Стих это выжимки бессонниц
1. Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
5 ноября 1936 год, Фонтанный Дом
2.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
3. Муза
Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гу-гу.
4. Поэт
Подумаешь, тоже работа,—
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все — у ночной тишины.
5. Читатель
Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет!—
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.
И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта позорное пламя
Его заклеймило чело.
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.
И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,
За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг, 
А он неизменен и вечен — 
Поэта неведомый друг.
6. Последнее стихотворение
Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.
Другое, в полночной родясь тишине,
Не знаю, откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.
А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.
А вот еще: тайное бродит вокруг —
Не звук и не цвет, не цвет и не звук,—
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.
Но это!.. по капельке выпило кровь,
Как в юности злая девчонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.
И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него… умираю.
7. Эпиграмма
Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!
8. Про стихи
Владимиру Нарбуту
Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.
9.
Осипу Мандельштаму
Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,—
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гугу…
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящей лугу.
10.
Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.
1960 г.
Источник
Перейти к навигацииПерейти к поиску
1. Творчество («Бывает так: какая-то истома…»)
2. («Мне ни к чему одические рати…»)
3. Муза («Как и жить мне с этой обузой…»)
4. Поэт («Подумаешь, тоже работа…»)
5. Читатель («Не должен быть очень несчастным…»)
6. Последнее стихотворение («Одно, словно кем-то встревоженный гром…»)
7. Эпиграмма («Могла ли Биче, словно Дант, творить…»)
8. Про стихи («Это — выжимки безсонниц…»)
9. («Я над ними склонюсь, как над чашей…»)
10. («Многое ещё, наверно, хочет…»)
1. Творчество
Бывает так: какая-то истома;
 В ушах не умолкает бой часов;
 Вдали раскат стихающего грома.
 Неузнанных и пленных голосов
 Мне чудятся и жалобы и стоны,
 Сужается какой-то тайный круг,
 Но в этой бездне шёпотов и звонов
 Встаёт один, всё победивший звук.
 Так вкруг него непоправимо тихо,
 Что слышно, как в лесу растёт трава,
 Как по земле идёт с котомкой Лихо…
 Но вот уже послышались слова
 И лёгких рифм сигнальные звоночки, —
 Тогда я начинаю понимать,
 И просто продиктованные строчки
 Ложатся в белоснежную тетрадь.
<19??>
2.
Мне ни к чему одические рати
 И прелесть элегических затей.
 По мне, в стихах всё быть должно некстати,
 Не так, как у людей.
 Когда б вы знали, из какого сора
 Растут стихи, не ведая стыда,
 Как жёлтый одуванчик у забора,
 Как лопухи и лебеда.
 Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
 Таинственная плесень на стене…
 И стих уже звучит, задорен, нежен,
 На радость вам и мне.
<19??>
3. Муза
Как и жить мне с этой обузой,
 А ещё называют Музой,
 Говорят: «Ты с ней на лугу…»
 Говорят: «Божественный лепет…»
 Жёстче, чем лихорадка, оттреплет,
 И опять весь год ни гу-гу.
<8 октября 1960>
4. Поэт
Подумаешь, тоже работа, —
 Безпечное это житьё:
 Подслушать у музыки что-то
 И выдать шутя за своё.
 И чьё-то весёлое ске́рцо
 В какие-то строки вложив,
 Поклясться, что бедное сердце
 Так стонет средь блещущих нив.
 А после подслушать у леса,
 У сосен, молчальниц на вид,
 Пока дымовая завеса
 Тумана повсюду стоит.
 Налево беру и направо,
 И даже, без чувства вины,
 Немного у жизни лукавой,
 И всё — у ночной тишины.
<11 июля 1959>
5. Читатель
Не должен быть очень несчастным
 И, главное, скрытным. О, нет! —
 Чтоб быть современнику ясным,
 Весь настежь распахнут поэт.
 И рампа торчит под ногами,
 Всё мертвенно, пусто, светло,
 Лайм-лайта[1] позорное пламя
 Его заклеймило чело.
 А каждый читатель как тайна,
 Как в землю закопанный клад,
 Пусть самый последний, случайный,
 Всю жизнь промолчавший подряд.
 Там всё, что природа запрячет,
 Когда ей угодно, от нас.
 Там кто-то безпомощно плачет
 В какой-то назначенный час.
 И сколько там сумрака но́чи,
 И тени, и сколько прохлад,
 Там те незнакомые очи
 До света со мной говорят,
 За что-то меня упрекают
 И в чём-то согласны со мной…
 Так исповедь льётся немая,
 Беседы блаженнейший зной.
 Наш век на земле быстротечен
 И тесен назначенный круг,
 А он неизменен и вечен —
 Поэта неведомый друг.
<23 июля 1959>
- ↑ Лайм-лайт — limelight — свет рампы (англ.)
Ахматова А. — Читатель (чит. автор): Запись с проекта Audiopedia
6. Последнее стихотворение
Одно, словно кем-то встревоженный гром,
 С дыханием жизни врывается в дом,
 Смеётся, у горла трепещет,
 И кру́жится, и рукоплещет.
 Другое, в полночной родясь тишине,
 Не знаю, откуда крадётся ко мне,
 Из зеркала смотрит пустого,
 И что-то бормочет сурово.
 А есть и такие: средь белого дня,
 Как будто почти что не видя меня,
 Струятся по белой бумаге,
 Как чистый источник в овраге.
 А вот ещё: тайное бродит вокруг —
 Не звук и не цвет, не цвет и не звук, —
 Грани́тся, меняется, вьётся,
 А в руки живым не даётся.
 Но это!.. по капельке выпило кровь,
 Как в юности злая девчонка — любовь,
 И, мне не сказавши ни слова,
 Безмолвием сделалось снова.
 И я не знавала жесто́че беды́.
 Ушло, и его протянулись следы
 К какому-то крайнему краю,
 А я без него… умираю.
<1 декабря 1959>,
Ленинград,
Красная конница
7. Эпиграмма
Могла ли Би́че, словно Дант, творить,
 Или Лау́ра жар любви восславить?
 Я научила женщин говорить…
 Но, Боже, как их замолчать заставить!
<19??>
8. Про стихи [Владимира Нарбута]
Это — выжимки безсонниц,
 Это — свеч кривых нагар,
 Это — сотен белых звонниц
 Первый утренний удар…
 Это — тёплый подоконник
 Под черниговской луной,
 Это — пчёлы, это — донник,
 Это — пыль, и мрак, и зной.
<Апрель 1940>,
 Москва>
Ахматова А. — Про стихи (посвящение Владимиру Нарбуту) чит. автор: Запись с проекта Audiopedia
https://www.akhmatova.org/articles/besprozvanny.htm
9.
Я над ними склонюсь, как над чашей,
 В них заветных заметок не счесть —
 Окровавленной юности нашей
 Это чёрная нежная весть.
 Тем же воздухом, так же над бездной
 Я дышала когда-то в ночи́,
 В той ночи́ и пустой и железной,
 Где напрасно зови и кричи.
 О, как пряно дыханье гвоздики,
 Мне когда-то приснившейся там, —
 Это кру́жатся Эвриди́ки,
 Бык Европу везёт по волна́м.
 Это наши проносятся тени
 Над Невой, над Невой, над Невой,
 Это плещет Нева о ступени,
 Это пропуск в безсмертие твой.
 Это ключики от квартиры,
 О которой теперь ни гугу…
 Это голос таинственной лиры,
 На загробном гостящей лугу.
<5-10 мая 1957 — 5 июля 1957>,
 Москва — Комарово
https://magazines.russ.ru/znamia/1998/2/gern.html
10.
Многое ещё, наверно, хочет
 Быть воспетым голосом моим:
 То, что, безсловесное, грохочет,
 Иль во тьме подземный камень точит,
 Или пробивается сквозь дым.
 У меня не выяснены счёты
 С пламенем, и ветром, и водой…
 Оттого-то мне мои дремо́ты
 Вдруг такие распахну́т ворота
 И ведут за утренней звездой.
Источник
Весна щедра на откровенье чувств, на полет фантазии и мечту.
Весна вдохновляет, окрыляет, очаровывает, сплетает слова в вереницу образов, рождает эмоции, настраивает струны души…
Все это о поэзии и поэтах, об искусстве творить мир, об искренней неуспокоенности, дарованной небесами.
Все это – «Бог и Ничто», свобода и отчужденность, порыв и смятенье, восторг и накал страстей, глубина чувств и открытый нерв, боль и безмятежная река времени, впадающая в Вечность.
Все это, околдованное манкой рифмой, то невесомой и ранимой, то пышнотелой и бескомпромиссной, то ироничной и язвительной, на разрыве шаблонов и вопреки авторитетам, помогает достичь ощущения созвучия, сопереживания, сопричастности и слияния с эпохой, автором, образом, отражающем созерцание мира и поиск истины.
Со Всемирным днем поэзии, любители и почитатели изящной словесности!
Н. Альтман. Портрет Анны Ахматовой.1914
Анна Ахматова
Тайны ремесла
1. Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
5 ноября 1936 год, Фонтанный Дом
2.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
3. Муза
Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гу-гу.
4. Поэт
Подумаешь, тоже работа,—
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все — у ночной тишины.
5. Читатель
Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет!—
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.
И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта позорное пламя
Его заклеймило чело.
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.
И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,
За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.
6. Последнее стихотворение
Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.
Другое, в полночной родясь тишине,
Не знаю, откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.
А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.
А вот еще: тайное бродит вокруг —
Не звук и не цвет, не цвет и не звук,—
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.
Но это!.. по капельке выпило кровь,
Как в юности злая девчонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.
И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него… умираю.
7. Эпиграмма
Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!
8. Про стихи
Владимиру Нарбуту
Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.
9.
Осипу Мандельштаму
Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,—
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гугу…
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящей лугу.
10.
Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.
1960 г.
Карл Густав Юнг подчёркивал, что личная психология поэта может, конечно, объяснить многое в его стихах, но только не само это стихотворение.
О стихосложении с долей доброй иронии.
Татьяна Рубищева
Молитва Потолку
Бессонными ночами
Молюсь я Потолку.
Зажженными свечами
Гоню свою тоску.
О, Потолок, могучий,
Всесильный Потолок!
Пошли мне рифму круче,
Да пару терпких строк.
Чтоб, коль сказать, так с перцем,
Чтоб душу жгли слова,
Овладевали сердцем –
И кругом голова!
Чтоб слов ретивых сила
Пленила и звала,
Чтоб радостью искрила,
Слащавой не слыла!
Сказать по правде – силу
Я чувствую в словах!
Возьму, настрою лиру,
Но… с Музой не в ладах…
Луны на стенах блики…
Смотрю я в Потолок.
Мой гений многоликий,
Пошли мне пару строк…
2004
Источник
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.2.Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гу-гу.Подумаешь, тоже работа,—
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все — у ночной тишины.Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет!—
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта позорное пламя
Его заклеймило чело.А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.Другое, в полночной родясь тишине,
Не знаю, откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.А вот еще: тайное бродит вокруг —
Не звук и не цвет, не цвет и не звук,—
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.Но это!.. по капельке выпило кровь,
Как в юности злая дечонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него… умираю.Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,—
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гугу…
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящей лугу.10.Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.
1936 г.
Источник
