Сон в лунную ночь спектакль театр петра фоменко купить билет
Продолжительность: 3 часа 20 минут с 1 антрактом, премьера 18 июня 2015
Цена билетов от 500 до 15000 руб.
- Автор — Уильям Шекспир
- Постановка — Иван Поповски
- Художник-постановщик — П.О.П.
- Художественно-конструктивное решение спектакля — Константин Лебедев
- Художник по костюмам — Ангелина Атлагич
- Ассистент художника по костюмам — Анна Белан
- Художник по свету — Владислав Фролов
- Ассистент художника по свету — Степан Синицын
- Аранжировки — Марина Раку, Николай Орловский
- Руководитель музыкального ансамбля — Марина Раку
- Хормейстер — Оксана Глоба
- Видео — Александр Марченко
- Художники по гриму — Анна Мелешко, Светлана Гугучкина, Марина Михалочкина
- Хореограф — Олег Глушков
- Постижер — Татьяна Трефилова
- Бутафория — Ирина Бачурина, Татьяна Скороходова, Александр Столяров
- Картина —
- Автор русского текста финальной песни — Рустэм Юскаев
- Литературный консультант — Виктор Голышев
- Редактор сценического текста — Татьяна Альбрехт
- Помощник режиссера — Юлия Камышева
Доступные субтитры
Ближайшие даты исполнения
Перевод О. Сороки
Редакция театра
Елена влюблена в Деметрия, Деметрий влюблён в Гермию, а Гермия — в Лиcандра. Впрочем, это взаимно. Есть ещё отец Гермии, который смешивает все карты, пытаясь выдать дочь за нелюбимого Деметрия. И герцог Тезей ему в этом как будто даже потакает. Ночью молодые люди сбегают подальше от афинского закона и родительских советов в герцогский лес, где они будут окончательно запутаны (и распутаны!) чарами царя эльфов Оберона и его рассеянного помощника Робина.
Здесь всё игра – театральная, любовная, иногда немного наивная, иногда сложная и запутанная. Бывает острая, даже опасная – за такой игрой лучше наблюдать со стороны, не вмешиваясь. Бывает по-детски простая – в такую включаешься вольно или невольно. Но вся она в этом спектакле невероятно витальна, невероятно азартна. В хаосе игры, в ночном мороке стирается черта между сном и явью. Ощупью находятся – и раздвигаются – границы мира, огромного, непостижимого. Где «моховая постель» манит своей свежестью, как прохладные простыни. Где влюблённые путают друг друга, сплетаются в живой клубок, дышащий ревностью, молодостью, страхом и – любовью. Ею, как музыкой, как волшебным соком, здесь пропитан самый воздух, ею и только ею движется «и море, и Гомер»…
- Награды
- лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Драма — Спектакль большой формы», 2016
- Иван Поповски номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая работа режиссёра», 2016
- Ирина Горбачёва номинировалась на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая женская роль», 2016
- Победитель премии КудаGo в номинации «Лучший спектакль», 2016
- Победитель премии «Звезда театрала» в номинации «Спектакль большой формы»
- Ирина Горбачёва стала обладательницей премии «Звезда театрала» в номинации «Женская роль второго плана» за роль Елены (2016)
Вы можете найти отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме по хэштегу #сонвлетнююночь
[…]
Иван Поповски реабилитировал парики и котурны, вставные вокальные номера и пластические этюды. Реабилитировал театр, где волшебство рождается из самого простого. Ткань может стать морем и мороком (шуршащий летучий шар тумана легко поглощает царицу фей и короля эльфов).
Ольга Егошина, «Новые Известия»Поповски ставит пьесу как праздник волшебства. Оно тут разлито везде. В дуэтах бестолковых влюбленных, во внезапной страсти Титании к ослу, в полночных кознях Оберона. В том, как летают на канатах-драпировках, обрушиваясь на плечи друг другу, Гермия и Елена, Лисандр и Деметрий, как они то срастаются в единый молодой ствол, то распадаются на четыре отдельные части. Любящие — уязвимы, безумны, комичны, в этом прекрасная шекспировская ирония; Шекспир в этой пьесе и сам еще молод…
[…]
В этой работе для Поповски главное — Homo ludens, человек играющий, именно на нем во всем богатстве проявлений, а вовсе не на том, чтоб вывернуть старика автора как-нибудь эдак, режиссер и сосредоточен. Потому и зал по-детски открывается происходящему. Легкость, переливчатость оттенков, праздничность — то, чего тяжким трудом умел добиваться Петр Фоменко, радостно плещется в спектакле. «Сон» плывет и летает — над сценой и зрительным залом…
Марина Токарева, «Новая газета»Перевертыши и оборачивания становятся подспудной темой спектакля Поповски. Тезея и Ипполиту здесь играют те же актеры, что Оберона и Титанию, Карэн Бадалов и Галина Тюнина. Любовь и покой, царящие в отношениях герцога и его возлюбленной, в миг оборачиваются ссорой волшебников, Титании и Оберона. Границы миров здесь так зыбки, что плывут от малейшего дуновения, и вот уже действуют некие волшебные соки, меняющие зрение, осязание и слух.Наталья Каминская, «Сцена»Кажется, что в этом «Сне» парят все, включая текст знаменитой комедии в новом переводе Осии Сороки. Соединяясь с фирменным «легким дыханием» актеров театра, Шекспир звучит нежно и свежо — как шелест ветра в ночном лесу.
Складывается впечатление, что знаменитая комедия — идеальный материал для актеров этого театра, с их тонкой акварельной игрой, бесконечной тягой к лицедейству. Тут охотно меняются ролями, бесстрашно парят над сценой и пролетают прямо над головами испуганных зрителей, держась лишь за кажущиеся совершенно воздушными ткани, которые трансформируются то в колонны Афин, а то в лесную чащу.
Елена Смородинова, «Вечерняя Москва»Главная радость этого «Сна» — четверка молодых героев — Серафима Огарева, Ирина Горбачева, Александр Мичков, Юрий Буторин; и Амбарцум Кабанян в роли Пэка. Замечательное соединение безошибочного психологического рисунка с гимнастическими, почти цирковыми трюками. Поповски выстраивает сложнейшие мизансцены, лепит из этих тел фантастические композиции. Тут не просто акробатика, каждое движение продиктовано смыслом, внутренней мотивировкой.[…]. Духом весны и волшебной молодости проникнуто все, что эта четверка вытворяет на сцене. В любовном безумии они сплетаются в такие сложные клубки, что порой непонятно, чья рука или нога участвуют в головокружительных бросках. Весенний хмель пронизывает спектакль.Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена»Вам вправду казалось, что «Мастерская Фоменко» — это далекое прошлое? Утешьтесь, это наше самое доподлинное настоящее! Тот самый искомый «современный артист в современном театре», которого так давно и безрезультатно разыскивают и еще чаще выдумывают. Вот он — тренированный акробат с радостным телом и режиссерским мышлением, с хорошо поставленным голосом и умением читать стихи так, что зритель слышит не только каждое слово, но и запятую. Мастер, точно чувствующий текст, его стиль и ритм, соавтор режиссерских поисков, умеющий долгий и изматывающий труд репетиций превратить в импровизационный полет премьеры. Чувство юмора, с каким разыграна каждая роль, — приятный бонус.Ольга Егошина, «Новые Известия»«Сон в летнюю ночь» в Мастерской — это укол настоящим зрительским счастьем, прививка от уныния. Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена»
Действующие лица и исполнители
- Двор герцога Тезея
- Тезей
Карэн Бадалов
- Ипполита
Галина Тюнина
- Эгей,
отец ГермииОлег Нирян
- Филострат,
распорядитель празднествАмбарцум Кабанян
- Влюблённые
- ГермияВера Строкова
- ЕленаСерафима Огарёва
- Лисандр
Александр Мичков
- Деметрий
Юрий Буторин
- Эльфы
- Титания,
царица эльфовГалина Тюнина
- Оберон,
царь эльфовКарэн Бадалов
- Робин Добрый Малый
Амбарцум Кабанян
- Свита ТитанииАлександр МичковЮрий БуторинСерафима ОгарёваВера СтроковаНикита ТюнинОлег Нирян
- Ремесленники
- Ник Мотовило,
ткачАндрей Казаков
- Питер Клин,
плотникРустэм Юскаев
- Фрэнсис Дудка,
починщик меховКирилл Пирогов
- Том Рыло,
медникНикита Тюнин
- Цикля,
столярОлег Нирян
- Заморыш,
портнойСтепан Пьянков
- ФеиВалентина БорисоваЛуиза МинцаеваТатьяна МасленниковаАнастасия БурмистроваЕва БреннерАнастасия БаеваЕлена БарсковаМария Тихонова
- ЛесВиталий МетлинАлексей ОрловМихаил АгуреевАндрей БоднарьИгорь ВолковПавел ГниденкоВладимир ГорбаАлексей ЖуркинПавел КарпушкинДанила КузьминВячеслав ЛевченкоКонстантин ЛегостаевСергей МальцевЕвгений МахонинСергей ПетряевНиколай Ткач
- В спектакле раньше были заняты:
- Гермия
Серафима Огарёва
- Елена
Ирина Горбачёва
- Свита ТитанииИрина Горбачёва
- ФеяПолина Канашенок
- ЛесСтанислав ВерзуновПавел ИвашкинВиталий КонстандоглоАлександр РябцевГерман Сущевский
В спектакле звучит музыка И. Стравинского, М. Равеля, К. Дебюсси, Дж. Б. Фасоло, Э. Виллы-Лобоса, А. Йовановича, Ю. Кима, С. Никитина, М. Раку и др.
Театр благодарит Алана Маратра, Александру Дашевскую, Валентину Останькович, Филиппа Виноградова, Екатерину Бурлакову, Алену Бессер, Вячеслава Ахметзянова, Александра Марченко, Ирину Стачинскую, Татьяну Дешко.
Особая благодарность Алексею Вадимовичу Бартошевичу.
ПрессаВидеотека
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верю
Николай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»
Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»
Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»
Анастасия Каменская, «https://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Явление первое
Анастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
Показать все
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7
Анастасия Каменская, «https://www.buro247.ru», 15.12.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»
Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночь
Валентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»
Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы
Ольга Егошина, «https://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманами
Зоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»
«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаваться
Вячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсия
Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьем
Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»
Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь
Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавы
Мария Юрченко, «https://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?
Марина Шимадина, «https://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское барокко
Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побег
Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людей
Антон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»
Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»
Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру
Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»
Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Кирилл Пирогов, интервью для программы «Звёздный гость», телеканал Эфир, Казань, 1 октября 2020 г.
40.31 Мб, 00:05:10
- Галина Тюнина, интервью каналу «ТНВ Татарстан», Казань, 28 сентября 2020 г.
238.22 Мб, 00:04:10
- Кирилл Пирогов в программе «Утро» на YouTube-канале медиахолдинга «Губерния», GuberniaTV, Хабаровск, 9 сентября 2019 г.
220.95 Мб, 00:08:06
- Серафима Огарёва, Вера Строкова, Юрий Буторин, Амбарцум Кабанян и Александр Мичков в студии «Радио 2». Фестиваль «Золотая Маска» в Комсомольске-на-Амуре, 9 сентября 2019 г.
414.22 Мб, 00:44:57
- Амбарцум Кабанян – интервью телеканалу ОТС. «Сон в летнюю ночь», гастроли в Новосибирске, 21 мая 2019 г.
90.48 Мб, 00:09:41
Показать все
- Капустник, часть 1. Спектакли с шестьдесят шестого по двадцать девятый, 13 января 2019 г.
0.00 Мб, 01:09:45
- Трейлер спектакля «Сон в летнюю ночь», новый состав с декабря 2018 г.
160.19 Мб, 00:01:51
- «Сон в летнюю ночь», гастроли в Екатеринбурге, «Вести-Урал», телеканал «Россия 1», 25 сентября 2018 г.
8.82 Мб, 00:00:33
- Галина Тюнина, «Интервью королевы», Главтеатр, 13 декабря 2017 г.
93.98 Мб, 00:18:23
- «Сон в летнюю ночь», гастроли в Эстонии и Латвии в рамках фестиваля «Золотая маска в странах Балтии», «Латвийское время», Первый Балтийский канал, 14 октября 2017 г.
71.43 Мб, 00:01:14
- Ирина Горбачева в программе «В ожидании… чего?», ГТРК «Культура», 4 декабря 2016 г.
695.09 Мб, 00:14:13
- Кирилл Пирогов в «Утренних новостях» Первого Балтийского канала, 12 октября 2017 г.
360.41 Мб, 00:11:21
- Галина Тюнина в «Утренних новостях» Первого Балтийского канала, 12 октября 2017 г.
537.97 Мб, 00:14:12
- «Сон в летнюю ночь», гастроли в Эстонии и Латвии в рамках фестиваля «Золотая маска в странах Балтии», «Латвийское время», Первый Балтийский канал, 12 октября 2017 г.
71.77 Мб, 00:02:03
- Новогоднее поздравление театра, 31 декабря 2016 г.
446.00 Мб, 00:03:52
- «Сон в летнюю ночь», гастроли в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Золотая маска». Программа «Сегодня в Санкт-Петербурге», НТВ, 30 ноября 2016 г.
49.18 Мб, 00:01:38
- «Сон в летнюю ночь» в программе фестиваля «Сезон Станиславского», «Афиша» на канале «Москва 24», 27 октября 2016 г.
65.28 Мб, 00:01:46
- Трейлер спектакля «Сон в летнюю ночь»
160.72 Мб, 00:01:51
- XXII Церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (фрагмент), 16 апреля 2016 г.
379.02 Мб, 00:10:15
- Ирина Горбачева в программе Вадима Верника «Кто там…», 17 января 2016 г.
576.94 Мб, 00:15:34
- Открытие 23-го театрального сезона и презентация книги Михаила Левитина в программе «Афиша», телеканал «Москва 24», 13 сентября 2015 г.
109.75 Мб, 00:03:19
- «Сон в летнюю ночь» – премьера в передаче «Культур-мультур», радио «Серебряный дождь», 8 июля 2015 г.
364.89 Мб, 00:06:14
- «Сон в летнюю ночь» – премьера в передаче «Фигаро здесь, Фигаро там», «Радио России», 28 июня 2015 г.
286.72 Мб, 00:12:33
- «Сон в летнюю ночь» – премьера в передаче «Театры с Мариной Тимашевой», радио «Коммерсант FM», 25 июня 2015 г.
197.11 Мб, 00:09:36
- «Сон в летнюю ночь» – премьера в передаче «Афиша», телеканал «Москва 24», 23 июня 2015 г.
112.70 Мб, 00:03:02
- «Сон в летнюю ночь» – премьера в программе «Вести-Москва», телеканал «Россия 1», 19 июня 2015 г.
106.18 Мб, 00:02:24
- «Сон в летнюю ночь» – премьера в новостях телеканала «Культура», 19 июня 2015 г.
159.58 Мб, 00:03:38
Источник
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
© Платон Аверин/fomenko.theatre.ru
3 часа 20 минут, 1 антракт
12+
Доброе дурачество в лучших традициях ранних «фоменок»
В сказочной шекспировской комедии про античных афинян, одураченных лесными эльфами, блистает новое поколение «Мастерской Петра Фоменко» — и в этом суть. В спектакле, поставленном именитым учеником Фоменко Иваном Поповски (большим любителем всего воздушного и маньеристского), недавние выпускники впервые, кажется, поймали неповторимую интонацию ранних вещей поэтичного театра вроде легендарной «Двенадцатой ночи». Два акта феерического дурачества высшей пробы.
Создатели
Карэн Бадалов, Галина Тюнина, Олег Нирян, Амбарцум Кабанян, Серафима Огарева, Ирина Горбачева, Александр Мичков, Юрий Буторин, Андрей Казаков, Рустэм Юскаев, Кирилл Пирогов, Никита Тюнин, Степан Пьянков
Расписание спектакля
Место проведения
касса +7 (499) 249 19 21
адрес Москва, наб. Тараса Шевченко, 29
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–21.00
официальный сайт
Рецензия «Афиши»
9
Доброе дурачество в лучших традициях ранних «фоменок»
Три года назад не стало Петра Фоменко. С его уходом театр, труппу которого составляют несколько поколений учеников мастера, погрузился в кризис — без громких провалов, но и без очевидных удач. Репертуар качественно разделился на две части: при Фоменко и после. При — фантастической легкости и естественности стихия сложносочиненного авторского, в высшей степени интеллигентского (если не сказать аристократического) театра с неизменным и ненавязчивым ироничным прищуром. После — сумбурные мелодрамы в исполнении стажеров театра, попытки Евгения Каменьковича ухватиться за ускользающую легкость в грузных спектаклях по Пиранделло и Салтыкову-Щедрину, одномерные опыты с современной драматургией и хореографией. В этом контексте «Сон в летнюю ночь», поставленный македонцем Иваном Поповски (представителем ранних «фоменок») одновременно для новобранцев и старожилов театра, — не просто большая удача. Это счастливое возвращение из комы.
Шекспировская комедия про лесных эльфов и нимф, режиссирующих уморительный спектакль с ничего не понимающими и ошалевшими от любви молодыми людьми, безупречно разложена Поповски на труппе. Высокопоставленных персон Тезея и Ипполиту, равно как и их проекций в эльфийском мире — Оберона и Титанию, — чинно исполняют, под стать своему положению в «Мастерской», Карэн Бадалов и Галина Тюнина. Нерадивых и взбалмошных детей, сбежавших в лес (на них лежит основная сюжетная ответственность), играет квартет недавних стажеров театра. Неистовое противостояние трепетной Гермии (Серафима Огарева) и воинственной Елены (Ирина Горбачева) — главный хук спектакля, тут все придирки о профессиональном несоответствии нового поколения «фоменок» всем предыдущим оказываются на лопатках. Тем временем Амбарцум Кабанян, высоченный красавец с низким голосом и манерами Николая Цискаридзе, вместе с ролью Робина (эльф, из-за которого весь сыр-бор) играет как будто протеже Бадалова, чье снисходительное покровительство здесь обретает смысл урока по театральному ремеслу, передачи секретных знаний на глазах у публики. Кажется, аналогичная функция и у Кирилла Пирогова, подающего свою роль третьего плана (починщик мехов Фрэнсис Дудка) как мастер-класс. И это работает. Если не знать всех тонкостей нынешнего положения «Мастерской Петра Фоменко», на первый план так или иначе выходит бронебойная энергия дуракаваляния. Но и здесь давний поклонник этого театра разглядит привет раннему спектаклю Каменьковича по другой пьесе Шекспира — «Двенадцатой ночи»: здесь снова почти пустое пространство, ни к чему не обязывающие костюмы и все дружно поют.
Вот это контекстное попадание во все пазы, воскресившее из небытия фирменную фоменковскую интонацию, оказывается не менее мощным художественным актом, чем, например, концептуальная препарация «Сна в летнюю ночь» Кириллом Серебренниковым или постмодернистская игра Дмитрия Крымова по этой же пьесе. Во всех трех случаях текст оказывается катализатором к прозрению. В случае с Поповски этим прозрением стал союз прошлого и будущего — на примере одной гениальной, но несколько растерянной труппы.
Лучшие отзывы о спектакле «Сон в летнюю ночь»
5
Много ожиданий было от спектакля. Красивые декорации и костюмы, молодые красивые и энергичные актёры, известная пьеса со сказочным сюжетом- всё должно было сработать, но много движения и нет динамики действия, много шума, но мало эмоций- мне было скучновато. Казалось что вот сейчас разыграются и всё пойдёт в разнос, когда начинаешь смеяться не переставая. Кажется ,что спектакль должен был быть очень атмосферным- лёгким, увлекающим и увлекающимся…Но не произошло- для меня не произошло… Хотя зал был полон, и в зале смеялись. У нас давно не было таких вызывающе красивых, зрелищных действий-перформансов.
1
Какой же все таки чужеродной, ну просто физически неприятной к прикосновению эстетикой обладает Мастерская Фоменко. Каждый их очередной спектакль, это как доставаемая из кладовки банка с бабушкиной просроченной консервацией. Ну и что, что срок хранения истек, ну и что, что плесень варенье накрыла, сейчас нам все прокипятят и в рот будут старательно ложку за ложкой впихивать. Запить не дадут, хоть обдавись весь.
Раньше я думал, что это только спектакли самого Фоменко вызывают такую реакцию. Вовсе нет – Мастерская это театральное нафталиновое болото, оно вне зависимости от существования мастера само себя бодро поддерживает в искусственно придуманном времени для искусственно придуманного театра вне актуальности и современности. И пусть весь мир несется вокруг с безумной скорости, тут, на набережной такой всеми 89% народонаселения страны любимый эсэсэсровский застой. Как при Фоменко было, так во веки вечные тому и быть.
“Сон в летнюю ночь” Поповски демонстрирует это как никак лучше. Это смесь концерта Петросяна, шоу “Новые русские бабки” и Грушинского фестиваля.
Ах, как это нравится публике, как эти гэги ее смешат, как эта авторская песня сопровождается аплодисментами, чистый “Аншлаг, аншлаг”. Ну и не только публика любит это гавно, жюри премии “Золотая маска” хлебом не корми, дай Мастерской вручить все, что только можно. Лучший драматический спектакль прошлого года? Господа, вы в каком театральном контексте существуете? Вы на полном серьезе звезду инстаграмма Горбачеву за эти кривляния номинируете на премию как лучшую актрису? Стыд!
1
Смотрела в прошлом году. Не понравился совсем. Хотелось встать и уйти сразу. У Шекспира комедия, но не бред. Сам театр про себя пишет, что актеры на сцене не играют, а дурачаться. Вот именно это и происходит на сцене. Бегают, орут, кувыркаются, играются и дурачаться.
9
Наверное, сейчас единственный позитивный спектакль в Москве с «положительным концом» где можно посмеяться. Сцены провинциального театра выступающего перед Герцогом на свадьбе максимально комичны и достойны отдельной постановки. Галина Тюнина неподражаема, Ирина Горбачева – блеск, сила таланта (ей досталась «трудная» роль Елены, которую сначала ненавидят, а потом любят). Очень понравилось! Пойду ещё и не раз!!!!!!!
9
Очередным сильным театральным впечатлением для меня стал «Сон в летнюю ночь» «Мастерской Петра Фоменко», номинированный на «Золотую Маску» в этом году. Посмотрев этот спектакль, я опять могу с уверенностью сказать, что эксперты знали, что выбирали, т.к. спектакль достоин ее полностью и абсолютно, по всем параметрам.
Основное, на что обращаешь внимание в этом спектакле – это оформление, стиль, сценическое движение, т.к. перевод кажется вполне привычным. На этот раз ткань, ее движение, эффект, который она создает – главный козырь в руках создателей постановки. Костюмы героев не яркие, выполнены в приглушенных тонах, причем костюмы каждых явно дают понять, из какого они мира: людей или волшебных созданий. Костюмы простолюдинов, ставящих свою пьесу, выглядят наиболее земными, как и они сами. Афиняне – все в белом, жители лесов – приглушенные мягкие краски характеризуют их костюмы. В спектакле за скобки выведена свита Титании, они есть и их нет на сцене. Эти люди, создающие движение ткани – их лица закрыты, они почти невидимы, как лесные эльфы. Видны лишь те, кого надо увидеть на сцене, остальные вдруг исчезают, одновременно оставаясь.
Первая сцена выстроена на удивление графично: четкие движения актеров, как танец. Герои выглядят словно статуи – все в белом на белом фоне, оживают лишь когда говорят, только глаза их выдают чувства, эмоции, какую-то реакцию. История рассказывается так, будто мы видим какие-то рисунки на стенах древних храмов. Замершая история. Лишь Гермия ломает эту графичность, становится живой на фоне этих статуй, заставляет вдруг стать живыми и их, сходит из древнего мифа на землю.
Чарующий лес, в котором происходит большая часть действия – другой. Он обволакивает и затягивает в сон, но он и пробуждает чувства. Здесь нет места графичности. Ткань, ее волнение, которая была лишь статичным фоном в афинских сценах, здесь становится живой, и вот уже перед нами заросли волшебного леса, где-то ухают совы, какая-то мистическая музыка создает атмосферу колдовства. Здесь мы знакомимся с правителями этого волшебного мира – Титанией и Обероном, сыгранными теми же актерами, что изображают афинян Ипполиту и Тезея. Титания случайно ли или специально кажется продолжением той самой Ипполиты, чье согласие на брак с Тезеем, кажется завоеванным и не слишком добровольным. Титания здесь сопротивляется своему супругу, как королева эльфов она живет так, как хочет. Образ Оберона же совсем не выглядит Тезеем с другой точки зрения, хотя пересечения, несомненно, есть. Это самостоятельный герой, похожий на древнего мудрого волшебника, хранителя леса и людей, решившего проучить свою супругу. Оберон и наблюдатель, и действующее лицо, совершенно мистическая фигура. Не знаю уж, как удалось, но Оберон появляется в разных частях сцены и даже зала совершенно неожиданно, так, будто он телепортируется, что не захочешь – поверишь в его волшебную сущность.
Афиняне в этом лесу в своих белах одеждах становятся его частью и его пленниками. Они будто не замечают красоты и опьяняющего дурмана этого леса. Они бегают друг за другом, общаются друг с другом, путаются и оказываются пленниками этого леса. Их судьбами и мыслями завладевает Оберон: он способен дать им великое счастье или отнять его. Он вовсе не отрицательный герой, но относится к людям с некоторым снисхождением, как к низшим существам, чьи жизни целиком в его руках. Его помощник – Робин-Добрый малый. Он похож на веселого бесенка, но беззлобного. Этот герой подвижен, черты его лица ярко подчеркнуты. Он почти все время на сцене, закручивается в самые невероятные узлы. Он лазает по деревьям-тканям, он танцует с персонажами, увлекая и дурманя их. Он забавляется. Едва ли это получилось случайно, но Робин очень похож на Николая Цискаридзе, причем не только внешне, но и движениями. Временами вспоминается Смерть из РиДж, но с той разницей, что здесь Робин – пусть и мистический герой, но действующее лицо, чьи поступки влияют на судьбы людей, и вовсе не несет он зла и боли.
Здесь лишь слегка затронута тема сопротивления высшим силам настоящей любви, но она есть… Если посмотреть на реакцию Лисандра – красивого и трепетного юноши – после закодовывания его каплями растения, можно увидеть, что человеческое его чувство чуть сопротивляется, и он не сразу верит в новую любовь. К чувствам человеческим, искренним, отношение здесь с одной стороны уважительное: Оберон старается помогать любви, как мягкой и благородной (Лисандр и Гермия), так и отчаянной и сумасшедшей (Елена). Чувства Елены здесь вообще доведены до предела: к ней и ее предательству не испытываешь неприязни, ведь все сделано впопыхах и лишь ради любви. Она гоняется за Деметрием, и их бесконечная гонка выглядит комично, когда герои носятся по всему залу и всей сцене. Впрочем, эта героиня кажется растерянной, когда все происходит наоборот, получив желаемое, Елена теряется, и кажется счастливой «по течению», не до конца верит она своему счастью, кажется, сомневается, счастье ли вообще она обрела. С другой стороны, к человеческим чувствам отношение снисходительное: так легко их обмануть и так забавно наблюдать за последствиями обмана.
Помимо центральных персонажей, в чьей сюжетной линии есть и некий трагизм, есть еще и чисто комичные сюжеты. Это Титания, влюбившаяся волею Оберона в человека с головой осла, и простые люди, ставящие с невероятной серьезностью пьесу про Пирама и Фисбу. В первом случае занятной оказывается метаморфоза: голова осла подчеркнуто игрушечная, даже не в театральном стиле, а именно в детском, а персонаж быстро становится ослом сам, начинает думать, как осел. Что это? Извлечение животного из человека? Все люди внутри животные?
Возможно, ведь эта тема имеет продолжение и во влюбленных героях. Пока волшебные создания развлекаются, люди им полностью подвластны, их движения и действия все больше похожи на инстинктивные, они ведомы не человеческим, а животным, эта сущность идет изнутри героев. Так перед нами уже и не девушки, аккуратные и нежные, а разъяренные кошки с растрепанными волосами-шерстью. Елена, кажется, куда раньше оказалась близка к этому состоянию, но и Гермия тоже стала такой, пусть она и не околдована. Что это? Сильный стресс ведет к такому перевоплощению, не иначе.
Хочется отметить блистательный финал. Все-таки совсем не зря правителей людских и правителей волшебных изображают одни и те же актеры. Решение Тезея выглядит логическим продолжением действий Оберона: он теперь стоит на страже любви против самодурства, а Ипполита становится продолжением Титании и ее усмиренной страсти, теперь покорности. Не слишком большой персонаж, ее характер раскрыт через царицу эльфов, как и суть ее суженого. Завершается все, как и у Шекспира, веселым представлением простых тружеников. Они с удивительной серьезностью, но крайне неумело, пусть и со старанием пытаются представить свою пьесу, что это выглядит на редкость комично. Зрители пускают реплики, а актеры выходят из образов и общаются с этими зрителями (молодоженами). Забавно все: получившийся реквизит, взаимодействие актеров, совсем не ставших своими героями, а оставшимися собой, друг с другом. каждое движение буквально вызывает смех. Такое чисто человеческое завершение постановки.
Одновременно вдруг превратившийся из распорядителя празднеств обратно в Робина герой напоминает нам о связи между магией и людьми, и сон ли это был или наяву… Красивый финал.
Хочется отметить сценическое движение: каждый шаг героев выверен, интересно не только, что скажут актеры дальше, но и куда пойдут и что сделают. Актеры много взаимодействуют с декорациями и с залом самим: они выполняют почти акробатические трюки, лазают по свисающим тканям-лианам, заворачиваются в них, перемещаются по залу, забираются на лестницы, встают на ограждения бельэтажа (и как держатся только). Так сам зал оказывается местом действия, и зрители уже не в стороне, а в том самом заколдованном лесу.
А оформление! Помимо раскрашенных светом тканей-лиан, помимо традиционного приема создания волны при помощи ткани, сколько здесь находок! Лесные сцены начинаются с игры со светом: восходящая луна и какой-то персонаж на ней, блуждающие тени, луч, падающий на дыру в полу, которая оттого светится и откуда выбирается Робин! Потрясающее музыкальное оформление, буквально погружающее в атмосферу. Появляющийся то тут, то там Оберон: мистика, не иначе! Оформлено все так качественно, что иногда приходит ощущение нереальности происходящего, ощущения фальши нет совсем, ни на секунду. Поразительный эффект!
Я буду очень даже рада, если «Маска» достанется этому спектаклю. Это действительно выдающееся зрелище, производящее сильнейший эффект на зрителя! Очень рекомендую! Безумно красиво, безумно интересно поставлено и очень профессионально сыграно!
5 сильных зарубежных спектаклей в кино
January 18 2021
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
December 30 2020
10 лучших спектаклей 2020 года в Москве
December 25 2020
Фантазия о жизни Бэтмена в СССР и еще 5 новых спектаклей, на которые стоит обратить внимание
December 17 2020
Источник