Средства выразительности в стихотворении лермонтова сон
Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.
История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.
Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.
Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.
Жанр – мистическая лирика.
Стихотворный размер – пятистопный ямб.
Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.
История создания
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Тема
Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.
Композиция
Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.
Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.
С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.
Жанр
Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.
При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.
Средства выразительности
Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:
- Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
- Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.
С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 36.
Источник
Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения М.Ю. Лермонтова «Сон» по плану. Здесь он отразит идейно-тематические особенности стихотворения, его место в творчестве поэта, а также приведет примеры средств художественной выразительности и обозначит главные черты уникального стиля автора.
История создания
Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций и переживаний Михаила Юрьевича.
Пророческое стихотворение «Сон» было написано накануне его смерти — в 1841 году. В этом произведении поэт буквально пересказал свою смерть. Стихотворение было записано в блокнот, который был подарен его приятелем Владимиром Одоевским. Друг дал его, когда поэт отправлялся во вторую ссылку на Кавказ. К блокноту он дал наказание: заполнить все страницы стихотворениями и привезти обратно. К сожалению, только первое условие договора было выполнено. В этой ссылке Лермонтов был убит на горе «Машук» в июле. Эта работа, как и некоторые другие, была напечатана посмертно в 1843 году в журнале «Отечественные записки».
Жанр, направление, размер
Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление произведения «Сон» – романтизм.
- К чертам этого художественного метода можно отнести детальное воплощение идеального мира лирического героя. В его представлении та самая гармония с возлюбленной достигается именно благодаря духовному воссоединению, несмотря ни на что, будь это смерть или другие преграды. Любовь способна одолеть все, что угодно, она помогает героям воссоединиться. Именно сон является иллюстрацией романтической мечты лирического «я» поэта.
- Горная местность тоже является маркером романтизма. Ведь именно экзотический пейзаж наделяет произведение атмосферой мистики и неизвестности. Экзотика в романтизме сравнима с неведомым миром в мыслях самого героя, его иллюзией или даже призрачным воплощением.
Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:
В полднев/ный жар/ в доли/не да/геста/на
С свинцом/ в груди/ лежал/ недви/жим я;
Смысл названия
Название стихотворения «Сон» напрямую связано с лирическим сюжетом произведения. Сон фигурирует как в образе героя, так и его возлюбленной. Название является одним из основных элементов романтического начала стихотворения.
Сон в стихотворении Лермонтова означает не только свое прямое значение (то, что привиделось девушке), но и смерть — «мертвый сон» лирического героя. Таким образом, временный уход из реального мира — это маленькая смерть, которая переносит человека в паранормальный мир, где уже не действуют законы мироздания.
Именно в этом мире суждено в последний раз встретиться нашим героям. Сон соединяет их души и сливается воедино: она мысленно оказывается там, где он заснул мертвым сном.
Композиция
Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части.
- В первых двух строфах перед читателем раскрывается картина смерти лирического героя. Он лежит на «уступе скалы» со свежей раной от выстрела, которая продолжает «дымиться», а «кровь точиться» на пыльную землю Дагестана. Дым от раны указывает на недавнюю смерть героя. В конце этой части он погружается в «мертвый» сон.
- Вторая часть обрамлена тремя строфами. Она начинается радостно с картин описания его родины, куда еще не донеслись вести о гибели героя. Это композиционный центр стихотворения. Здесь появляется образ лирической героини, его возлюбленной. Она будто чувствует неладное, ощущает грусть, которая крепко засела в ее груди. Перед читателем предстает форма повествования «сон во сне». Теперь героине снится, что случилось с ее возлюбленным. Она видит «знакомое» тело на кровавой земле в «долине Дагестана». В этот момент возлюбленные обретают крепкую духовную связь.
Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.
Образы и символы
Как уже было сказано, экзотический пейзаж предстает в образе скалистого Дагестана. Именно образ отдаленного места, обгороженного горами символизирует отрешенность от общества, мотив изгнания. «Уступы скал теснилися кругом», — этими строчками герой отдаляет себя от мира людей, обрекая на смерть в одиночестве.
Образ сна героя – явный знак пророчества, которому суждено сбыться. Такой прием писатели и поэты часто используют в своих работах. При помощи снов протагонистов они раскрывают душевное состояние героя, его желание и мысли и зачастую их судьбу.
Кроме того, в этой мрачной картине находятся и другие образы–символы, которые задают настроение и тему стихотворения.
Солнце является символом всего живого. Но, играя на антитезе, оно продолжает щедро ослеплять своими лучами мертвое тело. Тем самым показывая, что от его смерти мир не пошатнулся, ничего не поменялось. Солнце, как светило, так и продолжает.
Образ лирического героя окрашен всеми потернами романтизма: это одинокий, отважный и отвергнутый всем миром человек, который, наконец, покинул грешную землю и ушел в идеальный мир, где есть место только любви.
Темы, настроение и проблемы
Тематика и проблематика стихотворения «Сон» будут дополнены, если в этом есть необходимость, о которой стоит сообщить Многомудрому Литрекону в комментариях.
- Работы поэта пронизывает одиночество, которое является лейтмотивом и одновременно одной из тем произведения «Сон». Описание палящего солнца, чувство отчужденности от общества за пластами гор и скал, — все это указывает на нахождение героя в Дагестане против своей воли. Скорее всего он находится в ссылке, как и сам Лермонтов.
- Смерть выступает основной темой произведения «Сон». Она напрямую связана с темой любви. Существуя вместе, они будто символизируют добро и зло. Первое всегда побеждает второе, но без зла мира бы не было. Именно с этой идеей примиряется герой, полностью осознавая и принимая свою смерть.
Настроение стихотворения «Сон» задается не только внутренними переживаниями героя и героини, но и в первую очередь пейзажем. Природа в стихотворении представляет собою острые голые и такие же одинокие как сам герой скалы. Над ними возвышается солнце, выжигающее все живое. Мертвый и сухой пейзаж передает характер лирического «я» Лермонтова. Чувство обреченности и безысходности из всего букета эмоций умирает последним вместе с дымящимся телом. Этим и ознаменовывается трагический пафос стихотворения.
Проблема одиночества человека остается неразрешенным открытым вопросом. Герой рождается и умирает совершенно один. Даже любимой нет рядом, он лишь в ее сне, но не с ней.
Основная идея
Главная мысль в произведении «Сон» завязывается на духовной нерушимой связи двух влюбленных. Даже смерть неспособна пресечь чувство любви, простирающееся на километры. Герой умирает не на руках лирической героини, а в одиночестве. Никто еще и не знает о его гибели. Но даже при этом их таинственная интимная связь выходит за рамки понимания сущности любви.
Смысл стихотворения «Сон» можно истолковать и по-другому: любовь и смерть сталкиваются между собой, и добро побеждает зло, ведь даже мертвый сон не смог отделить главного героя от героини. Они встречаются в последний раз, но все же искренние чувства отвоевали им право на эту встречу у самой смерти.
Средства выразительности
Поэтика произведения «Сон» богата и насыщена средствами выразительности и художественными оборотами.
- Эпитеты наполняю атмосферу произведения чувством одиночества безысходности: «полдневный жар», «хладеющей струей», «желтые вершины», «грустный сон».
- Метафоры раскрывают душевное состояние, весь спектр эмоций героя накануне смерти. «Дымилась рана», «чернеет рана», «по капле точилась кровь», — герой будто смотрит на себя со стороны и пересказывает все то, что видит и ощущает. Скалы можно сравнить со стервятниками, которые выжидают смерти героя, чтобы навсегда забрать его без остатка: «уступы скал теснилися кругом».
Мысль, заложенная в работе, позволяет читателю окунуться с головой в атмосферу смерти и обреченности. Вот, что будет с нами, когда закончится наш путь. Это осознание наталкивает на поиски смысла в нашем существовании. Это необходимо, чтобы не закончить так же одиноко и печально. Ведь еще не поздно все изменить, повернуть сюжетную линию нашей жизни в другую сторону, обрести счастье.
Автор: Полина Борискина
Источник
Лермонтов много писал об отчужденности и тоске, городской скуке и об одиночестве. Не раз писатель ассоциировал себя с лирическим героем. Как и в стихотворении «Сон», поэт скорее пишет про себя, так как он чувствует какое-то непонятное волнение и тревогу.
История создания
М. Ю. Лермонтов, находясь второй раз в ссылке, работал над стихотворением «Сон» — это 1841 год. Когда поэт писал свои произведения, окружающие его люди замечали, что фразы и слова Лермонтова пророческие, но писатель не обращал на это внимания.
Со стихотворением «Сон» произошла мистическая история, многие люди связывают его со скорой гибелью Лермонтова. Умер поэт в этом же году, и как будто напророчил собственную гибель. Никто и подумать не мог, что Мартынов, товарищ Михаила Юрьевича, не откажется от дуэли и доведет свое намерение до конца, убив друга за злословие.
Жанр, направление и размер
«Сон» относится к любовной и философской лирике, так как автор говорит не только о своих чувствах, но и о вечных проблемах: жизнь и смерть, тайны бытия, существование загробного мира и судьбы и т.д.
Лермонтов использует довольно распространенный и простой размер написания – ямб. Для окраски и придания некоторым словам акцента, поэт чередует женскую и мужскую рифму и использует перекрестную рифмовку.
Образы и символы
Лирический герой рассказывает сон, где видит себя со стороны уже мертвым. Он лежит в жаркой пустыне, в долине Дагестана. Теряя сознание, он погружается в миражи: пир, вечер, родимая сторона. На этом балу, который так и светится огнями, происходит разговор юных девушек о лирическом герое. Но одна дама думает о своем и не ведет с ними беседу. Героине также снится сон: пустыня, долина Дагестана и лирический герой. Он уже был мертв, в его груди дымящаяся рана. Разделенные расстоянием молодые люди очутились рядом в последний час его жизни. К сожалению, этот час близости лишь демонстрирует им весь трагизм положения. Вместе со своей жизнью, он теряет свою любимую, она же теряет его. Оба во сне видят то, чего желают — друг друга. В этой мистической зарисовке есть важные символы, которые создают настроение стихотворения.
- Солнце – это символ жизни, которая покидает героя, но в то же время остается после него. Он уже умер, а лучи продолжают свою созидательную работу и щедро рассыпаются золотом по долинам. От его смерти в мире ничего не изменилось, и от осознания ненужности этой жертвы читатель начинает грустить.
- Свинец в груди – пуля, которая убила героя. Металл ассоциируется с могильным холодом, который уже коснулся крови умершего. Так его по капле покидает жизнь, унесенная метким выстрелом.
- Скалы и пустыни – печальный вид, вселяющий тоску. Это одинокое место контрастирует с суетой города и бала, где люди веселы и беспечны. Этот контраст очерчивает пропасть между поэтом и обществом. Он чувствует себя выжженной пустыней, думает о смерти, а его окружение беспечно веселится вдали от него, и лишь одна душа живет в унисон с героем – его избранница.
Темы и настроение
- Лермонтов продолжает свою тему одиночества: лирический герой, отчужденный от общества, от мира, один покидает свой родной край с высоко поднятой головой, не оборачиваясь назад. И только лишь душа его испытывает тоску по дому, по взаимопониманию, которое было возможно лишь с одной девушкой.
- Смерть – основная тема стихотворения. Поэт принимает ее в одиночестве, расставляя все на свои места: один он пришел в этот мир, один он его покидает. Автор напророчил себе насильственную смерть, ведь служил в горячей точке и каждый день рисковал собой. Как видно, он ни о чем не жалеет, уходя так рано, его лишь смутно тревожит та боль, что испытывает девушка, которая, быть может, все еще ждет его.
- Любовь. Она предстает в виде духовной близости людей, которая связывает их даже на расстоянии. Страсть приобретает таинственную волшебную силу и погружает девушку в сон, где провидение показывает ей участь возлюбленного.
- Природа обрамляет смерть лирического героя, становится яркой и весьма показательной декорацией. В острых скалах, сухом песке мы видим аскетизм и бесплодность пейзажа, которые невольно выдают характер самого поэта. В его душе при жизни были те же выжженные и бесприютные земли.
- Настроение в стихотворении печальное, грустное. Читателю остается лишь сожалеть об утрате и сочувствовать той девушке, которая не дождется героя, даже не узнает, где можно почтить его память. Он навсегда остается заложником своей внутренней пустыни, так и не впустив в нее любовь.
Основная идея
М. Ю. Лермонтов изобразил духовную связь между людьми, которая реализуется на уровне подсознания. Посредством сна влюбленные понимают, что им больше не увидеться на этом свете. Главная мысль автора – показать, что любовь побеждает смерть, возвышается над реальностью и находит способ воплотиться, пусть даже и во сне. Лирический герой не успел соединиться с родственной душой при жизни, он погибает одиноким и непонятым, но духовная близость с женщиной, которая думает о нем на балу, выходит за рамки действительности, оставляя героине последний прощальный привет.
Смысл этих строк – утверждение романтического идеала, ведь поэты в эпоху романтизма грезили об идеальном мире, по которому остается только томиться, ибо идеал недостижим. Сон – воплощение этой вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.
Средства художественной выразительности
Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Они передают все одиночество лирического героя, и волнения его души.
Эпитеты: «полдневный жар», «желтые вершины», «грустный сон», «хладеющей струей».
Наводят одновременно страх и грусть некоторые метафоры, используемые автором: «Глубокая еще дымилась рана», «И в грустный сон душа ее младая / Бог знает чем была погружена», «Уступы скал теснилися кругом».
Автор: Виктория Арфано
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник