Стихи анна ахматова бессонница

Стихи анна ахматова бессонница thumbnail

Анна Ахматова, новое:

Хорошо здесь: и шелест, и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.
И на пышных парадных…

Женский голос, как ветер, несётся,
Чёрным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснётся —
Всё становится сразу иным.
Заливает алмазным…

Все души милых на высоких звёздах.
Как хорошо, что некого терять
И можно плакать. Царскосельский воздух
Был создан, чтобы песни повторять.

У…

Небо мелкий дождик сеет
На зацветшую сирень.
За окном крылами веет
Белый, белый Духов день.

Нынче другу возвратиться
Из-за моря — крайний срок…

Там белые церкви и звонкий, светящийся лёд,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Человечество пошло вперёд только в одном отношении: оно научилось массовым убийствам.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Анна Ахматова, самые читаемые стихотворения:

  1. Я научилась просто, мудро жить,
    Смотреть на небо и молиться Богу,
    И долго перед вечером бродить,
    Чтоб утомить ненужную тревогу.

    Когда шуршат в…

  2. А ты теперь тяжёлый и унылый,
    Отрёкшийся от славы и мечты,
    Но для меня непоправимо милый,
    И чем темней, тем трогательней ты.

    Ты пьёшь вино,…

  3. Есть три эпохи у воспоминаний.
    И первая — как бы вчерашний день.
    Душа под сводом их благословенным,
    И тело в их блаженствует тени.
    Ещё не замер…

  4. Где-то кошки жалобно мяукают,
    Звук шагов я издали ловлю…
    Хорошо твои слова баюкают:
    Третий месяц я от них не сплю.

    Ты опять, опять со мной,…

  5. О, жизнь без завтрашнего дня!
    Ловлю измену в каждом слове,
    И убывающей любови
    Звезда восходит для меня.

    Так незаметно отлетать,
    Почти не…

  6. Приходи на меня посмотреть.
    Приходи. Я живая. Мне больно.
    Этих рук никому не согреть,
    Эти губы сказали: «Довольно!»

    Каждый вечер подносят к…

  7. В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
    Светила нам только зловещая тьма,
    Своё бормотали арыки,
    И Азией пахли гвоздики.

    И мы проходили сквозь…

  8. Вновь Исакий в облаченьи
    Из литого серебра.
    Стынет в грозном нетерпеньи
    Конь Великого Петра.

    Ветер душный и суровый
    С чёрных труб сметает гарь…

  9. А в книгах я последнюю страницу
    Всегда любила больше всех других, —
    Когда уже совсем неинтересны
    Герой и героиня, и прошло
    Так много лет, что…

  10. Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
    Очертанья столицы во мгле.
    Сочинил же какой-то бездельник,
    Что бывает любовь на земле.

    И от лености или со…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Иосиф Бродский: наброски к правилам жизни

Жизнь — игра со многими правилами, но без рефери. Мы узнаём, как в неё играть, скорее наблюдая её, нежели справляясь в…

Источник

БЕССОННИЦА

Где-то кошки жалобно мяукают,

Звук шагов я издали ловлю…

Хорошо твои слова баюкают:

Третий месяц я от них не сплю.

Ты опять, опять со мной, бессонница!

Неподвижный лик твой узнаю.

Что, красавица, что, беззаконница,

Разве плохо я тебе пою?

Окна тканью белою завешены,

Полумрак струится голубой…

Или дальней вестью мы утешены?

Отчего мне так легко с тобой?

1912

* * *

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,

О смерти господа моля.

Но все мне памятна до боли

Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.

И те неяркие просторы,

Где даже голос ветра слаб,

И осуждающие взоры

Спокойных загорелых баб.

1913

* * *

Углем наметил на левом боку

Место куда стрелять,

Чтоб выпустить птицу — мою тоску —

В пустынную ночь опять.

Милый! Не дрогнет твоя рука,

И мне недолго терпеть.

Вылетит птица — моя тоска,

Сядет не ветку и станет петь.

Чтоб тот, кто спокоен в своем дому,

Раскрывши окно, сказал:

«Голос знакомый, а слов не пойму»,

И опустил глаза.

1914

* * *

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе,

Ты, в своих путях всегда уверенный

Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Читайте также:  Бессонница почему и чем лечить

Отчего же бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас?

Май 1912 Флоренция

* * *

Вижу выцветший флаг над таможней

И над городом желтую муть.

Вот уж сердце мое осторожней

Замирает, и больно вздохнуть.

Стать бы снова приморской девчонкой,

Туфли на босу ногу надеть,

И закладывать косы коронкой,

И взволнованным голосом петь.

Все глядеть бы на смуглые главы

Херсонесского храма с крыльца

И не знать, что от счастья и славы

Безнадежно дряхлеют сердца.

1913

* * *

Плотно сомкнуты губы сухие.

Жарко пламя трех тысяч свечей.

Так лежала княжна Евдокия

На душистой сапфирной парче.

И, согнувшись, бесслезно молилась

Ей о слепеньком мальчике мать,

И кликуша без голоса билась,

Воздух силясь губами поймать.

А пришедший из южного края

Черноглазый, горбатый старик,

Словно к двери небесного рая,

К потемневшей ступеньке приник.

Осень 1913

* * *

Умирая, томлюсь о бессмертьи.

Низко облако пыльной мглы…

Пусть хоть голые красные чарти,

Пусть хоть чан зловонной смолы.

Приползайте ко мне, лукавьте,

Угрозы из ветхих книг,

Только память вы мне оставьте,

Только память в последний миг.

Чтоб в томительной веренице

Не чужим показался ты,

Я готова платить сторицей

За улыбки и за мечты.

Смертный час, наклонясь, напоит

Прозрачной сулемой.

А люди придут, зароют

Мое тело и голос мой.

1912

8 НОЯБРЯ 1913 ГОДА

Солнце комнату наполнило

Пылью жаркой и сквозной.

Я проснулась и припомнила:

Милый, нынче праздник твой,

Оттого и оснеженная

Даль за окнами тепла,

Оттого и я, бессонная,

Как причастница спала.

1913

* * *

Ты пришел меня утешить, милый,

Самый нежный, самый кроткий…

От подушки приподняться нету силы,

А на окнах частые решетки.

Мертвой, думал, ты меня застанешь,

И принес веночек неискусный.

Как улыбкой сердце больно ранишь,

Ласковый, насмешливый и грустный.

Что теперь мне смертное томленье!

Если ты еще со мной побудешь,

Я у бога вымолю прощенье

И тебе, и всем, кого ты любишь.

Май 1913 Петербург

* * *

Ты письмо мое, милый, не комкай.

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно,

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я —

В этом сером, будничном платье,

На стоптанных каблуках…

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай,

Не плачь о заветной лжи,

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.

1912

* * *

Источник

PS
Poesy.site

Стихотворение “Бессонница” на русском языке, написанное в 1912 год. Автором произведения является Ахматова, Анна Андреевна.

Переключатель меню

Где-то кошки жалобно мяукают,

Звук шагов я издали ловлю…

Хорошо твои слова баюкают:

Третий месяц я от них не сплю.

Ты опять, опять со мной, бессонница!

Неподвижный лик твой узнаю.

Что, красавица, что, беззаконница,

Разве плохо я тебе пою?

Окна тканью белою завершены,

Полумрак струится голубой…

Или дальней вестью мы утешены?

Отчего мне так легко с тобой?

Анализ стихотворения Анны Андреевны Ахматовой “Бессонница”

В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой«Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом. Главная его тема обозначена уже в названии. Лирическая героиня текста долгое время не может уснуть по ночам. В первых строках Ахматовапри помощи буквально пары деталей создает нужную атмосферу. Она сообщает о жалобном мяуканье кошек да о звуке шагов, слышащемся где-то вдали. Читатель ничего конкретного не знает о месте, где происходит действие стихотворения. Тем не менее, уже после двух начальных строк у него есть возможность представить себя там. В конце первого четверостишия – оксюморон, не лишенный грустной иронии. Здесь важно отметить – героиня к бессоннице обращается на «ты», как к старой доброй знакомой. Такое панибратство сразу же объясняется – нормальный здоровый сон не приходит на протяжении трех месяцев.

Вторая строфа начинается с риторического восклицания. Героиня приветствует бессонницу, ничуть не удивляясь ее появлению. Она называет постоянную гостью красавицей и беззаконницей с неподвижным ликом и задает ей не требующий ответа вопрос: «…Разве плохо я тебе пою?». Интересно, что Ахматова в стихотворении утаивает причины бессонницы. Читателю остается только самому догадываться, из-за чего не спится героине. В контексте раннего творчества поэтессы самый вероятный вариант, напрашивающийся сам собой, — из-за любви. В финальной части произведения появляются еще детали, позволяющие представить себе обстановку, в которой находится лирическая героиня, — занавешенные белой тканью окна, струящийся голубой полумрак. Сразу перед глазами возникает уютная комнатка в деревенском доме. Возможно, стихотворение вдохновлено пребыванием Ахматовой в Слепнево – имении семейства Гумилевых, куда она нередко приезжала в период с 1911 по 1917 год.

Читайте также:  Настрой сытина от бессонницы для женщин слушать

В конце текста оказывается, что бессонница не приносит героине невероятных страданий. Более того – ей очень легко в компании незваной гости, ставшей постоянной, хотя она и не понимает, почему так происходит. В рассматриваемом тексте вообще больше вопросов, нежели ответов на них. Обратите внимание на едва ли не главное средство художественной выразительности, используемое Ахматовой здесь, — это риторический вопрос. Поиск ответов Анна Андреевна оставляет на откуп читательской фантазии.

Источник

1. Творчество

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

5 ноября 1936 год, Фонтанный Дом

2.

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

3. Муза

Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гу-гу.

4. Поэт

Подумаешь, тоже работа,—
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.

И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.

А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.

Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все — у ночной тишины.

5. Читатель

Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет!—
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта позорное пламя
Его заклеймило чело.

А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.

Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.

И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,

За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.

6. Последнее стихотворение

Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.

Другое, в полночной родясь тишине,
Не знаю, откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.

А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.

А вот еще: тайное бродит вокруг —
Не звук и не цвет, не цвет и не звук,—
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.

Но это!.. по капельке выпило кровь,
Как в юности злая девчонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.

И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него… умираю.

7. Эпиграмма

Читайте также:  Проблема неврозов и бессонницы

Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!

8. Про стихи

Владимиру Нарбуту

Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…

Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.

9.

Осипу Мандельштаму

Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,—
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гугу…
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящей лугу.

10.

Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.

1960 г.

Источник

  • Анализ стихов
  • Ахматова
  • Бессонница

Стихотворение «Бессонница» было написано Анной Ахматовой в 1912 году. Опубликовано же данное лирическое произведение было двумя годами позже в сборнике «Четки». Тема стихотворения явственно отражается в его названии. Анна Андреевна описывает бессонную сумрачную ночь. Жалобное мяуканье кошек, приглушенные звуки шагов – автор с первых слов совершенно четко передает настроение и атмосферу этого таинственного времени.

В последних строках первого четверостишия – оксюморон, показывающий какую-то легкую грусть: «Хорошо твои слова баюкают: третий месяц я от них не сплю». В стихотворении нет экспозиции и вообще какого-либо развития. Это стихотворение – беглая зарисовка, статичный кадр, по которому читатель может лишь догадываться о причинах и времени, сопутствующих произведению.

Следующее четверостишие напрочь стирает впечатление о том, что бессонница тяготит героиню, ведь она обращается к ней как-то ласково и нежно, называет её «красавицей» и «беззаконницей». Также мы понимаем, что бессонница для автора – совершенно обыденное и приемлемое явление: «Неподвижный лик  я узнаю».

Далее мы получаем еще несколько штрихов, помогающих увидеть картину происходящего.  Мы можем уже представить тихую комнату, наполненную голубоватым светом,  окна, завешанные белой тканью, и героиню, находящуюся в этой комнате и мысленно задающую себе вопросы. Тут следует добавить, что текст наполнен риторическими вопросами. Анна Андреевна задает их, но не отвечает, позволяя читателям самим додумать.

Для создания данного произведения использовали разностопный хорей и двухсложную стопу с ударением на первом слоге. Помимо риторических восклицаний и вопросов, оксюморона, в этом стихотворении можно найти такие художественные средства как олицетворение и эпитеты. Олицетворение – «струится полумрак», эпитеты – «жалобный», «неподвижный».

«Бессонница» – это стихотворение-фантазия, ведь читающему приходится включать все свое воображение, чтобы дорисовать картину, додумать причины и ответить на вопросы.

Картинка к стихотворению Бессонница

Бессонница Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Еще весны душистой нега

    Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.

  • Анализ стихотворения Тоска по родине Цветаевой

    Все стихотворения Цветаевой, по праву считаются самыми глубочайшими по своему смыслу. Критики, нередко сравнивают её Творчество с произведениями Лермонтова. И ведь они это делают не зря. Все её стихотворения, написано с невероятно точной

  • Анализ стихотворения Бунина Ночь

    «Ночь» – великолепный образец бунинской поэзии, недооцениваемой в наше время. Странно, почему столь прекрасные стихотворения, пробуждающие в душе свет и дающие ей покой, так мало разбираются в школах, мало цитируются,

  • Анализ стихотворения Некрасова Вор

    Когда у человека есть все необходимое для жизни – пища, кров, одежда, работа, он не задумывается о хлебе насущном, начиная выискивать недочеты и недостатки в своей жизни. Такова уж наша земная натура, получая что-то,

  • Анализ стихотворения Блока Незнакомка 11 класс

    Одно из самых красивых стихотворений, которое можно воспринимать только через призму тоски, печали и неверия в творчестве А. Блока – это, конечно же, «Незнакомка». Многие исследователи считают, что, то, с какой достоверностью

Источник