Стихи хочу у зеркала где муть и сон туманящий

Стихи хочу у зеркала где муть и сон туманящий thumbnail

Помните песню “Под лаской плющевого пледа” из фильма “Жестокий романс”? А “Иронию судьбы или С легким паром” Рязанова и проникновенную песню “Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий?”. Ту самую, которую Надя, то есть Барбара Брыльска, а на самом деле – Алла Пугачева, поет под гитару?

Конечно, помните! Фильмы эти давно стали классикой, а песни – любимы не одним поколением зрителей.

А вот тот факт, что эти стихи Марины Цветаевой посвящены женщине, знают далеко не все. А между тем, обе эти песни – на стихи Марины Цветаевой из цикла “Подруга” .

“Подруга” это София Яковлевна Парнок. Ее называли “русской Сафо”. Они познакомились, когда Цветаевой было 22 года, а Парнок — 29.

София Яковлевна Парнок

У Марины был трепетно любимый муж Сергей Эфрон и двухлетняя дочь Ариадна. Аза плечами Парнок — “особенная” репутация и несколько громких романов с женщинами, о которых шепталась вся Москва.

Эта любовь началась с первого взгляда, продолжилась бурными романом и осталась в истории литературы обжигающе откровенным цветаевским циклом из 17 стихотворений.

Влюбленные вели себя смело — в литературных салонах барышни сидели, обнявшись. В 1932 году в автобиографической прозе «Письма к Амазонке» Марина писала:

«этой улыбающейся молодой девушке встречается на повороте дороги другая я, она: ее не надо бояться, от нее не надо защищаться, она свободна любить сердцем, без тела, любить без страха, любить, не причиняя боли». Своим самым большим страхом молодая женщина считала страх «упустить волну. Я все боялась больше не любить: ничего больше не познать».

Марина Цветаева

Надо сказать, что страстная поэтическая натура Цветаевой проявлялась с

ранней юности. Влюблялась она обычно пылко, при этом пол объекта внимания был не важен. Впрочем, как и его реальное существование! 

Так еще девочкой Марина влюбилась «в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немного больше), в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух (в нее — немножко больше), не в двух, а в их любовь».

Поэтесса, критик и переводчица София Парнок родилась в 1885 году Таганроге в семье медиков. У девочки были сложные отношения с отцом, который после смерти матери быстро женился на гувернантке. Она окончила гимназию с золотой медалью, после чего училась в консерватории в Женеве и на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге.  После короткого брака с литератором В. Волькенштейном Парнок стала известна благодаря своим романам с женщинами и лирике, посвященной им.

Перед войной салон литературного критика Аделаиды Герцык был пристанищем талантливых московских поэтесс. Именно там произошла встреча Цветаевой и Парнок.

София Парнок и Людмила Эрарская

Вот она, эта первая встреча, стихами Марины Цветаевой:

Могу ли не вспомнить я

Тот запах White-Rose и чая,

И севрские фигурки

Над пышащим камельком…

Мы были: я — в пышном платье

Из чуть золотого фая,

Вы — в вязаной черной куртке

С крылатым воротником.

Я помню, с каким вошли Вы

Лицом — без малейшей краски,

Как встали, кусая пальчик,

Чуть голову наклоня.

И лоб Ваш властолюбивый,

Под тяжестью рыжей каски,

Не женщина и не мальчик, —

Но что-то сильней меня!

Движением беспричинным

Я встала, нас окружили.

И кто-то в шутливом тоне:

“Знакомьтесь же, господа”.

И руку движеньем длинным

Вы в руку мою вложили,

И нежно в моей ладони

Помедлил осколок льда.

Марину представили как названую дочь Аделаиды. А дальше была короткая беседа с Софией и полтора года ошеломляющего счастья.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? — Чья победа? —

Кто побежден?

Всe передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Была ль любовь?

Кто был охотник? — Кто — добыча?

Всe дьявольски-наоборот!

Что понял, длительно мурлыча,

Сибирский кот?

В том поединке своеволий

Кто, в чьей руке был только мяч?

Чье сердце — Ваше ли, мое ли

Летело вскачь?

И все-таки — что ж это было?

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль?

МАРИНА ЦВЕТАЕВА. ПОДРУГА

Зимой 1915 года, пренебрегая общественным мнением, женщины вместе уехали отдыхать сначала в Ростов, затем – в Коктебель, а позже – в Святогорье. Когда Цветаевой говорили, что так никто не поступает, она отвечала: “Я – не все.”

София Парнок выпустила пять сборников стихов: «Стихотворения» (1916), «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928).

Ночью над кофейной гущей

Плачет, глядя на Восток.

Рот невинен и распущен,

Как чудовищный цветок.

Скоро месяц — юн и тонок —

Сменит алую зарю.

Сколько я тебе гребенок

И колечек подарю!

Юный месяц между веток

Никого не устерег.

Сколько подарю браслеток,

И цепочек, и серег!

Как из-под тяжелой гривы

Блещут яркие зрачки!

Спутники твои ревнивы? —

Кони кровные легки!

МАРИНА ЦВЕТАЕВА. ПОДРУГА

Эфрон терпеливо ждал, когда эта пагубная страсть перегорит, но вскоре ушел на фронт.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева

В этот период Цветаева создала цикл стихов “Подруге”, откровенно признаваясь Парнок в любви.

Есть имена, как душные цветы,

И взгляды есть, как пляшущее пламя…

Есть темные извилистые рты

С глубокими и влажными углами.

Есть женщины. — Их волосы, как шлем,

Их веер пахнет гибельно и тонко.

Им тридцать лет. — Зачем тебе, зачем

Моя душа спартанского ребенка?

МАРИНА ЦВЕТАЕВА. ПОДРУГА

Парнок не примыкала ни к одной из ведущих литературных группировок. Она критически относилась как к новейшим течениям в современной ей литературе, так и к традиционной школе. Её поэзию отличает мастерское владение словом, широкая эрудиция, музыкальный слух. В её последние сборники проникают разговорные интонации, ощущение «повседневности» трагедии.

Бурный роман продолжался полтора года и завершился драматично. Зимой 1916 года в Петербурге после конфликта из-за визита к друзьям, к которым уехала Цветаева, пара рассталась.

Хочу у зеркала, где муть

И сон туманящий,

Я выпытать — куда Вам путь

И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,

И Вы — на палубе…

Вы — в дыме поезда… Поля

В вечерней жалобе —

Вечерние поля в росе,

Над ними — вороны…

— Благословляю Вас на все

Четыре стороны!

МАРИНА ЦВЕТАЕВА. ПОДРУГА

После этого Цветаева и слышать не хотела о Софии, называя этот странный роман «часом своей первой катастрофы». Она даже равнодушно приняла известие о смерти Парнок в 1933 году. Конечно, это была лишь маска.

София Парнок

Что же касается Софии Парнок, то после расставания с Цветаевой у нее еще было несколько романов с дамами. Последней ее страстью была Нина Веденеева, видный ученый-физик, лауреат Сталинской премии. Ей поэтесса посвятила много прекрасных стихов. На руках Веденеевой, своей “седой музы”, София и скончалась от разрыва сердца. Но до последнего дня на ее прикроватном столике стояла фотография Марины Цветаевой…

Уж часы — который час? —

Прозвенели.

Впадины огромных глаз,

Платья струйчатый атлас…

Еле-еле вижу Вас,

Еле-еле.

У соседнего крыльца

Свет погашен.

Где-то любят без конца…

Очерк Вашего лица

Очень страшен.

В комнате полутемно,

Ночь — едина.

Лунным светом пронзено,

Углубленное окно —

Словно льдина.

— Вы сдались? — звучит вопрос.

— Не боролась.

Голос от луны замерз.

Голос — словно за сто верст

Этот голос!

Лунный луч меж нами встал,

Миром движа.

Нестерпимо заблистал

Бешеных волос металл

Темно-рыжий.

Бег истории забыт

В лунном беге.

Зеркало луну дробит.

Отдаленный звон копыт,

Скрип телеги.

Уличный фонарь потух,

Бег — уменьшен.

Скоро пропоет петух

Расставание для двух

Юных женщин.

Источник

Марина Цветаева, новое:

На назначенное свиданье
Опоздаю. Весну в придачу
Захвативши — приду седая.
Ты его высокó назначил!

Буду годы идти — не дрогнул
Вкус Офелии к…

— Пора! для этого огня —
Стара!
— Любовь — старей меня!

— Пятидесяти январей
Гора!
— Любовь — ещё старей:
Стара, как хвощ, стара, как змей,…

С улыбкой на розовых лицах
Стоим у скалы мы во мраке.
Сгорело бы небо в зарницах
При первом решительном знаке,
И рухнула в бездну скала бы
При…

Минут годы, и вот означенный
Камень, плоским сменённый, снят.
Нашу гору застроят дачами, —
Палисадниками стеснят.

Говорят, на таких окраинах…

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет всё, что пело и боролось,…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Как остывающий чайник отдаёт тепло, так мы на протяжении всего отрочества и юности отдаём калории добродетели. Это и называется непосредственностью.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Марина Цветаева, самые читаемые стихотворения:

  1. Мне нравится, что Вы больны не мной,
    Мне нравится, что я больна не Вами,
    Что никогда тяжёлый шар земной
    Не уплывёт под нашими ногами.
    Мне…

  2. Вчера ещё в глаза глядел,
    А нынче — всё косится в сторону!
    Вчера ещё до птиц сидел, —
    Все жаворонки нынче — вороны!

    Я глупая, а ты умён,
    Живой…

  3. Быть нежной, бешеной и шумной,
    — Так жаждать жить! —
    Очаровательной и умной, —
    Прелестной быть!

    Нежнее всех, кто есть и были,
    Не знать вины…

  4. …Я бы хотела жить с Вами
    В маленьком городе,
    Где вечные сумерки
    И вечные колокола.
    И в маленькой деревенской гостинице —
    Тонкий звон…

  5. Дружить со мной нельзя, любить меня — не можно!
    Прекрасные глаза, глядите осторожно!

    Баркасу должно плыть, а мельнице — вертеться.
    Тебе ль…

  6. — Я этого не хотел.
    Не этого. (Молча: слушай!
    Хотеть — это дело тел,
    А мы друг для друга — души

    Отныне…) — И не сказал.
    (Да, в час, когда…

  7. Хочу у зеркала, где муть
    И сон туманящий,
    Я выпытать — куда Вам путь,
    И где — пристанище.

    Я вижу: мачта корабля,
    И Вы — на палубе…
    Вы — в…

  8. Осыпались листья над Вашей могилой,
    И пахнет зимой.
    Послушайте, мёртвый, послушайте, милый:
    Вы всё-таки мой.

    Смеётесь! — В блаженной крылатке…

  9. Движение губ ловлю.
    И знаю — не скажет первым.
    — Не любите? — Нет, люблю.
    — Не любите! — Но истерзан,

    Но выпит, но изведён.
    (Орлом озирая…

  10. Вспомяните: всех голов мне дороже
    Волосок один с моей головы.
    И идите себе… — Вы тоже,
    И Вы тоже, и Вы.

    Разлюбите меня, все разлюбите!…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Максим Горький - На дне

“На дне” написана через год после великолепных “Мещан”. Здесь Горький идёт совершенно другим путём и приходит к совершенно другому результату. Да,…

Источник

В РАЮ

Воспоминанье слишком давит плечи,
Я о земном заплачу и в раю,
Я старых слов при нашей новой встрече
Не утаю.
Где сонмы ангелов летают стройно,
Где арфы, лилии и детский хор,
Где всё покой, я буду беспокойно
Ловить твой взор.
Виденья райские с усмешкой провожая,
Одна в кругу невинно-строгих дев,
Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!
Воспоминанье слишком давит плечи,
Настанет миг,- я слез не утаю…
Ни здесь, ни там,- нигде не надо встречи,
И не для встреч проснемся мы в раю!

—————————————————–

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе…
Вы — в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе —
Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны…
— Благословляю Вас на все
Четыре стороны!

—————————————————–

Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? – Чья победа? –
Кто побежден?

Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?

Кто был охотник? – Кто – добыча?
Все дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?

В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце – Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?

И все-таки – что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?

—————————————————–

Кроме любви

Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все же
Лишь тебе указала в тени обожаемый лик.
Было все в нашем сне на любовь не похоже:
Ни причин, ни улик.

Только нам этот образ кивнул из вечернего зала,
Только мы — ты и я — принесли ему жалобный стих.
Обожания нить нас сильнее связала,
Чем влюбленность — других.

Но порыв миновал, и приблизился ласково кто-то,
Кто молиться не мог, но любил. Осуждать не спеши!
Ты мне памятен будешь, как самая нежная нота
В пробужденьи души.

В этой грустной душе ты бродил, как в незапертом доме.
(В нашем доме, весною…) Забывшей меня не зови!
Все минуты свои я тобою наполнила, кроме
Самой грустной — любви.

—————————————————–

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!

—————————————————–

Мы с тобою лишь два отголоска
Мы с тобою лишь два отголоска:
Ты затихнул, и я замолчу.
Мы когда-то с покорностью воска
Отдались роковому лучу.
Это чувство сладчайшим недугом
Наши души терзало и жгло.
Оттого тебя чувствовать другом
Мне порою до слез тяжело.

Станет горечь улыбкою скоро,
И усталостью станет печаль.
Жаль не слова, поверь, и не взора,-
Только тайны утраченной жаль!

От тебя, утомленный анатом,
Я познала сладчайшее зло.
Оттого тебя чувствовать братом
Мне порою до слез тяжело.

Ссылка на источник: https://www.man-woman.com.ua/lover/poeziya-o-lyubvi.html

Источник

У зеркала....(музыка Таривердиев М., слова Цветаева М.)

Композитор: Таривердиев М. Автор слов: Цветаева М.

Хочу у зеркала где муть
И сон туманящий
Я выпытать куда вам путь
И где пристанище

Я вижу мачты корабля
И вы на палубе
Вы в дыме поезда поля
Поля в вечерней жалобе

Вечерние поля в росе
Над ними вороны
Благословляю вас
Благословляю вас
Благословляю вас
На все четыре стороны

Благословляю вас
Благословляю вас
Благословляю вас
На все четыре стороны

вокал: Вера Пенькова

Оставить отзыв

Рейтинг работы: 69

Количество отзывов: 12

Количество сообщений: 13

Количество просмотров: 625

Добавили MP3 в избранное: 1
Добавили в избранное: 1
© 09.07.2013 Вера Пенькова
Свидетельство о публикации: izba-2013-837453

Рубрика произведения: Поэзия -> Песня

Анатолий Бухтияров       16.07.2013   05:01:39
Отзыв:   положительный

Верочка, ты исполнила эту песню замечательно. Не буду проводить параллель по красоте исполнения, а вот по восприятию,
у тебя лучше. Ярче слышны чувственные переживания висящие на тонкой нити грусти.

Владимир Кулаев       11.07.2013   19:33:36
Отзыв:   положительный

СПАСИБО, ВЕРОЧКА!
Я вижу мачты корабля
И вы на палубе
Вы в дыме поезда поля
Поля в вечерней жалобе

ОЧЕНЬ ХОРОШО!

Вера Пенькова       11.07.2013   19:36:32

Спасибо,Владимир!!
Рада вам очень!!

Виктор Воронцовъ       11.07.2013   08:05:17
Отзыв:   положительный

Верочка, Алла поёт там, а ты наша Алла, но здесь!

Спасибо за красоту!

С теплом Витя.

Лариса Адианова       10.07.2013   17:30:33
Отзыв:   положительный

Верочка, ты поёшь не хуже, чем пела Алла! А голос лучше, это факт!!!

Вера Пенькова       11.07.2013   11:07:54

Ларочка,да какой голос..
Пугачева в молодости очень хорошо пела,да и сейчас неподражаема!!

Лариса Адианова       11.07.2013   12:07:21

Увы, Верочка, голоса-то у неё сейчас нет! А с помощью современной аппаратуры можно его и сделать! Но раньше голос был очень хороший! Я обожала её! Но надо во-время уходить, тогда навсегда в памяти остаётся только хорошее! Наши современные “звёзды” порой “зарываются”!
Вот смотрела фильм о Тамаре Синявской и Магомаеве и вспомнила, как он приезжал к нам в Алма-Ату. девчонки в окна лезли!Я тогда училась на курсах ин.яза. Девчонки буквально захлёбывались от счастья, что переспали с ребятами из ансамбля Магомаева, а он ни на одну не позарился, вёл себя очень корректно, но не приближал.
А какие голоса!!! У Синявской до сих пор голос изумительный!!! Я вообще люблю оперных певцов! У меня собрана коллекция пластинок с операми. Жаль, уже не на чем слушать!)))

Стихи хочу у зеркала где муть и сон туманящий

Вера Пенькова       11.07.2013   21:22:02

МНЕ ТОЖЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ТАМАРА СИНЯВСКАЯ И МУСЛИМ МАГОМАЕВ,Аллу Борисовну я уже очень давно ине слушаю …
а мне очень нравится еще Методие Бужор, он наш в Питере живет, поищи видее ролики с ним,я пришлю тебе ссылки
я бывает хожу на концерты оперных певцов

вот ссылка в Ютубе

https://www.youtube.com/watch?v=7ydtPLx_WU0&list=RD02_Hxrg1gORQQ

Лариса Адианова       11.07.2013   22:27:34

Ты мне высылала! Я с удовольствием слушала! Сейчас ничего не успеваю! Муж ушёл с работы, теперь с дачи не вылазим!)))
Но я ещё послушаю, выберу время! Верусь, если тебе не трудно, скинь эти ссылки в письма: там мне легче найти, когда захочу послушать! Целую. До встречи! (зимой или осенью может вырвусь в Питер!)

Вячеслав Черноводский       10.07.2013   12:30:36
Отзыв:   положительный

Верочка! Прелестно!Ну просто очень!!!Спасибо!

Стихи хочу у зеркала где муть и сон туманящий

Анна Гетьман (Крупенникова)       10.07.2013   08:29:57
Отзыв:   положительный

Я согласна с предыдущими посетителями.Превосходно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Стихи хочу у зеркала где муть и сон туманящий

Людмила ШегерЯ       10.07.2013   07:01:48
Отзыв:   положительный

Отправь эту песню Алле, пусть она убедится, что ты, Верочка, поешь ее лучше.

Стихи хочу у зеркала где муть и сон туманящий

Вера Пенькова       10.07.2013   10:22:28

ДА НЕТ Я НЕ ЛУЧШЕ,ПРОСТО Я НЕМНОГО ПО СВОЕМУ ПОЮ…

Людмила Клёнова       10.07.2013   01:07:36
Отзыв:   положительный

Ей-Богу, не хуже оригинала, Вера…

Спасибо!

НАУМЕНКО Ю. А.       10.07.2013   00:50:32
Отзыв:   положительный

ВОТ И ХОРОШО!!! ПОЛУЧИЛОСЬ ТАК, КАК ВЫ ХОТЕЛИ…НО У ВАС ДУШИ БОЛЬШЕ…С ТЕПЛОМ, ЮРА!

Вера Пенькова       10.07.2013   10:23:44

ДА НЕТ, НЕ БОЛЬШЕ, ПРОСТО ЛЮДИ ВСЕ РАЗНЫЕ))

Источник

У каждой творческой личности есть своя муза, стимул во плоти, который разжигает бурю в сердце поэта, помогая рождению на свет художественных и поэтических шедевров. Такой была София Парнок для Марины Цветаевой – любовью и катастрофой всей жизни. Она посвятила Парнок множество стихов, которые знают и цитируют все, порой даже не представляя, к кому они были обращены.

Девушка с профилем Бетховена

Сонечка родилась в интеллигентной еврейской семье в 1885 году в Таганроге. Отец был владельцем сети аптек и почетным гражданином города, а мама девочки – очень уважаемым доктором. Мать Сони умерла во вторых родах, дав жизнь близнецам. Глава семьи вскоре женился на гувернантке, с которой у Софии не сложились отношения.

София Парнок

Девочка росла своенравной и замкнутой, всю свою боль она изливала в стихах, которые начала писать в раннем возрасте. Соня создала свой мир, в который посторонним, даже отцу, прежде боготворимого, доступа не было. Наверное, с тех пор и появилась в ее глазах трагическая безысходность, оставшаяся навсегда.

Жизнь в родном доме стала невыносимой, и золотая медалистка Мариинской гимназии отправилась учиться в столицу Швейцарии, где показала потрясающие музыкальные способности, получив образование в консерватории.

По возвращении на родину, она начала посещать высшие Бестужевские курсы. В это время у Софии вспыхнул кратковременный роман с Надеждой Поляковой. Но поэтесса быстро остыла к возлюбленной. И эта близость чуть не закончилась для последней трагически.

Вскоре Парнок вышла замуж за известного литератора Владимира Волькштейна. Брак был заключен по всем иудейским канонам, но не выдержал даже короткого испытания временем. Именно тогда София поняла, что мужчины ее не интересуют. И она вновь начала находить утешение у подруг.

Пронзенная стрелой Сафо

Перед войной салон литературного критика Аделаиды Герцык был пристанищем талантливых московских поэтесс. Именно там произошла встреча Цветаевой и Парнок. Тогда Марине исполнилось двадцать три, а дома ее ждала двухлетняя дочь Ариадна и любящий муж Сергей Эфрон.

Парнок София Яковлевна (1885-1933) – София Парнок, урождённая Парнох.

В гостиную вошла женщина в облаке аромата изысканных духов и дорогих сигарет. Ее контрастная одежда, белая с черным, как бы подчеркивала противоречивость натуры: резко очерченный подбородок, властные губы и грациозные движения. Она излучала притягательную ауру греха, нежно манипулируя хрипловатым голосом. Все в ней взывало к любви – трепетное движение изящных пальцев, достающих платок из замшевой сумки, соблазнительный взгляд зовущих глаз. Цветаева, полулежа в кресле, поддалась этому пагубному очарованию. Встала, молча поднесла зажженную спичку незнакомке, давая прикурить. Глаза в глаза – и сердце понеслось вскачь.

Марину представили как названую дочь Аделаиды. А дальше был звон бокалов, короткая беседа и несколько лет ошеломляющего счастья. Чувства Марины к Софии укрепились, когда она увидела Парнок, катающейся на извозчике с молодой симпатичной девушкой. Тогда Цветаеву охватил огонь негодования, и она написала первое стихотворение, посвященное своей новой подруге. Теперь Марина твердо знала – она ни с кем не хочет делить сердце Сони.

София Парнок и Людмила Эрарская

Зимой 1915 года, пренебрегая общественным мнением, женщины вместе уехали отдыхать сначала в Ростов, затем – в Коктебель, а позже – в Святогорье. Когда Цветаевой говорили, что так никто не поступает, она отвечала: “Я – не все.”

Марина Цветаева и Сергей Эфрон.

Эфрон терпеливо ждал, когда эта пагубная страсть перегорит, но вскоре ушел на фронт. В этот период Цветаева создала цикл стихов “Подруге”, откровенно признаваясь Парнок в любви. Но, как ни странно, и любовь к мужу ее не покидала.

Соперничество

К моменту встречи с Софией Цветаева, хотя уже и была матерью, чувствовала себя ребенком, которому не хватало нежности. Она жила в своем поэтическом коконе, иллюзорном мире, который создала сама. Вероятно, она тогда еще не ощутила страсти в интимных отношениях с мужем, поэтому так легко попала в сети опытной и эротичной Парнок. Женщина с лесбийскими наклонностями стала для нее всем: и ласковой матерью, и возбуждающей любовницей.

Но обе женщины были уже признанными поэтессами, много печатались, и понемногу между ними начало возникать литературное соперничество.

Литературные соперницы София Парнок и Марина Цветаева.

Сначала София Парнок сдерживала в себе это чувство, ведь на первом месте для нее стояло удовлетворение плотских желаний. Но вскоре и у Цветаевой начинает преобладать двойственное отношение к своей подруге. В ее творчестве этого периода уже прослеживаются мрачные нотки по отношению к любимой ею Соне. Тогда Марина еще считала, что любить мужчин – это скучно. Она продолжала предаваться неге в квартире на Арбате, которую для встреч специально сняла ее муза.

Греховная связь всегда обречена. Так случилось и у двух талантливых поэтесс. Зимой 1916-го у Цветаевой несколько дней гостил Осип Мандельштам. Друзья бродили по городу, читали друг другу свои новые стихи, обсуждали творчество братьев по перу. А когда Марина пришла к Соне, “под лаской плюшевого пледа” она застала другую женщину, как она потом напишет, черную и толстую. Нестерпимой болью резануло сердце, но гордая Цветаева ушла молча.

С тех пор Марина пыталась забыть все события, связанные с Софией. Она даже равнодушно приняла известие о ее смерти. Но это была лишь маска, – от памяти убежать невозможно.

София Парнюк – роковая страсть Марины Цветаевой

Что же касается Софии Парнок, то после расставания с Цветаевой у нее еще было несколько романов с дамами. Последней ее страстью была Нина Веденеева, которой поэтесса посвятила замечательный цикл стихов. На руках своей последней музы София, русская Сафо, и скончалась от разрыва сердца. Но до последнего дня на ее прикроватном столике стояла фотография Марины Цветаевой…

«Хочу у зеркала, где муть…»: лирическое посвящение Марины Цветаевой своей запретной любви

Стихотворение «Хочу у зеркала, где муть» из цикла «Подруга» Марина Цветаева посвятила поэтессе Софье Парнок – своей запретной и страстной любви. По сути всё её творчество 1914 – 1916 года – лирический дневник, в котором зафиксировано развитие отношений с Парнюк. При этом Парнок уже в своей «инакости» освоилась, а Цветаева ещё пребывала в муках самоопределения.

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе…
Вы — в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе —

Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны…
— Благословляю Вас на все
Четыре стороны!

<Марина Цветаева>

Романс на эту песню прозвучал в исполнении Аллы Пугачёвой в новогодней комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром».

Источник: https://www.kulturologia.ru/blogs/210817/35718/
https://www.kulturologia.ru/blogs/210516/29632/

Источник