Стивен кинг бессонница связь с темной башней

    В этом коротком исследовании я попытался объяснить
некоторые неясные моменты вышеупомянутых книг и доказать, что они связаны между
собой. Эссе расчитано на людей, более или менее знакомых с романами Стивена
Кинга, вынесенными в заглавие. Поэтому здесь не будет вступительной части типа
“краткое содержание романа таково…” или описаний действующих лиц. Это сделано
для того, чтобы сэкономить время и место.

    Из текста романа “ОНО” следует, что Паук (ака Пеннивайз, Боб Грей,
етс.) существовал по крайней мере в двух мирах одновременно, причем та его
часть, которая присутствовала в нашем мире, была лишь малой частью Того, кто был
в другом месте.

    “…до него {Билла} дошло: ОНО хотело выбросить его через стену
Вселенной в какое-то другое место (…), где ОНО существует как титаническое
(titanic – возм., колоссальное) сверкающее ядро.” (ОНО, Кэдмэн, 1993, 2-й том,
416 стр.)

    Черепаха называет это место макрокосмом. Возможно, Макрокосм – это
Мир Миров, Древо мира, совокупность всех обитаемых и необитаемых миров,
совокупность всех возможных вариантов развития каждой точки Метавселенной.
Подобные конструкции встречаются почти во всех религиозных учениях на Земле и
поэтому назвать это вымыслом Кинга было бы неправильно. В последнее время
эксплуатировать эту идею стало модным у некоторых российских фантастов –
например, у В. Головачева. (См. “Схрон”, “Бич времен” и т. д.). Там же (“ОНО”)
читаем: “{Что-то} создало и Черепаху, которая только наблюдает, и ОНО, которое
только пожирает”. То есть ОНО и Черепаха приравниваются друг к другу по силе. А
как мы знаем, Черепаха – необычайно мощное создание, практически, бессмертное
(однако, в “ОНО” она все же погибает – но это такая запутанная тема, что хватит
еще на один очерк. Ведь упоминание о Черепахе мы будем встречать практически во
всех более поздних романах). Соответственно, это можно отнести и к ОНО. Если
следовать этим выводам, то ОНО – существо вне пространства и времени(в нашем
понимании этих слов). Тогда что же такое Паук? Как может физическое воплощение
этого монстра быть таким слабым(не справиться с кучкой подростков, пусть и
слишком умных для своего возраста – унизительно для таких размеров)? Ответ, как
я понимаю, мы находим в 13-й главе романа.

    “…Глэмор – это гэльское имя существа, терроризировавшего
Дерри… Индейцы… называли его Маниту… Гималайцы называли его Таллус или
Таелус… В центральной Европе ОНО называлось Эялик… Во Франции его называли
“ле лу-гару”…” (Там же, стр. 139-140)

    По всей видимости, Паук – это лишь одно из многих созданий,
разбросанных по всему земному шару. Наглядный пример: крылатая ракета в воздухе
распадается на множество более мелких “бомб”. Одной из таких “бомб” был, как мне
кажется, и Паук. Но представьте себе, что после распада ракета не перестает
существовать, а “живет” параллельно со своими мелкими частями. Так вот, ракета
ЦЕЛИКОМ – это МакроОНО, а Таллус, Пеннивайз, Маниту – это “бомбы”, его проекции
на определенные территории. (Да и не хватило бы ОНО маленького городка. Если я
прав, то для прокорма ему нужны как минимум пара планет.) Естественно, что такие
проекции будут гораздо слабее оригинала.

    Отсюда можно заключить, что в одноименном романе убит именно такой
фантом, точка связи между ОНО и, к примеру, штатом Мэн. Настоящее же ОНО цело и
невредимо, возможно, ранено, но никак не убито.

    Кинг развивает эту тему и связывает между собой “ОНО” и “Темную
Башню” в романе “Бессоница”. В этой книге можно найти много деталей, скрытых и
лежащих на поверхности, указывающих на данную связь. Во-первых, место действия.
До “Бессоницы” Дерри не был “серийным” городом Кинга, как, например, Кастл-Рок
или Хэвен, хотя с момента написания “ОНО” прошло восемь лет. Во-вторых,
действующие лица. Если в “ОНО” это в основном дети, то в Б. это главным образом
старики. Налицо обратная связь, т. е. Б. является как бы зеркальным отраженим
ОНО. В-третьих, часто в книге мы находим упоминания о действующих лицах и
событиях “ОНО”. Все это указывает на связь между “ОНО” и “Бессонницей”. Напрямую
же эти два романа связывает между собой фигура Малинового Короля (Crimson King).
Стоит сказать, что это не настоящее имя, так его называет Эд Дипно. Еще одна
ниточка: “Пеннивайз” – название одной из рок-групп, название “Кримсон кинг”, я
думаю, тоже скажет кое-что поклонникам тяжелой музыки. Что мы знаем о нем? Как
говорят маленькие лысые врачи, “он снова в Дерри”. Он способен менять форму. Он
жаждет одновременной смерти многих людей. Он говорит Ральфу: “Нет, ты не видишь
меня. Ты думаешь, что видишь, но не можешь. И не хочешь. Ты не за что не хочешь
видеть меня без моих масок.” (Б., АСТ, 622 стр.), “На самом деле я могу быть
тем, чем захочу, может, тебе не известно, но смена формы – древний обычай в
Дерри”( там же, стр. 624), “я здорово потрудился здесь, в Дерри” (там же, стр.
625). Этот тон! Эта ирония! Этот стиль нельзя не узнать. Мое мнение таково: ОНО
и существо, выведенное в “Бессоннице” под именем Малинового Короля, есть одно и
то же создание.

    В больнице Клото представляет Ральфу и Лоис кинговскую модель
Дерева мира, Макрокосма, иными словами: “…громадная башня, сложенная из
темного прокопченного камня, стоящая посреди поля красных роз”. Это есть
центральный образ эпопеи “ТБ”, если кто не понял. “Вы с Лоис живете на первых
двух этажах этой конструкции… Но есть существа, которые живут намного выше…
” Видимо, ОНО и Черепаха и есть такие существа, а Макрокосм, которым Черепаха
пугала Билла Денбро, и есть Темная Башня. Судя по всему, Эд Дипно – это шанс для
ОНО вернуться в Дерри, оставить там очередной фантом. ( Косвенно это потверждает
тот факт, что Дерри, разрушенный во время урагана, снова оживает и даже
разрастается – то есть ОНО подготавливает почву. ). Если следовать этой теории,
то некое существо, стоящее в “темнобашенной” иерархии выше, чем ОНО и Черепаха,
существо, ведущее игру на уровне вселенных – им запросто может быть Флэгг или
кто-то из его сторонников – предложило Пеннивайзу сделку: он убивает мальчика,
который может здорово помочь Роланду в его борьбе с Флэггом, а Флэгг помогает
Пеннивайзу вернуть утраченные позиции. Таким образом, используя Дипно как
камикадзе, ОНО убивает сразу двух зайцев: уничтожает мальчика и совершает
массовое убийство, необходимое для зарождения нового цикла.

    Вот таким образом, как мне представляется, связаны между собой
“ОНО”, “Бессонница” и “Темная Башня”. Естественно, это не единственно верная
точка зрения. Я с удовольствием приму любые аргументированные возражения и по
мере возможности попытаюсь ответить на них.

Источник

«Талисман» и «Черный дом»

«Талисман» связан с эпопеей «Темная Башня» номинально. Долины, где путешествует Джек Сойер, когда он не в Америке, Пограничье Срединного мира, такой же регион, как и тот, где расположены Кальи. Главная концептуальная связь между «Талисманом» и «Темной Башней» — идея твиннеров (двойников), как упоминалось ранее.

Питер Страуб называет «Талисман» «всем», но только не книгой цикла «Темная Башня». «Эджинкорт», «Черный отель» в Калифорнии, где находится Талисман, ось всех вселенных и может быть воплощением Темной Башни в той реальности. Джек — один из немногих людей, кто может войти в отель, потому что он — уникум-одиночка. Все его двойники в других реальностях умерли.

В «Черном доме» двойники не столь важны, как в «Талисмане». Паркус говорит Сойеру: «Тебе нужно выбросить ту идею из головы». Алый Король, отыскивающий Разрушителей, движущая сила сюжета «Черного дома», как и в «Низших людях в желтых плащах». Идея ввести в «Черный дом» элементы «Темной Башни» принадлежит Страубу. «Одна из причин, по которым я это предложил, в том, что я хотел узнать, о чем речь. Я понятия не имел, кто такие Разрушители, что такое Темная Башня, кто такой или что такое Алый Король».

Когда речь идет о поиске Разрушителей, Алый Король хватает всех. Он забрасывает широкую сеть на детей, зная, что лишь у малой части тех, кого он поймает, будет нужный ему талант. Те, кто в Разрушители не годится, остаются рабами, обеспечивающими функционирование Большой Комбинации, огромного небоскреба, верхние этажи которого прячутся в облаках и раскинувшегося на мили в каждом направлении. За тысячи лет Большая Комбинация поглотила миллионы детей, ее отвратительное воздействие накрыло весь Крайний мир. Она генерирует зло: деспотов, педофилов, тиранов, садистов, в бессчетном количестве вселенных.

Когда Алому Королю что-то нужно в Америке, он использует низших людей или таких, как Эд Дипно. В «Черном доме» его представитель в Крайнем мире мистер Маншан вселился в разум состарившегося серийного убийцы, Чарлза Бернсайда. Последний воспринимает Большую Комбинацию как двигатель, который вращает шестерни, в свою очередь, вращающие еще большие шестерни двигателей разрушения. Роланд знает, что это Ан-тэк, Кузница Короля, и она — источник красного сияния, которое Сюзанна видит вдалеке, стоя на крепостной стене замка Дискордия. Бернсайд тревожится, что это, возможно, сам ад. «Она работает на крови и ужасе и никогда не берет выходных».

Джек Сойер, уже взрослый мужчина, забыл все, что случилось с ним двадцать лет тому назад, когда он отправился в поход за Талисманом, который спас жизнь его матери. Она была киноактрисой и часто снималась в фильмах, в том числе и вестернах. Среди них был и комический вестерн, еще одна разновидность жанра, который вдохновил Кинга на создание эпопеи «Темная Башня».

Ка нужен Джек, бывший детектив отдела расследования убийств полиции Лос-Анджелеса, раскрывший немало самых запутанных преступлений, чтобы разрешить кризис во Френч-Лэндинге, маленьком городке штата Висконсин, который знаком Джеку по одному из расследований, проведенных на службе. По личным причинам ему пришлось раньше срока уйти в отставку, и он покупает дом во Френч-Лэндинге, еще не подозревая о существовании зловещего Черного дома, который является порталом в Крайний мир, дверью к Аббала, входом в ад. Аббала — другое имя Алого Короля, но используется только в «Черном доме» и в «Растении».

Хотя в городе орудует серийный убийца, настоящий кризис — исчезновение Тая Маршалла, потенциально такого же сильного Разрушителя, как и Тед Бротигэн. Бродя по комнате исчезнувшего сына, Джуди Маршалл бормочет: «Опять видела глаз. Красный глаз. Его глаз. Глаз Короля… — Ее слова кажутся бессмыслицей. — Аббала-дун, Алый Король! Крысы в крысиных норах! Аббала Маншан! Король в своей Башне, ест хлеб и мед! Разрушители в подземелье делают ему деньги!» Иногда, просыпаясь, Джуди видит перед собой то, что ей только что снилось: огромную Башню, возвышающуюся на поле из роз. Муж отправил Джуди в психиатрическую лечебницу из-за ее неадекватного поведения.

Джека преследует слово «опопанакс», то самое слово, что применялось к перышку, которое использовалось для общего собрания в Калье Брин Стерджис. Он не откликается на просьбы помочь в поиске серийного убийцы, пока не встречается во сне со своим давним другом Спиди, который пытается объяснить, почему так важно спасти Тая Маршалла. Мрачное послание Спиди таково: если Джек не сможет вернуть мальчика, он должен его убить. Еще один Разрушитель может оказаться той соломинкой, которая позволит Алому Королю свалить Башню.

Из услышанного Джек мало что понимает, но начинает действовать. Джуди думает, что Джек может спасти Тая. В том, что он жив, она не сомневается. Когда они наконец-то встречаются в психиатрическом отделении местной больницы, Джек влюбляется в Джуди, вернее, в ее двойника, Софи, королеву Долин. Джек переносится в Долины, где встречается с двойником Спиди, Паркусом, который объясняет, что в действительности происходит в округе Френч.

Он встречается с Софи в павильоне, напоминающем ему тот, где лежала, умирая, двойник его матери, прежняя королева. Этот павильон (для некоторых — госпиталь и двойник психиатрического отделения, в котором на другой стороне находится Джуди) не столь элегантный. Он принадлежит смиренным сестрам Элурии, возможно, последний из десятка или более того, которые раньше можно было встретить «в Долинах, в Крайнем мире, в Срединном мире». Софи рассказывает Джеку о медсестрах-вампирах, пациенты которых никогда не выздоравливали. «Не бойся, Джек… они тоже служат Лучу. Все служит Лучу». Джек понятия не имеет, что такое Луч.

Паркус ведет их в заброшенный говорящий круг, ничем не отличающийся от тех, что попадались на пути Роланду и его катету. «Демона давно уже нет, но легенда говорит, что эта нечисть оставляет после себя ауру, которая способствует беседе», — говорит Паркус. Он объясняет Джеку структуру мироздания. «Ты спросил, много ли миров. Ответ, Высоким Слогом — да фан: больше, чем можно себе представить… Есть Башня, которая удерживает их вместе. Если хочешь, думай о ней, как об оси, на которой вращается множество колес. И есть нечто, которое хочет разрушить Башню. Рам Аббала».

Паркус говорит, что физическое воплощение Алого Короля заточено в Башне, но у него есть и второе воплощение, столь же реальное, которое живет в кан-та Аббала, во дворце Алого Короля. Если Королю удастся уничтожить Башню, он верит, что освободится и будет править в воцарившемся хаосе, известном, как дин-та, геенна огненная. Паркус утверждает, что некоторые территории Срединного мира уже свалились в этот огонь.

Если читатели не понимали, зачем Алому Королю потребовались Разрушители, Паркус доходчиво все объясняет. Последние два столетия Алый Король собирал телепатов (они встречались чаще всего), ясновидящих, телепортеров, способных переходить из мира в мир, как Джек, и телекинезеров (самых редких и самых ценных), в основном с Земли и из Долин. «Эта команда рабов — его главное достижение. Мы называем их Разрушителями». Алый Король использует их для того, чтобы ускорить разрушение Лучей. Из шести один вышел из строя сам, тысячи лет тому назад, сломался. Разрушители, начав работу, уже успели уничтожить два Луча и серьезно ослабили еще два. Только один (Луч Гана) функционирует в полную силу.

Паркус говорит Джеку, что работа по защите Лучей возложена на стрелков, древнюю военную гильдию Гилеада. Они обладали «мощными экстрасенсорными способностями и могли нейтрализовать Разрушителей Алого Короля». Хотя стрелки давно уже исчезли, Паркус слышал, что последний представитель рода Эльда подготовил трех новых стрелков, хотя он и не знает, как тому это удалось. «Если бы Роланд оставался один, Разрушители уже давно сломали бы Башню». Новый отряд стрелков — последняя надежда для тех, кто хочет, чтобы Башня устояла или рухнула бы в положенное ей время.

Если бы Алому Королю удалось разрушить Лучи до того, как Роланд и его ка-тет сумели дойти до Башни, ему не пришлось бы вступать с ними в бой. Вот почему он и отыскивает все новых Разрушителей. Низшие люди, его рыцари на побегушках, выполняют разные поручения Алого Короля, но их главная задача — поиск детей с мощными сверхъестественными способностями. Он привлекает и таких людей, как Бернсайд, серийный убийца из Френч-Лэндинга. Алый Король позволяет ему убивать и есть всех детей, которые попадают тому в руки, при условии, что потенциальных Разрушителей Бернсайд будет передавать вселившемуся в него демону, мистеру Маншану, квазибессмертному существу, схожему с Уолтером, но не столь хитрому и ловкому, а уж мистер Маншан доставляет их к Алому Королю. Паркус говорит Джеку, что тот должен спасти или убить Тая Маршалла, потому что тот — один из двух самых сильных Разрушителей в истории всех миров, мощью не уступающий ядерному оружию. Второй — Тед Бротигэн, о котором Маншан говорит Таю: «Все мальчики любят Старшего Разрушителя… Может, он расскажет тебе истории своих побегов».

У Джека осталась часть силы, которую он получил, прикоснувшись к Талисману. Однако ее недостаточно, чтобы победить Алого Короля. «Но этого, возможно, хватит, чтобы справиться с мистером Маншаном… пойти в горящие земли и вывести оттуда Тайлера».

Знать, что он должен победить, не означает того, что он победит. «Гордые империи и благородные эпохи потерпели поражение, Алый Король, возможно, вырвется из Башни и в ярости пронесется по мирам, сея хаос».

Берни передает Тая мистеру Маншану, Глазу Короля, который намеревается отвезти его в Крайний мир на монорельсовом поезде. Когда-то были два других… Патриция и Блейн. Их уже нет. Свихнулись. Покончили с собой. Вышесказанное помогает встроить «Черный дом» в контекст книг «Темной Башни». В Срединном мире эти события происходили после «Колдуна и кристалла» и скорее всего после «Песни Сюзанны», потому что с крепостной стены замка Дискордия еще виден отсвет Кузницы Короля.

С помощью эрудитов-байкеров Джек освобождает Тая от мистера Маншана и убеждает мальчика использовать свои способности Разрушителя для уничтожения Большой Комбинации. «Высоко, высоко, на самой вершине Темной Башни, Алый Король чувствует боль в животе и, морщась, садится в кресло. Где-то, он знает, случилось что-то очень серьезное, и ситуация в его ужасном королевстве кардинальным образом изменилась».

В концовке романа Джек Сойер получает серьезные ранения от руки своего давнего врага и выживает только потому, что Паркус переносит его в Долины, где ему придется остаться до конца своих дней. Паркус дразнит читателей, говоря: «Борьба за Башню приближается к решающей схватке. Думаю, что Джеку Сойеру предстоит принять участие в этой борьбе, хотя полной уверенности у меня нет». Читатели много рассуждали о том, какую роль сыграет Джек Сойер в последних трех книгах эпопеи, но, возможно, у Кинга и Страуба с Джеком связаны другие планы. Питер Страуб частенько высказывался о том, что в будущем может появиться третья часть «Талисмана», действие которой в основном будет разворачиваться в Долинах.

Какова дальнейшая судьба Джека Сойера, нам пока неведомо, но на дороге к Темной Башне он точно не появляется.

Источник