Средства художественной выразительности бессонница

Средства художественной выразительности помогают автору ярко нарисовать картину, выразить свои мысли и чувства. Читателю же средства художественной выразительности помогают представить живой образ предметов, явлений и действий в литературном произведении.

Эпитет

Эпитет – это яркое образное определение. Обычно выражается именем прилагательным.

Примеры эпитета:

Золотая тучка в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Утёс”

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;

Волнистые туманы, печальные поляны в стихотворении А.С. Пушкина “Зимняя дорога”

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Раскаты молодые в стихотворении Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза”

Гремят раскаты молодые

Жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы, безбрежная жатва, огнедышащее око в стихотворении А. А. Фета

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Картина Шишкина “Рожь”

Сравнение

Сравнение это такое средство художественной выразительности, при котором происходит сопоставление одних предметов с другими по сходству признаков, действий и качеств.

С помощью сравнения писатель более полно и ярко раскрывает образ героя, явления или действия.

Примеры сравнения

Как невеста нарядись в стихотворении И. С. Никитина “Полно, степь моя…”

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.

Что белый пушок, как алмазы горят в стихотворении И. С. Никитина “Встреча зимы”

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок…

Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Точно пеленою, что шапкой в стихотворении И. З. Сурикова “Зима”

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Метафора

Метафора – это средство художественной выразительности, когда название одного предмета переносят на другой на основе сходства.

Образное выражение превращается в реальную картину.

Примеры метафоры:

Вьюга злилась, мгла носилась в стихотворении “Зимнее утро” А. С. Пушкина

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;

Воет вьюга в стихотворении И.З. Сурикова “Детство”

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.

Иллюстрация к стихотворению “Зимнее утро” А.С. Пушкина

Олицетворение

Олицетворение – этот такое средство художественной выразительности, когда неодушевленные предметы автор наделяет человеческими свойствами и качествами. Для слушателя неживой предмет оживает.

Примеры олицетворения:

Резвяся и играя в стихотворении Ф.И. Тютчева “Весенняя гроза”

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

В стихотворении Ф.И. Тютчева “Листья”

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят…

В стихотворении А.А. Фета “Зреет рожь над жаркой нивой”

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Источник

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Лексические средства: тропы

АллегорияФемида (женщина с весами) – правосудие.Замена отвлеченного понятия конкретным образом. ГиперболаШаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)Художественное преувеличение. Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания Литота — Мужичок с ноготок.Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. МетафораСонное озеро города (А. Блок)Переносное значение слова, основанное на сходстве МетонимияКласс зашумелЗамена одного слова другим на основе смежности двух понятий Окказионализмы — Плоды образования.Художественные средства, образованные автором. ОлицетворениеДождь идёт. Природа радуется.Наделение неживых предметов свойствами живых. ПерифразЛев = царь зверей.Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. Сарказм Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. Сравнение Молвит слово – соловей поёт.В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. Синекдоха Каждую копейку в дом несет (деньги).Перенос значения по количественному признаку. Эпитет«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Синонимы1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы.1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста Антонимыоригинал – подделка, чёрствый – отзывчивыйСлова, имеющие противоположенные значения Архаизмочи — глаза, ланиты — щёкиУстаревшее слово или оборот речи

Синтаксические средства

Анафора — Не напрасно шла гроза.Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.Противопоставление. Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. Инверсия — Жили-были дед да баба.Обратный порядок слов. Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.Намеренное использование повторяющегося союза. Оксюморон — Мёртвые души.Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия. Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)Сходное, параллельное построение фраз, строк. Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.Одинаковая концовка нескольких предложений.

Источник

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Читайте также:  Бессонница лечение препараты отзывы

СРЕДСТВО

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИМЕР

Метафора

Троп, основанный на сходстве двух явлений (скрытое сравнение)

Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой

Олицетворение

Троп, основанный на перенесении признаков, свойств живого существа на неодушевленные предметы или явления природы

И звезда с звездою говорит

(М. Лермонтов)

Метонимия

Троп, основанный на связи явлений (связь между страной и ее жителями; связь между фамилией автора и его произведением; связь между материалом и предметом, из него изготовленным)

Волновался Париж беспокойный

(Н. Некрасов);

Я прочитал всего Махмуда (Р. Гамзатов);

Хрусталь и бронза на столе (А. Пушкин)

Синекдоха

Троп, основанный на замене единственного числа множественным, и наоборот.

Не швед ли мнил, что он главою,

Как атлас, держит целый свет?

(А. Пушкин)

Оксюморон

Эпитет, противоречащий определяемому слову.

Сладкая горечь; мрачный свет.

Гипербола

Троп, основанный на явном художественном преувеличении размеров предметов, образов, явлений.

В сто сорок солнц закат пылал

(В. Маяковский)

Литота

Троп, основанный на явном преуменьшении размеров

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов)

Ирония

Троп, основанный на контрасте. Употребление слов именуется ироничным в случае снижения значения.

Откуда, умная бредешь ты голова? (речь идет о глупце)

Аллегория

Троп, основанный на условном обозначении важных явлений.

Волк-аллегория хищника;

Овца-аллегория жертвы;

Лиса-хитрости.

Эпитет

Поэтическое определение существенных с точки зрения автора признаков, свойств литературного образа. По значению эпитеты делятся: изобразительные (определяют цвет, форму, размеры, запах, материал), лирические или эмоциональные (выражают чувства поэта), лиро-эпические (сочетают в себе признаки лирического и изобразительного эпитетов), постоянные (определяют устойчивые признаки предметов), метафорические (содержат элемент сопоставления).

Синий платок(и); волшебная тишина утра(э); свежее дыхание ветерка(л-э); красно девица(п); жемчужные зубы(м).

Сравнение

Сопоставление двух отчетливых понятий, явлений. Признаком сравнения является наличие союзных слов (как, точно, словно, будто, подобно).

Лес, точно терем расписной (И. Бунин).

Перифраз

Развернутое описательное выражение, которое заменяет точное название явлений природы, исторического лица и.т.д.

Луна – небесная лампада;

Юность-веста наших дней; бабочка- порхающий цветок.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

СРЕДСТВО

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИМЕР

Антитеза

Противопоставление двух образов, понятий или явлений, что свидетельствует о конфликтности, контрастности противоборствующих сил.

Ты богат, я очень беден

Ты прозаик, я поэт

(А. Пушкин)

Градация

Это предложение с однородными членами ,в котором каждое последнее слово усиливает значение предыдущего.

Я выйду, я выбегу, брошусь на встречу (И. Уткин)

Эллипсис

Это пропуск в предложении или стихе одного или нескольких значащих слов (чаще глаголов).

Шопот. Робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыхание

Сонного ручья (Фет)

Риторические формы

Р. вопрос – вопросительный оборот речи, не требующий непосредственного ответа.

Р. обращение – обращение поэта к явлениям природы, к отсутствующим, к умершим, т.е. к тому, кто не может дать ответа.

Р. восклицание – оборот речи, который произносится выразительно, сильно, с восклицательной интонацией.

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою? (р.вопр.)

(И. Тютчев)

Смотри как роща зеленеет, Палящим солнце облита. (р.обращ.)

Да здравствует солнце! Да скроется тьма! (р.восклиц.)

(А. Пушкин)

Синтаксический параллелизм

Развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. Чаще всего сопоставляются явления природы и душевное состояние человека.

Что затуманилась, зоренька ясная,

Пала на землю росой?

Что ты задумалась девушка красная,

Очи блеснули слезой? (народная песня)

Парцелляция

Расчленение фразы на части или даже на отдельные слова

Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повторы

Анафора – повторение слов в начале предложений, стихов, строф.

Эпифора – повторение слов в конце предложений, стихов, строф.

Стык – повторение слова или словосочетания в конце одного и вначале другого предложения, стиха, строфы.

Кольцо – повторение слова или словосочетания в начале и в конце предложения, стиха, строфы.

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало <…>

Рассказать , что лес проснулся…(а.);(Фет)

Была жара, жара плыла (с.)

(В. Маяковский);

Звезда вечерняя, печальная звезда (к.) (И. Тургенев);

Стихотворение Пушкина «Моя родословная» (э.).

Читайте также:  Смотреть бессонница 2017 русский

Полисиндетон

(многосоюзие)

Повторение одинаковых союзов при соединении однородных членов предложения.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (А. Пушкин).

Асиндетон

(бессоюзие)

Интонационное, бессоюзное соединение однородных членов предложения.

Швед, русский! Рубит, колет, режет! (А. Пушкин).

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА (эвфония)

СРЕДСТВО

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИМЕР

Аллитерация

Повторение нескольких одинаковых согласных в стихе, строфе, предложении.

Утихает светлый ветер.

Наступает серый вечер,

Ворон канул на сосну,

Тронул сонную волну.

(А. Блок)

Ассонанс

Повторение одинаковых гласных звуков в стихе, предложении, строфе.

Как хорошо ты, о, море ночное.

Звукоподражание

Более четкое соответствие звукового строя речи созданному писателем образу. Многие звуки в природе имеют акустическое сходство со звуками языка. Так «р»-раскаты грома; «з»-звук металла; «с»-свист; «ш»-глухой шум

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

(Тютчев).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

СРЕДСТВО

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИМЕР

Диалектизмы

Слова местные, взятые из говоров того же языка, чтобы придать выражению местный колорит.

Говорить-гутарить.

Жаргонизмы

Употребление лексики профессиональных групп, возникающей в известной бытовой обстановке, например, в студенческой. Слова воровского жаргона называются арготизмами

Пара, зачетка, хвостисты.

Атас, канает, шухер, хана.

Вульгаризмы

Употребление грубых слов просторечия в литературе.

Стерва, шельма, сволочь.

Архаизмы

Устаревшие, вышедшие из употребления слова.

Вежды – веки; ланиты-щеки; рамена – плечи; выя – шея; уста – губы; глаголить – говорить; ветрило- парус.

Историзмы

Слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений, человеческой жизни.

Смерд, кафтан, кокошник, аршин, грош, князь, боярин, волость, уезд.

Неологизмы

Вновь образованные слова, ранее в языке не существовавшие. Авторские неологизмы называются окказионализмами

Я повсеградно оэкранен,

Я повсесердно утвержден.

Прозаизмы

Слова, относящиеся к прозаической лексике, но употребляемые в поэтическом контексте.

Я снова жизни полн: таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Синонимы

Слова, близкие по значению, но различные по звучанию.

Маленький-крохотный.

Антонимы

Слова, противоположные по смыслу.

День-ночь.

Омонимы

Слова, одинаково звучащие но различные по значению.

Ключ, замок,

РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭПОС

ЛИРИКА

ДРАМА

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Басня

Гимн

Водевиль

Баллада

Былина

Инвектива

Драма

Поэма

Легенда

Мадригал

Комедия

Роман в стихах

Новелла

Ода

Мелодрама

Очерк

Песнь (песня)

Скетч

Повесть

Послание

Трагедия

Рассказ

Романс

Роман

Сонет

Сказка

Стансы

Эпопея

Стихотворение

Притча

Стихотворение в прозе

Мемуары

Элегия

Путевые записки

Эпиграмма

Дневник

Эпитафия

Пословица

Идиллия

Загадка

Эпиталама

В эпических произведениях художественно осваивается событие, то есть история, случай. Причем событие это представлено как предмет авторского повествования о нем, поэтому речевую структуру эпических произведений определяет именно авторское повествование

Лирика как литературный род представляет собой художественно освоенное душевное состояние, переживание и связано с выражением чувств, мыслей, а не с изображением событий. События в лирических произведениях могут быть упомянуты, но лишь как повод для выражения чувств автора и героев, поэтому лирические произведения бессюжетны.

Драма художественно осваивает действие. Действие считается частью события, его наиболее напряженной, динамичной частью, поэтому драматические произведения всегда сюжетны, и сюжеты их развиваются напряженно.

Источник

 Языковые средства выразительности.

Тропы – употребление слова в переносном значении.

Перечень тропов

Значение термина

Пример

Аллегория

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы.

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.)

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе).

Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)

 Метафора,

развёрнутая

метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр

ночной, О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Наполеоны.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.

Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком.

Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Читайте также:  Препараты при стрессе и бессоннице

Фигура

Значение термина

Пример

Анафора (или  единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее!

Градация

Постепенность— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последо-вательности речи.

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Лексический повтор

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Плеоназм

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость,  сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

Синтаксический

параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность

с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме  Возле мирного огня. (А.Блок.)

Разговорная.

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Грязнуля, крикун, бородач.

Эмоционально окрашенные слова

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

Прелестный, отвратительный, злодей

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Миленький, зайчонок, умишко, детище.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

Что-то воздуху мне мало,

ветер пью, туман глотаю…

Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

4. Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени.

1. Ряды однородных членов предложения.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.

2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.

Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру.

3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.).

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

4. Диалогичность изложения.

— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

— Удивительно хорош, красавец, можно сказать.

5. Парцелляция – стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не

равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.

Волков бояться – в лес не ходить.

7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Источник