Спектакль с безруковым сон разума отзывы

Спектакль с безруковым сон разума отзывы thumbnail

© Афиша

Предоставлено пользователем: Nelly Kogut

Предоставлено пользователем: Nelly Kogut

Предоставлено пользователем: Nelly Kogut

1 час 50 минут, без антракта

12+

Сергей Безруков в фантасмагории по Гоголю

Фото пользователя

Лучшие отзывы о спектакле «Сон разума»

9

БЕЗУМНЫЙ СОН БЕЗРУКОВА

Театр не всегда начинается с вешалки. Зачастую он вскипает буравящей воспаленный мозг идеей, которая разрывает метастазами логику поступков и капитулярии обычного человеческого бытия. И что тогда остается тем, кто относит себя к сонму центростремительных адекватных особей, чьи руки не пеленают туго санитары, погрузив их в длинные нефы больничных одеяний? Только представлять апокалипсис в виде обычного сна, под мерное жужжание назойливых мух.
Гоголевские «Записки сумасшедшего» разлетелись на премьере по сцене Зала в Барвихе, нервно брошенные руками народного Артиста Сергея Безрукова, и сложились в аккуратную стопочку пьесы «Сон разума», что значится в афише Московского Губернского театра. В главной роли Аксентия Поприщина – безусловно сам Безруков. Прочих персонажей фактически нет. Есть лишь фантасмагоричный набор полутеней-полувидений, которые бесконечно мутируют от шавок на привязи через гардеробные аксессуары до Лукавого, который точно в курсе – зачем и почему обусловлен такой порядок событий и эмоций.
Пытаться уловить в этом спектакле традиционные театральные мизансцены – бесполезно. Гоголевский сюжет хаотично вскипает на глазах у публики, стараясь повернуться к зрителю всевозможными расцветками человеческих переживаний. Порой сложно понять – что хотел донести режиссер с подмостков? Чем хотел наполнить наше внимание? Куда хотел позвать? Да и стоит ли задумываться над тем, что не укладывается в прокрустовы бортики традиционного театра. «Сон разума» струится в зал каббалистическим потоком эстетического созерцания. И с каким жанром можно сравнить происходящее? Шоу, антреприза, цирк, современный балет, бенефис? Эта безумная мозаика переливается отблесками цирка du Soleil своими костюмами и световой палитрой, японским Kabuki универсально-схематичными персонажами, академичным Питером Бруком выверенной точностью лицедейства.
Декорационно-постановочная часть спектакля поражает безупречностью и техническим совершенством. Шкафо-столо-карето-кабинетный сундук глобально трансформирует сцены, ввергая несчастного зрителя просто-напросто в пучину непростой жизни главного героя – титулярного советника Поприщина, 42-х лет от роду, но так и оставшимся маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Гоголевская психиатрия молниеносно перебрасывает нас сквозь череду узнаваемых аллюзий в виде гигантского носа и лелеемой шинели. Гротеск литературного первоисточника в самой полной мере не только прочитан Безруковым, но и мастерски донесен до зрителя, которому, признаться, совсем не просто. Где театр? Где ожидаемый стереотип популярного актера? Где размеренность классической интерпретации классического же автора? Где все это? Куда несемся мы вслед за воспаленным сознанием самопровозглашенного короля Испании? И, как обычно это и бывает у Гоголя, никто ответа не дает. Да и нужен ли он? Ибо «Сон разума» – это глубинное погружение в эмоции, вытесняющее сознание сумасшедшего титулярного советника. И я вас умоляю – не пропустите этот спектакль. Ибо, когда на закате дней наш разум будет покидать нас, мы хоть успеем насладиться – как без него прекрасно…

9

Всем очень советуем спектакль “сон разума”. Безруков в нем бесподобен, постановка крайне оригинальная и погружает тебя в мир безумия главного героя.

9

“Говорят, в Англии выплыла рыба, которая сказала два слова на таком странном языке, что учёные уже три года стараются определить и ещё до сих пор ничего не открыли” (Н.В.Гоголь “Записки сумасшедшего”).
В темноте зала светящаяся золотая рыбка парит над изумлёнными зрителями, а её плавнички и хвост напоминают платочек Её превосходительства: “тончайший, батистовый – амбра, совершенная амбра!” Что это? Символ удачи, хрупкости счастья, достижения желаемого?
Вот с этой рыбки и начинается путь в невиданный, не поддающийся описанию мир “Сна разума”, наполненный фейерверком смысловых, визуальных, чувственных, иррациональных, неожиданных впечатлений. С первых минут действия спектакль затягивает, засасывает в эту невероятную вселенную, которая живёт в подсознании несчастного, маленького, плешивенького человечка с большими голубыми глазами и взглядом ребёнка.
Сумасшествие, что это – проклятие или дар судьбы, не оставившей другого шанса быть счастливым? Мир безумных фантазий Аксентия Ивановича Поприщина в спектакле Сергея Безрукова – режиссёра (а не Николая Горобца) и в исполнении Сергея Безрукова – актёра чудовищен и прекрасен одновременно. Хотя прекрасен – это, наверное, не то слово, он уникален, поражает воображение и бесконечно привлекателен в своей ненормальности. В своём безумии Поприщин гениален. Его сумасшествие – это не мрак и слабоумие, это фантастический полёт, путешествие за пределы реальности. Чем убогее его настоящая жизнь с её нищетой, унижениями, окружающей серостью, ненавистной варёной капустой (!), тем ярче, изощрённее и свободнее мир его сумасшедших фантазий. Это зазеркалье населено ужасными существами, порождениями собственного ада Поприщина. И как в настоящем аду у них есть своё высшее Существо, свой Повелитель (потрясающий образ, созданный Александром Фроловым) – настоящий дьявол (Вий?) во плоти. Причём во плоти – буквально, ибо тело этого существа лишено кожи и является одним сплошным комком мышц. Адские создания, вызывающие одновременно содрогание и восторг, сопровождают Поприщина на всём его пути схождения (или восхождения?) с ума. Они его преследователи, мучители, слуги, свита, они же свора собак и “испанские гранды”.
Реальная жизнь главного героя, которую мы видим в моменты прояснения его сознания, тоже, по-сути, является продолжением его фантазий и грёз. Вот Невский проспект, по которому Аксентий Иванович гуляет, разглядывая прохожих, а потом от нахлынувших на него чувств, взмывает в воздух. Вот Его превосходительство Директор департамента – он же гигантский говорящий стол, он же комод – олицетворение государственного аппарата, начальничьего и человеческого произвола и бездушия, а также манящей Поприщина богатой и беспечной жизни. А вот Её превосходительство Директорская дочь Софи – любовное наваждение, фетиш, неисполнимая, скрываемая от самого себя мечта о счастье, предмет обожания, на которую Поприщин боится не только смотреть при встрече, но и дышать в её сторону, и только в разговоре с собачкой Меджи позволяет высказать свои сокровенные мысли о том, чтобы заглянуть в будуар и спальню Софи…
Сны и полуявь, в которых пребывает Аксентий Иванович, дарят ему возможность обрести смысл жизни, почувствовать себя Личностью, благородным дворянином, кавалером, достойным руки директорской дочери, наконец, стать королём Испании! Потрясающий момент, когда только последующий уход в “сонную” реальность оказывается для героя спасением и возможностью сохранить себя как человека, – это сцена, когда абсолютно раздавленный известием о том, что Софи “влюблена до безумия” в какого-то камер-юнкера Теплова (о чём оскорбительно и насмешливо прокричала мерзкая собачонка) Поприщин с глазами, полными слёз, лишь говорит: “Досадно…”, хотя кажется, что он сейчас умрёт от горя. И чем мучительнее и унизительнее удары судьбы, тем мощнее и яростнее вспышки бунтующего подсознания. И вот уже титулярный советник на наших глазах превращается в грациозного, ловкого и бесстрашного тореро, вступающего в схватку с грозным быком – Носом – олицетворением власти, силы и мужского начала, и закалывает его собственноручно очиненными перьями! И наконец день триумфа – незабываемая сцена, когда после объявления себя королём, Поприщин в развевающейся мантии поднимается над толпой своих подданных и торжествуя, приветствует их от имени Фердинанда VIII, чтобы потом с трогательным волнением и искренним недоумением ожидать запаздывающую “депутацию из Испании”…
А в финале снова была Золотая рыбка. Только теперь, когда истерзанный страдалец Аксентий Иванович сам выходит с ней из темноты, перехватывает горло и хочется плакать. Ведь у любого маленького человека, каким бы ничтожеством не выглядел он в глазах окружающих, есть сердце и душа, и есть потребность в любви, счастье и понимании, и спектакль именно об этом.
А потом актёры снимают маски и вместо уродливой нечисти ты видишь красивые людские лица: “Я хочу видеть человека!”. И звучит мелодия незатейливой песенки: “Душеньки часок не видя, думал, год уж не видал; жизнь мою возненавидя, льзя ли жить мне, я сказал”- песенки, смысл которой был для главного героя единственной светлой радостью его жизни. И под эту мелодию он, счастливый, раскинув руки, взлетает вверх и зал счастлив вместе с ним.
Спасибо Сергею Безрукову за “Сон разума” и за его прекраснейшего Аксентия Ивановича! Спасибо всем-всем создателям уникального спектакля как за его форму, так и за содержание: инсценировку, сценографию, хореографию, музыку и звуковое оформление, трюки, визуальные и световые эффекты.Спасибо! И до новых встреч на “Сне разума”, который со дня премьеры я посмотрела уже пять раз.

Читайте также:  Чернышевский что делать 4 сон веры павловны читать

7

Идя первый раз в Губернский театр я даже и не ожидала увидеть такую необычную постановку. Я как в историческом анекдоте “Не читал, но осуждаю”, и мне представлялся этот театр чем-то кондово-провинциальным. Наверное он таким и был до “правления” Безрукова. Да и самого Сергея Безрукова я не считала способным на такое осмысление Гоголя. Ну играет отлично “нашихвсё”, про берёзки поёт..А оказалось…Оказалось,что я сильно ошибалась! Это очень самобытный театр, оригинальный, со своим стилем. И захотелось пересмотреть почти всё.
Но вернёмся к спектаклю.Это фантасмагория чистой воды-чем-то даже эклектичная, не для всех. У нас после спектакль спор такой горячий вышел, подруга моя абсолютно противилась что-либо понимать. А что понимать в бреде сумасшедшего?))
Я сейчас читаю книгу по масс-психологии, где как раз и разбираются навязчивые мысли-идеи, который отравляют нам жизнь. Вот Поприщин типичный представитель тех, кто зацикливается на своём невезении. “Я дворянин, но денег нет” твердит он.Навязчива его любовь и к Софи, до такой степени, что он разговаривает с собакой Софи, а потом становится “королем Испании”.
И вот химеры его спящего разума вовсю беснуются на сцене. Но эта вакханалия,на первый взгляд неприятная(уж очень жутковаты они), постепенно становится завораживающей и поэтичной даже.Очень много интересных решений, трюков. А музыка дополняет визуальный ряд совместно со светом и отточенной пластикой актеров. Музыка, кстати, в живом исполнении оркестра Губернского Театра.
Актеры. Актеры тут одни мужчины-все как на подбор красавцы. Нет, лица обезображены гримом, но тела, пластика завораживают.
Ну и сам герой, Поприщин,в исполнении Сергея Безрукова очень разный, очень достоверный. Почти два часа на сцене, такие эмоции, игра. Он огромный трудяга и профессионал, Безруков. Как подумать,что он и придумал спектакль,и поставил его, а ещё этот сложный рисунок роли. И легко, и с юмором даже. Насколько я поняла, он любит общение с залом обожание, с удовольствием контачит и красуется. Ну не без этого. Знает себе цену, любит себя, но и зрителя тоже, уважает. Вот такая взаимная любовь) Даже я прониклась, хотя не фанатка.
Спекталь очень неожиданный, и если вы хотите логики в повествовании, сюжета внятного, то можно повременить и начать знакомство с этим театром с другого спектакля. Но ходить сюда стоит, поскольку интересный репертуар, сами постановки , ну и Сергей Безруков))

Читайте также:  Гадание на суженого на сон с субботы на воскресенье

7

В спектакле “Сон разума” Сергей Безруков выступает в качестве
режиссёра-постановщика, художника-постановщика и исполнителя главной
роли, сходящего с ума мелкого чиновника. Надо сразу отметить, этот
спектакль- фантасмагория (от греч. «призрак» и «публично выступаю»), по
сути является нагромождением причудливых образов, видений, фантазий,
хаос, сумбур, гротеск. На сцене был показан хаос и страдания чиновника Поприщина. Спектакль иногда казался страшным, возможно потому, что поставлен по “зловещему” произведению Гоголя – «Записки сумасшедшего».
Открыли для себя Сергея Безрукого совсем с другой стороны. Честно признаться,Сергей Витальевич всегда ассоциировался в основном с киношными ролями вроде бандита со времен «Бригады». В этом спектакле он действительно доказал, что он гений. Играл роль достоверно. Впечатления от роли, как её сыграл Сергей Безруков остались самые неизгладимые . Помимо Сергея Безрукова в спектакле задействованы актеры, играющие то чудищ, то чертей, то собак, которые впоследствии преследуют разум Поприщина на протяжении всего действия. Им конечно достались непростые роли, но вся труппа, задействованная в спектакле, отлично отыграла. Очень пластичные, настырные, они убедительно создавали страшные динамические образы. Если кто-то посещал когда-либо шоу «Ле Рев» в Лас-Вегас (США)- может ожидать примерно те же чувства от игры актеров. Спектакль вызвал глубокие впечатления, тяжело смотреть тем, кто не читал произведение. Во всех отношениях это яркая, запоминающаяся постановка, великолепные спецэффекты, красочные декорации сделаны блестяще.

  • 5 спектаклей для тех, кто устал от 2020-го

    December 4 2020

  • 20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео

    November 26 2020

  • Что нужно знать про онлайн-балет «Шахерезада»? Рассказывают Диана Вишнева и Алексей Мирошниченко

    November 18 2020

  • 5 онлайн-спектаклей для тех, кто остается дома

    November 11 2020

Источник

Продолжительность

2 ч
00 мин

Актёры/Исполнители

н.а.РФ С.Безруков, А.Фролов, С.Куницкий, С.Бурлаченко, С.Медведев, А.Ярцев, И.Ярцев, А.Ершов, П.Иноземцев, А.Романченко, Д.Акимов, М.Новиков, С.Иванов



Фантасмагория
по мотивам повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего»
(Московский Губернский театр)

Титулярный советник Поприщин дожил до 42 лет, но так и остался маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Мучительное недовольство собой и своим местом в жизни все дальше уводит его из серой реальности в мир фантазий, лишая разума.

Создатели спектакля предлагают увидеть мир глазами героя повести Гоголя. Необычное художественное решение, яркий пластический рисунок вкупе с цирковыми трюками создадут причудливую фантасмагорию, полную невероятных событий и видений.

История сумасшествия чиновника Поприщина для Сергея Безрукова – исполнителя главной роли и режиссера спектакля, – это повод поразмышлять о свободе и несвободе человека. Разум делает человека несвободным, – ведь именно он источник все страхов, недовольства, бесплодных стремлений, которые загоняют человека в ловушку. Можно сказать, разум – это и есть наш персональный многоликий дьявол, который борется за нашу душу.

Повесть «Записки сумасшедшего» благодаря своей форме, представляющей из себя обрывки впечатлений и мыслей главного героя, – оставляет огромное пространство для фантазии и позволяет додумывать, как именно могли выглядеть все те события, которые описывает Поприщин. Были ли они на самом деле? А если были – то где? В реальности, искаженной восприятием сумасшедшего, или в бреду, во сне?

Художник-постановщик – Николай Горобец. Хореограф-постановщик – Антон Крамар. Композитор – Александр Биллион.

Куда пойти 1 апреля в Петербурге? Если и Вы задумались над тем, как провести Всемирный день смеха так, чтобы он запомнился, то у нас есть отличное предложение: нужно купить билеты в ДК «Выборгский» на спектакль «Сон разума» с Сергеем Безруковым в главной роли. Эта постановка Московского губернского театра с участием ведущих российских артистов театра и кино подарит Вам несказанное удовольствие от необычного прочтения хрестоматийного сюжета гоголевских «Записок сумасшедшего», а значит, вечер пройдет не зря!

Билеты на «Сон разума» можно купить не только в кассах ДТЗК, они продаются и онлайн на нашем сайте.

Сергей Безруков, как и всегда, удивительно тонко чувствует своего героя: Акакий Акакиевич Поприщин – мелкая сошка, незаметный чиновник, каких миллионы. Но при этом в своих фантазиях он легко возводит себя до самых недостижимых высот, не скромничая в аппетитах. Режиссерское решение Безрукова таково, что зритель видит действительность глазами главного героя, для этого используются самые неожиданные сценические и художественные приемы. Постановщики спектакля проявили немалую изобретательность, тем более что формат «записок» позволяет воплотить самые различные мысли, рожденные идеей о разуме человека, который и делает человека вечно недовольным своим положением, окружением и т.д.

Зрителю, купившему билеты на спектакль «Сон разума», будет непросто понять – где же он? Во снах героя? Или же в его реальной жизни? И где проходит тонкая грань между фантазиями и настоящим? Потрясающая актерская игра и неповторимая прелесть гоголевского текста делают этот спектакль не просто смешным фарсом, а глубоко трагичной историей простого, маленького человека, страдающего от собственной никчемности и прячущегося от реальности в мире своих болезненных мечтаний. И нет-нет, да возникнет в подсознании мысль – а не сидит ли внутри меня такой Поприщин?

Источник

Кто тут в цари крайний? А? Никого? Так я первый буду!

На спектакль “Сон разума” уже написано очень много хвалебных отзывов.
Я тоже подтверждаю: постановка великолепная, Сергей Безруков – гениален, и об этом я отдельно еще напишу.
Но надо понимать на какой именно спектакль вы попадете.
Неподготовленные зрители уходили из зала не дождавшись конца спектакля.
Вероятно, они пришли сюда посмотреть легкую и добрую комедию. Хотели расслабиться и отдохнуть.
То есть явно заблудились – это не сюда.
Почему?
Дело в том, что спектакль очень психологически сложный, зритель получит гораздо больше информации к размышлению и эмоций, чем обычных постановках.
Лучше прийти заранее, купить и прочитать либретто, если до этого не читали произведение Н.В. Гоголя “Записки сумасшедшего”, по которому был поставлен “Сон разума”.
Хотя на самом деле это скорее некий микс из произведений Гоголя – будут отсылки и к “Вию”, и к “Шинели” и даже к “Странные дела делаются в Испании”.
А еще может быть лучше смотреть этот спектакль в начале недели, пока усталость не накопилась, поскольку материал не простой, и нужно будет много думать.
Например, актеров критикуют за то, что они частично играют под фонограмму.
А дело в том, что за других персонажей говорит все тот же главный герой, только его голос искажен. Получается такой моно спектакль, а все остальные люди в нем статисты.
Даже не статисты, а вещи. Даже не вещи, а демоны. Даже не демоны, а мысли. Даже не мысли, а сны….
Короче, атмосфера безумия, в котором живет главный герой передается и залу. Во всех подробностях.

Будет великолепная, написанная специально для спектакля музыка: и электронная, и стилизованная под романтизм, и под 19 век.
Все это вместе и создаст ощущение нереальности происходящего.
Будут сделанные специально для спектакля декорации – говорящий ящиками стол, например.
Будут сложные цирковые трюки, полеты на лонже и даже фокусы, поставленные при содействии Цирка на Цветном Бульваре.
Будет очень зрелищно, с огромным количеством образов, с невероятными формами, световыми эффектами – и все это в жанре фантасмагории.

Что лично я увидела для себя в этом спектакле.
Я долго думала, как мог человек, в 42 года дойти до такой нищеты духа, тела, стремлений, бедности?
Что он делал все эти 42 года, чтобы до такого дойти?
И только когда главный герой, этот мелкий чиновник Поприщина, с капустным листом на обед и дырявыми чулками, твердивший половину спектакля: “Ничего-ничего!” и “Молчание!” вдруг
решил превратиться в короля Испании… Вот только тогда я поняла.
Если долго терпеть, откладывать, то в конце будет взрыв. И сумасшествие.

Напоследок скажу, что идти сюда нужно обязательно. Это совершенно новый театр. Он создает в своих стенах и вовлекает зрителя в полностью новый мир, иную реальность.
Спектакли оставляют после себя не просто впечатления, а пережитый катарсис от эмоций. В целом по уровню я знаю только один или два театра, которые могли бы сравняться с Московским Губернским Театром. Ну и Безруков гениален вне всякого сомнения. Я открою вам тайну: я шла смотреть на Безрукова. И я его не увидела. Совершенно. Я действительно увидела мелкого чиновника Поприщина, и весь его внутренний мир, всю его суть до конца. Браво!

Спасибо за приглашение Московскому губернскому театру, сообществу moscultura, проекту Москультура и Михаилу tushinetc.

Источник

Читайте также:  К чему во сне спасать утопающего