Светопроемы окон в помещениях для организации занятий и сна должны быть

2.5.1. Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение.
2.5.2. Неравномерность естественного освещения основных помещений не должна превышать 3:1.
Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе — не менее 1,5% , в раздевальной — не ниже 1,0% .
Освещение вторым светом допускается только в помещениях туалетных, приемных и раздевальных, расположенных в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах, II и III климатических районах. Помещения буфетных, кладовых и туалетных для персонала допускается устраивать без естественного освещения.
2.5.3. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств (СЗУ) используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Конструкция регулируемых СЗУ в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь
оконного проема и снижать нормируемую величину
КЕО. Материал, используемый для жалюзи, должен
быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим
средствам. В качестве СЗУ используют и тканевые
шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен.
Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
Шторы на окнах в групповых помещениях не должны снижать уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.
2.5.4. При одностороннем освещении глубина групповых помещений не более 6 м. При большей глубине
помещений необходимо двустороннее параллельное
или угловое расположение окон (обеспечивающее и
сквозное проветривание). Переплеты окон не должны
иметь мелких решеток.
2.5.5. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.
2.5.6. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.
2.5.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. Уровни искусственной освещенности в основных помещениях представлены в таблице 2.5.1.
Таблица 2.5.1.
Нормативы искусственной освещенности в основных помещениях (при использовании люминесцентных ламп)
№ п/п | Наименование помещений | Освещенность не менее (лк) | Поверхности, к которым относятся нормы освещенности |
Раздевальная (приемная) | На полу | ||
Групповая (игровая), компьютерный класс | Горизонтальные поверхности на уровне 0,5 м от пола | ||
Спальня, зал для музыкальных и физкультурных занятий, веранда | Горизонтальные поверхности на уровне 0,5 м от пола | ||
Туалетная | На полу | ||
Буфетная | Горизонтальные поверхности на уровне 0,8 м от пола | ||
Кабинет врача | Горизонтальные поверхности на уровне 0,8 м от пола | ||
Изолятор | Горизонтальные поверхности на уровне 0,5 м от пола |
При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.
2.5.8. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Выбор ламп и размещение светильников осуществляются в соответствии с таблицей 2.5.2.
Таблица 2.5.2.
Требования к искусственному освещению основных помещений (при использовании люминесцентных ламп)
Помещения | Система освещения | Размещение светильников |
Групповые, игровые, раздевальные | Общее равномерное | Вдоль преимущественного расположения рядов, столов, параллельно длинной стороне помещения |
Спальные помещения, веранды | Общее равномерное + дежурное (ночное) | Вдоль преимущественного размещения оборудования |
Зал для музыкальных и физкультурных занятий | Общее равномерное | Любое |
Изолятор | Общее равномерное | Вдоль прохода и шкафов |
2.5.9. При использовании ламп накаливания уровень освещенности должен составлять не менее 150 лк.
Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильник).
Искусственное освещение в помещениях для занятий с компьютерами обеспечивают системой общего равномерного освещения. В качестве источников света используют лампы типа ЛБ, светильники серии ЛП036 с зеркализованными решетками.
2.5.10. Не следует использовать в одном помещении
люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно. Использование новых типов ламп и/или светильников допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
2.5.11. В помещениях с постоянным пребыванием
детей закрывающиеся штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола. В залах для физкультурных занятий светильники и окна
должны иметь защитные устройства.
2.5.12. В районах севернее 65° с. ш. в системе общего освещения основных помещений устанавливают
источники ультрафиолетового излучения, имеющие
санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам. В групповых, спальнях, палатах изолятора или фотариях устанавливают 1 лампу из расчета на 5 м2 площади при экспозиции 240 минут или на 10 м2 площади при экспозиции 480 минут в течение дня (высота подвеса 2,5м).
2.5.13.Все источники искусственного освещения
содержат в исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают в специально выделенном помещении и вывозят из здания ДОУ. Их хранение в помещениях и на территории ДОУ недопустимо.
2.5.14.Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников — не реже 2 раз в год.
2.5.15. В производственных помещениях пищеблока светильники не размещают над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.
Источник
Показатели ест.освещения: 1. Количественные (время инсоляции, СК площадь окон к плоди пола нм ¼, КГЗ 2,73 к глубине здания нм ½, КЕОсвещенности в % внутризд к снаружи). 2. Качественные (равномерность, яркость, блесткость).
Показатели искусств.освещения: 1. Количественные (уровень освещенности люкс, удельная мощность освещенность вт/м2). 2.качественные – тип ист света (лампы накаливания или люминисцентные), с/а освещения (общее местное аварийное), тип светильника, расположение, высота подвеса.
7.1. Основные помещения должны иметь естественное освещение. Помещения кладовых, подсобных, буфетных, раздевалках, туалетных для персонала, ванные, душевые, помещения для колясок и велосипедов допускается устраивать без естественного освещения.
7.2. Уровни естественного и искусственного освещения в дошкольных организациях должны соответствовать требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.4. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами, такими как жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. В качестве солнцезащитных устройств используют и тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.
7.5. При одностороннем освещении глубина групповых помещений должна составлять не более 6 м. При глубине помещений более 6 метров необходимо двустороннее параллельное или угловое расположение окон (обеспечивающее сквозное проветривание).
7.6. На подоконниках в групповых не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, а также цветы, превышающие высоту 15 см (от подоконника).
7.7. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.
7.8. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений.
В основных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Размещение светильников осуществляется в соответствии с приложением 2 настоящих санитарных правил.
7.9. Все источники искусственного освещения содержат в исправном состоянии.
7.10. Чистку оконных стекол проводят по мере их загрязнения, но не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников – не реже 2 раз в год и по мере загрязнения.
7.11. Осветительные приборы должны иметь пылевлагонепроницаемую защитную арматуру.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ИСТОЧНИКОВ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ
ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Помещения | Система освещения | Размещение светильников |
Групповые (игровые), раздевальные | Общее равномерное | Вдоль преимущественного расположения рядов, столов, параллельно длинной стороне помещения |
Спальные помещения, веранды | Общее равномерное + дежурное (ночное) | Вдоль преимущественного размещения оборудования |
Зал для музыкальных и физкультурных занятий | Общее равномерное | Любое |
Изолятор | Общее равномерное | Вдоль прохода и шкафов |
Источник
Требования к естественному и искусственному освещению в учебных помещениях.
(210 оценок)
Содержание:
- 2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 4
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам — белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от здания;
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
2.6.2. Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4×36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему “функционального” искусственного освещения с “темным коридором” перед экраном.
Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения. В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст. 29, п. 1 Федерального закона “О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения” от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 градуса с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового облучения людей с применением источников ультрафиолетового излучения.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 6
Очень вольное переложение СанПиНа и СНиПа, которое может ввести в заблуждение, а местами привести к грубым ошибкам: высота правостороннего подсвета в кабинетах более 6 м в глубину – 2,2м от пола, а не от потолка. В статье нет ни слова о продолжительности инсоляции в кабинетах, нет перечня кабинетов, в которых инсоляция не нормируется, ведь ориентация кабинетов еще не гарант инсоляции
2015-03-25, Алина Чебоксары
Всего 1 отзыв Прочитать все отзывы.
Источник
1. Естественное освещение
1.1. Неравномерность естественного освещения не должна превышать 3:1. Величина коэффициента естественной освещенности в групповых, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе должна составлять не менее 1,5%.
1.2. Для защиты от солнца в групповых помещениях можно использовать вертикально направленные жалюзи. Материал жалюзи должен быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Также можно использовать тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
1.3. На подоконники не следует ставить высокие широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65–70 см от пола и в уголках природы.
2. Искусственное освещение
2.1. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо использовать дополнительное искусственное (преимущественно люминесцентное) освещение.
2.2. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. В групповой светильники размещаются вдоль столов, параллельно длинной стороне помещения.
2.3. При использовании ламп накаливания уровень освещенности должен составлять не менее 150 лк. Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильник).
2.4. В качестве источников света в помещениях для занятий с компьютерами используются лампы типа ЛБ, светильники серии ЛПО36 с зеркализованными решетками.
2.5. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно.
2.6. Новые типы ламп и светильников можно применять только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
3. Эксплуатация осветительных приборов
3.1. В помещениях с постоянным пребыванием детей закрывающиеся штепсельные розетки и выключатели необходимо устанавливать на высоте 1,8 м от пола. В залах для физкультурных занятий светильники должны иметь защитные устройства.
3.2. Источники искусственного освещения следует содержать в исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы – немедленно заменять. Не допускается хранение неисправных и перегоревших люминесцентных ламп на территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения. Такие приборы собирают в специально выделенном помещении и вывозят из здания детского сада.
3.3. Чистку осветительной арматуры и светильников необходимо производить не реже двух раз в год.
4. Отопление и вентиляция
4.1. Здания детских садов оборудуют системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.
4.2. Теплоснабжение зданий следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных с резервным вводом. Допускается применение автономного или газового отопления. В сельской местности в одноэтажных малокомплектных дошкольных образовательных учреждениях по согласованию с учреждениями Госсанэпиднадзора и пожарной инспекции допускается печное отопление. Не следует устанавливать железные печи.
4.3. В качестве нагревательных приборов можно использовать радиаторы и трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.
4.4. Температура поверхности обогревательных приборов должна составлять не более 80 °С. Для избежания ожогов и травм у детей отопительные приборы следует ограждать съемными деревянными решетками. Не рекомендуется использовать ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов.
4.5. Оптимальная температура в групповых помещениях детского сада должна составлять 21–22 °С, в залах для гимнастических и музыкальных занятий – 20 °С, в помещениях для занятий с компьютерами – 19–21 °С.
4.6. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 °С.
4.7. Все помещения необходимо ежедневно проветривать. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание. Его длительность зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание следует проводить не менее 10 мин через каждые 1,5 ч в период отсутствия детей и заканчивать за 30 мин до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2–4 °С (с учетом возраста детей). Широкая односторонняя аэрация помещений в теплое время года допускается в присутствии детей.
4.8. Контроль температуры воздуха в учебных помещениях детского сада осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене (на высоте 0,8–1,0 м).
Источник