Спектакль дядюшкин сон в театре вахтангова

Спектакль дядюшкин сон в театре вахтангова thumbnail

Минна Литинская, Теплые дома Москвы от 14 октября 2011

Вахтанговский театр имеет свои только ему присущие и глубоко укоренившиеся традиции — это и жизнерадостность, и праздничность, и легкость, но также и глубоко наполненная общественной значимостью суть, и, конечно, острая пародийная трагикомичность. И спектакль «Дядюшкин сон» (Постановка Владимира Иванова) вобрал в себя чуть ли не весь этот творческий комплекс. Это подлинно вахтанговский спектакль, вселяющий надежду, что театр навсегда сохранит укоренившиеся вахтанговские традиции.  Музыкальный руководитель — Татьяна Агаева. «Дядюшкин сон» создан по одноименной повести Ф. М. Достоевского. Удачна инсценировка (Владимир Иванов и Павел Любимцев): удален ряд подробностей (напр., история отношений Зиночки с бедным учителем), но целостность основы произведения сохранена.

События происходят в захолустном городишке Мордасове, где царят скука, пьянство и пошлость, а избыток неуемной энергии агрессивных мордасовских дам поглощают сплетни и далеко не доброжелательные интриги. На почти пустой сцене (сценография художника Юрия Гальперина) справа — часть стены дома главной дамы города Мордасова Марии Александровны Москалевой (Мария Аронова). Окна дома подернуты серебристыми морозными узорами. У задней стены сцены — хилый, шатающийся мостик. Просторное сценическое пространство легко превращается то в городскую площадь, где собираются пышущие злобой мордасовские интриганки, то в гостиную Марии Александровны, то в загородный дом ее, где пьянствует опустившийся и безвольный супруг ее Афанасий Матвеевич (Спартак Сумченко). И в захудалый городишко этот волею судеб приезжает потерпевший в дороге аварию старый князь и останавливается в доме Марии Александровны. Городишко взбудоражен: слово «князь» производит на обывателей впечатление магическое. Мордасовские дамы, завидующие Марии Александровне и ненавидящие ее, получают новый стимул для «деятельности» — любым путем жаждут они напакостить и унизить Москалеву. А между тем у Марии Александровны — энергичной, умной и деятельной особы, загорается план во что бы то ни стало женить старого князя на своей молоденькой дочери Зиночке (Анна Дубровская), успевшей хлебнуть немало горя и ненавидящей захолустный и убивающий душу Мордасов. И Мария Александровна начинает действовать. Практически на ее деяниях и держится весь спектакль. Весь ум свой, всю энергию и решительность вкладывает она в воплощение задуманного плана. Да ведь и ей самой тоже тесно в этом затрапезном городишке. И она не просто властно действует, она витийствует, она мечтает: в ее воображении возникает реальная, манящая возможность вырваться из проклятого захолустья и пожить в прекрасном замке, окруженном парками и водоемами. Там царит дух рыцарства! Ей мнятся ярко освещенные белоколонные залы и балы с изящными дамами и кавалерами… Москалева — эта пожилая дама — явно не лишена романтики… хоть это, пожалуй, просто романтический бред. И она принимается за дело! А дел невпроворот. Во-первых, главное — уговорить Зиночку выйти за старого князя, но ведь и князя нужно во что бы то ни стало убедить, что женитьба на Зиночке — это его благо. А тут еще вертится влюбленный в Зиночку вертопрах Павел Мозгляков (Олег Макаров). И Мария Александровна прилагает все свое красноречие, рисуя Павлу воображаемую выгоду для него в случае женитьбы князя на Зиночке: ведь старый князь оставит Зиночке огромное состояние, и тогда Павел сможет жениться на богатой молодой княгине! Ведь только для него, для Павла, она и хлопочет! Ну, как же это он, глупец, сразу не догадался? Труднее уговорить Зиночку. Предложение матери, конечно, вызывает у нее протест. И происходит между ними откровенный тяжелый разговор. Разговор короткий, но Анне Дубровской удалось создать емкий образ девушки, перенесшей немало страданий. У нее сильный характер, но в душе ее что-то надломилось, и появилось ощущение полной безысходности. Ничто ей не светит. .. И посему, чтоб вырваться из Мордасова, она вдруг соглашается на брак с князем. А ведь это — словно головой в омут! А Мария Александровна продолжает энергичные хлопоты, приковывая к себе внимание всего зала. И когда, отправляясь в деревню за мужем, надевает она странную шляпу, похожую на головной убор Наполеона, она и сама напоминает военачальника самого высокого ранга, которому все подвластно. В спектакле много ярких впечатляющих сцен. Вот в доме Москалевой старый дряхлый князь спускается из своей комнаты в гостиную. С особым усердием обхаживает его Мария Александровна. И, когда по ее просьбе Зиночка исполняет для князя романс, случайно оказывается, что романс этот давно знаком князю, и пробуждает он в памяти князя его давнюю любовь. Князь вздрагивает. Он взволнован. С изумлением, как на волшебство, смотрит он на Зиночку. Он восхищен и благодарен, в нем проснулась жизнь, и, становясь на колени, делает он предложение. Что с того, что подняться с колен он не в силах? У Марии Александровны сил в избытке, она поднимает князя, усаживает и приводит в порядок его костюм. И свадьба обязательно состоялась бы, если бы князь не рассказал о предстоящей женитьбе на Зиночке ревнивому Павлу, который уверил его, что это сон. И добродушный князь всему поверил. Он всем верит, уговорить его можно на что угодно. Но как нелепа и зла радость набежавших мордасовских «доброжелательниц». Расстроенная Мария Александровна сидит, укрыв лицо ладонью. И, ей — Богу, жаль ее, потому что человеку, наделенному таким умом, такой энергией, такой решительностью, судьба должна была бы предоставить поле деятельности, приносящей пользу людям. Но… Сыграла Мария Аронова великолепно. От всей души поздравляем актрису с заслуженным присвоением высокого звания лауреата Государственной премии России. Уверены, что не раз еще порадует она зрителя созданием вдохновенных образов. Особо хочется выделить князя (Владимир Этуш). Немало видено мной «Дядюшкиных снов», и в каждом, разумеется, свой князь. Видено и множество спектаклей с участием Владимира Этуша. Он великолепный мастер и всегда покоряет зрителей. Но в этом спектакле в роли князя он, кажется, превзошел сам себя! Такого Владимира Этуша и такого князя не приходилось видеть никогда. Это огромная актерская победа! Князь не вызывает смеха, как в других спектаклях. Он одряхлел, потерял память, доверчив как дитя, со своими «ну, да», что вызывает острое сострадание. Но человечность, доброту не потерял. И когда Зиночка откровенно рассказывает ему, почему она согласилась выйти за него замуж, и просит поверить, что ухаживала бы за ним как дочь и была бы благодарна всю жизнь, уснувшее сердце старика окончательно просыпается. Теперь это — добрый, живой, старый человек, обладающий глубоко чувствующим сердцем и, как ни странно покажется, достоинством. И он снимает парик — зачем он ему теперь? Как трогателен князь, и как жаль его: ведь лишь аристократический титул ослепляет мордасовцев, словно рой мух, кружащихся вокруг него, но сам он как человек не нужен никому. Он одинок. Это безгранично волнует и наполняет горячим сочувствием к князю и великой благодарностью к исполнителю. Созданный образ останется в памяти навсегда. Да вот только, как сумел актер совместить все эти нелепые, смешные накладные усы и парики со столь притягательной, растроганной душой и отзывчивым сердцем — это остается тайной очень большого таланта. И, конечно, радостно, что Народному артисту СССР Владимиру Этушу присвоено звание лауреата Государственной премии России.  Сердечно поздравляю Вас, дорогой Владимир Абрамович, и от всей души желаю Вам здоровья и дальнейших больших и долгих творческих успехов! Они украшают жизнь.

Читайте также:  Квасить капусту во сне к чему

Источник

Повесть, написанная Ф. М. Достоевским в 1859 году, по сей день пользуется большой популярностью в театральных кругах. Спектакль «Дядюшкин сон» регулярно собирает аншлаги в театре Вахтангова. Бессмертная комедия, понятная широкому кругу зрителей, успела завоевать огромную популярность. Стоит отметить, что, несмотря на уговоры современников-театралов, автор никак не соглашался на сценическую постановку произведения, поэтому впервые спектакль «Дядюшкин сон» увидел свет лишь в 1927 году. Презентованный коллективом Московского художественного театра, он начал покорять зрителей.

Спектакль Дядюшкин сон в театре Вахтангова, фото 1

Сюжет

Постановка пьесы разворачивает перед зрителем житейскую комедию, основанную на истории провинциальной семьи, проживающей в городе Мордасове. Картина объединяет целый ряд событий.
Волевая и энергичная дама — Мария Александровна Москалева — мечтает удачно выдать замуж свою молодую дочь Зинаиду. Но девушка отвергает своего единственного кавалера Павла Мозглякова и Марии Александровне ничего не остаётся, как начать подыскивать дочери новую партию. И вот однажды в доме семейства останавливается князь К. Его преклонные годы и старческие проблемы с памятью не останавливают предприимчивую родительницу, и она решает удачно женить дочь. Зинаида поначалу полностью пресекает любые разговоры о возможной свадьбе, но после долгих уговоров сдаётся. Мария Александровна убеждает её в благородности возложенной миссии по уходу за пожилым князем и упоминает о богатстве и титуле их гостя.

Спектакль Дядюшкин сон в театре Вахтангова, фото 2

Что же князь? Он и не думал жениться — даже самые изощрённые уловки матери не приводят к желаемому результату. И вот, в один вечер, раздобрев от выпитых напитков и пения дочери Марии Александровны, князь К. не может больше противостоять её воле. Казалось бы, цель достигнута. Но не тут-то было — князь наутро практически не вспомнил событий прошлого вечера. Бывший ухажёр Зинаиды убедил новоиспечённого жениха в том, что это был всего лишь сон.

Афера семейства раскрывается и невесте становится стыдно за обман пожилого гостя. Зинаида признается во всём князю. Он очень тронут искренностью девушки и желает взять её в жены, однако через три дня из-за пережитого потрясения умирает. Петр Мозгляков (бывший ухажёр) понимает, что навсегда испортил отношения с любимой и уходит. Однако, жизнь снова сведёт их спустя несколько лет во время бала, и бывшая невеста даже не узнает его, будучи женой генерал-губернатора.

Вот такая комичная, но от этого не менее поучительная история, именуемая «Дядюшкин сон». Театр Вахтангова предлагает познакомиться с ней поближе — насладитесь непревзойдённой игрой актёров. Купить билеты можно прямо на нашем сайте, сотрудники отработают заказ в рабочее время и свяжутся с вами для уточнения деталей.

Читайте также:  Дарить духи во сне к чему

Актёрский состав

Спектакль «Дядюшкин сон» знаменит участием в нём в разное время выдающихся актёров. Премьера состоялась при участии режиссёра Немировича-Данченко, Книппер-Чеховой в роли Марии Александровны, В. А. Синицина, исполнившего Мозглякова и Николая Хмелева, сыгравшего князя.

Спектакль Дядюшкин сон в театре Вахтангова, фото 3

В 1964 году в Москалеву на сцене превратилась знаменитая артистка Фаина Раневская. А в XXI веке в постановках принимали участие Олег Басилашвили и Ольга Прокофьева, Алиса Фрейндлих и другие известные актёры.
«Дядюшкин сон» Вахтангова сегодня — это удивительно реалистичная игра Андрея Зарецкого и Анны Дубровской, Владимира Этуша и Евгения Косырева, Елены Сотниковой, Марии Ароновой и ещё многих именитых московских мастеров сцены. Актёры подарят вам незабываемые эмоции. Купить билеты в театр Вахтангова на «Дядюшкин сон» — отличная возможность оценить всегда актуальную классику и неподражаемое наследие К. С. Станиславского.

Источник

Когда на поклонах режиссер Владимир Иванов сказал, что сегодня «великий вахтанговский артист Владимир Этуш вместе с нами прощается с этой ролью и этим спектаклем», – раздались такие овации, какие бывают в театре только в переломный момент. Многие зрители тут же включили камеры на телефонах – запечатлеть финал.
 
Владимиру Этушу
подали кресло, чтобы он несколько мгновений посидел на авансцене, принимая букеты от зрителей. Только что в финале спектакля звучал его пронзительный монолог – монолог старого обманутого князя. И теперь это уже история.

«Зачем я жил? Ради чего я прожил всю свою жизнь? Почему эта жизнь так коротка? Чтоб не наскучить, конечно. Но кому не скучно, можно прожить и подольше. А? Ведь это же можно сделать. Я только теперь начинаю жить… Господи, зачем ты привел меня сюда! Господи, зачем ты оставил меня здесь! Прости мою грешную душу, Господи».

Достоевский дает адрес дальнейшего путешествия князя, нелепым образом завернувшего в Мордасов, – священная пустынь, святые старцы – подальше от невежества, дешевых интриг и наивной глупости уездного захолустья. Только что он едва не стал жертвой гнуснейшего обмана – Марье Александровне Москалевой (бенефисная роль Марии Ароновой) почти удалось выдать за него свою юную дочь. Выдать, разумеется, не по любви, а с одной-единственной целью – чтобы та поскорее овдовела и сделалась княгиней. В водевильном сюжете у Достоевского, в последние годы так полюбившемся отечественной сцене, центральные персонажи живут мечтой о какой-то другой, «нездешней» жизни. Они хотят вырваться из этого темного круга, приблизив, наконец, свои заветные, но вполне земные мечты об удачном браке и благополучии.

Спектакль дядюшкин сон в театре вахтангова Единственным исключением является князь-маразматик, который давно уже путает сон и реальность, потерял ощущение времени, но, как заведенный, живет воспоминаниями о светских балах и приемах, о дружбе с великими мира сего, с которыми был он «на короткой ноге». Князь попал в Мордасов из совершенно другого великолепного мира, хотя и выглядит как «осколок аристократии», «воспоминание о человеке, которого забыли похоронить».

Восемнадцать лет подряд Владимир Этуш играл эту роль азартно, под стать своему вахтанговскому темпераменту. И на прощальном спектакле каждый его выход на сцену сопровождался аплодисментами. Живая легенда. Последний «Дядюшкин сон»…

В финальной сцене он, всеми брошенный и вдруг на мгновенье прозревший, ищет точку опоры – взывает к Господу, поскольку в человечестве окончательно разуверился. Он смотрит уже немного «оттуда», заметно дистанцировавшись от общества, центром которого являлся еще сегодня с утра. Наверное, через несколько мгновений князь будет с Господом «на короткой ноге» (здесь завершается спектакль), и этой щемящей нотой «Дядюшкин сон» Театра Вахтангова всегда отличался от многих других постановок хрестоматийного произведения, пронизанных исключительно холодной, жесткой сатирой, в которых конкретно-социальное торжествовало над общечеловеческим.

Спектакль дядюшкин сон в театре вахтангова «Дядюшкиному сну», сыгранному 6 февраля, несомненно, сопутствовала особая стилистика. Если персонажи Достоевского смотрели на князя как на «осколок аристократии», то артисту Этушу зал аплодировал как живой легенде. 18 лет аншлагов – цифра скромная на фоне иной, более внушительной статистики. Впервые на эти подмостки Владимир Абрамович вышел в 1940 году, будучи студентом Школы при Театре им. Вахтангова (статус училища она обрела несколько позже). Отсюда он уходил на фронт. Здесь сыграл свои лучшие роли, давно заслужив лавры рекордсмена: принят в труппу в 1944 году, преподает с 1945 года, на протяжении многих лет являлся ректором Щукинского училища (ныне – президент).

Читайте также:  К чему во сне обокрали квартиру

Он всегда репетировал сложно, будучи уверенный, что актер к своей роли может найти один-единственный ключ. И этот поиск порой продолжался мучительно, сохраняясь уже и после выхода спектакля. Так было и с «Дядюшкиным сном», в адрес которого тогдашний руководитель театра Михаил Ульянов сделал целый ряд замечаний. Но все же… ткань театральных произведений не поддается рациональному анализу. Здесь многое зависит и от случая, и от времени, и от таланта и, конечно, от личности самого актера. Сохранилась запись 2001 года, благодаря которой отчетливо видно, как изменился спектакль за это время – как стали объемнее роли, как поменялись интонации и общий стиль. После премьеры критики писали, что это спектакль, где ректор играет в окружении своих учеников. Прошло 18 лет, и расстановка сил переменилась: свою сценическую жизнь «Дядюшкин сон» завершил как спектакль, где ныне ведущие артисты Театра Вахтангова на равных играют с 95-летней легендой – не взирая на разницу в титулах и званиях.
На поклонах Мария Аронова, незаметно смахнув слезу, сказала Владимиру Абрамовичу:
– Весь коллектив спектакля поддержит меня. Это была огромная честь работать вместе с вами. Спасибо вам большое!
 


От первого лица


Владимир Иванов: «Этот день, к сожалению, настал»

В день последнего спектакля «Театрал» задал несколько вопросов режиссеру.
 
Спектакль дядюшкин сон в театре вахтанговаВладимир Владимирович, тяжело расставаться с собственным детищем?
Конечно. Это ведь моя первая самостоятельная постановка в Вахтанговском театре, и как-то сразу она обрела успех, став бенефисной не только для Владимира Абрамовича, но и для Маши Ароновой. Они получили за этот спектакль государственные премии.

18 лет для «Дядюшкиного сна» срок достаточно неординарный. Я не раз рассказывал в своих то интервью, как выпускался спектакль, как сложно это было. Много мы ездили с ним на гастроли и по сей день на сайт театра приходят восторженные оценки.

Что сказать? Конечно, расставаться очень-очень грустно, с одной стороны. А с другой, все в этой жизни когда-то начинается и заканчивается. Маша Аронова не раз говорила, что это ее любимейшая роль и что не представляет она себе жизни без «Дядюшкиного сна». Но этот день, к сожалению, настал. Сейчас в репертуаре Театра Вахтангова у нее остается единственная мадемуазель Нитуш. Но мы продолжаем поиски и, думаю, скоро найдем произведение, которое будет адекватно ее таланту и в то же время будет соответствовать художественной программе театра.

Сегодня для вас обычный рабочий день?
Тем не менее, да. К чести исполнителей вся четверка – Владимир Абрамович, Маша Аронова, Олег Макаров (Мозгляков) и Аня Дубровская (дочь Зина) – играли на протяжении всех 18-ти лет, не пропустив ни одного спектакля. Все 264 раза, начиная с премьеры и до сегодняшнего дня.

А как Владимир Абрамович принял новость о прощании со спектаклем?
Это не новость, это его решение. Но у него в репертуаре остаются «Пристань», «Бенефис» и «Окаемовы дни», а также антрепризный спектакль «Потерпевший Гольдинер». Так что, зрители еще не раз встретятся с любимым артистом.
Многое, конечно, связано с «Дядюшкин сном». Он всегда шел как праздничная история. И даже признаюсь вам, что в последнее время я его не трогал, не переделывал на репетициях какие-то фрагменты, хотя руки чесались. Но было решено, что поскольку он держится на игре таких прекрасных артистов, то нужно дать им возможность самим ориентироваться по ходу действия.
Несколько лет назад у нас с Машей были разговоры о том, чтобы обновить спектакль, ввести, возможно, новый состав на центральные роли, но потом от этой идеи мы отказались. Ну, согласитесь: кто заменит Владимира Этуша? 

Источник