Сон вызванный полетом пчелы вокруг граната дали
Сальдвадор Дали – художник, творивший в очень необычным ключе. Его работы, в том числе «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», всегда имеют скрытую подоплёку.
Знаменитый испанский художник, график, скульптор Дали принадлежал к направлению сюрреализма. В его произведениях всегда существовал подтекст, который по сей день привлекает искусствоведов и просто любителей необычного. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната…» – воплощение стиля Дали, его стремление к тому, чтобы показать человеческие сны и подсознание.
Для того, чтобы понять этого мастера, необходимо обратиться к методам его работы. Как и вся жизнь художника, его рабочий процесс отличался своеобразностью. Дело в том, что в то время, пока он работал над картинами, сюрреалист периодически спал. Казалось бы, какого результата можно добиться, если всё время спать? Но когда Дали садился подремать в кресле, он всегда сжимал в пальцах что-нибудь, например, кисть или ложку, а на пол у ног ставил металлическую тарелку. Понемногу дремота окутывала творца, пальцы слабели, разжимались, и предмет, падая, грохотом будил Дали. Это помогало уловить удивительные видения между сном и реальностью.
Дальше дело за малым – взяться за кисть и зарисовать пришедшие образы.
Так родился «Сон…». Героиня картины находится в состоянии, столь любимом Дали. Спящий разум ещё рождает невероятные картины, непостижимым образом связанные друг с другом, звук жужжания, который проникает в сон, добавляет новые элементы, но именно он вскоре прервёт череду видений.
Картина была создана художником в США в то время, пока он скрывался там вместе с женой Галой от угрозы фашистов. В ней нашёл воплощения интерес Дали к фрейдизму. Творение должно было показать долгий связный сон, вызванный неким мгновенным воздействием, которое затем приводит к пробуждению.
Примечательно, что Фрейд не любил сюрреалистов, считал их шутами. Правда, картины Дали впечатлили его, а вот статья о паранойе совсем не заинтересовала.
Тем не менее, многие идеи фрейдизма нашли своё воплощение во «Сне…». Каждая деталь имеет своё особенное значение.
Начать стоит с центральной фигуры картины, с женщины. Она не просто спит, она пребывает на стыке мира яви и мира сна. Эти два мира не просто изображены на полотне, они сплетаются и переходят друг в друга, являясь единым целым.
Женщина – это Гала, возлюбленная супруга Дали, которая вдохновляла его в творчестве. Художник даже считал её своим вторым «Я».
Что интересно, спящая не лежит, она парит в воздухе. Полёт, согласно Фрейду – это и есть подавленное сексуальное желание.
Ниже женщины в воздухе находится плод граната с летающей вокруг него пчелой. Он – то, что связывает героиню картины с настоящим миром, ведь плод является его частью, но пчела – это первопричина происходящего.
Вместе с тем в композиции присутствует ещё один гранат – тот, что снится женщине. В античности и христианстве гранат – символ возрождения и плодородия, поэтому неудивительно, что именно из него рождаются остальные персонажи сновидения, представляющие собой трансформацию пчелы и переживаний спящей.
Рыба, покрытая чешуёй, изображает фасеточные глаза пчелы, тигры – жужжащий звук, что она издаёт, и полоски на теле. Их изображение было взято с вывески на цирке.
Ружьё со штыком – одновременно жало пчелы и выражение опасности, нависшей над сном. Прозвучит выстрел – и вся дремота исчезнет. Но ружьё – это ещё и символическое изображение мужских гениталий, что указывает на сексуальные страхи героини. Фрейд писал, что девушки с подобными проблемами часто видят сны, где мужчины гонятся за ними с оружием.
Слон – образ, впервые появившийся у Дали именно на этой картине. В дальнейшем художник часто использовал его в творчестве. Здесь у слона длинные и неустойчивые ноги. Они будто готовы сломаться и потому изображают шаткость мира снов.
Обелиск на спине слона и луна – символы начал мужчины и женщины. Кроме того луна выражает собой ночь, то есть время сна, а острота обелиска в сочетании с острыми когтями тигров показывает животный страх.
Море, простирающееся внизу, – вечность и, возможно, бессознательное, так как психика человека, по мнению Фрейда, подобна айсбергу, большая часть которого находится в бессознательном.
По словам Дали, когда он увидел эту сцену, она была абсолютно живой, дышала, двигалась. Сам художник был на грани падения в море, чистое и прохладное, и ему было интересно, успеет ли он упасть до того, как героиня проснётся, разбудит ли её своим падением. Дали задавался вопросом, заговорят ли они, когда он вынырнет.
Остаётся неизвестным, почему именно Гала выступает героиней картины, и связано ли это с реальными событиями.
Несомненно, Сальвадор Дали – автор полотна, на котором он сумел запечатлеть и свои собственные мысли, и идеи фрейдизма. Он соединил всё это и передал в произведении мир снов с его особенной логикой.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Источник
«Кажется, они считают меня своим святым покровителем», — посмеивался Фрейд над сюрреалистами, которых называл придурками. Дали же зачитывался книгами отца психоанализа и многократно пытался воспроизвести на картинах образы, порожденные во сне бессознательным
У художника был особый метод — он спал на работе. Если верить рассказам Дали, он дремал за мольбертом, держа в руке ключ, кисть или ложку. Когда предмет выпадал и ударялся о положенную заранее на пол тарелку, грохот будил художника. И он немедленно брался за работу, пока не улетучилось состояние между сном и явью. На картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» звук, который вот-вот прервет сон героини, в то же время и создает его сюжет, вызывая у спящей ряд ассоциативных образов.
Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее Тиссена-Борнемисы). 18 лет спустя он сказал о картине так: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение». Психоаналитик бы сказал, что героиня картины видит классический фрейдистский сон — о противостоянии мужского и женского начал, подавленном сексуальном желании и в то же время страхе перед ним. Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник.
Дали несколько раз пытался встретиться с Фрейдом, но удалось лишь однажды, в 1938-м, за год до смерти ученого. Оба остались не очень довольны друг другом.
1. Женщина. Это Гала, которую художник считал своей вдохновительницей и вторым «я». Она видит сон, изображенный на картине, и находится на границе двух миров — реального и иллюзорного, одновременно присутствуя в обоих.
2. Полет. Спящая не лежит на скале, а парит над ней, что с точки зрения классического психоанализа говорит о подавленном желании. «Благодаря Фрейду мы знаем об эротическом значении всего, что связано с полетами», — писал Дали.
3. Пчела. Насекомое и плод — часть реального мира; жужжание пчелы — первопричина и сна, и пробуждения.
4. Гранат. В античной и христианской символике этот образ означает возрождение и плодородие. «Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната», — комментировал картину сам художник.
5. Ружье со штыком. Трансформация образа пчелиного жала, а также угрозы пробуждения, разрушения сна. По Фрейду — символ мужских гениталий. «В страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом или огнестрельным оружием», — отмечал создатель психоанализа в своих лекциях.
6. Тигры. Полосатые рычащие хищники — отражение в мире снов жужжания и окраски пчелы. Образ, навеянный Дали цирковой афишей.
7. Рыба. Ее чешуйчатое тело, возможно, отражение в мире сна фасеточных глаз пчелы из реального мира.
8. Слон. «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя. Слона с площади Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Тонкие суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.
9. Обелиск. Камень на спине слона — знак доминирования, ярко выраженный символ мужского начала.
10. Луна. Это символ женского начала, а также атрибут ночи — времени сновидений.
11. Море. В творчестве Дали означает вечность. Фрейд сравнивал психику человека с айсбергом, на девять десятых погруженным в море бессознательного. По мнению историка и искусствоведа Натаниэла Харриса, именно оно изображено на картине.
Художник
Сальвадор Дали
1904 — Родился в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса, имя получил в честь умершего до его рождения брата.
1922–1925 — Учился в Королевской академии искусств в Мадриде.
1929 — Примкнул к сюрреалистам. Встретил женщину своей жизни — Галу (Елену Дьяконову). Написал картину «Великий мастурбатор».
1931 — Создал «Постоянство памяти».
1934 — Зарегистрировал отношения с Галой во Франции.
1940–1948 — Жил в США.
1944 — Создал «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
1947–1949 — Работал над «Атомной Ледой».
1969 — Придумал логотип компании «Чупа-чупс».
1989 — Умер от сердечной недостаточности, осложненной пневмонией, похоронен в Фигерасе в Театре-музее Дали.
Фото: Alamy / Legion-Media, Carl Van Vechten / Library of Congress
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2015
Источник
“Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения” (1944) – одна из тех “мгновенных, выполненных вручную фотографий сна”, которыми Сальвадор Дали был так
славен в 30-ые и 40-ые годы. Совсем небольшая (51 Х 40,5 см, масло, доска) эта картина в наши дни хранится в Музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде.
“Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения” – самая известная и самя яркая дань Сальвадора Дали психоаналитику Зигмунду Фрейду, которого художник почитал настолько,
что даже называл своим Отцом. Встреча Дали с Фрейдом, состоявшаяся 19 июля 1938-го года, стала одним из важнейших событий в жизни каталонского художника, о котором он с волнением и гордостью
вспоминал еще долгие годы спустя.
“Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната” – сознательно и абсолютно “фрейдистская” вещь, которая вполне могла бы вполне послужить одной из прекрасных иллюстраций к труду Фрейда
“Толкование сновидений”, ставшего в свое время для молодого Дали, по его собственным признаниям, “самым важным чтением в жизни.”
Гала – а это, безусловно, она – изображена спящей на каменной плите, окруженной со всех сторон морем, символизирующим бессознательное.
Скалы Кадакеса и мыса Креус, изображенные на картине – тоска Дали по родным для него и пока
недоступным местам (во время написания картины Дали, как мы знаем, находился в США и вообще не знал, сможет ли когда-либо вернуться в Испанию).
Всякий, кто бывал в Кадакесе, сходу опознает выступающий из воды, характерной треугольной формы утес под названием Эс Кукурукук. Расположенный недалеко от берега рядом с Кадакесом этот утес
появляется в работах Сальвадора Дали десятки раз.
“Я неотделим от этого моря, этого неба, этих скал! Здесь сформировалась моя самая заветная правда, мои корни!” – вспомним эмоциональное высказывание самого Дали о его малой
родине.
Интересно, что тело Гала не прикасается к поверхности камня, а парит над ней – не стоит забывать, это сон! На переднем плане – гранат (символ плодородия), и кружащая вокруг него пчела.
Слева и сзади изображен еще один, гораздо более крупный гранат, из разлома в котором выпрыгивает свирепая рыба, а из пасти её буквально извергаются два грозный рычащих тигра.
Здесь же, рядом с этой композицией мы видим винтовку с примкнутым штыком, направленным на Гала – указание на то, что реальная пчела, кружащая вокруг граната – что и породило этот жутковатый сон –
вот-вот ужалит спящую, и Гала проснется.
“Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение.
Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу.
Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы”.
“Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы” – здесь САльвадор Дали явно намекает на сон о похоронах папы римского,
который приснился однажды Фрейду из-за колокольного звона, и впоследствии был приведен психиатром как пример очень замысловатой связи сюжета и внешнего раздражителя.
В 1667 году по указанию папы римского Александра Седьмого на площади Минервы в Риме был установлен монумент в виде слона, которые несет на
спине египетский обелиск.
Скульптором монумента был Джованни Лоренцо Бернини – таков первоисточник этого образа, к которому Дали добавил длиннейшие тонкие суставчатые ноги, что, по
мнению художника, должно было символизировать зыбкость и неустойчивость сна.
Образ слона на тончайших суставчатых ходулях-ногах очень понравился самому Дали, и в дальнейшем он многократно использовал его в других своих работах – живописных, скульптурных и даже ювелирных.
Смысл, которым Дали наделял этот образ, мог меняться в засисимости от сюжета, но, как экскурсовод по Театру-музею Дали в Фигерасе с большим опытом работы, однозначно свидетельствую: “слоны Сальвадора Дали” – самый популярный у туристов
сувенир!
Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали – 7 часов.
Стоимость: 1-3 человека – 330 €, 4-5 человек – 350 €, 6 человек – 390 €, 7 и более человек – по запросу.
Примечание: входные билеты (стоимость билета – 15 €) не включены в стоимость экскурсии.
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
+34
630917047
Мы на Facebook
Мы в Instagram
Источник
Все свои страхи и комплексы великий художник честно переносил на полотно
Сальвадор Дали – самый знаменитый сюрреалист, да и вообще один из популярнейших художников ХХ века. За свою долгую жизнь он создал более полутора тысяч произведений искусства: картин, иллюстраций, декораций, гравюр, скульптур. Все его чудачества и выходки, детские фобии и взрослые странности известны миру от него самого. И все они так или иначе нашли отражение в его творениях.
Справка: Сюрреализм – направление в искусстве, появившееся в 20-е годы ХХ века не без влияния идей психоанализа Фрейда. Вдохновение художники и поэты черпали в собственном подсознании, перемешивая в своем творчестве сон и явь, бред и действительность.
Сальвадор Дали. 1939 г. wikipedia
Королевское детство
Этот испанский пейзаж близ Фигераса – родного города Дали, написан в духе импрессионизма маслом на почтовой карточке… шестилетним Сальвадором. Рисовал он с самого детства. Люди, видевшие его картины, пророчили мальчику великое будущее художника. Ребенком он экспериментировал с живописью, делая картины-инсталляции с использованием наклеенных на холст камней или реальной вишни с червями. При этом мальчик был замкнутым и застенчивым, с кучей комплексов и странных фантазий.
С. Дали. Пейзаж близ Фигераса. 1910 г.
Одноклассники травили Сальвадора, он же понял, что истерики и эпатажное поведение спасают в любых ситуациях, чем и пользовался. Дома Дали «царил и повелевал» – родители его обожали и баловали. Однажды он получил в подарок костюм короля – с накидкой, подбитой настоящим горностаевым мехом, и корону, украшенную драгоценными камнями. С этого момента будущий художник уже не сомневался в своем великом предназначении и избранности.
Когда он учился в Мадридской художественной академии, однокашники ходили за ним раскрыв рот и внимая каждому слову. Он же – великий не только художник, но и провокатор и актер – любил выделяться и поведением, и внешностью. Дали отрастил длинные волосы, придумал свои знаменитые усы. Шевелюру он нередко покрывал лаком для картин так, что они образовывали твердую корку. Любил оригинальные трости, а одеваться старался непременно вызывающе.
Воспоминания эмбриона
Дали утверждал, что обладает ясными и четкими воспоминаниями о своей внутриутробной жизни. Самым ярким видением художника «до рождения» была глазунья из двух яиц, висящая в пространстве, причудливо переливаясь и напоминая о рае.
С. Дали. Высокое мгновение. 1938 г.
Дали очень любил свою мать, которая умерла, когда ему было 17 лет. Тем чудовищнее выглядит его позднейший поступок, за который отец проклял сына и изгнал из семьи, – после знакомства со своей музой Галой на одном из холстов Дали написал: «Я плюю на свою мать». Объясняется это классически по Фрейду: он наконец-то полностью освободился от власти матери, семьи, обретя новый предмет для поклонения в лице возлюбленной. «Дневник одного гения» начинается фрейдовской цитатой: «Герой есть тот, кто восстает против отцовского авторитета и побеждает его».
Эротические фантазии
Дали делится со своими читателями бредовыми фантазиями, которые посещали его в детстве и юности: у него сохранились реальные и ложные воспоминания о любви, о девочках и девушках, которые любили его и которых не любил он.
С. Дали. Мед слаще крови. 1927 г.
Дали в своих фантазиях стремился унижать и уничтожать: жаждал причинять боль, сбросить поклонницу с башни или скалы, расчленить ее. Не спешите ужасаться: это не более чем по Фрейду. Каждый может найти внутри себя что-то жуткое, но далеко не каждый способен это «вынуть наружу» и таким образом победить тараканов в своей голове.
Дали, благодаря своему увлечению Фрейдом, осознал, что это было желание сексуальной близости и боязнь ее. Сам он утверждает, что его жена Гала (Елена Дьяконова) стала его первой женщиной. На картине 1927 года «Мед слаще крови», еще до встречи с ней, Дали изобразил берег, усеянный предметами, похожими на стрелы, женский манекен, отрубленные головы, руки, ноги, мух, облепивших мертвого осла. И это – образ его восприятия любви. Полюбив Галу, он, благодаря ей, полностью «излечился» от этого.
Вспоминая о знакомстве с Галой и своем предвкушении любви Дали писал, что чувствовал приближение неизведанного и наслаждался этим, но пока в одиночестве, и одинокое наслаждение тела считал «слаще меда». Вскоре после знакомства с будущей любовью всей его жизни, художник написал картину «Великий мастурбатор», символизирующую переход на новый рубеж сексуального мировоззрения. Дали признавался, что в этой картине отразил «чувство вины существа, полностью лишенного жизни из-за активного онанизма». Эту работу художник не продал и не расстался с ней до конца жизни.
С. Дали. Великий мастурбатор. 1929 г.
Образы картины Дали сам разъясняет в своих книгах. Большая восковая голова, огромный нос, которой упирается в землю, вместо рта – мертвый кузнечик, поедаемый муравьями. И кузнечики, и муравьи – детские страхи Дали. Кузнечиков или саранчу он боялся панически.
Что касается муравьев, то однажды в детстве, придя в свой мини-зверинец, Сальвадор обнаружил, что его ежик умер. Когда он перевернул тельце, то с ужасом увидел, что оно кишит муравьями. Воск, связанный с медом, для Дали тоже символ смерти, потому что его таяние есть умирание. Теперь, встретив любовь своей жизни, художник освободился от страхов.
Постоянство памяти
Это, пожалуй, самая знаменитая картина Сальвадора Дали, созданная им в Порт-Льигате, где он поселился вместе с Галой. После долгих размышлений и созерцания прекрасных пейзажей родилась «морфологическая эстетика мягкого и твердого». Стекающие часы символизируют отказ от линейного понимания времени: все, что происходит, происходило или произойдет – мягкое и податливое. Говорят, что Дали вдохновился сыром камамбер. На одной же из своих лекций на вопрос из зала об этой картине художник ответил, что не важно, мягкие часы или твердые, – главное, чтобы они показывали точное время.
С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г.
Не просто сны
Эта картина, написанная Дали в 1944 году в США, куда они с Галой уехали подальше от войны, чисто символистско-фрейдистская. Этот сон – о противостоянии мужского и женского начала, о грани реального и бессознательного. Гала не лежит, а парит; по Фрейду полет – это символ подавляемых желаний. Обелиск на спине у слона, как и ружье, как и жало осы, превращенной в тигров по цветовой аналогии, – олицетворение мужской силы. Гранат – возрождение и плодородие, женская суть.
С. Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944 г.
Слона с площади Минервы в Риме работы эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини Дали изображает на многих своих картинах, и это пристрастие необъяснимо, как и любовь к слоновьим черепам. Три тысячи слоновьих черепов художник мечтал расположить в бухте Порт-Льигата. Тонкие ножки, готовые обломиться, в целом ряде картин символизируют единственную зыбкую грань между реальностью и подсознанием, между праведностью и грехом.
Религиозный кубизм
В 1950-е годы, вернувшись в Порт-Льигат, Дали продолжает создавать свою собственную мифологию далианства и галатианства. Он отходит от сюрреализма, предпочтя ему «сверхкубические» творения и обратясь к религиозным сюжетам, в которых присутствует он сам со своей богиней Галой.
С. Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950 г.
В «Дневнике одного гения» Дали подробнейшим образом описывает день за днем процесс создания «Corpus Hypercubus» – Гиперкубического тела, включая как особенности наложения красок, так и все физиологические подробности собственного существования: сон, пробуждение, простуду, кишечные расстройства.
Художник утверждал, что весь мир состоит из кубов или цилиндров. «На всех моих картинах неземной красотою блистают Мадонна и младенец Иисус. Здесь тоже все подчиняется строжайшим математическим законам – математике архикуба».
А теперь, Сальвадора Дали эксгумируют для установления отцовства.
Распятие или гиперкубическое тело. 1954
Елена Смирнова для eg.ru
Источник