, чтобы он не верил некоторым снам, но знал бы, от Бога они или от беса. Но так как не все имеют такое рассуждение, то пусть он снам не верит вовсе. Впрочем, сновидения от Бога распознаются. Иногда они видятся в глубоком сне, иногда в тонком, как бы то ли спящему, то ли нет, и в краткое время. А когда человек просыпается, то полон радости, виденное увлекает ум и вызывает созерцание. И целые годы он вспоминает об этом, и оно незабываемо. А сны от бесов наполняют душу смятением. И когда человек просыпается и ум хочет вспомнить виденное, то наполняется страхом. И сердце этого не принимает. Но и если он это видит во сне, видения не останавливаются, но изменяются в видах и образах, в местах и способах, в поступках и движениях. И по этим изменениям, и мятежным и бесстыдным, ты можешь узнать, откуда они».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
* * *
«Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает».
(Преподобный Нил Сорский)
* * *
«Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«Все ветхозаветные откровения, согласно мнению святого Исаака Сирина, относятся к первой ступени: «Есть две ступени в Божественных откровениях. Во-первых, видения откровения в образах. Даже чувственные видения, как Неопалимая купина. Или духовные видения, как Лестница Иакова. Иногда в восхищении духа. Таковы и прозрения пророков, и та мудрость, о которой говорит апостол Павел (см. Кол. 1, 9; Еф. 1, 17–19). И наконец – вещие сны. Все эти откровения имеют педагогический смысл (воспитательное значение). Это только знаки и символы…».
(Святитель Григорий Палама)
* * *
«Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то, что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«Бывают и другие сны, от фантазии ума и от многоядения, впрочем, нет нужды о них рассказывать. Но сердце подвижника, когда он спит, непрестанно занято молитвами, как мы сказали в другом месте».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
«…сон заставил меня призадуматься: не хотелось бы застрять в таких сновидениях, где меня обманывают жалким образом. Собрав все силы, я твердо наказал себе спать как можно меньше, чтобы не попадать в уловки сновидений. Пришлось сделать пугающий своим реализмом вывод: сон – это сильнейшее оружие диавола, которым он удерживает душу в рабстве».
(Монах Симеон Афонский)
* * *
«Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».
(Преподобный Паисий Величковский)
* * *
«Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны. Я часто днем встречаюсь с людьми, выслушиваю их различные проблемы. А потом во сне ругаю кого-то: «Ах ты, безбожник, – кричу, – тебе на всех наплевать!» И просыпаюсь от собственных криков».
(Преподобный Паисий Святогорец)
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
Источник
В Священном Писании часто рассказывается, как Бог
через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых
встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без
труда припомнит, как ему или его близким приснился
«пророческий» сон, а то и не один. Как
относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному
во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.
Никифор Крылов. Спящий мальчик
Протоиерей Игорь
Шумилов:
– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю
через сновидения. И всегда это события чрезвычайной
важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают
такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это
скорее свойственно ветхозаветному времени.
Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об
этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного
рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную,
очень опасно доверять сновидениям.
Священник Петр
Гурьянов:
– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не
принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не
обращай особого внимания на сон. А вот те,
кто слишком увлекается снами, находятся в большой
опасности, потому что через сны человеком может начать
руководить диавол, если видит, что у этого человека есть
какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать
определенные образы, а результатом может стать духовная
смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.
Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам
Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить
человеку суть.
НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ!!!
Священник Димитрий
Шишкин:
– Святые отцы говорят, что сон – явление
сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и
богооткровенным, и следствием естественной работы ума и
сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые,
как мы помним, стремятся принять «вид ангела
светла», то есть стараются прельстить человека той
или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно
удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует
свои реакции во сне, чем наяву.
Если сон навязчиво «стоит перед глазами»,
надо мгновенно переключить внимание с него на молитву
Так что обычному человеку, не искушенному и не
«отточенному» аскетической и трезвенной
духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем
более значение своих сновидений. Поэтому многие святые
отцы советуют снам никакого значения не придавать, не
разбираться в них, не «копаться». А если по
пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво
«стоит перед глазами», то надо мгновенно
переключить внимание с него на пусть даже короткую, но
внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как
правило, уже через несколько минут этот сон или забывается
полностью, или оставляет слабый и незначительный след в
душе.
Вообще как в отношении «духовных видений», так
и в отношении «духовных снов» актуальна
известная монашеская формула: «не принимай и не
отвергай». И даже если сон действительно был по
внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся
от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его
как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное
благоразумие. А если действительно Господь желает через
сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как
правило, повторяется, и Господь находит возможность
удостоверить человека в истинности этого сонного видения.
Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на
пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много
других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это
всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать
сдержанное и осторожное отношение к снам.
Не стоит забывать простую истину: мы не библейские
персонажи, не праведники
Священник Михаил
Гапоненко:
– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на
основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов
могут быть различные причины. К снам, которые не
напоминают нам о покаянии и
грядущем Страшном суде, нужно относиться очень
настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку
иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил
такое откровение, после пробуждения, как правило, не
остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон
или нет? Все предельно очевидно и ясно.
Священник Святослав
Шевченко:
– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью
относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой
категории относят сны, которые являются физиологической
особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без
какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории –
сны, которые являются воздействием падших духов. Их
главная цель – уловить зрителя этих снов в свои
сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную
прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно
об этих снах по большей части говорит Священное Писание.
Но такие сны доступны в большинстве случаев людям
праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу.
Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории
снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность,
поэтому в традиции православного христианства есть
недоверие к снам и разным их толкованиям.
Священник Георгий
Мерзликин:
Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту
новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о
значении снов
– Есть исполненный святоотеческой мудрости
монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и
не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека
продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие
ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа,
чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи
лишь «ослабу души и телу» и не придавайте
сновидениям никакого мистического значения, ведь сны
подчас – это просто сны.
Священник Павел
Коньков:
– Сновидениям в современном обществе придается
слишком большое значение. Многие люди думают, что сны
– это отголосок если не высшего
«промысла», то хотя бы интуиции или
подсознания. Часто приходится слышать, что после того или
иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в
качестве подтверждения приводят в пример библейские
повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых.
Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину:
мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и
то очень редко) указывал Свою волю через Своих же
посланников. А мы разве являемся Его посланниками,
пророками или апостолами?!
Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо
несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие
и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда
человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной
ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные
подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику
во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь
пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел.
В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы
тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять
проигнорировал это. И только после третьего явления, когда
ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и
прочитал Символ
веры, – только после этого монах пошел исполнять
то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и
сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!
Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!
Источник
Святые отцы советуют не обращать внимания на сны. Но современный священник нередко рекомендует духовным чадам обращаться к психологам, а те, изучая проблемы пациентов, как правило, просят рассказывать о своих снах. Так как же относиться к этому противоречию? И существует ли оно?
Письмо или бред
По Священному Писанию, иногда сон — вроде письма от Бога. «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, Чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем» (Иов. 33: 14-18).
Благодаря снам были найдены Казанская икона Божией Матери и сотни других чудотворных икон. Царю Алексею Михайловичу во время ночевки в лесу во сне явилась святая великомученица Екатерина и сообщила о рождении его дочери. На этом месте был основан Екатерининский мужской монастырь (сейчас район г. Видное под Москвой). Видения в момент тонкого (т. е. неглубокого, когда сознание еще бодрствует) сна были у преподобного Сергия, преподобного Серафима и других святых. И не только у святых. Мать декабриста Рылеева отмолила его в детстве от смерти во время болезни, хотя ей было предсказано во сне, что если мальчик не умрет, то его ждет страшная судьба. Было и показано, какая именно, — вплоть до повешения. По свидетельству протоиерея Джона Ли, в феврале 2003 года больному раком владыке Антонию Сурожскому приснилась его бабушка и, перелистав календарь, указала дату: 4 августа. Владыка, вопреки оптимизму лечащего врача, сказал, что это день его смерти. Что и сбылось.
Но уже в Ветхом Завете есть оговорки, что далеко не каждый достоин такого послания. «…Слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось» <…> Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер. 23: 25, 28). В Новом Завете ангел во сне успокаивает праведного Иосифа и остерегает волхвов, но чаще сон здесь — следствие усталости, немощи, форма кратковременной смерти. Господь выговаривает апостолам за то, что в Гефсиманском саду они спали в то время, как он молился. В евангельской притче о нерадивых девах сон — метафора духовной расслабленности. Апостол Павел вслед за Христом в своих посланиях призывает учеников вывести сознание из дремотных сумерек: «Бодритесь и трезвитесь!»
Помощь в виде закодированного сигнала
Современная психология видит в снах важный механизм человеческой психики: работу подсознания. «Сознание, несмотря на свои широчайшие возможности, все же способно заблуждаться, поддаваться самообману. В этих случаях та часть психики, которая зовется бессознательным, одним из основных проявлений которого и являются сны, начинает выполнять компенсаторную, или комплиментарную (дополняющую), функцию. Сновидения — это своего рода подсказки бессознательного, дающего ответ на те вопросы, с которыми наше дневное сознание не справляется. Но язык бессознательного чужд разуму. Это язык символов. Для того чтобы раскрыть этот образный символический язык, необходимо, как при дешифровке текста на незнакомом языке, подвергнуть придирчивому анализу весь контекст сна, события, на основе которых он возник, дневные переживания», — говорит кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАО Татьяна Снегирева. Психологи, начав изучать сны в середине ХХ века, пришли к выводу, что сны помогают адаптироваться к действительности. «Изучались особенности сна в связи с проблемой адаптации рабочих, с одной стороны, к ночной смене в условиях сменного режима труда, а с другой — к экстремальным экологическим условиям (северо-восток России), — рассказывает Снегирева. — Бодрствующий человек на такие трудности может реагировать по-разному: может испытывать желание сдаться, отступить. Но оказалось, что на определенных стадиях сна (так называемый быстрый сон, когда и возникают сновидения) на материале сновидческих образов непроизвольно осуществляется поисковая активность, задача которой — компенсировать регрессивное состояние, что порой возникает в бодрствовании, — отказ от поиска. Это выработка именно внутренней, психологической адаптации к ситуации, а не поиск способов изменения самой ситуации, на который чаще всего бывает направлено дневное поведение человека. Обнаружилась удивительная особенность: если сновидец не забыл сюжет сна и, проснувшись, рассказал экспериментатору о том, что ему снилось, то есть зафиксировал сон в своем сознании, происходит спонтанная адаптация к тем условиям жизни и деятельности, которые на уровне сознания в бодрствовании воспринимались как невозможные. Просто пересказ сна, без какого-либо осмысления его сюжета и образов, позитивно сказывался на адаптивных возможностях человека, расширяя их».
Сам для себя тайна
Разберемся, каково отношение православной антропологии к самому понятию бессознательного? «Бессознательное как часть личности, возможно, возникало постепенно, — допускает отец Андрей Лоргус, священник и психолог. — После грехопадения по мере накопления чувства виновности перед Богом и перед собой человек мог постоянно вытеснять из своего сознания многие слои своих чувств, мыслей, впечатлений. Так могло накапливаться бессознательное, которое со временем стало постоянной, врожденной частью психики.
У святых отцов можно найти мнение, что первозданный человек — Адам до грехопадения — не имел ничего, что было бы скрыто от его мысленного взора, то есть бессознательного. Однако не все придерживались такого мнения. Например, блаженный Августин считал, что только благодать Божия могла “осветить” душу человека полностью, а по своей природе душа была для сознания не вся открыта.Потому что если бы Адам ведал все тайны своей души, он бы не согрешил, не допустил бы даже на порог сознания искусительные помыслы. Возможно, часть душевной жизни и в первозданном состоянии не была открыта человеку и его сознанию.
С психологической точки зрения бессознательное многообразно и многофункционально. Часть его принадлежит психофизиологии, а часть связана множеством связей с сознанием. Несомненно, что бессознательное активно влияет на сознание и на поведение. Страсти принадлежат бессознательному, и борьба с ними — это борьба осознавания. Умное делание также связано с расширением и прояснением сознания».
Часть снов в психологии называют бытовыми остатками. Их значение в психической жизни невелико. «Наибольшее значение психотерапия придает снам, в которых отчетливую связь с реальностью установить трудно, — объясняет о. Андрей Лоргус. — В них, как считается в психоанализе, происходит то, что дневное, рациональное, сознание исключает. Тому, что человек проживает в таких снах, в реальности произойти человек не даст и не допустит это в сознание (механизм вытеснения). Считается, что в снах бессознательное человека как бы обращается к рациональной части, к сознанию. Обращение это носит импульсивный характер. При этом чувства и эмоции в снах не соответствуют реальным — картина его душевной жизни развертывается перед человеком в превращенной форме. Считается также, что в таких снах абсолютно все фигуры сюжета есть различные “части” самого человека, его здоровье, его тело, его чувства. Принято считать, что все фигуры сна носят метафорический характер, ни один компонент сна не может быть истолкован буквально. Толкование сновидений в современном психоанализе — удел немногих высокопрофессиональных специалистов. Сам человек этого сделать не может».
Откуда взялись доктор Джекил и мистер Хайд
Через пять минут после пробуждения мы уже не помним и половины своих снов, а уже через десять минут едва ли сможем припомнить 10% из них. И все-таки по разным свидетельствам (достоверность которых, впрочем, сравнима с достоверностью сновидений), благодаря записанным снам мир получил немало шедевров и гениальных научных идей. Например, кэрролловскую Алису. Два рассказа Р. Л. Стивенсона, в том числе — историю раздвоения личности на доброго доктора Джекила и злого мистера Хайда. Отрывок поэмы Сэмюэля Колриджа «Кубла Хан», признанный образцом английского сладкозвучия. Рассказывают, что химик Дмитрий Менделеев во сне попал в комнату, где по стенам сплошь стояли какие-то кубы, в них что-то кипело, булькало. Эта загадочная комната навела его на мысль о периодической системе элементов. В прошлом году профессор лондонского университета Дарен Кроуди сумел найти решение теоремы Шварца-Кристоффеля, которую ученые безуспешно пытались разрешить почти 140 лет. По сообщению Times, Кроуди озарило, когда он засыпал во время ответа одного студента.
В свое время поставили переработку снов на поток сюрреалисты: они просто записывали приснившееся и выдавали за произведения искусства. Культура ХХ века в ее модернистской части — это выход бессознательного на поверхность, отвердевшая лава сновидений. В наши дни сновидческие реалии любят иллюстрировать в основном деятели массовой культуры. Так, в американском сериале «Твин Пикс» детектив в своей работе использует подсказки бессознательного, в том числе — из сновидений. Кончается тем, что и сам сыщик оказывается во власти злого духа, бывшего причиной расследуемых преступлений.
Сновидения — визуальное эхо глубинной работы сознания, и только серьезно подготовленный специалист способен извлечь рациональное зерно из этой многоцветной сюжетной каши.
Чтобы защититься от соблазнов бессознательного, святые отцы советуют и во сне призывать Господа Иисуса Христа, не оставлять молитвы. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души».
Разрыв в сновидениях
Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Святые отцы велят не верить снам нам, страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию». В Библии прямо сказано: «сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 35: 7). «Бессознательное беззнаково. Там есть все: и высокое, и низкое. И когда мы пытаемся бездумно и бесстрашно внедряться туда, мы не застрахованы от совершенно необратимых последствий, от вреда душе. Мы можем выпустить на волю такие греховные импульсы, с которыми не сможем справиться. Даже самоанализ — вещь небезопасная, всегда нужен другой человек, которому мы доверяем», — предостерегает психолог, ведущий программы «Точка опоры» на телеканале «Спас» Наталья Инина.
«С антропологической точки зрения сны не могут быть “вещими”. В ткани снов нет ангелов или бесов, нет и других людей. Явление благодати или демонов происходит, хотя и в сонном состоянии, но не в самом сне, а как бы сквозь сон. То есть сюжет сна к явлениям не имеет отношения. В житиях и сказаниях это выражено в словах “в сонном видении”, “в тонком сне”, что можно понимать как “во время сна”. Страшные фигуры снов (черный человек, черные кошки, страшные преследующие призраки) — все это картины собственного сознания человека. Явление духовных сил происходит под видом обыденных фигур. Демон является в чужих образах, в несобственной форме. Обман — его способ. Явления духовных сил, как правило, разрывают сны, вмешиваются в сновидения. Такие явления случаются крайне редко, и попускаются Богом в особых случаях, и помимо воли Божией не бывают, — объясняет священник Андрей Лоргус. — Недоверие подвижников к снам вполне оправдано. Лишь один процент снов из ста может значить что-либо серьезное для душевной пользы. Но принять эту пользу сможет только духовно опытный человек. Неопытный человек попадает во власть фантазии и романтического самообмана, если пытается разгадывать сны».
Лучше всех описал сновидения святитель Григорий Нисский — как «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Академик И. П. Павлов рассматривал сон как разлитое корковое торможение, считая, что по физико-химической основе внутреннее торможение условного рефлекса и сон — один и тот же процесс.
Современные нейроисследования дали более подробную картину. Было открыто, что в медленном сне лучше всего работает гормон роста и регенерируются ткани. В состоянии бодрствования в мозге происходит передача электрических импульсов от нейрона к нейрону, что создает дисбаланс зарядов внутри и снаружи мозговых клеток. В медленном сне происходит выравнивание электромагнитных потенциалов. В это время активнее всего действуют тормозящие нейромедиаторы (посредники между клетками) — гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) и пептид галанин. Они препятствуют выбросу нейромедиаторов, характерных для дневного состояния, когда все отделы мозга постоянно на связи друг с другом. В фазе быстрого сна многие отделы мозга тоже интенсивно работают, хотя и с совсем другим набором нейромедиаторов, чем днем (прежде всего — с ацетилхолином). В это же время глицин почти полностью отключает мышечную систему (в медленном сне она лишь заторможена). При дефиците глицина спящий проделывает те движения, которые ему снятся. У здоровых людей во сне мышечная система дезактивирована в пользу коры, продуцирующей сновидения. Исследователи из Цюрихского университета Дитрих Леман и Марта Куку предположили, что во время быстрого сна и сновидений мы не только перерабатываем информацию прошедшего дня, но комбинируем недавно приобретенные знания с уже имеющейся информацией. Жуве, первооткрыватель нейромедиаторов, считал, что происходит перекомбинация новой информации с врожденными инстинктами. Врач и биолог, лауреат Нобелевской премии за открытие структуры молекулы ДНК Фрэнсис Крик полагал, что в быстром сне ненужная информация удаляется из памяти — т. е. происходит что-то вроде дефрагментации внутричерепного «жесткого диска».
Источник